УЖ
ПОЛИЦИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
THE POLICE IN THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM OF ENSURING PUBLIC SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT
Р.М. СТЕПКИН,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ROMAN М. STEPKIN,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: статья представляет собой рецензию на диссертационное исследование роли полиции в административно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте Анны Петровны Пичкур (Санкт-Петербургский университет МВД России), защищенное в диссертационном совете 99.2.091.02, созданном на базе Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Санкт-Петербургского университета МВД России, на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки.
Ключевые слова: полиция, административно-правовой механизм, железнодорожный транспорт, обеспечение общественной безопасности.
Для цитирования: Степкин Р.М. Полиция в административно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 3. - С. 68-73.
Abstract: the article is a review of the dissertation study of the role of the police in the administrative and legal mechanism of ensuring public safety in railway transport by Anna Petrovna Pichkur (St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), defended in the dissertation Council 99.2.091.02, created on the basis of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky and St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, for the degree of candidate of Legal Sciences in the specialty 5.1.2. Public law (state law) sciences.
Keywords: police, administrative and legal mechanism, railway transport, public safety.
For citation: Stepkin R.M. The police in the administrative and legal mechanism of ensuring public safety on railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 3. - Р. 68-73.
Актуальность темы диссертационного исследования
Актуальность темы диссертации не вызывает сомнений, она обусловлена теоретической и практической значимостью комплексного изучения роли и места полиции в административно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте.
Транспортный комплекс, наряду с другими инфраструктурными отраслями экономики Рос-
сийской Федерации, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В настоящее время транспортный комплекс России - это тысячи самых оживленных «артерий» страны, по которым перемещаются огромные людские потоки и колоссальные материальные ценности.
На железнодорожном транспорте фиксируется большое количество административных
правонарушений, нарушающих общественный порядок, среди которых мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков и употребление наркотических средств. Особую тревогу вызывают непрекращающиеся правонарушения, совершаемые несовершеннолетними - различные виды «зацепинга», в результате которых гибнут дети.
В обеспечении безопасности на объектах железнодорожного транспорта участвуют различные государственные и негосударственные структуры - это линейные подразделения транспортной полиции, входящие в состав МВД России, Минтранс России, Росжелдор, ОАО «РЖД», МЧС России, ФСБ России, ФГП «ведомственная охрана железнодорожного транспорта» и другие субъекты, многочисленность которых порождает обострение конкуренции за статус ведущего субъекта обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере, что в свою очередь, с заметной регулярностью поднимает проблему организации взаимодействия между ними.
В связи с этим стоит вопрос совершенствования административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, определения места полиции в рассматриваемом механизме как в настоящее время, так и в будущем.
Все вышеизложенное определило актуальность диссертационного исследования, которое имеет существенное теоретическое и практическое значение определения организационных и правовых вопросов полиции как субъекта административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте.
Цель диссертации Анны Петровны Пичкур состоит в исследовании административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, определении в нем роли и значения полиции как субъекта изучаемого механизма, выявлении существующих в данном механизме проблем, а также выработка научно обоснованных предложений по его совершенствованию.
Исходя из цели исследования, соискатель определила ряд задач диссертационного исследования:
• проанализировать процесс формирования административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте в России для определения возможности применения отечественного исторического опыта;
• сформулировать понятие административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном
транспорте и проанализировать деятельность полиции как его субъекта;
• исследовать нормативно-правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте в зарубежных странах и определить возможность использования зарубежного опыта в России;
• проанализировать компетенцию субъектов обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте и определить место и значение полиции;
• рассмотреть и систематизировать применение полицией административно-правовых мер, направленных на обеспечение общественной безопасности на железнодорожном транспорте, в комплексной системе мер обеспечения транспортной безопасности;
• разработать теоретико-правовые и организационно-практические рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности полиции по обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте (стр. 8-9).
Степень обоснованности и достоверности научных положений, выводов и рекомендаций
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, представленных в диссертационном исследовании, подтверждается комплексным использованием, целесообразностью и корректностью применения общих методов научного познания и социологического опроса (анкетирования).
Научные положения данного диссертационного исследования можно считать обоснованными и достоверными.
Диссертант при обосновании выводов и положений опирается на научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области государственного управления и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте.
Диссертант на основе авторского подхода акцентирует внимание на роли и месте полиции в административно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Автором предложена авторская классификация субъектов обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте в зависимости от объема и характера решаемых задач, реализуемых функций, степени их участия в обеспечении общественной безопасности, что наш взгляд позволит обеспечить общественную безопасность на железнодорожном транспорте.
Автором обосновано функционирование «административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте» на современном этапе и представлено его авторское понятие.
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации основаны на использовании значительного объема источников: нормативных правовых актов Российской Федерации и материалов Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат), ГИАЦ МВД России, 127 решений судов общей юрисдикции по делам о нарушении требований в области транспортной безопасности, изученных диссертантом в период с октября 2018 г. по октябрь 2021 г., репрезентативные данные, полученные соискателем в ходе социологического опроса (анкетирования) сотрудников полиции, непосредственно обеспечивающих общественную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железных дорог. Результаты диссертационного исследования были апробированы автором на международных научно-практических конференциях адъюнктов и докторантов «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России в контексте современных научных исследований» (6 декабря 2017 г., 7 декабря 2018 г., 6 декабря 2019 г., Санкт-Петербург), ежегодных международных научно-практических конференциях, посвя-щённых памяти профессора В.Д. Сорокина, «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права» (Сорокинские чтения) (23 марта 2018 г., 22 марта 2019 г., 27 марта 2020 г., 26 марта 2021 г., 25 марта 2022 г. Санкт-Петербург).
Основные положения, представленные в диссертационном исследовании, нашли отражение в 15-ти научных публикациях автора, 4 из которых в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Содержание и характеристика полученных в диссертации результатов отражены в научных публикациях.
Обоснованность и достоверность научных положений, а также выводов и предложений подтверждена внедрением результатов диссертационного исследования в учебный про-
цесс Санкт-Петербургского университета МВД России при проведении занятий по дисциплинам «Административное право», «Административно-процессуальное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Транспортная безопасность» и в практическую деятельность территориальных органов МВД России на транспорте.
Структура диссертации и ее содержание
Работа в целом правильно структурирована (состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей 295 источника, 3 приложений с результатами социологического опроса (анкетирования) сотрудников полиции, непосредственно обеспечивающих общественную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железных дорог, статистическими сведениями об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте, и представляет собой обусловленный объектом, предметом, целью и задачами исследования итог обобщения и анализа достижений российской правовой науки, современного законодательства по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности полиции на железнодорожном транспорте.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, обозначаются методологическая, эмпирическая, нормативная и теоретические основы и научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Теоретические и правовые основы административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте» посвящена определению теоретических предпосылок и нормативным правовым основам административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, в рамках которого проведен анализ формирования, современного состояния обозначенного механизма, уточнено содержание и структура, исследован зарубежный опыт деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте (Великобритания, США и КНР). Обоснован вывод, что в России представлен смешанный тип, характеризующийся тем, что в системе функционируют самые разнообразные субъекты, как профессиональные государственные, так и частные, с различным объемом полномочий.
Исследуя правовое регулирование административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте России, автор приходит к выводу, что на современном этапе развития железнодорожного транспорта в России функционирует административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, представляющий собой комплекс применяемых уполномоченными органами власти административно-правовых средств управленческого воздействия на общественные отношения, складывающиеся при функционировании сил обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте (стр. 84).
Вторая глава «Полиция как субъект административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте» посвящена определению места транспортной полиции в системе субъектов обеспечения общественной безопасности в рассматриваемой сфере посредством осуществления их классификации, исследования функций полиции на железнодорожном транспорте, применения полицией административно-правовых мер, направленных на обеспечение общественной безопасности на железнодорожном транспорте (в комплексной системе мер обеспечения транспортной безопасности), а также определения направлений совершенствования деятельности полиции в исследуемой сфере.
Результаты диссертационного исследования Результаты научного исследования, полученные соискателем, имеют существенную теоретическую и практическую значимость, в связи с тем, что автору удалось сформулировать положения, раскрывающие механизм обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, а также определить роль и место полиции в данном механизме.
Научная новизна результатов исследования: 1. Обосновано функционирование «административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте», который на современном этапе представляет собой комплекс применяемых уполномоченными органами власти административно-правовых средств управленческого воздействия на общественные отношения, складывающиеся при функционировании сил обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. К числу основных властных органов, реализующих свои полномочия в сфере обеспечения общественной
безопасности на железнодорожном транспорте, относится полиция, входящая в структуру органов внутренних дел на транспорте (стр. 34); диссертантом обосновано, что административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте в первоначальном виде был сформирован в XIX в. Созданный в 60-х гг. XIX в. по-лицейско-жандармский корпус, осуществляющий политический надзор и общеполицейские функции в сфере обеспечения общественной безопасности, являлся базовым субъектом административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Формированием данного субъекта завершился и процесс создания этого механизма, основанного на прогрессивных достижениях научной доктрины того времени, направленной на предупреждение и пресечение (нейтрализацию) угроз охраняемым объектам, и во многом предопределилось развитие системы безопасности в последующее время (стр. 52); предложено авторское понятие «административно-правовые средства административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте», под которым следует понимать систему административно-правовых норм и административных процедур (действий), реализуемых уполномоченными субъектами и оказывающих регулирующее воздействие на поведение участников в сфере обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, определив, что это основанные на законе инструменты, при помощи которых достигается поставленная цель - успешное функционирование механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте (стр. 212).
2. Исследован современный зарубежный опыт (Великобритании, США и КНР) по обеспечению безопасности на железных дорогах, который показал, что в них функционируют три типа систем безопасности, основанные на: ведущей роли высокопрофессиональной деятельности сил транспортной полиции с подчиняющимися вспомогательными полупрофессиональными (специальные констебли) и непрофессиональными силами (PCSO) (Великобритания); принципе равнозначного компетентного функционирования сил безопасности - полиции (Департамента полиции Амтрака) и других профессиональных сил ^А) (США); фактически на единоличной роли профессиональной деятельности полицейских сил (КНР), который позволил выявить, что в России представлен смешанный тип, характеризующийся тем, что
в системе функционируют самые разнообразные субъекты, как профессиональные государственные, так и частные, с различным объемом полномочий, поэтому необходимо укрепить административно-правовой статус органов внутренних дел на транспорте (стр. 120).
3. Предложена и обоснована авторская дефиниция понятия «административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте», под которым предлагается понимать комплексную систему административно-правовых норм, направленных на регулирование системы общественных отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности на железнодорожном транспорте, включающих законодательные акты, акты государственного управления, определяющие административно-правовой статус субъектов транспортной безопасности (включая полицию ОВДТ), их полномочия (функции) и методы деятельности, вопросы взаимодействия между ними, а также гарантирующие необходимое состояние защищенности указанных общественных отношений от различного рода актов незаконного вмешательства на объекты железнодорожного транспорта и его инфраструктуры под угрозой юридической ответственности, что позволит усовершенствовать механизм обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте (стр. 85); автором предложена и обоснована авторская классификация субъектов обеспечения общественной безопасности, которая позволяет представить определенную картину ее комплексных сил, их разнородность и многофункциональность (в зависимости от объема и характера решаемых задач, реализуемых функций, степени их участия в обеспечении общественной безопасности (стр. 127-133).
4. Вывод автора, что деятельность полиции на железнодорожном транспорте находится в прямой зависимости от специфики данной отрасли хозяйства, ее технологического комплекса подтвержден тем, что как статичный, так и динамичный характер ОТИиТС существенно влияют на организацию деятельности ОВДТ (полиции), чем она отличается от характера деятельности других видов органов внутренних дел (нелинейных) и входящих в них подразделений полиции. При выполнении обязанностей по пресечению административных и иных правонарушений сотрудники транспортной полиции должны обладать знаниями специфических нормативных правовых и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. В определенной части реализация полномочий полиции, среди которых проведение досмотровых мероприя-
тий, сотрудниками линейных подразделений реализуется ограниченно, выступают в определенной мере в роли крайнего (завершающего) субъекта реагирования на правонарушения и происшествия (стр. 159-171).
5. Аргументировано внесение изменений в:
• Федеральный закон «О транспортной безопасности». Так, норма части 9 статьи 12.2 рассматриваемого закона представляется в следующей редакции: «Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности. В необходимых случаях при осуществлении указанных мер вправе участвовать сотрудники уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также вправе их осуществлять самостоятельно» (стр. 194);
• пункт 41 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», предоставляющий полиции право следующего содержания: «Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также проводить отдельные проверочные мероприятия лиц и объектов в рамках закрепленных полномочий, передавать
• информацию о случаях нарушения установленных требований в уполномоченный надзорный орган для осуществления проверки»;
• пункт 12.29 Типового положенияпредста-вить в следующей редакции: «Принимает участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, либо осуществляет такой досмотр самостоятельно, при этом осуществляет изъятие вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами в целях обеспечения общественной безопасности» (стр. 194). Тем самым в представленной редакции устраняется целевая ограниченность осуществления досмотра, которая должна предусматривать не изъятие вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами, а обеспечение общественной безопасности.
Практическая значимость подтверждается использованием результатов в деятельности
Санкт-Петербург-Витебского линейного отдела МВД России на транспорте.
Обозначенные выше вопросы и замечания являются дискуссионными и не снижают в целом общей положительной оценки проведенного научного исследования.
Диссертация Анны Петровны Пичкур соответствует предметной области исследования Паспорта научной специальности 5.1.2. Публич-
но-правовые (государственно-правовые) науки и является научно-квалификационной работой, в которой содержится решение научной задачи, имеющей важное значение для развития современного административно-правового механизма обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте, определение в нем роли и значения полиции как субъекта изучаемого механизма.
(статья сдана в редакцию 27.02.2023)