3.3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Внуков Николай Александрович, к.пед.н. Должность: доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: ОРАГС. E-mail vnukov-n@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается потребительский договор возмездного оказания услуг как вид потребительского договора. Автором в контексте многопонятийного подхода к пониманию услуги, сформулировано понятие потребительской услуги. Рассмотрены правовые и экономические проблемы отдельных видов потребительского договора возмездного оказания услуг.
Ключевые слова: потребитель, публичный договор, потребительский договор.
SEPARATE KINDS OF THE CONSUMER CONTRACT
ВОЗМЕЗДНОГО RENDERING OF SERVICES: LEGAL AND ECONOMIC PROBLEMS
Vnukov Nikolay Aleksandrovich, PhD at pedagogic sc. Position: associate professor at civil-law disciplines chair. Place of employment: Academy of public service. E-mail vnukov-n@yandex.ru
Annotation: In article the consumer contract
возмездного rendering of services as a kind of the consumer contract is considered. The author in a context of the multiconceptual approach to understanding of service formulates concept of consumer service. Legal and economic problems of separate kinds of the consumer contract возмездного rendering of services are considered. Keywords: consumer, public contract, consumer contract.
Проблема потребительских договоров в отечественной науке до сегодняшнего времени не являлась предметом комплексного исследования. В настоящее время в науке гражданского права не разработана единая концепция договорных отношений с участием граждан-потребителей. Однако отдельные работы непосредственно затрагивали проблематику договорного режима с участием граждан-потребителей. В качестве примера можно назвать работы таких авторов, как В.Ф. Яковлев, А.Ю. Кабалкин, А.Е. Шерстобитов1, Б.А. Шабля, А.А. Райлян, Аврах А.М., А.В. Дашко и др.
Так В. Ф. Яковлев полагает, что существующая дифференциация договоров должна быть сохранена, но ее следует несколько видоизменить. Если раньше к первой группе относились хозяйственные договоры, ко второй - потребительские, то есть договоры, заключаемые гражданами с соответствующими государственными обслуживающими системами (розничная торговля, бытовое обслуживание и т. д.), и к третьей - договоры между самими гражданами, то в условиях рыночной экономики следует говорить о договорах предпринимательских - между предпринимателями, о договорах с участием гражданина-потребителя - потребительские договоры и о так называемых правительственных договорах, заключаемых на базе госу-
1 Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. - М, 1972. - С. 43; Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовой договор как средство охраны прав граждан-потребителей. - М. 1993. - С. 17.
дарственной собственности или государственных средств. При этом он подчеркивает, что в потребительских договорах (по сравнению с другими перечисленными видами) регламентирование осуществляется значительно сильнее в связи с необходимостью обеспечить права и интересы гражданина-потребителя, особенно по качеству продукции, по гарантиям2.
А.Е. Шерстобитов в соответствии с целями, достижению которых могут служить договоры, выделял: хозяйственные договоры, договоры на обслуживание граждан и общегражданские договоры3. Б.А. Шабля обосновывает выделение в качестве самостоятельного договорного типа потребительский договор, не уделяя при этом детального анализа его правовой приро-де4. А.А. Райлян приходит к выводу о том, что потребительские договоры сохранили свое самостоятельное значение, они по-прежнему составляют отдельную группу, повысилась их роль на современном этапе, а стало быть, потребность в особом правовом регулировании возникающих в потребительской сфере отношений усилилась.5 Следует согласиться с А.М. Аврах в том, что договоры с участием потребителей являются разновидностью гражданско-правовых договоров.6 Данной точки зрения придерживается также А.В. Дашко.7
Таким образом, результатом непрерывной эволюции экономического оборота и развития имущественных отношений, регулируемых договорным правом, является развитие системы гражданско-правовых договоров и как результат появление новых типов, видов и подвидов гражданских договоров. Гедеман очень точно заметил, что «как только оборот принимает новые формы, так сразу рождаются новые типы обяза-тельств»8.
Потребительский договор, по нашему мнению, следует рассматривать как самостоятельный тип договоров, который является одним из важнейших институтов гражданского права. Существующие сегодня потребительские договоры образуют единую систему договорных связей, которая представляет собой совокупность гражданско-правовых договоров, имеющую в своей основе единство и взаимосвязь, обладающей внутренней ценностной структурой и направленной на достижение общей цели бытового характера. Рассматривая потребительский договор как правовое средство достижения гражданином определенных социально-значимых бытовых целей, необходимо проанализировать его правовую природу. Представляется необходимым начать данный анализ с определения понятия и исследования систематизации данного договора, на основе чего могут быть выделены признаки присущие потребительскому договору.
При определении понятия потребительский договор, следует учитывать, что слово «потребительский» оп-
2 Яковлев В.Ф. Указ. Соч. С. 126.
3 Шерстобитов А. Е. Там же.
4 Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита. 12.00.03. - автореф. на соиск. уч. ст.канд. юр. наук. М. 1999. - С. 6 - 13.
5 Райлян А.А. Теоретические основы потребительского права России: цивилистическое исследование. Дисс. д.ю.н. - Казань. -2007. - С. 93.
6 Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров. Дисс. канд. юрид. наук. - Казань. -2007. - С. 17.
7 Дашко А.В. Теоретико-прикладное моделирование договорных отношений с участием потребителей. Дисс. канд. юрид. наук. - М. 2005. - С. 88.
8 Цит. по кн. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому
праву. - М., 2000. С. 146.
ределяет его как тип договора, указывая на особый субъектный состав и юридическую связь контрагента такого договора - с гражданином-потребителем. С позиции многозначного понимания договора, под потребительским договором, следует понимать - согласованное волеизъявление гражданина-потребителя и хозяйствующего субъекта совершенное в соответствующей форме, в совокупности представляющее собой соглашение направленное на удовлетворение потребительских (бытовых) нужд и извлечение прибыли, на основе которого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности имеющие особый правовой режим.
Одним из видов потребительского договора является договор возмездного оказания услуг. Сегодня рынок услуг в России является одним из динамично развивающихся секторов экономики. Однако правовое регулирование данной сферы, по мнению многих ученых и юристов-практиков нуждается в совершенствовании. При этом мнения о путях и способах высказываются прямо противоположные. Научный анализ имеющихся концепций и взглядов показал, что изначально нет единства взглядов на базовое понятие «услуга», которое в российском законодательстве имеет довольно размытые границы, а учеными и практиками толкуется по-разному и обладает множеством смысловых оттенков. В связи с этим целесообразно обратиться к понятию услуги как предмету потребительских договоров возмездного оказания услуг. При этом, в контексте потребительского договора, необходимо вести речь о потребительской услуге.
Выделение услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав обусловлено специфическими признаками, формирующими понятие услуги. На данные признаки обратили внимание еще юристы древнего мира, так, в римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. Не смотря на то, что отдельные ученые придерживались позиции существования договоров об оказании услуг, в российской дореволюционной цивилистике выделение обязательств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г.Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужими услугами. К ним он относил личный наем, возмездное оказание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, товари-щество9.
В юридической литературе советского периода большая группа ученых также обосновывала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При этом, отсутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и их видах10. Основываясь на нематериальном характере услуги, Е.Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от
9 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). - М. 1995. - С. 316.
10 См., например; Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер. 11. "Право". -1983. - № 1. - С. 63.
исполнителей и не являющиеся вещами11. Согласно другому мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого12, М.И. Брагинский предложил классификацию на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.д13. Высказывались мнения, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований14. Данная точка зрения практически совпадала с мнением законодателя СССР, поскольку в кодификации гражданского права 1961-1965 гг. договорные обязательства по оказанию услуг не выделялись в особую группу и не подвергались систематизации. Вместе с тем в науке гражданского права продолжала существовать классификация обязательств, выделяющая обязательства о выполнении работ и обязательства об оказании услуг.
С введением в действие части второй ГК РФ услуга получила свое дальнейшее законодательное регулирование в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», содержание которой следует признать достижением российской цивилистической мысли15. Само по себе признание услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав следует считать позитивным, хотя вопросов осталось много, поскольку в ГК РФ определение услуги отсутствует, а содержащиеся в ряде принятых позже законодательных актов легальные разъяснения соответствующей правовой категории, как справедливо отмечает М.И. Брагинский, существенно различаются между собой16.
Исходя из изложенного, учеными того времени делается общий вывод о том, что основным критерием отличия работы от услуги является овеществленный и отделимый от исполнителя результат. Этой точки зрения, в частности, придерживаются М.В. Кротов17, Е.Д. Шешенин18, Д.В. Мурзин19, О.С. Иоффе20 и др. Полезный результат услуги согласно этой точке зрения заключается в действиях по ее оказанию и не отделим от самой деятельности.
Иной точки зрения придерживается А.Ю. Кабалкин, который полагает, что категоричность, с какой главным признаком оказания услуг признается отсутствие вещественной формы, не отвечает существу упоминаемых в п. 2 ст. 779 ГК РФ отношений. Например, результатом оказания услуг брокера, коммерческого представителя,
11 Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984. - С. 42 - 44.
12 См., например: Куник Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. - М., 1970. - С. 14.
13 Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. -Минск, 1967. - С. 34 - 36.
14 Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. - М, 1972. - С. 38 - 48.
15 Здесь следует отметить огромный труд виднейших российских ученых таких, как: М.И. Брагинский, А.Ю. Кабалкии, О.А. Красавчиков, В.А. Ойгензихт, Ю.Х. Калмыков, В.П. Мозолин, Л.Ф. Фархутдшгов, В.А. Язев и др.
16 См.; Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М. 1999. - С.226-227
Гражданское право: Учеб.: В 3 т. - 4-е изд. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 С. 342.
18 Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М. Статут. 2001.С. 421.
19 Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки. - Межвузовский сборник научных трудов УГЮА. Вып. 2. М. Статут. 2002. - С. 114.
20 Иоффе О.С. Обязательственное право. - М. Юридическая литература. 1975. - С.489.
патентного поверенного, агента, адвоката могут быть вполне овеществленные, материальные предметы (ценные бумаги, патенты, объекты недвижимости), отделимые от услугодателей и существующие в качестве самостоятельных объектов гражданских прав. Поэтому признак материальности и отделимости результата от работы исполнителя, присущий как подряду, так и некоторым отношениям по оказанию услуг, не является, по мнению А.Ю. Кабалкина, универсальным для отграничения этих правовых типов21. Ю.В. Романец, также признающий возможность наличия результата в договорах об оказании услуг, полагает, что поскольку результату предшествуют не имеющие материального воплощения и составляющие вместе с ним единое целое действия, то фактически продается «не сам результат, а действия к нему»22.
Согласно ст. 779 ГК РФ услуги могут быть оказаны совершением определенных действий или осуществлением определенной деятельности. Учитывая, что перечень услуг, представленный п. 2. ст. 779 ГК, хотя и является обширным, но не исчерпывающим, не исключается возможность относить к услугам различные виды деятельности и, соответственно, использовать нормы других институтов. Одновременно в ст. 779 ГК РФ понятия «работа» и «услуга» толкуются как довольно родственные по смыслу. Некорректность в определении данных понятий является причиной установления более четких и емких критериев для различий потребительских договоров подряда и возмездного оказания услуг. По мнению автора настоящего исследования, критерием разграничения указанных договоров является предмет договора, при этом определяющей характеристикой услуги является именно отсутствие материального результата.
Таким образом, понятие потребительской услуги должно соотноситься с желаемым результатом - правовой целью потребительского договора возмездного оказания услуг. С учетом сказанного можно предложить авторское определение: потребительская услуга представляет собой действия, направленные на достижение правового результата, согласованного сторонами, который носит нематериальный (не-овеществленный) характер (духовный, культурный, образовательный и т.п.) и предназначен исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при этом результат заранее не гарантирован, а полезный эффект заключается в самих действия.
Центральное место в системе потребительских договоров возмездного оказания услуг и среди договорных форм транспортного обслуживания населения занимает договор перевозки пассажира. Его заключение и исполнение необходимо для непосредственного удовлетворения транспортных потребностей граждан.
Исследуя правовую природу договора перевозки пассажира, необходимо отметить, что в различных правовых ситуациях содержание самого понятия перевозки не является постоянным.
Так, все перевозки пассажиров можно разделить на три типа: перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных и безвозмездных услуг; перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов
21 Кабалкин А.Ю. Возмездное оказание услуг // Гражданское право. Учебник. Часть 2 / Под ред. А.Г. Калпина. М. 2008. - С. 183.
22 Романец Ю.В. Договор возмездного оказания услуг // Закон. -
1999. - № 10. - С. 110.
управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки называют служебно-технологическими. К ним относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания провозной платы; перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. К таким перевозкам относятся поездки членов семьи и (или) родственников, знакомых и т. д. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров - отсутствие коммерческой основы и удовлетворение личных интересов.
Пассажиры являются потребителями услуг, предоставляемых перевозчиками, главным образом, транспортными организациями. Пассажиром в литературе по транспортному праву признается лицо, перевозимое в вагоне, на судне, в автомобиле, на самолете, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет23.
Легальное определение договора перевозки пассажиров дается в ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Особенность правоотношений, вытекающих из договора перевозки, заключается в том, что, в отличие от остальных видов договоров, общее правовое регулирование договора перевозки осуществляет ГК РФ, закрепляя лишь принципиальные положения, отводя основную регулятивную роль специальным нормативным актам - транспортным кодексам и уставам, в которых конкретизируются правила перевозок, права и обязанности сторон.
Как известно, под содержанием обязательства или договора понимают права и обязанности соответствующих сторон. Поэтому предметом договора являются действия, составляющие объект обязательства, т.е. то, что должно быть исполнено по договору. Таким образом, легальное определение договора перевозки пассажира, на наш взгляд, не учитывает изменений, происшедших в практике организации перевозок пассажиров; не отвечает современным требованиям к транспортному обслуживанию населения, повышению его качества и безопасности.
В связи с этим оно может быть сформулировано следующим образом: по договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется в установленный срок перевезти пассажира, а, в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, обеспечив пассажиру обусловленный законом и (или) договором уровень качества проезда, а другая сторона (пассажир или лицо, обеспечивающее перевозку) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Одним из наиболее актуальных видов потребительских услуг на сегодня являются туристические услуги. Восстановление работоспособности, поддержание и
23 См.: Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. - С. 124; Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М., 2004.- С. 141 и др.
укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации24.
К числу наиболее важных международных правовых документов в области туризма относятся: Резолюция международной конвенции по международному туризму и путешествиям, принятая конференцией ООН (1963 г.), Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г., Манильская декларация по мировому туризму (1980г.), Документ Акапулько (1982 г.), Гаагская декларация по туризму (1969 г.), Хартия туризма, Кодекс туриста (1985 г.) и др.
Кроме общих и специальных принципов, деятельность в сфере туризма регулируется и нормами, содержащимися в Международных Договорах. Так, Российская Федерация является участником Соглашений о сотрудничестве в области туризма, заключенного в рамках СНГ 23 декабря 1993г, Этот документ базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туризму, и направлен на содействие равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству в области туризма (ст.1).25
Для того, чтобы получить экономические выгоды от туризма, необходимо развивать не только инфраструктуру, но и договорные отношения в этой сфере. Основным и наиболее распространенным договором в туристской деятельности является договор, заключаемый по поводу предстоящего тура, именуемый в Главе 39 ГК РФ, как договор возмездного оказания услуг. В целом можно отметить, что ГК РФ, Закон об основах туристской деятельности и другие нормативноправовые акты, в некоторой степени урегулировали правоотношения в области оказания услуг и туристическому обслуживанию. Вместе с тем многие существенные вопросы остались за пределами данных правовых актов, например, нет четкого определения договора о реализации туристского продукта. В связи с этим, представляется вполне актуальным исследование такого рода договорных отношений.
По мнению автора, под данным договором следует понимать соглашение, в силу которого одна сторона
24 О Концепции федеральной целевой программы «Развитие
внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2016 годы)». Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.government.ru
25 Соглашение о сотрудничестве в области туризма // Инфор-
мационный вестник Совета государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". - 1993. - №5. - С38.
(туроператор (турагент) - организатор туристической поездки) обязуется предоставить другой стороне (туристу) комплекс услуг по перевозке и размещению, а турист обязуется уплатить установленную договором общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг).
По своей правовой природе данный договор является:
- консенсуальным, так как он считается заключенным с момента достижения соглашения между сторонами по всем существенным условиям;
- взаимным, т.к. он имеет двусторонний характер. Права и обязанности возникают у каждого из участников, причем права организатора туристической поездки соответствуют обязанностям туриста, и правам туриста корреспондируют обязанности организатора;
- возмездным. В ч. 1 ст. 779 ГК РФ прямо указано, что заказчик обязуется оплатить услуги. Субъекты договора о реализации туристского продукта имеют определенный имущественный интерес, турист заинтересован в получении права на отдых, которое он может реализовать через туристскую услугу, предоставленную туроператором (турагентом), а последний в свою очередь заинтересован в получении встречного удовлетворения в виде обусловленной договором денежной суммы. Туроператор (турагент) должен устанавливать цену туристских услуг одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для определенных категорий потребителей (например, туризм социальный).
Сторонами данного договора в соответствии с законом об основах туристской деятельности являются: турагент (туроператор) и турист.
Туроператором является юридическое лицо осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Турагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора.
В качестве другой стороны рассматриваемого договора выступает турист (заказчик). Для уяснения содержания этого термина по мнению автора необходимо провести анализ соответствующих нормативных правовых актов. Так например, в Конвенции ООН о таможенных льготах для туристов 1954 г. под словом "турист" понимается: "любое лицо, независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо Договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее двадцати четырех часов и не более шести месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта, или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями"26. В рекомендациях Римской Конференции ООН по международным путешествиям и туризму содержится унифицированное определение понятия "турист". Смысл этого
26 Иванов В.Е. Правовое регулирование международного туризма // Советское государство и право.- 1969.-№ 12. - С. 128.
понятия сводится к тому, что туристом является любое лицо, посещающее любую другую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, с любой целью, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране. При этом срок такого посещения должен составлять не менее 24 часов.
В соответствии с Законом об основах туристской деятельности, турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебнооздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
По нашему мнению, в законе не решен вопрос уступки права требования туристом по договору о реализации туристского продукта. Автор считает необходимым дополнить закон статьей содержащей правила передачи прав и обязанностей туристом по договору, изложив ее в следующей редакции: «До начала туристической поездки турист вправе уступить свои права по договору третьим лицам. Туроператор (турагент) вправе возражать против совершения уступки прав туриста третьим лицам, если последние не отвечают требованиям, предъявляемым к участникам туристической поездки законом или договором. В случае совершения туристом уступки права требования в отношении третьего лица, данные субъекты несут солидарную ответственность перед туроператором (турагентом)».
Предметом данного договора является туристический продукт, т.е. комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг).
Автор считает необходимым предусмотреть в законе Об организации туристической деятельности в России, правило о изменении цены договора, изложив его в следующей редакции: «В случае если это предусмотрено договором, Туроператор (турагент) может повысить цену на туристический продут за тридцать дней до отъезда, при условии отражения в договоре точного порядка расчета новой цены».