ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.2
ББК 67.4 © А.С. Прудников, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Анатолий Семенович Прудников, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются основные полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения организации оказания медицинской помощи гражданам в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения и участия в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, миграция, иностранные граждане, деятельность ГУВМ МВД России.
POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS TO ENSURE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION
Prudnikov S. Anatoly, professor of the chair of constitutional and municipal law, doctor of legal sciences, Honored lawyer of the Russian Federation
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. This article is devoted to the disclosure of the basic powers of local governments in the field of organization of medical care for citizens in medical organizations of the municipal health care system and participation in the implementation in the territory of the municipality activities aimed at preserving the life and health of people.
Keywords: local self-government bodies; sanitary and epidemiological welfare of the population; migration; foreign citizens; activities of the police department of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Прудников А.С. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):240-242.
В условиях массовых потоков международной миграции актуальными становятся вопросы противодействия угрозам санитарно-эпидемиологического характера, связанных с перемещениями населения органами местного самоуправления.
Так, Всемирная организация здравоохранения в своих материалах отмечает1, что, хотя систематической связи между миграцией и инфекционными заболеваниями на территориях различных государств нет, «мигранты часто прибывают из стран, затронутых войной, конфликтами или экономическим кризисом, и предпринимают долгие утомительные переезды, которые повышают риск развития заболеваний, включая инфекционные болезни».
По данным ГУВМ МВД России ежегодно государственную границу пересекают свыше 70 млн ино-
странных граждан и лиц без гражданства. На миграционный учет в Российской Федерации в 2017 г. поставлено свыше 15 млн иностранных граждан, в том числе зарегистрировано по месту жительства — свыше 700 тыс. человек, поставлено на учет по месту пребывания — свыше 14 млн человек2.
Миграция населения сопровождается перемещением опасных заболеваний (по некоторым оценкам экспертов порядка 5—6% мигрантов являются носителями социально опасных заболеваний).
В ноябре 2016 г. ВОЗ3, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Детский фонд
1 Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения // URL: http://www.who.int.ru
2 Официальный сайт МВД России // URL: http://www.mvd.ru
3 URL: http://www.ru.wikepedia.org
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ООН (ЮНИСЕФ) выпустили совместные рекомендации, где указывалось, что «беспрецедентный приток беженцев, лиц, ищущих убежища, и мигрантов в различных странах, что создает проблемы для общественного здравоохранения, которые необходимо своевременно и эффективно решать... Страны должны быть способны быстро и эффективно проводить эпидемиологическую оценку риска».
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в целях предупреждения распространения иностранными гражданами инфекционных болезней ежегодно медицинское освидетельствование на наличие (отсутствие) заболеваний, представляющих опасность для окружающих, проходит свыше 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.
Так, по данным Роспотребнадзора, за 2010— 2017 гг. проведено медицинское освидетельствование свыше 11,8 млн иностранных граждан, среди которых выявлено свыше 70 тыс. больных инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфицированных — свыше 15 тыс., больных туберкулезом — свыше 26 тыс. и др.4.
Наиболее активна работа по медицинскому освидетельствованию мигрантов была организована 2017 г. в г. Москве — освидетельствовано свыше 800 тыс. человек, в г. Санкт-Петербурге — свыше 290 тыс., Московской области — свыше 290 тыс., Краснодарском крае — свыше 87 тыс. человек и др.5.
Следует отметить, что деятельность различных субъектов по регулированию миграционных процессов, в том числе и органов местного самоуправления направлена на достижение общих задач и функций по обеспечению национальной безопасности с применением административно-правовых форм и методов.
Полномочия органов местного самоуправления представляют собой закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья относятся [1]:
♦ создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации;
♦ обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;
♦ информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования;
♦ участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
♦ участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
♦ реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и др.
В марте 2015 г. Конституционный Суд российской Федерации указал, что принятие в отношении страдающего ВИЧ-инфекцией иностранного гражданина, члены семьи которого проживают в России, решения о нежелательности его проживания в России, об отказе в выдаче ему разрешения, об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание, об аннулировании ранее выданного разрешения и депортации «не может быть признано соразмерным и адекватным конституционно значимым целям, и ценностям»6.
В рамках исполнения указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации в законодательстве в сфере миграции было уточнено,
4 Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // URL: http://rospotrebnadzor.ru
5 Там же.
6 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации // URL: http://www.ksrf.ru
№ 3 / 2018
Вестник Московского университета МВД России
241
jjiiL.
-^pr-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
jjiiL.
-4fr
что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих ВИЧ-инфекцией в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи, постоянно проживающих на территории муниципальных образований, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства, не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
С 2014 г. действует автоматизированная система обязательной дактилоскопической регистрации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципальных образований, с возможностью проверки отпечатков пальцев в режиме реального времени и выявления заболеваний.
В качестве вывода следует отметить, что применения подобного механизма является дополнительным фильтром для выявления лиц, въехавших в РФ с измененными паспортными данными.
Актуальным вопросом является включение в общий реестр информации о заболеваниях иностранных граждан и лиц без гражданства, доступ к которой должен быть у медицинских учреждений, расположенных на территории муниципальных образований. Введение этих норм будет способствовать более ши-
рокому охвату иностранных граждан, пребывающих в Российскую Федерацию с целью трудовой деятельностью медицинским освидетельствованием на отсутствие инфекционных заболеваний.
Литература
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru
References
1. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ (red. ot 5 dekabrya 2017 g.) «Ob osnovakh okhrany zdo-rov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // URL: http://-www.garant.ru
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 6 marta 2013 g. № 186 «Ob utverzhdenii Pravil oka-zaniya meditsinskoy pomoshchi inostrannym grazhda-nam na territorii Rossiyskoy Federatsii» // URL: http://-www.garant.ru
Административные процедуры и административные регламенты в деятельности органов исполнительной власти: Монография / А.И. Стахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 191 с.
Монография основана на комплексном анализе административного и административно-процессуального законодательства, сформировавшегося в РФ в ходе и в результате проводимой в стране административной реформы, а также специальной литературы, посвященной исследованию проблем административно-правовой природы исполнительной власти, разработки и применения административных процедур и административных регламентов в деятельности современных органов исполнительной власти.
Разработана система административно-правовых задач и функций исполнительной власти, с учетом которой раскрыта специфика административных процедур и административных регламентов, применяемых в РФ в качестве современных средств административно-процедурной регламентации деятельности органов исполнительной власти.
Для аспирантов, научных работников, преподавателей, студентов образовательных учреждений юридического профиля. Может быть полезной для государственных служащих, а также судей, обучающихся на курсах повышения квалификации и интересующихся проблемами становления и развития административного процесса в России.
Научные издания для юристов
А.И. Стахов
Административные процедуры
и
административные регламенты в деятельности органов исполнительной власти
Scientific publications for lawyers
m