УДК 349.3 ББК 67.405.2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, НАХОДЯЩИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ЖЕСТЯННИКОВ,
начальник УФМС России по Вологодской области ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ НАЗАРОВ,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности ОВД
Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Конституционного и муниципального права
Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
12.00.14 — административное право; административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы медицинского обслуживания и оказании медицинской помощи иностранным гражданам, мигрантам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: медицинское обслуживание, медицинская помощь, иностранные граждане, мигранты, лица без гражданства, миграционные процессы.
Annotation. The article considers topical issues of medical care and medical assistance to foreign citizens, migrants and stateless persons on the territory of the Russian Federation.
Keywords: health care, medical aid, foreign citizens, migrants, stateless persons, migration processes.
Актуальность рассмотрения вопроса медицинского обслуживания иностранных граждан связана не только с ежегодным увеличением количества пребывающих, но, в первую очередь, с тем, чтобы обеспечить их законное право и гарантию на медицинскую помощь и сохранения в целом сани-тарно — эпидемиологического благополучия1. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих
угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом2.
К настоящему моменту основная часть медицинских услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»3. Этот закон определяет круг застрахованных лиц, к которым отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно и временно проживающие на территории России, а так же лица, имеющие право на получение медицинской помощи согласно Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О беженцах»4.
Рис. 1. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет на территории Вологодской области (2009—2012 гг.)5
В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд иностранных граждан, требующий получения визы, осуществляется на основании приглашения, которое выдается по ходатайству приглашающей сторо-ны6. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Россий-
ской Федерации» одновременно с ходатайством предоставляются гарантии, в том числе медицинского обеспечения иностранного гражданина на время его пребывания на территории Российской Федерации7.
Таким образом, указанным категориям иностранных граждан, так или иначе, гарантировано получение медицинской помощи.
Однако, этот вопрос не урегулирован в отношении трудовых мигрантов, пребывание которых на
территории Российской Федерации носит временный характер.
Из графика (рис. 1) видно, что в 2010—2012 гг. наблюдается увеличение прибывших с целью осуществления трудовой деятельности и с деловой целью, при этом последних в 2011, 2012 гг. прибыло больше в несколько раз, чем за предыдущие годы8.
Подавляющее количество иностранных граждан и лиц без гражданства пребывают на территорию нашей страны в безвизовом порядке. Несмотря на норму Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» о необходимости полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, у иностранного гражданина или лица без гражданства, фактически такой въезд на территорию нашей страны не запрещен9.
Предполагается, что мигранты, которые не имеют права на обязательное медицинское страхование, должны получать медицинскую помощь на платной основе или на базе добровольного страхования. На сегодняшний день гарантированное медицинское обслуживания трудовой мигрант может получить только в виде неотложной медицинской помощи.
Выборочный охват добровольного медицинского страхования не позволяет в полной мере обеспечить гарантии трудовых мигрантов на здоровье и, в некоторых случаях, жизнь. В настоящее время единственным выходом в такой ситуации является развитие системы добровольного медицинского страхования. Рабочей группой по медицинским и социальным проблемам трудящихся мигрантов Международной организации мигрантов в 2014 г. был проведен опрос трудовых мигрантов, в том числе, и в Вологодской области. По результатам этого опроса 67% мигрантов выразили желание приобретения полиса добровольного медицинского страхования.
В связи с этим необходимо разработать гибкую систему добровольного медицинского страхования для трудовых мигрантов, с возможностью ее приобретения, как в стране исхода, так и в стране пребывания. Целесообразным было бы размещение пунктов страховых компаний, а также и медицинских центров по оказанию платных услуг иностранным гражданам или лицам без гражданства на базе ми-
грационных центров, которые уже работают в некоторых субъектах Российской Федерации.
Необходимо проводить работу по повышению информированности иностранных граждан и лиц без гражданства о возможностях получения медицинской помощи через систему ОМС или путем добровольного медицинского страхования, в том числе, используя средства массовой информации и потенциал национальных общественных объединений.
У вопроса оказания медицинской помощи трудовым мигрантам существует и вторая сторона. В настоящее время с целью сохранения благополучной санитарной ситуации на территории Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми иностранный гражданин, прибывший в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживания, а также в течение 30 суток после получения разрешения на трудовую деятельность документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, являющийся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 (ред. от 4 сентября 2012)10. В случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства инфекционных заболеваний, входящих в этот перечень, эти лица подлежат депортации11.
За грубое нарушение правил пребывания иностранными гражданами в РФ в 2014 г. судами принято 142 решения о выдворении из России (2013 г. — 138 + 2,9%). Фактически выдворено 105 человек (2013 г. — 119; -11,8%), в сравнении, так в 2010 г. в Вологодской области принято 14 решений о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, в том числе в 2011 г. — 5, в 2012 г. — 9. Кроме того, вынесено в 2014 г. 212 решений о сокращении срока временного пребывания (2013 г. — 43; 4,9 раза больше).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Направлено 543 представления о закрытии въезда иностранным гражданам в Российскую Федерации (2013 г. — 507 + 7,1%)12.
Тем не менее, остается нерешенным ряд вопросов. Остается разрыв между количеством иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации для устройства на работу и количеством лиц, прошедших медицинское освидетельствование. Это связано, с тем, что не решен вопрос о прохождении медицинского освидетельствования иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента; при этом необходимо обеспечить территориальную доступность лечебно-профилактических учреждений, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование.
Прохождение медицинского освидетельствования за счет собственных средств трудового мигранта, а также отсутствие должного контроля со стороны работодателя, ставит под сомнение гаран-тированность прохождения этого медицинского освидетельствования. В связи с этим предлагаем законодательно предусмотреть ответственность принимающей стороны (работодателя) за неисполнение обязательств по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан.
В случае введения обязательного требования прохождения медицинского обследования иностранными гражданами предлагаем следующий механизм реализации данного положения: ф определить упрощенный перечень медицинских заключений для иностранных граждан, претендующих на получение патента (медицинское заключения об отсутствии туберкулеза, наркомании и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции). Предложения для рассмотрения данного вопроса направить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; ф рассмотреть возможность прохождения медицинского освидетельствования вновь прибывающим иностранным гражданам на территории страны исхода, легализованных в установленном порядке; ф на законодательном уровне урегулировать вопрос о предоставлении медицинских заключений для иностранных граждан, продливших па-
тент по истечении трех месяцев с момента его первичного получения.
Наряду с ужесточением требований должны предоставляться понятные и простые условия их выполнения. Именно поэтому в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г.13 предусмотрены: создание центров медицинского освидетельствования мигрантов, в том числе за рубежом; разработка минимального необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию иностранной рабочей силы, и ряд других мер, направленных как на сохранение здоровья прибывающих в нашу страну иностранных граждан и лиц без гражданства, так и на профилактику распространения опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации.
1 Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Хазов Е.Н. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. юрид. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.
2 Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014, № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru
Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белонов-ский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-из-дание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
3 Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 6 декабря 2010 г., № 49 ст. 6422. http:// www.pravo.dov.ru
4 Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ, 25 марта 1993 г., № 12, ст. 452. http://www.pravo.dov.ru
5 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС по Вологодской области за 2012 г. Вологда, 2012. ufms35.ru
6 Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 августа 1996 г., № 34, ст. 4029. http:// www.pravo.dov.ru
7 Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 2002 г., № 30, ст. 3032. http://www.pravo.dov.ru
8 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС по Вологодской области за 2012 г. Вологда, 2012. ufms35.ru
9 Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 августа 1996 г., № 34, ст. 4029. http:// www.pravo.dov.ru.
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 (ред. от 4 сентября 2012 г.) «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющийся основанием для отказа в выдаче
либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации 7 апреля 2003, № 14, ст. 1286. http://www.pravo.dov.ru 11 Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98—101; Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145; Богданов А.В.,
Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. с. 176—180; Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176—180.
12 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС по Вологодской области за 2014 г. и на плановый период 2015—2017 гг.. Вологда 2015. ufms35.ru
13 «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» http://www.pravo.gov. ru
H.H. Хилтунов
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Хилтунов Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с. (Сер. «Научные издания для юристов»)
На основе действующего законодательства, прежде всего с учетом ст. 143 УК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 423 ФЗ), уголовно правовой доктрины и сложившейся правоприменительной практики РФ за период с 1999 по 2015 гг. рассмотрены вопросы уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда. Предложены решения по более эффективной уголовно-правовой охране конституционного права на безопасный труд. Для научных сотрудников, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, работников органов, применяющих уголовный закон.
А.Б. Зеленцов
Административная юстиция
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Зеленцов А.Б. Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 399 с.
Раскрыты основные теоретические положения, касающиеся административной юстиции как неотъемлемого элемента правового государ-судебного административного ства. Определены сфера ее действия, функции, организационные при-
знаки, процессуальные формы и парадигмы. Выявлены сущность и содержание основных понятий и институтов административной юстиции как судебного административного права.
Представлена общая часть административной юстиции как судебного административного права, включающая базовые административно-правовые категории, юридические конструкции и принципы, которые раскрывают специфику провозглашенного в Конституции РФ административного судопроизводства как одной из форм осуществления судебной власти.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, преподавателей и научных работников, судей, государственных служащих, а также всех интересующихся современными проблемами административного судопроизводства как института защиты субъективных прав и обеспечения законности в сфере публичного управления.