После прохождения теста выдается сертификат, в котором прописывается уровень юридической грамотности: высокий (правильно выполнено 20 - 25 заданий) или средний (правильно выполнено 17 - 19 заданий). Сертификат с уровнем низкой юридической грамотностью не выдается.
В марафоне «Юридическая грамотность» могут участвовать студенты любых курсов. Для участия в марафоне необходимо записаться у руководителя юридической клиники либо у студентов-консультантов юридической клиники. Предварительная запись для участия в марафоне необходима для правильного бронирования компьютерной аудитории, подготовки нужного количества экземпляров сертификатов. Все студенты-консультанты юридической клиники, а также обучающиеся третьего и четвертого курсов по профилю «Право» ФГБОУ ВО «БрГУ» прошли марафон «Юридическая грамотность», и все получили сертификаты. Таким образом, уровень правовой грамотности обучающихся по профилю «Право» (участников данного мероприятия) высокий.
5. Финансовая грамотность. Новые финансовые продукты и финансовая информация, постоянные изменения на финансовых рынках требуют от современного человека знаний в области финансов и постоянное их повышение. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять денежными потоками. Но при этом необходимо понимать, что невозможно управлять финансами без знания правовых аспектов. Право и финансы взаимосвязаны.
В ноябре 2019 г рамках финансовой грамотности проходила образовательно-просветительская акция, организованная юридической клиникой ФГБОУ ВО «БрГУ» совместно с крупнейшим образовательным порталом России «Инфоу-рок» - марафон финансовой грамотности [7]. Впервые обучающиеся третьего и четвертого курсов по профилю «Право» ФГБОУ ВО «БрГУ» приняли участие в данном мероприятии. Тесты разрабатывались порталом «Инфоурок». Тест состоял из 20 открытых вопросов. Они могли содержать один или несколько правильных ответов. Вопросы были следующего характера [7]:
1. В соответствии с новым «Законом о коллекторах» (Ф3-230), с 2017 г. коллекторам разрешается звонить должнику (несколько ответов).
2. Гражданин А. хочет сдать квартиру за 25 тыс. рублей в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой доход, если НДФЛ составляет 13%.
3. Кто такой финансовый омбудсмен?
За один правильный ответ участники тестирования набирали 1,5 балла. Всего можно было набрать 30 баллов. После успешного прохождения тестирования, каждому участнику на электронную почту приходил сертификат от «Ин-фоурока». Но данный сертификат выдавался только при достижении высоких результатов. Если учащийся набирал менее 20 баллов, то сертификат не выдавался. Также руководитель клиники (Королева Т.М.) получила благодарственное письмо за подготовку к участию в данном мероприятии обучающихся университета. Всего Королевой Т.М. было подготовлено к участию в нем 43 учащихся,
Библиографический список
которые успешно его прошли марафон финансовой грамотности и получили сертификаты.
Анализ образовательной деятельности юридической клиники ФГБОУ ВО «БрГУ», проведенный автором, показал, что необходимо расширять и развивать старые формы работы с молодежью. При этом исследователь предлагает следующие новые формы деятельности:
1) на базе ФГБОУ ВО «БрГУ» продолжить ежегодно проводить социально-правовую конференцию для учителей школ и ссузов г. Братска и Братского района;
2) внедрить выездные финансово-правовые школы для пенсионеров, например, на базе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Братску», «Управления пенсионного фонда РФ» в г. Братске и Братском районе,
3) начать сотрудничество с отделом молодежной политики администрации г. Братска по вопросу организации для молодежи г. Братска и Братского района совместных мероприятий (лекций, семинаров, дискуссий, круглых столов) на разнообразные финансово-правовые темы;
4) выпустить интернет-газету с консультациями по различным финансово-правовым вопросам, с которыми обращаются посетители клиники;
5) в печатной газете «Братский университет» сделать рубрику «Вопрос юристу», «Правовые вопросы» или «Финансово-правовая грамотность», в которой будут представлены ответы на различные финансовые и юридические вопросы.
6) продолжить сотрудничество с образовательным порталом России «Ин-фоурок».
Таким образом, автором показана особая роль юридической клиники в образовательном процессе. Деятельность юридической клиники университета позволяет охватить большое количество молодежи дополнительным образованием и научной деятельностью; способствует повышению её образовательного уровня, противодействует правовому нигилизму, а обучающиеся получают колоссальный практический опыт. Предложены новые формы работы юридической клиники в сфере получения образования. Выделены следующие её важные функции. Во-первых, образовательная, в рамках которой молодежь получает новые и систематизирует имеющиеся финансово-правовые знания. Во-вторых, социальная, связанная с оказанием бесплатной юридической помощи населению. В-третьих, коммуникативная - способствует развитию социальных и межличностных отношений, навыков общения и взаимодействия с клиентами. В-четвертых, воспитательная - соблюдение профессиональной этики при общении с клиентами. В-пятых, научно-исследовательская - участие в конференциях, семинарах, которые раскрывают научный потенциал молодежи. В-шестых, мотиваци-онная - повышение мотивации в изучении юридических дисциплин. В-седьмых, прикладная - развитие навыков практической деятельности у обучающихся. Поэтому необходимо сохранить и развить тот уникальный опыт, который наработан участниками юридической клиники ФГБОУ Во «БрГУ».
1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 26.07.2019 г). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121887/
2. О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров: Приказ Минобразования РФ № 433 от 30 сентября 1999 г (ред. 01. 03. 2004 г). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=285001#024064100265557187
3. Королева Т. М. Отчет о работе юридической клиники гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» за период 2019 - 2020 уч. год. Братск, 2020: 1 - 5.
4. Ильина Т.Н. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние. Общество: политика, экономика, право. 2012; № 3: 109 - 113.
5. Молчалов А.Н. О функциях юридических клиник в России. Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010; № 1: 8 - 11.
6. Положение о юридической клинике гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВО «БрГУ». Братск, 2019: 1 - 12.
7. Марафон финансовой грамотности. Available at: http:// infourok.ru
References
1. O besplatnoj yuridicheskoj pomoschi v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ (red. ot 26.07.2019 g.). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121887/
2. O pravovyh konsul'taciyah (pravovyh klinikah) dlya naseleniya na baze vuzov, osuschestvlyayuschih podgotovku yuridicheskih kadrov: Prikaz Minobrazovaniya RF № 433 ot 30 sentyabrya 1999 g. (red. 01. 03. 2004 g.). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=285001#024064100265557187
3. Koroleva T.M. Otchet o rabote yuridicheskoj kliniki gumanitarno-pedagogicheskogo fakul'teta FGBOU VO «Bratskij gosudarstvennyj universitet» za period 2019 - 2020 uch. god. Bratsk, 2020: 1 - 5.
4. Il'ina T.N. Yuridicheskoe klinicheskoe obrazovanie v Rossii: tradicii i sovremennoe sostoyanie. Obschestvo: politika, 'ekonomika, pravo. 2012; № 3: 109 - 113.
5. Molchalov A.N. O funkciyah yuridicheskih klinik v Rossii. Vestnik Ural'skogo instituta 'ekonomiki, upravleniya iprava. 2010; № 1: 8 - 11.
6. Polozhenie o yuridicheskoj klinike gumanitarno-pedagogicheskogo fakul'teta FGBOU VO «BrGU». Bratsk, 2019: 1 - 12.
7. Marafon finansovojgramotnosti. Available at: http:// infourok.ru
Статья поступила в редакцию 29.02.21
УДК 372.878
Kudryashev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
RECONSTRUCTION OF PARENTAL STRATEGIES IN THE FIELD OF MUSIC EDUCATION (BASED ON THE MATERIALS OF THE MAGAZINE "FAMILY AND SCHOOL"). Considering periodicals as an important source of information about everyday life, it is possible to choose as the target reference point of this text - the reconstruction of how in the materials of the children's and pedagogical press in the 60-80 years. The twentieth century reflected the most important channel of aesthetic education of Soviet children and adolescents - children's music schools. By analyzing parental strategies for music schools, you can identify the roles that children's
music schools can play in a child's life. Parents see the most important task as maintaining children's motivation to study at the children's music schools. Publications in "Family and School" about music education describe ways to attract a child to music classes and keep him in them. Music lessons, practices of interaction with musical instruments had a certain influence on the evolution of everyday life of children, adolescents, and their families.
Key words: USSR, parents, periodicals, magazine "Family and School", aesthetic education, children's music school.
А.В. Кудряшёв, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]
РЕКОНСТРУКЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»)
Рассматривая периодику как важный источник информации о повседневности, представляется возможным избрать в качестве целевого ориентира данного текста реконструкцию того, как в материалах детской и педагогической печати в 60 - 80 гг. ХХ в. отражался важнейший канал эстетического воспитания советских детей и подростков - детские музыкальные школы (ДМШ). С помощью анализа родительских стратегий в отношении музыкальной школы можно установить роли, которые может играть ДМШ в жизни ребенка. Важнейшую задачу родители видели в поддержании детской мотивации к занятиям в ДМШ. Публикации в журнале «Семья и школа» о музыкальном образовании описывали способы привлечения ребенка к занятиям музыкой и удержания его интереса к ним. Практики взаимодействия с музыкальными инструментами оказывали определенное влияние на эволюцию развития детей, подростков и их семей.
Ключевые слова: СССР, родители, периодические издания, журнал «Семья и школа», эстетическое воспитание, детская музыкальная школа.
К числу советских просветительских изданий, адресованных и педагогам, и широкому кругу читателей, относился журнал «Семья и школа». Такого рода периодика поддерживала и развивала познавательные интересы читательской аудитории в различных сферах жизни, помогала разобраться в тонкостях воспитания детей через вовлечение их в разнообразные виды деятельности, в том числе и в музыкальное образование.
Отечественные педагогические журналы, посвященные вопросам семейного воспитания, появились еще в дореволюционный период. Так, в 1871 - 1888 гг. выходил одноименный журнал - предшественник советского издания.
Советская публикация «Семьи и школы» появилась в 1946 г Для руководства СССР было крайне важно укрепить семейные ценности в духе государственной идеологии. Было принято решение о создании периодического издания, которое должно освещать на своих страницах «преимущественно вопросы семейного воспитания».
Свою задачу редколлегия журнала, созданного при Академии педагогических наук РСФСР, видела в том, чтобы установить «самый близкий контакт, дружное взаимодействия, единство в семейном и школьном воспитании и образовании детей» [1, с. 3 - 4].
Первым главным редактором «Семьи и школы» стал вице-президент АПН РСФСР Константин Николаевич Корнилов - один из ведущих советских психологов. Сравнительно быстро сложилась базовая структура издания, сохранявшаяся десятилетиями. Своеобразной точкой притяжения читательского внимания постепенно стал раздел «Почта "Семьи и школы"».
При редакторе Иване Фомиче Свадковском (1961 - 1964 гг.) происходили глобальные перемены в советском обществе. «Семья и школа» столкнулась с новыми социально-педагогическими вызовами, связанными с социально-экономическими трансформациями в СССР - эпохой «оттепели».
В 1960-е гг. «Семья и школа» наряду с другими советскими периодическими изданиями постепенно менялась. Пресса начала публиковать на тему повседневного быта людей заметно больше проблемных и критических читательских писем, которые нередко становились поводами для появления собственно журналистских выступлений. [2]. Редакция «Семьи и школы» называла читательскую почту своеобразным «барометром»: «Оскудевает ее поток — значит, мало пишет журнал о жизненном, важном. Расширяется она - значит, редакции удалось затронуть серьезные и нужные вопросы» [3, с. 38].
Рассматривая периодику как важный источник информации о повседневности, представляется возможным избрать в качестве целевого ориентира данного текста реконструкцию того, как в материалах детской и педагогической печати в 60 - 80 гг. ХХ в. отражался важнейший канал эстетического воспитания советских детей и подростков - музыкальные школы. Дети обучались игре на одном - двух музыкальных инструментах, пели в хоре, осваивали дисциплины, дающие практические музыкальные навыки.
При анализе журнала «Семья и школа» с 1966 по 1991 гг. были отобраны публикации, в которых повествуется о деятельности детских музыкальных школ (ДМШ). В издании публикации размещались в различных рубриках: «Ответ из редакции» (1967 г.), «Музыка» (1970 г.), «Консультации "Семьи и школы"» (1971 г), «Музыка и каждый из нас» (1972 - 1973 г) «Первые шаги в мире звуков» (1975, 1981 гг), «Читатель продолжает разговор» (1976 г.) «Письма об эстетическом воспитании» (1979 г), «Эстетическое воспитание» (1984 г.), «Музыкальный клуб» (1985 - 1991 гг), которые занимали от одной до нескольких страниц издания. Рассматриваемые материалы можно разделить на несколько групп: публикации на основании писем читателей, мнений специалистов, ответы на вопросы читателей, статьи корреспондентов изданий, интервью с экспертами (музыкальными педагогами, композиторами).
Так, рассуждая о целях родителей, стремившихся приобщить сыновей и дочерей к музыке, кандидат психологических наук Владимир Григорьевич Ражников (1979 г.) дал им своеобразную классификацию. Одни надеялись, что эти занятия помогут «общему развитию» их ребенка. Родители второй категории всерьез думали о профессиональной карьере для своих детей. Самая многочисленная категория родителей заботилась о развитии разных сторон личности ребенка и считали, что «основы музыкальной культуры должны прививаться человеку в детские годы, ибо потом вечно будет некогда» [4, с. 38].
С помощью анализа стратегий родителей при выборе музыкальной школы можно установить роли, которые может играть ДМШ в жизни ребенка.
Главное событие для обучающихся и их родных - ежегодные отчетные концерты, на которых родственники юных дарований слушали в их исполнении классический репертуар. Этот результат требовал немалых вложений: кроме платы за школу, крупный разовый расход - само пианино. Несмотря на сравнительно скромные жилищные условия, миллионы семей находили в квартире место для музыкального инструмента. В письме, опубликованном в журнале «Семья и школа», мать одаренной девочки откровенно делилась своими переживаниями: «В детском садике заметили особые способности старшей к музыке. Мы решили купить пианино. Честно говоря, был соблазн купить на эту сумму импортную мебель, но возможность учить детей музыке не давала нам права поступить иначе. Платили в кредит. Подрастает младшая. Мы купили ей скрипку. Пройдет еще несколько лет, а там, глядишь, будет трио сестер. Некоторые спрашивают, для чего мы тратим столько средств и здоровья на музыку? В наше время есть все возможности сделать детей духовно богаче. Пусть не все станут музыкантами. Главное ведь - любить музыку...» [5, с. 41].
Журнал выступал инициатором общественных дискуссий, круглых столов по проблемам организации обучения в ДМШ. Например, в 1973 г. на встрече в редакции «Семьи и школы» авторитетный музыкальный преподаватель Ирина Николаевна Малахова заметила, что от занятий музыкой ждут не столько достижений в развитии музыкальности, вкуса, глубоких музыкальных навыков ученика, сколько удачного «показа», «отчета». «В конце концов, - сказала она, - научить ребенка лихо играть несколько положенных программой пьес всегда возможно». Но всегда ли за «бойким исполнением» стоит подлинная любовь к музыке? Удовлетворены ли таким результатом ребенок и сам учитель? Но прежде всего этот вопрос, по мнению корреспондента Феликса Яковлевича Розинера, следовало адресовать некоторым родителям, которых нередко волнует лишь вопрос, сумеет ли их чадо после пятилетнего обучения сыграть программу пятого класса музыкальной школы [6, с. 35].
Особую остроту приобретали продолжавшиеся десятилетиями дискуссии о проблемах взаимоотношений родителей и педагогов музыкальных школ. Тамара Ефимовна Фрейнкина признавала в конце 1980-х гг., что она, учитель, и родители должны быть союзниками, единомышленниками, но споры и даже конфликты при этом не исключены: «К счастью, со многими у меня именно такое взаимопонимание. Конечно, у них в сознании своя модель обучения и воспитания. Не всегда она совпадает с реальным опытом учителя. Бывает, противоречия перерастают в конфликт, приходится расставаться. Педагог у которого своя система, свои принципы, неизбежно претендует на то, чтоб ему безоглядно отдали ребенка, верили в него. Если мне не верят, как я могу учить? Но уж если поверили - это надолго» [7, с. 44].
Вопрос о целях обучения в музыкальных школах оставался актуальным до конца советского периода. Эта проблема была затронута и в одном из последних выпусков рубрики «Музыкальный клуб» журнала «Семья и школа» (1991 г). Корреспондент «Семьи и школы» в беседе с композитором и музыкальным педагогом Абрамом Григорьевичем Юсфиным заметил, что среднестатистический выпускник музыкальной школы, посещающий ее во исполнение воли родителей,
«закрывает навсегда, до конца жизни крышку пианино после последнего экзамена». А.Б. Юсфин в ответ на это заявил, что ни родители, ни учителя не хотят признать, что далеко не все дети склонны к профессиональному музыкальному образованию. По его мнению, музыкальные школы должны быть как математические или английские: «Дети с музыкальными способностями могут осваивать какие-то элементы исполнительства, но они должны получать не оторванные сухие знания, но представление о музыке в контексте мировой цивилизации и культуры» [8, с. 43 - 44].
Острейшим вопросом, обсуждение которого шло на страницах «Семьи и школы» с конца 1960-х гг., была проблема мотивации к занятиям в ДМШ «обычных», среднестатистических детей и подростков. От их родителей редакция «Семьи и школы» регулярно получала письма. В этих посланиях спрашивали, как помочь ребенку, что нужно делать, чтобы у него не пропал интерес к занятиям, нужно ли «заставлять» ребенка заниматься против его воли («Прежде чем дети садятся за пианино, мать часа два их уговаривает. Да и потом приходится сидеть около них, как милиционеру около нарушителей»). [9, с. 40].
Авторы разных публикаций на тему домашних занятий музыкой сходились в том, что принципиально важна мотивация, которую помогают формировать родители. Т.Е. Фрейнкина выразила свое отношение к данной теме менее жестко, но более откровенно: «Если ребенок безразличен к музыке, не надо его подталкивать к ней. Но если он сам тянется и его отдают в музыкальную школу, знайте заранее: детства он лишается. Музыка требует самоотдачи. Даже с намерением стать не музыкантом, а любителем надо учиться музыке на профессиональном уровне. Помимо уроков еще ходить на концерты, жить этой атмосферой. Иначе занятия вообще ничего не дадут» [10, с. 44 - 45].
С мнениями педагогов перекликались и рассказы композитора Я.А. Френкеля, вспоминавшего, как в детстве отец запретил ему кататься на коньках («Тебе нужны целые руки»), ограничивал посещение кино («Ты еще успеешь, у тебя вся жизнь впереди»). Ян Абрамович признался, что в детстве, которое прошло в Киеве, на берегах Днепра, он ни разу не был на пляже и не научился плавать, потому что музыка занимала все время. Композитор с оттенком грусти шутил: «Те, кому, как говорится, на роду написано быть музыкантами, должны быть готовы к подвигу». Сторонники «жесткой линии» приводили свои доводы - некоторые известные музыканты тоже занимались в детстве без охоты. Эту точку зрения в интервью журналу поддержал Я.А. Френкель: «Строгость - необходимое качество воспитателя юных музыкантов. И постоянные ограничения. Ведь дети, занимающиеся музыкой, в большинстве своем лишены многих радостей, которые есть у других» [11, с. 51 - 52].
Приведем примеры мотивации, которую помогают развивать родители. Так, сыну - ребенку из «космических» 1960-х гг. мать говорила: «Ты хнычешь, что устал. А еще хочешь стать космонавтом! Знаешь, чего им стоят их тренировки?» [12, с. 21].
Александр Алексеевич Бакулов, педагог музыкальной школы при Московской консерватории, давал родителям ряд практических советов по распорядку выполнения ребенком домашних заданий из музыкальной школы, подчеркивая: «Основной залог музыкальных успехов - регулярность занятий. Заниматься надо ежедневно - и в праздники, и в будни - не менее одного часа». Как бы ни был хорош педагог основная работа родителей - проследить за тщательным выполнением заданного материала» [13, с. 23].
Данная публикация вызвала многочисленные отклики. К А.А. Бакулову приходили новые письма. Девочка Марина из города Туапсе заявила своей маме: «Из-за музыки я не могу заниматься английским языком в кружке. Все равно пианисткой я не буду, а язык мне пригодится». Занятия в обычной школе вне конкуренции, а музыкальные кажутся уже помехой, представляются чем-то навязанным в раннем детстве. Отсюда и вывод: «Все равно я не буду музыкантом». В ответ на вопросы родителей, как выйти из сложившейся ситуации, педагог давал довольно жесткий ответ: «На это я могу ответить только одно - заставить. В 12 лет еще можно переломить, дальше - сложнее» [14, с. 32 - 33].
Эксперты, к которым в разные годы обращалась редакция «Семьи школы», отмечали, что в семье, даже в той, где родители не играют на музыкальных инструментах, ребенок имеет огромные возможности приобщения к музыкальному искусству с помощью разнообразных средств. В СССР радио и телевидение транслировали множество специальных музыкальных передач для детей. Педагоги в конце 1960-х - 1980-е гг стали советовать родителям юных дарований покупать пластинки из серии «Музыка - детям». При этом рекомендовалось не перегружать ребенка прослушиванием; если он устал, внимание отключилось, не заставлять его обязательно дослушивать до конца все произведение, пусть это будет только одна или две части концерта, сюиты. И.Н. Малахова, обращаясь к родителям, призывала сделать так, чтобы их разговоры о музыке не были утомительными для детей. Увы, очень часто бывало, что скучные занятия отбивали у ребенка всякое желание слушать пластинки. Педагог советовала также призвать на помощь рисование: пусть ребенок попытается изобразить свои впечатления в рисунках. Родители могут попросить его назвать те краски, которые, по мнению малыша, подходят к грустной или веселой музыке. А когда рассказывают о марше - пусть ребенок возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его марши-
ровать по столу в такт музыке. Но главным условием семейного прослушивания музыки И.Н. Малахова считала то, чтобы и родителю должна нравиться музыка, о которой он говорит с ребенком: «Вы должны ее слышать, понимать. Помогает чуткость, желание, чтобы и другой разделил те чувства, которые волнуют тебя» [15, с. 58].
В «Семье и школе» во второй половине 1970-х гг. на тему междисциплинарных исследований в области музыкальной педагогики и психологии печаталась серия статей В. Ражникова. Обращаясь к родителям, психолог призывал не подгонять ребенка, не заставлять зубрить музыкальные пьесы, подобно таблице умножения. Пусть он дома больше импровизирует, выдумывает «новые» созвучия, «странную» музыку. Главное, чтобы ребенок стремился к инструменту, испытывал радость от общения с музыкой: «Если вы в этом поможете ему (или в крайнем случае не будете мешать ему в этом), ваш родительский долг будет выполнен» [16, с. 32].
Редакция «Семьи и школы» в предисловии к первой части музыкальных уроков Малаховой для дошкольников оговаривала, что «рояль и пианино есть не в каждой семье». Журналисты советовали тем, у кого инструмент есть, пригласить одного - двух друзей ребенка: «Такие занятия с небольшой группой детей потребуют от вас лишь чуть больше внимания и находчивости, а вашему ребенку доставят только еще больше удовольствия» [17, с. 49]. Впрочем, в жизни совместное обучение на дому не всегда удавалось так легко организовать.
Опытные педагоги советовали не противопоставлять юных дарований их одноклассникам: «Очень важно, чтобы они не отрывались от своих сверстников, жили общими интересами со своим классом, со всеми ребятами» [18, с. 40]. В идеале предполагалось, что начинающие музыканты начнут выступать на концертах, вечерах в своих общеобразовательных школах. Таким образом они станут популяризаторами «серьезной» музыки и поднимут свой личный авторитет.
На страницах «Семьи и школы» встречались очерки, посвященные талантливым юным исполнителям, сформировавшимся благодаря позитивной семейной обстановке. Так, в семье Морозовых из Москвы все пятеро детей с раннего возраста занимались музыкой, выступали в Большом зале консерватории на отчетном концерте музыкальной школы № 36 Москворецкого района Москвы. Мама юных дарований Зоя Николаевна Морозова, беседуя с представителем издания Н. Мадорским, рассказала о «семейном законе» — относиться к детскому творчеству серьезно: «Мы считаем, что самое маленькое стихотворение и самая крошечная мелодия, сочиненные ребенком, - это настоящее творчество. И оно еще в большей степени, чем творчество взрослого человека, гаснет и сходит на нет, если не встречает поддержки и одобрения» [19, с. 54 - 55].
Анализируя «Семью и школу», можно выделить следующие тенденции в динамике развития родительских стратегий в области музыкального образования детей:
Публикации в журнале «Семья и школа» в 1960 - 1980-е гг оказывали определенное влияние на родительское просвещение в отношении музыкального образования.
Обучение детей в ДМШ во многом было обусловлено установками родителей относительно детского образования.
Семья брала на себя функции организатора музыкального образования ребенка, фиксировала те возможности, которые для нее объективно были реализуемы.
Важнейшую задачу родители видели в поддержании детской мотивации к занятиям в ДМШ. Публикации в «Семье и школе» о музыкальном образовании описывали способы привлечения ребенка к занятиям музыкой и удержания его в них. Особенно острой оставалась проблема удержания в ДМШ подростков, у которых терялся интерес к внешкольным занятиям. Эта задача требовала существенных усилий со стороны родителей. Часть экспертов, выступавших на страницах «Семьи и школы», советовали поддерживать мотивацию авторитарными методами (введение жестких правил, усиления родительского контроля).
Занятия музыкой, практики взаимодействия с музыкальными инструментами оказывали определенное влияние на эволюцию развития и воспитания детей, подростков и их семей.
На повседневную жизнь семьи ученика музыкальной школы влияли и такие обстоятельства, как уровень жизни семьи, ее бытовые условия, например, пространственное размещение музыкальных инструментов, систематические занятия музыкой в условиях небольших по площади массовых квартир в позднем СССР.
Постепенно в семьях, где дети занимались музыкой, как минимум, присутствовал интерес к художественному творчеству, формировался своеобразный предметный ряд повседневности: пластинки, позже - магнитофонные записи с музыкальными произведениями, портреты композиторов, исполнителей, книги, коллекции журнальных и газетных статей и т.п. По мнению экспертов, музыкальных педагогов инициативы родителей, самих детей и подростков по созданию в семьях, квартирах подобной художественной атмосферы, связанной с художественной классикой, следовало поддерживать.
Библиографический список
1. Задачи журнала «Семья и школа». Семья и школа. 1946; № 1-2: 3 - 4.
2. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
3. Журнал и читатель. Семья и школа. 1966; № 5: 38.
4. Ражников В. Плюсы и минусы здравого смысла. Семья и школа. 1979; № 6:38 - 40.
5. Розинер Ф. Без рецептов. Семья и школа. 1972; № 11: 38 - 41.
6. Розинер Ф. Приглашаем за круглый стол. Семья и школа. 1973; № 8: 34 - 37.
7. Гармония души и разума. Интервью с Т.Е. Фрейнкиной. Семья и школа. 1988; № 7: 42 - 45.
8. Живой организм музыки. Беседа с А.Г Юсфиным. Семья и школа. 1991; № 8: 42 - 44.
9. Малютина Г. С любовью к музыке. Семья и школа. 1967; № 7: 40.
10. Гармония души и разума. Интервью с Т.Е. Фрейнкиной. Семья и школа. 1988; № 7: 42 - 45.
11. За талантливую музыку. Интервью с Я. Френкелем. Семья и школа. 1988; № 1: 51 - 52.
12. Шестакова Е. Ребенок учится музыке. Семья и школа. 1968; № 11: 20 - 21.
13. Консультации «Семьи и школы». Беседа с А.А. Бакуловым. Семья и школа. 1971; № 8: 22 - 23.
14. Бакулов А. Все равно пианисткой не буду. Семья и школа. 1972; № 5: 32 - 33.
15. Малахова И. Малыш и музыка. Семья и школа. 1979; № 3: 57 - 58.
16. Ражников В. Как помочь маленькому музыканту. Семья и школа. 1978; № 7: 30 - 32.
17. Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Семья и школа. 1975; № 7: 49 - 52.
18. Малютина Г. С любовью к музыке. Семья и школа. 1967; № 7: 40.
19. Мадорский Л. Испытавшие радость творчества. Семья и школа. 1985; № 8: 54 - 55.
References
1. Zadachi zhurnala «Sem'ya i shkola». Sem'ya i shkola. 1946; № 1-2: 3 - 4.
2. Strovskij D.L. Otechestvennaya zhurnalistika novejshego perioda. Moskva: YuNITI-DANA, 2011.
3. Zhurnal i chitatel'. Sem'ya i shkola. 1966; № 5: 38.
4. Razhnikov V. Plyusy i minusy zdravogo smysla. Sem'ya i shkola. 1979; № 6:38 - 40.
5. Roziner F. Bez receptov. Sem'ya i shkola. 1972; № 11: 38 - 41.
6. Roziner F. Priglashaem za kruglyj stol. Sem'ya i shkola. 1973; № 8: 34 - 37.
7. Garmoniya dushi i razuma. Interv'yu s T.E. Frejnkinoj. Sem'ya i shkola. 1988; № 7: 42 - 45.
8. Zhivoj organizm muzyki. Beseda s A.G. Yusfinym. Sem'ya i shkola. 1991; № 8: 42 - 44.
9. Malyutina G. S lyubov'yu k muzyke. Sem'ya i shkola. 1967; № 7: 40.
10. Garmoniya dushi i razuma. Interv'yu s T.E. Frejnkinoj. Sem'ya i shkola. 1988; № 7: 42 - 45.
11. Za talantlivuyu muzyku. Interv'yu s Ya. Frenkelem. Sem'ya ishkola. 1988; № 1: 51 - 52.
12. Shestakova E. Rebenok uchitsya muzyke. Sem'ya i shkola. 1968; № 11: 20 - 21.
13. Konsul'tacii «Sem'i i shkoly». Beseda s A.A. Bakulovym. Sem'ya i shkola. 1971; № 8: 22 - 23.
14. Bakulov A. Vse ravno pianistkoj ne budu. Sem'ya i shkola. 1972; № 5: 32 - 33.
15. Malahova I. Malysh i muzyka. Sem'ya ishkola. 1979; № 3: 57 - 58.
16. Razhnikov V. Kak pomoch' malen'komu muzykantu. Sem'ya ishkola. 1978; № 7: 30 - 32.
17. Malahova I. Pervye shagi v mire zvukov. Sem'ya i shkola. 1975; № 7: 49 - 52.
18. Malyutina G. S lyubov'yu k muzyke. Sem'ya i shkola. 1967; № 7: 40.
19. Madorskij L. Ispytavshie radost' tvorchestva. Sem'ya i shkola. 1985; № 8: 54 - 55.
Статья поступила в редакцию 12.02.21
УДК 378
Lakhtin A.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gershun G.S., senior teacher, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Vakulenko A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (PKU) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Seliverstov A.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Pre-Conscription Training, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF COSSACKS. The article presents the role of physical culture in moral and spiritual development of students of the educational establishments in the Cossack community. The article provides definition of a concept of spiritual and moral development, the analysis of the influence of various subjects in the curriculum on the educational process and the role of these subjects in the moral education of students. The article considers physical education as a school subject, elective courses of physical culture and their role in forming spiritual and moral qualities of pupils. It also presents two areas of training in which physical education takes place at the educational institutions of the Cossack community. The report describes the influence of physical education on personal development and on the formation of such personality traits as ambition, mental determination, commitment to victory, self-improvement. In addition, the article indicates the role of mentoring during physical and moral education of Cossacks. Key words: spiritual and moral education, physical education, Cossacks, physical culture.
А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
Г.С. Гершун, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), E-mail: [email protected] А.Н. Вакуленко, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.А. Селиверстов, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ
В статье рассматривается роль физической культуры в формировании духовно-нравственного развития воспитанников учебных заведений казачьего кластера. Дается определение понятию «духовно-нравственное развитие», анализируется влияние различных предметов учебного плана на процесс воспитания и их роль в становлении духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассматривается физическое воспитание как учебный предмет, а также факультативные занятия физической культурой и их роль в формировании у обучающихся нравственно-волевых, духовных и моральных качеств. Отмеча-