УДК 316.6
DOI 10.33463/2072-8336.2019.1(46)108-121
ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В. П. Ярцева
Для цитирования
Ярцева, В. П. Понятие духовности: психологический аспект / В. П. Ярцева // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 1(46). - С. 108-121. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).108-121.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative д-i.J Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к обоснованию категории «духовность» в научных трудах. В соответствии с задачами исследования проведен анализ философской и психологической литературы по выявлению общего и отличительного в трактовке понятия «духовность» в различных теоретических концепциях. К общей позиции можно отнести общую направленность на совершенствование внутреннего мира человека, его духовного бытия; понимание духовности в двух взаимосвязанных ипостасях: духовность как показатель уровня сформированности личности и духовность как Высший абсолют. Сравнение отличительных трактовок понятия «духовность» позволило автору определить родовое понятие и видовые
© Ярцева В. П., 2019
особенности: человеческое свойство психики с отличительными видовыми характеристиками. В числе видовых характеристик выступают психологические процессы (осознание, понимание, принятие (интериоризация), практическая деятельность). Определена их содержательная основа: трехсоставность человека «дух - душа - тело», ценности Высшего абсолюта, место Я в системе неразрывной взаимосвязи с окружающим миром, внутренний мир Я, духовный опыт личности, социальный опыт: Я и МЫ.
Ключевые слова: философские концепции духовности, психологические подходы, вера; духовность, душа, ценности, личность, смысл жизни, ответственность, свобода.
С конца XX века в российском общественном сознании происходит
формирование новых ценностей и переосмысление старых, этот феномен как калька накладывается на российское образование.
«С начала XXI века российское образование как один из педагогических и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения и с переменой менталитета общества и личности в целом» [16, с. 30-31]. Происходящие изменения обусловлены скоростью изменения социального опыта, формированием сознания и мировосприятия подрастающего поколения в условиях новой социальной среды, стремительным натиском новых информационных и коммуникативных технологий, трансформацией культурных явлений, игнорированием самобытности культур разных народов, многомерным и противоречивым характером формирования жизненных ценностей молодежи и др.» [27, с. 114-118]. Все это свидетельствует о переориентации системы духовных ценностей и потребности в осмыслении происходящих изменений.
Проблема духовного развития человека всегда была актуальна, но особенное внимание ей уделяется в наши дни. Она привлекает ученых из разных научных областей, в том числе психологии, в которой актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я в становлении жизненных ориентиров для определения своего места в социуме. Рассмотрим, каким образом трактуется понятие «духовность» в словарях и энциклопедиях.
В Философской энциклопедии духовность толкуется как невещественное начало, в отличие от материального начала [26, с. 179].
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль определяет духовность как состояние духовного и раскрывает смысл последнего: «духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [7, т. 1, с. 503-504].
В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «духовность» вводится через «духовное», опираясь на первое значение понятия «духа», поэтому следует читать: «духовность - состояние духовного, относящегося к умственной деятельности, к области духа в смысле сознания, мышления, психических способностей, побуждающих к действию» [20, с. 157].
В Большом психологическом словаре понятие «духовность» характеризуется как духовно-практическая (не утилитарная)деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека [3].
Интересно, что в Российской педагогической энциклопедии(1993) понятия «духовность», «душа» вообще не рассматриваются.
Таким образом, в светском понимании духовность часто ассоциируется с понятиями «интеллектуальность» и «культурные ценности». В то же время в результате анализа определения понятия «духовность» в словарях и энциклопедиях мы пришли к выводу о том, что практически во всех названных источниках одно из значений слова «духовный» относится к религии. В качестве синонимов слова духовность рассматриваются душевность, интеллектуальность, религиозность, церковность. В некоторых словарях духовность отнесена к устаревшим понятиям и пред-
ставлена как интеллектуальная природа, сущность человека, противопоставляемая его телесной сущности. Эти представления характерны и для философской литературы советского и постсоветского периода.
Первые представления о духовности не разграничивались с телесной сущностью. В Древней Греции понятие духовности (нус) представлялось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. В работах Платона и позднее Аристотеля ум (нус) рассматривается как перводвигатель космоса и формообразующее начало [17; 26, с. 179].
Платон рассматривал духовность как специфическое свойство человека «примат идеи над материей», а телесное как более низкое - природный дар человеку. Он показал, что индивид (единичное) живет и действует внутри некоторого организованного целого, которое, как закон, господствует над ним, ставит рамки и границы его произвола. «Единичное» изменяется, рождается и исчезает, а то целое, внутри которого происходит индивидуальная эволюция, остается неизменным, строго организованным [15, с. 89].
Мир, в представлении Платона, -прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное, но «он управляется силами, находящимися вне его и создающими общие закономерности, по которым развивается и живет весь космос» [18, с. 94].
Таким образом, Платон совместил космическое и человеческое, телесное и духовное.
Аристотель также рассматривал телесную и духовную реалии как одинаково необходимые в бытии человека. Именно он представил первое си-
стематическое описание психических явлений в своем трактате «О душе». Древнегреческий ученый особое внимание уделял разумным добродетелям (добродетелям ума), которые развивались в человеке благодаря обучению.
Систематическую разработку понятие «духовность» получило в период неоплатонизма. В отличие от космологической, интеллектуальной и безличной трактовки духовности во времена античности, библейско-христианская традиция представляет духовность как личностный Абсолют и личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и человека [26, с. 179].
В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание духовности как разума и мышления (Спиноза, Декарт, французские материалисты XVIII века). Назвав все представление о Боге, абсолютном Духе нагромождением антропоморфных иллюзий, Спиноза утверждал, что разделение человека на душу и тело ложная позиция.
Интеллектуальная сторона духовности разрабатывалась в немецкой классической философии. Ф. Шеллинг представляет всю природу как момент духовности. Г Гегель видел философию мировой духовности через систему развивающихся логических категорий. В работах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана представлены иррациона-листические трактовки духовности, а интуитивистские и экзистенциалисти-ческие интерпретации описаны в трудах А. Бергсона, Н. Лосского.
Однако, по мнению представителей теории позитивизма, единственным источником истинного знания является результат эмпирического исследования. Они отрицали познавательную ценность философского исследова-
ния. Естественно, что в теорию позитивизма и неопозитивизма проблема духовности не вписывалась как проблема метафизическая, которую решить с позиций эмпирического исследования не представляется возможным.
В марксисткой философии понятие «духовность» употребляется как синоним слова «сознание» [26, с. 179].
В русской философии XVIII в. наблюдалось увлечение теориями западноевропейских ученых (Вольтера, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Д. Дидро, И. Канта). Известный философ А. И. Введенский, рассуждая об истории русской философии, обращает внимание на значение заимствования западноевропейских теорий в научной сфере. «Чуткость к чужим учениям -наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика...» [4, с. 9-10]. В то же время А. И. Введенский предупреждает о последствиях слепого копирования. Несмотря на заимствование теоретических исследований западных философов, русские ученые нашли свой путь в философских исследованиях. «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным «ratio» и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса и живым разумом» [4, с. 73].
Мы особо выделяем научные изыскания русских философов конца XIX -начала XX века, так как, во-первых, в них четко прослеживается выход на
психологическое осмысление феномена «духовность», во-вторых, в работах русских философов понятие «духовность» рассматривается во взаимосвязи разума, чувств и воли.
В этот период в научных трудах русских философов проявляется интерес к духовной жизни человека. Русская культура, в первую очередь литература, обладая предвидением происходящих событий, грядущего нравственного кризиса общества, передала мыслителям через свои произведения направление поиска философского осмысления понятия «духовность». Особенности проявления духовности в жизни русского человека, народа подробно представлены в трудах Н. А. Бердяева. По его мнению, самосозидание в себе духовного человека возможно лишь в творчестве - литературном [1, с. 301]. По его мнению, русская литература наполнена не внешними формами проявления чувств, сопереживания, а внутренними, душевными. Другими словами, для литературы характерен психологизм.
На наш взгляд, философ Бердяев неосознанно поднимает вопрос об осмыслении категории «духовность» с психологической точки зрения.
Н. А. Бердяев воспринимал духовность через категорию свободы «дух есть свобода» [2, с. 318, 363, 405]. Далее он уточняет свою мысль о взаимообусловленности духа и свободы. «Бог действует в порядке свободы, а не в порядке объективированной необходимости. Бог есть Дух. Промысел Божий можно понимать лишь духовно, а не натуралистически. Бог присутствует... во всяческой правде, в истине, красоте, любви, свободе, героическом акте», и дополняет данное перечисление: «творческий акт, личность» [2, с. 436, 565].
Признавая реальность и ирреальность духа, Н. А. Бердяев считал, что дух не является объектом, но при этом он называет признаки, по которым дух можно установить. Духовность в жизни человека проявляется в его свободе, активности, творчестве, любви и милосердии, стремлении к преобразованию жизни. Аналогичные признаки духовности перечисляются и в работе Н. О. Лос-ского «свобода, истина, добро, любовь и красота» [19, с. 566, 581-582].
На наш взгляд, степень проявления и изменения перечисленных признаков духовности зависит от конкретной личности. Каждый человек свободен в выборе своего жизненного пути, но свобода взаимосвязана с ответственностью. Следовательно, человек несет ответственность за созидание в себе добродетелей (признаков духовности), за свой духовный рост.
Как отмечает Н. А. Бердяев, человек живет в системе общественных связей и отношений, поэтому вектор его индивидуальной духовности должен быть направлен не только на себя, свой внутренний мир, но и на окружающих людей. В этом и заключается важное условие социальной адаптации личности, сохраняя свое Я, осуществить переход к МЫ.
Мы согласны с позицией философа, что духовное становление необходимо рассматривать в логике индивидуальной свободы личности.
Идея индивидуальной свободы личности находит свое развитие в трудах В. С. Соловьева. Положив в основу своей философской системы учение о нравственности, он определяет смысл жизни как фактор проявления духовности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимы. В предисловии к книге «Оправдание
добра» В. Соловьев отмечает: «добро как правда - это единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца - для всех, кто решится предпочесть его». В главе «Добро в человеческой природе» философ, перечисляя первичные данные нравственности: чувство стыда, жалости, благоговения по отношению к высшему началу, пишет, что на проявлении этихтрех видов чувств строятся все возможные нравственные отношения [25].
Кроме того, В. С. Соловьев подчеркивает, что человек существует достойно только тогда, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет ее к безусловным нравственным делам. По его мнению, духовность человека проявляется при определении смысла жизни. В предисловии к 1-му изданию книги «Оправдание добра» В. С. Соловьев, рассуждая о смысле жизни, ориентирует человека на добро. «Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького я, «принимай к сердцу» дело других и дело всех, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определения. В таком взгляде есть начало правды, но только начало, остановиться на нем невозможно - дело вовсе не так просто, как кажется» [25].
На наш взгляд, позиция В. С. Соловьева актуальна для психологии и педагогики XXI в. Именно результат поиска смысла жизни каждого человека зависит от самого человека, от его веры, разума и опыта, которые усвоены им самим.
В работах И. А. Ильина получили свое развитие идеи индивидуальной
свободы личности, смысла бытия человека. Рассматривая проблемы духа и духовности, он пришел к выводу о том, что наличие духовного начала в человеке является смыслом существования любой личности: «Человеческий дух есть сила, направляющая свою жизнь к благим целям. Ему присуще выбирать свои жизненные содержания и принимать решения о своих жизненных формах; утверждать свое достоинство, обуздывать свои порывы. Дух можно определить как волю к совершенству, а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире. способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению, а также как живое чувство ответственности и живую волю к самосовершенствованию» [13, с. 30, 49].
Мы считаем, что актуальны и предложенные И. А. Ильиным пути выхода из духовного, социального и культурного кризиса. Обозначенные им семь форм духовного бытия человека, представляют собой нераздельное единство. Именно их возрождение есть выход из кризиса: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Автор раскрывает, в чем состоит путь духовного обновления: «Надо научиться веровать с разумом, веровать в силу очевидности, которая загорается в личном духовном опыте и не может угаснуть. Такая вера добывается любовью, духовной любовью к совершенному. Верование и любовь связаны воедино: в человеческой душе, в глубине личного сердца (субъективно) и в самом духовном Предмете (объективно)» [14, с. 246-248].
В работах И. А. Ильина рефреном проходит понимание духовности в двух аспектах: с позиций личности и как Высший Идеал.
Для нашего исследования важна точка зрения философа о признаках духовной жизни личности, которые он определяет через основополагающие категории «вера» и «любовь». «Свобода есть самостоятельная, самобытная, творческая любовь и вера; совесть движется силою веры и любви; семья есть первое лоно любви и веры; родина постигается любовью и строится верою; национализм есть не что иное, как любовь к своеобразной духовности своего народа и вера в его творческие богоданные силы» [14, с. 246-248].
Не менее важно для нас знание составляющих процесса духовного становления человека. Среди них автор особо выделяет обретение духовного опыта. «Жить и творить должен каждый сам. И это удается ему тем больше и лучше, чем глубже он укоренится в своем сокровенном, выстраданном и вымоленным духовном опыте.» [14, с. 10].
Таким образом, данные научных трудов, отражающие точку зрения таких ученых, как Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, В. Соловьев, свидетельствуют о том, что сущность человека не сводится только к биологической и социальной сторонам, но она наполнена и духовным содержанием. Духовное содержание рассматривается как результат поиска смысла жизни, ориентированного на Высшие ценности.
Развивая идеи философов, С. И. Гессен выделил единство планов жизни человека: «жизнь человека протекает одновременно в четырех планах: биологического бытия, общественного бытия, духовной культуры и благодатного бытия» [5, с. 433-434]. В соответствии с планами жизни человека он рассматривает процесс образования как сложный процесс, од-
новременно биологический, социальный, духовно-культурный, духовно-благодатный. К сожалению, эти идеи не были реализованы в системе воспитания из-за утраты рукописи во время Варшавского восстания.
Методологическую значимость для нашего исследования представляет этико-религиозная концептуальная позиция русских религиозных философов. Она заключается в определении духовности в двух направлениях: духовность как сущностная характеристика разумного человека и как Высший Идеал, к которому стремится человек в собственном развитии. Далее духовная реальность человека проявляется в поиске смысла жизни, в принятии Высших ценностей, в обретении духовного опыта и принятии признаков духовности (свобода, истина, добро, любовь, красота, ответственность, воля самостоятельность, спасение).
Существенное дополнение в понятие духовности вносит христианская антропология, в которой превалирует идея трехмерного измерения человеческого существа (тела, души, духа) и конкретизируется четвертый план жизни человека «благодатное бытие» (по С. И. Гессену). Сущность этих идей раскрывается в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, М. Я. Дворецкой, В. И. Нес-мелова и др.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) отмечает взаимосвязь души и духа: «Дух и душа человека нераздельно соединены в единую сущность; но в людях можно видеть различные степени духовности... Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений
духа, не свойственного животным и некоторым людям» [23, с. 74].
Известный ученый, лауреат Сталинской премии, святитель Лука проанализировал тексты Библии, описание трансцендентных духовных способностей (подсознательной деятельности). Он нашел подтверждение своим выводам о том, что, кроме мозга, должен быть другой гораздо более важный и могучий субстрат памяти (дух). Были обоснованы утверждение о том, что сердце является регулятором поведения человека и выбора жизненного пути, а также выводы о бессмертии духа, о смертности тех элементов душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела (чувства и мыслительные процессы).
Развивая мысль о бессмертии и смертности, М. Я. Дворецкая рассматривает дух как «.некий орган сознания, в котором все сосредоточение человеческой жизни. Он есть залог бессмертия и вечного начала в нас» [8, с. 341]. Она выделяет три состояния проявления в человеке духа: страх Божий (благоговейный трепет перед величием Бога); совесть (внутренний судья, или «голос Бога»); жажда Бога (богообщение и богосозерцание).
В работе М. Я. Дворецкой анализируются различные концепции определения смысла жизни. По ее градации для первого подхода целевой установкой служат стремление к достижению личностного карьерного успеха, гедонистические наклонности (витальное и гедонистическое содержание). Для второй позиции характерно противопоставление пути индивидуального нравственного совершенствования служению человечеству, внесение нового порядка, новых отношений между людьми и способов жизни, которые
спасут мир (жизненная позиция - социальное взаимодействие). Систематизирующей идей третьего подхода является осознание и принятие Божественного идеала, веры в жизнь вечную (за эталон жизни принимается Абсолют духовности и бессмертия).
От выбора целеполагающей концепции зависит различие между эмпирическим человеком и его идеалом, итог борьбы идеала и действительности. «Преобразование и развитие себя по идеалу человечности неминуемо требует от человека тяжелой и непрерывной борьбы с самим с собой - сила идеального сознания может уменьшаться или совсем угасать. При угасании идеального сознания в человеке совершается нравственный суд (совесть). Результаты этой борьбы свидетельствуют либо о качественном изменении личности, либо о психологическом дискомфорте, вытесненный в сферу бессознательного он, как правило, формирует невроз [8, с. 400-401, 417].
Автор приходит к выводу о том, что поиск смысла жизни связан с выбором в рамках экзистенциональных дихотомий, что активизирует процесс самопознания человека. Наличие экзистенциональных дихотомий, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, но, с другой стороны, - при их позитивном решении, -на возможность личностного роста» [8, с. 403, 420].
Мы согласны с позицией авторов, которые с точки зрения православной антропологии рассматривают человека в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни; вертикальной устремленности человека к Высшему Началу; зависимости уровня духовности от выбора смысла жизни в структуре дихотомий. Данный подход
содержит выход на психологическое осмысление духовного мира человека и определение содержания процесса воспитания с позиций плана жизни «благодатное бытие», воспитания как спасения.
Таким образом, с одной стороны, философские исследования последних столетий свидетельствовали о духовности как факторе развития личности с психическими функциями, актами человека. С другой стороны, известно, что вплоть до XIX века психология рассматривались как составная часть философии. Возникло противоречие между объективной потребностью в развитии психологии и полном ее игнорировании в научном мире. Ответом на разрешение возникшей проблемы послужило появление во второй половине XIX века первых психологических диссертаций и книг, посвященных современным направлениям в науке о душе (П Струве, М. Владиславлев и др.). С конца XIX началось самостоятельное исследование проблемы категории «духовность» психологическими методами.
Психологическое осмысление понятия «духовности» нашло свое развитие в гуманистической традиции при рассмотрении воспитания с позиции целостности личности, при приоритетном вниманим идеям единого ее понимания как духовного феномена. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс главным предметом гуманистической психологии признавал целостность личности в процессе ее самоопределения. Самое главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих [6]. Теория К. Роджерса базируется на трех пози-
циях: феноменальное Я, человеческая свобода и самоактуализация. Он ввел понятие «Я-концепция», включающее восприятие себя (ценности своего Я) и своих взаимоотношений с другими людьми. К. Роджерс считает важным явлением в развитии личности отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Базируясь на основании классификации «степень положительного внимания», психолог выделяет два противоположных типа личности: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность» [6].
На наш взгляд, выбранное для классификации типов личности основание «степень положительного внимания» не отражает богатство и разнообразие проявления индивидуальности и обедняет описание психологических типов личности. Этот подход можно рассматривать только в системе классификации типов личности.
Большое внимание содержанию процесса воспитания человека уделяется в христианско-гуманистической традиции, основанной на идеи воспитания целостной личности на основе христианских нравственных заповедей. Воспитание личности обусловлено развитием духовных ее сил - разума и свободы, творчества и саморегуляции [10, с. 105]. В. В. Зеньковский пишет: «Развитие личности ребенка идет в направлениях - развитие своеобразия, основных сил, творческого начала в ребенке, - развитие в нем исконного раздвоения добра и зла, и связанное с этим развитие начала свободы, - и развитие связи его с социальной средой через усвоение языка, всей социальной традиции. Все это не просто «духовное развитие», но целостная жизнь, - образ Божий, «божественная
искра» одушевляет эмпирическое развитие, с которым связывает свою судьбу, свой крест» [10, с. 106].
По мнению ученого, духовное начало в человеке есть корень и источник его индивидуальности, при условии ориентации на учение христианской антропологии об образе Божием в человеке [10, с. 149].
В работах В. В. Зеньковского представлен глубокий психологический анализ особенностей развития личности ребенка в разные возрастные периоды. Данный материал имеет теоретическую и практическую значимость для дальнейших исследований в области духовного развития личности ребенка на разных возрастных этапах с учетом современных теорий и практики воспитания.
Интерес для ученых в области духовного воспитания представили работы немецких психологов В. Дильтея и Э. Шпрангера. В. Дильтей ввел метод «наук о духе», который был направлен на внутреннее, интуитивное постижение духовной целостности, связанное с переживанием.
Э. Шпрангер, сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», ввел понятие «понимающей педагогики» и сформулировал основные ее положения. Цель понимающей педагогики - постижение целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-исторических связей [22, с. 594].
В основном своем труде «Формы жизни» Э. Шпрангер выделил шесть форм познания, на основании которых он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный. Он полагал, что в каждом человеке могут быть представлены проявления
всех этих типов ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать [22, с. 594-595].
Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер сделал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации (проявления), который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки «понимающей психологии» были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юношеского возраста [22, с. 594-595].
Однако исследования Э. Шпанге-ра в 30-е годы XX в. были отнесены к разделу педагогики «Педология», и в 1936 г. решением ЦК ВКПб все исследования в области педологии были закрыты, а научные работы изъяты из употребления. Идея целостности исчезла в психологических исследованиях, произошло разделение на возрастную психологию, физиологическую психологию, педагогическую психологию, которые стали обособленными областями [22, т. 2, с. 134].
Отрадно, что исследования в области духовности продолжались в контексте развития личности в работах отечественных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, В. П. Зинченко, Б. С. Братуся, В. Д. Ша-дрикова, В. В. Знакова, И. И. Купцова и др. Психологи обратили внимание на развитие человеческой души в рамках целостного восприятия личности. В отечественной психологии в работах Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Б. В. Ни-чипорова, В. Д. Шадрикова и других наблюдаются попытки осмыслить поня-
тие духовности с психологической точки зрения, заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни [24, с. 333].
Различия в подходах к изучению сущности человеческого бытия четко определил Б. С. Братусь: «Нравственная философия и религия отражают вертикальную устремленность человека к Высшему Началу и в этом плане отвечают насущной потребности поиска смысла жизни, неуничтожимого фактом физической смерти. Психология занята, по преимуществу, горизонтальной плоскостью - человеком как конкретным деятелем во времени и в пространстве. Философия и религия дают предельные ответы на вопросы «В чем смысл?», «Ради чего?». Научная психология стремится отвечать на вопросы: «Как?», «Для чего?», «Каковы механизмы?». Сопряжение вертикали и горизонтали (при всей его реальной сложности) более чем необходимо -оно неизбежно, ибо движение жизни подразумевает, изнутри требует, жаждет осознания ее смысла, а смысл подразумевает реализацию, то есть осуществленное движение в конкретном времени и пространстве» [21].
Авторы книги «Психология человека. Введение в психологию субъективности» дополняют изложенное выше мнение: «Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы обществен-
ной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы» [24, с. 335].
Мы согласны с главной идеей, которая выступает связующей нитью психологических исследований в области духовного бытия, - обращенность человека на свое Я, человек всегда занят поисками смысла жизни, познанием себя и своих возможностей, сознательным созиданием и взращиванием и сохранением своей индивидуальности. В своем исследовании будем придерживаться предложенной в психологических трудах дефиниции «духовность», определяемой в рамках индивидуального становления и развития личности. В данном контексте четко прослеживается обоснование сущности процесса становления и развития духовности: познание себя, осознание смысла жизни, потребность и способность к познанию мира, стремление к созиданию, но возникает вопрос, как реализовать найденный и принятый личностью смысл жизни.
В работах известных российских психологов (В. И. Слободчиков и В. П. Зинченко) выделена практическая деятельность как атрибут духовности, но при условии ее направленности на внутреннее преобразование субъекта, его саморазвитие и самосовершенствование.
Как видно из анализа философской и психологической литературы, определились две позиции по трактовке понятия «духовность»: светская (отождествление духовности с разумом), религиозная (связь с Божественным промыслом, Высшей Истиной).
На наш взгляд, при рассмотрении различных позиций важно увидеть не только отличительные черты, но прежде всего отметить общее, в данном
случае - это общая направленность на совершенствование внутреннего мира человека, его духовного бытия. В. П. Зинченко выделяет общность во взглядах следующим образом: «Общность состоит в том, что формированию человеческих отношений к миру, в соответствии с их взглядами, предшествует взращивание человеческого отношения к человеку, в чем, видимо, и заключается подлинная духовность, подлинная событийность жизни и истоки сознания» [11, с. 225].
Концептуальные идеи развития духовности личности, формы и способы воспитательного процесса различны.
Рассмотрим подход к содержанию процесса развития духовности, в основе которого лежит путь через разум и культуру.
В. П. Зинченко, не давая определения души, считает, что душа и дух есть реальность. Они не менее объективны, чем, например, материя. Констатируя их наличие, ученый утверждает, что психология практически не имеет опыта целостного анализа этих феноменов. Это вызвано тем, что отличие души и духовности от других психических категорий выражается в их причастности к Абсолюту, Истине. «Душа, в отличие от психики и сознания,все-человечна, внеисторична, если угодно, архетипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, вне-исторические ценности и смыслы» [12]. По мнению В. П. Зинченко, основной путь развития духовности - это путь через разум и культуру: «созерцание произведений искусства есть начало духовной практики» [12].
На наш взгляд, самое главное, что в психологии обозначилась проблема создания духовной атмосферы (среды), которая, в свою очередь, необходи-
ма «для созревания и очеловечивания чувств» [12]. Существенным вкладом в обогащение психологических знаний в области духовного становления человека имеют обозначенные ученым позиции: выход на духовную практическую деятельность и создание духовной среды (в последние годы этот термин получил уточнение «духовно-обогащенная среда»).
В таком случае духовность понимается как самосовершенствование, устремленность сознания человека к высшим ценностям. Из классификации пластов человеческого сознания В. П. Зинченко (бытийный, рефлексивный, духовный) видно, что для последнего уровня сознания свойственен диалог Я-реального и Я-идеального. В ходе подобного диалога человек находит свое собственное Я.
Полагаем, что, подход к содержанию процесса развития духовности только при созерцании произведений искусства явно односторонний. Его можно рассматривать как необходимое условие, но оно не является достаточным. При определении содержания процесса становления и развития индивидуального духа важно найти оптимальное сочетание средств, направленных на усвоение культуры и традиций на уровне разума, пробуждение душевных и духовных пластов человеческого бытия, на организацию созидательной и творческой деятельности.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что поиск психологических составляющих развития духовности необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи душевно-когнитивной, ценностно-смысловой (Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, Т. И. Власова), деятельностно-волевой
и духовно-культурной (В. П. Зинченко), духовно-благодатной (С. И. Гессен) сфер человека.
Таким образом, в соответствии с задачами исследования проведен анализ философской и психологической литературы по выявлению общего и отличительного в трактовке понятия «духовность» в различных теоретических концепциях. В философских (Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский,
B. Соловьев, М. Дворецкая) и психологических (Э. Шпрангер, Б. Братусь,
C. Гессен, В. Зеньковский, В. Зинченко, Е. Исаев, В. Слободчиков и др.) концепциях четко прослеживается общая направленность на совершенствование внутреннего мира человека, его духовного бытия; представление духовности в двух взаимосвязанных ипостасях: личностная духовность и духовность как Высший абсолют.
Проведенное сравнение отличительных трактовок понятия «духовность» позволили нам определить родовое понятие и видовые особенности как человеческого свойства психики с отличительными видовыми характеристиками. В числе видовых характеристик выступают психологические процессы (осознание, понимание, принятие (интериоризация), практическая деятельность). На основе проведенного анализа была выделена содержательная основа видовых характеристик: трехсоставность человека «дух -душа - тело», ценности Высшего абсолюта, место Я в системе неразрывной взаимосвязи с окружающим миром, внутренний мир Я, духовный опыт личности, социальный опыт: Я и МЫ, творческая и созидательная практика.
На основе указанного выше мы определили следующую дефиницию духовности. Духовность на уровне
личности - это человеческое свойство психики, для которого характерно осознание человеком своего единства на уровне «дух - душа - тело», понимание своего места в системе неразрывной взаимосвязи с окружающим миром, принятие ценностей Высшего абсолюта, организация своей деятельности, направленной на совершенствование своего внутреннего мира, обретение духовного опыта, участие в социальных и других практиках.
В ряде исследований понятие «духовность» определяется через совокупность признаков. В логике диссертационного исследования планируется конкретизировать те, которые необходимы для изучения личности.
Мы пришли к выводу о том, что духовность является средством развития личности, так как открывает человеку путь к определению и принятию своего смысла и способа жизни, в основе которого любовь, совесть, долг и ответственность перед Отечеством. И одновременно духовность является критерием уровня развитой личности. Это многообразие проявления духовности представляет интерес для дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1994. 542 с.
2. Бердяев Н. А. Самопознание. Сочинения. М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. 640 с.
3. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зин-ченко. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.
4. Очерки истории русской философии / Введенский А. И. и др. ; сост., вступ. ст., прим. Б. В. Емельянова,
К. Н. Любутина. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. 592 с.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.
6. Горностай П. П. Гуманистическая психология (К. Р. Роджерс) // Психология личности : слов.-справ. / под ред. П. П. Горностай, Т. К. Титаренко. Киев : Рута, 2001. 320 с.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 1. М. : Рус.яз., 1981. 699 с.
8. Дворецкая М. Я. Интегративная антропология : учеб. пособие. СПб. : Ин-т практ. психологии, 2003. 611 с.
9. Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. Т. 1. Ростов н/Д : Феникс, 1999. 542 с.
10. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1996. 272 с.
11. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207-231.
12. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2, 3. URL : http:// telesnost.ru/veblog/nashi_avtory/ zinchenko_vladimir_petrovich.htm (дата обращения : 19.02.2019).
13. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Минск : Изд-во Белорусского экзархата, 2006. 591 с.
14. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. СПб. : Библилполис, 2006. 448 с.
15. Ильенков Э. В. Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. 464 с.
16. Корнилова О. А. Формирование духовно-нравственных ценностей
студенческой молодежи // Духовные скрепы России: вера, патриотизм, единство : сб. материалов Всерос. на-уч.-практ. конф. Самара : Медиа-Книга, 2016. С. 30-35.
17. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. 525 с.
18. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М. : Детская литра, 1977. 223 с.
19. Лосский Н. О. Избранное. М. : Правда, 1991. 622 с.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1985. 740 с.
21. Психология и этика : материалы круглого стола заочного семинара. Ч. II. Психология и этика: возможна ли нравственная психология? / под ред. Б. С. Братусь // Человек. 1998. № 1-4.
22. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т / гл. ред. В. В. Давы-
дов. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.
23. Святитель Лука Войно-Ясенец-кий. Дух, душа и тело. М. : Образ, 2009. 128 с.
24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
25. Соловьев В. С. Оправдание добра / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации ; Алгоритм, 2012. 656 с.
26. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва и др. М. : Сов. энциклопедия, 1989. 840 с.
27. Ченцова Т. А. Феномен духовности молодежи в контексте духовно-нравственного воспитания // Православные ценности в современном мире : сб. материалов конф. Самара : ГОУ СИПКРО, 2008. С. 113-120.