12.7. ПОЛИТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Атабеков Кайрат Кулбакович, канд. юрид. наук. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева. Подразделение: кафедра специальных юридических дисциплин. E-mail: [email protected] Султанмуратова Мария Сулпухоровна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева. Подразделение: кафедра специальных юридических дисциплин.
Аннотация: Целью статьи является описание теоретических и практических аспектов государственной политики противодействия налоговой преступности в Кыргызстане, обоснование научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с нею. Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики: частнонаучные методы сравнительного правоведения, исторического, системного анализа; статистические и социологические методы исследования и др. Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе по курсу криминологии и в системе повышения квалификации работников органов, ведущих борьбу с налоговой преступностью. Авторы представили видение проекта концепции по совершенствованию государственной политики борьбы с преступностью в сфере налогообложения в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: налоговая преступность, уголовная политика, налогообложение, криминологические меры предупреждения.
POLICY OF TAX CRIMES PREVENTION IN THE
KYRGYZSTAN: SEVERAL THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
Atabekov Kairat Kulbakovich, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. Department: special law disciplines chair. Email: [email protected]
Sultanmuratova Maria Sulpuhorovna. Position: senior lecturer. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. Department: special law disciplines chair.
Annotation: The aim of the article is to describe theoretical and practical aspects of state policy of counteraction of tax crime in Kyrgyzstan, study scientifically and practically significant recommendations aimed at improving the efficiency of the fight against it. The methodology of the study contains provisions of materialist dialectics: scientific methods of comparative law, historical, system analysis; statistical and sociological research methods, and others. The research materials can also be used in the educational process at the rate of criminology in the system of training enforcement officers fighting against tax crimes. The authors presented a vision of the project concept for the improvement of public policies to combat crime in the area of taxation in the Kyrgyz Republic.
Keywords: tax crime, criminal policy, taxation, criminological prevention measures.
В постоянно реформирующейся экономике Кыргызской Республики налоговая система занимает особое место и является одним из факторов обеспечения финансовой и политической стабильности, а также дальнейшего развития государства. Одним из главных барьеров данного процесса является общественно-опасное явление - преступность в сфере налогообложения, которое, наряду со многими объективными и субъективными факторами, оказывает негативное влияние на многоаспектный и сложный процесс поступления налогов в бюджет государства.
Эти факторы подрывают устойчивость бюджетной системы, нарушают принцип добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. Сокрытые от налогообложения средства почти всегда создают условия для развития теневой экономики и начинают работать в целях обогащения криминальных структур и порождают коррупционные проявления.
Одной из существенных проблем, сказывающихся на негативной динамике развития налоговой преступности, является, по нашему мнению, отсутствие сбалансированной уголовной политики государства в сфере налогообложения.
В проекте Концепции совершенствования уголовной политики Кыргызской Республики представлено следующее определение: политика в сфере противодействия - это политика - деятельности государственных органов устанавливающая профилактику административных и уголовных нарушений, включающая социальную профилактику, предупреждение, пресечение в деятельности субъектов осуществляющих уголовную политику, реализации ответственности в отношении подозреваемых и осужденных лиц. Данная политика представлена стратегией по установлению уголовно-правовых мер и социальной профилактикой противодействия преступности. В политике сформированы цели, принципы, методическое обеспечение и определены силы и средства данного противодействия^, с.43].
Уголовная политика в сфере противодействия налоговой преступности в условиях социально-экономической и политической нестабильности представляет собой главный правовой инструмент по поддержанию национальной и экономической безопасности, общественного спокойствия и противовес внутренним экономическим и политическим угрозам национальной безопасности Кыргызской Республики, так как глобальное уклонение от уплаты налогов подрывает авторитет государственной власти, наносит ущерб конституционным правам и свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию, обороноспособности Кыргызской Республики.
Таким образом, уголовная политика в сфере противодействия налоговой преступности - это система мер, включающая в себя далеко не только метод уголовно-правового регулирования через применение или угрозу применения уголовного наказания, а целый комплекс стимулирующих и компромиссных норм, которые при правильном регулировании налоговых правоотношений могут быть более продуктивными и результативными. Следует отметить, что на данный момент в республике отсутствует официально одобренная Концепция противодействия налоговой преступности.
Целесообразность разработки Концепции уголовной политики по противодействию налоговой преступности (далее - Концепция), обоснована отдельными учены-
ПОЛИТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Атабеков К.К. Султанмуратова М.С.
ми, которые отмечают, что сегодня данный вид преступности намного изощреннее, чем вчера, а завтра будет опаснее, чем сегодня. Создавая одну из главных угроз экономической и национальной безопасности, она формирует прочную экономическую платформу для организованной и «беловоротничковой» преступ-ности.[2, с.45]
Данный вид преступности отличается своей массовостью и динамизмом, а ее организованный характер это гибрид законного и «теневого» секторов национальной экономики, манипулирование денежными потоками из легального и обратно в теневой сектор.
Эффективность разработанной Концепции будет основана на укреплении института правового государства, национальных интересов, прав и свобод человека и гражданина в условиях обеспечения экономической и национальной безопасности государства, снижением тенденций динамики налоговой и экономической преступности, делающей неспособной экономическую основу нашей страны.
Концепция должна включить в себя решение установленных Президентом Кыргызской Республики задач, поставленных в Указах Президента, в его обращениях и выступлениях по установлению и реализации тщательного контроля за соблюдением законодательства в сфере налогообложения, выявлению и пресечению деятельности «теневых» экономических структур и операций, снижению криминализации в налоговом секторе экономики республики как одной из главных угроз национальной и экономической безопасности страны.
Справедливо отмечает И.В. Александров, когда пишет, что реализовать подобные задачи возможно только при наличии поддержки в лице государства и заинтересованном участии государства и общества, а также в проведении научно-обоснованных правовых и экономических исследований»[3, с.62].
По нашему мнению, особую важность уголовной политики по противодействию налоговой преступности придает ее независимый и неизменный характер от особого мнения и влияния на внутреннюю политику правоохранительных органов и принятия управленческих решений отдельных руководителей вразрез стратегическим установкам, обоснованным в данной программе. Концепция должна быть единственно верным ориентиром для каждого руководителя, естественно, что управленец может идти своим курсом к заявленной в своей экономической программе цели, но, не сбиваясь с основного курса, прописанного в концепции. И, что немаловажно, пришедший на его место новый руководитель с новой авторской экономической моделью развития республики также не смог бы изменить данный вектор в другом направлении.
Концептуальные основополагающие положения должны быть апробированными временем, научно-обоснованными, рассчитанными на ближайшие и перспективные периоды развития национальной экономики и отвечающими требованиям:
- налогового законодательства;
- административного и уголовного законодательства.
По нашему мнению, реализация Концепции должна
состоять как минимум из трех основных этапов.
Этап первый - подготовительный, рассчитанный на первые 1,5 - 2 года. В рамках данного этапа необходимо проведение комплексного анализа преступности в сфере налогообложения за пятилетний предыдущий период.
Данный анализ должен включать в себя:
- исследование состояния, динамики и уровня налоговой преступности в Кыргызской Республике по качественному и количественному признакам фактического уклонения от налогообложения и реально возбужденных уголовным делам;
- определение и установление соотношения регистрируемой и латентной налоговой преступности;
- анализ основных детерминантов преступности в сфере налогообложения;
- изучение личности налогового преступника и типизацию основных способов совершения данных преступлений;
- проведение криминологического прогнозирования и планирования налоговой преступности.
Перечисленные элементы, необходимые для этого анализа, несомненно, важны, однако именно криминологический прогноз налоговой преступности является наиболее действенным и эффективным средством противодействия преступности в сфере налогообложения, так как стремительный темп социальных перемен и усложнение общественных процессов заставляют по новому взглянуть на научно-обоснованное прогнозирование при определении тактических и стратегических направлений уголовной политики.
В связи с тем, что само по себе уголовно-правовое прогнозирование является частью социального прогноза, то, опираясь на источники социального предви-дения,[4, с.57] автор соглашается с мнением профессора М.П. Клейменова и разделяет криминологическое прогнозирование, в нашем случае налоговой преступности, на следующие его виды:
- Поисковое прогнозирование, представляющее собой прогнозирование уголовно-правовых отношений путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем, абстрагируясь от планов, программ, проектов, решений которые способны видоизменять эти тенденции вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. При проведении такого прогнозирования исследователь должен найти ответ на вопрос: «В каком направлении идет развитие налоговой системы и налогового законодательства Кыргызской Республики?; Каков уровень состояния, структуры и динамики налоговой преступности?; Выявить основные причины и условия данной преступности в Кыргызской Республике?; Что вероятнее всего произойдет при сохранении существующего состояния и существующих тенденций?». Так, например, одним из вопросов данного прогноза может быть предвидение эффективности деятельности структуры по борьбе с налоговыми преступлениями либо эффективность норм административного, налогового и уголовного законодательства.
- Нормативное прогнозирование, представляющее собой предвидение желательных состояний закономерностей на основе заранее определенных целей, поиска наилучшего пути среди множества возможных, установление итога в определенный момент будущего. Нормативное прогнозирование налоговой преступности заключается в разработке системы целей уголовной политики, достижение которой стало бы гарантом улучшения социальной и правовой ситуации. Нормативное прогнозирование - это не только поиск оптимальных конструкций норм об ответственности за налоговые правонарушения и преступления, хотя и это очень важная задача, при разработке прогноза данного направления, но и научное обоснование самого
процесса принятия решений по обширному спектру вопросов уголовной политики. [4, с.58]
Правоприменительная практика показала, что существуют разработки, где уже воплощены в жизнь основополагающие идеи нормативного прогнозирования -это и принятые программы по борьбе с преступностью, как, например, Программа по борьбе с организованной преступностью в Кыргызской Республике на 2011-2016 гг.
Однако, по мнению автора, традиционность подходов, «копирование» принятия управленческих решений ближних государств, а также отсутствие четких ориентированных на перспективу положений уголовной политики «морально» устаревают еще до их законодательного одобрения.
В связи с этим задача нормативного прогнозирования не имеет удовлетворительного решения, она как постоянно изменяющаяся субстанция, требующая постоянного объединения усилий профессионалов в области уголовной политики, а это свидетельствует о том, что только при наличии Координационно-методического центра при Государственной службе по борьбе с экономическими преступлениями и официально принятой Концепции уголовной политики по противодействию с налоговой преступностью возможно отслеживание ситуации и оперативное реагирование на новые угрозы.
Основными результатами и итогами первого этапа должны стать подготовка рекомендаций и предложений по внесению изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты и разработка новых законопроектов по борьбе с налоговой преступностью с учетом проведенного криминологического прогноза, а также нормативно-правовых документов, имеющих косвенное, но определенное влияние в противодействии налоговой преступности.
На втором этапе - реализационном, рассчитанном на 1,5 -2 года, необходимо усиление налогового администрирования и качественное улучшение налоговых проверок проводимых Государственной налоговой службой Кыргызской Республики, продолжить мероприятия по проведению налоговой амнистии, целью которой является предоставление возможности добровольно указать и внести в бюджет государства сокрытые от налогообложения сборы и платежи для установления открытых и честных взаимоотношений государства и налогоплательщика.
В этот период следует принять меры по улучшению многоуровневой координации в целях противодействия налоговой преступности на основе стабильно функционирующей координации между органами государственной власти, местными государственными организациями, общественными объединениями и правоохранительными органами. Данная координация должна включить в себя меры по активизации уровня взаимодействия перечисленных органов, а также частных нотариусов, микро кредитных и финансово-кредитных организаций для совместного издания ведомственных актов в виде инструкций, приказов, изменений в законодательные акты, имеющие своей целью улучшение всех форм взаимодействия направленного на выявление, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений.
На третьем этапе необходимо обеспечить мониторинг и оценку эффективности мероприятий, осуществлённых на предыдущих этапах, закрепить итоги проведенной работы и дать реальную оценка позитивных и негативных результатов реализации Концепции.
Список литературы:
1. Ревин В.П., Осмоналиев К.М., Ревина В.В. Основы современной уголовной политики России и Кыргызстана. Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - Москва-Бишкек: Алтын Принт, 2015. 438 с.
2. Осмоналиев К.М. Организованная преступность в Кыргызской Республике. - Б., 2013. 137 с.
3. Александров И.В. Налоговые преступления: криминалистические проблемы расследования. - СПб, 2002. 221 с.
4. Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. - Томск, 1991. 321 с.