недвижимого имущества супругов // Нотариус. 2011. № 4. С. 31-36.
2. Ландаков В.Н. О защите давностного владения земельными участками: проблемы и решения // Аграрное и земельное право. 2011. № 6. С. 35-40.
Жигулин А.А.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ФОРМА ПРАВОСОЗНАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, сознание права, уровень правовой культуры.
Аннотация: данную научную статью автор посвятил проблемам правовой культуры личности, акцентировал внимание на необходимости повышения правовой культуры и предложил пути реализации предложенных совершенствований.
Keywords: legal culture, legal consciousness of law, the level of legal culture.
Abstract: this scientific article the author dedicated to the problems of the legal culture of personality, focused attention on the need to improve the legal culture and suggested ways of implementing the proposed improvement.
Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опирается государственная власть, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в
правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.
В психологической, философской и юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая появилась не так давно. Следовательно, правовая подсистема общества - правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая действительность, правовая надстройка трактуются как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта правовой жизни общества [1].
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в
социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.
Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право - особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей - это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.
Правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение [2].
Правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение
культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях [3].
Правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса.
Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения и доктрин правовой культуры.
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества:
• Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.
• Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Под правовой культурой личности также понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.
В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовою науку, законность, правопорядок и др.) и составляет
часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности [4].
Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.
В структуру правовой культуры входят:
1) правосознание
2) право
3) правовые отношения
4) законность и правопорядок
5) правомерная деятельность субъектов
6) государственные правовые институты
7) юридическая наука
8) юридические акты.
Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм [4].
Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний, норм, законов, процессов,
кодексов и т.д. и на правильное применение их на практике.
Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степени законы отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.
Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является механизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельности ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической -правотворческой и правореализующей, в том числе и правоприменительной деятельности.
Существуют два важных критерия повышения правовой культуры в российском обществе - уровень развития законодательства и состояние законности в стране. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.
К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:
• социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;
• технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка,
однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;
• эффективность законодательства - соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная ценность. Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности [5].
Все эти позиции обобщаются в категории законности -социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.
Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права -юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.
• Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как
организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.
Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права.
При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а, следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры и ее сторона.
Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, -безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между
народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну. Правовой нигилизм - это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу.
Правовая культура может повышаться в процессе целенаправленной деятельности по правовому воспитанию субъектов права. Правовое воспитание является важнейшим средством формирования и моделирования правосознания граждан государством и всеми остальными институтами политической и правовой системы общества.
Правовое воспитание предполагает осуществление целого комплекса мероприятий воспитательного, учебного и информационного характера, оно может осуществляться в разных направлениях и имеет богатый инструментарий. Это и непосредственное правовое воспитание органами государственной власти, и воздействие через средства массовой информации, посредством культуры и искусства и сферы образования. При этом особо выделяется такой важнейший аспект правового воспитания, как наглядный пример правовой культуры самих государственных органов и должностных лиц.
Список литературы
1. Калинская В.И., Ратипов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. С.43.
2. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 2003, С.113.
3. Основы государства и права: Учеб. для ВУЗов. М., 1994.
4. Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Кчеб. для ВУЗов. М., 1997, С.332.
5. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. Самара, 1991.