Запорожец Екатерина Владимировна
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники
Краснодарского университета МВД России _(тел.: 89184970822)
Отдельные аспекты содержательной стороны
оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства
В статье анализируются особенности деятельности оперативно-розыскных органов не только в выявлении и раскрытии, но и в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: участники уголовного судопроизводства, государственная защита, потерпевший, угроза.
E.V. Zaporozhets, senior teacher of chair of investigation and search operations and special equipment of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89184970822.
Separate aspects of the substantial party of the operational search providing criminal legal proceedings
In article features of activity of operational search bodies not only in identification and disclosure, but also in safety of participants of criminal legal proceedings are analyzed.
Key words: participants of criminal legal proceedings, state protection, victim, threat.
В последние годы под воздействием общественно-политических и социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, складывается весьма сложная криминальная ситуация, которая характеризуется значительным ростом преступности, развитием таких общественно опасных ее форм, как профессиональная и организованная, активизацией противодействия криминальных структур правоохранительным органам, появлением изощренных способов совершения и сокрытия следов преступлений, в том числе использования таких форм воздействия на участников уголовного судопроизводства как насилие, угрозы жизни и здоровью потерпевшим, свидетелям и очевидцам, их близким и родственникам. Следует признать неспособность правоохранительных органов активно противостоять росту преступности, постоянно растущему оттоку профессиональных кадров, разобщенности и отсутствию должного уровня взаимодействия между структурными подразделениями, противоречивой и несовершенной нормативно-правовая регламентации деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Эти и другие факторы в своей совокупности представляют весьма серьезную угрозу безопасности российского государства.
В связи с изложенным, несомненно, в настоящий момент первоочередной задачей, требующей особого внимания и принятия неотложных мер, является укрепление правопорядка и повышение эффективности борьбы с преступностью в совокупности с обеспечением неуклонного соблюдения и защиты основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан, в том числе и при осуществлении уголовного судопроизводства.
Решение данной задачи во многом зависит от целенаправленного, умело организованного, осуществляемого в соответствии с предписаниями правовых норм, взаимодействия следователя и органа дознания. Единство задач, стоящих перед сотрудниками оперативных аппаратов и следователями в процессе совместной их работы, в рамках уголовного судопроизводства, а также современное состояние и тенденции развития преступности обуславливают необходимость согласованного использования различных сил, средств и методов, имеющихся в распоряжении как оперативно-разыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.
Первоочередное значение в вопросах организации деятельности следователя и оперативных сотрудников в процессе раскрытия и расследования преступлений, особенно совершенных организованными преступными
205
группами, имеют реальность постановки перспективных и текущих задач данной стадии уголовного судопроизводства, а также выбор наиболее целесообразных путей их достижения.
Проблема взаимодействия следователя с полицией и основанные на законе пути ее решения были актуальны еще сто лет назад. Как отмечал профессор Пражского университета Ганс Гросс, «правильное положение полиции будет отведено в том случае, если судебный следователь не будет себя ни возвышать, ни унижать перед полицией и, в интересах дела, будет работать с нею рука об руку» [1]. Существенной «слабостью» досудебного уголовного производства при получении, по расследуемым делам, необходимой и полной информации с использованием только процессуальных средств является то, что особенно в случаях совершения организованной преступной группой латентных преступлений, связанных с угрозой безопасности лиц, подлежащих государственной защите, требуемые для доказывания данные можно получить лишь посредством предварительно добытой оперативной информации. То есть только преимущественно путем осуществления комплекса негласных оперативно-розыскных мероприятий, выступающих как «оружие», которым располагают лишь оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», перечень которых законодателем строго определен.
В этой связи представляется необходимым несколько подробнее остановиться на содержании, причинах появления и соотношении таких терминов, встречающихся в научной литературе и нормативных актах, как «взаимодействие сотрудников следствия и органа дознания» и «оперативно-розыскное обеспечение» уголовного судопроизводства. Вопросы взаимодействия сотрудников следствия и органов дознания и в современных реалиях остаются в центре внимания ученых и практических сотрудников.
В научной литературе существуют различные точки зрения относительно определения «взаимодействия». Так, например, А.Г. Лекарь в своих трудах пришел к выводу, что «под взаимодействием понимаются совместные и согласованные по времени, месту и целям действия двух и более аппаратов (органов) по решению конкретных задач борьбы с преступностью» [2]. Представляется, что при этом данное понятие раскрывает любые согласованные и совместные действия различных подразделений органов внутренних дел: дежурных частей, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, следствия, опера-
тивных подразделений, экспертно-
криминалистических подразделений и других.
В.Д. Рязанов, соглашаясь с точкой зрения С.В. Бородина [3], уже более узко охарактеризовал взаимодействие следователя и оперативного работника именно в уголовном процессе, как «определенные уголовно-процессуальным законом и выработанные практикой способы сотрудничества путем наиболее целесообразного сочетания их возможностей для решения конкретных задач на различных этапах движения уголовного дела» [4].
Освещая вопрос взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами гор-райорганов внутренних дел при раскрытии преступлений, В.М. Атмажитов указанную дефиницию рассматривает, как «основанную на законе и подзаконных нормативных актах их согласованную деятельность процессуального, оперативно-разыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих им сил, средств и методов, позволяющую добиваться в этом деле высоких результатов» [5].
Именно эффективное сочетание присущих конкретному субъекту взаимодействия сил, средств и методов, специфичных только для следователя, дознавателя или только для оперативного сотрудника при сохранении тайны предварительного следствия и источников получения негласной информации, организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, позволит решить основную задачу по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Поэтому представляется, что именно в рамках взаимодействия следует рассматривать и вопросы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства.
Впервые термин «оперативное обеспечение следствия» впервые был сформулирован в указании МВД СССР от 5 декабря 1984 г. № 124 «О ходе выполнения решения коллегии МВД СССР от 25.10.1983 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы следственного аппарата» [6]. Содержание термина «оперативно-розыскное обеспечение», с учетом рассматриваемого вопроса, раскрывали многие отечественные ученые.
Так, В.П. Хомколов первоначально характеризовал систему оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление, как «комплекс правовых и организационно-тактических мер, обусловливающих взаимосвязь и взаимовлияние следователя и оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в целях всестороннего, полного и объ-
206
ективного исследования обстоятельств дела» [7]. В дальнейшем это определение им было уточнено. Под оперативно-розыскным обеспечением им понималась «система основанных на законе и ведомственных нормативных актах мер, осуществляемых оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел и направленных на непрерывное, своевременное и полное обеспечение предварительного следствия информацией, содержащей совокупность фактических данных об обстоятельствах совершенных преступлений и лицах, их совершивших, а также других сведений, необходимых для раскрытия и расследования преступлений» [8].
Э.И. Бордиловский в содержание понятия оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования включает «... комплекс мер оперативно-поискового характера, осуществляемых соответствующими оперативными службами органов внутренних дел по установлению присущими им методами и средствами фактов, подлежащих доказыванию по конкретным уголовным делам, источников информации о них в целях получения следствием данных, способствующих установлению объективной истины по делу, и принятие к виновным предусмотренных законом мер» [9].
Е.М. Рябков характеризует оперативно-розыскное обеспечение как «деятельность оперативных аппаратов органов внутренних дел по созданию оптимальных условий для полного, всестороннего и объективного расследования путем осуществления комплекса оперативно-разыскных мероприятий преимущественно разведывательного характера в отношении привлекаемых к уголовной ответственности лиц, их связей и иных лиц, имеющих отношение к расследуемым преступлениям, а также нейтрализации их неправомерного противодействия процессуальному доказыванию» [10].
Представляется более приемлемой позицией В.А. Лукашова, согласно которой «. оперативно-разыскное обеспечение распространяется не только на стадию предварительного следствия, но и охватывает всю систему правоохранительной деятельности государства. Иными словами, оперативно-разыскное обеспечение рассматривается в виде комплекса оперативно-разыскных мер, осуществляемых в целях обеспечения основных функций следственных аппаратов и прокуратуры, судебных органов, исправительных учреждений, включая исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы» [11].
Исходя только из вышеизложенного, представляется достаточно аргументированным тот факт, что взаимодействие оперативно-
розыскных аппаратов и следователей не означает слияния уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них остается самостоятельным органом, действуя в соответствии со своей компетенцией.
Все вышеизложенное, безусловно, предполагает, что для эффективной организации оперативного обеспечения мер безопасности участников уголовного судопроизводства оперативно-розыскной процесс должен осуществляться параллельно с уголовным процессом, как в досудебных, так и на судебных стадиях, а при необходимости может только начинаться на этих стадиях и длиться по окончании уголовного судопроизводства.
1. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб., 1908. С. 22.
2. Лекарь А. Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1967. С. 308-309.
3. См.: Бородин С.В. Некоторые вопросы взаимодействия оперативного работника и следователя органов охраны общественного порядка // Сборник трудов Всесоюзного научно-исследовательского института охраны общественного порядка. М., 1967. С. 21.
4. Рязанов В.Д. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя и оперативного работника в период подготовки и реализации материалов оперативной разработки: Дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1978. С. 85.
5. См.: Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений: Лекция. М., 1984. С. 10.
6. См.: О состоянии и мерах обеспечения своевременного, полного раскрытия и расследования преступлений: Приказ МВД СССР № 0260-1985 г.
7. Хомколов В. П. Правовые и организационно-тактические вопросы оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 1984. С. 13.
8. См.: Хомколов В.П. Организация и тактика оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя по раскрытию и расследованию преступлений: Лекция. М., 1990. С. 4.
9. Бордиловский Э.И. Сущность и основные направления ОРО предварительного расследования групповых преступлений // Труды Академии МВД СССР. М, 1990. С. 112.
10. Рябков Е. М. Правовые, организацион-
207
ные и тактические вопросы оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия по преступлениям, совершенным группой лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 1990. С. 20.
11. См.: Лукашов В.А. Введение в курс // Теоретико-прикладные основы ОРД ОВД: Доклад на научно-практическом семинаре кафедры ОРД Академии МВД СССР, 30.11.1988 г. Протокол 55.
1. Gross G. Managing for judicial investigators as criminalistics system. SPb. 1908. P. 22.
2. Lecar A.G. Prevention of crimes bodies of protection of a public order: Dis. ... Doctor of law sciences. M., 1967. P. 308-309.
3. See: Borodin S.V. Some questions of interaction of the quick worker and investigator of bodies of protection of a public order // Collection of works of All-Union research institute of protection of a public order. M, 1967. P. 21.
4. Ryazanov V.D. Legal and organizational bases of interaction of the investigator and the quick worker during preparation and realization of materials of expeditious development: Dis. ... master of law sciences. Kiev, 1978. P. 85.
5. See: Atmazhitov V.M. Interaction of offices of criminal investigation department with other services city region organs internal affairs at disclo-
sure of crimes: Lecture. M., 1984. P. 10.
6 . See: About a condition and measures of ensuring timely, full disclosure and investigation of crimes: Order of the Ministry of Internal Affairs of the USSR No 0260-1985.
7. Homkolov V.P. Legal and organizational and tactical questions of operational search ensuring activity of the investigator on establishment of the person who has committed a crime: Autoref. master of law. M, 1984. P. 13.
8. See: Homkolov V.P. The organization and tactics of operational search ensuring activity of the investigator on disclosure and investigation of crimes: Lecture. M., 1990. P. 4.
9. Bordilovsky E.I.Sushchnost and ORO main directions of preliminary investigation of group crimes // Works of USSR Ministry of Internal Affairs Academy. M., 1990. P. 112.
10. Ryabkov E.M. Legal, organizational and tactical questions of operational search ensuring preliminary investigation on the crimes made by a group of persons: Auvtoref. dis. ... master of law sciences. M., 1990. P. 20.
11. See: Lukashov V.A. Introduction in a course // Teoretiko-prikladnye of a basis of HORDES of Department of Internal Affairs: The report at a scientific and practical seminar of HORDES chair of USSR Ministry of Internal Affairs Academy, 30.11.1988. Protocol 55.
208