ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 2
П.О. Груздева* ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ПЕРЕД ОЛИМПИЙСКИМИ ИГРАМИ 2014 и 2018 гг.
P.O. Gruzdeva
THE POSITION OF RUSSIA
ON THE INTERNATIONAL POLITICAL ARENA
BEFORE THE 2014 AND 2018 OLYMPIC GAMES
В статье проведен сравнительный анализ положения Российской Федерации на международной политической арене перед Олимпийскими играми 2014 и 2018 гг. Исследование проведено c учетом особенностей отношений Россия—Запад в современном мире. На основе анализа специфики взаимосвязи политики и спорта автором сформулированы основные проблемы, выделены основные составляющие использования спорта как инструмента антироссийской политики западных стран.
Ключевые слова: Российская Федерация, спорт, политика, Родченков, Олимпийские игры, допинг, Сочи.
The article compares position of the Russian Federation in the international political arena before the 2014 and 2018 Olympic Games. The study was conducted taking into account the peculiarities of Russia—West relations in the modern world. Based on the analysis of the specifics of the relationship between politics and sports, the author formulated the main problems, outlined the main components of the use of sport as an instrument of anti-Russian policy of Western countries.
Key words: Russian Federation, sports, politics, Rodchenkov, Olympic Games, doping, Sochi.
Олимпийские игры почти всегда были политической сценой и сами по себе являлись политическим инструментом. Олимпийский стадион существует как пространство и возможность для различных политических субъектов реализовывать свои внешнеполитические намерения в неформальной обстановке. Международные спортивные события могли отражать политический климат, например выражение недовольства международной ситуацией государствами посредством бойкотов.
Хотя проведение Олимпийских игр — это практика использования спорта как мягкой силы и публичной дипломатии, организация мероприя-
* Груздева Полина Олеговна — аспирант ф-та политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: polinagruzdeva@yahoo.com
тия требует большой экономической мощи и национальной легитимности. Вот почему до 1980-х гг. большинство принимающих стран были развитыми странами мира. Хостинг (to host the games — организовывать, принимать игры) показывает признаки доверия к стране, является показателем ее экономической мощи и прочих возможностей.
Обращаясь к сложившейся в России ситуации, следует вернуться к событиям 2000 г., когда состоялись президентские выборы, на которых убедительную победу одержал В.В. Путин. В 2001 г. в политическом и социально-экономическом развитии страны произошли значительные позитивные перемены, была возобновлена интеграция в мировое сообщество, продолжился рост влияния России на мировой арене1.
В это время в экономике РФ отмечался стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Этому в том числе способствовал мировой энергетический кризис и рост цен на нефть и другие товары российского экспорта. Деньги, полученные за счет высоких цен на энергоносители, правительство использовало для выплаты внешнего долга и создания стабилизационного фонда2.
Новый экономический подъем позволил России в 2007—2008 гг. достичь докризисных (1991) показателей ВВП и уровня жизни. Экономический подъем проходил в условиях увеличения цен на энергоносители и зависимости от них западных стран. Именно это стало определяющим направлением развития внешней политики России на новом этапе, и именно в этот период Международный олимпийский комитет (МОК) подтвердил возможности России стать хозяйкой Олимпийских игр 2014 г.
Олимпийские игры в Сочи стали ярким примером рационального использования экономического потенциала страны и спорта в качестве драйвера развития государства. Строительство спортивных и инфраструктурных объектов способствовало развитию физической культуры и спорта, привело к вливанию внебюджетных средств, направленных на дальнейшее развитие региона, ориентированное на приток туристов (большой популярностью пользуется первый в России горнолыжный курорт «Роза Хутор»)3.
Общие расходы на Игры составили около 55 млрд долларов, что в 4,5 раза больше предполагаемо необходимых 12 млрд. Учитывая инфляцию, это сделало Игры в Сочи второй по стоимости Олимпиадой в мире с точки зрения затрат, связанных со спортом, и самой дорогой — с точки зрения затрат на организацию мероприятия. При доле общественного финансирования, равной 96,5%, эти Игры получили самую высокую долю вложенных государственных средств, чем любые другие. Однако предполагаемая выгода от таких серьезных вложений не была получена. Масштабное строительство привело к переизбытку гостиниц, инвесторы
1 См.: Уткин А. Вызов Запада и ответ России. М., 2002.
2 См.: Национальная экономика / Под ред. В.А. Шильги. М., 2015.
3 См.: Воронкова Л.П. Глобализация туризма в антропологическом аспекте // Вестн. Моск. ун-та. Сер.27. Глобалистика и геополитика. 2015. № 1/2.
не выполнили обязательства по государственным кредитам, а также отсутствовал план последующего использования объектов и некоторых из крупнейших инфраструктурных проектов4.
Одной из главных целей Игр в Сочи было представление внешнему миру образа новой России, страны, соответствующей лозунгу: «Жаркие. Зимние. Твои». По словам В.В. Путина, это событие — «без сомнения признание достижений России не только в спорте, но и, безусловно, признание прочих заслуг нашей страны»5. Использование мега-событий для улучшения международного положения особенно распространено в развивающихся «восточноазиатских» странах, имеющих финансовые возможности для их проведения, будь то Китай или Индия, а также в Южной Африке и Бразилии. Цель России состояла в том, чтобы «продемонстрировать экономические достижения, сигнализировать о дипломатическом статусе или проецировать... мягкую силу»6. В России Олимпийские игры были связаны с проектом по восстановлению статуса великой державы7.
Таким образом, проведение Олимпийских игр в Сочи стало движущей силой развития спорта, инфраструктуры, а также стимулом создания дополнительных рабочих мест как в регионе, так и в стране. Но это было только частью возрождения России. Игры в Сочи показали современному мировому сообществу лицо новой России — той, что умеет восстанавливать города практически с нуля, которая может победить не только спортивных соперников, но и природу, устроив зиму среди субтропиков, и провести Игры так, чтобы весь мир замер в восторге.
Положение России на международной политической арене после Олимпийских игр определялось укреплением суверенитета и государственной безопасности страны. Игры закончились 23 февраля, и в тот же день был свергнут законный президент Украины В. Янукович. Началась эскалация напряженности в отношениях между Россией и Украиной. Верховная рада Украины внесла изменения в конституцию, возложила исполнение обязанностей президента на спикера рады А. Турчинова и назначила президентские выборы на 25 мая 2014 г. Однако жители юго-восточных регионов руководящие органы не поддержали.
В Крыму — автономной республике в составе Украины, сразу же заговорили о необходимости проведения референдума по вопросу о более широкой автономии полуострова и возвращении к Конституции 1992 г. Однако общим желанием крымского народа было вхождение Крыма в состав Российской Федерации. На референдуме о статусе республики, который состоялся 16 марта 2014 г., 96,77% пришедших на избирательные участки
4 Muller M. After Sochi 2014: Costs and impacts of Russia's Olympic Games. 2014 // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55, N 6.
5 Путин: Победа Сочи — это признание заслуг России // РИА Новости. URL: http:// m.ria.ru/sport/20070705/68392366.html (дата обращения: 07.03.2018).
6 Cornelissen S. The Geopolitics of Global Aspiration: Sport Mega-events and Emerging Powers //The International Journal of the History of Sport. 2010. Vol. 27.
7 Alekseyeva A. Sochi 2014 and the Rhetoric of a New Russia: Image Construction through Mega-events // East European Politics. 2014. Vol. 30.
проголосовали за присоединение к России. После этого власти Крыма и Севастополя обратились с просьбой принять их в состав РФ. Этот факт В.В. Путин признал ключевым для решения вопроса о присоединении новых субъектов. Следовательно, международное сообщество и ООН при анализе всех деталей должны признать легитимность акта волеизъявления граждан данной территории.
Характер присоединения Крыма был мирный и законный, тем не менее это вызвало ряд политических рисков и повлияло на мировую политику. Резолюция ООН по Крыму от 27 марта 2014 г. осуждала присоединение Крыма, но Российская Федерация наложила на документ вето8. Геополитический характер присоединения Крыма был весьма значим для Российской Федерации, так как он изменил расстановку сил в регионе в ее пользу. Реакция стран Запада на это событие была резко отрицательной, что повлияло на состояние мировой политической картины увеличением конфронтационного потенциала. Важнейшим направлением и основой политики России стало укрепление своей национальной безопасности.
Сегодня продолжается серьезная борьба США за глобальное превосходство. Американская сторона понимает, что современный спорт — это мощный стимулятор эмоционального настроения и состояния наций. Особенно это касается игровых видов спорта, а также легкой атлетики, которая собирает огромную зрительскую аудиторию по всему миру. Поэтому американские представители вошли в руководящее звено всех международных федераций по всем видам спорта. Россия сразу же ощутила это на себе. Неоднократно в ФИФА поднимались вопросы о том, что Россия незаслуженно, незаконно и с нарушениями многих правил получила право принимать у себя Чемпионат мира по футболу 2018 г. Позже данные неофициальные обвинения были прекращены из-за отсутствия каких-либо доказательств, далее появились статьи, а затем и серии фильмов раскрывающих «сущность» российского спорта, а именно то, что спорт в стране насквозь пронизан допингом.
Становится очевидным, что спорт использовался западными политиками как инструмент борьбы против Российской Федерации. Угроза пропуска Олимпийских игр в Бразилии заставила отечественных «генералов» от спорта начать поиски компромисса с международными структурами. В 2016 г. была образована печально известная комиссия Р. Макларена, пришедшая к выводу о систематической поддержке допинга в России государственными структурами. Прямых улик и доказательств Макларен общественности не представил. Все обвинения строились на показаниях и текстах так называемого Дневника Родченкова9.
В интервью New York Times Г. Родченков рассказал фантастическую историю, прекрасно понятную невзыскательному американскому читателю, привыкшему к чтению шпионских боевиков про КГБ. По словам пере-
8 Резолюция ООН по Крыму 27 марта 2014 г. URL: http://www.un.org/ru/index.htm (дата обращения: 05.01.2018).
9DiaryofRodchenkov. URL: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 05.01.2018).
бежчика, во время подготовки к Сочи-2014 в России существовала колоссальная «допинговая программа», в которой принимали участие десятки спортсменов. На самой Олимпиаде была осуществлена спецоперация по подмену образцов мочи. Спортсмены должны были тайно сфотографировать на мобильный телефон номер своего образца, а следующей ночью Род-ченков c помощником из КГБ через отверстие в стене лаборатории, днем закрытое тумбочкой, подменял пробы спортсменов с «грязных» на «чистые». Эксперт Д. Меркулов характеризует его так: «Это человек с достаточно сомнительной репутацией, он говорит довольно странные вещи»10. Но мнение нашей страны не было услышано — запад в уже накаленной атмосфере слышать его просто не хотел.
Фильм, подготовленный немецким телеканалом WDR, «Секретное дело о допинге: российский отвлекающий маневр», а также «мельдоние-вая» шумиха обозначили новый этап допинг-скандала. Одновременно эта история обнаруживала скрытый от внешнего мира дефект организации российского большого спорта, сохранившей многие черты громоздкой советской бюрократической системы. Улучшение дел в России с государственной и корпоративно-спонсорской (косвенно стимулируемой тем же государством) поддержкой спорта не трансформировало, а лишь реанимировало эту систему и дало ей новый виток развития.
Одним из последствий стало то, что легкоатлетическая команда России пропустила Олимпийские игры 2016 г., и на этом международные спортивные функционеры не остановились. К Паралимпийским играм не был допущен ни один спортсмен из России, а на Играх в Корее единично допущенные спортсмены выступали под нейтральным флагом.
Таким образом, можно констатировать, что усиление позиций России в мире, победы в Сирии, присоединение Крыма кардинально повлияли на мировую политику и стали значимыми событиями, что и определило отношения России и Запада. Несмотря на смену президента США, конфронтация продолжалась, и спорт в ней стал лишь инструментом борьбы. Это доказывает тот факт, что Олимпийскими играми-2014 под видом спортивных чиновников фактически занялись западные политики. В Лозанне на заседании МОК осенью 2017 г. решающий удар нашей стране был нанесен комиссией С. Шмида, рассматривавшей предполагаемую вину государства в допинговом подлоге под названием «Сочи-2014». Слова Шмида на пресс-конференции уже после принятого решения прозвучали как приговор: «Мы никогда не сталкивались с манипуляциями такого масштаба»11.
Основным мотивом отказа в полноценном участии сборной Российской Федерации в зимней Олимпиаде 2018 г. стало именно непризнание Россией главного положения доклада Р. Макларена. В начале декабря 2017 г.
10 Меркулов Д. Назначение Родченкова было навязано WADA. URL: https://tvzvezda.ru/ news/sport/content/201712071412-4hcy.htm (дата обращения: 05.01.2018).
11 Спустить флаги и играть // Новая газета (Электронное периодическое издание). URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/12/06/74805-spustit-flagi-i-idti (дата обращения: 05.01.2018).
стало ясно, что основной имеющейся проблеме в большом спорте, получившей название «Российская государственная система поддержки применения и сокрытия допинга», за год не было уделено достаточного внимания и не было найдено решение. Участие сборной России в Олимпийских играх 2018 г. в Корее под флагом OAR (Olympic Athlete from Russia) стало возможным при соблюдении заранее указанных строгих условий:
• запретить пребывание в Пхенчхане чиновникам Минспорта РФ;
• отстранить экс-министра спорта В. Мутко и его заместителя Ю. Нагорных от всех будущих Олимпиад;
• вывести экс-председателя Оргкомитета Сочи-2014 Д. Чернышенко из Координационного совета Олимпиады-2022 в Пекине;
• приостановить членство в МОК президента Олимпийского комитета России А. Жукова;
• оставить за собой право налагать санкции на других должностных лиц;
• обязать Россию возместить расходы на расследование «допингового дела» в размере 15 млн долларов12.
Сложившаяся ситуация стала прямым ударом по суверенитету и косвенным по системе безопасности России. Условия участия в Играх 2018 г. фактически оказались политическими, a не спортивными. Положение России на международной политической и спортивной арене перед Олимпийскими играми 2018 г. отличалось и тем, что страна и атлеты национальной сборной находились под давлением США, Запада и международных спортивных организаций, действующих по их указанию. Можно констатировать, что западные политики после 2014 г. сделали спорт разменной монетой в своих играх.
Национальная государственная безопасность Российской Федерации обеспечивается путем защиты прав и свобод граждан России. Право выступать под своим флагом — неотъемлемое право граждан государства. Это практический аспект безопасности жизненно необходим всем россиянам, живущим как в нашей стране, так и за рубежом.
Обеспечение национальной безопасности России требует создания соответствующих условий, при которых личность, общество и государство будут существовать в сбалансированном правовом, общесоциальном формате, тем самым оказывая конструктивное, стимулирующее воздействие на государственно-правовое развитие страны и ее усиление. К сожалению, наша страна не сумела за два года разобраться в «проблеме Родченкова» и защитить своих спортсменов. Международный олимпийский комитет решил применить принцип коллективной ответственности, смешав употреблявших допинг и «чистых» спортсменов. «Чистые» спортсмены, которые могут оказаться и пожизненно дисквалифицированными (их уже 35, а будет больше), стали жертвами большой игры, в которой спорт лишь
12Мозговой В. Россия не выступит на Олимпиаде //Новая газета. 2017. 22 дек.
инструмент. В результате олимпийское движение пришло к глубочайшему кризису, а российское общество ближе подвинулось к углублению раскола.
Россия была, есть и будет одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Сравнивая ее положение на международной политической арене перед Олимпийскими играми 2014 и 2018 гг. можно видеть, что определяющим фактором в обоих случаях является то, что Россия находится на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов. Исходящие от России силы притяжения, потенциальные прорывы из геополитических контуров конца ХХ в. сформировали перспективы развития страны в новой эпохе, воплощением которых стала Олимпиада 2014 г. в Сочи.
Положение России на международной политической арене перед Олимпийскими играми 2018 г. основывалось на том, что враждебные нашей стране силы пытались использовать спорт в качестве инструмента исключения России из олимпийского движения, a следовательно, и из мировой политики. Для этого проводилась и проводится сейчас масштабная компания травли российских спортсменов, чиновников, политиков, бизнесменов. В ответ наша страна должна реализовать комплекс мер по поддержанию и укреплению позиций Российской Федерации в мире во всех направлениях, включая спорт.
Взаимосвязь спорта и политики в изученные в статье периоды очевидна. Конечно, нельзя полностью игнорировать факт недоработок со стороны чиновников Российской Федерации, руководителей ведомств в упомянутых сферах, однако вина за использование политических инструментов для давления на Россию в спортивной сфере и олимпийском движении во многом лежит на странах Запада, попирающих принципы олимпизма в угоду своим политическим интересам. Об этом, как говорилось ранее, свидетельствует дисквалификация представителей и команд от России, создание искусственных барьеров для проведения и принятия участия в международных спортивных мероприятиях, необоснованное завышение требований к организации соревнований. Вызывает большие сомнения объективность разрешения различных конфликтных ситуаций, когда влияние на спортивное решение оказывают политические структуры участвующих в конфликте стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронкова Л.П. Глобализация туризма в антропологическом аспекте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2015. № 1/2.
Меркулов Д. Назначение Родченкова было навязано WADA. URL: https:// tvzvezda .ru/news/sport/content/201712071412-4hcy.htm
Мозговой В. Россия не выступит на Олимпиаде // Новая газета. 2017.22 дек.
Национальная экономика / Под ред. В.А. Шильги. М., 2015.
Путин: Победа Сочи — это признание заслуг России // РИА Новости. URL: http://rn.ria.ra/sport/20070705/68392366.html
Резолюция ООН по Крыму 27 марта 2014 г. URL: http://www.un.org/ru/ index.htm
Спустить флаги и играть // Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2017/12/06/74805-spustit-flagi-i-idti
Уткин А. Вызов Запада и ответ России. М., 2002.
Alekseyeva A. Sochi 2014 and the Rhetoric of a New Russia: Image Construction through Mega-events // East European Politics 2014. Vol. 30.
Cornelissen S. The Geopolitics of Global Aspiration: Sport Mega-events and Emerging Powers // The International Journal of the History of Sport. 2010. Vol. 27.
Diary of Rodchenkov. URL: https://www.nytimes.com/
MullerM. After Sochi 2014: Costs and impacts of Russia's Olympic Games//Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55, N 6.