М. О. Ручкина*
Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации
Аннотация. Проанализирован Закон об оценочной деятельности в различных редакциях, а также прослеживается динамика его развития и совершенствования применительно к субъектам оценочной деятельности. Проводится сравнительно-правовой анализ различных статей данного Закона. Исследуются теоретические работы, посвященные правовому регулированию субъектов оценочной деятельности. Вносятся отдельные предложения, направленные на совершенствование нормативного правового регулирования субъектов оценочной деятельности. В частности, отмечается, что структура правоотношения предполагает наличие корреспондирующих прав и обязанностей, т.к. право — это мера должного, а обязанность — мера возможного поведения. С учетом сказанного законодательное закрепление прав и обязанностей оценщиков должно находиться в логической взаимосвязи, а не быть произвольным и теоретически необоснованным.
Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, рыночная стоимость, объект оценки, саморегулируемая организация оценщиков, страхование профессиональной деятельности.
001: 10.17803/1994-1471.2019.106.9.090-096
Становление оценочной деятельности в России в 1990-х гг. как вида профессиональной деятельности было связано с рыночными реформами, которые способствовали появлению специалистов-оценщиков, обеспечивающих независимую оценку различных материальных и нематериальных активов, являющихся объектом разнообразных гражданско-правовых сделок.
За прошедший период с момента принятия Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) существенно обновилось зако-
нодательство об оценочной деятельности, что повлекло существенные изменения в регулировании оценочной деятельности. Многие институты подверглись кардинальному обновлению: например, саморегулирование оценочной деятельности, отдельные институты прекратили существование, в частности институт лицензирования оценочной деятельности, изменились требования к субъектам оценочной деятельности и т.д.
В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности, под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направ-
© Ручкина М. О., 2019
* Ручкина Маргарита Олеговна, студент юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации1 [email protected]
125581, Россия, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 22, корп. 7
1 Научный руководитель — кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Максим Владимирович Демченко.
Ручкина М. 0.
Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации
ленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. В Законе об оценочной деятельности раскрываются понятия рыночной, кадастровой, ликвидационной и инвестиционной стоимости.
Отсылка в ст. 3 Закона об оценочной деятельности к федеральным стандартам оценки, а конкретно к Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2) как источнику иного вида стоимости является несостоятельной. В абзаце 5 ФСО № 2 отмечается, что при использовании понятия стоимости объекта оценки при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки.
При этом ФСО № 2 указывает на использование следующих видов стоимости объекта оценки:
— рыночная стоимость;
— инвестиционная стоимость;
— ликвидационная стоимость;
— кадастровая стоимость.
Логическая связь на этом прерывается, т.к. в стандарте отмечается, что представленный перечень видов стоимости не является исчерпывающим, а оценщик вправе использовать другие виды стоимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также международными стандартами оценки.
Получается, что Закон об оценочной деятельности при определении видов стоимости, помимо закрепленных в законе, отсылает к федеральным стандартам оценки, которые не содержат иных видов стоимости, помимо закрепленных в Законе об оценочной стоимости. ФСО, не раскрывая иных видов стоимости, отсылают к действующему законодательству Российской Федерации, т.е. к Закону об оценочной деятельности, а также международным стандартам оценки.
Нам представляется, что необходимо привести Закон об оценочной деятельности и феде-
ральные стандарты оценки к общему содержанию относительно видов стоимости, используемых при осуществлении оценочной деятельности, при этом в Законе закрепить лишь название видов стоимости, содержание которых раскрыть в федеральных стандартах оценки.
Анализ изменений законодательной регламентации понятия «субъект оценочной деятельности»
Представляют определенный теоретический интерес анализ изменений, связанных с понятием «субъект оценочной деятельности», которые можно проследить в таблице 1.
В первоначальной редакции к субъектам оценочной деятельности относились как оценщики, так и потребители их услуг, что противоречило здравому смыслу, так как по смыслу закона на потребителя должны были распространяться положения Закона об оценочной деятельности как на субъекта указанных отношений. Помимо этого, оценщиками могли быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, требования к осуществлению деятельности которых были представлены в предыдущей таблице.
В настоящее время субъектами оценочной деятельности выступают физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшие свою профессиональную ответственность. Указанное положение продублировано в ст. 15 Закона об оценочной деятельности, но уже в качестве обязанностей оценщика. Допускается осуществление оценочной деятельности как самостоятельно, в рамках частной практики, так и на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. Следует согласиться с авторами, отмечающими, что физическому лицу, имеющему профессию оценщика, в императивном порядке необходимо состоять в СРО2.
Дискуссионным является вопрос о возможности осуществлять оценочную деятельность физическому лицу, имеющему статус индивидуального предпринимателя3.
2 Березин Д. А, Маркина М. В. Корпорация СРО // Юрист. 2016. № 11. С. 8—12.
3 См.: Пергушев А. А. Оценщик — индивидуальный предприниматель: налоговые преимущества и правовая допустимость // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3. С. 14—20.
Таблица 1
Сравнение ст. 4 Закона об оценочной деятельности в первоначальной и актуальной редакции
Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона ог 27.02,2003 >1 135-ФЭ) Субъекты оде ночной деятельности (в ред. Федеральною деки ни от 27,07,2006 Л« 157-Ф11)
11ер»онача.]ьнйн редакцнн Актуальная редакция
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица н физические липа (инлиэидуальные пред при ниматели), деятельность которы х регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой -потребители их услуг (заказчики). Субъектами оценочной деятельности призн аются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций онетциков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настояшего Федерального закона (далее - оценщики).
Основанием для данной дискуссии являются положения ст. 15 Закона об оценочной деятельности, которые допускают осуществление оценочной деятельности самостоятельно, в рамках частной практики, но с членством в саморегулируемой организации. Правовая неопределенность указанного положения основывается на частноправовом регулировании, когда можно осуществлять все, что прямо не запрещено. Прямых запретов на осуществление оценочной деятельности индивидуальным предпринимателем законодательство не содержит. Понятие физического лица, используемое Законом об оценочной деятельности, включает в себя и индивидуального предпринимателя. Оценка объекта оценки основывается на возмездном гражданско-правовом договоре. Одним из прав оценщика, закрепленным в законе, является требование возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.
Актуальность данного вопроса связана в том числе и с налогообложением профессиональной оценочной деятельности. Как небезоснователь-
но отмечает А. А. Пергушев, разница в том, что физические лица, занимающиеся оценкой, как частнопрактикующие лица уплачивают почти в 2,5 раза больше налогов, чем индивидуальные предприниматели4.
А. Н. Борисов более категоричен в своем мнении, он отмечает, что осуществление оценочной деятельности в рамках частной практики безусловно подразумевает необходимость государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В силу очевидности данного требования в Законе об этом даже не упоминается. В ранее же действовавшей редакции данной статьи прямо указывалось, что оценщиками являются физические лица — индивидуальные предприниматели. Более того, в ч. 1 ст. 24 данного Закона в прежней редакции в качестве одного из требований к осуществлению оценочной деятельности для физического лица предусматривалась его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя5.
По нашему мнению, в данном неоднозначном вопросе необходимо разъяснение судебных органов, которые необходимо дать в рамках обзора практики применения Закона об оценочной деятельности.
4 Пергушев А. А. Указ. соч. С. 15—16.
5 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М. : Юстицинформ, 2015. 476 с.
ручкина М. о.
Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации
Таблица 2
Сравнительно-правовая характеристика прав оценщика в динамике законодательства
Иран;] оценщика, закрепленные в от, 14 Закона об оценочной
ДСЫ I L.JMHICJH
Ирана оценщика закрепленные в ст. 14 Закона о fi п не | ю ■ I i | ои , чс и I с, 11, j I ос I и
II ер нон зч алы i ан ред а к пи и
Актуальна редакции
НрИМСНМ Ь СаМОСГОЯ ТвПЬНО мстОДЫ проведения оценки объекта опенки в соответствии со слайда ртами оценки;
требовать от заказчика при
проведении обязаны.....ой оценки
ОбЪСКТЧ оценки обеспечения доступа ь полном к документации,
необходимой для осуществления Угон оценки;
получать разъяенения н дополнительные сведения,
необходимые и I я осу ществле пня данной оценки;
яапрашиватъ н письменной или устной фирме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения опенки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ ii предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
привлекать но мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объект оценки иных оценщиков либо дру! их
специалистов;
oiKiiiiHbCH от проведения оценки объекта оценки я случаях, если заказчик нарушил условия лот пор а не обеспечил
предоставление необходимой
информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
примени п. самостоятельно методы проведения оценки объект оценки в соогтггс] нии со стандартами оценки;
требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа к полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления даI!ной опенки;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, нсобхзлимую для проведения оценки обт^кга оценки, та исключением информации, я аля кипе йся государственном или коммерческом тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оцепшик указывает это в отчете;
привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
отказаться от проведен и я оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договори, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
требовать возмещения расходов, связанных с проведеннем оценки объекта оценки, и денежною вознаграждения за проведение оценки объекга оценки по определению суда арбитражного суда или третейского суда; добровольно приостанавливать право
осуществлен и я оценочной деят ел ьн ост и по личному заявлению, направленному в само регулируемую организацию оце шпиков, в порялке, который установлен внутренними документами саморегул и ру ем ой организации оценщиков.
Анализ изменений законодательно установленных прав и обязанностей оценщика
Представляет определенный интерес анализ изменения прав и обязанностей оценщика, которые можно увидеть в таблицах 2, 3.
Как видно из таблицы 2, за достаточно долгий период действия Закона об оценочной деятельности существенно не трансформировалось законодательное регулирование прав оценщика. В актуальной редакции Закона появилось два новых права оценщика, что связано с привлечением оценщиков к проведению оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.
Второе закрепленное право — добровольного приостановления осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направ-
ленному в саморегулируемую организацию оценщиков, связано с развитием и совершенствованием института саморегулируемых организаций оценщиков.
Применительно к закрепленным в Законе об оценочной деятельности обязанностям оценщиков следует отметить существенное возрастание их количества. По нашему мнению, возросшее количество обязанностей оценщиков связано с совершенствованием законодательства об оценочной деятельности и дальнейшим развитием саморегулирования. Расширение полномочий саморегулируемых организаций оценщиков, регламентация деятельности оценщиков с учетом внутренних стандартов и этических правил поведения закономерно возлагает на субъектов оценочной деятельности новые обязанности.
Таблица 3
Сравнительно-правовая характеристика обязанностей оценщика в динамике
законодательства
Ойнынносги oiiviuiiHica, ia крен ленные к с Г. 15 Яякона об оценочной ден гол ыюста О Он 1»11нгк:*и шц'шцикв ШГ pvli.it иные в С Г. 15 1нкгн[ц об »цен пч но йдопел ыюСТ и
11 ср вон нч №1ЬПая редакции Акт уаЛЬна Л редакции
соблюдать при осуществлении оценочной деятели«™ iре бовання цветоящдо Федерального такона, а татке нрнитых на сю основе нормативны* правовых актов Российской Федерации и Нормативных ираиокых актов субгс ki ов [Российской Федерации; сообщать заказчику о невозможности своею участи* в проведении оценки объекта оценки вследствие мзиаижш uGci а*тслыяъ, про 1 ип с гну ющнх про пса ашю объСКШННОЙ OICIIKH объект опенки; обеспечивать сохранность документов, попучаемых от заказчика и третьих лиц в ход о проведения оценки объекта отдою; быть членом одной н > слморсгулнрусмых органи яций оценщиков; с об люлат ь 1рсбо ван ия настояшоп Федеральною закона, федеральных стандартов опенки, иных нормативных правовые актов Российской Ф*дсрални в области »неночной дсч тел ьносги. в шкже ф^ишшы стандартов и привил оценочной деятельности, у г ве р И1дс н ни х с аморст улир ус мой организаций оцешиикоп. членом коюрой он являсюи, соблюлать правил деловой и профессиональной н и кн, уста новл сниые саморегулируемой орган и та пне и оценщиков (далее -правила деловой и профессиональной шин), членом Ко Юрой ОН ЛВЛЖ:!Р(, Н ¡акже уцлачгни: и вшосы, установленные такой саморегулнрусмой организацией оценщиков; мо&ц№ Аашичнку или юридическому лвду, с которым он заключил трудовой договор, о невозможное! и своего участия в проведен и и оценки вследсчине возникновения обстоятельств, препятствующих 1 грокиению объективной оценки; обеспечивать сохранность документов,
ручкина М. о.
Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации
Окончание таблицы 3
предоставлять шкаэчнку информацию о требованиях эихонодатс лье ши Рис ен неко й Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о модсксс ттикн соогветспукицей еаморегулнруемой ирпкниции (профессионал i.iioro oO»tooittCH(ioio объединения оцс и in н код или некоммерческой организации оценщиков), ил членство н которой осыпается оценщик в своем отчете;
предоставлять но
требованию чикаччивд документ об обратованни,
подтверждающий получение профессий пальни к шанин а области оценочной
дсггси ыюсти;
НС рачглалппь
конфнлсицнапьну к> информацию, полученную ог чакаччика в ходе проведения оценки объект оценки, ш исключением случи eu,
предусмо грен них та koi i o/iaie лье чао м Р осе н не ко Й Федерации;
хранить конин
составленных отчетов в течение ipex лет,
а случаях,
предусмотренных IUKOI io;i;i IX.'л LCTTU1 м Р осчи йс ко й Операции, прсдосKiiuiHiii копии л рои xi ни хея отчетов или информацию ич них
п ра во ох ра ч и i с лы п.] м, судебным, иным уполномоченным
государственным органам либо органам м сел юга
самоуправления но их законному требованию.
н ил у чаемых ог заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки,
прелегшингтъ мидочику информацию О членстве и само регул и ру см ий орга и к т lui н и трешников,
представлять саморетулируемой opi аничации оненншкоя информацию о юридическом лице, С ко юры м он заключил груди Вии договор, в том числе информацию о соответствии такого юридическою
лица уело И" им, уСШ*>ВЛС ШIЫ M СШ ТЪС H
1S.1 настоящею Федеративно ли от ш, a [акже свечения о любых итменениях тгой информации в 1ечение дес я j и шей е дагы гахлючения i рудового договора н (или) возникновения изменений;
пред сганл ять ежеквартально в порядке,
установленном и ну ■ ре......чн документами
сачорсгулирусмий организации онстшшхов, информацию о подписанных им а укатанный период отчетах с укати] ни ем дама составления от чега m cío i i op я. Ik ¡umro номера, объекга оценки, кн,1л определенном стон мости;
прс-детвлятъ по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в
об ласти оце н оч ной лея i шьности документ об
обра зова нии;
не разглапш ь информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении се конфиденциальности н которая получена от чаказчика в ходе проведен ни опенки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
хранить конин подписанных им отчетов, а также конин документов и магерналов, на основании которых проводилась оценка, на бумажках или члектройных носителях либо в форме »лекчрошшх документов л 1сченис трех лш с дш ы сосшвлсния отчета;
в случаях, предусмотренных ыкоиодагсльсч ним Российской Федерации, нрсдосгаалнгь копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным. судебным, иным уполномоченным государственным органам но их требованию;
rio требован и hi чакнпчика предоставлять чаверенную сам ор ci у ли ру с мо й opt а и и заци с ft оце и щи ков выиие ку и i реестра членов
саморегулируемои opi аничации оцонников, членим которой он является.
Введение института страхования профессиональной ответственности делает необходимым соблюдать законодательно установленное требование.
Учитывая развитие отношений, связанных с регулированием различных конфиденциальных сведений, требований о защите информации, об охране различных видов тайн (банковской, государственной, коммерческой и др.) наблюдается и возложение на оценщиков дополнительных обязанностей.
Следует учитывать, что структура правоотношения предполагает наличие корреспондирующих прав и обязанностей, т.к. право — это мера должного, а обязанность — мера возможного поведения.
С учетом сказанного законодательное закрепление прав и обязанностей оценщиков должно находиться в логической взаимосвязи, а не быть произвольными и теоретически необоснованными.
Материал поступил в редакцию 15 февраля 2019 г.
THE CONCEPT AND SUBJECTS OF ESTIMATING ACTIVITY: ISSUES OF LEGAL REGULATION
RUCHKINA Margarita Olegovna, Student of the Faculty of Law of the Financial University under
the Government of the Russian Federation6
125581, Russia, Moscow, ul. Festivalnaya, d. 22, corp. 7
Abstract. The paper analyzes The Law on Estimating Activities in various editions, as well as the dynamics of its development and improvement in the context of participants of estimating activity. The author carries out the comparative legal analysis of various articles of the Law under consideration; theoretical works devoted to legal regulation of participants of estimating activity are investigated. Certain proposals are made aimed at improving the normative legal regulation of participants of evaluation activity. In particular, it is noted that the structure of legal relations presupposes the existence of correlative rights and obligations, since law is a measure of the due, and a duty is a measure of possible behavior. In view of this, the legislative consolidation of the rights and obligations of estimators should be in a logical relationship, and not arbitrary and theoretically unreasonable.
Keywords: estimating activity, appraiser, market value, object of evaluation, self-regulating organization of estimators, insurance of professional activity.
6 Scientific Advisor — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation Maxim V. Demchenko.