Научная статья на тему 'Понятие компетентности и специфика ее оценки согласно ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»'

Понятие компетентности и специфика ее оценки согласно ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
требования к компетентности / судебный эксперт / судебно-экспертная лаборатория / ГОСТ ISO/IEC17025-2019 / competence requirements / forensic expert / forensic laboratory / GOST ISO/IEC17025-2019

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Чеснокова

На основе анализа понятия «компетентность», изложенного в теории судебной экспертизы и международном стандарте ГОСТ ISO/IEC17025-2019, выявляются их сходство и различие. Результат этого теоретического исследования имеет важное практическое значение, так как позволит убедиться в единстве смыслового содержания обоих определений и возможности органичного внедрения требований ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 в экспертное производство судебно-экспертных учреждений различной ведомственной принадлежности. Внедрение единых требований в судебно-экспертную деятельность будет способствовать движению к единому научно-методическому подходу. Вместе с тем, показана специфика оценки компетентности эксперта согласно специальным процедурам, разработанным в развитие положений указанного международного стандарта. Их проведение не противоречит, но дополняет известные способы проверки уровня квалификации эксперта и судебно-экспертной лаборатории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of competence and the specifics of its assessment according to GOST ISO/IEC17025-2019 «General requirements for the competence of testing and calibration laboratories»

Based on the analysis of the concept of «competence» as set forth in the theory of forensic examination and the international standard GOST ISO/IEC17025-2019, their similarities and differences are identified. The result of this theoretical study is of great practical importance, as it will make it possible to verify the unity of the semantic content of both definitions and the possibility of organic implementation of the requirements of GOST ISO/IEC17025-2019 in the expert production of forensic institutions of various departmental affiliation. The introduction of uniform requirements in forensic activities will contribute to the movement towards a unified scientific and methodological approach. At the same time, the specifics of assessing the competence of an expert according to special procedures developed in the development of the provisions of this international standard are shown. Their conduct does not contradict, but complements the known methods of checking the qualification level of an expert and a forensic laboratory.

Текст научной работы на тему «Понятие компетентности и специфика ее оценки согласно ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 343.983.25

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-180-185 EDN: https://elibrary.ru/KYHZMY NIION: 2007-0083-1/24-421 MOSURED: 77/27-005-2024-01-621

Понятие компетентности и специфика ее оценки согласно ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных

и калибровочных лабораторий»

Елена Владимировна Чеснокова

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации,

Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. На основе анализа понятия «компетентность», изложенного в теории судебной экспертизы и международном стандарте ГОСТ ISO/IEC17025-2019, выявляются их сходство и различие. Результат этого теоретического исследования имеет важное практическое значение, так как позволит убедиться в единстве смыслового содержания обоих определений и возможности органичного внедрения требований ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 в экспертное производство судебно-экспертных учреждений различной ведомственной принадлежности. Внедрение единых требований в судебно-экспертную деятельность будет способствовать движению к единому научно-методическому подходу. Вместе с тем, показана специфика оценки компетентности эксперта согласно специальным процедурам, разработанным в развитие положений указанного международного стандарта. Их проведение не противоречит, но дополняет известные способы проверки уровня квалификации эксперта и судебно-экспертной лаборатории.

Ключевые слова: требования к компетентности, судебный эксперт, судебно-экспертная лаборатория, ГОСТ ISO/IEC17025-2019

Для цитирования: Чеснокова Е. В. Понятие компетентности и специфика ее оценки согласно ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 180-185. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-180-185.

Original article

The concept of competence and the specifics of its assessment according to GOST ISO/IEC17025-2019 «General requirements for the competence of testing and calibration laboratories»

Elena V. Chesnokova

Russian Federal Center for Forensic Expertise under the Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow,

Russia, [email protected]

Abstract. Based on the analysis of the concept of «competence» as set forth in the theory of forensic examination and the international standard GOST IS0/IEC17025-2019, their similarities and differences are identified. The result of this theoretical study is of great practical importance, as it will make it possible to verify the unity of the semantic content of both definitions and the possibility of organic implementation of the requirements of GOST ISO/IEC17025-2019 in the expert production of forensic institutions of various departmental affiliation. The introduction of uniform requirements in forensic activities will contribute to the movement towards a unified scientific and methodological approach. At the same time, the specifics of assessing the competence of an expert according to special procedures developed in the development of the provisions of this international standard are shown. Their conduct does not contradict, but complements the known methods of checking the qualification level of an expert and a forensic laboratory.

Keywords: competence requirements, forensic expert, forensic laboratory, GOST ISO/IEC17025-2019

For citation: Chesnokova E. V. The concept of competence and the specifics of its assessment according to GOST ISO/IEC17025-2019 «General requirements for the competence of testing and calibration laboratories». Criminological Journal. 2024;(1):180-185. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-180-185.

© Чеснокова Е. В., 2024

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Содержание понятия компетентности в судебной экспертологии и международном стандарте ГОСТ ISO/IEC17025-2019

Согласно истокам понятия «компетентность» (от лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий), оно прежде всего рассматривается как качество человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в каком-либо виде деятельности, вследствие чего, его мнение для других является авторитетным. Для судебно-экспертной деятельности определение компетентности имеет ключевое значение, так как не только указывает пределы применения специальных знаний, но и представляет основу для ее оценки и профессиональной подготовки. Как известно, компетентность эксперта определяется его компетенцией и, по мнению признанных ученых, составляет субъективную компетенцию - степень, в которой конкретный эксперт владеет специальными знаниями [1, с. 131]. В качестве объективных критериев, определяющих компетентность, выделяют уровень образования, специальную экспертную подготовку, стаж экспертной работы, опыт в решении соответствующих экспертных задач, индивидуальные особенности. Причем все перечисленные критерии учитываются в совокупности, определяя уровень компетентности как развитие каждого из них в определенной степени или объеме. Например, В. Ф. Орлова формулирует компетентность как определение объема специальных знаний у отдельного судебного эксперта, дифференцируя ее уровень в зависимости от квалификации эксперта и его опыта [2, с. 147]. При этом важным критерием в обозначенной совокупности представляются личные качества и их ключевая составляющая - экспертный этикет [3, с. 28].

Авторитетом может обладать не только один человек, но и коллектив, организация людей, поэтому в обиходе словосочетание «авторитетная организация». По идеологии стандартизации компетентность персонала, т. е., каждого работника неразрывно связана с компетентностью лаборатории (судебно-экспертного учреждения). Международный стандарт ГОСТ ISO/ IEC17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» обязывает лабораторию обеспечить обладание персоналом компетентностью для выполнения лабораторной деятельности, за которую они несут ответственность, понимание важности отклонений, выявленных в ходе лабораторной деятельности, и правильность реагирования на них. На основе данного требования компетентность эксперта сформулирована как продемонстрированная способность применять знания/ навыки и личные качества. Причем все работники лаборатории, включая и экспертов, должны демонстрировать свою компетентность не только при нормальном ис-

полнении порученной работы, но и при возникновении различного рода несоответствий [4, с. 31].

Сравнивая два определения между собой, становится очевидным, что первое, относящееся к терминологии теории судебной экспертизы, прежде всего, показывает действие компетентного органа по определению (оценке) уровня компетентности эксперта. Таким компетентным органом согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является экс-пертно-квалификационная комиссия. В определении, имеющемся в ГОСТ К0/1ЕС17025-2019, отражены действия по демонстрации способности применять знания, навыки и личные качества конкретного работника в заданный период времени Указанные подходы к изложению смысла понятия «компетентность» определяются в тексте стандарта как требования. Требования можно разделить на базовые, выполнение которых свидетельствует о потенциальной возможности исполнения работником определенных функций (наличие документа об образовании, записи в трудовой книжке об имеющемся опыте работы, повышении квалификации и т. п.), и требования о демонстрации способностей выполнять работу в рамках функциональных обязанностей (демонстрация навыков в проведении экспериментов, получении образцов для сравнительного исследования и т. п.). При этом, ключевым понятием как в одном, так и в другом определении является наличие объема специальных знаний, которые для эксперта выражаются посредством профессиональных знаний, навыков и личных качеств.

В ГОСТ КО/1ЕС 17025-2019 рассматриваемое определение окрашено оттенком действия самого проверяемого эксперта и взаимосвязано с функционированием системы менеджмента лаборатории. Отсюда, техническая компетентность самой лаборатории -это групповая компетентность, которая предполагает требования и к лаборатории в целом, и к каждому работнику - эксперту в отдельной области специальных знаний (роде, виде экспертизы) как члену группы, коллектива лаборатории. Следовательно, лаборатория должна сформулировать требования к компетентности на выполнение определенного вида работ, которые реализуются в должностных инструкциях.

На основе вышеизложенного, ГОСТ КОЛЕС 17025-2019 содержит не только требования к эксперту, но и неэкспертному персоналу и распространяется шире - до компетентности судебно-экспертной лаборатории. И здесь, на наш взгляд, нет противоречий с судебной экспертологией и законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности.

Специфика оценки компетентности эксперта согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019

При оценке компетентности эксперта учитывает-

ся следующая позиция - наличие соответствующего образования вовсе не означает, что эксперт готов продемонстрировать знания и навыки на современном уровне развития конкретного рода или вида судебной экспертизы.

В п. 6.2.1 ГОСТ КОЛЕС 17025-2019 говорится: «весь персонал лаборатории, как внутренний, так и внешний, который мог бы повлиять на деятельность лаборатории, должен действовать беспристрастно, быть управляемым и компетентным и должен работать в соответствии с системой менеджмента лаборатории» [4, с. 30]. Развивая данную цитату, подчеркнем, что всем без исключения работникам аккредитованной лаборатории, в том числе, экспертам помимо компетентности, беспристрастности и управляемости предъявляется требование работать в соответствии с ее менеджментом качества. Из чего следует условие к персоналу - знание основ менеджмента качества лаборатории и умение действовать в соответствии с ними. При этом аккредитованная судебно-экспертная лаборатория должна позаботиться о разработке и внедрении соответствующих научно-методических материалов. В их числе образовательные программы, разработанные как для менеджеров по качеству лаборатории, руководителей высшего и среднего звена, так и работников лаборатории, а также неэкспертного персонала. Следовательно, такие знания и умения должны стать необходимой частью дополнительной профессиональной переподготовки и квалификационных требований.

В ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России как аккредитованной лаборатории разработан Регламент по проведению межлабораторного профессионального тестирования (МПТ) в государственных судебно-экспертных учреждениях (далее - Регламент МПТ) и опубликован в 2011 г. в журнале «Теория и практика судебной экспертизы» [6]. Регламент МПТ входит в базу документов системы менеджмента (СМ) аккредитованной лаборатории.

Суть МПТ состоит в том, что эксперту предоставляется реальная возможность продемонстрировать свои знания и умения в реальном времени. Данная процедура представляет собой следующее. Каким-либо компетентным судебно-экспертным учреждением для участвующих в данной процедуре лабораторий подготавливается задание для решения отдельной задачи или задач судебной экспертизы, создаются объекты с определенными свойствами и уже имеется достоверный ответ/результат исследования. При этом название участвующих в МПТ лабораторий, чьи сотрудники принимают в нем участие, кодируется, оно не известно другим участникам, и окончательные результаты отдельной лаборатории отправляются только в адрес этой лаборатории.

Рассмотрим особенности осуществляемой деятельности по проверке квалификации согласно вышеуказанному Регламенту МПТ.

Во-первых, он представляет собой стандартную процедуру: «Согласно требованиям международного стандарта КОЛЕС 17025 проведение межлабораторных сравнительных испытаний является одной из основных процедур управления качеством, используемых для оценки эффективности и пригодности методов, подтверждения достоверности результатов измерений. Важнейшим элементом процедуры подтверждения компетентности судебно-экспертных учреждений, повышения достоверности информации о показателях состава и свойств исследуемых объектов судебной экспертизы является межлабораторное профессиональное тестирование» [7, с. 65].

Таким образом, с помощью описываемой процедуры возможно осуществить подтверждение компетентности эксперта и судебно-экспертной лаборатории.

У МПТ обширные задачи, и в части оценки компетентности, сформулированы следующие:

• оценка компетентности отдельных лабораторий применительно к исследованиям конкретных объектов судебной экспертизы;

• обеспечение дополнительной уверенности органам (лицам), назначающим экспертизы, в компетентности конкретных судебно-экспертных лабораторий.

В соответствии с п. 3.5 ГОСТ КОЛЕС 17025-2019, проверка квалификации (проверка компетентности) представляет собой оценивание характеристики функционирования участника по заранее установленным критериям посредством межлабораторных сличений. В свою очередь, межлабораторное сличение - это совокупность процедур, которая состоит из: организации, выполнения и оценивания измерений или испытаний одного и того же или нескольких подобных образцов двумя или более лабораториями в соответствии с заранее установленными условиями.

Поэтому условия проведения вышеуказанной процедуры, должны быть установлены заранее, до начала изготовления образцов [4, с. 17]. К таким условиям можно отнести временной промежуток, в который проводятся экспериментальные исследования образцов, проверяются необходимые средства испытаний, лабораторные помещения и условия окружающей среды.

В системе СЭУ Минюста России в МПТ уже имеется и международный опыт. Например, участие в данной процедуре лабораторий судебных компьютерно-технических экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России и ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России в рамках ЕврАзЭС [8].

Полученные лабораторией результаты экспериментов, не соответствующих «правильному» значе-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

нию, которым обладает координатор, также важны для данной лаборатории, как и соответствующие заранее просчитанным и принимаемым как верные. Так, в рамках проводимого в 2013 г. Институтом судебных экспертиз Министерства юстиции Китая МПТ среди лабораторий судебной компьютерно-технической экспертизы, целью которого были вопросы восстановления и поиска компьютерной информации по заданным ключевым словам, результатом для лаборатории РФЦСЭ стало неполное установление искомых файлов. Сформулированные на основе пройденного МПТ выводы позволили найти «слабое звено» в методическом обеспечении, в частности, установить необходимость приобретения специального экспертного программного обеспечения для решения подобных задач с большей степенью достоверности. Указанные выводы являются наиболее ценным установлением для деятельности лаборатории, даже в сравнении с полностью положительным результатом, так как позволяют не только выявить часть процесса исследования, в котором формируются недостоверные данные, приводящие потом к недостоверному/ограниченно недостоверному результату, предпринять корректирующие действия. Вместе с тем, они поддерживают идеологию, лежащую в основе ГОСТ КОЛЕС 170252019, которая реализуется в требованиях постоянного мониторинга за деятельностью лаборатории, работы над улучшениями, и функционирования менеджмента рисков.

Во-вторых, признание компетентности происходит по результатам стандартной процедуры. В отношении оценки компетентности персонала лаборатории стандартная процедура может проводиться в рамках аккредитации лаборатории или в иные временные периоды.

МПТ имеет типовую схему, в соответствии с Регламентом [6, с. 52] включающую в себя следующие этапы: планирование; приобретение, подготовка, распределение и контроль качества объектов тестирования; рассылка испытательным лабораториям объектов тестирования и соответствующих материалов; выполнение испытательными лабораториями исследований объектов тестирования и сообщение координатору о результатах в установленные сроки; проведение координатором сравнительного анализа результатов, полученных всеми участниками МПТ с применением соответствующих статистических методов. Заключительной фазой является подготовка координатором итогового отчета и ознакомление с ним всех участников МПТ.

В свою очередь, каждый этап также имеет стандартные требования. Например, на стадии планирования требуется проведение верификации с участием референтной лаборатории в случае отсутствия информации о надежности статистической обработки

результатов МПТ. Или на стадии экспериментальных работ необходимо иметь детальные инструкции, охватывающие все аспекты МПТ.

В-третьих, проводится в отношении юридического лица и физического лица. В соответствии с положениями ГОСТ КОЛЕС 17025-2019, компетентность лаборатории - это комплексное понятие, содержащее несколько направлений организационно-правовой деятельности лаборатории и направленное на достижение в них достоверных результатов. При этом, основой для понимания подхода к оценке компетентности лаборатории, может стать и ее определение (п. 3.6 ГОСТ КОЛЕС 17025-2019) как органа, который выполняет один или несколько из следующих видов деятельности: калибровка, испытания и отбор образцов, связанный с последующей калибровкой или испытаниями. Подтверждение компетентности лаборатории логично подтверждает и компетентность ее персонала в пределах области аккредитации. Например, лаборатория судебных трасологических экспертиз РФЦСЭ аккредитована по Методике выявления следов папиллярных узоров парами цианкрилата в лабораторной испарительной камере с циркулярным очистителем воздуха, утвержденная приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России №192/1-1 в 2017 г. Соответственно при прохождении проверки компетентности лаборатории, проводится и проверка компетентности экспертов, имеющих допуск по специальности.

Вместе с тем, для проведения МПТ требуются еще один участник - координатор проведения МПТ. В этом качестве выступает «уполномоченная организация, назначенная провайдером, которая по специальным программам организует и координирует все этапы работы по проверке компетентности выполнения лабораториями-участниками экспертных исследований определенного вида» [6, с. 67]. В этом качестве может выступить любое авторитетное судебно-экспертное учреждение.

В таком качестве РФЦСЭ был привлечен в 2011 году для проведения межлабораторного профессионального тестирования Советом министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС. Объектом МПТ являлось качество поведения компьютерно-технических исследований [8, с. 171]. Привлечение к роли координатора между судебно-экспертными лабораториями зарубежных стран: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан свидетельствует о признании роли РФЦСЭ в развитии инновационных механизмов стандартизации не только в России, но и на пространстве СНГ. Несомненно, также то, что одним из основных показателей стало наличие компетентного экспертного персонала, способного обеспечить программы тестирования.

Обязанности координатора вышеуказанного МПТ

обусловили разработку его Программы (далее - Программа МПТ) по решаемым вопросам судебной компьютерно-технической экспертизы. Структурно Программа МПТ, как правило, состоит из трех разделов: общие сведения, описание программы и отчетность.

В разделе «Общие сведения» содержатся названия организации-провайдера и координатора, очерчена судебно-экспертная область тестирования, определен объект профессионального тестирования, кратко сформулирована цель, указан состав участников, отмечены контролируемые характеристики (показатели) и стандартная форма, в которой необходимо представить информацию участниками тестирования. Также обязательной позицией является указание начала реализации программы тестирования, отметка об используемых методиках. Завершаются общие сведения отметкой степени конфиденциальности, которая обеспечивается присвоением идентификационного номера каждому участнику МПТ и последующим намерением информирования о результатах прохождения Программы МПТ только участникам, предоставившим свои результаты в срок.

Наиболее объемным и содержательным разделом является «Описание Программы МПТ». В нем подчеркивается значимость участия в МПТ судебно-экспертных лабораторий, поскольку обеспечивает объективную оценку качества исследований по конечному результату: сопоставить результаты, полученные разными методами, выявить методические проблемы и повысить качество экспертных исследований в интересах органов (лиц), назначающих судебные экспертизы.

В описании имеются ссылки на национальные и международные нормативно-технические документы, требования которых должны быть учтены при разработке программы.

В развернутом виде сформулирована основная цель программы МПТ. Исходя из этого, участие в ней предусматривает возможность оценки как внутри-, так и межлабораторных эффектов и сравнение полученных данных.

Описываются объекты предстоящих исследований, даются пояснения о методах и задачах. Четко отмечаются сроки проведения исследований, а также описывается алгоритм предоставления их результатов.

Программа МПТ заканчивается разделом «Отчетность». Для единообразия в отображении результатов проведенных исследований, определена форма и вид предоставляемой информации. Подчеркивается условие, при котором результаты будут учтены в обобщенном отчете, срок его подготовки координатором, информационные ресурсы для ознакомления.

Согласно Регламента МПТ [5, с. 55], к привлекаемому к участию в качестве координатора персоналу предъявляются следующие необходимые требования обладать:

• квалификацией и опытом в области планирования, реализации и составления отчетов по МПТ;

• навыками и опытом экспертных исследований, знаниями методов математической статистики.

Для аккредитации лаборатории не менее важными вопросами становится подтверждение персоналом способности действовать в условиях отклонений от нормы.

В соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ К0/1ЕС17025-2019, «персонал должен демонстрировать свою компетентность не только при нормальном исполнении порученной работы, но и при возникновении различного рода несоответствий. Правильная реакция на возникающие несоответствия должна также проверяться в процессе проверки компетентности персонала» [4, с. 31]. Данный комментарий указанного стандарта можно расценить как комплексное требование к персоналу лаборатории, содержащее в себе демонстрацию компетентности и при нормальных условиях, и в условиях расхождений в работе, которая требует от него стрес-соустойчивости и повторного поиска верного решения по ликвидации неверных результатов эксперимента или исследования в целом.

Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что положения ГОСТ КОЛЕС 17025-2019 могут быть адаптированы и для государственных судебно-экспертных учреждений, и для негосударственных судебно-экспертных организаций. Смысл, вкладываемый в определение понятия «компетентность» в судебной экспертологии и вышеуказанном международном стандарте един. Это свидетельствует о том, что его требования могут быть внедрены в деятельность любой судебно-экспертной лаборатории, применяться как единые в целях движения к единому научно-методическому подходу. Проведение межлабораторного профессионального тестирования как стандартной процедуры оценки компетентности эксперта и судебно-экспертной лаборатории, не противоречит, но дополняет известные способы проверки уровня квалификации эксперта.

Список источников

1. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы. (Судебная экспертология): учебник / под ред. Е. Р. Рос-синской. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма: Инфра-М, 2016.

2. Орлова В. Ф. Компетенция эксперта / Муль-ти-модальное издание «Судебная экспертиза: перезагрузка». Часть 2. Энциклопедический словарь теории судебной экспертизы / под ред. С. А. Смирновой. М. : ЭКОМ, 2012. С. 147-148.

3. Майлис Н. П. Этикет судебного эксперта как составляющая профессиональной этики в судебно-экспертной деятельности // Судебная экспертиза Беларуси. 2017. № 1(4). С. 28-32.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

4. Болдырев И. В. ИСО/МЭК 17025:2017. Практические рекомендации по применению. СПб.: ЦОП «Профессия», 2018.

5. Чеснокова Е. В., Дюваль Р. С. Компетентность эксперта и специалиста в свете положений международного стандарта ИСО 17025:2017 и зарубежного опыта использования специальных знаний // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14. № 3. С. 63-71.

6. Смирнова С. А., Усов А. И., Омельянюк Г. Г., Бебешко Г. И., Король С. Г. Опыт аккредитации судебно-экспертных лабораторий Минюста России на соответствие ИСО/МЭК 17025. Теория и практика судебной экспертизы. 2011. № 2(22). С. 40-56.

7. Смирнова С. А., Омельянюк Г. Г., Усов А. И., Бебешко Г. И. Специфика применения основных терминов и определений международного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 к деятельности судебно-экспертных лабораторий // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. № 2(26). С. 57-67.

8. Сидорова А. К. Опыт проведения межлабораторного профессионального тестирования в области судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 3(35). С. 169-172.

References

1. Rossinskaya E. R., Galyashina E. I., Zinin A. M. The theory of forensic science. (Forensic expertology): textbook. / E. R. Rossinskaya (ed.). M. : Norma: Infra-M, 2016.

2. Orlova V. F. Expert's competence. Encyclopaedic dictionary of forensic science. Multimodal issue «Forensic science: reboot». Part 2 / S. A. Smirnova (ed.). M. : EKOM, 2012. P. 147-148.

3. Maylis N. P. The Etiquette of Court Expert as a Component of Professional Ethics in Forensic Activities. Forensic examination of Belarus. 2017. No. 1 (4). P. 28-32.

4. Boldyrev I. V. ISO/IEC 17025:2017: Practical recommendations on application. SPb. : Professiya, 2018.

5. Chesnokova E. V., Duval R. S. Addressing the Competence of Experts and Specialists in the Light of Provisions of ISO/IEC 17025:2017 and International Experience in Applying Specialized Knowledge. Theory and Practice of Forensic Science. 2019. Vol. 14. No. 3. P. 63-71.

6. Smirnova S. A., Usov A. I., Omel'yanyuk G. G., Bebeshko G. I., Korol S. G. Practice of Accreditation of Forensic Laboratories of the Ministry of Justice of Russia on Compliance with ISO/MEK 17025. Theory and Practice of Forensic Science. 2011. Vol. 22. No. 2. P. 40-56.

7. Smirnova S. A., Omelyanyuk G. G., Usov A. I., Bebeshko G. I. Specifics of the application of key terms and definitions of the international standard GOST ISO/IEC 17025-2009 to the activities of forensic laboratories // Theory and Practice of Forensic Expertise. 2012. No. 2(26). P. 57-67.

8. Sidorova A. Collaborative proficiency testing in forensic science laboratories. Theory and Practice of Forensic Science. 2014. Vol. 3(35). P. 169-172.

Информация об авторе

Е. В. Чеснокова - Ученый секретарь Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, начальник отдела научно-методического обеспечения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук.

Information about the author

E. V. Chesnokova - Scientific Secretary of the Russian Federal Center for Forensic Expertise under the Ministry of Justice of the Russian Federation, Head of the Scientific and Methodological Support Department of the Russian Federal Center for Forensic Expertise under the Ministry of Justice of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 16.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 13.06.2023.

The article was submitted 16.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 13.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.