УДК 376.1-056(470)
Л. Ф. Сербина Особенности агрессивного поведения подростков
В статье представлены данные изучения особенностей агрессивного поведения подростков в предолимпийском Сочи в зависимости от их личностных качеств.
The article presents a study of the peculiarities of the aggressive behaviour of adolescents in the preolympic Sochi depending on their personal qualities.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковый период, конфликт, самооценка, структура личности.
Key words: violent behavior, adolescence, conflict, self-rating, personality structure.
В условиях подготовки Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм вопросы социального благополучия сочинцев, социального развития детей и подростков приобретают предельную актуальность. Особого внимания заслуживает такая категория жителей г. Сочи, как подростки, которые активно влияют на социальный климат в городе. В связи с этим является актуальной проблема изучения агрессивного поведения подростков и разработка мер его профилактики.
В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают психическую или физическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению (Бардин К. В, Божович Л. Н.). Различие агрессивных или неагрессивных действий путем описания соответствующих поведенческих актов имеет мало смысла. Различение великого множества похожих и непохожих друг на друга способов поведения лишь тогда достигают своей цели, когда последствия, к которым стремится субъект, можно свести к одному знаменателю - намеренному причинению вреда другому человеку (Габиани А.А., Джон А., Кричевский Р.Л. Коэн А.).
Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т. д.) (С.А. Беличева,
98
Е.М. Волкова, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Л.Ю. Иванова, С.М. Курганов, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, А.Е. Личко). При этом агрессивные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещение блокированной потребности и переключение деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на раздражители различного рода (Лоренц К., Петровский А.В., Реан А.А.).
Человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. В наше сумбурное время мало кто реально может управлять собственной агрессивностью.
Раздражительность и нетерпеливость, всегда сопровождающие проявление агрессивности, носят неестественный, навязчивый, ком-пульсивный характер. Плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах разрушения - от самообвинений и самобичеваний до растянутого по времени самоубийства. Таким образом, агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать такого обращения. Более распространенным является предположение о том, что агрессия берет начало от побуждения, определяемого как инстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий и возрастающая по мере усиления такого рода депривация достижения желаемого.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психику детей, порождая тревожность, напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. В крайних формах стали проявляться демонстративное и агрессивное поведение, жестокость и насилие. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения.
Сложная природа и многообразие детской агрессии затрудняет диагностику формирования и проявления форм агрессивного поведения во взаимосвязи с развитием личности. Для решения данной проблемы необходимо учитывать содержание, форму и уровень агрессивных реакций. Оценивать агрессивное поведение следует в зависимости от того, выполняет ли оно в каждом конкретном случае функцию развития личности и не создает препятствий для этого.
В подростковом возрасте агрессивное состояние стимулируется не только отставанием в личностном развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, преждевременно взрослеют, что провоцирует недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. Взрослость подростка необходимо отмечать, указывая на его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Изучение взаимосвязи форм агрессии и развития личности дает возможность прогнозировать возможные отклонения в личностном развитии подростков, что существенно повлияет на формирование жизненной позиции и возможность самореализации.
Анализируя основные причины возникновения агрессивного поведения, можно выделить следующие социально-психологические факторы, которые являются исходными в возникновении агрессии у детей: микрофакторы (семья) мезофакторы (детский социум), мак-крофакторы, (средства массовой информации), личностные особенности ребенка.
Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит, прежде всего, от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Жестокость и насилие могут принимать форму физического и психологического воздействия. Психологическая травма чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств и эмоций, резкой и грубой критикой в адрес ребенка, оскорблением и запугиванием. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они относятся) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют себя ненужными и не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения и его социальной сущности. Ожесточение ребенка может сказаться появлением особой личностной характеристики - акцентуацией характера.
Детский социум - один из важнейших факторов становления поведения. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные иг-
ры, в которые играют дети (пущенные в ход кулаки или оскорбления), - самый безобидный способ научения агрессивным реакциям.
Следующим фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения, являются средства массовой информации. Средства массовой информации могут иметь как длительное, так и краткосрочное влияние на свою аудиторию. Сообщения о насилии и агрессии могут активизировать в зрителях скрытые потребности и склонности, а также агрессивные идеи. Однако, это произойдет только в той мере, в какой полученная информация релевантна для реципиента.
Анализируя влияние средств массовой информации и воздействие сцен насилия, Л. Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на формирование агрессивной реакции: увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии; зритель отождествляет себя с агрессором; потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме.
Даже притупляясь со временем, спровоцированные идеи и поведенческие наклонности могут впоследствии реактивироваться под влиянием сходных обстоятельств. Ввиду того, что сцены насилия наводят зрителей на агрессивные мысли, люди на какое - то время начинают думать, что агрессия - это явление нормальное и часто уместное. Они склонны преувеличивать масштабы насилия в обществе, но такое восприятие может быть обусловлено только отсутствием противоположной информации, исходящей от их реального окружения.
Усваивая агрессивные сценарии, дети убеждаются в том, что насилие - это обычный и приемлемый способ решения межличностных проблем. Дети усвоят эти сценарии особенно хорошо, если будут обращать внимание на наблюдаемое насилие бесконтрольно, и если рядом не будет авторитетного для них человека, который сможет отвлечь детское внимание от проявления агрессии и нежелательного поведения. Родители, педагоги и средства массовой информации могут и должны принять меры, направленные на ослабление вредных последствий массированного зомбирования, которое сходит с экранов.
Сила, направленность, продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуативных факторов. Немаловажное значение при формировании высокого уровня агрессивности играют многие биографические и конституционные факторы - характер рациона человека, в немалой степени определяет его воинственность. Но в основе каждой агрессии лежит тот или иной конфликт, - осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной, охотно раздуваемый или вынужденно принимаемый.
Среди личностных особенностей, присущих подростку, отмечается формирующее чувство зрелости (реакцию эмансипации). Это особая форма самосознания является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Реакция эмансипации обычно приводит к непереносимости критики со стороны, плохой адаптации к существующим порядкам, а иногда и гипертрофированному формированию личности вообще. Чувство взрослости вызывает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. В его основе лежит способность человека отличать самого себя от своей жизнедеятельности, осознанно относиться к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслях. У подростков субъективный образ «Я» складывается, в основном, из мнения окружающих. Обязательным компонентом самопознания является самооценка. Часто она неадекватна: либо завышена, либо занижена. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и у девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической агрессии, а у девочек -к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии.
Существует информативная взаимосвязь между возрастными особенностями развития личности и характером агрессивных реакций. Если принимать во внимание, что агрессия является одной из форм детской активности, то для решения проблемы развития личности агрессивные реакции являются одним из способов самоутверждения и самореализации. Общаясь с окружающими, ребенок выбирает приемлемые способы решения проблемы социальнопсихологической адаптации. Для этого агрессивные реакции не всегда являются приемлемыми, что ведет к дисбалансу адаптации и, как следствие, задержке психического развития личности. Соответственно, при диагностике и коррекции агрессивного поведения подростков должны учитываться индивидуальные особенности проявления агрессивного поведения и уровень личностного развития. Формы проявления агрессивных реакций соответствуют различным возрастным этапам в становлении детской психики, и структура агрессивных реакций является показательной в понимании особенностей развития личности.
Результаты обследования 300 подростков (5, 9 и 11 классов) в школах г. Сочи показали, что степень выраженности уровня агрессии у половины испытуемых в основном соответствует подростковому возрасту, так как основная масса показателей не превышает допустимую норму. Также была выявлена группа подростков, имеющих данные, превышающие допустимую норму, а также предельно допустимые показатели по нескольким формам агрессии одновременно.
Высокие показатели тревожности у подростков 15-16 лет указывают на склонность воспринимать угрозу своей самооценке жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Младшие подростки имеют более высокий уровень ситуативной тревожности, что говорит о желании казаться лучше и о частичной неуверенности в себе. Высокая реактивная тревожность, выявленная в 5-х классах, указывает на болезненное восприятие критики в оценке их компетентности и престижа.
Подростки, у которых личностное развитие адекватно возрасту, легко приспосабливаются к социальным нормам внутри группы, к которой принадлежат.
Подростки с деформированной структурой личности находятся в плохих отношениях с окружающими и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, мстительность, демонстративное поведение, разрушительные действия являются основными чертами его поведения. Став старше, такой подросток, вероятнее всего, станет социально опасным.
Было выявлено, что в ряде случаев возникшая ситуативная агрессивная реакция может закрепляться, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействии с окружающим миром. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и, в свою очередь, еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка. Социализация и самореализация подростка нарушается, что не дает ему возможности перейти на более высокую ступень развития.
В более тяжелых случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием агрессивного состояния, что в этот момент практически недоступен для контакта, и любое вмешательство со стороны окружающих вызывает его моторное и аффективное напряжение, гнев, деструктивные действия, а иногда глубокую аутоагрессию.
Анализ результатов показал: младшие подростки чаще пользуются физической и вербальной агрессией, что является нормой для данного возраста. Для старших подростков склонность к негативизму и косвенной агрессии является нормой.
При заметном отставании в личностном развитии подросток 1617 лет чаще пользуется физической и вербальной агрессией, что несвойственно для данного возрастного этапа. Невозможность решения возникших социальных проблем приемлемым путем вызывает отторжение подростка от возрастной группы, что приводит к состоянию социальной изоляции и поиску новых групп для самореализации. Высокий уровень зависимости и подозрительности говорит о слабо развитых навыках вхождения в контакт с другими людьми.
Сформировавшиеся агрессивные установки могут стать серьезным препятствием к нормальной социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий.
Более высокий уровень развития проявляется в наличии негативизма в поведении, что свойственно подростковому возрасту, а так же применение косвенной агрессии при наличии высокой мотивации одобрения и достижения, а так же высоких показателей дружелюбия и альтруизма. Осознание подростком своих агрессивных проявлений, а так же применение агрессии в качестве защитных реакций говорит о возможностях конструктивного личностного развития.
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между формами проявления агрессии и уровнем развития личности подростков, полученные данные были проанализированы с точки зрения взаимодействия структурных изменений личности и форм агрессивных реакций. В связи с тем, что основные факторы развития старших подростков происходят через общение, неудивительно, что многие агрессивные дети находятся в проблемных отношениях со сверстниками. Они менее компетентны в социальном плане, что существенно влияет на весь уровень развития. Сложности в интеракции не дают агрессивным подросткам реализовать себя и перейти на качественно новую ступень развития. Анализ полученных в исследовании данных выявил, что агрессия имеет высокие показатели в сочетании с враждебностью. Это говорит о том, что подросткам в часто трудно дифференцировать свой негативный аффект, и они склонны пользоваться более примитивными способами решения возникшей социальной дезадаптации.
Неструктурированный самоотчет агрессивного ребенка о своем негативном аффекте снижает контакты с внешнем миром, замедляя степень развития навыков конструктивной деятельности, и, соответственно, общий фон развития. Сочетание индивидуальных особенностей в реакциях на фрустрирующую ситуацию у подростков и форм проявления агрессии выявило, что гипертимы чаще пользуются физической и вербальной агрессией, чем гипертимы. Это указывает на демонстрируемую агрессивную тенденцию опираться на решения, требующие физической агрессии или прямых действий, не требующих детального анализа, и недостаточность в использовании вербальных притязаний. Шкала негативизма имеет средне - низкие показатели, что указывает на заметное отставание в развитии, так как склонность к негативизму свойственна старшим подросткам. Высокие данные, полученные по шкалам подозрительности и обиды в сочетании с шкалой зависимости иллюстрируют, что гипертимные подростки не могут проявить правильную стратегию оценки и решения проблем, что приводит к подавлению обиды и вынужденному подчинению, ведущим к аутоагрессии. Ограничение возможности
контакта с окружающими по собственному выбору, попытки направления деятельности подростков и выбора их контактов ведет к недисциплинированности, грубости, конфликтам с родителями и снижению выраженности реакции эмансипации, которая является необходимым новообразованием у старших подростков.
У циклоидов были выявлены следующие данные. Выраженное проявление физической и вербальной агрессии в сравнении указывает на наличие постоянных переживаний, связанных с фрустраци-онными ситуациями, например, с жестким контролем со стороны родителей или давлению со стороны сверстников. В связи с постоянными перепадами настроения социализация циклоидных подростков имеет нестабильный характер, о чем говорят высокие показатели по шкале зависимости, подозрительности. Подросткам свойственно проявлять агрессивные реакции в период подъема настроения. В период спада они совершают поступки, носящие аффективный характер, на что указывает низкая мотивация одобрения и склонность к аутоагрессии.
У подростков лабильного типа акцентуации был выявлен высокий показатель по шкалам физической и вербальной агрессии, высокий уровень зависимости и средне - низкие показатели по шкалам подозрительности, обиды и аутоагрессии. Это говорит о том, что подростки данного типа подвержены частой смене настроения, а агрессивные реакции имеют пассивный, слабо выраженный фон, как реакцию на самозащиту. Подростки данного типа эмоционально зависимы от мнения окружающих, высокая степень подозрительности затормаживает процесс развития и самореализации. Группа сензи-тивных и неустойчивых подростков имеет высокие показатели физической, вербальной агрессии и раздражения, что указывает на более примитивный способ решения проблем развития и социальной адаптации. Высокий уровень подозрительности у этих подростков проявляется в неуверенности и несостоятельности, а также в слабых попытках скрыть свою неуверенность. Высокий уровень зависимости и альтруизма указывает на нестойкую реакцию эмансипации, эмоциональное отвержение и неспособность к самостоятельности. У подростков контрольной группы были выявлены низкие показатели по шкалам вербальной агрессии, негативизму, подозрительности и обиде, высокий уровень дружелюбия, мотивации одобрений и мотивации достижений. Это указывает на то, что подростки данных типов не склонны к проявлению ярко выраженной агрессии.
Комплексный анализ полученных данных выявил, что подростки не только воспринимают социальные ситуации агрессивно, но и вырабатывают дезадаптивные решения в процессе социализации. Высокие показатели физической и вербальной агрессии, низкий уровень негативизма указывают на задержку психического развития и общий агрессивный фон группы. Наличие авторитарных способов
общения, высокой подозрительности нарушает процесс социализации. Низкий уровень мотивации в группе указывает на возможность положительной интеракции.
В результате проведенного нами исследования выяснилось, что существует взаимосвязь между формами проявления агрессивных реакций и уровнем развития личности подростка. Чем примитивнее способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, тем ниже уровень сформированности навыков социализации, а следовательно, и уровень развития личности в целом.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что психокоррекционная программа с детьми, имеющими отклонение в личностном развитии, должна строиться с учетом указанной взаимосвязи. Для тех подростков, у которых проявление агрессивных форм не влияет на процесс развития, необходимо использовать коррекцию, контролирующую направленность агрессивной активности.
Подросткам, у которых гармоничный процесс развития нарушен из-за влияния агрессии, необходим комплексный подход по снижению высокого уровня агрессии, развитию мотивационной сферы, приобретению навыков адекватной социализации и решению проблемы развития с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка, конкретных обстоятельств, причин агрессивного поведения, а также способов проявления этого состояния. При этом следует помнить, что подростка всегда беспокоит реакция социума на его агрессию, поэтому следует найти адекватные способы решения возникшей проблемы.
Теоретико-экспериментальное изучение особенностей развития личности и форм агрессивных реакций позволило выйти на более высокий уровень понимания формирования структуры личности подростков под влиянием агрессии. Интегрированные знания, имеющиеся в данной области, выявленные параметры сочетаний агрессивных форм с различными личностными качествами и их влияние на развитие подростка могут быть использованы в качестве научного обеспечения оптимизации работы с агрессивными детьми.
Список литературы
1. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М., 2001. - 167 с.
2. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Аст - Харвест, 1999.
3. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Изд. Дом Форум, 1997. 160 с.
4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.
5. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта. - М.: Психология, 2000.