Научная статья на тему 'Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве'

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Г. Н.

В данной статье автор, на основе анализа норм действующего УПК РФ, рассматривают полномочия прокурора в досудебном производстве по руководству уголовным преследованием в свете новых изменений. Раскрывается суть и содержание данной уголовно-процессуальной деятельности прокурора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE PUBLIC PROSECUTOR ON REALISATION OF CRIMINAL PROSECUTION IN PRETRIAL PROCEEDING

In the given article the author, on the basis of the analysis of the existing criminal code norms of Russian Federations, considers powers of the public prosecutor in pretrial proceeding on the criminal prosecution guidance in the light of new changes. The essence and the contents of the given criminal proceeding activity of the public prosecutor are revealed.

Текст научной работы на тему «Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве»

Раздел II

Актуальные рр@6лемьо российского права

Редакционная коллегия раздела:

д-р юрид. наук, проф. Г. Н. Королев (ответственный редактор) д-р юрид. наук, проф. С. Н. Кожевников канд. юрид. наук, доцент. А. М. Лазарев канд. техн. наук, ст. н. с. С. С. Подосенов

Адрес редакционной коллегии раздела:

603950, Нижний Новгород, ГСП, ул. Нестерова, 5а, Волжская государственная академия водного транспорта, офис 367, телефон (831) 419-79-33

Section II

Contemporary problems of Russian iaw

Editorial board for the section:

doctor of science (law), professor G.N. Korolev (first editor) doctor of science (law), professor S.N. Kozhevnikov candidate of science (law), senior lecturer A.M. Lazarev candidate of science (tech), senior scientific employee S.S. Podosenov

Editorial boardfor the section address:

Volga State Academy of Water Transport Nesterova st., 5a, N. Novgorod, GSP, 603950, office 367, phone (831) 419-79-33.

УДК 343.13

Г. Н. Королев, д. ю. н., профессор, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В данной статье автор, на основе анализа норм действующего УПК РФ, рассматривают полномочия прокурора в досудебном производстве по руководству уголовным преследованием в свете новых изменений. Раскрывается суть и содержание данной уголовно-процессуальной деятельности прокурора.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уго-ловно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»1 внесены существенные изменения в правовой статус прокурора, следователя и дознавателя. Создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации2 ознаменовало собой новый этап в организации предварительного расследования преступлений. С созданием данного нового органа прокуратуры подверглось значительной корректировке соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного органа.

В связи с переходом от прокуроров части их полномочий к руководителям следственных органов закономерно возникает вопрос о том, сохраняются ли за прокурором полномочия по руководству уголовным преследованием и, если да, то в каком объеме?

Детальный анализ норм выше названного закона позволяет заключить, что в досудебном производстве за прокурором по-прежнему сохранены обе функции: и функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, и функция уголовного преследования. «Главные изменения, - справедливо отмечает профессор Халиулин А. Г., - разделение полномочий по надзору за исполнением законов и по руководству предварительным следствием»3.

По уголовно-процессуальному законодательству, которое действовало до 7 сентября 2007 г., при выполнении функции уголовного преследования прокурор мог выступать и как исполнитель уголовного преследования, и как его руководитель. В частности, в первом случае, когда прокурор выступал в качестве непосредственного исполнителя уголовного преследования в досудебном производстве, содержание данной его уголовно-процессуальной деятельности включало в себя совокупность следующих действий и решений:

а) принятие сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и его проверка с целью установления данных, указывающих на признаки преступления (ст. 144 ч. 1 УПК РФ);

б) возбуждение уголовного дела путем вынесения соответствующего постановления (ст. 146 ч. 1 УПК РФ) и принятие его к своему производству (ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ);

в) производство следственных и иных процессуальных действий, направленных на изобличение лица в совершении преступления (ст. 21 ч. 2; 38 ч. 2 п. 3 УПК РФ);

1 См.: Российская газета. - 2007. - 8 июня.

2 См.: Указ Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

3 См.: Халиулин А.Г. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. / Законность. - 2007. - № 9. - С. 15.

г) задержание лица по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии соответствующих оснований и мотивов (ст. 91 ч. 1 УПК РФ);

д) привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление ему обвинения и допрос по предъявленному обвинению (ст. 171, 172 УПК РФ);

е) избрание в отношении обвиняемого (в исключительных случаях - подозреваемого) меры пресечения при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 97,100 УПК РФ);

ж) применение к подозреваемому или обвиняемому иных мер процессуального принуждения (ст. 111 УПК РФ);

з) составление обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд для рассмотрения по существу (ст. 215, 221 УПК РФ).

Перечень данных полномочий составляло содержание уголовного преследования, как уголовно-процессуальной деятельности прокурора, осуществляемой им непосредственно в ходе досудебного производства.

Нас в данной статье в большей степени интересует второй аспект исследования содержания уголовного преследования, осуществляемого прокурором в досудебном производстве, который связан с рассмотрением его в качестве руководителя уголовного преследования. И в этом случае, т.е. когда прокурор, не принимая уголовное дело к своему производству, выступал в досудебных стадиях уголовного процесса в роли руководителя уголовного преследования, содержание данной его уголовнопроцессуальной деятельности включало следующие действия и решения:

а) поручение расследования возбужденного им уголовного дела дознавателю, следователю или нижестоящему прокурору (ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ);

б) дача письменных указаний о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий (ст. 37 ч. 2 п. 3 УПК РФ);

в) поручение органу дознания производства следственных действий и дача ему указаний о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 37. ч. 2 п. 11 УПК РФ);

г) дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела, а также на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия,, которое допускается на основании судебного решения (ст. 37 ч. 2 п. 4, 5 УПК РФ);

д) участие в производстве предварительного расследования либо проведение лично отдельных следственных и иных процессуальных действий (ст. 37 ч. 2 п. 3 УПК РФ);

е) продление срока предварительного расследования (ст. 37 ч. 2 п. 12 УПК РФ);

ж) изъятие любого уголовного дела у органа дознания и передача его следователю; передача уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому; изъятие любого уголовного дела у органа предварительного расследования и передача его следователю прокуратуры; передача уголовного дела от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи (ст. 37 ч. 2 п. 8,9 УПК РФ);

з) утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта и направление уголовного дела в суд (ст. 37 ч. 2 п. 13 УПК РФ).

Данный приведенный перечень, на наш взгляд, составлял содержание уголовного преследования, опосредованно осуществляемого прокурором в ходе досудебного производства.

С принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. коренным образом изменился процессуальный статус прокурора. Он престал быть исполнителем уголовного преследования. Такой подход законодателя полностью соответствует нашей позиции .

1 Более подробно об этом см.: Королев Г.Н. Учение об уголовно-процессуальной деятельности прокурора: Монография: Книга вторая: Уголовное преследование / Королев Г.Н. - Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2005. - С. 70-75.

Наделение прокурора полномочиями по непосредственному досудебному уголовному преследованию путем предварительного расследования преступлений в полном объеме, на наш взгляд, не отвечало потребностям сегодняшнего дня. Поскольку это не способствовало активизации борьбы с преступностью. Более того, это распыляло силы и средства органов прокуратуры и не позволяло сосредоточиться на главном - организации эффективного досудебного уголовного преследования. Сама жизнь требовала скорректировать полномочия прокурора таким образом, чтобы он стал исключительно руководителем уголовного преследования.

Прокурор теперь лишен права принимать уголовные дела к своему производству и производить по ним предварительное следствие; проводить следственные действия по уголовным делам, находящимся в производстве следователей и дознавателей; в том числе самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела.

К сожалению, в свете нового законодательства оказались существенно ограниченными полномочия прокурора и по руководству уголовным преследованием. Содержание данной его уголовно-процессуальной деятельности в настоящее время включает в себя совокупность следующих действий и решений:

а) инициирование начала уголовного преследования путем вынесения постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ);

б) дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий (ст. 37 ч. 2 п. 4 УПК РФ);

в) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ст. 37 ч. 2 п. 5 УПК РФ);

г) изъятие любого уголовного дела у органа дознания и передача его следователю (ст. 37 ч. 2 п. 11 УПК РФ);

д) передача уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому; изъятие любого уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передача его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 37 ч. 2 п. 12 УПК РФ);

е) утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта и направление уголовного дела в суд (ст. 37 ч. 2 п. 14; 221 ч. 1 п. 1; 226 ч. 1 п. 1 УПК РФ);

ж) возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 37 ч. 2 п. 15; 221 ч. 1 п. 2; 226 ч. 1 п. 1 УПК РФ);

з) продление срока дознания (ст. 223 ч. 4, 5 УПК РФ).

Прокурору также предоставлено право участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения (ст. 37 ч. 2 п. 8 УПК РФ).

Согласно действующему законодательству, уголовное преследование в досудебном производстве осуществляется в форме расследования преступлений. В свою очередь само предварительное расследование в российском уголовном процессе производится либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания (ст. 150 УПК). При этом предварительное следствие по уголовному делу осуществляется следователем

(ст. 38 ч. 1 УПК), а производство дознания возлагается на дознавателя (ст. 41 ч. 1 УПК). Вместе с тем, следует отметить, что дознание проводится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а предварительное следствие - по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Непредвзятый анализ уголовно-процессуального законодательства с учетом внесенных изменений свидетельствует о том, что за прокурором сохранены полномочия только по процессуальному руководству проведением дознания. Полномочия же по руководству предварительным следствием практически сведены к нулю. Тем самым прокурор отстранен от руководства расследованием уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. В то же время за ним оставили полномочие по утверждению обвинительного заключения, составленного следователем. При этом, лишив возможности должным образом влиять на подготовку обоснованного обвинения по делу в целях последующего поддержания его перед судом.

Предоставление прокурору права давать следователю письменные указания при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, не должно создавать иллюзий того, что он может повлиять на содержание объема обвинения и квалификацию содеянного преступником.

Во-первых, такие указания прокурор может дать только после окончания предварительного следствия, когда к нему поступит от следователя уголовное дело с обвинительным заключением.

Во-вторых, подобные указания прокурора являются для следователя только рекомендательными. В случае несогласия с ними, следователь, независимо от ведомственной принадлежности, может не выполнить, и с согласия руководителя следственного органа обжаловать вышестоящему прокурору, вплоть до Генерального прокурора Российской Федерации. Вышестоящий прокурор, в этом случае, в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов, выносит одно из следующий постановлений: а) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; б) об отмене решения нижестоящего прокурора. При принятии второго решения вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Таким образом, изложенное позволяет высказать мнение, что не все изменения, внесенные Федеральным законом от 5 июня 2007 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, можно признать обоснованными. Представляется, что прокурору должны быть возвращены его полномочия: самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела; давать письменные указания следователю о направлении расследования и производстве следственных или иных процессуальных действий; давать органу дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В основе деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования лежит непременное требование закона, обязывающее его изобличать любое лицо или лиц, виновных в совершении преступления (ст. 21 ч. 2 УПК РФ) с тем, чтобы они понесли заслуженное наказание в целях восстановления социальной справедливости (ст. 43 УК РФ). А этого можно достичь только при наделении его соответствующими полномочиями.

POWERS OF THE PUBLIC PROSECUTOR ON REALISATION OF CRIMINAL PROSECUTION IN PRETRIAL PROCEEDING

G. N. Korolev

In the given article the author, on the basis of the analysis of the existing criminal code norms of Russian Federations, considers powers of the public prosecutor in pretrial proceeding on the criminal prosecution guidance in the light of new changes. The essence and the contents of the given criminal proceeding activity of the public prosecutor are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.