УДК 347.44 ББК 67
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА
ВАЛЕНТИНА ИГОРЕВНА ОБРАЗЦОВА,
аспирант кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Научная специальность 12.00.03. — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Е.Е. Богданова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлено исследование правовой природы сформировавшейся в настоящее время в науке гражданского и предпринимательского права особой группы договоров — потребительских договоров. На основе анализа научной литературы и действующего законодательства, предложено понятие потребительского договора; исследованы особенности присущие данному виду договоров.
Ключевые слова: потребительский договор, потребитель, публичный договор, возмездность, предмет договора.
Annotation. In the article, the author conducts a research of the legal nature formed in science of civil and entrepreneurial law special group contracts — consumer contracts. In this paper, using the analysis of scientific literature and the current legislation, the author proposes the concept of consumer contract and carries out research of features inherent in this type of contracts.
Keywords: consumer contract, the consumer, a public contract, onerousness, subject of the contract.
Следует отметить, что в последнее время в науке гражданского права наметилась тенденция формирования особой группы гражданско-правовых договоров — потребительские договоры.1 Так, Н.А. Внуков полагает, что: «под потребительским договором следует понимать согласованное волеизъявление гражданина-потребителя и хозяйствующего субъекта, совершенное в соответствующей форме, в совокупности представляющее собой соглашение, направленное на удовлетворение потребительских нужд (бытовых и (или) личных) и извлечение прибыли, на основе которого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности, имеющие особый правовой режим». 2 По нашему мнению, данное определение нельзя признать удачным, так как применение таких категорий как «хозяйствующий субъект»; понимание соглашения как некой совокупности согласованных волеизъявлений, указание что цель договора — удовлетворение потребительских нужд и извлечение прибыли одновременно, не способно раскрыть и объяснить природу договоров с участием потребителя.
М.А. Астахова отмечает, что «потребительский договор может быть определен как соглашение между
потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, направленное на приобретение товаров (работ, услуг) в целях удовлетворения личных потребностей и характеризуемое значительными особенностями процедуры заключения и исполнения».3 Однако, анализируя предложенное М.А. Астаховой определение, необходимо отметить, что указание в нем на «значительные особенности процедуры заключения и исполнения» данных соглашений, также не способно объяснить особенности потребительских договоров, позволяющие говорить о выделении их в самостоятельную группу гражданско-правовых договоров.
В этой связи представляется целесообразным исследовать понятие и правовую природу потребительского договора, проанализировав присущие ему характерные черты и особенности.
Во-первых, для потребительских договоров присущ особый субъектный состав. Потребительский договор заключают гражданин-потребитель, с одной стороны, и лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную, приносящую доход, деятельность, с другой.
Так, Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель — это гражданин, имею-
щий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 4
То есть, к числу потребителей законодатель относит не только лиц, приобретающих или заказывающих товары, но лиц, которые только изъявляют намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги), и лиц, которые используют товары (работы, услуги). Поэтому потребитель, исходя из буквального толкования закона, это не только сторона потребительского договора, но и лицо, не состоящее в договорных отношениях.
В связи с изложенным можно утверждать, что субъектом потребительского правоотношения, по общему правилу, является потребитель, как субъект потребительского договора, и приобретатель соответствующего имущества потребителя, как субъект потребительского правоотношения в силу закона (например, наследник)5. Однако, что же объединяет перечисленных субъектов, как состоящих, так и не состоящих в договорных отношениях, в единую категорию — потребитель? Нам представляется, что объединяющим признаком потребителей является наличие у них потребности в каком-либо благе, чем и обусловлена необходимость вступление в договорное правоотношение или использование приобретенного другим лицом блага (например, наследник либо лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии).
Другой стороной потребительского договора является продавец (изготовитель, исполнитель) — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящий или реализующий товары либо выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору. Таким образом, закон не требует, чтобы организация — продавец (исполнитель) обязательно была коммерческой, необходимо, чтобы такая организация, реализуя товары, работы или услуги, заключала возмездные договоры, то есть договоры, по которому сторона должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (ст. 423 ГК РФ). В то же время ГК РФ в договорах розничной купли-продажи, бытового подряда (ст.ст. 492, 730) устанавливает, что продавец (подрядчик) — это субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, выполнении работ и т.д.
Полагаем, что противоречия между положениями ГК РФ и Законом «О защите прав потребителей» в отношении статуса продавца (исполнителя) как такового нет. Согласно ст 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками6. Однако согласно п. 2 ст. 24 данного Закона некоммерческая
организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Таким образом, контрагентом потребителя в потребительском договоре могут быть как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица при осуществлении ими предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности.
Кроме того, на основании п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в число контрагентов потребителя входят граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не прошедшие процедуру государственной регистрации в соответствии с требованиями закона. Данное положение позволяет обеспечить защиту прав потребителей в договорах, которые по формальным критериям (ненадлежащий статус контрагента потребителя) не попадают в сферу действия Закона о защите прав потребителей. В то же время Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на тех граждан, которые совершают разовые сделки (купли-продажи, подряда и т.д.), не направленные на систематическое извлечение прибыли.
Во-вторых, потребительские договоры, по общему правилу, относятся к числу публичных договоров.7 Согласно ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)8.
Следует отметить, что в подобных договорах продавец (исполнитель) не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением установленных законом или иными правовыми актами случаев. Также цена товаров, работ или услуг в публичных договорах должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением предоставления отдельным категориям потребителей льгот в предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях.
В-третьих, потребительскими являются всегда возмездные договоры9. Данный вывод, в частности, следует из особенностей субъектного состава, в которой в качестве продавца (исполнителя) выступает
лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную, приносящую доход деятельность и, таким образом, извлекающее прибыль из заключения договоров с потребителями. Исходя из анализа п.п. 3-4 постановления Пленума №2 17 от 28.06.2012 г. следует, что Закон «О защите прав потребителей» распространяется на те, товары, работы, услуги, которые предоставляются потребителям на возмездной договорной основе. В п. 5 данного Постановления содержится положение, что законодательство о защите прав потребителей распространяется и на отношения по приобретению товаров (работ, услуг) по возмездному договору, если цена в таком договоре не указана.
Согласно ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Таким образом, возмездный потребительский договор предполагает обязанность потребителя осуществить имущественное предоставление в обмен на товары, работы, услуги, переданные продавцом (исполнителем).
Следует отметить, что цена товаров, работ или услуг в публичных потребительских договорах должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Таким образом, законодатель запрещает ценовую дискриминацию потребителей. Однако, для потребительских договоров характерно заключение их в форме договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), в котором потребители лишены или ограничены в возможности влиять на определение цены товара (работы, услуги). В этой связи, ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ в ст. 13 устанавливает ограничения в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, данным субъектам запрещается: нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования; навязывать контрагенту условия о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты или о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность и др.
Данные положения свидетельствуют, что государство предпринимает определенные попытки регулировать ценообразование субъектов, которые осущест-
вляют продажу продовольственных товаров в рамках торговой сети, для того, чтобы не допустить монопольно высокой или монопольно низкой цены на продовольственные товары.
Представляется, что такое пристальное внимание государства к защите прав потребителей обусловлено как важностью защиты этих, как правило, жизненно необходимых, субъективных прав, так и необходимостью обеспечения в обществе социальной стабильности и, как следствие этого, политической безопасности государства. В вопросе защиты прав потребителей особенно заметна социальная направленность соответствующего законодательства, его социализация и гуманизация. Представляется, что государство также не могло полностью оставить без внимания проблему регулирования цен на продовольственные товары, особенно, при их продаже через торговые сети, где высока вероятность недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.
В-четвертых, наличие специального предмета потребительских договоров. Следует отметить, что предметом потребительских договоров являются потребительские товары (consumer goods) то есть товары, предназначенные для личного или бытового использования, в отличие от средств производства, которые используются для производства других товаров. 10 В экономике выделяют потребительские товары длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры), использование которых продолжается в течение относительно длительного периода времени. Покупка данного товара является одновременно и потреблением и инвестициями. Потребительские товары кратковременного использования или товары повседневного спроса — это товары, которые потребляются вскоре после покупки (продукты, напитки и др.). Личные услуги (услуги парикмахеров, врачей и т.д.) также относятся к потребительским товарам.11 В п.п. 3, 4 постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 г. отмечается, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на товары (работы, услуги), предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, товары (работы, услуги), передаваемые по предпринимательскому договору, предназначены для целей личного или иного подобного потребления и не могут использоваться для осуществления предпринимательской деятельности. В то же время, отдельные авторы, толкуют данный подход законодателя в расширительном смысле. Так, Н.А. Внуков полагает, что: «Цель приобретения товаров является определяющим критерием, поэтому потребительские нужды не должны иметь связи не только с предпринимательской, но и профессиональной и иной социально значимой деятельностью, так как в настоящее время получила широкое распространение различного рода профессиональная деятельность, правовой основой которой выступает гражданско-правовой договор.
Использование в профессиональной деятельности товаров не может считаться потребительским. В связи с изложенным представляется необходимым внести изменения в Закон «О защите прав потребителей» заменив по тексту словосочетание «не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» на «не связанных с осуществлением предпринимательской или профессиональной и иной социально значимой деятельности»12.
На наш взгляд, данное мнение является спорным. Так, в настоящее время социально-значимая, профессиональная деятельность индивида достаточно часто отождествляется с его личными нуждами. Например, приобретение компьютера аспирантом для написания диссертации. Это его личные нужды или социально-значимая деятельность?
В этой связи представляет интерес подход к определению личных, домашних, семейных нужд, предпринятый законодателем в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2014 N 747 «О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите инфор-мации»,13 согласно которому к личным, домашним и семейным нуждам, в числе других, относятся: потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (образовательные потребности); потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение и применение новых знаний (научные потребности); потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин, включая внесение изменений в указанные программы; потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях.
Таким образом, представляется, что положения Закона «О защите прав потребителей» в отношении назначения передаваемых потребителю товаров (работ, услуг) следует трактовать буквально — товары не должны использоваться в предпринимательской деятельности, но могут использоваться потребителями в профессиональной и иной социально-значимой деятельности.
В-пятых, особая форма заключения потребительских договоров.
М.А. Астахова отмечает «нестандартность потребительского договора» с точки зрения его формы, ввиду того, что форма потребительского договора устанавливается не только законом, но и подзаконными актами, допускающими как письменную (в различных
вариациях), так и устную (в том числе путем совершения конклюдентных действий) разновидности.14 В частности, в п. 5 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 Изделие, устанавливается правило, что изделие, указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуги (выполнении работы), в случае утраты этого документа выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя.15
В-шестых, наличие особых способов защиты субъективных прав потребителей и повышенная ответственность предпринимателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребительских договоров.
Отношения с участием потребителей характеризуются наличием преддоговорной ответственности предпринимателя за ненадлежащее исполнения своей обязанности по предоставлению потребителю информации о товаре (работе, услуге) (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»). Установленная за нарушение прав потребителя неустойка, является штрафной (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей») в изъятии из общего правила о ее зачетном характере (ст. 394 ГК РФ). Следует также отметить, что согласно п. 3 ст. 13 Закона уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем, в то время как по общему правилу возмещение убытков и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства в натуре (ст. 396 ГК РФ).
Далее, согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать компенсации морального вреда за нарушение своих прав. Причем, размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Расширены права потребителя по одностороннему отказу от договора, как в случае нарушения договора продавцом (исполнителем) (ст. 18 Закона), так и отдельных случаях, не связанных с нарушением его прав (ст. 32 Закона).
Перечисленные особенности позволяют сделать вывод о существовании самостоятельного вида гражданско-правовых договоров — потребительских договоров. Под потребительским договором, на наш взгляд, следует понимать специально регулируемое законодательством в связи с его социальной направленностью, соглашение по приобретению товаров (работ, услуг) между лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную, приносящую доход деятельность (продавец, исполнитель), с лицом, не обладающим специальными познаниями в области свойств и характеристик товаров (работ, услуг) (потребитель) в целях их использования последним для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, с особым императивно установленным порядком защиты прав потребителя в случае посягательства на них.
Литература
1. Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. N 6.
2. Астахова М.А. Потребительский договор: понятие и признаки // Юрист. 2015. N 16.
3. Бетс Г., Брайндли Б., Уильямс С. Бизнес. Толковый словарь /Общ. ред. И.М. Осадчая. М.: Инфра-М. 1998.
4. Внуков Н.А. Договор потребительского кредита как вид потребительского договора // Право и экономика. 2011. N 4.
5. Внуков Н.А. Соотношение публичного договора с потребительским договором// Цивилист. 2011. № 3.
6. Дашко А.В. Теоретико-прикладное моделирование договорных отношений с участием потребителей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005.
7. Кирпичев А.Е. Соотношение понятий «потребительский договор» и «обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»: проблемы теории и правоприменения // Мировой судья. 2014. N 1.
8. Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. N 4.
References
1. Abramov S., Larin T. A few notes about a public contract in Russia // Judicial world.2004.№6.
2. Astakhov M.A Consumer contract: concept and characters // Lawyer. 2015. N 16.
3. Betts G., Brayndli B. Williams S. Business. Explanatory Dictionary / Tot. Ed. Osadchaya I. M. M .: INFRA-M. 1998.
4. Vnukov N.A. The contract of consumer credit as a form of consumer contract // Law and Economy. 2011. N 4.
5. Vnukov N.A The correlation of a public contract with a consumer contract // Tsivilist.2011.№3.
6. Dashko A.V. Theoretical and applied modeling of contractual relations involving consumers: Author. diss. cand. jurid. sciences. M. 2005.
7. Kirpichev A.E Correlation concepts of "consumer contract" and "obligation related with entrepreneurial activities": problems of theory and law enforcement // Magistrate.2014.N1.
8. Semeusov VA On the application of a construction of public contract in civil law // Academic Judicial Journal. 2004. N 4.
1 Более подробно об этом см.: Кирпичев А.Е. Соотношение понятий «потребительский договор» и «обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»: проблемы теории и правоприменения // Мировой судья. 2014. N 1. С. 20 - 24.
2 Внуков Н.А. Договор потребительского кредита как вид потребительского договора // Право и экономика. 2011. N 4. С. 21 - 25.
3 Астахова М.А. Потребительский договор: понятие и признаки // Юрист. 2015. N 16. С. 9 - 12.
4 Закон «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 г. № 2300-1// «Российская газета», N 8, 16.01.1996. Таким образом, согласно Закона «О защите прав потребителей» юридические лица не могут признаваться потребителями. Иная точка зрения в научной литературе была высказана А.В. Дашко, который полагал, что субъектом потребительского договора, т.е. потребителем может выступать не только гражданин, но и юридическое лицо, если оно вступает в соглашение не с целью осуществления предпринимательской деятельности. См.: Дашко А.В. Теоретико-прикладное моделирование договорных отношений с участием потребителей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005.
5 Более подробно об этом говорится в п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 20 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// СПС КонсультантПлюс
6 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г//СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
7 Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. N 6. С. 80 - 81; Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. N 4. С. 30 — 32; Внуков Н.А. Соотношение публичного договора с потребительским договором// Цивилист. 2011. № 3. С. 18.
8 Исключением из правила о публичности потребительского договора может являться договор потребительского кредита (займа), в силу особенностей которого кредитор оставляет за собой право отказать заемщику-потребителю в заключении договора и предоставлении кредита (п. 5 ст. 7 ФЗ «О потребительском кредите от 21.12.2013. № 353-ФЗ//СЗ РФ. 23.12.2013. № 51. Ст. 6673).
9 См. также об этом Дашко А.В. Теоретико-прикладное моделирование договорных отношений с участием потребителей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005. С. 23
10 Финансово-инвестиционный толковый словарь. М. 2002. С. 213.
11 Бетс Г., Брайндли Б. , Уильямс С. Бизнес. Толковый словарь /Общ. ред. И.М. Осадчая. М.: Инфра-М. 1998.
12 Внуков Н.А. Соотношение публичного договора с потребительским договором// Цивилист. 2011. № 3. С. 18
13 «Собрание законодательства РФ». 11.08.2014. N 32. ст. 4520
14 Астахова М.А. Потребительский договор: понятие и признаки // Юрист. 2015. N 16. С. 9 - 12.
15 «Собрание законодательства РФ». 25.08.1997. N 34. ст. 3979.