А.Ю. Чупрова
Чупрова Антонина Юрьевна — профессор кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии
Минюста России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Понятие экономической преступности в законе и на практике: сравнительно-правовой аспект
В статье автором раскрывается понятие экономическая преступность, и дается соотношение понятий «экономическая преступность» и «преступления в сфере экономики». Автор проводит историко-правовой и сравнительно правовой анализ норм, устанавливающих ответственность за экономические преступления.
The notion of the economic crime is opened by the author in the article and the ratio of the notions “economic crime” and “the crimes in the sphere of economic” is given. The author conducts historical-legal and comparative law analyze of he norms, installed the responsibility for the economic crimes.
Преступления в сфере электронной коммерции являются составной частью экономической преступности. В России и за рубежом содержание экономической преступности толкуется по-разному. В настоящее время можно говорить о существовании нескольких подходов к определению этого феномена: законодательного, практического и доктринального1.
Современное законодательство выделяет в Особенной части специальный раздел — преступления в сфере экономики, объединяющий преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Исходя из названия раздела, к экономическим преступлениям можно отнести лишь указанные в нем преступные посягательства. В то же время нельзя не отметить, что предшествующее уголовное законодательство не рассматривало границы экономической преступности столь узко.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года (в ред. 1866 и 1885 гг.) отсутствовал самостоятельный раздел, содержащий нормы об экономических преступлениях. Отдельные нормы, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере экономики, располагались в нескольких разделах и отличались чрезвычайной детализацией признаков и видов нарушений в конкретных экономических сферах. Раздел VII Уложения «О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны» в основном содержал нормы, направленные на защиту установленного порядка поступления доходов в бюджет, и включал следующие главы: «О нарушении уставов монетных», «О нарушении постановлений о гербовом сборе», «О нарушении уставов горных», «О нарушении уставов о соли», «О нарушении постановлений о питейном и табачном сборах и об акцизе с сахара», «О нарушении уставов таможенных», «О нарушении уставов о лесах».
Происходившие в государстве структурные изменения экономики, развитие банковской системы, появление акционерных обществ и становление фондового рынка нашли отражение не только в гражданском, но и в уголовном законодательстве. Помимо группы различных налоговых преступлений в Уложение были введены уголовно-правовые запреты на нарушение банковского законодательства.
В главе XII «О нарушении постановлений о кредите» содержалось более полутора десятков различных видов криминальных банковских деяний, многие из которых традиционно присутствуют в уголовных законах стран с рыночной экономикой: подделка билетов общественных и частных банков, утвержденных с разрешения и утверждения правительства (ст. 1150); открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных для сего правил (ст. 1152); нарушение банковской тайны (ст. 1157); подлоги и иные злоупотребления с векселями (ст. 1160); различные злоупотребления, связанные с банкротством (ст. 1163—1168).
Интересы инвесторов и других участников фондового рынка обеспечивались положениями главы XIII «О нарушении уставов торговых», сконцентрированными в отделении «О нарушении обязанностей маклерами, биржевыми маклерами, гофмаклерами, биржевыми нотариусами, корабельными маклерами, биржевыми аукционистами и диспашерами» (ст. 1300—1345). Этой же главой регулировались отношения свободной конкуренции (например, преступлением признавалась стачка (сговор) торговцев или промышленников для возвышения цены не только на предметы продовольствия, но и на иные товары первой необходимости, или для непомерного повышения сей цены — ст. 1180). Уголовное Уложение 1903 года тоже не содержало специального раздела о преступлениях в сфере экономики. Аналогично предыдущему законодательному акту отдельные престу-
Чупрова А.Ю. Понятие экономической преступности в законе и на практике: сравнительно-правовой аспект
Чупрова А.Ю. Понятие экономической преступности в законе и на практике: сравнительно- правовой аспект
пления, посягающие на экономические отношения, были рассредоточены по всему тексту закона, однако число их в целом существенно сократилось. В то же время более детально были регламентированы положения о банкротстве и иных посягательствах на интересы кредиторов.
Раннее советское законодательство, восприняв многие идеи законодательства дореволюционного, включило в уголовный закон нормы, присущие праву государств с рыночной экономикой. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года содержал несколько глав, в которых были сосредоточены нормы об экономических преступлениях, признаваемых таковыми как в российском, так и зарубежном праве. К таковым, в частности, относились: подделка денежных знаков и государственных процентных бумаг, марок и других знаков государственной оплаты (ст. 85), нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе из-за границы или привозе за границу товаров (ст. 97), искусственное повышение цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или путем злостного невыпуска товара на рынок (ст. 137); фальсификация, то есть обманное изменение с корыстной целью вида и устройства предметов, предназначенных для сбыта или общественного употребления, и сбыт таких предметов (ст. 190); ростовщичество (ст. 193); самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товаром, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, чужой фирмой или чужим наименованием (ст. 199).
Постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 года был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, в котором нормы, предусматривавшие уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, также располагались в нескольких главах: в главе 11 «Преступления против порядка управления» (массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей (ст. 59.5); подделка металлической монеты, государственных казначейских билетов, денежных бон, банковых билетов Государственного Банка и государственных ценных бумаг, если она учинена по предварительному соглашению нескольких лиц или в виде промысла); в главе V «Преступления хозяйственные» (бесхозяйственность (ст. 128); расхищение государственного или общественного имущества (ст. 129); расточение арендатором или уполномоченным юридического лица предоставленного ему по договору государственного или общественного имущества (ст. 130); в главе VII «Имущественные преступления» (подделка в корыстных целях официальных бумаг, документов и расписок (ст. 170); изготовление и хранение с целью сбыта поддельного пробирного клейма, клеймение таковым изделий и слитков из золота, серебра и платины, наложение на изделия из иных металлов клейм и марок, имеющих сходство с пробирным клеймом, а равно сбыт указанных изделий (ст. 172); ростовщичество (ст. 175); самовольное пользование в целях недобросовестной конкурен-
ции чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, а равно и чужой фирмой или чужим наименованием (ст. 178). К числу имущественных посягательств, как было принято в дореволюционном праве, относились и самовольное пользование изобретением с нарушением правил, установленных в законах о патентах на изобретения, а равно самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных или научных произведений с нарушением закона об авторском праве (ст. 177).
В соответствии с УК РСФСР 1922 года и УК РСФСР 1926 года охрана экономических интересов государства и общества как основы безопасности любого государства признавалась важнейшей задачей. Однако оба документа принимались еще до начала индустриализации, когда в разоренной от войн стране трудно было определить приоритеты и выделить в качестве базы экономического развития какую-либо конкретную форму собственности, поэтому посягательства на собственность не были дифференцированы (как это имело место в УК РСФСР 1960 года) и все формы собственности защищались от посягательств одними и теми же нормами.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, вопреки высказанному в современной уголовно-правовой теории мнению, не ограничивал экономические преступления исключительно деяниями, содержащимися в главе о хозяйственных преступлениях, основную часть которой составляли экологические престу-пления2. Преступления против социалистической собственности в УК РСФСР 1960 года содержали нормы, относимые практически всеми криминологами к экономическим преступлениям: статья 93.1 УК (хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах), статья 93 УК (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем мошенничества), статья 92 УК (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением). Некоторые экономические преступления вошли в главу 1 «Государственные преступления»: статья 78 УК «Контрабанда», статья 87 УК «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг», статья 88 УК «Нарушение правил о валютных операциях». Причем, деяния, ставящие под угрозу личную собственность граждан, к категории экономических преступлений не относились, поскольку в отличие от социалистической роль личной собственности в экономике того времени была не столь значительной.
Законодатель сделал акцент в первую очередь на охрану отношений, посягательства на которые могли подорвать основу существующего экономического строя (т. е. действующих в государстве в определенный период времени принципов и правил, законодательно закрепленных, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства,
распределения, обмена и потребления экономического продукта3) и правопорядка, характеризующегося лидерством государства и отсутствием экономического плюрализма, и жестко преследовал тех, кто ставил эти отношения под угрозу.
В отличие от российского, законодательство зарубежных государств, в первую очередь стран общего права (США, Канада. Австралия), традиционно охраняло свои экономические отношения не только нормами, содержащимися в уголовных законах, но и находящимися в специальных законодательных актах, регламентирующих деятельность той или иной сферы экономики. Такой подход имеет свои исторические корни. Согласно положениям раздела 8 статьи 1 Конституции США в 1787 году в компетенцию Конгресса входило право регулировать торговлю с иностранными государствами и между несколькими штатами, создавать единообразные законы по вопросам банкротства; чеканить монету, предусматривать наказание за мошенничество с ценными бумагами и монетами Соединенных Штатов.
Таким образом, уже изначально в Конституции США определялись наиболее важные области экономики, регламентация и защита которых могла осуществляться специальными законодательными актами. В США Акт о банкротстве 1800 года, считающийся первым федеральным актом, регулирующим отдельную экономическую сферу4, содержал и положения об уголовной ответственности должников. Законодательными актами, оказавшими наиболее сильное влияние на регулирование отношений в сфере экономики, безусловно, являлись Акт о ценных бумагах 1933 года5 и Акт о фондовых биржах 1934 года6. Пакет специального законодательства, направленного на защиту инвесторов от обмана, манипуляций с ценными бумагами, а также иных видов мошенничества, был принят в США в 1933—1934 годах. Структура этих законов фактически всегда воспроизводилась в последующих актах, касающихся регулирования наиболее важных экономических отношений, и охватывала положения корпоративного, гражданского финансового или банковского права, а также нормы об ответственности за их нарушения административного и уголовно-правового характера.
В то же время позиция правоприменителей относительно того, какие криминальные нарушения относятся к числу экономических преступлений, далеко не всегда совпадает с мнением законодателя.
В российской правоприменительной практике содержание понятия «экономическая преступность» трактуется более широко, нежели указано в уголовном законе. Так, в распоряжении МВД России «О порядке определения экономической направленности выявляемых преступлений» от 28 января 1997 года № 1/1157 в перечне преступлений экономической направленности выделены три группы таких деяний. К таковым относят преступления: в сфере экономической деятельности, против
интересов службы в коммерческих и иных организациях (за исключением ст. 202 УК РФ), против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (за исключением ст. 288 и 293 УК РФ) и преступления, предусмотренные статьями 146, 147 и 304 УК РФ. Преступления против собственности, в сфере компьютерной информации, хищение оружия и наркотиков рассматриваются как имеющие экономическую направленность при условии, что они совершаются в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности либо должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции на предприятиях независимо от формы собственности, или лицами, имеющими доступ к предмету посягательства, а также выполняющими обязанности по охране имущества.
Анализ статистических отчетов МВД России позволяет утверждать, что спектр преступлений экономического характера с точки зрения практиков еще более широк. Так, например, в кратком статистическом отчете МВД России «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений по России за 2010 год» к преступлениям экономической направленности, выявляемым подразделениями правоохранительных органов, отнесены экологические преступления (связанные с незаконным оборотом биологических ресурсов в сфере лесопользования), а также отдельные преступления против порядка управления (ч. 2 ст. 327.1 УК РФ).
Поскольку такие отчеты составляются ежегодно и их структура не претерпела изменений за последние десять лет, можно сделать вывод, что правоохранительные органы традиционно относят к экономической преступности не только криминальные посягательства, отраженные в разделе «Преступления в сфере экономики», но и иные деяния, способные поставить под угрозу основные принципы осуществления экономической деятельности (должностные преступления) или отдельные области российской экономики (отдельные виды экологических преступлений).
В развитых странах правоприменители имеют свое видение экономической преступности.
В США, так же как и в Великобритании, посягательства на собственность не рассматриваются как экономические преступления. Согласно статистическим отчетам Федерального Бюро Расследований (ФБР) преступления против собственности, сопряженные с насилием, относятся к числу насильственных нападений, наряду с изнасилованием и убийствами. Преступления против собственности, посягающие на имущественные интересы, но не связанные с насилием, включают, согласно статистике ФБР, кражи со взломом, воровство, кражи автомобилей, а также поджоги7. Мошенничество и обманы не рассматриваются как посягательства на собственность, их выделяют в самостоятельную группу посягательств, направленных на экономические интересы.
Чупрова А.Ю. Понятие экономической преступности в законе и на практике: сравнительно-правовой аспект
Чупрова А.Ю. Понятие экономической преступности в законе и на практике: сравнительно- правовой аспект
Проблемы противодействия экономической преступности входят в компетенцию ФБР (FBI), его структурных подразделений с момента его создания. Основное внимание в этой структуре уделяется проблемам предупреждения и пресечения преступлений, связанных с мошенничеством и растратами, совершаемыми как внутри, так и против национальных и международных финансовых институтов, таких как: корпоративное мошенничество, обман или получение незаконного преимущества в сфере обращения ценных бумаг, страховые, ипотечные мошенничества, отмывание преступных доходов, нарушения законодательства о банкротстве, преимущественно в банковской сфере, получение незаконных преимуществ в сфере бизнеса, инсайдерская деятельность. К корпоративным мошенничествам относят также налоговые нарушения, подделку финансовой документации, воспрепятствование осуществлению правосудия, призванное скрыть любой из отмеченных выше видов преступного поведения, в частности, когда игнорируются или создаются препятствия предоставлению данных по запросам Комиссии по ценным бумагам США (SEC), других регулирующих или правоохранительных органов. В сферу интересов ФБР входят и крупные мошенничества, направленные против отдельных лиц, организаций и отраслей (чаще всего превышающие 1 млрд долларов). Эти преступления находятся в юрисдикции специалистов Департамента расследования финансовых преступлений (FCS) в случаях, когда нарушается федеральное законодательство, либо когда речь ведется о транснациональных преступлениях, или когда преступление совершается на территории нескольких штатов. В миссию указанного структурного подразделения включен и поиск активов, подлежащих конфискации. Национальным приоритетом в годовых отчетах ФБР, касающихся экономической преступности, называется противодействие коррупции. Интересно, что с точки зрения специалистов ФБР (как отмечается на официальном сайте), полный спектр мошенничеств в отношении бизнеса и коррупционные преступления охватываются термином «беловоротничковая преступность» как синонимом понятия «экономическая преступность», в то же время английские правоприменители факти-
чески не используют этот термин для классификации экономических преступлений, так же как и для статистических отчетов об уровне преступности.
Интернет-преступность во всех ее проявлениях однозначно оценивается американскими правоприменителями как преступность экономическая. В годовых отчетах Центра Интернет-преступности (Internet Crime Complaint Center (IC3), созданного в США для получения заявлений потерпевших от он-лайн преступлений (с 2004 года принимаются посредством сети «Интернет»), их распределения по подследственности, пресечения и расследования, а также анализа характера, структуры и тенденций интернет-преступности, подчеркивается, что эти деяния оцениваются в первую очередь как мошеннические действия и имеют исключительно экономическую направленность. К таковым относят он-лайн мошенничества, нарушения прав интеллектуальной собственности, коммерческий шпионаж, отмывание денег, распространение детской порнографии8.
Примечания
1. См.: Магомедов А.А., Мазур С.Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы. М., 2006. С. 92—105.
2. См.: Дмитриев О.В. Понятие экономической преступности в современной криминологии // Адвокатская практика. 2005. № 4; Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997. С. 9. Следует отметить, что в главе 6 Особенной части УК РСФСР 1969 года «Хозяйственные преступления» экологические преступления не превышали четверти включенных в нее деяний.
3. См.: Экономическое право: хрестоматия / под общ. ред. В.И. Ведяпина. СПб., 2004. Т. 2. С. 18.
4. See.: Warren C. Bankruptcy in United States History. Ny, 1935. Р. 21—24.
5. Securities Act 1933.
6. Securities Exchange Act 1934.
7. Uniform Crime Reports. Crime in the United States. 2010. Washington 2011.
8. See: Internet Crime Complaint Center. 2010. Internet Crime Report. P. 9; Годовой отчет 2010 г., Департамент расследования финансовых преступлений (FCS), ФБР.