Научная статья на тему 'Политика Великобритании и Германии в области экспорта образовательных услуг: опыт и решения'

Политика Великобритании и Германии в области экспорта образовательных услуг: опыт и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРУТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА / РЕКРУТИНГ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / НАБОР ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / RECRUITMENT AGENCY / FOREIGN STUDENTS / ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / STUDYING AT RUSSIAN UNIVERSITIES / RECRUITING INTERNATIONAL STUDENTS / INTERNATIONAL STUDENTS ENROLMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна

Статья посвящена проблемам конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и опыту ведущих стран-экспортеров Великобритании и Германии по рекрутингу иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Great Britain and Germany in the field of educational services export: experience and solutions

An article focuses on the experiences of leading exporting countries, Great Britain and Germany in recruiting foreign students and competition at the global education market.

Текст научной работы на тему «Политика Великобритании и Германии в области экспорта образовательных услуг: опыт и решения»

Г. А. Краснова

ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОПЫТ И РЕШЕНИЯ

Статья посвящена проблемам конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и опыту ведущих стран-экспортеров — Великобритании и Германии по рекрутингу иностранных студентов.

Ключевые слова: рекрутинг иностранных студентов; набор иностранных студентов; прием на обучение в российские вузы; рекрутинговые агентства; иностранные студенты.

G. A. Krasnova

Policy of Great Britain and Germany in the field of educational services export: experience

and solutions

An article focuses on the experiences of leading exporting countries, Great Britain and Germany in recruiting foreign students and competition at the global education market.

Keywords: recruiting international students; international students enrolment; recruitment agency; foreign students; studying at Russian universities.

Смогут ли российские вузы без помощи государства привлекать иностранных студентов на обучение? И какова роль государства в привлечении иностранцев на обучение и шире — в пропаганде российского образования?

Курс на привлечение иностранцев в вузы России четко обозначен в ежегодном мониторинге вузов, государственных программах, указах Президента России и других официальных документах. Кроме того, ряд последних законодательных инициатив в миграционном и трудовом законодательстве направлен на привлечение иностранных студентов.

Можно констатировать, что за последние несколько лет произошел существенный сдвиг в понимании академическим сообществом того, зачем нужны иностранные студенты в России. Если раньше международная деятельность вузов воспринималась как дополнительная, но не обязательная, а международные службы выполняли функции турбюро и бюро переводов при руководстве вузов, то сейчас требования как к сотрудникам международного офиса, так и к показателям международной деятельности растут и влияют на места в национальных и международных рейтингах.

В последние годы можно заметить активность рекрутинговых агентств по набору «международников» для крупных университетов. Другое дело, что количество квалифицирован© Краснова Г. А., 2014

ных специалистов, обладающих языковыми компетенциями и опытом в международной образовательной деятельности, невелико. К тому же имеет место мнение, что любой человек, отучившийся или отработавший за рубежом, может успешно работать «международником» в вузе, что, конечно, неверно, как и мнение, что иностранец, отвечающий за международную деятельность в российском вузе, будет более эффективен, чем российский специалист. А программ, готовящих «международников» для вузов, практически нет. Да и зачем они? В образовании, как и в футболе, понимают и разбираются все.

Все эти усилия пока кажутся недостаточными, как и результаты в целом. В соответствии со статистикой приема за 2011/12 академический год [2], в российских вузах обучались 198,5 тыс. иностранных студентов, что составило 3,05 % от общего количества всех студентов, и в мире это менее одного процента. Для сравнения: Советский Союз занимал 3-е место в мире по количеству иностранных студентов, это примерно 10 % от всех иностранных студентов, обучающихся за рубежом.

В Великобритании в этом же 2011/12 уч. г. количество иностранных студентов было 435 230 человек, и еще 600 тыс. иностранцев в этом же году изучали английский язык в Великобритании [4].

Г. А. Краснова. Экспорт образовательных услуг: опыт и решения

Опыт Великобритании по реализации государственной образовательной стратегии рек-рутинга иностранных студентов заслуживает пристального внимания. В 1999 г. премьер-министр Великобритании Тони Блэр объявил о начале международной кампании по популяризации британских университетов для привлечения иностранных студентов. Поддержку образовательным инициативам британского премьера выразили как академические учебные заведения страны, так и ряд крупнейших британских коммерческих компаний. Финансирование кампании взяло на себя правительство, на первом этапе было вложено около 11 млн фунтов и были профинансированы следующие ключевые позиции:

— разработка и внедрение бренда британского образования;

— разработка глобальной маркетинговой кампании для распространения бренда;

— упрощение визового режима;

— разрешение на работу студентам, обучающимся в Великобритании;

— разработка плана набора иностранных студентов и определение национальных приоритетов относительно стран-импортеров;

— установление связей между правительствами и ведомствами стран-импортеров и образовательными учреждениями Великобритании;

— распространение информации в странах-импортерах, включая конструктивную работу с местными образовательными учреждениями;

— раскрутка образовательного интернет-сайта www.educationuk.org с целью обеспечения доступа к информации потенциальным абитуриентам.

Британский совет стал главным участником пятилетней программы. Внутри Британского совета за программу отвечала Служба образовательного консалтинга, в которую вошли представители более 300 организаций высшего и послевузовского образования, частных школ, колледжей и других образовательных учреждений.

Ядром программы стала разработка бренда британского образования. В настоящее время бренд могут использовать все аккредитованные образовательные учреждения Великобритании. Название бренда в обязательном порядке должно использоваться во всех официальных учреждениях и в материалах, подготовленных для международных контактов.

Первая фаза инициативы премьер-министра по международному образованию позволила при-

влечь на учебу в Великобритании до 75 тыс. иностранных студентов в год (главным образом из стран за пределами ЕС).

Вторая фаза инициативы премьер-министра по международному образованию позволила увеличить это количество на 100 тыс. студентов. На сотрудничество с Индией было выделено 7,5 млн фунтов, с Китаем — 4 млн фунтов, со странами Африки — 3 млн фунтов, с Россией — 2 млн фунтов. Но доходы, поступившие в казну в результате инициатив от иностранных студентов, существенно более значительны. По данным Department for Business Innovation and Skills, в 2008-2009 гг. в казну от обучения иностранных граждан поступило 2,2 млрд фунтов. Кроме того, иностранные студенты потратили на свои ежедневные расходы еще 2,3 млрд фунтов. А в целом экспорт образования составил 14 млрд фунтов. При ежегодном росте доходов от иностранных студентов в 6,4 % к 2025 г. ожидается, что доходы от экспорта образования в Великобритании вырастут до 26 млрд фунтов [4].

По данным ОЭСР, в 2011 г. доля иностранных студентов, обучавшихся вузах в Великобритании, составила 13 % от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это второе место в мире после США [3].

Другим успешным примером является Германия.

В Германии в 1999 г. началась кампания под девизом «Квалификация присвоена в Германии». Это стало первым мероприятием, направленным на утверждение немецкого высшего образования и исследований в качестве «торговой марки», славящейся высоким качеством. В этих целях были разработаны соответствующая целостная маркетинговая концепция, основанная на предположении, что для успешного маркетинга отдельных вузов его необходимо осуществлять в рамках системных национальных и региональных усилий, и программа повышения международной привлекательности немецкой системы высшего образования и исследований, предусматривавшая ряд мер, направленных на: 1) создание общих благоприятных условий в Германии для обучения иностранных студентов, аспирантов и работы ученых (искоренение препятствий к мобильности, сокращение административных и законодательных препон, а также организационных и структурных преград обучению и исследованиям); 2) учреждение и расширение образовательных программ, представляющих интерес для зарубежных студентов (международные программы, сеть аспирантских

школ, специальные дополнительные курсы и программы продолжения образования, программы выступления приглашенных лекторов и профессоров, расширение летних школ); 3) стимулирование спроса на немецкое образование у иностранных студентов, аспирантов и ученых (учреждение зарубежной консультативной сети, создание Ассоциации немецких выпускников вузов, кампания в прессе по продвижению немецкого высшего образования и исследований, учреждение офшорных отделений немецких вузов, расширение транснационального виртуального образования, телеобучения).

Для развития экспорта образовательных услуг, предоставляемых системой высшего образования Германии, был создан консорциум вузов «GATE-Germany», задачами которого являются международное продвижение немецкого высшего образования и исследований, маркетинг услуг вузов, входящих в состав GATE (участие в международных ярмарках, распространение и сбор информации, организация маркетинговых кампаний). Работа консорциума частично финансируется федеральным Министерством образования и исследований, а также вузами — участниками GATE.

В рамках инициативы «Международный маркетинг немецкого высшего образования и исследований» в октябре 2000 г. была принята первая программа действий, предусматривавшая ряд стратегических целей: 1) продвижение немецкого высшего образования и исследований на мировом уровне на основе участия в международных ярмарках, организации рекламных туров и информационных мероприятий за рубежом; 2) распространение за рубежом информационных и рекламных материалов, создание специального интернет-портала; 3) разработка специальных программ и методических материалов, ориентированных на обучение иностранных студентов (особенно в области естественных наук и инженерного дела).

В рамках «Второй программы действий» Немецкая служба академического обмена организовала в 2001 г. Бюро международного маркетинга высшего образования и исследований. Оно представляет собой объединение различных организаций, в частности консорциума GATE и инициативы «Международный маркетинг высшего образования» (International Marketing of Germany as an Educational and Research Location — Internationales Marketing fur den Bildungs- und Forschungsstandort Deutschland), которую координируют комиссии

по планированию и развитию образования и исследований ФРГ и Земель (BLK). Новая программа направлена на дальнейшее расширение информации и рекламу немецкого высшего образования и исследований; улучшение услуг, предоставляемых зарубежным студентам, аспирантам и ученым в Германии; оптимизацию услуг немецкого высшего образования; привлечение наиболее талантливых зарубежных студентов и ученых, а также создание стимулов для возвращения из-за границы немецких аспирантов и ученых; профессиональные квалификационные действия для зарубежных экспертов и развитие сотрудничества.

Рекламированием немецкого высшего образования занимаются отделения Немецкой службы академического обмена по всему миру и региональные информационные центры. Более того, Немецкая служба академического обмена финансирует и поддерживает работу около 500 профессоров и преподавателей в разных странах и таким образом виртуально присутствует почти в каждом главном университете в мире.

Большое место в популяризации немецкого высшего образования отводится интернет-сайту www.campus-germany.de. Немецкая служба академического обмена также издает различные брошюры и каталоги с информацией об образовании в Германии, занимается проведением семинаров для тех, кто работает в области маркетинга в университетах Германии, разработкой и изданием специальной литературы, дисков, интернет-сайтов, принимает участие в организации международных образовательных выставок и специальных рекламных образовательных туров в основных странах — поставщиках студентов.

Экспортные усилия германской системы высшего образования ориентированы в первую очередь на страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индию, США, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Европу.

По данным ОЭСР, в 2011 г. доля иностранных студентов, обучавшихся в вузах Германии, составила 6,3 % от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это

третье место в мире после Великобритании [3].

***

Таким образом, в ведущих странах — экспортерах образования государственная поддержка, в том числе и финансирование, стала решающей на определенном этапе. Государственную помощь получили следующие мероприятия:

Г. А. Краснова. Экспорт образовательных услуг: опыт и решения

— проведение маркетинговых исследований;

— работа информационного портала об обучении в стране;

— производство информационных материалов на разных носителях и на разных языках;

— присутствие в разных странах через сеть местных отделений;

— финансирование направляемых на работу преподавателей в зарубежных университетах;

— организация рекламных туров или специально организованных выставок для студентов, чтобы дать возможность высшим учебным заведениям или координаторам проектов рассказать о своих программах как можно большему количеству потенциальных студентов;

— организация специальных рекламных кампаний для небольших целевых групп, например учеников иностранных или международных средних школ;

— рекламные кампании в СМИ; организация посещений выставок местными и иностранными журналистами;

— сотрудничество с представителями образовательного сообщества в странах приема студентов;

— предоставление информации высшим учебным заведениям о национальных образовательных рынках, системах и учреждениях;

— организация и проведение тренингов и семинаров для персонала, который занят в маркетинге и приеме в высших учебных заведениях;

— организация международных конференций [1].

В зависимости от размера бюджета и степени важности меняются и методы маркетинга: от

предоставления консалтинговых услуг и информации о стране как о месте обучения до рекру-тинга студентов через сеть местных отделений по всему миру. В вышеназванных странах государство принимает непосредственное участие в формировании благоприятного образа страны для обучения, в создании национальных брендов образования и в конечном счете получает доходы от экспорта образования, значительно большие, чем инвестиции.

Осознание политическими элитами того, что российское образование может и должно стать одной из основных экспортных статей бюджета в нынешних экономических условиях, могло бы повлиять на дальнейшее развитие вузов, особенно региональных и расположенных в приграничных районах. Иностранные инвестиции в российскую экономику содействовали бы решению проблем демографического спада и многих других проблем. Механизмы экспорта образовательных услуг уже успешно отработаны ведущими странами-экспортерами.

1. Краснова Г. А. Основные направления развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования. М. : Изд-во РУДН, 2008.

2. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. Вып. 4. М. : Центр социол. исслед., 2014.

3. Education at a Glance 2013. OECD Indicators, OECD Publishing [Electronic resource]. URL: http:// dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en.

4. Higher Education statistics agency (UK) [Electronic resource]. URL: https://www.hesa.ac.uk/pr/3180-press-release-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.