Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318).
Право. Вып. 38. С. 78-80.
А. П. Некрасов, В. А. Некрасов ПОМИЛОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рассматриваются исторические и современные вопросы помилования в России, развитие и становление института помилования. Анализируется правовая природа полномочий комиссий по помилованию в субъектах РФ и деятельность Президента РФ.
Ключевые слова: генезис института помилования, полномочия губернатора и Президента РФ в отношении помилования, Указ Президента РФ о помиловании, ходатайство о помиловании, рекомендация исправительного учреждения о помиловании.
Среди всех правителей России особо следует отметить роль Елизаветы, которая первой предприняла попытку отменить смертную казнь. 7 мая 1744 года был опубликован Указ Сената, которым предписывалось прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни, заменив эту меру другими видами наказания. Впоследствии Указы Сената от 25 мая и 18 июня 1753 г. предписывали заменять смертную казнь вечной ссылкой на каторжные работы после публичного наказания кнутом и клеймения. Практически смертная казнь сохранялась только как наказание за государственные, воинские и карантинные преступления.
Следует отметить, что о помиловании в законодательстве того времени говорилось лишь применительно к полномочиям государя. Правового определения помилования не существовало. Появилось оно в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Этому институту посвящены ст. 170-171 Уложения, где отмечено, что помилование могло исходить от верховной самодержавной власти и монаршего милосердия и выражалось в устранении для виновного карательных последствий за совершенное им преступление. Уложением были определены конкретные виды помилования: отмена наказания, определенного приговором суда отдельному лицу, применение или замена наказания на более мягкое и возможное восстановление виновного в его правах, устранение или прекращение уголовного преследования.
Во многом эти нормы совпадают с ныне действующим законодательством.
Обращает на себя внимание специфика помилования того времени: по Уложению 1845 г., оно могло применяться не только к осужденным, но и к подследственным.
Уголовное уложение 1903 г. дословно воспроизводило формулировки Уложения 1845 г. в части, касающейся помилования.
Появление правовых норм, раскрывающих содержание помилования, было, на наш взгляд, этапным событием. Абсолютный монарх был ограничен в применении помилования относительно их вида. Закон впервые четко определил, в какой именно форме государь может помиловать преступника.
До 1905 г. акты помилования в России издавались в виде манифеста, а позднее стали выходить в виде указа.
После Октябрьской революции 1917 г. со сменой власти в стране изменился и порядок помилования. Декрет № 1 «О суде» определил, что право помилования принадлежит суду1. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О суде» от 7 марта 1918 г. предоставлял всем лицам, осужденным по приговорам суда, право просить о помиловании. С просьбой о помиловании можно было обратиться в суд по месту жительства2.
Деятельность судов по осуществлению помилования продолжалась до 1920 г., при этом их полномочия (по субъектам) ограничивались лицами, осужденными к иным видам наказания, кроме смертной казни. В отношении этой категории осужденных правом помилования обладал ВЦИК.
С принятием 21 марта 1920 г. Положения о народном суде РСФСР суд был лишен права помилования, и оно перешло к ВЦИК. В то же время следует учесть, что после принятия Уголовного кодекса (УК) РСФСР 1922 г. суд был вправе ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК.
В Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и принятых на основе их конституциях союзных республик право помилования было предоставлено соответствующим президиумам Верховных Советов. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял помилование в отношении лиц: осужденных судами Союза ССР (то есть Верхов-
ным Судом СССР, военными трибуналами); отбывающих наказание по приговорам судов двух и более союзных республик; состоящих в иностранном гражданстве, а также лиц без гражданства, независимо от того, каким судом они были осуждены; отбывающих наказание, в отношении которых ранее были приняты указы Президиума Верховного Совета СССР о замене им смертной казни лишением свободы или о сокращении сроков наказания. Ходатайства лиц, осужденных судами союзных республик, рассматривались президиумами Верховных Советов соответствующих республик. Следует также отметить, что в случае отклонения ходатайства о помиловании лица, осужденного к смертной казни, Президиумом Верховного Совета союзной республики, он мог обратиться в Президиум Верховного Совета СССР. Приговор приводился в исполнение лишь после рассмотрения ходатайства в этом органе.
Обращает на себя внимание, что Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. предусматривали освобождение от ответственности и наказания в связи с помилованием в любой стадии процесса, в чем сходны с положениями дореволюционного законодательства. Однако реально помилование на досудебных стадиях практически не применялось.
Помилование является одним из восьми предусмотренных в современном УК РФ видов освобождения осужденного от наказания. В действующем уголовном законодательстве помилованию посвящена ст. 85 УК РФ, согласно которой помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Кроме того, в ст. 59 УК РФ особо оговорено применение помилования в отношении лиц, осужденных к смертной казни. Там, в частности, сказано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
В действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется норма (ст. 176), в которой в самой общей форме определен порядок обращения
с ходатайствами о помиловании. В частности, там указано, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Процедура рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации регулируется в настоящее время подзаконным актом — Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее — Указ № 1500).
Данным указом была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ и предписано образовать на территориях субъектов РФ аналогичные комиссии, главной задачей которых является предварительное рассмотрение ходатайств осужденных о помиловании. Сделано это, как отмечается в тексте указа, с целью совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.
Этим же указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Согласно ему установлена новая схема прохождения ходатайств о помиловании осужденных. Если ранее ходатайство подавалось в администрацию колонии, затем материалы готовились и направлялись сразу в Комиссию при Президенте РФ, то сейчас администрация направляет подготовленные материалы в территориальный орган юстиции (в настоящее время данную функцию выполняет Управление федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Федерации), а оттуда они идут в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации. После рассмотрения в комиссии заключение о целесообразности применения помилования представляется высшему должностному лицу субъекта РФ, который вносит Президенту РФ представление о целесообразности акта помилования. Окончательное решение по ходатайству осужденного о помиловании всегда принимает Президент РФ.
Практика применения Указа № 1500 показала, что в его тексте имеются определенные упущения. Главным из них является то, что указ, по существу, распространяется только на лиц, отбывающих наказание в учреждениях
уголовно-исполнительной системы Минюста России. Не учтены военнослужащие, отбывающие наказания в дисциплинарных частях, а также лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, хотя право на обращение с ходатайствами о помиловании закреплено в Конституции РФ и для них3.
Кардинальным решением указанной проблемы, на наш взгляд, было бы принятие Федерального закона «О помиловании», где были бы определены жесткие сроки для всех субъектов процесса помилования, а также устранены те недостатки, которыми страдает Указ № 1500. Идея такого закона высказывалась как научными работниками, так и председателями комиссий по вопросам помилования отдельных субъектов РФ. В то же время, понимая сложность законодательного процесса, можно предположить, что в ближайшие годы будет еще применяться упомянутый указ, а закон может появиться лишь в перспективе.
Подводя итог, отметим следующее:
1) помилование является одним из древнейших правовых институтов;
2) право помилования традиционно принад лежало правителям государств или высшим органам власти;
3) помилование по своей правовой природе является сложным межотраслевым институтом, в котором преобладающими являются нормы уголовного и государственного (конституционного) права;
4) помилование — вид освобождения от наказания, применение которого должно носить исключительный характер;
5) целесообразно принятие Федерального закона «О помиловании».
Примечания
1 О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров от 7 дек. 1917 г. № 1 // Собр. узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
2 Там же. 1918. № 26.
3 Подробнее об этом см.: Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации) : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Брянск, 24-25 окт. 202 г. М. ; Брянск, 2003.