Понятие и правовые способы возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением
Н.В. Гулак, к.ю.н, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ
Институт возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением, занимает важное место среди совокупности правовых норм, регулирующих однородные группы природоохранных и природоресурсных отношений. Возмещение экологического вреда является межотраслевым правовым институтом. Привычный для гражданского законодательства принцип генерального деликта, т.е. запрещения причинения любого вреда имуществу или личности, в экологическом праве действует в части возмещения вреда жизни и здоровью, остальное занимает всеобщая обязанность природопользователя платить за своё негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» компенсация вреда, причинённого окружающей среде экологическим правонарушением, осуществляется добровольно либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного [1]. Определение вреда производится посредством стоимостной оценки фактических затрат на восстановление:
— нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, в соответствии с проектами рекультива-ционных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды.
Полные затраты на мероприятия по восстановлению состояния окружающей среды после совершения правонарушения представляют собой сумму затрат на научно-исследовательские работы, экспериментальные проверки при неглобальных изменениях состояния природы ввиду незаконных деяний в сфере экологии, техническую подготовку и освоение новой технологии, безвредной для окружающей среды, внедрение её в производство, причиняющее своей хозяйственной деятельностью экологический вред. Данные затраты должны учитывать экстренный характер восстановления пострадавшей окружающей среды:
— нарушенного состояния здоровья, с учётом понесённых затрат на лечение на основании медицинских и иных документов, включая свидетельские показания, а также восстановление психологического состояния человека в силу потери кормильца. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или лёгкого вреда одному или нескольким лицам [2];
— нарушенного имущественного состояния пострадавшего лица, фактический ущерб, урон государственному и общественному хозяйству. Ущерб можно рассматривать на трёх уровнях: на уровне источника загрязнения в виде дополнительных затрат на предотвращение загрязнения; на уровне среды, куда попали загрязнения, например в атмосферу, в водные объекты, в почву и прочие; в виде дополнительных затрат на очистку; на уровне объекта в виде потерь, урона, отрицательных изменений объектов природы и т.п.
Возмещение вреда, причинённого окружающей и природной среде экологическим правонарушением, законодательно разрешено по фактическим затратам на восстановление вреда, например возмещение упущенной выгоды от изменения состояния окружающей среды и природных ресурсов. Вред может быть возмещён правонарушителем путём наложения на него обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды личным трудом и из собственных средств.
В качестве дополнительного обременения при наложении мер гражданско-правового принуждения на нарушителя экологического законодательства является удовлетворение судом или арбитражным судом требования об ограничении, приостановлении или прекращении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой ими с нарушением экологического законодательства и причинением вреда окружающей среде.
Методически определение вреда, причинённого окружающей среде и неимущественным и/или имущественным благам, должно вестись в такой последовательности:
— определение правонарушения и его характера на основании нормы права;
— выявление зависимости между правонарушением и качественным и количественным влиянием на человека, природу и объекты человеческой деятельности;
— расчёт экономического ущерба исходя из количественных оценок влияния правонарушения на человека и окружающую среду его обитания и установленных законными и подзаконными нормативными актами в природоохранной сфере такс, тарифов и прочих санкций.
Существует три этапа определения ущерба. Первый этап — технический. Второй — выявление причинных связей при помощи специалистов различных областей науки (медицина, химия, биология, генетика, экология). Третий этап — теоретическая и экономическая оценка ущерба окружающей среде путём определения величины потерь материальных и трудовых ресурсов. Оценка
ущерба осуществляется посредством расчёта затрат на мероприятия по ликвидации последствий правонарушения, которые сводятся в основном к расчёту материального ущерба и определению величины потерь, урона, отрицательных изменений на основе анализа платёжеспособности населения на улучшение ландшафта, чистоты воздушного бассейна, качества воды и прочее [3].
Могут быть определены и присуждены дополнительные компенсации либо в виде дополнительных затрат, необходимых на ликвидацию последствий правонарушения (например, массовое снижение поголовия скота в сельском хозяйстве), либо морального вреда. Однако при наличии предпринимательской или коммерческой деятельности ущерб в виде дополнительных затрат, направленных на восстановление того, что существовало до экологического правонарушения, определяется прямым, а не дополнительным, как указанно выше, способом.
Информация, необходимая для определения экономического ущерба, характеризуется рядом особенностей. К ним относятся:
— необходимость совместных многоплановых исследований;
— необходимость наличия специализированного сбора данных;
— учёт метода экспертных оценок;
— определение влияния фоновых данных (для этого необходимо тщательно подходить к наблюдению особых контрольных районов, исследуя сразу несколько взаимно влияющих факторов);
— анализ информации о состоянии окружающей среды до экологического правонарушения;
— необходимо поэтапно собирать информацию о наличии вреда, особенно в таких узких направлениях, как вред, причинённый экологическим правонарушением здоровью человека.
Таким образом, вред, причинённый экологическим правонарушением, возмещается двумя способами: добровольно и принудительно посредством наложения мер гражданско-правовой ответственности. Законом установлен двадцатилетний срок исковой давности для предъявления должностными или иными заинтересованными лицами исков о компенсации вреда окружающей среде. Это значит, что общий трёхлетний срок исковой давности в данных правоотношениях не устанавливается. Однако он продолжает существовать при восстановлении имущественных интересов контрагентов, нарушенных в результате экологического правонарушения. Более того, не имеют срока исковой давности вопросы защиты неимущественных прав и интересов граждан: при возмещении вреда жизни, здоровью и проч., но не более чем за последние три года, предшествующие дню подачи иска.
Гражданский кодекс Российской Федерации [4] в ст. 1082 к способам возмещения вреда относит возмещение вреда в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь) или возместить причинённые убытки. Предполагается, что в силу специфической природы гражданско-правовой ответственности в экологическом праве возмещение вреда в натуре как способа исполнения ответственности, в предполагаемых правоотношениях исполнено быть не может или существует, но дополнительно. Основное место занимает метод возмещения убытков.
Вред, причинённый природной и окружающей среде, нередко возмещается по утверждённым в установленном, чаще подзаконными нормативными актами, порядке таксам. Утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинённый уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов; таксы для исчисления взыскания за ущерб, причинённый незаконным добыванием или уничтожением объектов животного или растительного мира; тарифы, определяемые отношением к нормативам платы за аварийные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также плата за сверхлимитные размещения токсичных отходов с нарушением планов и проектов, выбросы и сбросы как мера ответственности за нарушение установленных проектных разрешений. Данный механизм не касается напрямую вопросов санкционирования, как это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях. Он имеет строго целевое предназначение и может существовать в комплекте с административной ответственностью. Сходные таксы по отдельным видам природных ресурсов, например лесного фонда, действуют в субъектах Российской Федерации. Так, в Оренбургской области действует Закон «О возмещении вреда, причинённого лесному фонду Оренбургской области» от 19.04.1995 г. [5]. В других случаях используются методики подсчёта ущерба, причинённого экологическим правонарушением. К ним можно отнести, например, временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среды в результате аварии, кроме случаев явного нарушения правил эксплуатации хозяйствующих объектов.
Литература
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
2. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14. // Российская газета. 1998. 24 ноября.
3. Кухарь В.П. Экотехнология. Оптимизация технологии производства и прриродопользования. Киев, 1989. С. 99.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принята Государственной Думой 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
5. О возмещении вреда, причинённого лесному фонду Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 19 апреля 1995 г. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 26.10.2014 г.).