НАШИ ЮБИЛЯРЫ
УДК 372.2+371.3
И. В. Телънюк
ПОЛВЕКА СЛУЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: БЕСЕДА С М. В. КРУЛЕХТ (к юбилею со дня рождения)
Общественно-политические события в обществе нередко связаны с переменами и надеждами в различных сферах человеческой жизни. Исторический опыт и накопленные достижения всегда остаются значимыми для последующих поколений как созидателей будущего.
Сегодня мы говорим о человеке, чьё имя непосредственно связано с прошлым, настоящим и будущим пе-
дагогической науки, а именно - дошкольного образования. Мария Вадимовна Крулехт - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО); выдающийся учёный советской и российской дошкольной педагогики.
М. В. Крулехт - яркий представитель петербургской (ленинградской) школы дошкольного образования. В этом городе она получила серьезное педагогическое образование: закончила дошкольное педагогическое училище (1972), Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности «Педагогика и психология дошкольная» (1976), аспирантуру по кафедре дошкольной педагогики (1982) и докторантуру по кафедре педагогики (1995). Здесь прошла путь профессионального становления от преподавателя педагогики педагогического училища до ассистента, доцента, профессора, заведующего кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (1982-2006).
Считая себя ученицей и последовательницей доктора педагогических наук, профессора Веры Иосифовны Логиновой, Мария Вадимовна всегда говорит о том, что именно их плодотворное сотрудничество определило её научные интересы и взгляды. Кандидатская диссертация, выполненная под руководством В. И. Логиновой, «Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие формирования трудовой деятельности у детей 4-5 лет» (1985) внесла значительный вклад в разработку системы трудового воспитания дошкольников. Докторская диссертация, посвященная проблеме целостного развития ребёнка-дошкольника (1996), открыла новые горизонты в отечественной дошкольной педагогике.
Марию Вадимовну отличают работоспособность и требовательность ко всему, что она делает. Сфера её научных интересов связана с проблемами социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а также с вопросами профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования. Она автор и ответственный редактор более 350 научных и научно-педагогических работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати.
Имя М. В. Крулехт неразрывно связано с созданием собственной научной школы отечественной дошкольной педагогики, что стало важным вкладом в развитие идей дошкольного образования в условиях новейшей истории России. Разработка концептуальных идей целостного развития ребёнка в период дошколь-
ного детства осуществлялась в научно-исследовательской работе со студентами и аспирантами. Мария Вадимовна подготовила девять кандидатов наук; многие научные работы студентов, выполненные под её руководством, были неоднократно награждены дипломами не только российских, но и международных конкурсов.
Диссертация Мустафы Мусилиу из Бенина была написана на тему «Подготовка воспитателя детского сада к руководству трудовой деятельностью детей» (1993). Исследование обеспечило важный компонент в подготовке квалифицированных кадров специалистов для полноценного развития африканских детей.
В кандидатской диссертации Э. В. Онищенко «Развитие «метода Е. И. Тихеевой» в практике современного детского сада» (1996) был выявлен существенный потенциал этой педагогической системы и предложен оригинальный способ её адап-
тации для современных дошкольных учреждений на основе идей целостного развития ребёнка.
В диссертации О. В. Солнцевой «Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста» (1998) были изложены новые концептуальные подходы к педагогическому сопровождению данного вида детской деятельности.
Кандидатская диссертация И. В. Тель-нюк «Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду» (1999) позволила доказать
важность для целостного развития дошкольников дифференциации образовательного содержания в зависимости от пола ребёнка, профиля интересов девочек и мальчиков, склонности к разным ситуациям и видам самостоятельной деятельности.
Продолжением изучения тендерного аспекта в содержании дошкольного образования стали исследования, направленные на развитие детской индивидуальности в творческой деятельности. В диссертационных работах М. В. Созиновой «Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников» (2004) и Данг Лан Фы-онг «Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста» (2007) разработано педагогическое сопровождение детского досуга в условиях детского сада и семьи.
Логическим развитием идей целостного развития явилось изучение интегративного подхода к воспитанию детской личности в контексте культурологической парадигмы, что представлено в диссертационных исследованиях Баярмагнай Мунхзаяа
«Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду» (2008) и А. А. Крулехта «Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет» (2009).
М. В. Крулехт разрабатывала и читала лекционные курсы, имеющие фундаментальное значение для подготовки специалистов на факультетах тех вузов, в которых работала (Санкт-Петербург, Москва, Елец): «Теоретическая педагогика», «Научно-педагогическая экспертиза», «Экспертные оценки в образовании», «Мониторинг качества дошкольного образования», «Современные концепции и системы дошкольного образования», «Методология и методы психолого-педагогического исследования», «Теория и методика воспитания», «Воспитание в современной России» и другие.
В составе авторского коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПИ им. А. И. Герцена Мария Вадимовна участвовала в разработке образовательной программы «Дет-
ство» и её методического сопровождения.
Мария Вадимовна активный участник международных и российских конференций и проектов. Много лет работала в Диссертационных советах при РГПУ им. А. И. Герцена, в Новгородском университете им. Я. Мудрого, Елецком государственном университете им. И. А. Бунина, в Московском гуманитарном университете Москвы.
За большую и плодотворную работу по подготовке и повышению квалификации специалистов в системе дошкольного образования и внедрению научных исследований в практику дошкольных учреждениях М. В. Крулехт была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ (2002); медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005); Грамотами ректоров вузов за руководство научно-исследовательской работой студентов; Дипломами международного конкурса преподавателей вузов «Pedagogical Discovery University» и др.
Многие ученики М. В. Крулехт продолжили её дело в области теории и практики дошкольного образования - стали достойными специалистами в сфере деятельности научных и образовательных учреждений России, Бенина, Вьетнама, Монголии. Среди них: доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена - Э. В. Онищенко; И. В. Тель-нюк, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования; М. В. Созинова, доцент, и. о. заведующего кафедрой со-
циальной психологии Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов и другие.
В нашей беседе Мария Вадимовна раскрывает интересные вехи пятидесятилетней истории современной дошкольной педагогики, делится знаменательными встречами и общением с людьми, определившими её становление как ученого и практика в системе дошкольного образования.
Вопрос 1. Мария Вадимовна, Ваш пятидесятилетний опыт и стаж работы в педагогической сфере впечатляют. Календарные годы для Вас всегда начинаются не с 1 января, ас1 сентября, какой из этих учебных периодов времени явился для Вас самым запомнившимся?
Знаковым моментом в моей жизни стала встреча с выдающимся учёным, доктором педагогических наук,
Слева направо: Бавыкина Г. Н., Михайлова З.А., Логинова В.И., Кру-
лехт М. В., Кондратьева Н. Н.; дети: Андрей Крулехт, Наталья Кондратьева (1989)
профессором - Верой Иосифовной Логиновой, которая определила мои дальнейшие научные интересы и профессиональные взгляды. В 1979 году Вера Иосифовна руководила моей кандидатской диссертацией. Её глубокие знания, уникальный подход к исследованиям и искренняя увлечённость наукой оказали огромное влияние на моё мировоззрение. Под её руководством мне удавалось открывать истины, скрытые за поверхностными явлениями. Работа под её началом стала для меня источником научного вдохновения. Благодаря её поддержке и наставничеству формировалась моя научная позиция, развивались исследовательские навыки. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что встреча с Верой Иосифовной стала поворотным моментом в моей профессиональной жизни.
Конечно, события конца XX века ознаменовались значительными переменами в жизни нашей страны, открылись новые возможности для приобретения опыта и дальнейшего творческого роста в выбранной профессиональной деятельности. Начало перестройки, поиск новой педагогической парадигмы, время перемен. Обмен студентами и преподавателями между вузами стал реальностью. Моя первая заграничная поездка оказалась незабываемой.
Учебный 1988-1989 год был самым необычным в моей профессиональной карьере. Всё началось с полного погружения в американский вариант английского языка. Тогда я впервые испытала на себе интенсивную методику обучения. Шестичасовые ежедневные занятия в неболь-
спустя десять лет. Но главное всё-таки были не материальные вещи, а люди, с которыми посчастливилось общаться. Особенно плодотворным оказалось общение с моей коллегой, руководителем программы с американской стороны - доктором философии, профессором Элизабет Нитраур (Бг. ЕНгаЬеШ №а!гоиг, 1932-2001).
М. В. Крулехт на стажировке в
университете Джеймс Мэдисон (штат Вирджиния)
шой группе, преподаватели сменяли друг друга, мы носили английские имена и говорили исключительно по-английски даже во время перерывов...
Америка. Вместе со мной шесть второкурсниц, выбравших специализацию раннего обучения дошкольников иностранным языкам, и одна аспирантка. Мы провели целый семестр в Университете Джеймса Мэдисона (штат Вирджиния), где смогли глубоко погрузиться в работу американского вуза и систему дошкольного образования США. Посещение лекций, участие в семинарах, знакомство с детскими садами и школами оставили неизгладимое впечатление1.
Можно было своими глазами увидеть много нового и непривычного -того, что появится в России лишь
1 Крулехт М. В. США: как приобщают детей к труду // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 98.
Доктор философии, профессор
Элизабет Нитраур (Dr. Elizabeth Neatrour, 1932-2001)
Это была удивительная личность, талантливый организатор и глубокий исследователь, написавшая первую в мире диссертацию о творчестве Тэффи - Надежды Александровны Лохвицкой, одной из ярчайших фигур русской литературы начала XX века. Хотя наше сотрудничество длилось недолго, я навсегда сохраню в памяти огромную благодарность за её помощь, поддержку, а также за организацию нашего участия в конференции по дошкольному образованию пяти южных штатов США и многое другое.
Мы много общались, и Элизабет знакомила нас с американской культурой: посещали Вашингтон, ходили на театральные премьеры, спортивные мероприятия, участвовали в различных встречах во время обедов и
Университет Джеймс Мэдисон (штат Вирджиния) М. В. Крулехт с профессором Элизабет и её мамой
других событиях. Она была замечательным собеседником, окончила Сорбонну. Именно Элизабет помогла мне освоить английский язык, тонко и ненавязчиво включая его в повседневное общение, находя партнёров среди носителей языка. Мы часто беседовали о наших семьях, о том, как сложилась наша жизнь и какими могли бы быть другие пути судьбы. Миниатюрная, элегантная, всегда в движении, с быстрой речью. Когда я научилась понимать этот быстрый поток слов, языковой барьер исчез, и однажды один русский профессор английского ошибочно принял меня за американскую студентку. Вот такой курьёзный случай произошёл.
Меня восхищал её подход к студентам, особенно к своим помощникам, студентам последнего курса Майклу и Генри, работавшим у неё ассистентами. Наши совместные семинары с американскими студентами, изучающими русскую литературу под руководством Элизабет, тоже принесли немало пользы. В сущно-
М. В. Крулехт (вторая слева), Элизабет Нитраур (Dr. Elizabeth
Neatrour (четвертая слева) с российскими и американскими
студентами в университете Университете Джеймса Мэдисона (штат Вирджиния)
сти, это был мой первый опыт проведения бинарных занятий.
Мировоззрение как педагога формировалось под влиянием отечественных учёных, и мне бы хотелось рассказать о роли некоторых из них в моём становлении как учёного.
Моё общение с доктором педагогических наук, профессором Тамарой Константиновной Ахаян (19232003) началось ещё в 1985 году, когда она была назначена официальным оппонентом по моей кандидатской диссертации. Однако наиболее продуктивный период сотрудничества пришёлся на годы моего обучения в докторантуре, когда Тамара Константиновна стала моим научным консультантом по докторской диссертации. Она была выдающимся человеком, признанным лидером научной школы, которую многие её ученики нежно называли «нашей научной матерью». Наши отношения не всегда
складывались гладко, поскольку я привыкла к «логиновскому» стилю руководства, а Тамара Константиновна заставляла сомневаться, размышлять и искать, отстаивая собственную позицию. Я никогда не забуду, как она объясняла суть докторской работы и фактически подсказала тему, которая впоследствии стала основой моего исследования.
С особым теплом я вспоминаю доктора психологических наук, профессора Александра Израилевича Раева (1924-1999). После ухода В. И. Логиновой он всегда живо интересовался ходом моих исследований и был тем человеком, которому я решилась показать наброски модели целостного развития и педагогических условий реализации нового подхода к образовательному процессу в детском саду. Его слова: «С точки зрения психологии, никаких возражений», — стали для меня мощным мотивирующим фактором для завершения диссертационной работы.
Мне всегда везло на встречи с интересными и талантливыми людьми. С доктором педагогических наук, профессором Вадимом Юрьевичем Кричевским (1933-2005) я познакомилась, когда стала членом Совета развития при Комитете по образованию Санкт-Петербурга, ещё до защиты своей докторской диссертации. Этот человек обладал огромным обаянием и эрудицией. Рядом с ним всегда ощущалось спокойствие и комфорт, ведь он всегда был готов поддержать и прийти на помощь в трудную минуту. Вадим Юрьевич стал одним из моих оппонентов по докторской работе и ввёл меня в
Диссертационный совет Великого Новгорода. Это была настоящая школа Кричевского по оппонированию. Его блестящие выступления в Диссертационном совете вызывали восхищение: широчайший научный кругозор сочетался с невероятным ораторским искусством и актёрским мастерством. Коллеги из Новгорода присылали машину за питерскими членами диссертационного совета; несмотря на необходимость выезжать рано утром и возвращаться поздней ночью, дорога полностью окупалась общением с Вадимом Юрьевичем.
Вопрос 2. Мария Вадимовна, в 2006 году Вы переехали в Москву; начался, как Вы говорили, «московский период жизни» между двух столиц. Расскажите, пожалуйста, об этом.
«Московский период» - это двенадцать лет работы в вузах Москвы и Московской области, когда благодаря «Сапсану» у меня была возможность не покидать родной Петербург надолго. Были дни, когда я завтракала и досыпала в поезде, успевая ко второй паре к студентам МГОУ.
Этот интересный этап жизни позволил мне накопить опыт работы в крупнейшем мегаполисе России. Параллельно работая на кафедре педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета (МосГУ) — одного из крупнейших негосударственных вузов — и на кафедре дошкольного образования Московского городского педагогического университета, являющегося государственным учреждением высшего профессионального образования, я получила уникальную возмож-
ность сравнивать разные подходы и технологические возможности, изучать современное состояние и перспективы развития высшей школы.
В те годы МосГУ, возглавляемый его ректором, доктором философских наук, профессором Игорем Михайловичем Ильинским, был крупнейшим негосударственным вузом России с обширной современной территорией и мощной научной базой. Все факультеты и кафедры успешно воплощали в жизнь концепцию Игоря Михайловича о воспитании жизнеспособного поколения. Кафедрой педагогики и психологии высшей школы, руководимой доктором педагогических наук, профессором Вячеславом Алексеевичем Ситаровым, велись научные поиски новых содержаний и педагогических технологий, направленных на развитие у студентов способности к творческой самореализации и профессиональной компетентности в области
психолого-педагогического образования. Как отличный организатор и талантливый дидактик, Вячеслав Алексеевич создал на кафедре атмосферу научного поиска и активного взаимодействия с учёными из других вузов страны.
Наш «милый ненасильник» (В. А. Ситаров - автор педагогической концепции ненасилия), как его ласково называли за глаза, обожал поездки, выезды, ночные посиделки сотрудников кафедры с аспирантами, когда они представляли ещё «сырые материалы» своих диссертаций. Он провоцировал бурные обсуждения и организовывал «мозговые штурмы», чтобы помочь сформулировать гипотезы... Чудесная была атмосфера...
Ситаров умел находить кадры. Основу профессорско-преподавательского состава кафедры составляли доктора педагогических наук: Л. В. Романюк, Э. В. Онищенко, О. А. Косинова, М. В. Крулехт, а также кандидаты, которые позже стали докторами, такие как М. А. Гончаров и Л. Е. Сикорская. Интересные научные дискуссии, многочисленные конференции, выездные семинары и бинарные лекции профессоров для студентов, аспирантов и научных руководителей из других вузов... Коллективная монография1 отразила десятилетний опыт этой работы.
Кафедра дошкольной педагогики «Московского государственного го-
Слева направо: О. А. Косинова, В. А. Ситаров, М. В. Крулехт, Л. В. Романюк на кафедре педагогики и психологии высшей школы МосГУ
1 Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития. Монография / Науч. ред. В. А. Ситаров, М. В. Крулехт. М.: Изд-во МосГУ, 2014. 204 с.
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М. В. Крулехт намеждународной конференции МосГУ
родского педагогического университета» в полной мере компенсировала мне возможность зашматься наукой в этой области. В те годы кафедру возглавляла доктор педагоптаеских наук,щюфессор Светлана Акимовна Козлова (1938-2019) - яркийпред-ставитель московской школы дошкольной педагогики, автор одной из образовательньгс про^)амм нового поколения - «Счастливый ребёнок». Именно Светлана Акимовна, встретивменя на заседании диссертационного совета вМосГУ, щшгла-сила на свою кафедру, дала возможность выбора учебных дисцшипш. Человек высокой культуры и непростой судьбы, добрый и внимательный, умеющий слушать и понимать. В памяти остались наши беседы и обсуждения диссертаций, многочисленные конференции, совместная работа над коллективной монографией, ставшей в дальнейшем многократно переиздаваемым учебным пособием для бакалавриата и магистратуры1.
1 Козлова С. А., Крулехт М. В. Социализация детей в дошкольном возрасте. Монография. М.: Юрайт, 2019. 195 с.
Бесконечно жаль, что Светланы Акимовны уже нет с нами, но её учениками ежегодно проводится Международный круглый стол её имени -«Актуальные проблемы социализации дошкольников и подготовки кадров для системы дошкольного образования», а в декабре этого года прошло его шестое заседание. Современные цифровые технологии позволили мне выступить на пленарном заседании с докладом «Дошкольное детство глазами будущих педагогов». Жизшъ гфодолжается, это и есть пре-емственностьпоколений...
Последний год работы в Московском городском педагогическом университете был связан с Монголией. Поприглашению монгольских коллег я проводшга семинары для педагогов дошкольного образования в Улан-Баторе и стала участницей Первого азиатского форума по дошкольному образованию2.
С коллегами из Монголии: ]з центре М. В. Крулехт.
2 Крулехт М. В. Партнёрство в современном образовательном пространстве: Первый азиатский форум по дошкольному образованию II Дошкольник: Методика и практика воспитания и обучения. 2015. № 5. С. 17-21.
Четыре года на молодой кафедре дошкольного образования Московского государственного областного университета (МГОУ) были наполнены учебными дисциплинами, подготовкой бакалавров и магистрантов, сотрудничеством с коллегами из Германии. Консультации и лекции для немецких студентов и магистрантов приходилось читать через переводчика, но это было увлекательно и интересно.
Осенью 2016 года прошёл второй Международный форум по дошкольному образованию в Южной Корее, и несколько наших преподавателей
были приглашены в Сеул. Выступления на пленарном заседании, посещения детских садов позволили обменяться опытом дошкольного образования между нашими странами1.
Читаемые учебные дисциплины требовали новых учебников. Необходимо было «обновить дошкольную педагогику». Было написано учеб-
1 Крулехт М. В. Международный форум по дошкольному образованию в Южной Корее - ГЕБК 2016 // Дошкольник: Методика и практика воспитания и обучения. 2017. №1.С. 72-77.
Ш
■1С
М.В. Крулехт читает лекцию немецким магистрантам в МГОУ (переводчик О. И. Кабалила)
М. В. Крулехт со студентами МГОУ
Делегаты из МГОУ слева направо: третья О. И. Кабалина, Т. Н. Мельников иМ.В. Крулехт с участниками 2-го Международного форума по дошкольному образованию в Южной Корее
2016 Мегпа^опа! Ес1исаге Гогчт I" коигл
ное пособие «Теория и методика дошкольного образования: методическое сопровождение самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине» // М.: ИИУ МГОУ, 2018; а «Методология и методы психолого-педагогических исследований: практикум для бакалавриата и магистратуры» заняла 1 место на VIII Pedagogical Discovery: University -2018.
В последний год работы в Москве кафедру возглавила маститый ученый, крупнейший специалист в дошкольной педагогике, доктор педагогических наук, профессор Тамара Семеновна Комарова. Она всегда с большим уважением относилась к Петербургской научной школе. Много рассказывала о том, как на её глазах создавалось отечественное дошкольное образование. Поразительно, как много она помнила, может поэтому была весьма критична к переменам.
Вопрос 3 . Мария Вадимовна, в 2018 году Вы вернулись в Санкт-Петербург и четыре учебных года проработалив«Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования» (СПб АППО им. К. Д. Ушинского); в 2022 году получили благодарность от ректора «за активное участие в деятельности, профессионализм и личный вклад в развитие Академии». Расскажите, пожалуйста, об этом.
С деятельностью Академии я была знакома давно, благодаря внедрению в практику детских садов программы «Детство», а также общению с бывшей долгие годы ректором Академии В. Г. Воронцовой, с которой мы вме-
сте работали в диссертационном совете Великого Новгорода, и, конечно, дружбе с В. Ю. Кричевским. Мне доводилось оппонировать диссертации в Академии; здесь проходили различные мероприятия, на которых я присутствовала и выступала... Но одно дело - приходить в гости, а совсем другое - работать.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования - одно из старейших учебных заведений, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой специалистов в сфере образования. Учредителем Академии является Комитет по образованию Санкт-Петербурга, поэтому цели деятельности кафедры дошкольного образования как структурного подразделения Института детства данной Академии были направлены на выполнение задач государственной программы развития образования в Санкт-Петербурге, а также на обеспечение высокого качества и доступности дошкольного образования для всех слоёв населения. Для эффективного развития вариативных форм дошкольного образования в те годы на кафедре была разработана и апробирована новая модель сопровождения профессионального роста педагогов дошкольного образования, функционирующая в условиях мегаполиса. На протяжении всей работы в Академии я являлась членом её Совета и участвовала в обсуждении всех управленческих вопросов.
В круг моих профессиональных обязанностей как профессора кафедры дошкольного образования Ин-
статута детства входили разработка проектов диагностики, организация мониторинга и анализ материалов практики дошкольного образования города, охватывающих все 18 районов. Ежегодно мы готовили до трёх информационно-аналитических справок, что являлось частью государственного заказа Комитета по образованию. Темы этих справок были разнообразными: «Информационно-аналитическая справка об услугах, предоставляемых консультационными центрами на базе дошкольных учреждений Санкт-Петербурга», «Исследование эффективности деятельности педагогов дошкольного образования по ранней профессиональной ориентации воспитанников, формированию основ эколого-экономиче-ской культуры в условиях мегаполиса» и другие. Разнообразие проблем, понимание того, чем живёт дошкольное образование города, как оно справляется с проблемами, такими как миграция, старение кадров и многими другими... Всё это тщательно прорабатывалось и отражалось в публикациях1.
В то время приходилось принимать участие во многих мероприятиях - многочисленные научно-практические конференции с международным участием, выступления на традиционной межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Детский
1 Крулехт М. В. Дошкольное образование Санкт-Петербурга: сущность современных требований в условиях мегаполиса // Педагогическая наука и практика. 2021. № 3 (33). С. 57-63 (Республика Казахстан).
сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка» в рамках Петербургского международного образовательного форума, участие в работе по подготовке «петербургской команды» к конкурсу «Воспитатель года», семинары-практикумы, вебинары, встречи и общение с практиками; конкурсы проектов, экспертиза..., графики, диаграммы, таблицы, статистическая обработка данных... - всего и не перечислить. Кроме того, научная редакция всех выпускаемых на кафедре методических материалов как функциональная обязанность профессора. А тут ещё период пандемии с его ограничениями и непривычностью самой ситуации. Вспоминается, как важно было найти правильный путь работы с практиками в условиях пандемии.
Работы было достаточно, но справиться помогали коллеги, особенно кандидат педагогических наук Е. С. Александрова и кандидат психологических наук, доцент Е. Б. Ковалева. Их профессиональный опыт и личностные качества способствовали тому, что быстро сформировался наш «треугольник единомышленников» — так находился выход, новый подход, получивший своё отражение в совместной публикации2.
2 Крулехт В. М., Александрова Е. С., Ковалева Е. Б. Конкурсы инновационных проектов как траектория профессионального роста педагогов дошкольного образования II Личность. Общество. Образование. Траектория профессионального роста педагога в условиях инновационной трансформации образовательной среды: сб. ст. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 ноября 2021 г. / Под общ. ред. О. В. Ковальчук. СПб.: ГАОУДПО«ЛОИРО», 2021. С. 137-144.
Вопрос 4 . Мария Вадимовна, и всё же Вы ушли из Академии, Вас переманили в Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, на кафедру прикладной педагогики и логопедии, которую возглавляет ваша бывшая студентка, выпускница первого выпуска магистратуры Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент Оксана Владимировна Афанасьева. Почему?
— Я вузовский профессор, и, наверное, это моё призвание. Именно в этом учебном заведении я ошутила ту связь поколений, которая так важна для будущего. Отличную кафедру создала и продолжает развивать Оксана Владимировна, и мне хочется ей помогать.
Институт привлекателен интеграцией психологии, педагогики и социальной работы. Трудно преподавать, когда педагогика не является основной учебной дисциплиной, а ты работаешь на кафедре прикладной педагогики и логопедии, поэтому многое пришлось менять. Пришлось иначе подходить к чтению любимых курсов, адаптировать их содержание и способы взаимодействия со студентами. В результате совместной работы с коллегами появилось учебное пособие для студентов по образовательной программе 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование (логопедия)»1.
Кроме того, возникло множество абсолютно новых для меня учебных дисциплин: «Социальная педагогика», «Методика преподавания психологии», «Этика профессиональной деятельности», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» и другие.
Однако самой интересной для меня стала внеаудиторная работа со студентами - «Логопедический марафон», «Осенние профессиональные праздники» и прочие мероприятия. Взаимодействие со студентами в рамках этих «воспитательных мероприятий» позволило лучше понять «студентов поколения Т». После некоторого перерыва, связанного с работой в Академии, я особенно остро ощутила их своеобразие и значительное отличие от студентов XX века. Да, они «другие», но именно через них будет происходить дальнейшая передача культурных
1 Афанасьева О. В., Крулехт М. В., Сулима И. А. Методика педагогического исследования. СПб.: СКИФИЯ-принт, 2024. 236 с.
М. В. Крулехт со студентами и преподавателями кафедры прикладной педагогики и логопедии СПБГИПСР на праздновании дня дошкольного работника (2023)
ценностей от поколения к поколению как гарантия сохранения традиций. Именно им предстоит реализо-вывать национальные проекты, жить в современном мире и воспитывать детей, строить взаимоотношения с представителями разных поколений и прочее.
Вопрос 5 . Мария Вадимовна, у Вас огромный стаж преподавательской деятельности в вузе. Какие особенности необходимы современному преподавателю вуза, чтобы его лекции, практические занятия были приняты обучающимися, мотивировали бы их на успешное овладение будущей профессией? Какой должна быть лекция в XXI веке цифровых технологий?
— Лекция представляет собой традиционную форму высшего педагогического образования, но её содержание и технология чтения подчиняются законам наследования и трансляции культуры, ориентированы на принципы духовной жизни, на воспитание студента как Человека культуры. Поэтому лекция не может оставаться вечной и неизменной во все времена. Это сложная форма организации учебного процесса в вузе, представляющая собой синтез науки и искусства. Это творчество, в котором проявляется уникальная неповторимость преподавателя как учёного и философа, педагога и артиста; лекция которого захватывает чувства и воздействует на сознание, формируя мировоззрение. Именно в лекции проявляется тесная связь педагогики с искусством. По сути, в лекции заключена «великая сила искусства». Стать мастером в педагогике столь
же трудно, как и великим музыкантом или актёром.
Мне довелось послушать множество хороших лекций, но только двух лекторов я считаю гениальными. Это доктор биологических наук, профессор кафедры психоневрологии и логопедии дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена Михаил Алексеевич Панкратов (19041979) и доктор педагогических наук, профессор Вера Иосифовна Логинова (1932-1992).
Михаил Алексеевич читал нам, студентам первого курса, учебную дисциплину «Анатомия и физиология», и делал это виртуозно, мы его обожали. Ученик великого И. П. Павлова, специалист в области физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, человек высочайшей эрудиции и культуры. Он обладал талантом отбора материала для лекции, избегая излишних научных подробностей, понимая, что готовит не будущих врачей, а педагогов дошкольного образования. Никто другой не мог рассказывать так свободно, доступно и увлекательно, как Михаил Алексеевич. С тех пор прошло много времени, но в памяти сохранились его рассказы о самом И. П. Павлове и его научной школе, особенностях анатомии и физиологии детей раннего и дошкольного возраста. Михаил Алексеевич удивительно умел удерживать и концентрировать внимание аудитории, «управляя» восприятием содержания лекции. Однажды, объясняя центральную нервную систему человека, он показал на одной из студенток, как работает гипноз... В общем, Ми-
хайл Алексеевич был гением и неповторимым, поэтому студенты были в него влюблены, а получить на экзамене отметку ниже «хорошо» считалось невозможным.
Вера Иосифовна Логинова читала курс «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Этот курс я слушала дважды - сначала как студентка, а потом уже как молодой преподаватель. Прошли десятилетия, но в памяти навсегда осталась эта оригинальная авторская программа как по содержанию, так и по манере общения с аудиторией. Всегда собранная, сосредоточенная, она входила и молча осматривала аудиторию, ожидая, пока воцарится тишина, на фоне которой звучал её спокойный и уверенный голос. Лекциям Логиновой невозможно было не проникнуться. Их пропускать было недопустимо. Доступность, безупречная логика, высокий теоретический уровень, многогранность анализа психолого-педагогических исследований. Меня поражала её феноменальная память: никаких шпаргалок с конспектами, тезисами или планами лекций; все цитаты, даты, названия работ и даже страницы она знала наизусть... В эпоху Веры Иосифовны ещё не существовало современной цифровой техники, были только мел и доска, но её лекции отличало высочайшее мастерство. Возможно, в XXI веке Вера Иосифовна читала бы лекции иначе, но как именно, остаётся только догадываться.
Стоит отметить, что лекции этих учёных различались не столько содержанием учебного материала, сколько стилем подачи, в котором ярко выражалась их творческая инди-
видуальность как людей науки. Поэтому лекции нельзя копировать, это чужие лекции, - объясняла я студентам, когда читала учебный курс «Методика преподавания психологии».
Безусловно, время идёт быстро, появляются новые возможности цифровых технологий, которые модернизируют вузовские лекции, и этими возможностями необходимо правильно пользоваться. Презентации, возможность виртуального посещения детского сада или школьного урока прямо из студенческой аудитории - всё это полезно, однако я убеждена, что цифровые технологии и, тем более, искусственный интеллект не должны заменить человека1.
М. В. Крулехт читает открытую лекцию «Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен», которая состоялась СПБГИПСР в рамках Открытого психологического лектория «Санкт-Петербург - помогая людям»
1 Крулехт М. В. Вузовская лекция в контексте качества высшего гуманитарного образования для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 11-15.
Вопрос 6. Мария Вадимовна, в вашем списке публикаций насчитывается более 350 работ, изданных в отечественной и зарубежной печати. Какие из них Вам кажутся наиболее важными?
— Да, за эти годы мною написано много, но можно выделить топ-4. Особое место занимают труды, отражающие результаты моих диссертационных исследований. Таким образом, это статьи и монографии, посвященные вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста и проблемам целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности. Эти направления наиболее полно представлены в монографии «Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности»1.
Не менее значимыми для меня являются публикации, связанные с научной работой по обновлению содержания и методик дошкольного образования, связанной с разработкой образовательной программы «Детство». Сюда входят сама программа и библиотека программы «Детство».
В XXI веке особый интерес вызывают вопросы социализации детей дошкольного возраста, расширение образовательного пространства, жизнь ребёнка в мегаполисе, взаимодействие педагогов дошкольного образования с родителями дошкольников. Наиболее полно это направление
1 Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 195 c.
отражено в монографии «Кулыурно-досуговая деятельность дошкольника XXI века»2.
Как вузовский преподаватель, я считаю важным включить в топ-4 все учебные пособия и программы, учебники для студентов.
Вопрос 7 . Мария Вадимовна, в Вашем списке научных иучебно-ме-тодических трудов много публикаций на иностранных языках - французском, болгарском, литовском, вьетнамском, монгольском, казахском... Чемэтообъясняется?
— Корни этого уходят в совместное обучение в вузе с иностранными студентами из стран Африки, Сирии и Афганистана, а когда мы перешли на второй курс, в ЛГПИ им. А. И. Герцена прибыли 125 молодых студенток из Вьетнама - маленькие, хрупкие и голодные девочки. В тот момент во Вьетнаме шла война, и им нужна была поддержка... Вероятно, это способствовало тому, что советский опыт дошкольного образования оказался открытым для зарубежных коллег. С некоторыми из них, начиная со студенчества, поддерживались дружественные отношения. Мы переписывались, реализовывали совместные проекты, писали совместные работы, обогащая тем самым друг друга.
Вопрос 8 . Мы с Вами вместе бывали в Риге и Риме, я знаю, что Вы любите путешествовать, занимались дайвингом, плавали под водой
2 Крулехт М. В. Культурно-досуговая деятельность дошкольника XXI века. Монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017. 75 c.
М. В. Крулехт м. В. Крулехт на Ладоге
в путешествии по ОАЭ
М. В. Крулехт в путешествии по Египту. Дайвинг
М. В. Крулехт в путешествии по Италии
в Египте, Вьетнаме, Турции. Ваша коллекция магнитиков, привезённых из разных стран и городов, производит сильное впечатление.
— Да, я действительно люблю путешествовать, и это лучший способ борьбы с профессиональным выгоранием, который помогает восстановить силы и обрести новую энергию. Путешествия часто позволяют уви-
деть что-то новое, важное и полезное для профессиональной деятельности. Если появляется такая возможность, я стараюсь ознакомиться с системой образования, особенно дошкольного уровня1.
1 Крулехт М. В. Дошкольное образование в Индонезии: социокультурный аспект II Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 1 (13). С. 21-31.
Вопрос 9 . Мария Вадимовна, Вы были заместителем председателя Диссертационного Совета Д 212.199 при РГПУ им. А. И. Герцена, членом Диссертационных Советов в Новгородском университете им. Я. Мудрого, в МосГУ, Елецком университете им. И. А. Бунина. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Работа в таких разных Диссертационных Советах весьма обогатила меня и многому научила, особенно научной экспертизе. Это встречи с различными представителями науки, с учеными разных научных школ и направлений. В. Г. Воронцова, Р. М. Шерайзина, В. Ю. Кричевский, О. Г. Прикот, Е. О. Путилова, Г. И. Вер-гелес, Н. Ф. Голованова, Е. Н. Герасимова, В. Г. Каменская и многие-многие другие. Научные дискуссии, споры и размышления о будущем...
Вопрос 10. Вопрос об истории педагогики. Считаете ли Вы себя причастной к истории педагогики в плане преемственности?
— История педагогики меня всегда увлекала, но никогда я не считала себя историком педагогики. Читать курс истории педагогики тоже не довелось, лишь однажды в «МГОУ» надо было спешно заменить Т. С. Комарову и вычитать курс истории педагогики для магистрантов. Однако современная дошкольная педагогика невозможна, если не знаешь её истоков, не понимаешь причин зарождения дошкольного образования, всей истории дошкольного детства. Поэтому был написан ряд статей о становлении педагогики детства, преди-
словии к изданиям1.
При этом многие статьи были написаны в соавторстве с моей бывшей аспиранткой - доктором педагогических наук Э. В. Онищенко, которая действительно стала историком педагогики.
С возрастом меня всё больше интересовали истоки дошкольного образования. Это и поездка в Рим, где удалось побывать в Доме ребёнка Марии Монтессори; и работа со студентами, ведь Институт психологии находится на Васильевском острове Санкт-Петербурга, где когда-то появился первый детской сад города; где всё в шаговой доступности. На Смоленском лютеранском кладбище памятник создательнице первых в России детских садов по фребелевской системе - Софии Андреевне Люге-биль... Нельзя иначе жить в городе, где всё пропитано духом истории -истории российской педагогики.
Мы благодарим Марию Вадимовну за уделённое время и интересную беседу о научно-педагогической жизни и творчестве, с которым мы имеем возможность познакомиться. От души желаем Марии Вадимовне крепкого здоровья, радости совместной работы с учениками, интересных исследований и, конечно, новых
путешествий и впечатлений.
Поступила вредакцию: 30.08.2024 г.
1 Педагогика Марии Монтессори: статьи, дневники, рукописи (Предисловие) II Фаусек Ю. П. Педагогика Марии Монтессори. М.: Генезис, 2007. С. 9-28.