УДК 394.268.3
Д.И. Вайман
ПОМИНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ
НЕМЦЕВ УРАЛА *
ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Российская Федерация
В статье на основе полевых этнографических материалов, полученных в немецких сельских поселениях Пермского края, Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской области, рассматривается поминальная обрядность в народном календаре немцев Урала. Обычаи, связанные с поминовением умерших анализируются с учетом региональной и локальной специфики.
Ключевые слова: Этнография российских немцев; немцы Урала; традиционная культура; поминальная обрядность, календарные праздники и обряды.
D.I. Vayman
MEMORIAL TRADITIONS IN THE CALENDAR RITES OF THE URAL
GERMAN
Perm Federal Research Center UB RAS
The article based on the field ethnographic research got in the German field settlements of Permskii Krai, Bashkortostan, Orenburg and Chelyabynsk regions consider the memorial rites of the Ural German. The article uncovers some features of the remembrance of the death taking regional peculiarities into account.
Keywords: Ethnography' of the Ural German, the Ural German, traditional culture, memorial rites, calendar fests and rites.
Одним из комплексов обрядности весенне-летнего периода народного календаря российских немцев был комплекс поминальной обрядности [3, c. 249]. Поминальная обрядность весеннего периода была характерна для многих народов Европы [1, c. 266-267], в том числе являлась характерной особенностью и русского населения Урала [6, c. 191-199]. У земледельческих народов Европы, как показывают исследователи традиционной культуры, в основе поминальной обрядности лежали представления, связанные с культом предков и аграрным культом [5, c. 120].
В большинстве традиций российских немцев специальных дней поминовения не было, поэтому кладбище обычно посещали, как правило, в дни больших религиозных праздников (Пасха, Пятидесятница) и по случаю — в дни похорон [4].
Обычаи, связанные с поминовением умерших, в разных локальных группах немцев Урала группировались вокруг комплекса весенних праздников, обычно в период между Пасхой и Пятидесятницей, а в ряде случаев были приурочены к религиозным праздникам Пасхи, «Белому воскресенью» и Троице. Обрядность поминального дня у немцев Урала проявлялась в традициях домаш-
него поминовения предков и посещения кладбища с чтением молитв. Отличительная особенность немецкой поминальной традиции от соседней русской — это отсутствие поминальной трапезы на кладбище: «Русские как-то по-другому к этому относятся, они могут выпить и конфеты на могилку разложить, и пшено рассыпать. У нас такого не было...» (ПМ-2011; ЧО, Октябрьский р-н, с. Барсучье).
В других вариантах традициях, прежде всего, у волынских немцев, на кладбище было принято оставлять принесенные продукты, но трапезы также не совершали: «На кладбище прибирали, печенье, пряники собирали, что есть, и там оставляли. И раньше так делали. Это мертвым приносили. Это на Пасху ходили рано утром. Яйца тоже им ложили и печеное что есть. Все люди носили. Там все оставляли» (ПМ-2012; РБ, Стерлитамакский р-н, д. Александрово-Волынка).
Поскольку поминальный комплекс календарной обрядности немцев Урала представлен множеством локальных вариантов, мы рассмотрим его на полевых материалах на примере особенностей каждой локальной группы. В большинстве локальных традиций немцев Урала поминальная обрядность весеннего периода не была связана с конкретными датами календаря и ограничивалась уборкой кладбища, приуроченного к периоду ранней весны: «У лютеран нет определенного дня на кладбище ходить» (ПМ-2014; РБ, Благоварский р-н, с. Пришиб). О поминальных ритуалах в этом случае отмечали: «На кладбище не поминают, поминать дома можно» (ПМ-2010; ОО, Соль-Илецкий р-н, с. Михайловка). Привести кладбище и могилы родственников в порядок было обязательным обычаем весеннего периода. Во многих лютеранских поселениях посещение могил предков ограничивалось приборкой на кладбище, а особых поминальных действий не совершалось. Например, в лютеранской традиции Оренбургской и Челябинской областей, специального поминального дня не было, а действия, связанные с посещением кладбища и приборкой, были приурочены к весеннему потеплению: «Специального дня не было. У нас вообще не ходили поминать на кладбище, вот похоронили и все. Весной просто ходили, смотрели за могилками» (ПМ-2010; ОО, Соль-Илецкий р-н, с. Мещеряковка). В лютеранской традиции Челябинской области посещение могил умерших также имело индивидуально-семейный характер, не было привязано к конкретным календарным датам: «У нас так не было как у русских родительского дня. Когда тепло уже, в апреле месяце ходим, убираем» (ПМ-2011; ЧО, Октябрьский р-н, с. Барсучье); «У нас не было родительского дня, вот весна настала, и все поодиночке пошли прибирать кладбище, и это была такая традиция. И это как неписаный закон, не договариваясь. И точно также было на кладбище, вот снег подтает, подсохнет, и с весны начинали ходить убирать могилки, и к определенному дню все могилки должны были быть убраны» (ПМ-2011; ЧО, Октябрьский р-н, с. Барсучье).
Комплекс поминальной обрядности меннонитов Оренбуржья также не был развернутым, особых поминальных дней в народном календаре меннонитов
143
не отмечено: «У нас на кладбище поминать не ходят» (ПМ-2009; ОО, Перево-лоцкий район, с. Кичкасс); «У нас не поминают на кладбище» (ПМ-2009; ОО, Переволоцкий р-н, д. Долиновка). Обряды поминального цикла имели ярко выраженный семейный, индивидуальный характер. При этом поминовение предков обычно происходило в домах: «Между собой просто поминали и все» (ПМ-2009; ОО, Переволоцкий р-н, д. Суворовка); «На кладбище идти, так не поминают, мы так между собой поминаем» (ПМ-2010; ОО, Александровский р-н, д. Ждановка). Однако приборка на кладбище у меннонитов, также как и других конфессиональных групп немцев Урала, приходилась на весеннее время, но не имела привязки к четким календарным датам: «Специального дня на кладбище идти нет у нас, это у русских есть. У нас такой обычай, если время есть, то иди» (ПМ-2009; ОО, Переволоцкий р-н, д. Суворовка).
У немцев Давлекановского района Башкортостана, включающих разные конфессиональные группы, достаточно рано произошло разрушение традиций, в связи с чем календарная обрядность, как и многие другие элементы духовной культуры, испытали сильное инокультурное влияние соседней русской традиции. В данном ключе целостность обрядового комплекса с учетом региональной и конфессиональной специфики выделенной группы не выявлена. Зачастую в описании обрядовых действий встречается весьма противоречивая информация как о бытовании календарных поминальных обычаев: «На Троицу на кладбище ходят, на Пасху ходят» (ПМ-2010; РБ, Давлекановский р-н, д. Новая Березовка (Ворошилова), так и наоборот, их отсутствия: «У немцев ведь нет отдельно родительского дня, но мы ходим, поправляем там все, налаживаем» (ПМ-2010; РБ, Давлекановский р-н, д. Новая Березовка (Ворошилова).
Поминовение умерших в Пасхальное воскресенье является характерным для некоторых лютеранских деревень Башкортостана, выходцев с Волыни, основные действия при этом заключались в чтении молитв на кладбище: «Старухи шли на кладбище на Пасху, все вместе стояли, пели, бабушка с книгами. Ну, тайком, конечно, ходили с утра, нельзя же было. Они прямо заходили на кладбище, вместе молились, потом каждый на могилу к своим шел и молитву читал «Vater unser», эта самая главная» (ПМ-2012; РБ, Стерлитамакский р-н, д. Александрово-Волынка).
В большинстве католических деревень Оренбуржья поминовение умерших происходило в следующее воскресенье после Пасхи, известное в немецкой традиции как Weisser Sonntag (m)** [Белое воскресенье]. В обычаях Белого воскресенья было посещение кладбища и чтение молитв: «Следующее воскресение после Пасхи на кладбище ходят» (ПМ-2011; ОО, Акбулакский р-н, д. Федоров-ка); «Строго, в первое воскресенье после Пасхи ходили на кладбище, всей деревней ходили. Это как на родительское, вроде. Я знаю, молебная служба была прямо на улице» (ПМ-2011; ОО, Акбулакский р-н, д. Федоровка). Как правило, прибираться на кладбище в этот день было запрещено, а приборку на кладбище совершали накануне: «Weisesonntog - то, как Белое воскресение через неделю
144
после Пасхи, там как родительский день. Там нельзя работать, только посещать кладбище. До этого можно кладбище убирать, а в этот день нельзя» (ПМ-2011; ОО, Акбулакский р-н, д. Федоровка).
Другой календарной датой, связанной с обычаями поминовения умерших на кладбище, была Пятидесятница. Наиболее развернутые обрядовые комплексы поминальной обрядности этого периода характерны для волынской группы немцев. У волынских немцев Башкортостана «[Родителей поминали] вот только на Троицу мы ездили, в воскресенье» (ПМ-2010; РБ, Стерлитамакский р-н, д. Александрово-Волынка); «Ходили на кладбище, сидели там и пели. Это на Троицу в Александровке ходили» (ПМ-2010; РБ, Стерлитамакский р-н, д. Александрово-Волынка). В отдельных семейных коллективах волынской традиции Башкортостана поминальная обрядность Троицкого периода растягивалась на два дня. В субботу перед праздником Пятидесятницы (Троицы) было принято прибираться на кладбище, посещение же могил с поминовением умерших происходило на праздник Троицы: «На Троицу ходили всегда. Когда в субботу идут, могилки посмотрят, подкрасят. А на Троицу пойдут обязательно помянуть» (ПМ-2010; РБ, Стерлитамакский р-н, д. Александрово-Волынка).
В Пермском крае характерной особенностью Троицкой обрядности волынских немцев был обычай посещать кладбища в течение нескольких дней праздника. Накануне, чаще всего в субботу, приходили «прибираться» на могилах, а поминание усопших проводили на следующий день, в Троицу: «Накануне ходили на кладбище, там все прибирались. А в Троицу ходили на кладбище поминать» (ПМ-2006; ПК, Октябрьский р-н, д. Баймурзино). При этом информаторы указывают на различие в поминальной традиции немцев с соседним русским населением, проявляющееся в сроках поминовения и совершения обрядового действия: «Русские-то ходят в субботу поминать, а немцы-то ходили в Троицу» (ПМ-2006; ПК, Октябрьский р-н, д. Романовка). Так, в отличие от русских, немцы не устраивали на кладбище поминальной трапезы: «На Троицу всегда ходили на кладбище. Такого, чтобы застолье, вино пили, такого не было» (ПМ-2006; ПК, Октябрьский р-н, д. Баймурзино); «На Троицу на кладбище в субботу тоже ходили, могилки поправляли, кто цветы садить, кто че делали. Но у нас вот на кладбище обеды там не носят нигде, вот это у нас нету» (ПМ-2000; ПК, Чер-нушинский район, д. Ивановка). Необходимо отметить, что посещение кладбища в Троицу не типично для традиционной немецкой обрядности, данный обычай был свойственен преимущественно волынским немцам [2, с. 72].
В других локальных группах немцев упоминания о поминовении умерших на Пятидесятницу единичны. О поминовении умерших в этот период отмечали в д. Блюменталь Беляевского района Оренбургской области: «На Троицу ходят, могилки поправляют. Молятся» (ПМ-2011; ОО, Беляевский р-н, д. Блюменталь). Встречаются упоминания информаторов о посещении кладбища в Троицкое воскресенье с целью поддержания порядка и ухода за могилами в с. Барсучье Октябрьского района Челябинской области: «Троица — тоже нас привлекали, что
145
кладбище надо прибрать» (ПМ-2011; ЧО, Октябрьский р-н, с. Барсучье). Возможно, что эти обычаи, упоминания о которых единичны, являются влиянием поминальной традиции соседнего православного населения.
Таким образом, поминовение умерших в календарной обрядности немцев Урала было периферийным комплексом, не имевшим развернутых обычаев и ритуалов, характерным лишь для некоторых локальных групп немецкого населения региона. Все бытовавшие обычаи были связаны с весенним периодом народного календаря и были приурочены к пасхальному периоду и празднику Пятидесятница. Наиболее развернутый поминальный комплекс у немцев Урала был характерен для волынской группы. Другим ритуально наполненным локальным вариантом представляется поминальная обрядность Белого воскресенья у католиков Беляевского и Акбулакского районов Оренбургской области. Именно в этих традициях поминальные обычаи в этот день имели общественный характер. Для большинства же других традиций характерно отсутствие развернутой обрядности и его слабая привязанность к датам календаря, а также преобладание семейного характера поминального цикла.
Список сокращений:
ПМ - Полевые материалы
ОО - Оренбургская область
ПК - Пермский край
РБ - Республика Башкортостан
ЧО - Челябинская область
** - знаком в тексте отмечены варианты календарной терминологии в соответствии с диалектными нормами немецкого языка, зафиксированными у немцев Урала.
*Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 17-31-00008, «Этнокультурное пространство Урала: идентичность, культура, взаимодействие».
Библиографический список:
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Изд-во «Индрик», 2002. — 816 с.
2. Рублевская С.А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX-XX вв. — М.: Изд-во «Готика», 2000. — 136 с.
3. Смирнова Т.Б. Этнография российских немцев. — М.: Изд-во «МСНК-пресс», 2012. — 316 с.
4. Смирнова Т.Б. Семейные обряды и обычаи немцев Западной Сибири [Электронный ресурс]. — URL: http://sfrik.omskreg.ru/res/page000000000480/Files/Smimova.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
5. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - нач. XX в. — М.: Изд-во «Наука», 1979. — 287 с.
6. Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Часть I. Весна, лето, осень. — Пермь: Изд-во «Пушка», 2006. — 368 с.