Уважаемые коллеги!
С 1-го ПО 5-е АПРЕЛЯ 2014 года на базе ВДЦ «Орлёнок» СОСТОЯТСЯ
XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС им. А.С. МАКАРЕНКО
и ОЧЕРЕДНЫЕ МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (научно-практическая конференция1).
По вопросам участия в конкурсе и конференции обращаться в оргкомитет по телефонам: (495) 345-52-00, 972-59-62; e-mail: [email protected]; [email protected]
Положение о Международном конкурсе имени А.С. Макаренко
1. Общие положения
Конкурс учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Международный конкурс и Макаренковские чтения проводятся ежегодно 1-го апреля — в День памяти великого педагога.
Официальный регламент мероприятия ежегодно публикуется в журнале «Народное образование». В междурнародном конкурсе им. А.М. Макаренко участвуют образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, производственные, воспитательные и учебные коллективы.
2. Цели и задачи Конкурса
Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.
• Развитие и сопровождение практик социального предпринимательства.
• Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик в образовании.
• Создание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.
• Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на социальное предпринимательство, производственную занятость детей и молодёжи.
1 Тематика конференции находится в стадии формирования. Предложения по темам и по организации секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 01.03.14.
• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.
• Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости в образовательных целях.
• Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.
• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.
• Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.
3. Научно-практическая конференция
В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Ма-каренковские чтения», основная цель которых — организация взаимодействия теории и практики эффективного воспитания.
К участию в Макаренковских чтениях приглашаются научные коллективы и специалисты. Предложения по организации секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 15.03.14.
По результатам Макаренковских чтений издаётся альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее 15.03.14.
В рамках Макаренковских чтений проводятся курсы повышения квалификации для ди-
ректоров школ и их заместителей по тематике социального проектирования, социального предпринимательства, интегрального образования и педагогической инноватики.
4. В рамках Конкурса проходит заочный конкурс творческих работ исследователей, педагогов и учащихся.
См. приложение № 1
5. Попечительский совет Конкурса
5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию
и проведение Конкурса.
5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, содействующие развитию воспитания на основе продуктивной, в том числе, производственной, занятости детей и молодёжи.
6. Учредители и организаторы Конкурса
6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:
• АНО «Издательский дом «Народное образование»;
• Международная Макаренковская ассоциация;
• Российская Макаренковская ассоциация;
• Российское Педагогическое общество;
• Семья (наследники) А.С. Макаренко.
6.2. Соучредителем очередного Конкурса становится любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда.
6.3. В совет учредителей входят представители постоянных учредителей и соучредителей конкурса.
Совет учредителей:
• утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;
• утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;
• утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.
6.4. Организаторы Конкурса.
Постоянными организаторами Конкурса являются Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», Международная Макаренковская ассоциация и Российская Макаренковская ассоциация (e-mail: nakonkursmakarenko@ yandex.ru).
Соорганизаторами Конкурса являются организации, предоставляющие площадку для проведения конкурсных мероприятий, а так же организации, готовые внести существенный организационный вклад в его проведение. Организаторы Конкурса назначают исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности; разрабатывают условия проведения Конкурса.
6.5. Исполнительная дирекция Конкурса:
• осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;
• создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников на основе представленных документов и конкурсных презентаций;
• разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;
• осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;
• принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;
• осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;
• организует информационную поддержку Конкурса.
6.6. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:
• создать равные условия для всех участников Конкурса;
обеспечить гласное проведение Конкурса;
• соблюдать конфиденциальность сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления его результатов.
7. Бюджет Конкурса
7.1. Бюджет Конкурса формируется из:
• организационных взносов участников;
• благотворительных взносов;
• учредительских взносов;
• целевых взносов на проведение Конкурса.
7.2. Для сбора средств на организацию Конкурса и формирование Наградного фонда используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.
7.3. Основная часть средств, собранных на нужды Конкурса (не менее 80% от общего бюджета Конкурса), предназначена для формирования Наградного фонда.
7.4. Сумма расходов на организационные и информационно-рекламные мероприятия не должна превышать 20% от общего бюджета Конкурса.
7.5. Средства, не истраченные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса в следующем году.
8. Участие в Конкурсе
8.1. В Конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы и детско-взрослые коллективы, осуществляющие учебную и воспитательную деятельность на материальной основе продуктивного дела, воспитывающие добродетель «посредством дел, а не посредством болтовни».
8.2. Для участия в Конкурсе необходимо направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме и комплект конкурсных материалов.
9. Заявки на участие в Конкурсе
9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.
9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:
• краткую характеристику образовательного учреждения;
• описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса;
• документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;
• производственно-воспитательный бизнес-план проекта или организации.
9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях (Word, на USB-флешь-карте или по электронной почте).
9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса: 109144, Москва,
ул. Люблинская, 157, корпус 2;
e-mail: [email protected], naro-
9.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.
9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование»,
«Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».
10. Экспертная комиссия Конкурса
Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей на предварительных турах Конкурса.
В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих конкурсах, специалисты в области экспертизы образования, видные педагогические деятели.
11. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников
11.1. Конкурс организуется в два тура.
Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 15 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.
Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.
В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.
Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений.
11.2. По результатам заочного тура Конкурса отбираются образовательные учреждения — финалисты конкурса
им. А.С. Макаренко. В адрес учреждений,
прошедших отборочный тур, направляется приглашение на участие в финале конкурса. Финалисты конкурса претендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными фондами, российскими предпринимателями.
11.3. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по нескольким аспектам деятельности:
1) воспитание и производство;
2) обучение и производство;
3) финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.
Участники представляют свою деятельность и её результаты, дают характеристику своей педагогической команде, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.
11.4. Состав делагации образовательного учреждения не регламентирован.
11.5. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.
Оцениваются:
• постановка производственного воспитания
и качество продуктивной занятости учащихся;
• интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;
• реализация педагогических идей
А.С. Макаренко в воспитании и обучении;
• организация внебюджетной деятельности
и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;
• учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных средств;
• предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);
• учебные предприятия и другие формы деятельности образовательного учреждения, на-
правленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;
• мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;
• другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.
Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.
12. Результаты Конкурса и награждение победителей
12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.
12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических
СМИ.
12.3. Победители, занявшие первые три места награждаются дипломами и грамотами, получают призы в денежной или имущественной форме, что определяется Учредителями Конкурса. Размер вознаграждений участникам и порядок их вручения определяются исходя из бюджета Конкурса.
12.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — Участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.
Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.
Приложение 1
Заочный конкурс в рамках Международного конкурса им. A.C. Макаренко
1. В рамках заочного конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт и достижения учащихся и педагогов, практики продуктивного и производственного воспитания, организации научно-технического творчества и проектно-исследо-вательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные
и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макарен-ковсих чтений.
2. На финальных мероприятиях конкурса подводятся итоги заочного конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности
и т.п.
3. В конкурсе участвуют работы по тематике макаренковских чтений, начиная с 2003 года, а также по следующим направлениям:
• управленческие модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);
• различение понятий «образование», «просвещение», «воспитание» и «обучение» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);
• совесть в системе ценностей воспитательной модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);
• теория и практика человеческого и социального капиталов в системе А.С. Макаренко и в вашей современной воспитательной практике3;
3 http://zykov-sabanin-publicatio.blogspot.ru/
http://worldlib.biz/
http://human-capital.ucoz.ru/
• реализованный социальный проект 2013 (описание-презентация);
• замысел социального проекта 2014 (описание-презентация);
• реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это»;
• учебное занятие по социальному проектированию (разработка и/или видеозапись);
• учебное занятие по социальному предпринимательству (разработка и/или видеозапись);
• хозяйственный бизнес-план школы;
• детская исследовательская работа о деятельности и творчестве А.С.Макаренко;
• серия фотографий на тему «Какой труд любят дети»;
• репортаж об исследовательской экспедиции;
• фоторепортаж о туристической экспедиции;
• иллюстрация к «Педагогической поэме»;
• школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;
• педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;
• методическая разработка педагогического совета «Наследие А.С. Макаренко
и развитие современной школы»;
• разработка родительского собрания «Воспитание ребёнка в семье: чем может помочь А.С. Макаренко»;
• сценарий школьного праздника, посвя-щённого А.С. Макаренко и его «Педагогической поэме»;
• «Самоуправление, которое само управляет» (описание эффективной модели самоуправления и практики её реализации);
• литературное произведение о современной школе: «Педагогическая поэма» продолжается»;
• методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);
• разработка учебного занятия (практикума) «Как развивать свою страну»;
• эссе «Наша школа строит свою страну»;
• психологическое исследование воспитательных эффектов современного производства;
• психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;
• исследование психологического содержания детского труда;
• разработка учебного занятия по интеллектуальному предпринимательству;
• разработка учебного занятия по экономике знаний;
• разработка учебного занятия по управлению знаниями;
• разработка учебного занятия по теме «Оборот интеллектуальной собственности»;
• лучшее педагогическое изобретение XIX века (эссе);
• лучшее педагогическое изобретение XX века (эссе);
• лучшее педагогическое изобретение XXI века (эссе);
• лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);
• устав школы-хозяйства — автономного учреждения с пояснениями и комментариями);
• проект и бизнес-план высокотехнологичного школьного агропроизводства;
• лучший школьный производственный участок с использованием современных агротехнологий (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);
• проект и бизнес-план школьного производства биогумуса;
• лучшее школьное производство биогумуса (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);
• проект и бизнес-план школьного производства макарон;
• лучшее школьное производство макарон (отчёт, описание, фото или видео-материалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции);
• проект и бизнес-план энергосбережения в школе;
• лучший реализованный школьный проект по энергосбережению;
• проект и бизнес-план школьного производства овощей с использованием современных технологий, биогумуса, диодной подстветки, капельного полива и рекуперации тепла и т.д.);
• самый прибыльный школьный бизнес (описание, расчёты).
4. Работы по заочным конкурсам предоставляются в электронной форме до 25 марта 2014 г. по адресам: [email protected], [email protected]
5. Организационный взнос для всех участников заочных конкурсов составляет 450 рублей (расходы на экспертизу работ и публикацию работ победителей). Оплата производится на р/с Исполнительной дирекции Международного конкурса
им. А.С. Макаренко, обязанности которой выполняет ООО « НИИ школьных технологий».
Реквизиты организации:
ООО «НИИ школьных технологий»
Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва
Юридический адрес: 109341 г. Москва ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел.: (495)345-52-00, 345-59-00
БИК 044525225
ИНН/КПП 7710177661/772301001 р/с 40702810038250124899 к/с 30101810400000000225 банк ОАО Сбербанк России г. Москва ОГРН 1037739479326
6. Победители заочных конкурсов приглашаются на финал Международного конкурса им. А.С. Макаренко для награждения и обучения у ведущих специалистов по заявленной тематике. НО