УДК 316 ББК C5
Зауре Жолдасбековна Жаназарова
доктор социологических наук, профессор, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), e-mail: [email protected]
Положение беспризорников в современном обществе: социологический портрет
Одной из черт современной действительности стало появление детей, лишённых семьи. В данной статье рассматривается категория детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, не имеют правового статуса «сирота» или «ребёнок». Особое внимание уделяется анализу факторов и условий возникновения феномена «уличные дети». К числу этих факторов автор относит наличие криминальной обстановки, семейное положение, объективную ситуацию, психологию возраста, молодёжную субкультуру, информационный фактор. Выделяются социальные группы уличных детей. Отмечается, что наличие такой социальной группы, как уличные дети, свидетельствует о социальном неблагополучии общества. Даётся характеристика уличной социальной работе с детьми улицы, целью которой является установление отношений, основанных на доверии, при этом важно, чтобы дети имели возможность принимать активное участие в обсуждении важных вопросов, касающихся изменения их жизни. Характеризуются методы уличной социальной работы.
Ключевые слова: уличные дети, факторы риска, сирота, беспризорник, зона риска, уличная социальная работа.
Zaure Zholdasbekovna Zhanazarova
Doctor of Sociology, Professor, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan), e-mail: [email protected]
The Situation with Homeless Children in Contemporary Society: a Sociological Portrait
One of the features of contemporary reality is the emergence of children deprived of their family. This paper deals with the category of children who are temporarily or permanently devoid of their family environment and don’t have the legal status of “orphan” or “child”. The author analyzes the factors and conditions of the emergence of the street children phenomenon. These factors are: existence of crime situation, marital status, objective situation, psychology of children, youth subculture and information factor. The author examines social groups of street children and suggests that presence of such groups is a sign of adverse society. Social work with street children aimed at establishment of the trust relationship is described. It is important that children are actively involved in the discussion of important issues related to changes in their lives. Methods of street social work are characterized.
Keywords: street children, risk factors, orphan, homeless child, risk zone, street social work.
Беспризорные, безнадзорные, уличные дети - это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом. В отношении уличных детей, временно или постоянно лишённых своего семейного окружения, не имеющих правового статуса «сирота» или «ребёнок», оставшихся без родительского попечения, грубо нарушены основные права ребёнка. Группой неправительственных организаций (НПО) было дано следующее определение: беспризорник, или уличный ребёнок, - это любой несовершеннолетний, для
которого любые нежилые помещения, используемые как укрытия, стали обычным местопри-быванием [1].
Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального неблагополучия общества. Социальные и экономические изменения в годы реформ ввергли многие казахские семьи в бедность. Такие дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.
Существует три категории беспризорников:
46
© З. Ж. Жаназарова, 2013
- постоянно проживающие на улице (дети, которые живут на улице более одного месяца);
- периодически живущие на улице дети. Жизнь этих детей на улице не ограничивается периодом от нескольких дней до нескольких недель. Например, дети, входящие в эту категорию, оказываются на улице во время очередных запоев родителей-алкоголиков;
- ночующие дома, но свои основные потребности удовлетворяющие на улице. Это в основной массе дети, давно оставившие школу, состоящие на учёте в милиции или в комиссии по делам несовершеннолетних.
В качестве факторов, приводящих к феномену уличных детей, чаще всего рассматриваются следующие: криминальный, семейный, информационный, объективная ситуация, психология возраста, молодёжная субкультура.
Анализ таких факторов и условий их возникновения предполагает рассмотрение понятия «факторы риска». Под факторами риска следует понимать причину, движущую силу возникновения риска, определяющую его характер и основные черты. В свою очередь, совокупность факторов риска образует своеобразную зону риска, которая, в зависимости от конкретных социально-экономических предпосылок, состояния социальной системы и её отдельных элементов, имеет способность расширяться, что соответствует, как правило, кризисному периоду развития социума в эпоху коренных трансформаций. Ключевыми терминами для изучения природы социального риска являются: неопределённость, вероятность, противоречивость, альтернативность [2].
Понятие «беспризорность» определяет положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения обстоятельств.
По классификации ЮНИСЕФ (United Nations Children’s Fund, Международный чрезвычайный детский фонд ООН), категории беспризорных детей условно разделяют на:
1) сохранившие определённые связи с семьёй;
2) собственно «уличные», т. е. совершенно одинокие дети.
Отличительными признаками такого социального статуса являются:
- полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;
- обитание в местах, не предназначенных для человеческого проживания;
- добывание средств к жизни способами, не признанными в обществе;
- подчинение собственным неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
Изучение современной детской беспризорности позволило обнаружить и другие её особенности. Если в прежние годы она увеличивалась преимущественно за счёт осиротевших детей, лишившихся семьи, родителей не по собственной воле, то теперь уход, бегство из семьи объясняются тяжёлыми условиями существования ребёнка.
Среди уличных детей различают следующие социальные группы:
- ребёнок, находящийся в кризисе (социальном, педагогическом, психологическом т. д.);
- ребёнок-инвалид или больной;
- ребёнок, нарушивший закон;
- ребёнок из семьи беженцев, переселенцев;
- ребёнок-наркоман, алкоголик, токсикоман;
- ребёнок-сирота;
- ребёнок, эксплуатируемый взрослыми (физическая, материальная, моральная эксплуатация).
В каждой из этих групп уличных детей свой механизм создания условий для социализации и обеспечения прав ребёнка в семье, в обществе, в государстве [3]. Острую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди беспризорных детей нередко встречаются воспитанники государственных интернатных образовательных учреждений.
Отдельное место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, выражающиеся в нарушении душевного равновесия, страхе перед школьными учителями, утрате познавательных и волевых психических процессов. Наиболее распространёнными психическими нарушениями у детей является задержка психического развития различной степени тяжести. Убежав из семьи, дети теряют последнее, что имели, и начинают резко отставать в своём умственном и психическом развитии, поэтому они чаще своих сверстников совершают противоправные поступки. В воспитании улица доминирует над семьёй и
школой, резко нарушается социализация детей. Уличные дети утверждаются в обществе через силу. Педагогическое невежество с виду «нормальной» семьи или частые конфликтные ситуации в семье группы риска выталкивают ребёнка на улицу. Уличные дети, хотя и обижены на всех и на всё, отличаются завидной жестокостью, социальной приспособленностью, подозрительностью, недоверчивостью, неподчинением взрослым, вороватостью. Все аномалии поведения уличных детей связаны с интеллектуальной недостаточностью, снижением индекса образованности.
Статистические данные свидетельствуют о том, что наибольшая доля десоциализирован-ных детей - это выходцы из низших, материально необеспеченных слоёв населения. К их числу необходимо отнести многодетные, неполные семьи, а также те семьи, в которых есть хотя бы один безработный родитель или родитель, страдающий алкоголизмом [4].
Беспризорных детей чаще всего можно встретить в оживлённых местах, на рынках, привокзальных площадях, около ночных клубов, где легче достать еду и заработать деньги. Средства к существованию зарабатываются попрошайничеством, выносом мусора из ларьков, воровством, проституцией и т. д. Их труд опасен, тяжёл и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное лидерам преступных группировок или родителям-девиантам (алкоголикам, наркоманам, тунеядцам), либо же «заработок» отбирают у них силой.
Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными трудностями. Вдыхание паров токсического клея или различных растворителей, ставших своеобразным атрибутом уличной жизни, приводит к притуплению чувства голода, отчаяния, усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и переживать галлюцинаторный опыт.
Коммуникативные навыки беспризорных характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязная и состоит из коротких фраз. Иногда встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью.
Чаще всего уличные дети стремятся объединиться в группы по форме заработка или месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто
достаточно аморфны: не имеют чёткой структуры, явных лидеров. Внутри группы отношения между детьми носят иерархический характер. Если возникает угроза извне, они быстро объединяются. По наблюдению уличных социальных служб, группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании подобных групп по соседству. Они легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна. Основным критерием поиска жилья для уличных детей является наличие отопления. Поэтому места их обитания - теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, парадные домов, притоны алкоголиков.
В мировой практике универсальным инструментом работы с беспризорными детьми стала работа уличной социальной службы. Её целями являются улучшение положения и здоровья уличных детей и их постепенный возврат к нормальной жизни. Главное в уличной работе - установление отношений, основанных на доверии, при этом важно, чтобы дети имели возможность принимать активное участие в обсуждении важных вопросов, касающихся изменения их жизни. К основным методам уличной социальной работы относятся наблюдение, интервьюирование, визуальная диагностика, тестирование, психологическая поддержка и т. д.
Детство - важный этап в жизни человека, этап подготовки к полноценной жизни и деятельности, в котором маленькие граждане особенно нуждаются в поддержке и заботе общества. Обеспечить эту поддержку - важнейшая задача государства, которая в Казахстане постепенно реализуется.
В 2007 г. в нашей стране принята четырёхлетняя Государственная программа «Дети Казахстана», которая позволяет обеспечить адресность мероприятий по охране прав и защите интересов всех категорий детей, гарантировать исполнение положений Конвенции ООН о правах ребёнка.
В Казахстане проживает около 5 млн детей, т. е. треть населения. Из них 420 тыс. детей с ограниченными возможностями в развитии. Свыше 50 тыс. - детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Печальную статистику дополняют безнадзорные и беспризорные дети, дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, злоупотребляющие
алкоголь и наркотики. Всё это как никогда актуализирует проблему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, по которой Правительством утверждён специальный План действий на ближайшие годы. Во многом благодаря мероприятиям, предусмотренным подобными планами, наметилась тенденция снижения количества несовершеннолетних
правонарушителей и преступников. Сократилось число несовершеннолетних, состоящих на учёте в органах внутренних дел. Уменьшилось количество случаев суицида среди несовершеннолетних. В данном контексте радует, что в последние годы наблюдается активизация деятельности детских и молодёжных организаций в стране.
Список литературы
1. Ребёнок на улице: метод. пособие. СПб., 2002. С. 76.
2. Самыгин С. И. Социальная безопасность: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2012.
3. Канаян В. А., Орёл В. И., Середа В. М. Дети улиц. СПб., 2002.
4. Гоголева А. В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М., 2004. С. 164.
References
1. Rebjonok na ulice: metod. posobie. SPb., 2002. S. 76.
2. Samygin S. I. Social’naja bezopasnost’: ucheb. posobie. M.: Dashkov i K, 2012.
3. Kanajan V. A., Orjol V. I., Sereda V. M. Deti ulic. SPb., 2002.
4. Gogoleva A. V. Besprizornost’. Social’no-psihologicheskie i pedagogicheskie aspekty. M., 2004. S. 164.
Статья поступила в редакцию 19 апреля 2013 г