Научная статья на тему 'Политика российской империи в области подготовки элиты для просвещения и государственной службы на Кавказе из числа горского'

Политика российской империи в области подготовки элиты для просвещения и государственной службы на Кавказе из числа горского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTHERN CAUCASUS / ПОДГОТОВКА ЭЛИТНЫХ КАДРОВ / PREPARING ELITE CADRES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / ГОРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / MOUNTAIN CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малахова Галина Николаевна, Чегарнова Вера Николаевна

В статье изложены основные направления политики верховной власти Российской империи по подготовке элиты для государственной службы и просвещения из числа представителей горского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Малахова Галина Николаевна, Чегарнова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Empire Policy in Preparing the Elite for Enlightenment and Public Service on the Caucasus from Mountain Citizens

The basic trends in the policy of the supreme power of the Russian Empire in the matter of preparing the elite for public service and enlightenment from the representatives of the mountain citizens are given in the article.

Текст научной работы на тему «Политика российской империи в области подготовки элиты для просвещения и государственной службы на Кавказе из числа горского»

19. Бенешевич В. Черкасский, князь Борис Канбу-латович // Академик. [Электронный ресурс]. URL: http://adhist.kbsu.rU/book/4/4_2_1.htm.

20. Кабардино-Балкария: к России, с Россией, в России. Фотоальбом. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2007. 438 с. С. 29.

21. Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон. Страницы истории / Сост. Р.К. Кармов, М.И. Ай-даболова. Нальчик, 2002. 78 с.

22. Опрышко О. Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917: Возвращение из забвенья... Нальчик: Эль-Фа, 2007. 512 с.

21 октября 2013 г.

УДК 32.019.5 (470.6)

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТЫ ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА КАВКАЗЕ ИЗ ЧИСЛА ГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Г.Н. Малахова, В.Н. Чегарнова

Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО) в современной России призвано решить целый ряд проблем, ключевой из которых является повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие мировому уровню. Особенно остро проблема высококачественной подготовки студентов в силу объективных и субъективных причин (финансы, кадры, уровень выпускников региональных школ) стоит в регионах. С одной стороны, идет процесс превращения элитной высшей школы в массовую, и эта мировая тенденция, по мнению ряда исследователей, начала проявляться в СКФО еще в 2008 году [1]. С другой стороны, на фоне массового образования растет потребность в элитном, высококачественном ВПО. Подготовка элиты для государственной службы на местном, региональном уровне имеет огромное значение для развития округа и обусловлена исторически. Начиная с середины XIX века, верховная российская

Малахова Галина Николаевна - доктор исторических наук, профессор, директор Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: director@ranhigsskfo.ru, т. 8(8793)989945;

Чегарнова Вера Николаевна - преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, помощник руководителя Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: werakmv@yandex.ru, т. 8(8793)989945.

власть четко понимала, что сугубо военными методами покорение Кавказа невозможно и необходимы такие условия, как "развитие экономики, и конечно, образования" [2, с. 551]. Эти идеи были поддержаны целым рядом крупнейших государственных деятелей того времени. Одним из первых "принцип постепенности" и идею "перемены нравов" высказал в 1805 г. Главноначальствующий в Грузии П.Д. Цицианов. Сущность ее состояла в "перемене воспитания горцев". При этом он подчеркивал: "Перемены нравов и обычаев азиатских можно было ожидать с переменою нескольких поколений" [3]. Формула интеграции Кавказа в общероссийскую систему, по П.Д. Цицианову, такова: если удастся воспитать несколько поколений горцев, осознающих прогрессивную роль России, то процесс интеграции пройдет гораздо эффективнее и безболезненнее.

Значимость развития образования горцев в решении проблемы вхождения Кавказа в общероссийскую систему нашла понимание

Galina Malakhova - Doctor of History, professor, the Director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: director@ranhigsskfo.ru, tel. +7(8793)989945;

Vera Chegarnova - a teaching assistant, an assistant director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: werakmv@yandex.ru, tel. +7(8793)989945.

в высших эшелонах власти, что выразилось в следующей формулировке "образование -есть самый верный путь к сближению Кавказа с государством" [4, с. 31]. Примером понимания роли образования в интеграционных процессах может служить и тот факт, что Николай I, который неодобрительно относился к развитию образования, а в 1849 г. даже "носился с мыслью закрыть все университеты страны", открывает в 1837 г. Ставропольскую гимназию [2, с. 551]. М.С. Воронцов, кавказский наместник, много сделавший для развития массового образования на Кавказе, также высказывал мысль о "необходимости готовить кадры для управления Кавказом из среды самих кавказских народов и требовал обязательного изучения в новых школах местных языков наравне с русским" [5]. Показательно в этой связи и заключение Я.М. Неверова -директора училищ Ставропольской губернии в 1850-1860 гг., о том, что "горцам следует дать такое образование, которое представляло бы им средство быть полезными гражданами не на воинственном, а преимущественно на мирном поприще" [4, с. 39].

Необходимо отметить, что как в XIX в., так и сегодня проблема соотношения массового и элитного образования в северокавказском регионе стояла достаточно остро: с одной стороны, с середины XIX в. в регионе начинается процесс повсеместного открытия начальных учреждений образования, с другой - руководство регионом сталкивается с целым рядом проблем, к числу которых отнесем следующие:

1. Низкий уровень качества образования в учреждениях региона. Об этом в своем письме к министру народного просвещения С.С. Уварову в 1834 г. свидетельствует Главноуправляющий гражданской частью в Грузии барон Г.В. Розен: "605 воспитанников после двухгодичного учения, оставляя училище с крайне слабыми сведениями по русскому языку и с нетвердым даже знанием 4-х первых действий арифметики, не могут быть столь полезны, сколь это желательно для поступления на службу" [6].

2. Нежелание представителей горского населения заканчивать полный курс обучения, стремление как можно быстрее "выйти на службу и получать жалование" [7].

3. Языковой барьер: низкий в целом по региону уровень владения русским языком, сложности общения между российским

и местным чиновничеством, невозможность ведения делопроизводства на русском языке, в том числе из-за отсутствия переводчиков, владеющих "туземными языками" и при этом лояльных российским властям.

Таким образом, с одной стороны, шел процесс массового образования кавказских народов, с другой - элитные, высококвалифицированные кадры из числа местного населения так и не были подготовлены. Наиболее продуктивно данная проблема стала решаться российскими властями, начиная с середины 40-х годов XIX века. Об этом свидетельствует принятие двух ключевых документов: 18 декабря 1848 г. утверждается "Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подведомственных"; 11 июля 1849 г. - "Положение о воспитании Кавказских и Закавказских уроженцев, за счет казны, в высших специальных учреждениях империи"

Сопоставив цели, обозначенные в данных документах, видим:

В "Положении о Кавказском учебном округе" в параграфе 48 сказано: "Гимназии в Кавказском учебном округе имеют троякую цель: 1) образовать молодых людей для государственной службы в Кавказском и Закавказском крае; 2) снабдить необходимыми сведениями тех из учеников, которые, по окончании гимназического курса пожелают продолжить учение в университетах; и 3) доставить тем, которые не посвящают себя служебному поприщу, познания, нужные в их будущем звании" [8, с. 100].

Целью же "Положения о кавказских воспитанниках" служило "приготовление сыновей Кавказских и Закавказских жителей привилегированных сословий к занятию разных, даже высших должностей по всем родам государственной службы на Кавказе и за Кавказом" [9].

Сопоставление целей, обозначенных в двух документах, свидетельствует о преемственности в системе подготовки элитных кадров: в кавказских гимназиях готовят учащихся к поступлению в университеты, выпускники этих гимназий продолжают обучение в лучших университетах страны. Следовательно, в высшей школе империи из числа лучших выпускников гимназий Кавказа готовятся элитные кадры, обязанные прослужить в регионе не менее шести лет.

Кроме двух основных целей, общих для всех средних учебных заведений импе-

рии, для кавказских гимназий была определена третья - "готовить своих воспитанников к педагогической деятельности в уездных и приходских училищах, начальных классах средних учебных заведений" [10]. В "Положении о Кавказском учебном округе" подчеркивалось: "казеннокоштные воспитанники благородных пансионов Кавказского учебного округа, из детей местных и Русских личных дворян, окончившие с успехом курс учения в Гимназии, обязаны поступать в специальные классы и по выходе из оных, если не пожелают продолжить учение в Университетах, прослужить не менее 6 лет в должности младших учителей Гимназий, уездных и приходских училищ..." [8, с. 104]. Такой подход позволял на местном уровне готовить профессиональные педагогические кадры для массовой школы региона. Связь между уровнем подготовки педагога и качеством знаний его учеников бесспорна, следовательно, качество педагогического состава также было принципиально важно для системы подготовки профессионалов из числа местного населения.

Стремление российской власти готовить управленческую элиту из числа горцев, а значит, и заручиться их поддержкой в проведении российской политики на Кавказе, прослеживалось и в определении контингента поступающих в гимназии. В Тифлисскую дворянскую гимназию допускались только дети князей, дворян, беков, меликов, агаларов, старшин горских и кочевых народов и чиновников, как туземных, так и русских, а равно дети священников и дьяконов православного и армяно-григорианского исповеданий. В Ставропольскую, Кутаисскую, Екатерино-дарскую гимназии - дети всех лиц свободных состояний, кроме крестьян казенных, церковных и полицейских [8, с. 101].

Необходимо отметить, что категории лиц, определенные для поступления в Тифлисскую дворянскую гимназию, окончившие курс учения с отличием удостаивались права на чин 14 класса "тотчас при поступлении на службу".

В "Положении о Кавказском учебном округе" был определен и круг преподаваемых в гимназиях предметов: 15 дисциплин, среди которых был "региональный компонент": история всеобщая и российская, соединенная с историей Кавказского и Закавказского края, региональные языки (грузинский, армянский, татарский, черкесский). Обязательными для изучения были и "юридические дисци-

плины": краткая история законодательства, основные законы, учреждения государственные и губернские, законы о состояниях, законы гражданские и уголовные, практическое судопроизводство. При этом изучение французского и латинского языков на Кавказе, в отличие от других губерний, было обязательным только для тех учеников, которые готовились поступать в университеты. Таким образом, круг образовательных дисциплин еще раз свидетельствовал о реализации идеи подготовки высокообразованных чиновников, владеющих, кроме прочего, "туземными языками", что значительно облегчило бы воплощение основных направлений российской политики в регионе.

В 1853 г. выходит новое "Положение о Кавказском учебном округе", в котором была детализирована причина его принятия: "сблизить устройство учебных заведений кавказского округа с тем устройством, которое введено по подобным заведениям внутренних губерний и таким образом постепенно ввести на Кавказе и за Кавказом ту же систему народного образования, которая существует в прочих частях государства" [11]. Иначе говоря, власть шла по пути постепенной интеграции образовательной среды Кавказа в общероссийскую. В новом "Положении" изменена одна из целей - готовить молодых людей для государственной службы: в ней отсутствовало дополнение - для Кавказа и Закавказья; изменились и требования к контингенту - в гимназии кавказского учебного округа теперь принимались дети всех лиц свободного состояния.

Было детализировано и право на получение чина 14-го класса при поступлении на службу: теперь оно распространялось на выпускников гимназий на общих для Империи основаниях, а для сыновей лиц высшего мусульманского сословия, меликов из армян, старшин горских и кочевых народов -после приобретения особенных и отличных познаний "Русского Законоведения".

Изменился и круг преподаваемых предметов. Он был разделен на общие для всех гимназий (10 дисциплин), причем региональная история была исключена из этого списка; сверх этого для каждой гимназии установлен круг преподаваемых местных языков и религиозных учений; названы специальные дисциплины, в частности, для готовящихся на службу - "Русское Законоведение".

Положение об обязательной службе вы- Сословный состав обучающихся в гу-

пускников в должности младших учителей берниях Кавказа и Закавказья в 1863 г. пред-было сохранено. ставлен в таблице [12].

Сословный состав обучающихся в Кавказском учебном округе в 1863 г.

Название губернии Дворян и чиновников Беков и агаларов Духовного звания Граждан Казаков, крестьян и колонистов

Тифлисская 853 - 118 1278 -

Кутаисская 923 - 52 314 -

Эриванская 61 42 59 423 -

Бакинская 47 184 47 269 59

Ставропольская 292 - 25 373 35

Кубанская область 412 - 19 583 121

Итого 2588 226 320 3240 215

Как свидетельствуют данные таблицы, процесс проникновения образования в высшие слои горской знати шел медленно. Гораздо активнее стремились получить образование представители непривилегированных сословий. Следует учесть, в 1863 г. в Эриванской и Бакинской губерниях не существовало гимназий, следовательно, дети беков и агаларов получали только начальное образование и, согласно "Положения о Кавказском учебном округе", не имели права на поступление в государственную службу.

Однако потребность в грамотных людях была продиктована острой необходимостью, связанной с реформированием страны и развитием промышленности во второй половине XIX в. В силу этого, несмотря на неспешность проникновения образования в среду местного населения Кавказа, процесс был неизбежным. Переломными в истории школы и педагогической мысли России стали 60-е годы XIX в.: именно в это время широко развернули свою педагогическую деятельность знаменитые педагоги и представители общественной мысли в России Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а на Кавказе -Л.Г. Лопатинский, Я.М. Неверов и другие [13].

Период управления Ставропольской гимназией Я.М. Неверовым (1850-1860 гг.) и его попечительства в 60-е-70-е годы Кавказским учебным округом внесло серьезный вклад в подготовку элитных кадров из числа местного населения, отвечающих требованиям времени [14, с. 66].

Кроме основных целей, возложенных на систему образования страны, перед учебными учреждениями Кавказа стояли специфические задачи. В 1854 г. Я.М. Неверов

получил от попечителя учебного округа А.П. Николаи предписание. В нем была обозначена цель правительства, достижение которой возлагалось на ставропольскую гимназию: "дети горских жителей, проведя несколько лет среди детей русских и будучи содержимы и воспитываемы однообразно с сими последними, мало-помалу сближались с нашими нравами, обычаями и нравственным направлением, постепенно способствовали к тому слиянию горцев с русскими, которое составляет цель правительственных распоряжений" [2, с. 326]. Вместе с тем обращалось внимание на то, что воспитание горцев не должно иметь характера резкого отчуждения от их природных нравов, обычаев и верований, чтобы возвращаясь в свои жилища, проникнутые нравственными началами и любовью к России, они не являлись как люди, отставшие от своих семейств. Идеи, высказанные А.П. Николаи, перекликаются с "принципом постепенности" и идеей "перемены нравов", которые были высказаны еще П.Д. Цициановым.

Я.М. Неверов, прежде чем подготовить план воспитания и образования горцев, внимательно изучил систему их образования в Москве и Петербурге в кадетских корпусах, слушал лекции профессора И.А. Вышнеград-ского в Главном педагогическом институте. По его мнению, горцам необходимо было преподавать не латинский язык, не законоведение, имеющее мало применения в быту у горцев, руководствовавшихся свои правом - адатом, а естественные науки. В 1857 г. "неверовская программа" была утверждена Наместником Кавказа А.И. Барятинским. Далее Я.М. Неверов совместно с А.П. Николаи представили

предложение об открытии при Ставропольской гимназии восточного отделения, каждый воспитанник которого должен был изучать арабский, татарский языки и одно из горских наречий. В рамках занятий, начиная с 4-го класса, учащиеся должны были вместо теоретических занятий заниматься "чтением и разбором восточных рукописей и переводами" [4, с. 41]. Это, по мнению Я.М. Неверова, было крайне необходимо будущему чиновничеству региона. Следует отметить, что именно при Я.М. Неверове Ставропольская гимназия была преобразована в классическую с реальным отделением для горцев. Эти меры, а также закрытие пансиона при Полтавском училище и перевод части воспитанников из Кубанской гимназии позволили Ставропольской гимназии к 70-м годам XIX века стать центром образования горских народов Северного Кавказа. Согласно статистике в Ставропольской гимназии в 1868-1870 гг. из 541 воспитанника горцев было 191 (35,5 %), в 1871 гг. из 217 пансионеров - 83 горца (38,24 %) [4, с. 44]. Учитывая возросшую потребность горского населения в получении образования, директор гимназии С.А. Марков писал начальнику Баталпашинского уезда: "Хочу заметить, что число открывающихся вакансий всегда далеко не соответствует числу желающих поступить на казенное содержание" [4, с. 46]. В 1871 г. реальное отделение было преобразовано в горское отделение, что и обусловило дальнейший значительный рост представителей горского населения в Ставропольской гимназии (в 1876 г. - 156 человек).

Обучаясь в Ставропольской гимназии, горцы демонстрировали значительные успехи в освоении образовательной программы. Зачастую качество знаний у представителей местного населения было выше, чем у русских воспитанников. Так, в 1880 г. успеваемость у русских гимназистов составила 76,7 %, а горцев - 83,6 %. Главной причиной хороших успехов горцев в науках, "кроме их богатой природы", по мнению Я.М. Неверова, является то обстоятельство, что "поступая в заведение, они не приносят с собой никакой подготовки.. Предаются ему вполне, с полной безграничной доверенностью. Их не балуют маменьки, не сбивают с толку отцы рассуждениями, что полезно и что бесполезно в науках.Раз вступив в заведение, горец принадлежит ему и душой и телом" [4, с. 38]. Высказывание Я.М. Неверова подчеркивает

глубину понимания им и стремление разобраться в особенностях организации учебного процесса именно для горского населения.

Большое внимание Я.М. Неверов уделял проблеме педагогических кадров гимназии как важнейшему фактору в реализации идеи подготовки управленческой элиты из числа местного населения. Так, в период 18641878 гг. им в регион были приглашены более 100 высококвалифицированных учителей. Он организовывал прохождение педагогами курсовой переподготовки кадров, периодически созывал учительские съезды, руководил изданием циркуляров учебного округа с целью пропаганды передового педагогического опыта [14, с. 67].

Осознавал Я.М. Неверов и то, что только через образование достигнуть поставленных целей будет сложно, необходим принципиально новый подход к воспитанию. По-новому он видел цель воспитания: от "узкоэгоистических практических целей - "носить густые эполеты и иметь блестящий экипаж" (сравним со стремлением поскорее выйти на службу и получать жалование в начале XIX века -Авт.) он перешел к идеи духовного, нравственного и физического развития человека. Средствами достижения этой цели он считал литературу, историю, искусство, труд и устное народное творчество. Я.М. Неверов стремился развивать в своих подопечных сознательное отношение к своим поступкам, придерживался принципа самостоятельности. Об этом свидетельствуют его нововведения: в 1859 г. был создан "суд совести гимназистов": виновные гимназисты подвергались суду своих товарищей, состоящему из "избранных учеников высших классов". По мнению Я.М. Неверова, такие суды должны были приучить учащихся с ранних лет к "понятию законности, уважению закона" [4, с. 61].

Ярким примером реализации педагогических идей Я.М. Неверова служит проведение годичных чтений конкурсных сочинений. На этих чтениях заслуженным вниманием пользовались сочинения горцев. Так, в конкурсе 1857 г. участвовало 23 сочинения. Лучшей была признана работа ученика IV класса Адиль-Гирея Кешева на тему "О характере героев в современных русских повестях и романах". Комиссия отметила: "Взяв в соображение, что воспитанник из почетных горцев Адиль-Гирей Кешев, родясь в сфере не только чуждой, но противоположной нашему обществу, нашим стремлениям, интересам, привычке, образу жизни, успел не только понять, но

и почти верно оценить значение лучших типов нашей литературы и показать отношение их к действительной жизни, тем с большей признательностью отдает заслуженную дань хвалы его сочинению, которое написано языком чистым и правильным, нежели сочинения некоторых русских воспитанников старшего, XVII класса" [2, с. 329]. На конкурсе 1859 г. попечитель учебного округа А.П. Николаи вручил А.Г. Кешеву, уже "специалисту", золотую медаль за успехи в учебе. Адиль-Гирей Кешев был одним из первых горцев, получивших право по окончании Ставропольской гимназии поступить в Санкт-Петербургский императорский университет. Сегодня Адиль-Гирея Кучуковича Кешева по праву называют одним из первых абазинских общественных деятелей и литераторов.

Ставропольская гимназия стала отправной точкой формирования национальной элиты Северного Кавказа. В разное время из ее стены вышли: Керопэ Петрович Патканов (выпускник 1853 г.), один из виднейших представителей армянской культуры и армяновед-ческой науки в России второй половины XIX века. Он - один из немногих представителей малых народов в условиях царской России в 1885 году был избран членом-корреспондентом Академии наук за выдающиеся заслуги в области восточной филологии [15]. Александр Семенович Трачевский (выпускник

1855 г.) - известный историк XIX - начала XX вв. С 1878 года - профессор Новороссийского (Одесского) университета. Владимир Константинович Демьяновский (выпускник

1856 гг.) - известный ставропольский адвокат, инициатор развития женского образования, председатель попечительского совета Оль-гинской женской гимназии. Назовем также основоположника осетинской литературы, осетинского поэта, просветителя, скульптора и художника Коста Левановича Хетагурова (выпускник 1881 г.); Султанбека Асламбеко-вича Абаева - выдающего скрипача, первого балкарского профессионального музыканта, просветителя, общественного деятеля. Выпускники Ставропольской гимназии конца XIX в. добивались значительных успехов и в советское время. Так, выпускник 1893 г. А.К. Дживелегов - талантливый литератор, публицист, переводчик, искусствовед, крупный специалист всеобщей истории - в 1945 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР [2, с. 448].

Политика Российской империи в части подготовки элиты из числа горского населения

в местных учебных учреждениях осуществлялась на мощной финансовой платформе. Анализ "Сравнительной таблицы сметных расходов Кавказского наместничества с 1870 по 1878 годы" позволяет отметить, что финансирование расходов по учебной части за восемь лет выросло с 208,519 тыс. руб. в 1870 г. до 349,469 тыс.руб. в 1878 г. И это без учета таких статей расходов, как "Содержание городских, уездных, начальных и нормальных сельских училищ" (74,992 тыс. руб. и 106,657 тыс. руб. соответственно); "Содержание особых учебных заведений" (3,090 тыс. руб. -69,745 тыс. руб.); "Пособия и разные расходы по учебной части" (2,5 тыс. руб. - 19,201 тыс. руб.). Общая сумма, выделяемая на учебную часть в 1787 г., составила 545,072 тыс. руб. Для сравнения: на содержание центральных управлений в 1878 г. было израсходовано 429,974 тыс.руб., а расходы по врачебной части составляли всего 152, 268 тыс. руб. [16].

Таким образом, в Ставропольской гимназии были созданы уникальные условия для подготовки элиты из числа местного населения: мощная финансовая и организационная поддержка властей, выразившаяся в значительном увеличении финансирования учебной части региона; вдумчивое изучение особенностей горских народов и выработка особой программы воспитания горцев; реализация передовых педагогических принципов, серьезный отбор педагогических кадров. Все это позволило в достаточно короткие сроки не просто "дотянуть" местное население до общероссийского уровня, но и подготовить когорту выдающихся просветителей и передовых людей Северного Кавказа того времени. В современных условиях развития системы ВПО изучение и применение на практике целого ряда методов, принципов, подходов, реализуемых в 40-е-70-е годы XIX века в кавказских гимназиях, позволит повысить эффективность воспитания современных элитных кадров Северного Кавказа.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Говердовская Е.В. Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1. С. 29-34.

2. Коршунов М.С. Избранные работы по истории просвещения на Северном Кавказе / Под ред. К.Э. Штайн, Д.И. Петренко, В.П. Ходуса. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. 730 с.

3. История российского государственного управления на Северной Кавказе в XVIII-XIX вв. Учебник для студентов и слушателей вузов. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 284 с. С. 111.

4. См.: Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 160 с.

5. См.: Ткаченко Д.С., Колосовская Т.А. Военно-политическая история Северного Кавказа XVI-XIX вв.: факты, события, люди. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. 292 с. С. 225.

6. См.: Малахова Г.Н., Чегарнова В.Н. Исторический опыт решения проблемы подготовки кадров для государственной службы на Кавказе в XIX веке // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1. С. 89-96.

7. Акты Кавказской Археографической комиссии (далее АКАК). В 13 т. Т. 6. Ч. 1. № 189. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1874. 958 с. С. 141.

8. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ): В трех собраниях: Собрание второе. Т. 23. № 22838. СПб: Типография II отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1848. С. 100.

9. ПСЗ. Собрание второе. Т. 24. № 23307. С. 313.

10. Джабатырова Б.К. Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе

и ее влияние на этнокультурную среду // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 158.

11. ПСЗ. Собрание второе. Т. 28. № 27646. С. 500.

12. Кавказский календарь на 1865 год. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1864. Отделение третье. С. 135.

13. Кусова Л.Б., Бекоева Е.Л. Становление и развитие начального образования в Северо-Кавказском регионе (конец XVII - начало XX столетий) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 2. С. 292-295.

14. Хатаев Е.Е., Хатаев И.Е. Роль Я.М. Неверова в развитии просвещения народов Северного Кавказа (1810-1893 гг.) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагуро-ва. 2008. Т. 4. С. 66-71.

15. Ованесов Б.Т. Видные представители интеллигенции Российской Империи армянского происхождения - выходцы из Северного Кавказа // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 8. С. 23-33.

16. Кавказский календарь на 1879 год. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1878. С. 316-317.

6 ноября 2013 г.

УДК 316.6

ОБРАЗЫ ЭТНИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ОПЫТ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО СОЦИУМА

А.К. Дегтярёв

Говоря о том, что российское общество нуждается в импульсе общенационального возрождения, консолидации на иных, чем прагматические, основаниях - "все должны быть богатыми или бедными", - подавляющее большинство россиян осознает, что идея многонациональной России в целях ее возрождения как великой державы [1, с. 150] является наиболее привлекательной, обладающей перспективами воздействия на социальные настроения и чувства населения независимо от социальной, религиозной, этнической принадлежности.

Дегтярёв Александр Константинович - доктор философских наук, профессор кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: rse1985@mail.ru, т. 8(863)2644977.

Действительно, становлению политической нации, действующей на определенных конституционно-правовых основаниях и включающей осознание принадлежности к единому культурно-цивилизационному и политическому пространству, не существует реальной альтернативы. Эпоха "парада суверенитетов", как и попытка регионализации в 90-е годы ХХ в., показали, что слабая власть вкупе с социально дезориентированным населением приводит к возникновению локальных этнополитиче-ских и военно-политических конфликтов.

Aleksandr Degtyarev - Doctor of Philosophy, professor of the Department of Sociology, Political Sciences and Law, Institute of Retraining at the Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: rse1985@mail.ru, tel. +7(863)2644977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.