Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)
УДК 347
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
© О. С. Лапшина © Н. Д. Глушков
Лапшина Ольга Сергеевна кандидат юридических наук заведующая кафедрой теории и истории права и государства
филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти E-mail: [email protected]
Глушков
Николай Дмитриевич магистрант
Самарская гуманитарная академия
В статье рассматриваются вопросы понятия и сущности социальной рекламы на основе современного законолательства.
Ключевые слова: реклама, социальная реклама, законолательство о рекламе, информация.
В самом общем виде под социальной понимается реклама общественных и государственных интересов в целях достижения общеполезных и благотворительных целей.
Термин «социальная реклама» используется только в России, а во всем мире подобного рода реклама представляется как «некоммерческая» или «общественная»1.
Как отмечается в литературе, зародился данный вид рекламы в 1906 г. в США, когда общественная организация «Американская гражданская защита» создала рекламу, призванную привлечь внимание к вредному влиянию на окружающий мир энергетических компаний.
История социальной рекламы получила бурное развитие во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественной информации, проводящий работу по информированию американского населения о целях и причинах войны2.
1 Малышев М. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности : учеб.-практ. пособие. М. : Дашков и Ко, 2009. С. 31.
2 Песчанская Н. А., Степанова Н. И. Исторический анализ развития социальной рекламы // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом : матер. IV Международного Конститу-
Согласно ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Получить представление о социальной рекламе помогают возлагаемые на нее задачи, в числе которых выделяют необходимость:
• популяризовать социальную проблему, информировать о ней;
• представить общественности все возможные точки зрения по определенной теме, проинформировать обо всех возможных последствиях;
• создать положительное общественное мнение по конкретному вопросу, социальной проблеме;
• стимулировать участие в решении проблемы;
• способствовать изменению поведенческих моделей3.
Между тем функциональный аспект социальной рекламы, ориентированный на решение соответствующих задач, позволяет установить направления конкретной рекламной информации. По мнению А. Н. Толкачева, социальная реклама выполняет следующие функции:
• ведет пропаганду общественно полезных идей, позитивных явлений;
• является мощным инструментом формирования общественного мнения, что способствует созданию социальных институтов, укреплению культурных традиций, социальной поддержке населения;
• способствует восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе — развитию основ гражданского общества;
• является способом повышения социальной ответственности граждан за их отношение к чему-либо, за их действия, деятельность4.
Здесь стоит отметить, что по Закону о рекламе 1995 г. социальная реклама представляла общественные и государственные интересы и была направлена только на благотворительные цели.
Таким образом, главным признаком социальной рекламы является то, что она представляет общественные и государственные интересы.
Кроме того, она не ставит перед собой какой-либо цели коммерческого характера. Вместе с тем вполне очевидно то, что отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и регулируются в первую очередь гражданским законодательством.
В качестве рекламодателей в социальной рекламе могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные
ционного Форума, посвященного 95-летию юриди-ческого факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского (Саратов, 12-15 декабря). Вып. 4. Ч. 2. Саратов, 2013. С. 23.
3 Голуб О. Ю. Социальная реклама : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2010. С. 15.
4 Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М. : Эксмо, 2008. С. 96.
государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о рекламе).
Социальная реклама применяется в различных сферах общественной жизни. В частности, широко применяется социальная реклама в области пропаганды безопасности дорожного движения5.
Так, можно нередко встретить плакаты, в которых говорится о последствиях несоблюдения Правил дорожного движения6 и которые сопровождаются изображениями жертв ДТП. Таким образом, основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения.
Примером социальной рекламы является также реклама, призывающая к борьбе с коррупцией, выступающая за сохранение окружающей среды, пропаганды здорового образа жизни и т. д.
Следует иметь в виду, что некоторые авторы отмечают то, что сам термин «социальная реклама» вызывает некоторые сомнения, поскольку в данном случае не рекламируются ни товары, ни услуги, а доводится какая-то социально значимая информация до широких слоев населения.
А. В. Минбалеев пишет о том, что, исходя из легального определения социальной рекламы, законодатель рассматривает ее как самостоятельную разновидность информации, а не разновидность рекламы. Данный подход обусловлен разными целевыми назначениями, устанавливаемыми законодателем для данных видов информации (рекламы и социальной рекламы)7.
Кроме того, регулируется она исключительно ст. 10 Федерального закона «О рекламе», и иные нормы данного Закона, в том числе положения статьи 14 Федерального закона «О рекламе», в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах, не распространяются на социальную рекламу. В этой связи, в целях совершенствования нормативного регулирования социальной рекламы можно убрать ее из Закона о рекламе, а суть самого явления, который обозначается данным термином, перенести в Закон о средствах массовой информации.
Законом о рекламе предусмотрены различные виды информации, которая доводится до граждан — потребителей рекламы, причем выделяется просто реклама и социальная реклама. Таким образом, социальная реклама, по сути, не является разновидностью рекламы в общепринятом понимании слова, а рассматривается как особый вид информации, который имеет особые цели и задачи.
В письме ФАС от 11 сентября 2012 г. №АК/29576 «О социальной рекламе»8 также говорится о том, что социальная реклама не является рекламой.
5 Безруков Д. А., Войтенков В. А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология. 2011. № 2. С. 39.
6 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
7 Минбалеев А. В. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования социальной рекламы // Юридический мир. 2010. № 1 (157). С. 38.
8 Письмо ФАС от 11.09.2012 г. № АК/29576 «О социальной рекламе» // СПС «Консультант плюс».
Социальная реклама направлена на популяризацию полезной информации, а значит, она должна предоставляться бесплатно, однако на практике в большинстве случаев она распространяется на возмездной основе. Этот вид информации, как уже сказано, представляет общественные или государственные интересы.
Нельзя не обратить внимания на то, что коммерческая реклама старается нести положительную информацию, в то время как социальная реклама в России акцентирует внимание на существенно менее радостных аспектах, пытаясь таким образом сделать эти явления общественно значимыми. Казалось бы, социальная реклама не должна замыкаться исключительно отрицательными сторонами жизни общества, однако в России она не несет в себе позитивной информации. В большинстве случаев она направлена на то, чтобы уберечь граждан от каких-либо негативных событий (дорожно-транспортных происшествий, заболеваний опасными болезнями и т. д.), и, соответственно, вызывает некоторые неприятные ассоциации.
Известную трудность составляет нормативная природа отношений по распространению в широком смысле социальной рекламы, несмотря на то, что высшие судебные инстанции при решении данного вопроса отдавали предпочтение нормам частного порядка9.
Так, Конституционный Суд РФ в свое время заявил: отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и относятся к предмету гражданского законодательства, из чего делается вывод, что законодательство о рекламе регулирует «гражданско-правовые отношения»10.
Однако, как указывает Ю. Л. Мареев, из того факта, что какие-то отношения по своему характеру, составу участников, содержанию интересов и сфере возникновения тяготеют к гражданскому праву, не следует немедленно делать вывод о признании их гражданско-правовыми, поскольку они могут быть урегулированы и отраслями публичного права11.
Представляется, что Конституционный Суд РФ оставил без внимания общественно значимый, т. е. публичный аспект социальной рекламы, который несомненно должен подчиняться нормам публичного права. Поэтому далеко не все отношения в сфере социальной рекламы можно отнести к предмету исключительно гражданского права. В связи с этим более правильным выглядит мнение Ю. В. Осояну, полагающей, что социальная реклама является самостоятельным комплексным межотраслевым институтом российского права, регулирующим правоотношения, возникающие в процессе распространения информации, представляющей публичный интерес12.
9 Калъгина А. А. Правовые основы рекламной деятельности // Законы России.
2009. № 10. С. 3.
10 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.
11 Мареев Ю. Л. Об исторических корнях и сущности рекламы // Реклама и право.
2010. № 1. С. 20.
12 Осояну Ю. В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы (конституционно-правовые основы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 14.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруков Д. А., Войтенков В. А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения / / Юридическая психология. 2011. № 2.
2. Голуб О. Ю. Социальная реклама : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2010.
3. Калъгина А. А. Правовые основы рекламной деятельности // Законы России. 2009. № 10.
4. Малышев М. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности : учеб.-практ. пособие. М. : Дашков и Ко, 2009.
5. Мареев Ю. Л. Об исторических корнях и сущности рекламы // Реклама и право. 2010. № 1.
6. Минбалеев А. В. Современное состояние и перспективы развития правового регулирования социальной рекламы // Юридический мир. 2010. № 1 (157).
7. Осояну Ю. В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы (конституционно-правовые основы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
8. Песчанская Н. А., Степанова Н. И. Исторический анализ развития социальной рекламы // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом : матер. IV Международного Конституционного Форума, посвященного 95-летию юридического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского (Саратов, 12-15 декабря). Вып. 4. Ч. 2. Саратов, 2013.
9. Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М. : Эксмо, 2008.
10. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
11. Письмо ФАС от 11.09.2012 г. № АК/29576 «О социальной рекламе» // СПС «Консультант плюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.
THE DEFINITION AND ESSENCE OF SOCIAL ADVERTISING O. Lapshina, N. Glushkov
The article considers the issues of the definition and essence of social advertising on the basis of new legislation.
Key words: advertising, social advertising, advertising law, information.