Научная статья на тему 'ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВОСПИТАТЕЛИ ДЕТСКОГО САДА / РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугаева Ирина Григорьевна, Крамарева Екатерина Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессионального имиджа руководителя дошкольной образовательной организации. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, уточняющие сущностные характеристики образа руководителя ДОО в сознании субъектов социально-педагогических взаимодействий. Представлен идеализированный образ руководителя ДОО с учетом желаемых характеристик самих руководителей, воспитателей и сотрудников ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников, ценностных оснований их взаимодействия. Определены критерии положительного имиджа руководителя ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугаева Ирина Григорьевна, Крамарева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE IMAGE OF THE HEAD OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A CONDITION FOR ENHANCING SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION

The article discusses a topical problem of image making of a pre-school institution director, who is a public figure at the same time. Results of empirical study are provided; they specify the features of a pre-school institution director’s image in the minds of the participants of socio-pedagogical interaction. An ideal image of a pre-school institution director is described; it is created on the basis of their own characteristics and those provided by kindergarten teachers and administrative staff of the institution, as well as parents (or legal guardians of children), value-based attitudes and interaction. The criteria of the positive image of a preschool director are defined.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ние граждан в Тверской области на 2016—2020 годы» : распоряжение Правительства Тверской области от 12 декабря 2016 г. № 437-рп. — URL: http://docs.cntd.ru/document/444913870 (дата обращения: 5.02.2021).

15. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Гарант. — URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 15.10.2020).

16. Пастухова, Л. С. Социально-проектная деятельность как пространство развития гражданской идентичности молодежи : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л. С. Пастухова. — Москва, 2019. — 43 с.

17. Примерная программа воспитания : утверждена на заседании ФУМО 02.06.2020. — URL: http:// form.instrao.ru/ (дата обращения: 15.10.2020).

18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. — 2015. —

6 августа. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.10.2020).

19. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание в новой школе / Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин, А. В. Желаннова. — Москва : АРКТИ, 2012. — 261 с. — IBSN 978-5-89415-882-2.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО

КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И. Г. ЧУГАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург) [email protected]

Е. Н. КРАМАРЕВА, магистр педагогики Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург) ekaterina [email protected]

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессионального имиджа руководителя дошкольной образовательной организации. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, уточняющие сущностные характеристики образа руководителя ДОО в сознании

субъектов социально-педагогических взаимодействий. Представлен идеализированный образ руководителя ДОО с учетом желаемых характеристик самих руководителей, воспитателей и сотрудников ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников, ценностных оснований их взаимодействия. Определены критерии положительного имиджа руководителя ДОО.

The article discusses a topical problem of image making of a pre-school institution director, who is a public figure at the same time. Results of empirical study are provided; they specify the features of a pre-school institution director's image in the minds of the participants of socio-pedagogical interaction. An ideal image of a pre-school institution director is described; it is created on the basis of their own characteristics and those provided by kindergarten teachers and administrative staff of the institution, as well as parents (or legal guardians of children), value-based attitudes and interaction. The criteria of the positive image of а preschool director are defined.

Ключевые слова: имидж руководителя дошкольной образовательной организации, социокультурная обусловленность воспитания, социально-педагогические взаимодействия, ценностные основания взаимодействия субъектов образовательных отношений, воспитатели детского сада, родители (законные представители) воспитанников

Key words: pre-school institution director's image, socio-cultural condition of education, socio-pedagogical interaction, value-based interaction in education, kindergarten teachers, parents (legal guardians) of children

На уровне межличностных отношений педагогов с детьми, их родителями, коллегами важно создать доброжелательную атмосферу, выражающуюся в заботе, внимательности, обходительности, высокой речевой культуре педагога, его внешнем облике.

Современная гуманистическая концепция образования позволяет рассматривать воспитание как процесс социализации, основанный на ценностном отношении к детству как важному периоду в становлении личности ребенка, связанному с формированием его духовных потребностей, способности к саморазвитию, принятию в качестве личностно значимых ценностей общества, гармонизации личностных интересов и интересов общества. Ценностными основаниями данных отношений являются всеобщность и бескорыстность добра, ответственность за социально-нравственное развитие детей, их духовное и физическое здоровье; любовь как способность принятия ребенка в его уникальности и неповторимости [12]. Гуманное отношение к лич-

ности ребенка в процессе воспитания проявляется в системе социально-педагогических отношений, поскольку воспитание носит общественных характер и определяется принятой в социуме системой общественных взглядов и педагогических идей.

На уровне межличностных отношений педагогов с детьми, их родителями, коллегами важно создать доброжелательную атмосферу, выражающуюся в заботе, внимательности, обходительности, высокой речевой культуре педагога, его внешнем облике. Данные характеристики можно рассматривать в качестве предпосылок к взаимодействию, так как они способствуют установлению доверительных отношений, располагают к откровенному разговору, выражению своих чувств и переживаний. В отечественной педагогической науке такие характеристики педагогического общения рассматривались в большей степени как искусство и мастерство педагога (К. Д. Ушинский, А. С. Макарен-

ко), как средство коммуникативного взаимодействия в педагогическом общении (В. А. Кан-Калик) и др. Так, А. С. Макаренко писал: «...Можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении... Для меня в моей практике, как и для вас, многих опытных учителей, такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство. Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом или даже в балетном искусстве: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота. Все это нужно и без этого не может быть хорошего воспитателя» [8].

В современной науке данные умения можно описать с помощью понятия «имидж», поскольку он определяется как «синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждающий к определенному социальному поведению» [14, с. 40]. В. М. Ше-пель утверждает, что имидж необходим каждому человеку как важный компонент его образованности и воспитанности, как составляющая профессиональной компетентности, как технология выстраивания моделей социального поведения [14]. В современных зарубежных исследованиях часто рассматривается проблема формирования «positive body image», то есть создания положительного образа себя в сознании других людей через заботу о своем теле [16; 17].

Проблема формирования имиджа яв-

ляется объектом современных исследований в отечественных социологии, педагогике и психологии. Имидж рассматривается как:

3 социальное явление [10; 14];

3 объект профессиональной деятельности имиджмейкеров [9];

3 компонент профессиональной культуры учителя [15].

В современной образовательной практике проблемой формирования имиджа в большей степени озадачены руководители образовательных организаций, так как положительный имидж руководителя позволяет сформировать соответствующее представление об организации, привлечь социальных партнеров и инвесторов и тем самым обеспечить ее эффективное развитие и функционирование. Исследованию данных вопросов посвящены работы Д. В. Березиной, И. Г. Шпакиной, Д. В. Бухарова. Проблема формирования имиджа руководителя изучается со следующих позиций:

3 психологических условий формирования имиджа руководителя образовательной организации [3];

3 педагогических условий профессиональной подготовки в вузе будущих руководителей образовательных организаций [5];

3 развития компетентности руководителей школ в вопросах управления персоналом [15].

При всей актуальности обозначенной проблемы есть только несколько работ, посвященных формированию имиджа руководителя дошкольной образовательной организации [1; 4]. В них формирование имиджа руководителя ДОО рассматривается в рамках менеджмента образовательной организации. Поскольку именно руководитель ДОО своей профессиональной деятельностью актуализирует ценностные отношения общества к детству, выражает заботу государства о развитии

Проблема формирования имиджа является объектом современных исследований в отечественных социологии, педагогике и психологии.

детей, считаем исследования по обозначенной проблеме весьма актуальными и важными. По нашему мнению, процесс формирования имиджа руководителя ДОО необходимо изучать, ориентируясь на реальные проблемы дошкольного образования и объективно существующую социальную реальность в ситуации складывающихся образовательных отношений.

Целью данной статьи является уточнение содержательных характеристик положительного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации на основе изучения сферы его социально-педагогических взаимодействий.

Нами была определена аудитория имиджа руководителя ДОО, то есть субъекты, которые вступают в образовательные отношения с руководителем ДОО, — это родители воспитанников детского сада, педагоги и сотрудники, служащие контрольных, учредительных и территориальных органов системы образования, социальные партнеры. Таким образом, аудитория имиджа руководителя ДОО оказалась представленной разными стратами, с которыми необходимо проводить отдельные исследования. Считаем также целесообразным рассмотреть представления самих руководителей ДОО об идеальном руководителе, поскольку данные представления выполняют корректирующую функцию и отличаются характеристиками, которые, по мнению руководителей, активизируют образовательные отношения.

В качестве методов исследования мы использовали анкетирование руководителей ДОО, педагогов дошкольных организаций, контент-анализ сочинений родителей «Идеальный образ руководителя ДОО». Общий объем выборки составил 45 респондентов. Рассмотрим результаты проведенного исследования.

Целью данной статьи является уточнение содержательных характеристик положительного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации на основе изучения сферы его социально-педагогических взаимодействий.

Известно, что в структуре имиджа выделяют следующие компоненты:

3деловой имидж, который отражает деятельность человека, его планы, деловые качества (ответственность, организованность и т. п.);

3 вербальный имидж, связанный с ораторскими качествами, то есть с тем, что и как говорит человек (тембр голоса, интонация, темп речи, произношение, грамотность и содержание речи);

3 габитарный (стилевой) имидж, подразумевающий внешний облик человека, включающий в себя природные данные и отношение человека к своей внешности;

3 средовой имидж, демонстрирующий влияние среды, в которой живет человек (организация рабочего места, окружающие его предметы и обстановка);

3 кинетический имидж, который характеризует человека по его жестам, мимике, комплексу телодвижений [9].

Результаты анкетирования позволяют констатировать, что руководители ДОО заинтересованы в том, чтобы создать образ компетентного работника в первую очередь у представителей контрольных, учредительных и территориальных органов системы образования, родителей, воспитателей, потом — у социальных партнеров.

Рассматривая значимость различных компонентов имиджа, руководители ДОО выделяют деловой и вербальный. По их мнению, именно эти стороны образа руководителя являются решающими в процессе взаимодействия с родителями, воспитателями и социальными партнерами, что, в свою очередь, побуждает данных субъектов образовательных отношений к активизации социально-педагогических взаимодействий.

Воспитатели детского сада, так же как и руководители ДОО, считают, что основными во взаимодействии являются вербальный и деловой компоненты имиджа, под которыми понимаются культурная и грамотная речь, умение аргументиро-

вать свою точку зрения, владение технологиями презентации себя, ответственность. По мнению педагогов, формирование имиджа — это творческий процесс и они хотели бы сформировать такие характеристики руководителя, как целеустремленность, умение планировать свое время, правильно и доходчиво преподносить информацию, убеждать.

Взаимодействие родителей и руководителя ДОО в большей степени является опосредованным, поэтому родители формируют свое впечатление о руководителе ДОО по уровню организации развивающей среды детского сада, стилю руководства и избираемому руководителем характеру коммуникации. При непосредственной встрече с руководителем — исходя из его внешнего облика, умения общаться, способности реагировать на образовательные потребности детей и родителей и т. п. [7].

В сочинениях «Идеальный образ руководителя ДОО» родители отметили, что руководителем ДОО хотят видеть непременно женщину средних лет, профессионала, опытного педагога, имеющего своих детей, любящую воспитанников. На наш взгляд, были интересными высказывания родителей о руководителе ДОО как о создателе развивающей среды детского сада. Для родителей таким индикатором является чистота помещения детского сада и его территории (чтобы «в детском саду и на его территории всегда было чисто, все отремонтировано и ухожено»). Также родители отмечали и внешние характеристики руководителя, имеющие значение. С точки зрения стилевого соответствия роли руководителя ДОО, проявляющегося во внешнем облике (габитар-ный имидж), родители видят образ человека привлекательного внешне, опрятного и элегантно одетого, имеющего безупречные манеры и приятную улыбку.

Таким образом, положительный имидж современного руководителя ДОО — это образ обаятельного, интеллигентного, знающего, ответственного и успешного чело-

века, благотворно воздействующего на аудиторию и продуктивно с нею взаимодействующего.

Итак, важными составляющими имиджа руководителя ДОО являются вербальный и деловой. Именно эти компоненты играют решающую роль в активизации социально-педагогических взаимодействий. Однако также имеют значение га-битарный (стилевой) и средовой имидж руководителя ДОО. Габитарный имидж служит отправной точкой для восприятия образа руководителя, а средовой имидж формирует устойчивое мнение со стороны родителей о хорошем руководителе. Кинетический имидж не рассматривается как значимый в построении социально-педагогических взаимодействий и объединяется респондентами с габитарным (стилевым) имиджем.

Представленный идеализированный образ руководителя ДОО с учетом желаемых характеристик самих руководителей, воспитателей и сотрудников ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников дает возможность определить критерии положительного имиджа руководителя ДОО, это — адекватность, устойчивость, целостность.

Адекватность имиджа руководителя ДОО — способность к объективной профессиональной самооценке, умение создать впечатление о себе, исходя из потребностей субъектов социально-педагогических взаимодействий, их представлений об идеальном руководителе ДОО и в соответствии с нормами педагогической этики.

Устойчивость имиджа руководителя ДОО — способность выстраивать социально-педагогические отношения на основе ценностей детства: принятия ребенка в его уникальности и неповторимости; ответственности за организацию безопасности жизни детей и их гармоничное развитие; единения и солидарности субъектов образо-

Положительный имидж современного руководителя ДОО — это образ обаятельного, интеллигентного, знающего, ответственного и успешного человека, благотворно воздействующего на аудиторию и продуктивно с нею взаимодействующего.

вания. Умение руководителя ДОО вступать в коммуникацию, представляя интересы воспитанников и их родителей, государства и общества по охране и защите детства.

Целостность имиджа руководителя ДОО — способность к активизации социально-педагогических взаимодействий исходя из принципов уважения к личности другого, его человеческому достоинству, ответственности за качество профессионально-педагогической деятельности, гуманизма — выстраивание отношений на основе диалога, открытости, доверия, заботы.

Имидж руководителя ДОО зависит от социокультурной обусловленности воспитания в целом, ведущих направлений развития образования, национально-культурных традиций воспитания, образовательных потребностей и ожиданий субъектов, вступающих в социально-педагогические взаимодействия, способностей и умений самого руководителя ДОО к формированию имиджа, понимания его значимости в активизации социально-педагогического взаимодействия.

Известно, что последнее в педагогической науке трактуется как особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая «предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию, гармонизацию» [3, с. 117]. Мы можем уточнить данное определение в контексте менеджмента ДОО: социально -педагогиче -ское взаимодействие руководителя ДОО — это особая форма связи между участниками образовательных отношений, характеризующаяся общей деятельностью в едином образовательном пространстве на основе эмоционального принятия друг друга, выстраивания гар-

Создание положительного имиджа руководителя ДОО является процессом, связанным с самопознанием, формированием адекватной профессиональной самооценки, самопрезентацией, и становится важной задачей в профессиональной деятельности современного руководителя ДОО.

моничных отношений, понимания и принятия детства как ценности культуры современного общества. Целенаправленно и творчески формируя свой имидж по определенным нами критериям, руководитель ДОО сможет активизировать социально-педагогические взаимодействия.

Для современного образования характерны «нацеливание человека на будущее, на создание перспективы, на проектирование себя» [2, с. 148], «построение онто- и антропопрактик, практик выращивания "человека возможного"» [11, с. 7]. Создание положительного имиджа руководителя ДОО является процессом, связанным с самопознанием, формированием адекватной профессиональной самооценки, самопрезентацией, и становится важной задачей в профессиональной деятельности современного руководителя ДОО.

В заключение следует отметить, что решающими характеристиками имиджа руководителя ДОО в активизации социально-педагогического взаимодействия являются вербальный и деловой имидж, поскольку они дают возможность воспринимать руководителя ДОО как ответственного человека, отстаивающего интересы воспитанников, их родителей, государства и общества по охране и защите детства. Стилевой имидж руководителя ДОО служит отправной точкой для восприятия образа руководителя и должен выстраиваться на принципах уважения к личности другого, заботы, доверия, педагогической этики. Средовой имидж руководителя ДОО рассматривается как инструмент активизации социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательных отношений в создании единого образовательного пространства, признания ценности периода детства для личности, общества и государства.

Считаем, что нужно продолжать исследования, направленные на поиски техник, технологий и стратегий формирования положительного имиджа руководителя ДОО.

ЛИТЕРАТУРА _

I. Баранова, А. В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности / А. В. Баранова, Т. В. Наумова // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 926—929.

2. Беляева, Л. А. Аксиология образования: образование как понимающее будущее / Л. А. Беляева,

Н. Н. Ниязбаева // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — Часть 1. — С. 147—149.

3. Березина, Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01 /

Д. В. Березина. — Новосибирск, 2006. — 23 с.

4. Беседина, Я. Г. Роль заведующего дошкольной образовательной организации в формировании позитивного имиджа / Я. Г. Беседина // Вопросы психологии. — 2020. — № 4-2. — С. 56—59.

5. Бухаров, Д. В. Педагогические условия профессиональной подготовки в ВУЗе будущих руководителей образовательных организаций к имиджевой деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Д. В. Бухаров. — Великий Новгород, 2015. — 29 с.

6. Иванова, А. А. Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном учреждении / А. А. Иванова// Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. — Екатеринбург : УрГПУ, 2014. — С. 115—119.

7. Крамарева, E. H. Имидж руководителя дошкольной образовательной организации как субъекта образовательной деятельности / Е. Н. Крамарева, И. Г. Чугаева // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург :

[б. и.], 2020. — Часть 2. — С. 48—50.

8. Макаренко, А. С. O воспитании / А. С. Макаренко — URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/ z0000000/st066.shtml (дата обращения: 23.11.2020).

9. Панасюк, А. Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии / А. Ю. Панасюк. — URL: http://imageology.ru/content/view/19 (дата обращения: 23.11.2020).

10. Петрова, E. А. Имиджелогия — наука XXI века / Е. А. Петрова // Гуманитарные технологии в современном мире : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (Калининград, 30 мая — 1 июня 2019 г.). — Калининград : Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. — С. 25—28.

II. Слободчиков, В. И. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования / В. И. Слободчиков Г. А. Игнатьева // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 4—10.

12. Чугаева, И. Г. Ценностные основания взаимодействия семьи и школы / И. Г. Чугаева // Научно-педагогическое обозрение. — 2020. — № 4. — С. 37—46.

13. Шаруева, E. В. Характеристика профессионального имиджа учителя в рамках современных стандартов образования / Е. В. Шаруева // Известия Волгоградского педагогического университета. — 2020. — № 8(151). — С. 47—54.

14. Шепель, В. М. Управленческая этика / В. М. Шепель. — Москва : Экономика, 1989. — 288 с.

15. Шпакина, И. Г. Развитие компетенции руководителей школ в вопросах управления персоналом в муниципальной системе образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / И. Г. Шпакина. — Oмск, 2007. — 23 с.

16. Mackinnon, D. Male body esteem and physical measurements: do leaner, or stronger, high school football players have a more positive body imag? / D. Mackinnon, C. J. Goldberglinn // Journal of sport and exercise psychoolodgy. — 2003. — Vol. 25. — № 3. — P. 307—322.

17. Promoting positive body image and tackling overweight/obesity in children and adolescents: a combined health psychology and public health approach / I. Bray (et al.) // Preventive medicine. — 2018. — Vol. 116. — P. 219—221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.