19. Бенешевич В. Черкасский, князь Борис Канбу-латович // Академик. [Электронный ресурс]. URL: http://adhist.kbsu.rU/book/4/4_2_1.htm.
20. Кабардино-Балкария: к России, с Россией, в России. Фотоальбом. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2007. 438 с. С. 29.
21. Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон. Страницы истории / Сост. Р.К. Кармов, М.И. Ай-даболова. Нальчик, 2002. 78 с.
22. Опрышко О. Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917: Возвращение из забвенья... Нальчик: Эль-Фа, 2007. 512 с.
21 октября 2013 г.
УДК 32.019.5 (470.6)
ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТЫ ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА КАВКАЗЕ ИЗ ЧИСЛА ГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Г.Н. Малахова, В.Н. Чегарнова
Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО) в современной России призвано решить целый ряд проблем, ключевой из которых является повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие мировому уровню. Особенно остро проблема высококачественной подготовки студентов в силу объективных и субъективных причин (финансы, кадры, уровень выпускников региональных школ) стоит в регионах. С одной стороны, идет процесс превращения элитной высшей школы в массовую, и эта мировая тенденция, по мнению ряда исследователей, начала проявляться в СКФО еще в 2008 году [1]. С другой стороны, на фоне массового образования растет потребность в элитном, высококачественном ВПО. Подготовка элиты для государственной службы на местном, региональном уровне имеет огромное значение для развития округа и обусловлена исторически. Начиная с середины XIX века, верховная российская
Малахова Галина Николаевна - доктор исторических наук, профессор, директор Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: director@ranhigsskfo.ru, т. 8(8793)989945;
Чегарнова Вера Николаевна - преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, помощник руководителя Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: werakmv@yandex.ru, т. 8(8793)989945.
власть четко понимала, что сугубо военными методами покорение Кавказа невозможно и необходимы такие условия, как "развитие экономики, и конечно, образования" [2, с. 551]. Эти идеи были поддержаны целым рядом крупнейших государственных деятелей того времени. Одним из первых "принцип постепенности" и идею "перемены нравов" высказал в 1805 г. Главноначальствующий в Грузии П.Д. Цицианов. Сущность ее состояла в "перемене воспитания горцев". При этом он подчеркивал: "Перемены нравов и обычаев азиатских можно было ожидать с переменою нескольких поколений" [3]. Формула интеграции Кавказа в общероссийскую систему, по П.Д. Цицианову, такова: если удастся воспитать несколько поколений горцев, осознающих прогрессивную роль России, то процесс интеграции пройдет гораздо эффективнее и безболезненнее.
Значимость развития образования горцев в решении проблемы вхождения Кавказа в общероссийскую систему нашла понимание
Galina Malakhova - Doctor of History, professor, the Director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: director@ranhigsskfo.ru, tel. +7(8793)989945;
Vera Chegarnova - a teaching assistant, an assistant director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: werakmv@yandex.ru, tel. +7(8793)989945.
в высших эшелонах власти, что выразилось в следующей формулировке "образование -есть самый верный путь к сближению Кавказа с государством" [4, с. 31]. Примером понимания роли образования в интеграционных процессах может служить и тот факт, что Николай I, который неодобрительно относился к развитию образования, а в 1849 г. даже "носился с мыслью закрыть все университеты страны", открывает в 1837 г. Ставропольскую гимназию [2, с. 551]. М.С. Воронцов, кавказский наместник, много сделавший для развития массового образования на Кавказе, также высказывал мысль о "необходимости готовить кадры для управления Кавказом из среды самих кавказских народов и требовал обязательного изучения в новых школах местных языков наравне с русским" [5]. Показательно в этой связи и заключение Я.М. Неверова -директора училищ Ставропольской губернии в 1850-1860 гг., о том, что "горцам следует дать такое образование, которое представляло бы им средство быть полезными гражданами не на воинственном, а преимущественно на мирном поприще" [4, с. 39].
Необходимо отметить, что как в XIX в., так и сегодня проблема соотношения массового и элитного образования в северокавказском регионе стояла достаточно остро: с одной стороны, с середины XIX в. в регионе начинается процесс повсеместного открытия начальных учреждений образования, с другой - руководство регионом сталкивается с целым рядом проблем, к числу которых отнесем следующие:
1. Низкий уровень качества образования в учреждениях региона. Об этом в своем письме к министру народного просвещения С.С. Уварову в 1834 г. свидетельствует Главноуправляющий гражданской частью в Грузии барон Г.В. Розен: "605 воспитанников после двухгодичного учения, оставляя училище с крайне слабыми сведениями по русскому языку и с нетвердым даже знанием 4-х первых действий арифметики, не могут быть столь полезны, сколь это желательно для поступления на службу" [6].
2. Нежелание представителей горского населения заканчивать полный курс обучения, стремление как можно быстрее "выйти на службу и получать жалование" [7].
3. Языковой барьер: низкий в целом по региону уровень владения русским языком, сложности общения между российским
и местным чиновничеством, невозможность ведения делопроизводства на русском языке, в том числе из-за отсутствия переводчиков, владеющих "туземными языками" и при этом лояльных российским властям.
Таким образом, с одной стороны, шел процесс массового образования кавказских народов, с другой - элитные, высококвалифицированные кадры из числа местного населения так и не были подготовлены. Наиболее продуктивно данная проблема стала решаться российскими властями, начиная с середины 40-х годов XIX века. Об этом свидетельствует принятие двух ключевых документов: 18 декабря 1848 г. утверждается "Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подведомственных"; 11 июля 1849 г. - "Положение о воспитании Кавказских и Закавказских уроженцев, за счет казны, в высших специальных учреждениях империи"
Сопоставив цели, обозначенные в данных документах, видим:
В "Положении о Кавказском учебном округе" в параграфе 48 сказано: "Гимназии в Кавказском учебном округе имеют троякую цель: 1) образовать молодых людей для государственной службы в Кавказском и Закавказском крае; 2) снабдить необходимыми сведениями тех из учеников, которые, по окончании гимназического курса пожелают продолжить учение в университетах; и 3) доставить тем, которые не посвящают себя служебному поприщу, познания, нужные в их будущем звании" [8, с. 100].
Целью же "Положения о кавказских воспитанниках" служило "приготовление сыновей Кавказских и Закавказских жителей привилегированных сословий к занятию разных, даже высших должностей по всем родам государственной службы на Кавказе и за Кавказом" [9].
Сопоставление целей, обозначенных в двух документах, свидетельствует о преемственности в системе подготовки элитных кадров: в кавказских гимназиях готовят учащихся к поступлению в университеты, выпускники этих гимназий продолжают обучение в лучших университетах страны. Следовательно, в высшей школе империи из числа лучших выпускников гимназий Кавказа готовятся элитные кадры, обязанные прослужить в регионе не менее шести лет.
Кроме двух основных целей, общих для всех средних учебных заведений импе-
рии, для кавказских гимназий была определена третья - "готовить своих воспитанников к педагогической деятельности в уездных и приходских училищах, начальных классах средних учебных заведений" [10]. В "Положении о Кавказском учебном округе" подчеркивалось: "казеннокоштные воспитанники благородных пансионов Кавказского учебного округа, из детей местных и Русских личных дворян, окончившие с успехом курс учения в Гимназии, обязаны поступать в специальные классы и по выходе из оных, если не пожелают продолжить учение в Университетах, прослужить не менее 6 лет в должности младших учителей Гимназий, уездных и приходских училищ..." [8, с. 104]. Такой подход позволял на местном уровне готовить профессиональные педагогические кадры для массовой школы региона. Связь между уровнем подготовки педагога и качеством знаний его учеников бесспорна, следовательно, качество педагогического состава также было принципиально важно для системы подготовки профессионалов из числа местного населения.
Стремление российской власти готовить управленческую элиту из числа горцев, а значит, и заручиться их поддержкой в проведении российской политики на Кавказе, прослеживалось и в определении контингента поступающих в гимназии. В Тифлисскую дворянскую гимназию допускались только дети князей, дворян, беков, меликов, агаларов, старшин горских и кочевых народов и чиновников, как туземных, так и русских, а равно дети священников и дьяконов православного и армяно-григорианского исповеданий. В Ставропольскую, Кутаисскую, Екатерино-дарскую гимназии - дети всех лиц свободных состояний, кроме крестьян казенных, церковных и полицейских [8, с. 101].
Необходимо отметить, что категории лиц, определенные для поступления в Тифлисскую дворянскую гимназию, окончившие курс учения с отличием удостаивались права на чин 14 класса "тотчас при поступлении на службу".
В "Положении о Кавказском учебном округе" был определен и круг преподаваемых в гимназиях предметов: 15 дисциплин, среди которых был "региональный компонент": история всеобщая и российская, соединенная с историей Кавказского и Закавказского края, региональные языки (грузинский, армянский, татарский, черкесский). Обязательными для изучения были и "юридические дисци-
плины": краткая история законодательства, основные законы, учреждения государственные и губернские, законы о состояниях, законы гражданские и уголовные, практическое судопроизводство. При этом изучение французского и латинского языков на Кавказе, в отличие от других губерний, было обязательным только для тех учеников, которые готовились поступать в университеты. Таким образом, круг образовательных дисциплин еще раз свидетельствовал о реализации идеи подготовки высокообразованных чиновников, владеющих, кроме прочего, "туземными языками", что значительно облегчило бы воплощение основных направлений российской политики в регионе.
В 1853 г. выходит новое "Положение о Кавказском учебном округе", в котором была детализирована причина его принятия: "сблизить устройство учебных заведений кавказского округа с тем устройством, которое введено по подобным заведениям внутренних губерний и таким образом постепенно ввести на Кавказе и за Кавказом ту же систему народного образования, которая существует в прочих частях государства" [11]. Иначе говоря, власть шла по пути постепенной интеграции образовательной среды Кавказа в общероссийскую. В новом "Положении" изменена одна из целей - готовить молодых людей для государственной службы: в ней отсутствовало дополнение - для Кавказа и Закавказья; изменились и требования к контингенту - в гимназии кавказского учебного округа теперь принимались дети всех лиц свободного состояния.
Было детализировано и право на получение чина 14-го класса при поступлении на службу: теперь оно распространялось на выпускников гимназий на общих для Империи основаниях, а для сыновей лиц высшего мусульманского сословия, меликов из армян, старшин горских и кочевых народов -после приобретения особенных и отличных познаний "Русского Законоведения".
Изменился и круг преподаваемых предметов. Он был разделен на общие для всех гимназий (10 дисциплин), причем региональная история была исключена из этого списка; сверх этого для каждой гимназии установлен круг преподаваемых местных языков и религиозных учений; названы специальные дисциплины, в частности, для готовящихся на службу - "Русское Законоведение".
Положение об обязательной службе вы- Сословный состав обучающихся в гу-
пускников в должности младших учителей берниях Кавказа и Закавказья в 1863 г. пред-было сохранено. ставлен в таблице [12].
Сословный состав обучающихся в Кавказском учебном округе в 1863 г.
Название губернии Дворян и чиновников Беков и агаларов Духовного звания Граждан Казаков, крестьян и колонистов
Тифлисская 853 - 118 1278 -
Кутаисская 923 - 52 314 -
Эриванская 61 42 59 423 -
Бакинская 47 184 47 269 59
Ставропольская 292 - 25 373 35
Кубанская область 412 - 19 583 121
Итого 2588 226 320 3240 215
Как свидетельствуют данные таблицы, процесс проникновения образования в высшие слои горской знати шел медленно. Гораздо активнее стремились получить образование представители непривилегированных сословий. Следует учесть, в 1863 г. в Эриванской и Бакинской губерниях не существовало гимназий, следовательно, дети беков и агаларов получали только начальное образование и, согласно "Положения о Кавказском учебном округе", не имели права на поступление в государственную службу.
Однако потребность в грамотных людях была продиктована острой необходимостью, связанной с реформированием страны и развитием промышленности во второй половине XIX в. В силу этого, несмотря на неспешность проникновения образования в среду местного населения Кавказа, процесс был неизбежным. Переломными в истории школы и педагогической мысли России стали 60-е годы XIX в.: именно в это время широко развернули свою педагогическую деятельность знаменитые педагоги и представители общественной мысли в России Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а на Кавказе -Л.Г. Лопатинский, Я.М. Неверов и другие [13].
Период управления Ставропольской гимназией Я.М. Неверовым (1850-1860 гг.) и его попечительства в 60-е-70-е годы Кавказским учебным округом внесло серьезный вклад в подготовку элитных кадров из числа местного населения, отвечающих требованиям времени [14, с. 66].
Кроме основных целей, возложенных на систему образования страны, перед учебными учреждениями Кавказа стояли специфические задачи. В 1854 г. Я.М. Неверов
получил от попечителя учебного округа А.П. Николаи предписание. В нем была обозначена цель правительства, достижение которой возлагалось на ставропольскую гимназию: "дети горских жителей, проведя несколько лет среди детей русских и будучи содержимы и воспитываемы однообразно с сими последними, мало-помалу сближались с нашими нравами, обычаями и нравственным направлением, постепенно способствовали к тому слиянию горцев с русскими, которое составляет цель правительственных распоряжений" [2, с. 326]. Вместе с тем обращалось внимание на то, что воспитание горцев не должно иметь характера резкого отчуждения от их природных нравов, обычаев и верований, чтобы возвращаясь в свои жилища, проникнутые нравственными началами и любовью к России, они не являлись как люди, отставшие от своих семейств. Идеи, высказанные А.П. Николаи, перекликаются с "принципом постепенности" и идеей "перемены нравов", которые были высказаны еще П.Д. Цициановым.
Я.М. Неверов, прежде чем подготовить план воспитания и образования горцев, внимательно изучил систему их образования в Москве и Петербурге в кадетских корпусах, слушал лекции профессора И.А. Вышнеград-ского в Главном педагогическом институте. По его мнению, горцам необходимо было преподавать не латинский язык, не законоведение, имеющее мало применения в быту у горцев, руководствовавшихся свои правом - адатом, а естественные науки. В 1857 г. "неверовская программа" была утверждена Наместником Кавказа А.И. Барятинским. Далее Я.М. Неверов совместно с А.П. Николаи представили
предложение об открытии при Ставропольской гимназии восточного отделения, каждый воспитанник которого должен был изучать арабский, татарский языки и одно из горских наречий. В рамках занятий, начиная с 4-го класса, учащиеся должны были вместо теоретических занятий заниматься "чтением и разбором восточных рукописей и переводами" [4, с. 41]. Это, по мнению Я.М. Неверова, было крайне необходимо будущему чиновничеству региона. Следует отметить, что именно при Я.М. Неверове Ставропольская гимназия была преобразована в классическую с реальным отделением для горцев. Эти меры, а также закрытие пансиона при Полтавском училище и перевод части воспитанников из Кубанской гимназии позволили Ставропольской гимназии к 70-м годам XIX века стать центром образования горских народов Северного Кавказа. Согласно статистике в Ставропольской гимназии в 1868-1870 гг. из 541 воспитанника горцев было 191 (35,5 %), в 1871 гг. из 217 пансионеров - 83 горца (38,24 %) [4, с. 44]. Учитывая возросшую потребность горского населения в получении образования, директор гимназии С.А. Марков писал начальнику Баталпашинского уезда: "Хочу заметить, что число открывающихся вакансий всегда далеко не соответствует числу желающих поступить на казенное содержание" [4, с. 46]. В 1871 г. реальное отделение было преобразовано в горское отделение, что и обусловило дальнейший значительный рост представителей горского населения в Ставропольской гимназии (в 1876 г. - 156 человек).
Обучаясь в Ставропольской гимназии, горцы демонстрировали значительные успехи в освоении образовательной программы. Зачастую качество знаний у представителей местного населения было выше, чем у русских воспитанников. Так, в 1880 г. успеваемость у русских гимназистов составила 76,7 %, а горцев - 83,6 %. Главной причиной хороших успехов горцев в науках, "кроме их богатой природы", по мнению Я.М. Неверова, является то обстоятельство, что "поступая в заведение, они не приносят с собой никакой подготовки.. Предаются ему вполне, с полной безграничной доверенностью. Их не балуют маменьки, не сбивают с толку отцы рассуждениями, что полезно и что бесполезно в науках.Раз вступив в заведение, горец принадлежит ему и душой и телом" [4, с. 38]. Высказывание Я.М. Неверова подчеркивает
глубину понимания им и стремление разобраться в особенностях организации учебного процесса именно для горского населения.
Большое внимание Я.М. Неверов уделял проблеме педагогических кадров гимназии как важнейшему фактору в реализации идеи подготовки управленческой элиты из числа местного населения. Так, в период 18641878 гг. им в регион были приглашены более 100 высококвалифицированных учителей. Он организовывал прохождение педагогами курсовой переподготовки кадров, периодически созывал учительские съезды, руководил изданием циркуляров учебного округа с целью пропаганды передового педагогического опыта [14, с. 67].
Осознавал Я.М. Неверов и то, что только через образование достигнуть поставленных целей будет сложно, необходим принципиально новый подход к воспитанию. По-новому он видел цель воспитания: от "узкоэгоистических практических целей - "носить густые эполеты и иметь блестящий экипаж" (сравним со стремлением поскорее выйти на службу и получать жалование в начале XIX века -Авт.) он перешел к идеи духовного, нравственного и физического развития человека. Средствами достижения этой цели он считал литературу, историю, искусство, труд и устное народное творчество. Я.М. Неверов стремился развивать в своих подопечных сознательное отношение к своим поступкам, придерживался принципа самостоятельности. Об этом свидетельствуют его нововведения: в 1859 г. был создан "суд совести гимназистов": виновные гимназисты подвергались суду своих товарищей, состоящему из "избранных учеников высших классов". По мнению Я.М. Неверова, такие суды должны были приучить учащихся с ранних лет к "понятию законности, уважению закона" [4, с. 61].
Ярким примером реализации педагогических идей Я.М. Неверова служит проведение годичных чтений конкурсных сочинений. На этих чтениях заслуженным вниманием пользовались сочинения горцев. Так, в конкурсе 1857 г. участвовало 23 сочинения. Лучшей была признана работа ученика IV класса Адиль-Гирея Кешева на тему "О характере героев в современных русских повестях и романах". Комиссия отметила: "Взяв в соображение, что воспитанник из почетных горцев Адиль-Гирей Кешев, родясь в сфере не только чуждой, но противоположной нашему обществу, нашим стремлениям, интересам, привычке, образу жизни, успел не только понять, но
и почти верно оценить значение лучших типов нашей литературы и показать отношение их к действительной жизни, тем с большей признательностью отдает заслуженную дань хвалы его сочинению, которое написано языком чистым и правильным, нежели сочинения некоторых русских воспитанников старшего, XVII класса" [2, с. 329]. На конкурсе 1859 г. попечитель учебного округа А.П. Николаи вручил А.Г. Кешеву, уже "специалисту", золотую медаль за успехи в учебе. Адиль-Гирей Кешев был одним из первых горцев, получивших право по окончании Ставропольской гимназии поступить в Санкт-Петербургский императорский университет. Сегодня Адиль-Гирея Кучуковича Кешева по праву называют одним из первых абазинских общественных деятелей и литераторов.
Ставропольская гимназия стала отправной точкой формирования национальной элиты Северного Кавказа. В разное время из ее стены вышли: Керопэ Петрович Патканов (выпускник 1853 г.), один из виднейших представителей армянской культуры и армяновед-ческой науки в России второй половины XIX века. Он - один из немногих представителей малых народов в условиях царской России в 1885 году был избран членом-корреспондентом Академии наук за выдающиеся заслуги в области восточной филологии [15]. Александр Семенович Трачевский (выпускник
1855 г.) - известный историк XIX - начала XX вв. С 1878 года - профессор Новороссийского (Одесского) университета. Владимир Константинович Демьяновский (выпускник
1856 гг.) - известный ставропольский адвокат, инициатор развития женского образования, председатель попечительского совета Оль-гинской женской гимназии. Назовем также основоположника осетинской литературы, осетинского поэта, просветителя, скульптора и художника Коста Левановича Хетагурова (выпускник 1881 г.); Султанбека Асламбеко-вича Абаева - выдающего скрипача, первого балкарского профессионального музыканта, просветителя, общественного деятеля. Выпускники Ставропольской гимназии конца XIX в. добивались значительных успехов и в советское время. Так, выпускник 1893 г. А.К. Дживелегов - талантливый литератор, публицист, переводчик, искусствовед, крупный специалист всеобщей истории - в 1945 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР [2, с. 448].
Политика Российской империи в части подготовки элиты из числа горского населения
в местных учебных учреждениях осуществлялась на мощной финансовой платформе. Анализ "Сравнительной таблицы сметных расходов Кавказского наместничества с 1870 по 1878 годы" позволяет отметить, что финансирование расходов по учебной части за восемь лет выросло с 208,519 тыс. руб. в 1870 г. до 349,469 тыс.руб. в 1878 г. И это без учета таких статей расходов, как "Содержание городских, уездных, начальных и нормальных сельских училищ" (74,992 тыс. руб. и 106,657 тыс. руб. соответственно); "Содержание особых учебных заведений" (3,090 тыс. руб. -69,745 тыс. руб.); "Пособия и разные расходы по учебной части" (2,5 тыс. руб. - 19,201 тыс. руб.). Общая сумма, выделяемая на учебную часть в 1787 г., составила 545,072 тыс. руб. Для сравнения: на содержание центральных управлений в 1878 г. было израсходовано 429,974 тыс.руб., а расходы по врачебной части составляли всего 152, 268 тыс. руб. [16].
Таким образом, в Ставропольской гимназии были созданы уникальные условия для подготовки элиты из числа местного населения: мощная финансовая и организационная поддержка властей, выразившаяся в значительном увеличении финансирования учебной части региона; вдумчивое изучение особенностей горских народов и выработка особой программы воспитания горцев; реализация передовых педагогических принципов, серьезный отбор педагогических кадров. Все это позволило в достаточно короткие сроки не просто "дотянуть" местное население до общероссийского уровня, но и подготовить когорту выдающихся просветителей и передовых людей Северного Кавказа того времени. В современных условиях развития системы ВПО изучение и применение на практике целого ряда методов, принципов, подходов, реализуемых в 40-е-70-е годы XIX века в кавказских гимназиях, позволит повысить эффективность воспитания современных элитных кадров Северного Кавказа.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Говердовская Е.В. Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1. С. 29-34.
2. Коршунов М.С. Избранные работы по истории просвещения на Северном Кавказе / Под ред. К.Э. Штайн, Д.И. Петренко, В.П. Ходуса. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. 730 с.
3. История российского государственного управления на Северной Кавказе в XVIII-XIX вв. Учебник для студентов и слушателей вузов. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 284 с. С. 111.
4. См.: Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 160 с.
5. См.: Ткаченко Д.С., Колосовская Т.А. Военно-политическая история Северного Кавказа XVI-XIX вв.: факты, события, люди. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. 292 с. С. 225.
6. См.: Малахова Г.Н., Чегарнова В.Н. Исторический опыт решения проблемы подготовки кадров для государственной службы на Кавказе в XIX веке // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1. С. 89-96.
7. Акты Кавказской Археографической комиссии (далее АКАК). В 13 т. Т. 6. Ч. 1. № 189. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1874. 958 с. С. 141.
8. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ): В трех собраниях: Собрание второе. Т. 23. № 22838. СПб: Типография II отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1848. С. 100.
9. ПСЗ. Собрание второе. Т. 24. № 23307. С. 313.
10. Джабатырова Б.К. Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе
и ее влияние на этнокультурную среду // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 158.
11. ПСЗ. Собрание второе. Т. 28. № 27646. С. 500.
12. Кавказский календарь на 1865 год. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1864. Отделение третье. С. 135.
13. Кусова Л.Б., Бекоева Е.Л. Становление и развитие начального образования в Северо-Кавказском регионе (конец XVII - начало XX столетий) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 2. С. 292-295.
14. Хатаев Е.Е., Хатаев И.Е. Роль Я.М. Неверова в развитии просвещения народов Северного Кавказа (1810-1893 гг.) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагуро-ва. 2008. Т. 4. С. 66-71.
15. Ованесов Б.Т. Видные представители интеллигенции Российской Империи армянского происхождения - выходцы из Северного Кавказа // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 8. С. 23-33.
16. Кавказский календарь на 1879 год. Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1878. С. 316-317.
6 ноября 2013 г.
УДК 316.6
ОБРАЗЫ ЭТНИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ОПЫТ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО СОЦИУМА
А.К. Дегтярёв
Говоря о том, что российское общество нуждается в импульсе общенационального возрождения, консолидации на иных, чем прагматические, основаниях - "все должны быть богатыми или бедными", - подавляющее большинство россиян осознает, что идея многонациональной России в целях ее возрождения как великой державы [1, с. 150] является наиболее привлекательной, обладающей перспективами воздействия на социальные настроения и чувства населения независимо от социальной, религиозной, этнической принадлежности.
Дегтярёв Александр Константинович - доктор философских наук, профессор кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: rse1985@mail.ru, т. 8(863)2644977.
Действительно, становлению политической нации, действующей на определенных конституционно-правовых основаниях и включающей осознание принадлежности к единому культурно-цивилизационному и политическому пространству, не существует реальной альтернативы. Эпоха "парада суверенитетов", как и попытка регионализации в 90-е годы ХХ в., показали, что слабая власть вкупе с социально дезориентированным населением приводит к возникновению локальных этнополитиче-ских и военно-политических конфликтов.
Aleksandr Degtyarev - Doctor of Philosophy, professor of the Department of Sociology, Political Sciences and Law, Institute of Retraining at the Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: rse1985@mail.ru, tel. +7(863)2644977.