Научная статья на тему 'Помилование в России: история и современность'

Помилование в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3859
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ГУБЕРНАТОРА И ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОТНОШЕНИИ ПОМИЛОВАНИЯ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ О ПОМИЛОВАНИИ / ХОДАТАЙСТВО О ПОМИЛОВАНИИ / РЕКОМЕНДАЦИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ О ПОМИЛОВАНИИ / GENESIS INSTITUTE OF PARDON / HIS CONCEPTION OF THE RUSSIAN CONSTITUTION / THE POWERS OF THE GOVERNOR FOR CLEMENCY AND THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE DECREE OF THE PRESIDENT OF THE PARDON / PETITION FOR CLEMENCY RECOMMENDATION FOR CLEMENCY IU

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Александр Петрович, Некрасов Вячеслав Александрович

Рассматриваются исторические и современные вопросы помилования в России, развитие и становление института помилования. Анализируется правовая природа полномочий комиссий по помилованию в субъектах РФ и деятельность Президента РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARDON IN RUSSIA: PAST AND PRESENT

The historical and contemporary issues of pardon in Russia, the development and establishment of the institute of pardon to the modern period. Analyzes the legal nature of the powers of the commissions of the Pardon in the subjects of the Russian Federation and the activities of the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Помилование в России: история и современность»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318).

Право. Вып. 38. С. 78-80.

А. П. Некрасов, В. А. Некрасов ПОМИЛОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рассматриваются исторические и современные вопросы помилования в России, развитие и становление института помилования. Анализируется правовая природа полномочий комиссий по помилованию в субъектах РФ и деятельность Президента РФ.

Ключевые слова: генезис института помилования, полномочия губернатора и Президента РФ в отношении помилования, Указ Президента РФ о помиловании, ходатайство о помиловании, рекомендация исправительного учреждения о помиловании.

Среди всех правителей России особо следует отметить роль Елизаветы, которая первой предприняла попытку отменить смертную казнь. 7 мая 1744 года был опубликован Указ Сената, которым предписывалось прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни, заменив эту меру другими видами наказания. Впоследствии Указы Сената от 25 мая и 18 июня 1753 г. предписывали заменять смертную казнь вечной ссылкой на каторжные работы после публичного наказания кнутом и клеймения. Практически смертная казнь сохранялась только как наказание за государственные, воинские и карантинные преступления.

Следует отметить, что о помиловании в законодательстве того времени говорилось лишь применительно к полномочиям государя. Правового определения помилования не существовало. Появилось оно в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Этому институту посвящены ст. 170-171 Уложения, где отмечено, что помилование могло исходить от верховной самодержавной власти и монаршего милосердия и выражалось в устранении для виновного карательных последствий за совершенное им преступление. Уложением были определены конкретные виды помилования: отмена наказания, определенного приговором суда отдельному лицу, применение или замена наказания на более мягкое и возможное восстановление виновного в его правах, устранение или прекращение уголовного преследования.

Во многом эти нормы совпадают с ныне действующим законодательством.

Обращает на себя внимание специфика помилования того времени: по Уложению 1845 г., оно могло применяться не только к осужденным, но и к подследственным.

Уголовное уложение 1903 г. дословно воспроизводило формулировки Уложения 1845 г. в части, касающейся помилования.

Появление правовых норм, раскрывающих содержание помилования, было, на наш взгляд, этапным событием. Абсолютный монарх был ограничен в применении помилования относительно их вида. Закон впервые четко определил, в какой именно форме государь может помиловать преступника.

До 1905 г. акты помилования в России издавались в виде манифеста, а позднее стали выходить в виде указа.

После Октябрьской революции 1917 г. со сменой власти в стране изменился и порядок помилования. Декрет № 1 «О суде» определил, что право помилования принадлежит суду1. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О суде» от 7 марта 1918 г. предоставлял всем лицам, осужденным по приговорам суда, право просить о помиловании. С просьбой о помиловании можно было обратиться в суд по месту жительства2.

Деятельность судов по осуществлению помилования продолжалась до 1920 г., при этом их полномочия (по субъектам) ограничивались лицами, осужденными к иным видам наказания, кроме смертной казни. В отношении этой категории осужденных правом помилования обладал ВЦИК.

С принятием 21 марта 1920 г. Положения о народном суде РСФСР суд был лишен права помилования, и оно перешло к ВЦИК. В то же время следует учесть, что после принятия Уголовного кодекса (УК) РСФСР 1922 г. суд был вправе ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК.

В Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и принятых на основе их конституциях союзных республик право помилования было предоставлено соответствующим президиумам Верховных Советов. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял помилование в отношении лиц: осужденных судами Союза ССР (то есть Верхов-

ным Судом СССР, военными трибуналами); отбывающих наказание по приговорам судов двух и более союзных республик; состоящих в иностранном гражданстве, а также лиц без гражданства, независимо от того, каким судом они были осуждены; отбывающих наказание, в отношении которых ранее были приняты указы Президиума Верховного Совета СССР о замене им смертной казни лишением свободы или о сокращении сроков наказания. Ходатайства лиц, осужденных судами союзных республик, рассматривались президиумами Верховных Советов соответствующих республик. Следует также отметить, что в случае отклонения ходатайства о помиловании лица, осужденного к смертной казни, Президиумом Верховного Совета союзной республики, он мог обратиться в Президиум Верховного Совета СССР. Приговор приводился в исполнение лишь после рассмотрения ходатайства в этом органе.

Обращает на себя внимание, что Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. предусматривали освобождение от ответственности и наказания в связи с помилованием в любой стадии процесса, в чем сходны с положениями дореволюционного законодательства. Однако реально помилование на досудебных стадиях практически не применялось.

Помилование является одним из восьми предусмотренных в современном УК РФ видов освобождения осужденного от наказания. В действующем уголовном законодательстве помилованию посвящена ст. 85 УК РФ, согласно которой помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Кроме того, в ст. 59 УК РФ особо оговорено применение помилования в отношении лиц, осужденных к смертной казни. Там, в частности, сказано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

В действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется норма (ст. 176), в которой в самой общей форме определен порядок обращения

с ходатайствами о помиловании. В частности, там указано, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Процедура рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации регулируется в настоящее время подзаконным актом — Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее — Указ № 1500).

Данным указом была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ и предписано образовать на территориях субъектов РФ аналогичные комиссии, главной задачей которых является предварительное рассмотрение ходатайств осужденных о помиловании. Сделано это, как отмечается в тексте указа, с целью совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.

Этим же указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Согласно ему установлена новая схема прохождения ходатайств о помиловании осужденных. Если ранее ходатайство подавалось в администрацию колонии, затем материалы готовились и направлялись сразу в Комиссию при Президенте РФ, то сейчас администрация направляет подготовленные материалы в территориальный орган юстиции (в настоящее время данную функцию выполняет Управление федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Федерации), а оттуда они идут в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации. После рассмотрения в комиссии заключение о целесообразности применения помилования представляется высшему должностному лицу субъекта РФ, который вносит Президенту РФ представление о целесообразности акта помилования. Окончательное решение по ходатайству осужденного о помиловании всегда принимает Президент РФ.

Практика применения Указа № 1500 показала, что в его тексте имеются определенные упущения. Главным из них является то, что указ, по существу, распространяется только на лиц, отбывающих наказание в учреждениях

уголовно-исполнительной системы Минюста России. Не учтены военнослужащие, отбывающие наказания в дисциплинарных частях, а также лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, хотя право на обращение с ходатайствами о помиловании закреплено в Конституции РФ и для них3.

Кардинальным решением указанной проблемы, на наш взгляд, было бы принятие Федерального закона «О помиловании», где были бы определены жесткие сроки для всех субъектов процесса помилования, а также устранены те недостатки, которыми страдает Указ № 1500. Идея такого закона высказывалась как научными работниками, так и председателями комиссий по вопросам помилования отдельных субъектов РФ. В то же время, понимая сложность законодательного процесса, можно предположить, что в ближайшие годы будет еще применяться упомянутый указ, а закон может появиться лишь в перспективе.

Подводя итог, отметим следующее:

1) помилование является одним из древнейших правовых институтов;

2) право помилования традиционно принад лежало правителям государств или высшим органам власти;

3) помилование по своей правовой природе является сложным межотраслевым институтом, в котором преобладающими являются нормы уголовного и государственного (конституционного) права;

4) помилование — вид освобождения от наказания, применение которого должно носить исключительный характер;

5) целесообразно принятие Федерального закона «О помиловании».

Примечания

1 О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров от 7 дек. 1917 г. № 1 // Собр. узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

2 Там же. 1918. № 26.

3 Подробнее об этом см.: Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации) : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Брянск, 24-25 окт. 202 г. М. ; Брянск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.