Научная статья на тему 'Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики'

Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3851
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики»

- оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или решения суда в случае, если в процессе его проведение могут быть ограничены права человека и гражданина.

1 Перетрухин И.К. Агентурная кличка - Трианон: Воспоминания контрразведчика // «Секретная папка». М., 2000. С.

237.

2 Под оперативной версией нами понимается основанное на полученной оперативным работником информации предположительное объяснение сущности изучаемого события или отдельных его обстоятельств.

3 См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001. С. 409.

4 См.: Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981. С. 19.

А.П. Некрасов*

Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики

К числу важных направлений в деятельности государства по борьбе с преступностью относится ее профилактика. Это обязывает все государственные органы осуществлять планомерную, целенаправленную, комплексную и эффективную деятельность, включающую в себя общую и индивидуальную профилактику, предупреждение замышляемых преступлений, пресечение подготавливаемых преступлений и покушений на них.

В силу специфики решаемых задач и компетенции особое место в профилактике преступности отводится органам внутренних дел, учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, прежде всего их оперативным аппаратам. Оперативные аппараты, имея в своем распоряжении необходимые силы и средства, а также возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», при хорошей организации своей работы могут успешно решать вопросы по профилактике рецидивной преступности в исправительных учреждениях.

Необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий обусловлена тем, что преступники:

- намерения продолжать преступную деятельность тщательно скрывают;

- конкретные действия по реализации таких намерений умело маскируют от окружающих;

- приготовление к преступлению ведут весьма квалифицированно.

Опыт исправительных учреждений и оперативных служб криминальной милиции показывает, что преступники-рецидивисты не только не высказывают своих намерений продолжать преступную деятельность, но и стремятся убедить окружающих в том, что таких намерений у них нет, что они полностью исправились.

Находясь в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, такие лица нередко демонстрируют рвение в труде, специально привлекая к этому внимание сотрудников уголовноисполнительной системы, добиваясь, чтобы это непременно было замечено и зафиксировано. Одновременно они внешне строго соблюдают установленный режим, проявляют активность в самодеятельных организациях и т.д. Особенно тщательно рецидивисты стараются замаскировать свои истинные намерения незадолго перед освобождением. Оказавшись на свободе, они для вида устраиваются на работу, поначалу демонстрируют добросовестное отношение к ней, стремясь не допускать нарушений общественного порядка и вообще не привлекать к себе внимания окружающих. Однако втайне они вынашивают преступные намерения и исподволь подготавливают преступления.

В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы лица, вынашивающие намерения продолжать преступную деятельность, изучают настроения осужденных, выискивая среди них единомышленников, завязывают с ними близкие отношения.

Имеющая место научная дискуссия о правомерности профилактики в системе оперативнорозыскной деятельности, по мнению автора, объясняется сложностью криминальной обстановки в стране и в первую очередь низкой раскрываемостью неочевидных преступлений. У оперативных работников, особенно уголовного розыска, просто не хватает времени на проведение профилактических мероприятий, тем более что значительная часть преступлений по линии уголовного розыска совершается лицами, не попадавшими ранее в поле зрения сотрудников милиции.

* Начальник кафедры уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Криминология, криминалистика и ОРД

Что же касается профилактики среди ранее судимых лиц и осужденных, которые известны как сотрудникам оперативных аппаратов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, так и органов внутренних дел, и которые, располагая необходимыми силами, средствами, имея возможность проводить целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, то они могут и должны заниматься предупреждением преступности среди этой категории лиц как при отбывании ими наказания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, так и после освобождения их из исправительных учреждений. Их профилактическую деятельность можно рассматривать в двух основных формах: во-первых, самостоятельное проведение мероприятий общей и индивидуальной профилактики с использованием как гласных возможностей, так и оперативно-розыскных методов, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; во-вторых, в обеспечении полученной информации заинтересованных органов, общественных организаций, иных подразделений и служб органов внутренних дел и исправительных учреждений.

Предупреждение (профилактика)1 преступлений в деятельности органов внутренних дел в научном плане стало разрабатываться в конце 50-х гг.2 Определяющая роль в формировании концепции предупредительной деятельности принадлежит А.Г. Лекарю3. На основе проведенного исследования был подготовлен первый нормативный акт МВД, регламентирующий организационно-тактические положения предупреждения преступлений органами милиции4.

Использование в профилактической работе оперативно-розыскных мероприятий выделяет оперативные аппараты среди других служб органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, а также создает для них более широкие возможности для эффективного осуществления предупредительной работы. Практика убедительно подтверждает, что во многих случаях оперативно-розыскная деятельность является, в сущности, единственным средством эффективного воздействия на криминогенные явления, процессы и конкретные допреступные противоправные действия, нейтрализация и предотвращение которых с помощью гласных мер административно-служебного, уголовно-процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможны. Каждый из оперативных аппаратов органов внутренних дел, исправительных учреждений действует в определенной сфере и выполняет конкретные мероприятия по профилактике рецидивной преступности. В частности, оперативные аппараты учреждений и органов уголовноисполнительной системы проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению преступлений со стороны осужденных. Поэтому в профилактической деятельности необходимо учитывать сферу приложения их усилий, объекты воздействия, наличие конкретных задач, особенности сил, средств и методов, имеющихся в распоряжении оперативных работников.

К особенностям оперативно-розыскной профилактики в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы по предупреждению рецидивной преступности можно отнести следующие:

- подавляющая часть предупредительных мероприятий проводится в отношении осужденных, как правило, неоднократно отбывавших наказания в местах лишения свободы;

- деятельность оперативных аппаратов, исправительных учреждений, осуществляется на основе Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и в соответствии с ведомственными нормативными актами;

- профилактические мероприятия оперативных аппаратов, исправительных учреждений, тесно связаны с процессом воспитания осужденных;

- большинство оперативно-профилактических мероприятий проводятся не гласно, но в тесном взаимодействии с гласными методами;

- территория, на которой проводятся профилактические мероприятия, в основном ограничена пределами исправительного учреждения;

- право проводить оперативно-розыскные мероприятия в исправительном учреждении предоставлено только определенным лицам.

Деятельность сотрудников уголовно-исправительной системы по предупреждению правонарушений среди осужденных предполагает прежде всего выявление причин, порождающих эти деяния, и условий, способствующих их совершению, с последующей разработкой мер по устранению названных обстоятельств. Помимо этого, данная деятельность включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать нарушения режима, и применение к ним мер воспитательного и предупредительного воздействия. Наконец, она предполагает меры по своевременному обнаружению и пресечению замышляемых и приготавливаемых осужденными правонарушений.

Обязанность оперативных работников выявлять причины и условия, способствующие совершению рецидивных преступлений, и принимать необходимые меры по их устранению предусмотрена законом и регламентирована нормативными актами. Причем выполняется она в профилактических целях (вне связи с совершением конкретного преступления) в стадии замышления и приготовления к преступлению. На этой же стадии осуществляется и индивидуальнопрофилактическая работа с лицами, от которых можно ожидать совершения общественно опасного деяния. Например, если осужденный, замышляя или подготавливая преступление, подыскивает соучастника, то делает это среди своего окружения, обращая внимание прежде всего на осужденных,

отрицательно настроенных, а также характеризующихся неустойчивым поведением. В данной ситуации в отношении лица, замышляющего или подготавливающего преступление, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение перерастания замысла в конкретные действия. Одновременно осуществляется индивидуально-профилактическое воздействие на других лиц, которых преступник стремился привлечь на свою сторону.

Аналогичная индивидуальная оперативно-профилактическая работа проводится при подготовке и совершении преступления группой осужденных. Как правило, вокруг длительно существующей группы концентрируются другие осужденные, и в таких случаях индивидуально-профилактические мероприятия относятся как к осужденным, принимавшим непосредственное участие в подготовке либо совершении преступления, так и к второстепенным участникам. При этом осуществляется контроль за их реагированием на проводимые мероприятия.

Итак, оперативно-розыскная профилактика имеет место не только в процессе непосредственной деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, установлению рецидивистов, склонных к совершению преступлений, и воздействия на них, но и в ходе предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений. Кроме того, оперативно-розыскной профилактике присущи специфические черты: она регулируется нормативными актами; решает особый круг задач -выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, обнаружение и воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений; имеет свой объект воздействия; облекается в необходимых случаях в рамки специальных дел и т.д.

В результате нами предлагается следующее определение: оперативно-розыскная профилактика рецидивной преступности — это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая уполномоченными на то должностными липами, заключающаяся в комплексном применении гласных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих, установления осужденных лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны повторных преступлений.

Таким образом, оперативно-розыскную профилактику следует рассматривать в двух аспектах: в широком смысле - как часть социальной профилактики преступности в целом и в узком - как специальную деятельность органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, включая проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». На уровне социальной профилактики основное место занимают меры общегосударственного масштаба, направленные на выявление и устранение причин рецидивной преступности и условий, способствующих совершению преступлений.

Для уяснения сущности общей, специальной и индивидуальной профилактики, проводимой оперативными работниками, необходимо руководствоваться теми же положениями, что и при подходе к оперативно-розыскной профилактике, принимая ее общие и специальные признаки. Под общей профилактикой обычно принято понимать деятельность по выявлению и устранению причин рецидивных преступлений и условий, способствующих их совершению. Однако, как свидетельствует практика работы оперативных аппаратов по профилактике рецидивной преступности, содержание общей профилактики имеет свои особенности. В частности, большинство оперативных мероприятий среди судимых, скрывающих преступные намерения проводится оперативными работниками негласно.

Получив информацию, оперативные работники не сразу принимают по ней соответствующее решение. Это связано с тем, что они прежде всего должны перепроверить поступившие сведения с позиций объективности и достоверности, оценить их значимость, проанализировать и установить пути дальнейшего использования. В противном случае могут оказаться выявленными малозначительные обстоятельства, не представляющие оперативно-профилактического интереса. Кроме того, необходимо иметь в виду, что преступники в ряде случаев искусственно создают условия, способствующие совершению преступлений, одновременно вводя в заблуждение оперативных работников и отвлекая их внимание на проверку второстепенной или ложной информации. Тем самым этап предварительной оперативной проверки об условиях, способствующих совершению рецидивных преступлений, играет существенную роль в организации общей профилактики и должен включаться в ее содержание.

После того как оперативные работники сделают вывод о возможности использования полученных сведений для профилактики рецидивной преступности, они обязаны доложить их руководству с предоставлением соответствующих документов. При этой информации руководитель принимает необходимое решение и направляет ее заинтересованным должностным лицам или в службу, отвечающую за данный участок работы. Когда же нет необходимости сообщать информацию руководству учреждения и органа уголовно-исполнительной системы, оперативные работники, поставив в известность начальника оперативного аппарата, сами принимают меры к устранению

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Криминология, криминалистика и ОРД

условий, способствующих рецидиву, либо доводят эту информацию до соответствующей службы самостоятельно.

Для деятельности оперативных аппаратов по общей профилактике преступлений характерен контроль за процессом ее осуществления, а также за обстоятельствами, сложившимися после устранения недостатков. Это обусловлено имеющимися у них гласными и негласными возможностями получения объективных данных.

В нормативных актах, юридической и специальной литературе общая и индивидуальная профилактика рассматриваются взаимосвязано. Личность формируется под влиянием положительных и отрицательных социальных факторов, существующих в объективной реальности. В результате воздействия на личность антисоциальных факторов в ней возможно формирование негативных качеств, которые в дальнейшем могут трансформироваться в противоправное поведение. Например, недостатки, имеющиеся в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы прямо или косвенно воздействуют на личность осужденного. В свою очередь, чем больше осужденному присущи антисоциальные взгляды и установки, тем больше он подвергается воздействию отрицательной части осужденных и может стать на путь совершения правонарушений, в т.ч. и преступлений. Поэтому возникает необходимость тесной взаимосвязи общей и индивидуальной профилактики. Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, в определенной мере уменьшает возможность подготовки и совершения преступления. Устранением отрицательных взглядов и установок в сознании осужденного, от которого можно ожидать совершения преступления, ослабляется влияние на него внешних и внутренних негативных факторов.

Таким образом, следует подчеркнуть, что индивидуальная профилактика заключается в выявлении лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и в проведении в отношении данных лиц активной работы по недопущению с их стороны преступлений.

Вместе с тем к числу существенных элементов, которые должны учитываться при рассмотрении содержания индивидуальной профилактики, осуществляемой оперативными аппаратами, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы следует отнести:

- регулирование этой деятельности законами и подзаконными нормативными актами;

- наличие специального объекта индивидуального оперативнопрофилактического воздействия (ранее судимые лица);

- специфичность оперативно-розыскных мероприятий в сочетании с гласными возможностями;

- необходимость устранения воздействия на профилактируемых лиц отрицательной части осужденных;

- - комплексный подход к воздействию на осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений;

- осуществление контроля за профилактируемыми как в процессе воздействия, так и после

него.

Осужденные, от которых можно ожидать совершения преступлений, должны быть поставлены на соответствующий оперативно-профилактический учет.

Обязательность этого предусмотрена оперативными актами. Однако начало организации индивидуальной профилактической работы в значительной мере зависит от объективности полученной информации и субъективного мнения оперативного работника. Данное положение во многом объясняется отсутствием четких критериев в определении категорий осужденных, в отношении которых необходимо проводить профилактическую работу, что создает существенные трудности оперативных аппаратов исправительных учреждений.

Нередко осужденные, замышляющие или подготавливающие преступления, длительное время остаются вне поля зрения оперативных аппаратов, хотя среди них большая часть является нарушителями режима отбывания наказания. Раскрытие таких преступлений, как правило, затруднено и связано с дополнительными затратами сил и средств. Поэтому на первый план выдвигается предупредительная работа, включающая использование оперативно-розыскных мероприятий, большинство из которых носит негласный характер.

Проводя профилактическую работу, оперативные аппараты исправительных учреждений, должны решать следующие задачи:

- выявлять условия, способствующие совершению преступлений, принимать меры по их устранению;

- обнаруживать лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и при необходимости ставить их на оперативно-профилактический учет;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия по устранению влияния отрицательно настроенной части осужденных на других лиц, лишенных свободы;

- оказывать непосредственное воздействие на осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений, или организовывать такое воздействие с помощью проводимых оперативнорозыскных мероприятий;

Третъяков В.И. Криминологические аспекты глобализации

- выяснять эффективность оказания оперативно-профилактического воздействия на осужденных;

- выявлять правонарушения, совершенные осужденными, и информировать о них начальников отрядов и других должностных лиц;

- получать информацию о преступных группах осужденных и обеспечивать ее использование с целью локализации и разложения этих групп;

- определять достоверность положительных результатов профилактического воздействия на осужденных, стоящих на оперативно-профилактическом учете;

- выявлять истинные намерения осужденных после их освобождения и информировать в необходимых случаях оперативные аппараты криминальной милиции с целью оказания на освобожденных оперативно-профилактического воздействия по месту жительства.

Таким образом, мы можем констатировать, что оперативно-розыскная профилактика занимает ведущее место в предупреждении рецидивной преступности в исправительных учреждениях.

1 Предупреждение преступлений - система мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях борьбы с преступностью и устранения ее причин. Составной частью является законодательство и практическая деятельность правоохранительных органов (см.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1987. С. 366-367).

2 См.: Бордиловский Э.И., Галахов С.С., Смирнов Е.А. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и их оперативно-розыскная профилактика. М., 1992. С. 29.

3 См.: Лекарь А.Г Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка (исследование правовых, организационных и тактических основ деятельности органов охраны общественного порядка): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1967.

4 См.: Приказ МВД СССР от 1969 г. «О введении в действие Инструкции по основам организации и тактики предотвращения преступлений органами милиции».

В.И. Третьяков*

Криминологические аспекты глобализации

Последняя треть XX столетия представляет собой один из наиболее драматичных периодов мировой истории. На протяжении последних тридцати лет прокатились две волны кризисных потрясений, свидетельствующих о формировании нового мирового порядка, характеризующегося господством двух основных центров постиндустриальной цивилизации - США и ЕС.

Первая волна пришлась на семидесятые годы, когда сами западные страны еще не были в полной мере постиндустриальными, вторую мы наблюдаем сегодня, когда постиндустриальная составляющая в США и Европе, безусловно, определяет облик их хозяйственных систем. В первом случае формировавшийся постиндустриальный мир подвергся массированному давлению на двух направлениях: с одной стороны, резко возросшие цены на природные ресурсы привели к нарушению привычной структуры производства и вызвали серьезные дисбалансы на внутренних рынках развитых стран; с другой - экспансия новых индустриальных государств, использовавших преимущества, связанные в первую очередь с благоприятными условиями производства промышленных товаров (низкой ценой рабочей силы, наличием квалифицированных специалистов, доступными ценами на новые технологии и государственной поддержкой индустриализации), привела к серьезному падению конкурентоспособности продукции постиндустриальных стран на мировых рынках и вызвала приток капитала в государства капиталистической периферии.

Во втором случае постиндустриальные державы, восстановив статус своих наиболее динамичных и перспективных с инвестиционной точки зрения хозяйственных систем, фактически полностью контролирующих источники развития высокотехнологичного производства, вернули индустриальный мир на то место, которое он попытался покинуть на волне своего хозяйственного подъема восьмидесятых годов. В семидесятые годы Западу был брошен вызов, потребовавший двух десятилетий не прекращающейся модернизации экономики постиндустриальных стран; в девяностые годы последовал ответ, далеко не столь громкий, но гораздо более убедительный.

Ученые пытаются осмыслить происходящие на наших глазах социальные изменения, при этом одним из основных постулатов теории становления современного общества, которое называют «постэкономическим», является положение о последовательной смене доэкономической, экономической и постэкономической эпох в истории земной цивилизации. Переход от одной глобальной системы общественного устройства к другой сопровождается существенной социальной напряженностью. Сам факт ее нарастания в современных условиях уже не вызывает сомнения у исследователей, каких бы идеологических и методологических позиций они ни придерживались.

Для обозначения масштабности социальных изменений, охватывающих уже не столько

* Начальник Барнаульского юридического института МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.