УДК 37.014
ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя Ивановской области, Россия pack. 81 @mail. ru
В статье на основе анализа подходов к определению готовности к профессиональной деятельности формулируется понятие готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности. Выделены структурные компоненты и уровни развития данного психолого-акмеологического феномена.
Ключевые слова: готовность; будущий педагог; обеспечение социальной безопасности; компоненты готовности.
THE CONCEPT OF READINESS FUTURE TEACHER TO PROVISION OF SOCIAL SAFETY
Kislyakov Pavel, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science Shuya State Pedagogical University, Shuya-Ivanovo Region, Russia pack. 81 @mail. ru
In article on based of an analysis of approaches to the definition of readiness for professional activities formulated the concept of readiness future teacher to provision of social safety. Defined structural components and levels of development of this psycho-acmeological phenomenon.
Keywords: readiness; future teacher; provision of social safety; components of readiness.
Одной из актуальных жизненных и профессиональных проблем на сегодняшний день стала проблема здоровья и безопасности человека и общества в целом. В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью детей и молодежи в образовательном учреждении. Данная проблема признается на всех уровнях, включая федеральный. Президентом РФ, Председателем Правительства РФ неоднократно отмечается необходимость борьбы с угрозами социальной безопасности (распространение наркотиков, курение, алкоголизм, экстремизм, криминальные опасности, безнадзорность и др.) и формирования здорового образа жизни населения в целом, детей и молодежи, в частности.
Психолого-акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего педагога предполагает в качестве критерия профессионализма рассматривать готовность к деятельности, обеспечивающую целенаправленную активность
специалиста в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческую реализацию планов и программ деятельности (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, А.К. Маркова и др.).
Готовность представляет собой степень мобилизации внутренних ресурсов человека, рассматривается как первичное, фундаментальное исходное условие успешного выполнения деятельности любой сложности, в том числе и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Проблема готовности с психологических позиций исследована в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.А. Сластенина, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского и др. При анализе психологической готовности авторы указывают на наличие в ее составе структуры конкретного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [1].
Методологические подходы к определению готовности условно разделяют на функциональный, личностный и личностно-деятельностный. В рамках функционального подхода готовность рассматривается как состояние психики (установка), в котором активизируются такие психические функции, как умение моби-лизировать психические и физические ресурсы (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Г. Оллпорт, Д.Н. Узнадзе и др.). На основании личностного подхода готовность определяется как проявление индивидуально-личностных качеств, формирующихся в результате подготовки к определенному виду деятельности (К.А, Абульханова, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ковалев, А.Ц. Пуни, В.А. Сластенин, и др.). В рамках личностно-деятельностного (интегрированного) подхода готовность к деятельности рассматривается как проявление индивидных, личностных и субъектных особенностей человека в их целостности, обеспечивающее человеку успешность профессиональной деятельности (А.А. Деркач, С.Н. Толстов, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович и др.).
Готовность к деятельности имеет три модальности: общую долговременную (устойчивая потребность в деятельности), специальную долговременную (готовность к определенному виду деятельности, как результат образования и социальной зрелости личности) и кратковременную (мобилизация для решения возникающей задачи) (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, О.В. Михайлов).
Готовность педагога к профессиональной деятельности рассматривается нами в контексте целостного индивидуального развития, как интегральное свойство личности, предшествующее, проявляющееся и развивающееся в деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн).
По мнению Б.Г. Ананьева, готовность к деятельности характеризуется не только ее свойствами в тот момент, когда совершается деятельность. Автор трактует готовность к профессиональной педагогической деятельности как целостное образование, проявляющееся в наличии у субъекта образа, структуры, определенного действия и постоянной направленности на его выполнение; готовность включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятностного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью результата [2].
Специфика готовности к педагогическому труду отражена в исследованиях Н.В. Кузьминой, Т.Ф. Садчиковой, В.И. Смирновой, В.И. Спириной, В.А. Сласте-нина, Е.Г. Шаина, А.В. Перушкина, Д.Ю. Коптева.
Критериями сформированности готовности будущих педагогов к последующей педагогической деятельности могут служить: ответственность (интер-нальный и экстренальный локус контроль), направленность (профессиональная мотивация), умелость (основа педагогического мастерства), система ценностных отношений, творческий потенциал [3].
На основании выше сказанного готовность будущего педагога к обеспечению социальной безопасности нами понимается как совокупность личностно-профессиональных качеств, формирующихся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющих в перспективе осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения и определяющих безопасный и здоровьесберегающий стиль его жизнедеятельности.
Формирование готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности осуществляется в следующих направлениях:
1) подготовка к обеспечению безопасности в социальной среде - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми;
2) подготовка к обеспечению личной безопасности в условиях опасной, экстремальной ситуации социального характера (теракт, насилие, ограбление, массовые беспорядки и т.д.) - правила поведения человека, при которых незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества;
3) подготовка к обеспечению информационно-психологической безопасности - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий (социальные конфликты, политический и религиозный экстремизм) и умения информационно-психологической самозащиты, соблюдение правил психогигиены;
4) подготовка к обеспечению социально-криминальной безопасности - защищенность от физического насилия, защищенность личного имущества;
4) формирование безопасного и здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены;
6) обеспечение социальной безопасности образовательного учреждения -сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера.
Вектор развития готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности задают ее критерии (компоненты). В нашем исследовании готовность к обеспечению социальной безопасности деятельности включает пять основных компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и креативный компоненты. На основании аналитического обзора источников и данных собственных наблюдений мы определили содержание названных компонентов.
Сформированность ценностно-мотивационной сферы будущего учителя способствует точному целеполаганию и проектированию его деятельности, определяет приоритеты педагогической деятельности, поэтому в структуре готовности важное место занимает ценностно-мотивационный компонент.
Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность стойких мотивов (субъективных причин того или иного поведения), имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности (А.А. Реан, Я.Л. Коло-минский). Ценностно-мотивационный компонент готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности включает приоритет ценности безопасности и здоровья в системе взглядов будущего педагога, мировоззренческие основы современных проблем безопасности личности, общества и государства, желание заниматься работой по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения, формированию здоровья и здорового образа жизни, потребность в соблюдении правил безопасности, основ здорового образа жизни, служить наглядным примером безопасного и здоровьесберегающего поведения для окружающих.
Следующим в структуре готовности студентов к обеспечению социальной безопасности является когнитивный компонент, представляющий базовый уровень и качество теоретических, практических и методических знаний будущего педагога по вопросам безопасности жизнедеятельности в целом, знания о факторах, сущности и структуре безопасности жизнедеятельности в социуме, степень владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения, знания факторов, отрицательно влияющих на здоровье участников образовательного процесса и технологий их предупреждения. Данный компонент готовности включает в себя также профессионально-прикладные знания будущих педагогов по вопросам предупреждения кризисных и экстремальных ситуаций, формирования безопасного и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса.
Деятельностный компонент готовности определяется высоким уровнем культуры безопасности и здоровья студентов, включает умения и навыки выявления и предотвращения опасностей социального характера, обеспечения личной и общественной безопасности; способность к деятельности по укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих; умение перевести знания по вопросам обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения в область практического применения, преподнести информацию по безопасному и здоровому образу жизни в качестве учебно-воспитательного материала.
Особое место в структуре компонентов готовности занимает рефлексивный компонент. С психологической точки зрения для вузовской системы профессиональной подготовки специалистов определяющими вопросами являются организация самостоятельной работы студента над собой (Л. Хабаева). Рефлексивный компонент готовности к обеспечению социальной безопасности представляет собой способность будущих педагогов к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса в области социальной безопасности, осознание своей ответственности за обеспечение собственной безопасности и безопасности учащихся, сохранение и укрепление здоровья; адекватную самооценку образа жизни.
Развитый рефлексивный компонент создает возможность для развития деятельностного компонента готовности, так как рефлексия позволяет определиться в образовательной деятельности, установить пространство для собственного активного учения, сформировать направленность на эффективное образование, осознать возможные препятствия, проблемы и ошибки. С помощью адекватной самооценки происходит регуляция поведения, направленная на саморазвитие будущего педагога как профессионала и личности безопасного типа.
Креативность или творческий потенциал характеризуется личностными особенностями человека, позволяющими создавать новый продукт в материальной и духовной деятельности. Главным фактором реализации творческого потенциала выступает деятельность, в процессе которой скрытые возможности человека превращаются в способности, талантливость, гениальность, индивидуальность личности (Л.Е. Варфоломеева). Креативный компонент готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности представляет собой совокупность творческих способностей, проявляющихся в профессиональной деятельности по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения, формированию безопасного и здорового образа жизни учащихся. Данная деятельность является новой для студентов, поэтому проявление творческих способностей, способностей мыслить неординарно, создавать собственные модели профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний - немаловажный фактор готовности. Креативный компонент включает такие качества как оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность, чувство юмора, творческое отношение к педагогической профессии в сфере безопасности жизнедеятельности и здровьесбережения.
Степень и соразмерность названных компонентов и их показателей в итоге определяют уровень развития готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности. Нами, в соответствии с классификацией Н.В. Кузьминой [3] выделено три уровня готовности: высокий (системно-моделирующий деятельность), средний (системно-моделирующий и локальномоделирующий знания) и низкий (репродуктивный; адаптивный). Эти уровни имеют следующие характеристики.
Высокий уровень характеризуется гармоничным развитием компонентов готовности, обеспечивающим эффективную деятельность в области социальной безопасности. Характеристиками данного уровня являются постоянный интерес и мотивация к изучению вопросов безопасности жизнедеятельности, безопасного и здорового образа жизни, динамичная система знаний по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения, логически взаимосвязанная с системами педагогических, психологических, социальных и гуманитарных знаний. Освоившие данный уровень студенты владеют комплексом целенаправленно сформированных умений и навыков обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в условиях опасных и экстремальных ситуаций социального характера, имеют развитую самооценку, антиципацию, отличаются стрессоустойчиво-стью.
Средний уровень предполагает частичную сформированность компонентов готовности, преобладание периодического интереса к проблемам безопасности жизнедеятельности и обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения. Безопасность и здоровье признается ценностью наравне с большин-
ством других. Наличие совокупности знаний по вопросам обеспечения безопасности в опасных и экстремальных ситуаций социального характера, в том числе в условиях образовательного учреждения сочетается с частичной сформированно-стью умений, навыков в данном направлении. Трудности самооценки и антиципации, коррегируемые в рабочем порядке. Средняя подверженность стрессам, в зависимости от сложности ситуации.
Низкий уровень подразумевает преимущественно начальную степень сформированности компонентов готовности. Интерес к проблемам безопасности жизнедеятельности и обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения носит ситуативный характер, имеет место отрицание безопасности и здоровья как ценности высшего порядка. Неполные, несистематизированные знания по вопросам обеспечения безопасности в опасных и экстремальных ситуаций социального характера, в том числе в условиях образовательного учреждения, а также эмпирически сформированные умения и навыки в данном направлении или их отсутствие, неразвитая самооценка и антиципация, высокий уровень подверженности стрессам.
Нами реализуется психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности студентов к обеспечению социальной безопасности в учебно-воспитательном процессе в Шуйском государственном педагогическом университете через систему аудиторных (занятия по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», «Психологические основы безопасности» и др.) и внеаудиторных (обучающие семинары-тренинги, конкурс студенческих научных работ и проектов, научные студенческие конференции, студенческая олимпиада, консультации, конкурс творческих разработок и др.) мероприятий. Проведенное нами исследование позволило выявить динамику числа студентов с высоким уровнем развития компонентов готовности к обеспечению социальной безопасности. В исследовании приняли участие 360 студентов (3-4 курсов), обучающихся по педагогическим специальностям. Анализ инфраструктуры готовности позволил выявить наибольшую восприимчивость к психолого-педагогическому воздействию когнитивного компонента (20% - 73%). Достоверно, но в меньшей степени, отмечена динамика мотивационного (40% -70%), деятельностного (14% - 49%) и рефлексивного (30% - 63%) компонентов (рис.), что говорит о необходимости дальнейшей работы по развитию готовности будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № П 1028 от 20.08.2009 года по Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.
После обучения
Рис. Динамика числа студентов с высоким уровнем развития компонентов готовности к обеспечению социальной безопасности
Литература
1. Деркач, А.А. и др. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 96 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б.Г. Ананьев // О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 187-274.
3. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.