Андрей БАРАНОВ
ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ КРЫМУ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье дана трактовка политико-конфессионального конфликта в современном Крыму. Определена ресурсная база, стратегия и методы политизации ислама. Раскрыты основные факторы и повестка дня конфликта.
This article presents the treatment of political-religious conflict in the modern Crimea. Resource base, strategy and methods of politicization of Islam are defined. The main factors and agenda of the conflict are determined.
Ключевые слова:
ислам, политизация, конфликт, современный Крым; Islam, politicization, conflict, modern Crimea.
БАРАНОВ
Андрей
Владимирович —
д.полит.н., д.и.н.,
профессор кафедры
политологии и
политического
управления
Кубанского
государственного
университета
ЬагатмаМге'м®
mail.ru
Актуальность темы вызвана тем, что исламские религиозные объединения — влиятельный актор политических процессов в современном Крыму. Особое внимание привлекают такие аспекты, как причины конфликтности, диспозиция и стратегии сторон конфликтов, взаимодействие внутриэтнических и внешних факторов конфликтности. Выявление конфликтогенного потенци -ала политизации ислама в Крыму важно для сравнительного анализа рисков национальной безопасности в постсоциалистических стра -нах. Крым играет важную геополитическую роль в Черноморском трансграничном регионе, политико - конфессиональные процессы в Крыму влияют также на российский Северный Кавказ.
Методологическую основу исследования составляет конструктивизм. Это позволяет осмыслить конфессиональный конфликт как столкновение акторов политики в их стремлении осуществлять свои интересы, связанные с публичной властью, влиянием на го сударственную политику и статусом в общественной иерархии1. Субъектом конфессионального конфликта выступает не сообще ство верующих в целом, а лидеры и элиты религиозных организа ций. Они используют религиозные системы, их мировоззренческие, организационные и обрядовые принципы в своих прагматических интересах; конструируют политизированные мифы и установки деятельности. Политизированная, вовлеченная в конфликт часть верующих является проводником данного воздействия. Религия представляется средством этнополитической мобилизации и спло -чения. Конфликт не фатален, его уровень развития и динамика зависят от соотношения политических ресурсов и степени целе устремленности акторов.
Крым всегда был полиэтничным и многоконфессиональным. По переписи 2001 г. русские составляют 60,2% совокупного населения Автономной Республики Крым (АРК) и г. Севастополя, украинцы — 23,9%, крымские татары — 10,2%2. Темпы религиозного возрождения в Крыму значительно выше, чем по Украине в целом. Если в 1990 г. Крым занимал среди регионов предпоследнее (27 - е) место по числу религиозных организаций, то в 2007 г. он переместился на 8 - е место за счет исламских объединений3. По сведениям Республиканского
1 Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. — М. : Дело, 2005, с. 66-71.
2 Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской пере -писи населения 2001 г. // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/ (дата обращения 04.03.2012).
3 Сеть религиозных организаций АРК на 01.01.2007 г. // http://www.comrelig. crimea-portal.gov. ua/rus/index.php?v=1&tck=0&1=&art=34 (дата обращения
04.03.2012).
комитета АРК по делам религий, к 2008 г органами власти зарегистрировано 1 339 религиозных организаций, относящих себя к 48 конфессиям и направлениям. Из них 42,7% — организации Украинской православной церкви (УПЦ). В Крыму Украинская православная церковь Московского патриархата располагает 509 организациями, а УПЦ Киевского патри -архата — 40. На 2 - м месте находятся заре -гистрированные мусульманские организа ции — 28,8% (во всей Украине — 4%). Они координируются Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК). С 1997 г. в АРК работает Всеукраинская ассоциация обще -ственных организаций «Альраид». Кроме того, свыше 600 исламских объединений действуют без регистрации. 3 е место за нимают протестантские организации — 23% наименований. Немногочисленными объединениями представлены иудаизм, Армянская апостольская церковь, караи -мизм и др1.
Наибольший интерес в конфликтологи ческом аспекте имеет исламское сообще -ство Крыма, сочетающее этнический и конфессиональный принципы иденти фикации, имеющее международную под -держку2.
Ключевым вопросом повестки дня в конфликтах в Крыму выступает проблема политического статуса АРК и Севастополя. Спектр требований православных органи -заций — от повышения уровня автономии до федерализации и, в радикальном вари -анте, до присоединения Крыма к России. Напротив, татарские объединения стре -мятся к государственности «коренного народа», идеализируя исторический опыт Крымского ханства и Крымской АССР Тактически интересы татарских и украин ских организаций сейчас сходятся в жела нии ослабления русского движения.
На конфликт влияет неравномерность расселения народов, обостряющая конкуренцию за экономические ресурсы. Так,
1 О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации в Автономной Республике Крым, государственно -церковных отношений в автоно -мии в 2007 году. Тезисы выступления Председателя Республиканского комитета АРК по делам рели гий В.А. Малиборского // http://old.crimea-portal. gov.ua/mdex.php?v=13&tek=1з&art=9983&f=fr (дата обращения 04.03.2012).
2 Турция предложила Украине подсчитать,
сколько крымских татар трудится в органах власти // http://crimea24.info/2012/10/04/mogilev-zayavil-
chto-шkakojj-diskrimmacii-net-i-krymskikh-tatar-vo-vlasti-dostatochno/ (дата обращения 04.10.2012).
245,9 тыс. крымских татар репатриирова -лись в основном в степные и предгорные районы. В Белогорском, Бахчисарайском, Симферопольском, Кировском районах удельный вес татар составляет от 20 до 34%, а в Севастополе и Ялте — 0,7% жи -телей3. Хотя количество сел с компактным проживанием татар до депортации вос -становлено, активизируются самозахваты земель с целью закрепления привилегиро ванного статуса. Они происходят в основ ном на Южном берегу Крыма, где татар ская община малочисленна4. По данным Республиканского комитета земельных отношений AРК, на 2005 г. репатрианты наделены индивидуальными участками на 113% нормы, а остальные жители — на 50%5. В итоге создан фонд земельных участков, используемый для перепро дажи, слабо регулируемой законами. В ноябре-декабре 2012 г. конфликт акти -визировался. Поводом к нему стал снос неустановленными лицами самовольных построек татар вблизи с. Mолодежное6.
Mежконфессиональная конфликтность выражается и в таких формах, как осла бление институтов медиации, попытка создать монопольное информационное пространство. С 1995 г. в Крыму действует Mежконфессиональный координацион -ный совет <^ир — дар Божий» с участием 8 религиозных объединений, в т.ч. УПЦ Mосковского патриархата и ДУMК. Совет выступает с регулярными миротворче -скими инициативами, служит формой диалога конфессий. Но в 2000 г. Духовное управление мусульман приостановило участие в данном органе, а в 2002 г. во шло в состав конкурирующей структуры
— Крымского отделения Mеждународной ассоциации религиозной свободы, в ко
3 Шевчук A.E, Швец A^. Политикогеографический фактор эволюции крымской системы расселения населения в XX — начале XXI вв. // Геополитика и экогеодинамика регио нов. — Симферополь, 2010, вып. 1, с. 73.
4 Mатишов Г.Г., Aвксентьев В.А, Батиев Л.В. Лтлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. — Ростов н/Д : Изд во Южного научного центра РAН, 2008, т. III, с. 45.
5 Mащенко A. В Крыму захвачено больше двух тысяч земельных участков // Крымское время. — Симферополь, 2006, № 16, 14 февр.; Киселева Н. Поиски справедливости могут завести в тупик // там же, 2005, № 38, 7 апр.
6 Афанасьев В. Закон один для всех: самозахватов земли в Крыму быть не должно // http://ruskline.ru/ monitoring_smi/2012/12/07/zakon_odin_dlya_vseh_ samozahvatov_zemli_v_krymu_byt_ne_dolzhno/ (дата обращения 09.12.2012).
тором не представлены православные Московского патриархата. В итоге дей -ствий ДУМК межконфессиональные от -ношения ухудшились.
С 1990 х гг. мусульманские общины поддерживают требования ликвидировать поклонные кресты на въезде в населенные пункты, а в ряде случаев их активисты при попустительстве властей разрушают христианские символы. Наибольший ре зонанс получило разрушение креста близ Феодосии в июне 2011 г. В восточных рай -онах Крыма, где наиболее активно идет «крестоповал», русские реагируют на без действие чиновников, создавая казачьи дружины. Они проводят «славянские анти -пикеты», чтобы предотвратить захваты зе -мель и возникновение палаточных город ков татар (Судак, Новый Свет, Партенит). В феодосийском случае «крестоповал» вы -звал противодействие казачьих дружин и массовую драку. Задержаниям подверглись только 15 казаков, ответивших на про -вокацию, а не виновники1. Другой метод
— борьба вокруг возведения либо восста -новления культовых зданий. Так, Милли меджлис и ДУМК претендовали на земли Успенского монастыря под Бахчисараем. Меджлис аргументировал протест против восстановления православных соборов тем, что они строятся на месте исламских святынь (с. Голубинка Бахчисарайского района, 2006 г.). Комиссия с участием кон -фессий нашла выход в переносе храма, а на спорном участке возвели «памятник Согласию»2. В ноябре 2012 г. был совер -шен провокационный поджог строящейся соборной мечети в Симферополе3.
Внутриконфессиональное измерение конфликта проявляется в противоре чиях между исламскими организациями. Их радикализация началась с середины 1990-х гг., когда в Крыму проходили ле -чение сепаратисты из Чечни. Ядро экс -тремистов составляла организованная преступная группировка «Имдат», в 1995 г.
1 Никифоров А. Крымской власти не разрешили «ломать» татар, и теперь она «ломает» русских // http://www.regnum.ru/news/polit/1422195.html (дата обращения 07.07.2011).
2 Швец А.Б. Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму // Геополитика и экогеодинамика регионов. — Симферополь, 2008, вып. 1—2, с. 76—78.
3 Ивженко Т. Атака на главный символ мусульман Крыма: В Киеве не замечают роста ксенофо -бии и исламофобии в автономной республике // Независимая газета, 2012, 03.12.
организовавшая массовые беспорядки в районе Судака. Никто из ее лидеров не осужден. Группа продолжает нелегально действовать4. В конце 1990-х гг. под влия -нием Саудовской Аравии и Турции быстро укрепилась сеть независимых от ДУМК сообществ во главе с молодыми имамами, получившими образование у зарубежных наставников. Полулегально действует партия «Хизб ут - Тахрир аль - Исламия» как ответвление «Братьев мусульман», при зывающих к созданию Всемирного хали -фата. Она распространяет листовки сала -фитского содержания. ДУМК сместило с постов 8 имамов -радикалов и отчислило из медресе 11 слушателей, что привело к открытым конфликтам (2005 г.). По мне -нию М. Джемилева, в Крыму в 2007 г. было 500—600 ваххабитов. Газета «Сегодня» оценивает их численность в несколько тысяч5. Муфтий мусульман Крыма Э. Аблаев недоволен позицией органов власти, заявляя, что они «дали зеленый свет» исламистам и «ставят палки в колеса институциям традиционного ислама»6. В 2009 г. Служба безопасности Украины в Симферопольском районе пресекла де ятельность группировки «Ат Такфир валь хиджра», готовившей теракты. Осенью 2012 г. происходит активизация партии «Хизб ут -Тахрир аль - Исламия» в форме массовых митингов и пикетов протеста против фильма «Невинность мусульман». Так, митинг в Симферополе охранялся тренированными молодыми людьми, участники митинга открыто демонстри ровали партийную символику7.
Грань между религиозным экстремиз мом и секулярным национализмом весьма тонка. К радикальному крылу относятся партия «Адалет» (лидеры — С. Керимов
4 Цыкуренко С.Г. Интеграция крымских татар в украинское общество: основные достижения и проблемы в политико правовой сфере // Ученые записки Таврического национального ун та им. В.И. Вернадского. Сер. Политические науки. — Симферополь, 2004, т. 17(56), № 2, с. 177—178.
5 Temnenko Z. Hizb-ut-Tahrir — Raise of Political Islam in Crimea // Этничность и власть: Региональные, национальные и глобальные про екты. — Севастополь : Вебер, 2008, с. 175.
6 Кортэвський О. Політизовані ісламістські формування та рухи як загроза стабільності та цілісності держави // Этничность и власть. — Севастополь : Вебер, 2010, с. 210.
7 В Симферополе исламисты провели митинг против «Невинности мусульман» // http:// www.0654.com.ua/article/196690 (дата обращения
27.09.2012).
и Ф. Кубединов), формирующая отряды «национальной самообороны» и связан ная с турецкими группировками «Серые волки» и «Нурджулар», а также «Сайт крымской молодежи»1. Они ориентиро ваны на салафизм.
Умеренное течение представлено Национальным движением крымских та тар (лидер — В. Абдураимов), которое от -вергает экстремизм и в основном состоит из интеллигенции. Оппозицию меджлису составляют также Организация крымско -татарского национального движения, партия «Милли фирка» (лидер Р. Аблаев). Но и они поддерживают проект посте пенного мирного создания татарской государственности. Конкуренция группи ровок резко активизировалась, начиная с 2011 г., но оппозиции не удалось сместить М. Джемилева с поста председателя мед -жлиса2.
Декларируемый крымско татарскими организациями статус противоречит за конодательству Украины и АРК3. Так, Положение о Меджлисе крымскотатар ского народа и Декларация о националь -ном суверенитете крымскотатарского народа 1992 г. ставят своей целью поли тическое самоопределение как реализа -цию права на создание национального суверенного государства4. Председатель Милли меджлиса М. Джемилев считает контролируемый им Курултай законо -дательным органом: «...власти должны взаимодействовать с коренным народом
1 Велешко Е.Н. Влияние виктимных факторов на политическое поведение крымскотатарских репа триантов : дис. ... к.полит.н. — Симферополь, 2007, с. 137; Рябцев О.В. Сетевой принцип деятельности организаций закрытого типа в контексте угроз на циональной и региональной безопасности России (на примере крымскотатарского национального движения) : дис. ... к.полит.н. — Ростов н/Д, 2008, с. 53-55, 142.
2 «Поколение Крым»: деструктивная позиция меджлиса усугубляет проблемы крымских татар: меджлисовцы сорвали пресс-конференцию по итогам митинга по импичменту Джемилеву // http://www.nr2.ru/crimea/359545.html/ (дата обращения 23.11.2011).
3 Маковская Д.В. Политический статус как со ставляющая этностатусного поведения крымских татар: конфликтологический анализ // Этничность и власть. — Севастополь : Вебер, 2012, с. 181-182; Швец А.Б. География неустойчивого развития в Крыму // Геополитика и экогеодинамика регио -нов. — Симферополь, 2007, вып. 2, с. 123—130.
4 Положение о Меджлисе крымскотатарского народа. Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа // http://qtmm.org.ru (дата обращения 04.03.2012).
только посредством законно избранных ими своих представительных органов»5. Судя по высказываниям Джемилева, меджлис имеет службу безопасности, на -мерен собирать налоги для формирования «национального бюджета». Это проект сепаратной государственности, близкий косовскому сценарию.
Законы Украины не предусматривают коллективных прав на территориаль ную автономию по этническому при -знаку, преимуществ «коренного народа». Представительство интересов обеспечи -вается путем квот в Верховной раде АРК, ее комиссиях и совещательных органах (с 1994 г.); в Совете министров АРК (с 2002 г.). По итогам муниципальных вы -боров 2010 г. татарские организации кон -тролируют 5% депутатов Верховной рады АРК и 13,1% депутатов районного уровня6. В органах исполнительной власти Крыма, по заявлению председателя Совета ми нистров АРК, татары составляли в 2010 г. 7%7. Но с 2005 г. понижен статус Совета представителей крымскотатарского на рода при Президенте Украины. Порядок его формирования и состав определяются с 2010 г. президентом страны. 11 из 19 чле нов органа не поддержаны Меджлисом, члены которого бойкотировали заседания Совета8.
Насколько конфессиональный кон фликт влияет на общественное мнение сообщества Крыма? Исследование, про -веденное Центром им. А. Разумкова в АРК и Севастополе (октябрь — ноябрь 2008 г., N=6 891 чел., все этнические группы), доказало, что на 1 е место среди причин конфессиональных конфликтов крымчане ставят политические и нацио нальные противоречия (26,2%), столкно вение экономических интересов (25,2%).
5 Джемилев M. Члены Mеджлиса не будут участвовать в работе Совета представителей крымско татарского народа, если не будет изменен принцип его формирования // http://www.interfax.com.ua/ rus/main/46980/ (дата обращения 04.03.2012).
6 Крымская политика: поворот—2011 // http:// www.bigyalta.com.ua/image-397 (дата обращения 29.05.2011).
7 Джарта В. В органах власти Крыма работает свыше 7% крымских татар // http://regioncrimea. pp.ua/2010/05/18/v-organax-vlasti-kryma-rabotaet-svyshe-7-krymskix-tatar-%e2%80%93-informaciya-vasiliya-dzharty/ (дата обращения 29.05.2011).
8 Указ Президента Украины «О Совете предста вителей крымскотатарского народа» № 873/2010 // http://www.president.gov.ua/ru/documents/12259. html (дата обращения 04.03.2012).
Производными выглядят религиозный фанатизм и нетерпимость (10,3% ответов), предвзятое отношение власти к различ ным религиозным организациям (8,5%). Ответственность за межконфессиональ ные конфликты респонденты возлагают на представителей зарубежных политиче ских и общественных структур (2,68 балла из 5), зарубежные религиозные центры (2,47), рядовых участников конфликтов (2,14), руководителей религиозных ор -гаиизаций Крыма (2,13), органы власти AРК (2,06) и Украины (2,02)1. Готовность лично участвовать в конфликтах, тем более в насильственных формах, низка. Но сформировался стойкий конфликт идентичностей. По опросу, проведенному Институтом социальных исследований и Украинским независимым центром по литических исследований в августе 2007 г., 24,7% татарской молодежи 17—36 лет уве -рены в том, что наилучшее будущее — не зависимое государство крымских татар. A через 20 лет считают такой статус ре -альным 50%2. Опрос татар, проведенный Таврическим национальным уииверсите -том (N=600, ноябрь — декабрь 2008 г.), вы -явил поддержку сотрудничества конфес
1 Суспільно-політичні, міжнациональні та
міжконфесійні відносини б Aвтономнiй Республіці Крим: стаи, проблеми, шляхи вирішення // http:// www. razumkov. org.ua/ukr/project.php news_id=122
(дата обращения 29.05.2011).
2 Тищенко Ю., Xалилов Р., Капустін M.
Суспільно -політичні процеси б AР Крим: основні тенденціі. — Кіів, 2008, с. 76.
сий, если оно не нарушает религиозные нормы и чувства (74%). Уровень критики органов государства не связан с уровнем религиозности. 1/3 опрошенных не осуждают «нетрадиционные» течения в исламе, что представляет собой конфликтогенный фактор3.
Итак, в современном Крыму конфесси ональный конфликт, вызванный полити -зацией ислама, носит сложносоставной и блоковый характер. Он преимуще ственно латентен по формам выражения, «отложен на будущее». Но радикально исламистский проект способен дестаби лизировать баланс этноконфессиональ -ных интересов.
Важно подчеркнуть, что в Крыму раз вивается не просто этноконфессиональ ный конфликт «по горизонтали» — между группами населения, а сложносоставной блоковый конфликт. В нем активную роль играют органы государственной власти, элиты Украины и региона. Одновременно развиваются внутренние конфликты в ре -лигиозных сообществах.
Эффективное регулирование конфликта станет возможным на основе целенаправ ленной политики интеграции крымских татар в секулярное государство, строи тельства механизмов консоциативной демократии.
3 Mуратова Э.С. Крымские мусульмане: взгляд изнутри. — Симферополь: Эльиньо, 2009, с. 39—45, 30—32.