Научная статья на тему 'Политико-экономическая ситуация в Палестине в период британского мандата и предпосылки возникновения арабо-израильского конфликта'

Политико-экономическая ситуация в Палестине в период британского мандата и предпосылки возникновения арабо-израильского конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2644
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКИЙ МАНДАТ / ПАЛЕСТИНА / ИЗРАИЛЬ / СИОНИЗМ / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / BRITISH MANDATE / PALESTINE / ISRAEL / ZIONISM / ARAB-ISRAELI CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Анна Андреевна, Иванов Андрей Владимирович

Рассматривается история Палестины в период действия британского мандата с 1922 по 1948 г., представлен анализ взаимоотношений между палестинскими арабами и евреями, общественно-политической и экономической ситуации в этой стране, определяется роль мандатария (Британия), способствовавшего в конечном итоге разделу Палестины и образованию государства Израиль. Объектом исследования выступает Палестина в период создания постколониальной системы международных отношений после Первой мировой войны, предметом – политико-экономическая ситуация в Палестине в период действия британского мандата. Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в том, что в нем с опорой на базовые исторические документы первой половины XX в. выявляются истоки арабо-еврейского конфликта, оказывающего дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе и затрагивающего геополитические интересы ведущих мировых политических игроков. Анализ политической и экономической ситуации позволяет выявить следующие причины, способствовавшие возникновению не прекращающегося до сих пор арабо-израильского конфликта: 1) двойственный характер политики мандатария, не заинтересованного в создании независимого арабского государства в Палестине; 2) растущая экономическая зависимость и обнищание палестинских арабов на фоне ничем не ограниченной скупки сионистскими фондами земель сельскохозяйственного назначения; 3) политическая неорганизованность и разобщенность арабского населения, отсутствие сформировавшихся политических сил, способных отстаивать интересы арабского народа Палестины; 4) рост влияния сионистов и их организаций в Палестине; 5) постоянное увеличение количества еврейских иммигрантов и интенсивное строительство еврейских поселений на территориях, принадлежавших палестинским арабам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND ECONOMIC SITUATION IN PALESTINE DURING THE BRITISH MANDATE AND BACKGROUND OF THE ARAB-ISRAELI CONFLICT

The paper deals with the history of Palestine over the period of the British mandate from 1922 till 1948, analysis of the relationship between Palestinian Arabs and Zionists, description of the socio-political and economic situation in the country, revelation of the role of the mandate-holder (Britain), contributed to a great extent to the partition of Palestine and the formation of Israel as a separate state. The object of research is Palestine during the creation of the post-colonial system of international relations after the First World War; the subject is the political and economic situation in Palestine in the period of the British mandate. The theoretical significance of the research is that it reveals the origins of the continuing Arab-Jewish conflict which has a destabilizing effect on the situation in the region and touches the geopolitical interests of leading political players. The analysis of the political and economic situation allows to identify the following causes contributing to the still ongoing Arab-Israeli conflict: (1) the dual character of the policies of the mandate-holder who is not interested in the creation of an independent Arab state in Palestine; (2) the growing economic dependence and impoverishment of Palestinian Arabs against the background of unlimited buying up the agricultural lands by the Zionist funds; (3) political disorganization and disunity of the Arab population, the absence of formed political forces able to defend the interests of the Arab people of Palestine; (4) the increasing influence of Zionists and of their organizations in Palestine; (5) a growing number of Jewish immigrants and the intensive erection of Jewish settlements in the territories belonging to the Palestinian Arabs.

Текст научной работы на тему «Политико-экономическая ситуация в Палестине в период британского мандата и предпосылки возникновения арабо-израильского конфликта»

УДК 94 (569.4)

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-15-23

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПАЛЕСТИНЕ В ПЕРИОД БРИТАНСКОГО МАНДАТА И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

А. А. Иванова 1, А. В. Иванов2

1 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Санкт-Петербург

2 Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород

Рассматривается история Палестины в период действия британского мандата с 1922 по 1948 г., представлен анализ взаимоотношений между палестинскими арабами и евреями, общественно-политической и экономической ситуации в этой стране, определяется роль мандатария (Британия), способствовавшего в конечном итоге разделу Палестины и образованию государства Израиль. Объектом исследования выступает Палестина в период создания постколониальной системы международных отношений после Первой мировой войны, предметом - политико-экономическая ситуация в Палестине в период действия британского мандата.

Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в том, что в нем с опорой на базовые исторические документы первой половины XX в. выявляются истоки арабо-еврейского конфликта, оказывающего дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе и затрагивающего геополитические интересы ведущих мировых политических игроков.

Анализ политической и экономической ситуации позволяет выявить следующие причины, способствовавшие возникновению не прекращающегося до сих пор арабо-израильского конфликта: 1) двойственный характер политики мандатария, не заинтересованного в создании независимого арабского государства в Палестине; 2) растущая экономическая зависимость и обнищание палестинских арабов на фоне ничем не ограниченной скупки сионистскими фондами земель сельскохозяйственного назначения; 3) политическая неорганизованность и разобщенность арабского населения, отсутствие сформировавшихся политических сил, способных отстаивать интересы арабского народа Палестины; 4) рост влияния сионистов и их организаций в Палестине; 5) постоянное увеличение количества еврейских иммигрантов и интенсивное строительство еврейских поселений на территориях, принадлежавших палестинским арабам.

Ключевые слова: британский мандат, Палестина, Израиль, сионизм, арабо-израильский конфликт.

Актуальность обращения к вопросам, касающимся политики Британии на подмандатных палестинских землях в период с 1922 по 1948 г. и взаимоотношений между палестинскими арабами и еврейскими иммигрантами, въехавшими на территорию Палестины, обусловлена тем обстоятельством, что в описываемый период времени были заложены основы межэтнического и межрелигиозного конфликта в Святой земле. В конфликт оказались вовлечены не только сами непосредственные его участники - арабы и евреи, но и страны, ближневосточная политика которых так или иначе должна была быть направлена на недопущение конфликта как такового. Административно-политические просчеты и ошибки в управлении подмандатными территориями привели к арабо-израильскому противостоянию, продолжающемуся и по сей день.

Объектом исследования в статье выступает Палестина в период создания постколониальной системы международных отношений после Первой мировой войны; предметом исследования является политико-экономическая ситуация в Палестине в период действия британского мандата, на фоне которой складываются сложные и противоречивые

отношения между местным арабским и еврейским населением.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем с опорой на базовые исторические документы первой половины XX в. устанавливаются причины арабо-еврейского конфликта, оказывающего дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе и затрагивающего геополитические интересы ведущих мировых политических игроков.

Новизна предпринятого исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка выявить специфику подмандатного управления Палестиной в период с 1922 по 1948 г., проанализировать в целом политику мандатария на Ближнем Востоке, результатом которой стал раздел палестинской территории и возникновение государства Израиль.

Источниковой базой исследования послужили тексты соглашений между странами-мандатариями, протоколы заседаний мандатной комиссии Лиги наций, касающиеся вопросов ближневосточного урегулирования, решения комиссий, учрежденных мандатарием в период действия британского мандата на Палестину, а также исследования

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 9 (186)

современных историков, посвященные проблемам ближневосточной политики.

1. Возникновение мандатной системы как формы управления бывшими колониями. Характерной чертой колониальных переделов ХХ в. являлась особая форма государственной зависимости бывших колоний от стран-метрополий, которая была установлена Версальским и прочими договорами и получила известность под названием мандатной системы.

Статья 22 Устава Лиги наций определяла мандатную систему управления колониями таким образом: «Лучший метод практически осуществить этот принцип священной миссии цивилизации - это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны ее принять; они должны осуществлять эту опеку в качестве мандатариев и от имени Лиги» (цит. по [1, с. 6]).

Мандатная система формально представлена в международных актах того времени как переходная форма государственной зависимости - от колоний к самостоятельным государственным образованиям. Основа мандатной системы была заложена на Парижской мирной конференции 1919 г., которая по итогам Первой мировой войны и с учетом поражения в ней Германии и Турции юридически закрепила передел немецких и турецких колоний.

Своим авторством мандатная система во многом обязана генералу Яну Христиану Смэтсу, делегату на конференции от Южно-африканского союза, командовавшему британскими вооруженными силами, завоевавшими две основные германские колонии - Юго-Западную и Восточную Африку. В первоначальный проект Смэтса были внесены поправки Вудро Вильсона, и в таком виде проект был принят Парижской конференцией, а позже стал частью Устава Лиги наций (ст. 22).

Мандатная система предполагала подразделение подмандатных территорий на три группы: «А» (бывшие турецкие владения), «В» (Центральная Африка) и «С» (Юго-Западная Африка и острова Тихого океана).

2. Соглашение Сайкса - Пико. Еще до Парижской мирной конференции в Лондоне между Британией и Францией (при участии России) 9 мая 1916 г. было заключено соглашение о разделе Азиатской Турции, получившее название соглашение Сайкса - Пико. Франция получала по этому соглашению сирийское побережье, Аденский вилайет и территорию к востоку и северо-востоку от границы Российской империи. Британия получала южную часть Месопотамии (включая Багдад), а также порты Хайфы и Акры в Палестине. Соглашение

предусматривало также, что «зона между французскими и британскими территориями образует конфедерацию арабских государств или единое независимое арабское государство». В отношении Палестины утверждалось, что «она будет отделена от Турции, и над ней будет установлен специальный режим, имеющий быть определенным последующим соглашением» [2].

В соответствии с соглашением Сайкса - Пико устанавливались две зоны: отходящая к Британии красная зона (Южная Месопотамия с Багдадом) и закрепляемая за Францией синяя зона (сирийское побережье, Киликия и территория к востоку и северо-востоку от российской границы). В этих зонах планировалось в будущем «установить такую администрацию и такой контроль, которые они (Британия и Франция) пожелают и сочтут нужным установить по достижении соглашения с арабским государством или конфедерацией арабских государств» [2].

Между этими зонами устанавливались две другие зоны: «А» (к северу) и «В» (к югу), которые должны были составлять «сферы влияния» Франции и Британии. Соглашение Сайкса - Пико предусматривало также создание пятой, коричневой зоны, которую составляла Палестина, исключая упомянутые выше порты Хайфы и Акры. В этой зоне предполагалось учредить международную администрацию. К моменту открытия Парижской конференции такое распределение территорий уже было подкреплено размещением на них англофранцузских вооруженных сил (рисунок).

Палестина в период британского мандата (1920 г.)

3. Декларация А. Бальфура. Параллельно действиям, обусловленным соглашением Сайкса - Пико, Британия, с одной стороны, вела переговоры с арабами, гарантируя им поддержку в создании независимого арабского государства в границах от

37° широты на востоке и до Индийского океана на юге в обмен на помощь в войне с турками, а с другой - договаривалась с еврейской диаспорой о создании в Палестине так называемого еврейского «национального очага». Активное участие в переговорах с британцами сыграл Хаим Вейцман, глава сионистской комиссии в Палестине в 1918 г., ставший в 1949 г. первым президентом государства Израиль. Эти договоренности были зафиксированы в Декларации британского министра иностранных дел Артура Джеймса Бальфура от 2 ноября 1917 г., которая вошла в текст мандата на управление Палестиной [3].

В историографической литературе существует несколько объяснений появления декларации Баль-фура:

1) «сионистское», согласно которому это заслуга британских сионистов во главе с Х. Вейцманом, которые смогли добиться реализации своих планов;

2) «пропагандистское», объясняющее появление декларации попыткой Британии заручиться поддержкой еврейской диаспоры в США и России;

3) «британско-имперское», обосновывающее колониальные притязания Британии на палестинскую территорию;

4) «идеалистическое», трактующее появление декларации как дружественный жест Британии по отношению к евреям [4, с. 7].

Перечисленные выше «объяснения» целесообразно оценивать с учетом политических и экономических целей непосредственных участников и бенефициаров так называемого проекта ближневосточного урегулирования - Британии, палестинских арабов и евреев. При этом справедливым представляется утверждение, что «для еврейских исследователей характерна четко выраженная антиарабская позиция в палестинском вопросе, для арабских историков эта позиция практически однозначно антиеврейская», причем ни тех, ни других «не интересует вся совокупность факторов, влиявших на британскую политику на Святой земле» [5, с. 8-9].

Именно по этой причине правовой статус декларации, необходимость ее принятия и последующего включения в текст мандата Лиги наций на Палестину, степень сбалансированности и неангажированности ее формулировок до сих пор вызывают споры в среде историков. «Международно-правовая незаконность принятия декларации Баль-фура... сам мандат, являющийся проявлением «мандатного колониализма», привел в конце концов к арабским восстаниям в Палестине в 1929 г. и в 1936-1939 гг. Эти документы и стали первопричиной возникновения проблемы Палестины, да и всего Ближневосточного конфликта» [6, с. 287].

Как отмечает А. В. Шандра, «будущее Палестины с момента публикации декларации Бальфура. окончательно стало ассоциироваться с созданием и развитием в ней национального очага для евреев» [7, с. 13], правда, «при условии сохранения прав нееврейских общин Палестины» [8, с. 17].

Официальное распределение мандатов категории «А» Верховным советом союзников и закрепление за Британией и Францией подмандатных ближневосточных территорий состоялось в Сан-Ремо 25 апреля 1920 г. Под британский мандат попали Палестина и Трансиордания с населением более 800 тыс. человек, занимавшие территорию более 9 тыс. кв. английских миль, а также трехмиллионный Ирак. Территория подмандатной Палестины составляла 23 тыс. кв. км. С запада Палестина омывалась Средиземным морем, на востоке граница проходила вдоль Трансиордании1, на севере Палестина граничила с Сирией, на юге - с Египтом.

4. Демографическая, экономическая и политическая ситуация в Палестине в первые годы британского мандата

4.1. Демографическая ситуация. Деревенское население Палестины в первое десятилетие после учреждения британского мандата насчитывало около 55 %, городское - 33 %, бедуинское - 12 %. По национальному признаку подавляющую часть населения составляли арабы (77 %), евреи - около 18 %.

Год Мусульмане Христиане Евреи Всего

1922 590 890 73 024 83 794 757 182

1927 557 649 76 643 149 554 785 666

1929 572 443 80 225 154 330 815 516

1931 759 952 90 607 175 006 1 035 154

Анализ данных таблицы [1, с. 69] показывает, что население Палестины в описываемый период и позднее прирастало главным образом за счет иммигрировавших на эту территорию арабов и евреев. Арабы оседали в основном на трансграничных землях между Палестиной и Трансиорданией, где возможность перехода границы была чрезвычайно высока в силу слабого пограничного контроля.

Стимулом для иммиграции еврейского населения послужили некоторые специфические условия мандата, способствовавшие созданию на палестинской территории еврейского «национального очага». Эти условия были оговорены мандатарием в лице Британии и сионистскими организациями. Юридическую основу для еврейской иммиграции составляла ст. 6 британского мандата, в которой говорилось: «Администрация Палестины. будет облегчать еврейскую иммиграцию на подходящих

1 Трансиордания была выделена из палестинского мандата Советом Лиги наций и в 1921 г. преобразована британской администрацией в буферное государство во главе с эмиром Абдуллой.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

условиях и будет поощрять... сплошное поселение евреев на земле, включая государственные земли и порожние земли, не требующиеся для публичных целей» [9].

Поток еврейских иммигрантов из стран диаспоры усилился в 1924-1926 гг. и шел большей частью из Польши, Румынии и Прибалтики. Увеличение числа переселенцев фиксируется также в 19311932 гг. в связи мировым экономическим кризисом и приходом к власти нацистов в Германии. Наибольшее число иммигрантов пришлось на последние месяцы 1932 г., среди которых было много евреев, располагавших значительным капиталом.

В составе третьей алии2 в страну въехало около 35 тыс. иммигрантов, затем около 85 тыс. в составе четвертой алии. В 1929 г. началась пятая, самая многочисленная алия, составившая около 250 тыс. человек. Ее пик пришелся на середину 30-х гг. [10, с. 165, 168]. В период третьей алии в Палестине активно развернулась система еврейских сельскохозяйственных коммун (кибуцев).

4.2. Ситуация в сфере землевладения и землепользования. В период турецкого владычества большая часть земли находилась в собственности крупных землевладельцев (эфенди). После учреждения мандата положение изменилось незначительно, поскольку землевладельцы продолжали владеть более чем 20 тыс. га плодородной земли и отчуждали в свою собственность наделы, которыми владели феллахи. Участие в переделе земельной собственности принимали и еврейские колонисты, что приводило к открытым стычкам между ними и местными крестьянами, которых фактически сгоняли с принадлежавших им земель. Положение осложнялось тем, что Британия открыто поддержала сионистов. Верховный комиссар Палестины сэр Герберт Сэмюэл в 1920 г. издал «Указ о передаче земли», облегчивший скупку поместий арабских феодалов сионистскими фондами [10, с. 168].

Со временем тенденция к скупке сельскохозяйственных земель Еврейским национальным фондом еще более усилилась. По данным фонда, в 1930 г. им было приобретено 16 500 дунамов3 земли, в то время как в докладе комиссии Ван Риса (Van Rees) указывается цифра 24 516 дунамов [11, с. 47]. С целью скупки палестинских земель сионисты еще в 1903 г. учредили Англо-Палестинский банк, кредитное учреждение, финансировавшее

2 Алия (букв. «подъем», «восхождение», «возвышение») -репатриация евреев в Израиль, а до основания Государства Израиль - в Землю Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, закрепленным в законе Израиля «О возвращении».

3 Дунам (от тур. <йпит) - единица измерения площади земельных участков в некоторых странах и на территориях, находившихся в прошлом под властью Османской империи: в Израиле, Иордании, Ираке, Ливане, Ливии, Сирии, Турции и др.

также и строительство еврейских поселений в Палестине [12, с. 111]. «Распродажа земель сужала арендный земельный фонд, что позволяло землевладельцам создавать конкурсную обстановку и сохранять высокую арендную плату. В силу временного характера аренды ни землевладелец, ни арендатор не занимались улучшением плодородия арендуемых земель. У арендатора также отсутствовала мотивация бороться за более высокие урожаи...» [13, с. 177-178].

Выраженное имущественное расслоение между арабами и евреями, а также поддержка Британией еврейских репатриантов во многом определили характер отношений между сионистами и местным арабским населением.

4.3. Политические движения и партии в Палестине. В рамках мандата формировалась система национальных учреждений на территории Палестины, создаваемых местным населением. В 19201940-х гг. оформилось еврейское переселенческое общество (ишув), выстраивались его общественно-политические структуры. Совокупность этих структур стала основой системы, получившей название Кнесет-Исраэль. Она состояла из представительного органа Асефат ха-нивхарим (Национальная ассамблея), исполнительного органа Ваад ле-умми (Национальный комитет), а также раввината (орган религиозного представительства). В Палестине функционировало также отделение Всемирной сионистской организации (ВСО). Функции этого отделения в 1929 г. перешли Еврейскому агентству.

В 1930 г. возникла Рабочая партия Израиля Ма-пай во главе с Д. Бен-Гурионом, который в 1935 г. возглавил Еврейское агентство, а спустя 13 лет стал первым премьер-министром провозглашенного в 1948 г. Государства Израиль. Религиозно-сионистское течение было представлено в ишуве партией Мизрахи. Гражданский блок Эзрахим объединял небольшие политические группировки и представлял интересы среднего класса. Эзрахим тяготел к движению «Общих сионистов», правое крыло которого со временем стало отличаться выраженным радикализмом и непримиримостью. Возглавляемые В. Жаботинским, радикалы-ревизионисты в 1933 г. вышли из ВСО. В 1937 г. они создали подпольную Национальную военную организацию Иргун цвай леуми, в которую входило до 5 тыс. боевиков.

Кроме ревизионистов на обочине политической жизни оказались Палестинская коммунистическая партия, а также еврейские религиозные ортодоксы харедим, представленные организацией Агудат Исраэль.

К ряду общественных организаций относилась Всеобщая федерация еврейских трудящихся Ги-

стадрут, созданная в 1920 г. и объединившая в своем составе около 70 % лиц, работавших по найму. Однако и эта организация, как отмечают исследователи, больше внимания уделяла насаждению культа дисциплины и расширению своих политических полномочий, чем правам еврейских трудящихся [12, с. 117; 14, с. 198-216].

Политическая власть над мусульманами была сосредоточена в руках великого муфтия Иерусалима Хадж Мухаммада Амина аль-Хусейни, избранного в 1921 г. В 1922 г. он возглавил Высший мусульманский совет Палестины, а в 1931 г. собрал в Иерусалиме Международный конгресс панисламистов.

Антибританским и антисионистским движением арабов стал руководить Арабский палестинский конгресс (АПК), главой которого до 1934 г. был Муса Казым аль-Хусейни.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод, что еврейская и арабская общины по-разному и с разной степенью эффективности формировали свои политические институты. Если в отношении арабов справедливым будет утверждение, что их политическая активность имела в основном религиозную и националистическую подоплеку, ограничивавшую арабов в аспекте полноценного строительства и развития органов политического управления, то в отношении евреев Палестины верным является признание того факта, что им удалось создать как законодательные, так и исполнительные органы управления, действовавшие самостоятельно и не нуждавшиеся в опеке и контроле со стороны британской администрации.

5. Непоследовательность политики мандатария и сложности в управлении подмандатными территориями. Сложности в управлении подмандатными территориями были обусловлены противоречивыми положениями, с одной стороны, ст. 3 мандата и ст. 22 Устава Лиги наций, налагавшими на мандатария обязанности по опеке и развитию подмандатных территорий с учетом интересов местного арабского населения, а с другой - ст. 2 мандата и декларацией Бальфура, в которой закреплялись обязательства мандатария перед сионистскими организациями, заботившимися о соблюдении интересов еврейских поселенцев. Поскольку декларация Бальфура фактически признавала еврейских иммигрантов, в том числе и будущих, в качестве коренного населения Палестины, арабское население оказывалось в положении народа, права которого на палестинские земли были серьезно ущемлены. В сложившейся ситуации британская администрация фактически должна была выражать интересы «отсутствующего», т. е. еще не репатриировавшегося в Палестину еврейского населения. Однако это не мешало ей оказывать поддержку и фор-

мировавшемуся арабскому национально-освободительному движению [8, с. 18]. С подобной трактовкой официального политического курса Британии, проводимого ею на подмандатной территории, коррелирует мнение ряда израильских исследователей, выражающих несогласие с тезисом о том, что «англичане помогали евреям вытеснять местное арабское население Палестины и позволили евреям наводнить Палестину» [15, с. 26-27].

Тем не менее известно, что Британия никогда не придавала большого значения своим обязательствам перед арабами, хотя с течением времени и вынуждена была все чаще выступать в качестве «третейского судьи для двух принципиально несовместимых и политически непримиримых национальных движений» [16, с. 168]. Доказательством этому может служить телеграмма министра иностранных дел Грэя британскому послу в Риме Дж. Родду от 21 сентября 1916 г. о том, что Британия готова признать независимое арабское государство в случае, если бы арабы «преуспели в установлении своей независимости», и единственное обещание, которое было дано, состояло в сохранении независимого мусульманского контроля над святыми местами ислама [4, с. 22]. Однако арабские лидеры нередко шли на компромиссы с британскими властями в неоправданной надежде заручиться их поддержкой в борьбе против сионистов [12, с. 107].

В ходе государственного строительства на подмандатной территории, в том числе и в сфере формирования местных органов управления, возник «явный дисбаланс в допуске арабов и евреев в управлении страной в пользу последних. Это наводит на мысль о разделении сущности косвенного колониального управления для арабской и еврейской частей населения.» [7, с. 14]. Разумеется, интересы еврейских поселенцев представляла не только британская администрация, но и собственно сами еврейские организации: умеренное сионистское крыло, выступавшее за постепенное экономическое и культурное освоение Палестины, т. е. разделявшее положения декларации Бальфура, а также «непримиримые» во главе с В. Жаботин-ским, не признававшие компромиссов с арабами и ставившие себе целью создание на землях Палестины моноэтнического еврейского государства (идея «железной стены»).

Поддержка британской администрацией еврейских иммигрантов и еврейских организаций в Палестине привела к тому, что арабская и еврейская стороны заняли в отношении друг друга непримиримые позиции, препятствовавшие разрешению конфликта. Уже в начале действия мандата в Палестине отмечались столкновения между арабским и еврейским населением, сопровождавшиеся насилием, погромами и массовыми убийствами.

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 9 (186)

6. События 1929 года. Выводы и рекомендации комиссий У Шоу и Х. Симпсона. Особенно кровопролитным было восстание в 1929 г. в Иерусалиме, известное как События 1929 г. (восстание Западной Стены, Восстание Бурак). В восстании приняло активное участие крестьянское арабское население. В ходе восстания, распространившегося на Наблус, Хайфу, Акку и Яффу, согласно официальным данным британских властей, было убито 196 человек, из них 109 евреев и 87 арабов, свыше 500 человек были ранены. Арабы устроили погромы в Хевроне, Цфате, Шхеме, Рамалле, Дженине и Газе. Восстание было подавлено британскими вооруженными силами и вынудило Лигу наций созвать в 1930 г. специальную мандатную комиссию, разбиравшуюся в причинах конфликта и отметившую в своих выводах, что выступление арабов носило антибританский характер, было направлено прежде всего против интересов мандатария, в то время как еврейское население оказалось лишь косвенно при-частно к случившемуся кровопролитию. Таково, во всяком случае, было мнение вице-председателя мандатной комиссии Ван Риса, озвученное им на заседании XII сессии комиссии [11, с. 36] и в дальнейшем подтвержденное фактом бойкота, объявленного арабами британским властям [12, с. 118].

Сам мандатарий учредил комиссию по расследованию обстоятельств арабских волнений 1929 г. под руководством сэра Уолтера Шоу, которая собрала свидетельства обеих сторон [17]. Комиссия Шоу пришла к выводу о том, что одной из причин беспорядков и насилия стало недовольство палестинцев просионистской политикой мандатария. Комиссия рекомендовала исключить декларацию Бальфура из текста мандата, ограничить еврейскую иммиграцию и скупку земли евреями. Министр по делам колоний лорд Пассфилд включил эти рекомендации во вторую Белую книгу, выпущенную правительством Британии [12, с. 108].

Кроме комиссии Шоу в Палестине действовала также британская комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчет в 1930 г.

Комиссия Симпсона, отметив, что британские власти предприняли все от них зависящее, чтобы воспрепятствовать беспорядкам, в качестве причин последних указала следующие: усилившаяся еврейская репатриация и приобретение евреями земель сельскохозяйственного назначения, изгнание с земель арабских феллахов, приведшее к возникновению класса безземельных арабов, рост стоимости земли, невозможность аренды этих земель и осуществления сельскохозяйственной деятельности на них арабами в связи с позицией Еврейского национального фонда, рост безработицы среди арабского населения, во многом обусловленный

отказом еврейских предприятий принимать на работу арабских рабочих и ремесленников.

Комиссия рекомендовала ограничить еврейскую иммиграцию, прекратить практику скупки евреями арабских земель, создать палестинский законодательный орган с арабским большинством, увеличить количество мандатных вооруженных сил, ограничить полномочия сионистских организаций [18].

Сделанные выводы и рекомендации не привели к существенному изменению ситуации в Палестине, поскольку на практике реализованы не были. Британская администрация предложила созвать Законодательный совет с правом последнего слова за Британией, но это предложение было отвергнуто как арабами, так и евреями.

25 апреля 1931 г. ведущие арабские политические партии сформировали так называемый Верховный арабский комитет (ВАК), который призвал к прекращению еврейской иммиграции, запрету продажи земли евреям, созыву законодательного собрания и объявил всеобщую забастовку сроком на месяц.

К середине мая 1931 г. Британия ввела в Палестине военное положение и пообещала ограничить еврейскую иммиграцию до 4 500 человек в следующие полгода. ВАК не устроили эти предложения мандатария, и он призвал к продолжению восстания.

7. Продолжение восстания. Выводы и рекомендации комиссий лорда Пиля и Дж. Вудхеда. Беспорядки на подмандатных палестинских землях продолжались в течение нескольких лет. В мае 1936 г. ВАК объявил всеобщую забастовку и организовал общенациональную демонстрацию. Только в Иерусалиме на улицы вышли более 2 тыс. арабов. А в Яффе три недели спустя британская полиция уже была вынуждена открыть огонь по демонстрантам по причине эскалации насилия [12, с. 119]. К концу лета 1936 г. беспорядки охватили значительную часть сельской местности. В октябре 1936 г. ВАК предложил установить перемирие в связи с приездом в Палестину комиссии лорда Уильяма Роберта Пиля.

Изучив на месте положение дел и заслушав более 130 свидетелей с обеих сторон, комиссия в качестве причины арабского восстания назвала неприятие арабами идеи о еврейском «национальном очаге». Комиссия предложила заменить мандат на систему соглашений между британской администрацией, арабами и сионистами и создать два государства: арабское, включающее восточную часть Трансиордании и большую часть Палестины, и еврейское - на оставшейся части палестинской территории.

Соглашение предусматривало также строгие гарантии безопасности этнических меньшинств в обоих государствах, создание сухопутных, военно-

морских и военно-воздушных сил, сохранение гражданской и промышленной инфраструктуры (дорог, портов, нефтепроводов и др.), создание третьей зоны, включающей Иерусалим и Вифлеем, которая должна была остаться подмандатной территорией, выплату евреями компенсаций в пользу арабов за потерю последними части своей территории [19].

Хотя обе конфликтующие стороны с предложенным планом не согласились, 13 сентября 1937 г. министр иностранных дел Британии Энтони Иден все же представил Лиге наций проект раздела Палестины и предложил направить туда техническую комиссию для разработки детального плана раздела. Реализация этого плана была отложена из-за позиции арабов и евреев. Последние, несмотря на то что Сионистский конгресс в Базеле, состоявшийся в том же году, одобрил идею раздела, не поддержали в итоге план лорда Пиля в связи «с враждебностью со стороны арабов» [16, с. 164].

В 1938 г. в целях выявления возможности реализации плана лорда Пиля была создана комиссия сэра Джона Вудхеда, которая должна была сформулировать рекомендации относительно установления границ арабского и еврейского государств, степени их экономической самостоятельности, этнического состава населения и т. д. Вудхед и его комиссия пришли к выводу о невозможности в сложившихся условиях и с учетом позиций конфликтующих сторон осуществить план лорда Пиля на практике.

К 1939 г. боевые действия между еврейской и арабской палестинскими общинами прекратились, а во время Второй мировой войны Британия вынуждена была отложить процесс их территориального размежевания.

8. Завершающий период действия британского мандата и раздел Палестины. Во время войны арабское освободительное движение оказалось расколотым. Великий муфтий бежал, открыто примкнув к немецким нацистам. В 1944 г. политические арабские фракции, понуждаемые к объединению сирийским премьером Джамилем Мардамом, выдвинули Мусу аль-Алами в качестве делегата на александрийскую конференцию по созданию организации «Лига арабских государств» (ЛАГ). В 1945 г. Джамиль Мардам способствовал возрождению ВАК, а аль-Алами организовал за рубежом с помощью ЛАГ Бюро Палестины для противодействия сионистской колонизации.

В условиях военного времени британские власти Палестины выражали свою поддержку сиони-

стам, полагая их союзниками в войне с Германией. В британской армии прошли службу 18 800 палестинских евреев. Впоследствии они сформировали ядро армии Израиля после 1948 г. При этом мандатарий всеми способами пытался воспрепятствовать переселению из Европы еврейских беженцев, пострадавших в ходе войны и геноцида. Понимая это, ишув сопротивлялся одновременно как арабам, так и британской администрации, все чаще прибегая к террористическим актам. Д. Бен-Гурион отмечал в своих дневниках, что именно репатриация евреев и их обустройство в Палестине способствуют осуществлению сионистских планов [12, с. 108].

Арабы, уступавшие ишуву в организационном и военно-техническом отношении, в большей степени тяготели к стремящейся сохранить свои позиции Британии, однако зачастую выступали объектом политических манипуляций с ее стороны. Это обстоятельство вкупе со слабой политической, общественной и военной организацией палестинских арабов не позволило им создать собственное независимое государство.

Сионистам, однако, удалось решить задачу государственного оформления своих интересов. Генеральная Ассамблея ООН, обсуждавшая рекомендации комиссии по разделу Палестины, 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию о разделе Палестины. 14 мая 1948 г. после окончания срока действия британского мандата на палестинских землях было провозглашено Государство Израиль. Британские войска покинули территорию Палестины.

Таким образом, анализ политической и экономической ситуации позволил выявить следующие причины, способствовавшие возникновению не прекращающегося до сих пор арабо-израильского конфликта: 1) двойственный характер политики мандатария, не заинтересованного в создании независимого арабского государства в Палестине; 2) растущая экономическая зависимость и обнищание палестинских арабов на фоне ничем не ограниченной скупки сионистскими фондами земель сельскохозяйственного назначения; 3) политическая неорганизованность и разобщенность арабского населения, отсутствие сформировавшихся политических сил, способных отстаивать интересы арабского народа Палестины; 4) рост влияния сионистов и их организаций в Палестине; 5) постоянное увеличение количества еврейских иммигрантов и интенсивное строительство еврейских поселений на территориях, принадлежавших палестинским арабам.

Список литературы

1. Александров Б. А. Колониальные мандаты. М.: Соцэкгиз, 1934. 176 с.

2. Pre-State Israel: The Sykes-Picot Agreement (1916). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/sykes_pico.html (дата обращения: 05.12.2016).

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

3. Pre-State Israel: The Balfour Declaration (November 1917). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/baltoc.html (дата обращения: 05.12.2016).

4. Самарская Л. М. Декларация Бальфура в контексте англо-сионистской дипломатии в период Первой мировой войны / под ред. И. Д. Звягельской. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2016. 84 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шаповалов М. С. Палестинский аспект ближневосточной политики Великобритании в 1914-1931 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2008. 27 с.

6. Карраш Х. Принятие Лигой наций мандата на Палестину и его влияние на возникновение палестинской проблемы в 30-40-е годы ХХ в. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2006. Т. 20 (59), № 2. С. 281-288.

7. Шандра А. В. Деятельность британских органов управления Палестиной в 1917-1939 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2010. 24 с.

8. Цветянский А. В. Ближний Восток в политике Великобритании в 1914-1923 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2007. 26 с.

9. British Palestine Mandate: Text of the Mandate (July 24, 1922). URL: http://www. jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/Palestine_Mandate.html (дата обращения: 05.12.2016).

10. Ланда Р. Г., Усова В. Н. Палестина и Трансиордания: сложности политических судеб // История Востока: в 6 т. Т. 5. Восток в новейшее время (1914-1945 гг.). М.: Восточная литература РАН, 2006. С. 159-174.

11. League of Nations. Permanent Mandates Commission. Minutes of the Twentieth Session. Held of Geneva from June 9th to June 24th, 1931, including the report of the Commission to the Council. URL: http://unispal.un.org/ UNISPAL.NSF/0/6BB46BF1877EEB1405256616005E1FF2 (дата обращения: 05.12.2016).

12. Pappe I. A history of modern Palestine: one land, two peoples. 2nd ed. Cambridge: CUP, 2006. 378 p.

13. Ранчинский В. П. Реформа поземельных отношений в подмандатной Сирии // Вестник Брянского ГУ. 2012. № 2. С. 172-178.

14. Sternhell Z. The Founding Myths of Israel: Nationalism, Socialism, and the Making of the Jewish State. Princeton: Princeton University Press, 1999. 464 p.

15. Бард М. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту. М.: Еврейское слово, 2007. 480 с.

16. Эпштейн А. Д., Кожеуров С. А., Фадеев И. А. Последнее государство крестоносцев: британское мандатное правление в Палестине в зеркале зарубежной историографии // Уральское востоковедение. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. Вып. 4. С. 162-180.

17. Shaw W., Sir. Commission on the Palestine Disturbances of August 1929. London, H. M. Stationery Off., 1930. Pp. 150-157.

18. Palestine. Report on Immigration, Land Settlement and Development. By Sir John Hope Simpson, C.I.E. (October 1930). URL: http://archive. li/3cekZ (дата обращения: 05.12.2016).

19. British Palestine Mandate: Text of the Peel Commission Report (July 1937). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/peel1.html (дата обращения: 05.12.2016).

Иванова Анна Андреевна, студентка, Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики - Санкт-Петербург (ОП «Востоковедение») (ул. Союза Печатников, 16, Санкт-Петербург, Россия, 190008). E-mail: aivanova1995@icloud.com

Иванов Андрей Владимирович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики английского языка и перевода, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (ул. Минина, 31а, Нижний Новгород, Россия, 603155). E-mail: holzmann2014@yandex.ru; ivanov@lunn.ru

Материал поступил в редакцию 26.02.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-15-23

POLITICAL AND ECONOMIC SITUATION IN PALESTINE DURING THE BRITISH MANDATE AND BACKGROUND OF THE ARAB-ISRAELI CONFLICT

A. A. Ivanova1, A. V Ivanov2

1 National Research University Higher School of Economics, Saint Petersburg, Russian Federation

2 Nizhny Novgorod Linguistics University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

The paper deals with the history of Palestine over the period of the British mandate from 1922 till 1948, analysis of the relationship between Palestinian Arabs and Zionists, description of the socio-political and economic situation in the country, revelation of the role of the mandate-holder (Britain), contributed to a great extent to the partition of Palestine and the formation of Israel as a separate state. The object of research is Palestine during the creation of the post-colonial system of international relations after the First World War; the subject is the political and economic situation in Palestine in the period of the British mandate.

The theoretical significance of the research is that it reveals the origins of the continuing Arab-Jewish conflict which has a destabilizing effect on the situation in the region and touches the geopolitical interests of leading political players.

The analysis of the political and economic situation allows to identify the following causes contributing to the still ongoing Arab-Israeli conflict: (1) the dual character of the policies of the mandate-holder who is not interested in the

creation of an independent Arab state in Palestine; (2) the growing economic dependence and impoverishment of Palestinian Arabs against the background of unlimited buying up the agricultural lands by the Zionist funds; (3) political disorganization and disunity of the Arab population, the absence of formed political forces able to defend the interests of the Arab people of Palestine; (4) the increasing influence of Zionists and of their organizations in Palestine; (5) a growing number of Jewish immigrants and the intensive erection of Jewish settlements in the territories belonging to the Palestinian Arabs.

Key words: British mandate, Palestine, Israel, Zionism, Arab-Israeli conflict.

References

1. Aleksandrov B. A. Kolonial'nye mandaty [The colonial mandates]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1934. 176 p. (in Russian).

2. Pre-State Israel: The Sykes-Picot Agreement (1916). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/sykes_pico.html (accessed 5 December 2016).

3. Pre-State Israel: The Balfour Declaration (November 1917). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/baltoc.html (accessed 5 December 2016).

4. Samarskaya L. M. Deklaratsiya Bal'fura v kontekste anglo-sionistskoy diplomatii v period Pervoy mirovoy voyny [The Balfour Declaration in the context of the Anglo-Zionist diplomacy during the First World War]. ed. by I. D. Zvyagel'skaya. Moscow, Institute of Oriental studies RAS Publ., 2016. 84 p. (in Russian).

5. Shapovalov M. S. Palestinskiy aspekt blizhnevostochnoy politiki Velikobritanii v 1914-1931 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The Palestinian dimension of the Middle East British policy in 1914-1931. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Tomsk, 2008. 27 p. (in Russian).

6. Karrash Kh. Prinyatiye Ligoy Natsiy mandata na Palestinu i ego vliyaniye na vozniknoveniye palestinskoy problemy v 30-40^ gody ХХ v. [The Adoption of mandate for Palestine by the League of Nations, and its influence on the emergence of the Palestinian problem in 1930s-40s of the 20th century]. Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo - Scientific Notes of Taurida National University named after V. I. Vernadskiy, 2006, vol. 20 (59), no. 2, pp. 281-288 (in Russian).

7. Shandra A. V. Deyatel'nost'britanskikh organov upravleniya Palestinoy v 1917-1939 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The activity of the British authorities in Palestine 1917-1939 Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Rostov-on-Don, 2010. 24 p. (in Russian).

8. Tsvetyanskiy A. V. Blizhniy Vostok vpolitike Velikobritanii v 1914-1923 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The Middle East in British Politics from 1914 till 1923. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Nizhny Novgorod, 2007. 26 p. (in Russian).

9. British Palestine Mandate: Text of the Mandate (July 24, 1922). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/Palestine_Mandate.html (accessed 5 December 2016).

10. Landa R. G., Usova V. N. Palestina i Transiordaniya: slozhnosti politicheskikh sudeb [Palestine and Transjordan: the complexity of the political destinies]. Istoriya Vostoka. V61. T. 5. Vostok vnoveysheye vremya (1914-1945) [History of the East in 6 volumes. Vol. 5. East in Modern Times (1914-1945)]. Moscow, Institute of Oriental studies RAS Publ., 2006. Pp. 159-174 (in Russian).

11. League of Nations. Permanent Mandates Commission. Minutes of the Twentieth Session. Held of Geneva from June 9th to June 24th, 1931, including the report of the Commission to the Council. URL: http://unispal.un.org/ UNISPAL.NSF/0/6BB46BF1877EEB1405256616005E1FF2 (accessed 5 December 2016).

12. Pappe I. A history of modern Palestine: one land, two peoples. 2nd ed. Cambridge, CUP, 2006. 378 p.

13. Ranchinskiy V. P. Reforma pozemel'nykh otnosheniy v podmandatnoy Sirii [The Reform of Land Relations in Mandatory Syria]. VestnikBryanskogo GU - Bryansk State University Bulletin, 2012, no. 2, pp. 172-178 (in Russian).

14. Sternhell Z. The Founding Myths of Israel: Nationalism, Socialism, and the Making of the Jewish State. Princeton, Princeton University Press, 1999. 464 p.

15. Bard M. Mify i fakty, Putevoditel'po arabo-izrail'skomu konfliktu [Myths and facts. A guide to the Arab-Israeli conflict]. Moscow, Evreyskoye slovo Publ., 2007. 480 p. (in Russian).

16. Epstein A. D., Kozheurov S. A., Fadeyev I. A. Posledneye gosudarstvo krestonostsev: britanskoye mandatnoye pravleniye v Palestine v zerkale zarubezhnoy istoriografii [The last Crusaders' state: the British mandate rule in Palestine in the mirror of foreign historiography]. Ural'skoye vostokovedeniye - The Ural Oriental Studies, 2011, vol. 4, pp. 162-180 (in Russian).

17. Shaw W., Sir. Commission on the Palestine Disturbances of August 1929. London, H. M. Stationery Off., 1930. Pp. 150-157.

18. Palestine. Report on Immigration, Land Settlement and Development. By Sir John Hope Simpson, C.I.E. (October 1930). URL: http://archive. li/3cekZ (accessed 5 December 2016).

19. British Palestine Mandate: Text of the Peel Commission Report (July 1937). URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/peel1.html (accessed 5 December 2016).

Ivanova A. A., National Research University Higher School of Economics (ul. Soyuza Pechatnikov, 16, Saint Petersburg, Russian Federation, 190008). E-mail: aivanova1995@icloud.com

Ivanov A. V., Nizhny Novgorod Linguistics University (ul. Minina, 31a, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603155). E-mail: holzmann2014@yandex.ru; ivanov@lunn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.