Научная статья на тему 'Половозрастные особенности социального интеллекта у студентов'

Половозрастные особенности социального интеллекта у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1068
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛ / ВОЗРАСТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL INTELLIGENCE / SEX / AGE / AGE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минава С. С.

В данной статье рассматривается актуальная проблема исследования социального интеллекта. Прослежены и проанализированы половозрастные особенности социального интеллекта у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sexual and age-related characteristics of the social intelligence of students

This article deals with the relevant issue of studying about social intelligence. It considers and analyzes the sexual and age-related characteristics of the social intelligence of students.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности социального интеллекта у студентов»

УДК 159.9

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ

С.С. Минава

В данной статье рассматривается актуальная проблема исследования социального интеллекта. Прослежены и проанализированы половозрастные особенности социального интеллекта у студентов. Ключевые слова: социальный интеллект, пол, возраст, студенческий возраст.

Постановка проблемы

Современный этап реформирования высшего образования РФ характеризуется серьезными переменами. Анализируя новые стандарты к двухуровневому высшему образованию, реализующие компетентностный подход к обучению, социальный интеллект является необходимым условием для успешного овладения профессиональными навыками специалиста - педагога-психолога и психолога и возможности его последующего трудоустройства. В последнее время российская психологическая наука также начала проявлять интерес к исследованиям социального интеллекта.

Социальный интеллект характеризуется как способность правильно понимать поведение других людей. Данная способность важна и необходима для более эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. [1, с.22]

Э. Торндайк ввел в психологическую науку термин «социальный интеллект» в 1920 г. Он обозначил его как «дальновидность в межличностных отношениях». Как отечественные, так и зарубежные психологи внесли свой вклад в определение и интерпретацию данного понятия. Так, например, в 1937 г. Г.Олпорт рассматривал социальный интеллект как способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По мнению Г. Олпорта, социальный интеллект — это особый «социальный дар», который обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. [5, с.514]

Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. В своей концепции социального интеллекта, Дж. Гилфорд представляет социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Также Дж. Гилфордом была выделена еще одна операция - познание. Он сосредоточил свои исследования на познании поведения. Данная способность включает шесть факторов: познание элементов поведения, познание классов поведения, познание отношений поведения, познание систем поведения, познание преобразований поведения, познание результатов поведения. [3, с. 78]

На сегодняшний день наиболее интересна и обоснована научная позиция отечественного психолога А.И.Савенкова на социальный интеллект. Автор выделяет три группы критериев, описывающих социальный интеллект:

1. когнитивные (социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование);

2. эмоциональные (социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции);

3. поведенческие (социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация)

Примечательно, что А.И.Савенков указывает не только группы критериев (10 критериев), но и предлагает замеряемые показатели (23 показателя). [4, с.94 - 101].

В результате теоретического обзора исследований социального интеллекта в качестве рабочего определения можно принять следующее толкование. Социальный интеллект - это способность, определяющая успешность социально-психологической адаптации и общения в «субъект-субъектных» отношениях субъектов социального взаимодействия.

Проанализировав теоретические и экспериментальные подходы, можно отметить, что в психологической науке социальный интеллект является понятием, которое не имеет единой, однозначной трактовки. Множество разнообразных подходов к определению социального интеллекта свидетельствует о неоднозначности его структуры. Однако, во всех подходах, существуют определенные сходства.

1. Большинство подходов характеризуют социальный интеллект как способность. Это говорит о том, что он связан с определённой деятельностью и является личностным образованием.

2. Большинство подходов отличают социальный интеллект от общего интеллекта.

3. Большинство подходов определяют социальный интеллект как сложное структурное образование, включающее несколько способностей.

4. В данных подходах предметом способностей является установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение.

Высшая школа предоставляет возможность получать разнообразные знания профессионального характера и не заостряет внимания на серьезных проблемах в социальном взаимодействии, которые испытывает большинство студентов. До настоящего момента в исследованиях уделено недостаточно внимания вопросу изучения динамики развития социального интеллекта у будущих профессионалов.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение половозрастных особенностей развития социального интеллекта - важная теоретическая и практическая задача, требующая прикладных исследований и научной разработки.

Цель нашего исследования - выявить половозрастные особенности социального интеллекта у студентов.

Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в соответствии с задачами исследования.

1. Определить уровень развития социального интеллекта у современных студентов.

2. Выявить половозрастные особенности социального интеллекта у студентов.

Методика и процедура исследования

С помощью методики диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), мы определили как общий уровень социального интеллекта, так и отдельные его составляющие.

Полученные данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы SPSS. В анализ включались описательные статистики, непараметрический критерий Краскелла-Уоллеса, параметрический ^критерий Стьюдента для независимых выборок, коэффициента линейной корреляции Пирсона, двухфакторный дисперсионный анализ

. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,05; р <

0,01.

В исследовании принимало участие 200 человек, студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью Брянского Государственного Университета им ак. И.Г. Петровского (из них 100 девушек и 100 юношей 1-4 курса). Выбор обусловлен тем, что студенческий период именно такой возраст, когда человек наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности, в этом периоде идет интенсивное развитие специальных и функциональных качеств личности, подготовка к адаптированности в своей будущей профессии.

Результаты исследования

В ходе эмпирического исследования нами использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой). Нами было установлено, что студенты разных курсов имеют средние показатели по уровню социального интеллекта, и не обнаружены различия, мы можем объединить все курсы в единую выборку и проанализировать как единый эмпирический массив. Для всех курсов социальный интеллект выражен на среднем уровне, что означает стремление студентов к познанию себя, развитие рефлексии, умение предвидеть последствия социального поведения, способность правильно оценивать состояние, чувства людей по их невербальные поведениям, способность анализировать ситуации общения.

В таблице №1 представлены результаты (средние значения) исследования уровня развития социального интеллекта и установлены различия данных показателей по курсам.

Для этого мы использовали критерий Н - Краскелла-Уоллиса.

Таблица 1.

Курсовая динамика развития социального интеллекта

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Н- критерий Уровень значимости

Шкала 1 7,59 10,50 10 8,67 35,116 0,000

Шкала 2 7,66 8,35 8,19 7,83 3,847 0,427

Шкала 3 7,93 8,85 8,32 9,42 3,696 0,449

Шкала 4 4,41 6,32 5,84 4,42 15,645 0,004

Общий показатель 27,52 34,03 32,32 30,33 21,081 0,000

С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса установлены достоверные различия между показателями курса обучения студентов и шкалой 1 «Прогноз» (значение критерия Н = 35,116, уровень значимости р = 0,000).

Из рисунка 1 мы видим, что у студентов 1 курса обучения способность предвидеть последствия поведения низкая. Это может происходить в процессе адаптации. У студентов 2 курса обучения эта способность наиболее развита - они могут предвидеть последствия поведения, способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Эти студены четко выстраивают стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Однако можно заметить, что данная способность снижается к 4 курсу, все же оставаясь на достаточно развитом уровне. Это может происходить в результате приобретения профессиональных навыков, которые позволяют будущим психологам иметь дело с людьми, ведущими себя самым неожиданным, нетипичным образом.

С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса установлены достоверные различия между показателями курса обучения студентов и шкалой 4 «Межличностная динамика» (значение критерия Н = 15,645, уровень значимости р = 0,004).

Из рисунка 1 мы видим, что у студентов 1 курса обучения способность понимать межличностные отношения низкая. Первокурсники испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим). Это может происходить из-за адаптации студентов к коллективу и новой жизненной ситуации. В дальнейшем эта способность возрастает, но на 4 курсе заметно снижается.

Также с помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса установлены достоверные различия между показателями курса обучения студентов и общим уровням социального интеллекта (значение критерия Н = 21,081, уровень значимости р = 0,000).

Исходя из рисунка 1, можно заметить, что после 2 курса социальный интеллект среди студентов нашей выборки заметно снижается, однако оставаясь на среднем уровне развития. Будущие психологи способны извлекать информацию о поведении людей, понимают язык невербального общения, высказывают верные суждения о людях, прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Более высокое развитее социального интеллекта на начальных курсах обучения могут быть связаны с мобилизацией сил в связи со стремлением студентов адаптироваться к новым социальным условиям, быть более успешными коммуникаторами. Им свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Они испытывают потребность ужиться в коллективе, поддерживать оптимальный психологический климат, проявлять больше интереса, смекалки и изобретательности в учебе. У студентов 4 курса же потребность в социальной адаптации во время обучения заметно снижается, и начинают развиваться профессионально-важные качества - эмпатия, коммуникативные навыки и др., которые могут компенсировать более низкие показатели

социального интеллекта.

Для нахождения статистических различий между показателями социального интеллекта и курса обучения мы использовали 1-критерий Стьюдента. Нами было выявлено следующее:

По шкале 1 «Прогноз» (измеряющий фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем) обнаружены различия между 1 и 2 (1=6,104 при р<0,01), 1 и 3 (1=5,019 при р<0,01), 2 и 4 (1=3,070 при р<0,05), 3 и 4 курсами (1=2,267 при р<0,05). Можно сказать, что студенты первого курса плохо понимают связь между поведением и его последствиями, совершают ошибки, и попадают в конфликтные ситуации, потому что не верно представляют себе результаты своих действий и поступков. Это может быть объяснено новыми социальными условиями, в которых первокурсники еще не ориентируются. Студенты старших курсов в процессе обучения приобретают необходимые знания и умения предвидеть последствия поведения. В ходе обучения и взаимодействия со сверстниками они учатся предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения.

По шкале 4 «Истории с дополнением» (измеряющий фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях) имеются различия между студентами 1 и 2 курса (1=3,536 при р<0,01), 1 и 3 курса (1=2,682 при р<0,01), 2 и 4 (1=2,538 при р<0,05), а также 3 и 4 курсом (1=1,958 при р<0,05). Студенты-первокурсники испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим). Это может происходить за счет того, что первокурсники более настроены на адаптацию к новым социальным условиям жизнедеятельности, нежели на анализ межличностного взаимодействия между людьми.

По общему уровню социального интеллекта обнаружены различия между 1 и 2 (1=4,815 при р<0,01), 1 и 3 (1=3,308 при р<0,01), 2 и 4 (1=2,139 при р<0,05) курсами. Это означает, что студенты старших курсов характеризуются большим стремлением к познанию себя, умением предвидеть последствия социального поведения, способностью правильно оценивать состояние, чувства людей по их невербальному поведению, способностью анализировать ситуации общения; нежели у первокурсников и второкурсников. [2, с. 47-52]

Далее нами был проведен сравнительный анализ компонентов социального интеллекта у юношей и девушек нашей выборки. Результаты представлены в таблице №2.

Таблица 2.

Сравнительный анализ социального интеллекта у юношей и девушек_____________

Юноши Девушки 1-критерий Значимость

Шкала 1 8,26 8,56 1,055 0,292

Шкала 2 7,46 7,51 0,202 0,840

Шкала 3 8,03 8,60 2,019 0,044

Шкала 4 4,73 4,82 0,373 0,710

Общий показатель 28,16 29,59 2,159 0,031

Нами установлено, что большинство студентов - как юноши, так и девушки, имеют средние показатели по развитию компонентов социального интеллекта. Сравнительный анализ, проведенный с помощью 1-критерия Стьюдента, позволил нам обнаружить различия по полу показателей социального интеллекта. Так, у девушек показатель «Вербальной экспрессии» выше, чем у юношей (1=2,019, при р<0,05). На наш взгляд, девушки более нацелены на вербальное общение, лучше распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Общий показатель социального интеллекта у девушек выше, чем у юношей (1=2,159, при р<0,05).

Далее нами было проанализированы возрастные особенности социального интеллекта студентов. С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона нами были выявлена статистически значимая связь между возрастом и социальным интеллектом (г=-0,106, при р<0,05). Чем старше студенты, тем менее они понимают поведение других людей. Это может происходить из-за того, что в процессе студенческой жизни студенты имеют дело с людьми, которые ведут себя неожиданным, нетипичным образом для них. Также нами было обнаружена статистически значимая связь между возрастом и показателем «Межличностная динамика» (г=-0,144, при р<0,05). Чем младше студенты, тем более они способны предвидеть последствия своего поведения. Это может происходить из-за того, что младшие студенты в ходе адаптации к обучению и новому окружению более направлены на анализ своих будущих поступков. Старшие студенты уже не так сосредоточены

на взаимодействии, как младшие.

Для выявления взаимовлияния двух факторов «пол» и «курс» на социальный интеллект и его компоненты мы использовали двухфакторный дисперсионный анализ. Выявлены достоверные различия по шкале: значение критерия F= 3,085; уровень значимости р=0,027.

На рисунке 2 видно, что у девушек показатель «Вербальная экспрессия» выше по сравнению с юношами и имеет криволинейную связь, то есть способность к пониманию речевого высказывания собеседника у девушек возрастает к 3 курсу и снижается к 4. У юношей же наоборот - с возрастом у испытуемого эта способность понижается, однако после 3 курса она резко возрастает. Можно сделать вывод о том, что 3 курс является важным рубежом, после которого способность к пониманию речевых высказываний, обусловленная полом, изменяется.

Оцененные маргинальные средние сырые баллы шкала 3

курс

Рис. 2. Показатель шкалы «Вербальная экспрессия», обусловленная взаимодействием двух

фактор: пол и курс.

Заключение

В нашей работы были изучены половозрастные особенности социального интеллекта у студентов. Установлено, что среди студентов нашей выборки преобладает средний уровень социального интеллекта. Нами были выявлены особенности социального интеллекта студентов, обусловленные полом и возрастом. Таким образом, данное исследование дает представление о некоторых половозрастных особенностях социального интеллекта, характерных для студентов. Полученные данные требуют более глубокого анализа, что и будет являться одним из основных вопросов дальнейшего исследования.

This article deals with the relevant issue of studying about social intelligence. It considers and analyzes the sexual and age-related characteristics of the social intelligence of students.

The key words: social intelligence, sex, age, age of students.

Список литературы:

1. Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Котлярова Н.С., Минава С.С. Социальный интеллект как фактор академической и социальной успешности студентов ВУЗа: монография. - Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2009. - 109 с.

2. Минава С.С., Карнеев Р.К. Динамика развития социального интеллекта у студентов. 3-я Международная научно-практическая конференция «Экология души». Научная серия. (Сборник научных статей) Под ред. Т.А.Пинчук. - Севастополь.: Рибэст, 2011. - 190 с. С.47-52

3. Практический интеллект /Р.Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер, 2002.

4. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т.5 №4. - с.94 - 101

5. Allport G.W. Personality a psychological interpretation. N.Y., 1937. p.513-516

Об авторе

Минава С.С - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

The sexual and age-related characteristics of the social intelligence of students.

Minava S.S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.