О.В. Орлова*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ -ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Одна из проблем современного этапа формирования гражданского общества в России состоит в переводе внешней активности личности во внутреннюю. Под первой, как правило, понимается конкретная позитивная деятельность, направленная на достижение той или иной цели. Вторая - внутренняя - означает способность личности воспринимать воздействие правовой нормы и формировать правовую установку на сознательную реализацию прав и свобод, превращая это в личную потребность и жизненную позицию.
Говорить о самореализации личности в гражданском обществе можно только тогда, когда внешняя и внутренняя активность совпадают (хотя бы частично). Однако такой идеальный вариант на практике встречается достаточно редко (примерно 3-5% всего населения России). В известной мере самореализация личности в обществе обусловлена профессионально-карьерными, социально-статусными мотивами или альтруистскими побуждениями. Низкая политико-правовая активность личности является следствием не в полной мере продуманной правовой политики государства и слабой правовоспитательной работы со стороны институтов гражданского общества. Вместе с тем сегодня политико-правовая активность является критерием национальной безопасности современного общества, под которой следует понимать и безопасность личности, и безопасность общества и государства.
Национальная безопасность общества во многом зависит как от социально-психологического компонента - сложившихся в определенной мере стихийно социальных желаний и ожиданий, так и от общественного сознания (в том числе политического и правового).
Старший научный сотрудник сектора теории государства и права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.
Труды Института государства и права 215
Российской академии наук № 1/2013
Взаимодействие политики и права в гражданском обществе предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность политической и правовой культуры, предопределяя правовую политику государства. Более того, для личности политическая и правовая культура практически неразделимы.
В широком смысле под политической культурой личности понимается знание, умение и желание участвовать в тех или иных формах в управлении государственными и общественными делами на основе самоорганизации и саморегуляции. Политическая культура проявляется в реальном политическом участии (поведении), осознании, развитии и самоопределении человека как участника общественной и политической жизни, т.е. в культуре участия.
Характерной чертой политической культуры личности является также то, что она впитывает в себя накопленный исторический политический опыт людей и фиксирует повторяющиеся связи между индивидами и политическими институтами, между обществом и государством. При этом элементы политической культуры, особенно политические ценности, постоянно воспроизводятся в каждом новом поколении в виде традиций, обычаев, стандартов и стереотипов поведения. Политическая культура - это не только весьма устойчивое, но и постоянно развивающееся и динамичное явление, но отнюдь не гомогенное, хотя и состоящее из различных субкультур в зависимости от национального и социального состава, религиозной принадлежности и других особенностей населения. Политическая культура индивида «является своеобразным политико-правовым экраном, через который он воспринимает окружающий его мир и происходящие в нем события»1. Необходимо заметить, что это только одна сторона «медали», ибо индивид - не только субъект политической культуры (как и любой иной), но и ее объект. Само становление человека как участника политического действия в известной мере есть не что иное, как результат политико-правового культурного развития личности.
1 Смирнов В.В. Правовая культура: теоретико-методологическая эволюция и практика // Труды Института государства и права РАН. 2007. № 7. С. 164.
В политической культуре проявляются особенности выражения социально-политической личности, группы в общественной жизни, отражаются средства и методы (институциональные и функциональные), приемы участия гражданина в политике, осуществляется соединение политического сознания и практической деятельности в управлении государством и обществом. Но главное заключается в том, что политическая культура личности есть умение индивида предвидеть последствия своих действий, а также осознавать свою ответственность (гражданскую) за них.
Объем политического сознания расширяется или сужается под влиянием приобретения или утраты доверия к тем или иным политическим деятелям, прежде всего обладающим определенной харизмой, а также под влиянием практического опыта, стабильности (нестабильности) правительства, роста (упадка) материального благополучия населения и темпов экономического развития, состояния внешней и внутренней национальной безопасности.
Политическая культура ведет к формированию способности индивида приспосабливаться к постоянно изменяющейся политической установке. Процесс формирования политической культуры достаточно длительный и, более того, избирательный в плане того, что он зиждется на определенных пристрастиях и убеждениях индивида, связанных с его правом внутреннего выбора. Индивидуальное политическое сознание (и культура) зависит и от уровня образования личности, национального менталитета, социокультурных, религиозных традиций, стереотипов, мифов и т.д., от социальной среды (субкультуры), т.е. от повседневных условий жизни индивида. Политическое сознание формируется путем практического осмысления индивидом политической действительности, под влиянием средств массовой информации, участия в политических объединениях, в зависимости от ожиданий своего участия в выборах, психологической установки «быть как все» или «не отбиваться от стаи».
В политико-правовом сознании одновременно могут существовать взаимоисключающие ориентации и установки. Это проявляется не только на макроуровне (обществе), но и на микроуровне (личности). Гражданское общество не предполагает одно-ликость и стереотипность демократического участия в государ-
ственном и общественном управлении. Политической активности индивида может противостоять как уклонение от политического участия, так прямое или косвенное, активное или пассивное препятствие и противодействие.
Такое положение рождает особый тип личности, которой «присуще явное или скрытое... стремление к славе, к известности, к паблисити»2. Речь идет о людях, постоянно стремящихся быть в центре внимания. Подобное поведение нередко ведет к деструктивному влиянию на политические отношения или не совпадает с интересами общества3, а в ряде случаев и противоречит им. Хотя с точки зрения гражданского общества подобное поведение не противоречит его сущности, если при этом не нарушаются правовые нормы.
Личность обладает, как известно, свободой воли, которая отнюдь не абсолютна. В силу различного уровня политической и правовой культуры индивиды по-разному воспринимают те или иные политические решения: одни - негативно (часто вполне заслуженно), другие - пассивно, т.е. ожидая и подчас желая политических перемен, но тем не менее ничего для этого не делая, третьи - позитивно (их меньшинство). К сожалению, значительная часть общества (по крайней мере, российского) полностью отвергает и, главное, отторгает большинство политических решений и сосредоточивается на решении личных проблем. Это ведет к тому, что человек не ассоциирует себя с обществом и не принимает никакого политического участия в жизни государства и общества. Причина такой политической установки во многом связана со слабой самоорганизацией самого общества, преобладанием в нем застойных явлений, отсутствием перспектив дальнейшего политического развития, а также с сильнейшим социальным расслоением общества, в силу которого личность не верит в равные возможности всех и каждого.
Политические ценности, лежащие в основе политической культуры (равенство, справедливость, свобода, политические права
2 Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004. № 12. С. 10.
3 См.: Тощенко Ж.Т. Указ. соч. С. 11-14.
и свободы, демократия и т.д.), имеют четко выраженный ориента-ционный и мотивировочный характер, что позволяет признать их «вечными» и непреходящими. Наличие тех или иных устоявшихся политических ценностей дает человеку возможность действовать самостоятельно, не «обижая» себя и в то же время стремясь «очеловечить» отношения, принести ту или иную общественную пользу.
Политическая культура российского общества исторически складывалась и развивалась под влиянием православия, коллективизма, неразвитости правовых традиций, монархического сознания. Поэтому в ее основе лежит как иждивенческое отношение к государству и пассивное свободомыслие в сочетании с достаточно выраженным патриотизмом, так и отрицание возможности защиты своих, в том числе политических, интересов с помощью правовых средств. Все это тормозит становление гражданского общества в России, влияет на состояние национальной безопасности государства.
В гражданском обществе далеко не все в обязательном порядке участвуют в политической жизни. Здесь главное - формирование демократического типа политического сознания и культуры, который характеризуется признанием свободы личности, политической толерантностью, готовностью личности в случае необходимости отстаивать свои права. Политическим сознанием (равно как и правовым) обладает каждый индивид, подчас даже не подозревая об этом. Политическое сознание отражает внутреннее отношение человека к политике, политическим лидерам, к осуществлению им своих политических прав, свобод и обязанностей и может проявляться только в конкретных действиях, имеющих как позитивный, так и негативный характер.
Применительно к российскому обществу можно утверждать, что политическое сознание и политическая культура носят в первую очередь протестный характер со стороны индивида или той или иной социальной группы в связи с неэффективностью деятельности государственного аппарата по решению экономических, социальных и политических вопросов.
Одно из личностных проявлений политической культуры свя-
„ 4
зано с политической апатией и политическим отчуждением , проявляющимися в попытке индивидов компенсировать несовершенство политического участия, с пассивностью или внешним участием при внутреннем безразличии к политике5. Это явление свойственно современной России.
Достаточно распространенное явление, характерное не только для России, - «принцип усталости», выражающийся в быстром росте интереса к участию в политическом процессе и таком же быстром его спаде. И в результате люди, как само собой разумеющееся, подчиняются ходу событий и не делают попыток что-либо изменить.
Политическая культура требует заинтересованности, готовности личности к тем или иным политическим действиям (политическая ориентация), активной реализации политических прав и свобод (как завершающий этап), а отнюдь не «исполнительской культуры» (хотя и очень важном компоненте социальной культуры). Здесь речь идет именно об осознанном участии индивида на основе политических и правовых знаний в политической деятельности, о таком участии, которое способно оказать воздействие на власть, на процесс принятия управленческих решений, на формирование гражданского общества6.
4 См.: Колесников А.В. Политическое отчуждение, политика и государство // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 91; Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998. С. 43.
5 См.: Гулиев В.Е., Колесников А.В. Указ. соч. С. 47.
6 Что касается молодежи, то политическое участие для нее представляет достаточно низкую ценность и слабый интерес. По данным социологических опросов, примерно 58% опрошенных молодых людей не интересуются политикой вообще. В известной мере это связано с тем, что у молодежи, особенно только что достигшей совершеннолетия, еще не было юридической и фактической возможности, например, участвовать в выборах или вступить в партию; ее интересы далеки от политики - учеба, любовь, поиски работы или развлечений и другие чисто «житейские» интересы (см.,
220
Экстремистские действия, включая погромы, терроризм, создание националистических формирований и т.п., безусловно, являются отражением политического сознания, но ни в коей мере не политической культуры и не могут свидетельствовать о наличии гражданского общества. В результате налицо порождение неоправданных ожиданий, ведущих либо к абсолютной политической апатии и к тотальному отчуждению от политики, государства, либо к неприятию власти и протестному поведению в весьма экстремистских формах.
Для формирования гражданского общества и становления социально активной личности не менее важно наличие правовой культуры. Правовая культура представляет собой аксиологическую категорию, ибо подразумевает качественное состояние правовой жизни гражданского общества (должный уровень законодательства, правоприменительной деятельности и т.д.), что уже само оказывает позитивное влияние на психологию и поведение индивида. В то же время правовая культура предполагает достаточно высокий уровень правосознания, уважение к правовой активности индивида, тесно связанные с правовым менталитетом общества.
Именно правовой менталитет в значительной мере обеспечивает баланс интересов и потребностей личности, государства и общества, дополняет правосознание индивида, определяет стремление человека к справедливому порядку, формирует уровень правовой активности. Правовой менталитет личности представляет собой ценностно-правовые ориентации социума и личности, складывающиеся под влиянием исторических реалий правовой жизни общества, особенностей национального характера.
Значение правовой культуры состоит в том, что это не только и не столько знание своих прав и обязанностей, но и умение и же-
например, данные опроса, проведенного молодежной газетой «Акция» (Поколение У.Пу. Coogle // Акция. 2011. № 5. С. 4). Среди «взрослых» членов общества картина практически такая же. Число лиц, интересующихся политикой, составляет 7,2% (среди пользователей Интернета - 11,7%). См.: Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей // Политические исследования. 2011. № 5. С. 159.
лание воспользоваться ими. Критерием правовой культуры личности является возможность и желание проявлять собственные инициативы (самореализацию), осознание собственной ценности, реальное уважение к праву и готовность ему следовать в рамках своего правового статуса. Правовая культура обеспечивает реальное участие человека во всех сферах государственной и общественной жизни, порождает культуру демократии, высокую гражданственность и ответственность. Правовая активность личности - всегда инициативное полезное поведение, результатом которого является удовлетворение не только частных интересов, но и интересов того или иного коллектива, государства и общества в целом. В силу этого она носит созидательный или преобразовательный характер, что соответствует целям национальной безопасности.
Критерием правовой культуры являются права и свободы человека не в конкретном, а в сущностном и ценностном измерении. Суть права отражает его предназначение и место в системе социо-нормативной регуляции. Права человека, будучи правовым явлением, неотделимы от нравственности, религии, обычаев и традиций и не в последнюю очередь от политики. Национальная безопасность России предполагает безопасность личности, которая во многом обеспечивается возможностью реализации прав и свобод человека.
Проблема формирования правовой культуры (в духе гражданского общества) всегда была актуальна, особенно это касается сохранения самобытности7. Но сегодня этого недостаточно - необходимо, чтобы у индивида сформировалось осознание собственной ценности и ценностей человеческой культуры, в том числе через систему прав человека, желание отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, коллектива, общества и государства всеми законными способами. Правосознание выступает как личностный регулятор юридически значимого поведения8, выявляя отношение ин-
7 См.: Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2009; Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9.
8 См.: Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11-12. С. 2.
дивида к праву, правам и свободам. Это отношение формируется под влиянием (позитивным или негативным) познания и оценки действия норм права в повседневной жизни, в политической деятельности. Оно подразумевает и определенную эмоциональную и прагматическую самооценку индивидом своего поведения и способствует выработке правовой установки, в соответствии с которой он будет действовать.
Правосознание не является раз и навсегда устоявшимся. По мере изменения внешних обстоятельств, внутреннего психологического состояния меняется и личностная оценка политико-правовой действительности. На формирование правосознания влияет также интерес личности. Осознав тот или иной интерес (экономический, политический, правовой), индивид пытается его реализовать в правовых рамках, т.е. воплощает свой интерес в конкретное поведение.
Ценность правосознания состоит в том, что оно обеспечивает действие механизма правового регулирования9, ибо предполагает получение информации о правах, свободах и обязанностях личности. Действие права невозможно без перевода абстрактных правовых предписаний в реальное правовое поведение индивида.
Правосознание является «источником» реализации прав, свобод и обязанностей. В правосознании отражается соотношение между должным и справедливым, понимание права как необходимого условия свободы личности (личной свободы) в обществе и достижения общего блага (интересов гражданского общества), в той или иной мере происходит отождествление с естественными правами и свободами. Оно служит адаптации личности и предполагает как бы наслоение новых представлений и взглядов. Этот новый уровень правосознания может обеспечивать сохранение, поддержку и воспроизводство уже сложившихся общественных отношений или их слом (что, кстати, не всегда «зло»), возникновение других, более отвечающих формированию гражданского об-
9 См.: Касаткин С.Н. Правосознание в структуре правового мира: социально-конструктивистский подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2. С. 140.
щества. Здесь четко прослеживается процесс сохранения и самовоспроизводства правовой системы.
Следует отметить одну особенность правового сознания личности. Не всегда оно поспевает за действиями государства в плане укрепления правопорядка, что негативно сказывается на становлении гражданского общества и повышении политико-правовой активности его членов. Для российского общества в целом характерно (с древних времен) представление о том, что право (закон) предназначено не для разрешения каких-либо споров между людьми, между людьми и государством, а для защиты интересов тех, кто стоит у кормила власти.
Необходимо заметить, что правосознание имеет конкретный характер и продуцируется на правовое поведение личности, порождая либо активность, либо пассивность в осуществлении индивидом своих прав и свобод, формируя либо законопослушного гражданина, либо правонарушителя. В основе правового сознания гражданского общества лежат взаимопомощь и доверие между людьми, которые считаются одной «из наиболее важных синтетических сил в обществе»10.
Правовая культура для личности - это своего рода четко определенный ценностный ориентир социального развития. В отличие от правосознания «она содержит лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально-полезного и ценного»11. В то время как правосознание может носить и право-нарушающий характер. Правовая культура - это понимание права и его возможностей как меры свободы, приоритета личности и ее прав и свобод, уважения достоинства других индивидов; это определенный уровень правосознания как каждого индивида, так и общества в целом. При этом необходимо учитывать специфику правового регулирования в российском государстве, состоящую в том, что в отличие от западных стран, в которых гражданское общество является основой формирования права, у нас право закрепляет изначально модель гражданского общества.
10 Simmel G. The sociology of Georg Simmel. N.Y., 1950. P. 326.
11 Гранат Н.Л. Указ. соч. С. 7.
Правовая культура личности в современном обществе выполняет следующие функции: познавательную - знание своих прав, свобод и обязанностей, процессов правового развития и регулирования; преобразовательную - через реализацию своих прав и свобод человек удовлетворяет как свои собственные интересы и потребности, так и интересы государства и общества и тем самым способствует правовому прогрессу12; ценностно-ориентационную -выработка политической или правовой ценностной установки на конкретную деятельность; регулятивно-прогностическую - обеспечение правопорядка и стабильного функционирования всех институтов гражданского общества и государства. Перечисленные функции направлены на социализацию и активность личности, являясь одновременно и результатом активности индивидов.
Ценность правовой культуры (реализация индивидом своих прав и свобод, соблюдение запретов) состоит в том, что правовая активность личности способствует достижению ее «частных» интересов и потребностей, а также ведет к развитию демократии, достижению компромиссов. Тем самым реализуется стремление человечества построить такое общество, «где всем будет хорошо», где право (и государство) стоит на страже свободы граждан и обеспечивает привычку и потребность действовать не просто правомерно, а посильно участвовать в решении как повседневных дел, так и более общественно значимых.
Личность в гражданском обществе - человек действия, в том числе и в правовой сфере. Это человек, который не только активно овладевает соответствующими знаниями и имеет высокий уровень правосознания, но и активно действует в правовой сфере. При этом признание важности и необходимости использования юридических обязанностей - один из показателей ответственного отношения человека к своему поведению, что также служит показателем правовой культуры в гражданском обществе. О правовой культуре личности можно судить по тому, насколько она сознательно со-
12 Поскольку сфера политики практически полностью регулируется нормами права, активное плодотворное политическое участие (реализация политических прав и свобод) свидетельствует в этом контексте о совпадении политической и правовой культуры.
блюдает действующие запреты, превратилось ли это в привычку. Наконец, надо иметь в виду, что важнейшим элементом правовой культуры гражданского общества является как признание и защита прав и свобод индивида со стороны государства, так и утверждение уважения к ним со стороны каждого человека.
Что касается правовой культуры общества, то она, во-первых, адекватна духовному (внутреннему) миру каждого отдельно взятого человека или социальной группы, во-вторых, отражает степень цивилизованности человеческого общества, во многом определяемой развитостью права, демократических институтов, положением личности в обществе и государстве, в-третьих, способствует усвоению и претворению в жизнь социальных норм поведения человека в семье, на работе, в общественных местах и т.д.
Результатом существования правовой культуры в обществе является преодоление обособленности, отчуждения между людьми и между людьми и обществом. Достаточно высокий уровень и индивидуальной, и общественной правовой культуры порождает готовность сопротивляться негативным явлениям, имеющим место в современном мире, противостоять правовому нигилизму. По словам Н.В. Гоголя, жизнь основана на том, чтобы «учиться самому и научить других, и самому вознестись, и другого вознести. »13.
Следствием должного уровня правового сознания и правовой культуры является правовая активность личности. Гражданское общество и правовое государство требует (не стоит бояться применять данный глагол) реальной дисциплины, основанной на сознательном поведении личности в соответствии с теми социальными нормами (и прежде всего правовыми), которые действуют в том или ином обществе и государстве. Необходимо помнить, что гражданское общество - это арена не только реального воплощения прав и свобод личности, но и ответственного выполнения обязанностей, в том числе юридических, ибо «обязанности индивида перед обществом - естественная плата за пользование теми ценными благами, которые общество. предоставляет ему»14. В этом
13 Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. С. 391-392.
14 Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. № 1. С. 13.
также проявляется правовая культура и личности, и общества в целом.
Правовая культура личности складывается подчас стихийно под влиянием как правовой действительности, так и индивидуальных жизненных обстоятельств, интеллектуально-эмоционального состояния индивида. При этом между правовой культурой гражданского общества (общественной) и правовой культурой личности (индивидуальной) существует прямая и обратная связь. Правовая культура личности и правовая культура общества неотделимы, питают друг друга и взаимно определяют свое содержание. Общество (и государство) по своей природе предназначено для того, чтобы учитывать правосознание населения. И одновременно оно его формирует, если в обществе соблюдается законность и налицо прочный демократический правопорядок.
Для гражданского же общества в сфере обеспечения национальной безопасности характерны: 1) правовая свобода личности как равная такой же свободе другого индивида; 2) предоставление широких возможностей действовать в рамках права. В Конституции РФ содержится 48 статей, в которых определяется конституционно-правовой статус человека и гражданина; 3) действие древнего принципа «нет прав без обязанностей» или «нет обязанностей без прав». При этом действующее право ориентировано на восприятие правовых установлений лично значимых, хотя правомерное, особенно законопослушное поведение - это тоже показатель правовой культуры как личности, так общества в целом; 4) для правовой культуры свойственна толерантность как важная составляющая прав человека15.
Что касается современного периода формирования гражданского общества и правового государства в России, то можно утверждать, что старые идеологические, культурные, политические и правовые ценности еще не забыты, а новые не нашли должной легитимации в общественном правосознании. Такое положение помогает личности адаптироваться, к примеру, к политической демократии и правовой свободе. Однако российская привычка «до основания старый мир разрушить» и на его обломках «новый мир
15 См.: Толерантность. М., 2004. С. 78-109.
построить» отнюдь не способствует достижению целей, которые сформулированы в ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека и его права высшей ценностью. Реализация данного конституционного положения свидетельствует о должном уровне правосознания и правовой культуры общества, о наличии правового государства и гражданского общества и в конечном итоге направлена на обеспечение национальной безопасности России.
Одной из проблем современного гражданского общества является то, что в общественном правосознании не сформировался взгляд на право как на ценность. Правовая культура в российском обществе всегда была слабо востребована. И сегодня по-прежнему непопулярно следовать праву. Можно утверждать, что уровень общественного правосознания, правовой деятельности, степень гарантированности прав и свобод граждан и уровень индивидуального сознания, степень активности в осуществлении прав и свобод находятся явно не на высоте. Это порождает правовой нигилизм, который наиболее ярко проявляется в поведении (активном или, наоборот, пассивном, криминальном или вполне легитимном) личности. Правовой нигилизм представляет опасность для общества, для его безопасности, в частности, потому, что он, как правило, носит стойкий и постоянный характер и отличается массовостью, учитывая, что правосознание, особенно российских граждан, весьма неустойчиво.
Характеризуя состояние правосознания и правовой культуры в России, нельзя не отметить определенные тенденции, которые в наибольшей степени мешают формированию гражданского общества и правового государства: кризис общей культуры; «мода» на криминальные ценности, которые широко культивируются, в том числе через институты гражданского общества; низкий авторитет чиновничества; привыкание к криминогенности окружающей жизни. В результате определенная часть населения присваивает себе «право» не соблюдать закон. Не менее значимы в этом плане половинчатость, непродуманность, а в ряде случаев ущербность и вред-
ность проводимых реформ (взять хотя бы реформирование средней и высшей школы)16.
Нигилизм, особенно в последнее время, приобретает еще и националистическую окраску, способствует образованию соответствующих объединений, в первую очередь молодежных. К тому же правовой нигилизм предполагает как неуважение, непризнание или недооценку права в целом или отдельных законов, так и неприятие и отторжение того или иного типа правопонимания (мировоззренческая или идеологическая форма).
Кроме того, в России «все знают, что надо разрушать, упразднять, реформировать, и почти никто не знает, что же необходимо создавать, строить, чтобы жизнь стала лучше»17. Примечательно в связи с этим высказывание В.О. Ключевского о том, что «реальная русская жизнь не знает никакого права»18. Правовой нигилизм в современном российском обществе носит массовый и как бы демонстративно-разрушительный характер и пронизывает как сферу частной жизни, так и властные структуры, что вызывает в массовом политическом и правовом сознании к ним недоверие.
Нигилизм, будь то политический, нравственный или правовой, с одной стороны, является проявлением определенного мировоззрения, основанного на обесценивании политики, права, общечеловеческих ценностей, а с другой - ведет к абсолютизации «эгоистического начала» и в известной мере порожден недооценкой права по самым разным причинам: «во имя самодержавия или
16 В современном российском обществе в известной мере произошла смена демократических ценностных ориентаций. Подавляющее большинство граждан (59,1%) отдают предпочтение приоритету государства, и только 14,5% - либеральным ценностям и приоритету правовой свободы (см.: Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 21).
17 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Политология. М., 2002. С. 541.
18 Письма. Дневники. Афоризмы. М., 1968. С. 378.
анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства»19.
Нигилизм проявляется также в том, что свобода человека, в том числе политическая или правовая, ограничена только сознанием, а само поведение человека исключает какую-либо свободу в осуществлении прав, свобод и обязанностей. Индивид подчас безразлично относится к своим субъективным правам и свободам20. Причины такого состояния личности разнообразны. Одни из них вытекают из исторического российского опыта, другие связаны с довольно частым несоответствием между законодательством и практикой его применения, третьи - с отсутствием знаний о правах и свободах, и, как следствие, с неумением и нежеланием защищать себя и бороться за свои права и интересы, в том числе используя судебную систему.
Правовой нигилизм - тормоз на пути формирования гражданского общества и не только в силу отрицания значимости права и государства. Правовой нигилизм - это «неспособность. понять смысл правовой свободы, осознать смысл прав и свобод личности, юридическая некомпетентность»21. Отсутствие ответа на вопрос «Что делать?», говорит не в пользу наличия политической и правовой культуры в российском обществе. Это как раз и есть так называемый обыденный правовой нигилизм, неразвитость человеческого достоинства, отсутствие умения отстаивать свои права и интересы легитимным путем.
19 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ вв. // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25.
20 В связи с этим в юридической литературе появился специальный термин «правовое отчуждение», под которым понимается «поведенческий стереотип, характеризующийся неспособностью, нежеланием, неумением, а то и просто невозможностью человека отстаивать свои законные права и интересы или оказывать какое-либо влияние на законодательные процессы в стране» (Выгорбина А.Е. Этика права. М., 2005. С. 86).
21 Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003. С. 141.
Сегодня в российском обществе наблюдается «коктейль» из правового нигилизма и правового идеализма22. Последний выливается в индивидуальном и общественном правосознании в стремление принимать все новые и новые законы по принципу «больше законов, и наступит «рай» на Земле» (по аналогии «вот приедет барин, барин нас рассудит»). А будет ли закон эффективно действовать - об этом не задумываются. И как следствие - правовой нигилизм, подчас в самых крайних формах его проявления, ведущий к криминализации общества и отчуждению личности от политики, власти. Сущности правовой культуры и природе гражданского общества противоречит еще одно явление. Речь идет о том, что индивид подчиняется правовым предписаниям (как силе), не уважая и не признавая их полезности и необходимости.
Формирование правовой культуры личности (равно как и общества в целом) - длительный процесс. Повышение правовой культуры как фактор становления и развития гражданского общества, самореализации личности зависит от многих обстоятельств. Но при этом критерием правовой культуры была и остается правовая свобода личности. По словам Гегеля, свобода и культура обладают характером всеобщности и являются абсолютными ценностями23. Перефразируя знаменитые слова П.И. Новгородцева, нельзя не отметить, что самое дорогое и ценное для правовой культуры
24
- «это доверие к идеи права» .
Вместе с тем многочисленные социологические исследования, проводимые за последние 10-15 лет, показали, что идея прав человека в России так и не стала консолидирующей, в гражданском
22 По словам Н.И. Матузова, нигилизм и идеализм образуют «безрадостную картину политико-правового бескультурья» (Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Правовая культура. 2008. № 2/5. С. 40).
23 См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 83.
24 Новгородцев П.И. Демократия на распутье // П.И. Новгородцев. Введение в философию права. Об общественном идеале. М., 1991. С. 549.
обществе до сих пор преобладает критическая оценка реальных возможностей для защиты прав и свобод граждан25.
Политическая и правовая культура современной России, впитывая опыт, накопленный человечеством, тем не менее не может не отражать национальные традиции. В связи с эти необходимо разработать национальную концепцию прав человека с учетом происходящих в мире глобализационных (в том числе информационных) процессов, ведущих к универсализации прав человека, а также особенностей сосуществования в России одновременно нескольких цивилизаций, плюрализма религий, национального менталитета, экономических и политических условий жизни. Эта концепция должна представлять собой программу по обеспечению реализации разносторонних интересов личности и формирования ее нравственного и правового сознания в духе уважения права, прав и свобод других. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Современное российское законодательство, в первую очередь конституционное, отражает либеральные ценности, приоритет личности, естественные и неотчуждаемые права как некие международные стандарты, признание человеческого достоинства, определенный набор фундаментальных прав.
Сегодня необходимо сделать следующий шаг - перейти от носителя и пассивного потребителя прав и свобод к творческой самореализующейся личности. Национальная концепция должна быть основана на всестороннем анализе существующих отношений, положении дел в сфере прав человека. Это предполагает взаимодействие всех социокультурных компонентов (экономических, политических, демографических, нравственно-психологических, правовых и др.) и ориентацию на политико-правовое и социально-экономическое устойчивое развитие российского общества и повышение его политико-правовой культуры.
25 См., например: Савин М.С. Международные и национальные механизмы обеспечения прав человека в оценках общественного мнения // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 299-301.
Национальная концепция должна быть направлена на то, чтобы права человека были бы не только задекларированы, но и обеспечены, преодолена исторически сложившаяся антиличностная направленность социума. Реализация этой концепции будет способствовать адаптации, социализации, самоидентификации и интеграции личности, а также разрешению конфликтов личности с правом в современном обществе. В ее основе должна лежать определенная нравственная или политическая (лучше - нравственно-политическая) идея, которая была бы нацелена на сохранение и воспроизводство традиционных ценностей российского общества.
Разработка данного документа будет способствовать обеспечению на практике национальной безопасности, признанию личности не только как объекта, но и, главное, как субъекта национальной безопасности.
Н.Б. Крылов*
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВООРУЖЕННАЯ СИЛА И МАССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Одной из важнейших проблем современности является прекращение массовых и грубых нарушений прав человека. Международное право предусматривает разные формы ... и контроля, институционные механизмы и проверки. К сожалению, это не может искоренить массовое нарушение прав человека. Возникает закономерный вопрос о возможности использования вооруженной силы государства для обеспечения прав человека в другом государстве.
Данная проблема не является абсолютно новой, поскольку вооруженная сила неоднократно использовалась для защиты жизни граждан другого государства и ранее. Например, в 18271830 гг. Россия вместе с Великобританией и Францией осуществила военную интервенцию в Турцию для защиты греков-
Заведующий сектором международно-правовых исследований Института государства и права РПАН, доктор юридических наук, профессор.