ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ПОЛИТИКА ННГУ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
© 2007 г. Р.Г. Стронгин, А.В. Петров, А.О. Грудзинский, И.И. Борисова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 3.04.2007
Рассматривается отечественный и зарубежный опыт создания внутривузовских систем обеспечения качества, официальный подход в определении критериев оценки качества. Приведены первые
результаты разработки системы качества в ННГУ.
В условиях массового высшего образования новое звучание приобретает проблема обеспечения качества образования. В последние несколько лет тема качества образования все громче обсуждается на различных форумах мирового научно-образовательного сообщества. В то же время в России принято гордиться высоким качеством нашего высшего образования. Значит ли это, что российский инновационный университет должен игнорировать попытки мирового сообщества определить общие подходы к гарантии качества высшего образования? Разумеется, нет.
Отметим, что представления о высоком качестве российского образования зачастую отражают опыт прошлого периода, от которого нас отделяют уже десятилетия. Кроме того, при этом обычно говорят об относительно узкой группе специальностей подготовки естественно-научного и технического профиля, где имеются выдающиеся достижения (например, космос), но игнорируют, например, автомобилестроение или социально-экономические науки, где достижений существенно меньше. Далее, говоря о высоком качестве образования, обычно имеют в виду только одну форму обучения - очную, забывая о многочисленных выпускниках вечерней и заочной форм. И, наконец, представления о высоком уровне образования, как бы по умолчанию, связывают только с ограниченной группой ведущих вузов страны.
Глобальные процессы трансформации не только российского, но и мирового сообщества придали проблеме качества образования новое звучание. Следует признать, что образование гораздо большего в процентном отношении количества людей, чем ранее (то есть массовое
высшее образование), стало совершенно необходимым инструментом создания инновационного общества. Необходимость осуществления массового высшего образования потребовала целый ряд ранее не использовавшихся форм учебного процесса. Это ускоренные формы второго образования, новые формы заочного и вечернего образования, параллельное образование, многоступенчатое образование, многочисленные формы переподготовки и повышения квалификации на основе концепции «образование в течение всей жизни», дистанционное обучение на основе использования информационных технологий и другие. Подходы к обеспечению качества инновационных форм образования требуют специальной проработки. Кроме того, образовательное пространство стало глобальным. В связи с этим возникли проблемы создания международной системы критериев качества образования и его контроля. Таким образом, функция массового образования и сопутствующая функция контроля качества образования - это тот новый дополнительный вид деятельности, который требует нестандартных организационных решений внутри инновационного университета. Нижегородский университет ставит во главу своей работы главный инструмент обеспечения качества - образование, основанное на научных исследованиях. В то же время ННГУ активно применяет новые формы обучения и включился в создание инновационной системы обеспечения качества образования европейского образца [1]. Решение организационных задач обеспечения качества обучения в ННГУ проводится с помощью европейских партнеров в рамках выполняемого в настоящее
время трехгодичного проекта Темпус «Всеобщий менеджмент качества для университетов» (контракт иМ^ЕР-24069-2003).
Создание внутривузовских систем обеспечения качества
Проблема обеспечения качества образования продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в настоящее время как представителями государственных органов, работодателей, так и академической общественностью. Несомненно, она остается центральной и в проводимой реформе образования: «полезность реформы относительна, если она не ведет в конечном счете к повышению качества образования» [3]. Данная проблема имеет не только национальную, но и международную значимость, в частности, она приобрела особую актуальность в европейском пространстве и нашла отражение в документах Болонского процесса [5, 7, 8]. Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства, начало которому было положено принятием Болонской декларации (1999 г.), определившей основные цели, ведущие к гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать созданию единого образовательного пространства в Европе:
— введение сравнимых квалификаций в области высшего образования;
— переход на двухступенчатую систему (бакалавриат - магистратура);
— введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
— повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
— обеспечение необходимого качества высшего образования;
— взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
В последующих документах были сформулированы еще 4 задачи:
— разработка системы образования в течение всей жизни;
— активизация участия студентов во всех процессах образовательной деятельности;
— обеспечение конкурентоспособности европейского высшего образования;
— повышение уровня взаимодействия образования и науки.
Связи России и Евросоюза интегрированы по многим направлениям: Евросоюз является стратегическим партнером России (50% внешней торговли), российская образовательная система имеет европейские корни. Поэтому дальнейшее взаимодействие неизбежно и необходимо, вследствие этого интеграции российской системы образования в европейскую отводится ключевая роль.
Европейские тенденции в сфере обеспечения качества образования сводятся к следующему:
1) создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран;
2) разработка единых критериев и подходов для обеспечения и гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса;
3) разработка и внедрение внутривузовских систем обеспечения и контроля качества на базе моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии КО 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества и другие национальные модели управления качеством в образовании;
4) построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям;
5) перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательных учреждений на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть, - в образовательное учреждение (ОУ) и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.
Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества в сфере высшего образования (ENQA), которая разработала Руководства и директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе. В основу данного документа положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:
— студенты, сотрудники и общество в целом заинтересованы в хорошем качестве высшего образования;
— важна организационная автономность, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
— поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества;
— интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;
— качество академических программ для студентов и остальных бенефициариев должно улучшаться и развиваться;
— должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;
— очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;
— необходимо соответствие внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения;
— должно поощряться развитие культуры качества в вузах;
— должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;
— гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
— учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;
— используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразия и новаторства.
На основе перечисленных принципов в документе были сформулированы стандарты и директивы ENQA по внутренней и внешней оценке (гарантии) качества в вузах, которые должны быть положены в основу построения систем качества наряду с другими современными подходами и принципами менеджмента качества.
Система требований к качеству образования в Российской Федерации формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями государственных образовательных стандартов, а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ. Формальное пред-
ставление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.
Вступление России в Болонский процесс предъявляет определенные требования как к национальной системе гарантии качества образования, так и к механизмам внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством систем качества. В Европе некоторые образовательные учреждения при создании собственных систем качества ориентируются на модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), который в 1991 г. разработал европейскую модель делового совершенства. Модель EFQM используется при присуждении европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе». В основе данной модели лежат девять критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь, каждый из критериев разделяется на несколько подкритериев.
Основной принцип такого построения модели заключается в том, что удовлетворение требований потребителя и персонала, а также влияние на общество достигаются за счет лидирующей роли руководства организации, ее политики и стратегии, управления персоналом, ресурсами и процессами. Все это приводит к соответствующим результатам деятельности организации. Применительно к вузам модель EFQM требует определенной адаптации с точки зрения конкретизации рабочих процессов, характерных для ОУ, учета различных групп его потребителей и т. д.
Наиболее удачной можно считать модель конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», который проводится с 2000 г. и имеет целью реализацию Россией требований европейских документов в области качества образования, стимулирование работы ОУ по созданию и внедрению систем качества [5]. Модель конкурса Министерства представлена на рисунке 1.
Задача конкурса Минобразования РФ - стимулировать вузы к проведению самооценки своей деятельности по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе качества, и совершенствованию работы ОУ. Самооценка деятельности ОУ является способом сопоставить свою деятельность по обеспечению качества подготовки специалистов с идеальной моделью работы ОУ.
Модель конкурса включает две группы критериев:
— первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в
Рис. 1. Модель конкурса Министерства образования РФ
области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»);
— вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).
Первая группа включает такие критерии:
— политика и стратегия в области обеспечения качества подготовки специалистов;
— использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;
— рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);
— управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Во вторую группу критериев включают:
— удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза;
— удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе;
— удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки;
— влияние вуза на общество;
— результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.
Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может полу-
чить организация по этому критерию, и процент от общей суммы баллов.
В основе всех существующих моделей лежит процессно-ориентированный подход, все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента вуза.
Преимущества применения процессного подхода сводятся к следующему:
— процессный подход обеспечивает прозрачность протекания процессов;
— процессный подход систематизирует деятельность по улучшению;
— этот подход усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей;
— каждый сотрудник видит свою роль в общих процессах организации.
Сегодня ситуацию с обеспечением качества подготовки специалистов в России нельзя назвать благополучной в силу воздействия ряда факторов, связанных и с сокращением финансирования вузов, и, как следствие, с деформацией самой сущности вуза как центра науки, образования, культуры, центра духовности и нравственности; значительно ослабли связи с
потребителями кадров, которые прежде всего являются для вузов индикаторами содержания и качества высшего профессионального образования, возникли трудности с трудоустройством выпускников, значительно (до 2,7 раза) изменился контингент студентов вузов без существенного роста числа преподавателей [3]. В деятельности вузов по созданию систем качества можно выделить как позитивные тенденции, так и трудности, усложняющие работу вузов. К числу позитивных моментов можно отнести:
— нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ РИСО 9001:2000) и принципами всеобщего менеджмента качества (TQM);
— проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
— создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников.
К проблемам, затрудняющим создание и внедрение внутривузовских систем качества, относят:
— отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;
— слабую обеспеченность методическими пособиями и рекомендациями по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
— слабые связи с предприятиями промышленности и как результат - ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей современности;
— отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;
— неоднозначное восприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
— недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.
Объективно вузы являются сложными для управления структурами, для которых характерен «высокий уровень кадрового потенциала,
сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности» [2].
С учетом специфики вузов и необходимости унифицировать подходы к созданию систем качества Советом по качеству, созданным в Рособрнадзоре, одобрена Типовая модель внут-ривузовской системы качества [3, 4]. Предлагаемая модель соответствует стандартам и руководствам ENQA [7], базируется на процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандарте КО 9000, и включает:
1. Формирование стратегии, политики и целей в области качества.
2. Планирование и постоянное улучшение деятельности образовательного учреждения, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение.
3. Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов, то есть обеспечение процессов жизненного цикла образовательного учреждения всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными.
4. Управление процессами и процедурами -управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом) процессами образовательного учреждения.
5. Мониторинг и контроль, предполагающие измерение и оценку параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая:
— оценку студентов (достигнутого прогресса в уровне их знаний и навыков);
— проведение измерений основных показателей деятельности образовательного учреждения;
— проведение маркетинговых и социологических исследований;
— оценку качества результатов образовательной деятельности и отдельных процессов образовательного учреждения;
— определение конкурентных позиций образовательного учреждения.
Типовая модель также основывается на процессно-ориентированном подходе, то есть желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Это, в свою очередь, требует «необходимости инвентаризации всех процессов вуза, определения целей процессов, определения лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов» [3]. При использовании процессного подхода вуз рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление вузом сводится к управлению процессами.
Управление качеством образования в ННГУ
Разрабатываемая в Нижегородском университете модель системы оценки и обеспечения качества подготовки специалистов ориентирована на типовую модель внутривузовской системы качества, предложенную Рособрнадзором, использование процессного подхода, принципов Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества, а также Стандартов и руководств по гарантии качества высшего образования в европейском регионе, разработанных Европейской ассоциацией аккредитационных агентств (ENQA).
Внедрение внутривузовской системы качества проходит в 2 этапа.
В настоящее время идет этап внедрения процессного подхода, предполагающего идентификацию и описание основных процессов и подпроцессов образовательной деятельности. Мы строим нашу систему оценки качества образования на основе ГОСТ РИСО 9001:2001. Уже разработали нормативное обеспечение, которое станет основой работы системы (структура системы обеспечения качества образования приведена на рисунке 2).
В ННГУ разработаны документированные процедуры, описывающие реализацию различных процессов образовательной деятельности.
Для реализации целевого управления качеством подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС ВПО по каждой специальности разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМК), позволяющие обеспечить целевое управление учебным и воспитательным процессами в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к уровню технической, практической и гуманитарной подготовки специалистов.
УМК разрабатываются на основе действующих учебных планов, требований предприятий-заказчиков и работодателей, а также нормативных документов Министерства образования и науки РФ. Основой УМК является учебная программа дисциплины, форма и структура которой разработана в едином формате для всех специальностей, содержание определяется кафедрой с учетом сложившихся педагогических традиций и методик преподавания.
Второй этап, который проходит одновременно с первым, ориентирован на подготовку и мотивацию персонала, подготовку менеджеров по качеству и аудиторов.
В реализации данного этапа важным моментом стало участие ННГУ в международных проектах. В частности, для обеспечения международной экспертизы качества подготовки специалистов мы подали заявку и выиграли проект ТЕМПУС-ТАСИС «Всеобщий менеджмент качества для университетов» (контракт иМ_ШР-24069-2003).
По его завершении должна быть разработана система управления качеством образовательного процесса, удовлетворяющая требованиям как Болонской декларации, так и внешних заказчиков. В процессе создания системы предусматривается взаимодействие с Ассоциацией промышленников и предпринимателей Нижегородской
Рис. 2. Схема управления процессами в университете
области и рядом крупных предприятий «хай-тек», например «Интел», «Мера» и др.
Задачами проекта являются:
— создание в ННГУ трех международных кружков качества - общеуниверситетского, по информационным технологиям и по менеджменту, которые способствуют формированию внутриуниверситетской «культуры качества»;
— создание ресурсного центра по обеспечению качества учебного процесса;
— повышение квалификации руководящего состава ННГУ по вопросам управления качеством учебного процесса «Болонская культура»;
— разработка плана обеспечения качества учебного процесса в ННГУ и методического руководства по управлению качеством;
— распространение результатов и обеспечение устойчивой работы после окончания проекта;
— мониторинг качества выполнения проекта.
В целях повышения степени участия и ответственности руководства всех уровней в обеспечении качества в рамках вышеназванного проекта прошли программы повышения квалификации (в России и за рубежом) проректоры и деканы, а также руководители подразделений, обеспечивающих учебную деятельность в ННГУ.
Процедура оценки качества профессиональной подготовки специалистов включает:
— оценку знаний и умений студентов, полученную в результате текущих и итоговых испытаний;
— анализ заключений специалистов-практи-ков о качестве учебного процесса, компетенций студентов, степени вовлеченности студентов во внеучебную работу.
В качестве основных форм контроля качества используются:
— отчеты факультетов на ученых советах всех уровней;
— результаты посещений учебных занятий;
— тестовый контроль;
— промежуточный контроль знаний посредством экзаменов и зачетов;
— рейтинговая оценка работы студентов.
Процесс оценки качества основывается на
существующей системе управления факультетами и структурными подразделениями, осуществляется руководителями соответствующих уровней и педагогическим коллективом в пределах прав и должностных обязанностей на следующих уровнях:
— первый уровень - ректоратом и ученым советом университета на основе отчетов, предоставленных подразделениями уни-
верситета, учебно-методическим управлением;
— второй уровень - научно-методическим Советом по качеству образования, итоговыми аттестационными и экзаменационными комиссиями по специальностям;
— третий уровень - методическими комиссиями факультетов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр.
Ответственность за эффективное функционирование внутривузовской системы качества несет руководство университета - от ректората до руководителей структурных подразделений.
Образовательные организации являются, пожалуй, самыми сложными в управлении организациями. Для них характерны высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности педагогического персонала, свобода преподавателя в выборе методик преподавания. Можно назвать много других специфических характеристик, которые порождают проблемы при создании и работе системы обеспечения качества образования.
Политика ННГУ в области обеспечения качества
Согласно требованиям стандартов ENQA, учебные заведения должны иметь политику, цели и соответствующие процедуры гарантии качества.
Политика в области качества образовательного учреждения отражает общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Политика должна:
— соответствовать стратегическим целям ОУ;
— включать требования по постоянному улучшению деятельности;
— постоянно анализироваться на пригодность;
— быть официально провозглашена и доведена до сведения всего персонала.
Разрабатываемая в ННГУ политика в области качества основывается на основных принципах, заложенных в нормативных документах ENQA и Министерства образования и науки РФ.
Используя накопленный опыт в обеспечении высокого уровня образовательной деятельности, являясь центром зарождения новых на-
Гарант качества образования - сотрудники университета
Рис. 3. Политика в области качества образования
учных направлений, интеграции образовательной, научной и культурной жизни региона, университет считает обеспечение высокого качества образования приоритетным направлением деятельности.
Образование рассматривается нами как единый процесс обучения, приобщения к научной работе, практической деятельности и воспитания в интересах человека, общества, государства. Реализация намеченных в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского основных направлений политики в области качества, как представляется, способна охватить новые процессы в развитии вузовского образования, снизить риск его негативных тенденций и в итоге обеспечить по всем направлениям подготовки качественное образование. Совершенно очевидно, что задача сохранения и повышения качества университетского образования далеко не простая. Но она вполне под силу коллективу Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, который не раз доказывал, что его настоящее и законное место только на передовых рубежах российского образования.
Безусловно, России и всему отечественному вузовскому сообществу нужен Болонский процесс, чтобы «выжить в европейском и мировом сообществе», но присоединение должно происходить с учетом своих национальных интересов
и самобытности. Важно в этих условиях сохранить такие традиционные принципы отечественного образования, как фундаментальность подготовки, развитая система научно-педагогических школ, единство образования и науки, воспитание у студентов творческого подхода к решению проблем.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, традиции научных и педагогических школ, детально обсудив на всех уровнях университетского управления, ученый совет ННГУ в мае 2007 года принял Политику в области качества образования - документ, определяющий стратегию ННГУ в области обеспечения высококачественной подготовки выпускников.
Политика Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в области качества образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского — место зарождения многих инновационных направлений научных исследований и подготовки кадров, признанный интегратор образовательной, научной, инновационной и культурной жизни региона — в принятой в 2003 году Миссии ННГУ:
— рассматривает образование как единый процесс всестороннего развития лично-
сти, осуществляемый университетом во взаимосвязи с научными, управленческими и хозяйственными организациями региона в интересах человека, общества и государства;
— определяет высокое качество образования как один из главных приоритетов в деятельности вуза;
— предполагает формирование политики качества как одной из основ стратегического управления университетом.
Основная цель политики ННГУ в области качества образования — подготовка выпускников, способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных сфер деятельности на уровне передовых достижений, являющихся достойными гражданами страны, конкурентоспособных в России и за рубежом.
Задачи ННГУ в области качества образования, обеспечивающие достижение указанной цели:
Совершенствование структуры и содержания образовательных программ, открытие новых направлений подготовки для кадрового сопровождения потребностей общества, основанного на знаниях, развитие элитных и массовых форм подготовки специалистов.
Развитие системы непрерывного и многоуровневого образования, включая развитие институтов аспирантуры, докторантуры, структуры регионального распределенного университета.
Расширение инфраструктуры инновационного развития и подготовка кадров в области трансфера знаний и технологий.
Развитие многопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований как основы высокого качества подготовки выпускников.
Поддержка и всестороннее развитие ведущих научно-педагогических школ как фундамента качественного университетского образования на всех уровнях.
Расширение и укрепление сотрудничества с Российской академией наук, в том числе в рамках Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН.
Расширение взаимодействия с основными работодателями, привлечение их к определению содержания и форм образовательного процесса и к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности.
Укрепление материально-технической базы учебного процесса путем приобретения современного научного и учебного оборудования и развития связанной с ним инфраструктуры.
Развитие самостоятельности и лидерских качеств обучающихся, потребности в постоянном
обновлении знаний, формирование высококультурной, социально активной и гармонично развитой личности.
Развитие современной системы управления, гарантирующей высокое качество образования, формирование в коллективе культуры качества с учетом тенденций развития мирового образования и опыта Болонского процесса.
Решая поставленные задачи, университет:
• Ведет экспертно-аналитическую деятельность в области науки, образования, трудоустройства выпускников ННГУ. Осуществляет мониторинг качества образования.
• Участвует в вузовских сетях управления качеством образования, создаваемых Министерством образования и науки России и вузовским сообществом, в формировании российских и международных институтов общественнопрофессиональной аккредитации образовательных программ. Проводит научно-методические совещания по проблемам управления качеством образования.
• Организует образовательный процесс с учетом критериев качества, создает и совершенствует учебно-методическую и другую нормативную документацию по вопросам качества образования. Обеспечивает материальные условия для использования новых образовательных технологий.
• Формирует механизмы обеспечения прямой и обратной связи с научными учреждениями, работодателями и подразделениями, реализующими образовательный процесс.
• Привлекает учреждения науки и работодателей региона к предоставлению баз практики, материальному оснащению лабораторий и демонстрационных центров университета и к непосредственному участию в образовательном процессе, включая ведение занятий, формирование учебных планов и программ, создание филиалов кафедр.
• Систематически вовлекает обучающихся в научную и практическую деятельность. Развивает формы практической подготовки студентов к роли организаторов, формирует систему воспитания молодых лидеров. Создает условия для раскрытия творческого потенциала студентов, способствует самореализации их личности.
• Создает и развивает организационные структуры, обеспечивающие экспертную оценку и мониторинг качества образования, в том числе совет ННГУ по качеству, центр качества образования, советы по качеству и методические комиссии факультетов и другие.
• Организует учебу по вопросам качества образования и совершенствует систему повы-
шения научной и педагогической квалификации сотрудников. Создает условия, стимулирующие заинтересованность работников университета в повышении качества образования. Вводит регламентацию обязанностей и полномочий сотрудников в вопросах качества образования.
Политика ННГУ в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии университета и основой планирования его образовательной деятельности.
Список литературы
1. Грудзинский, А.О. Управление качеством образования: опыт Нижегородского университета / А.О. Грудзинский, А.В. Петров, М.Ю. Щербань // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2005. - № 19(2).
2. Грудзинский, А.О. ННГУ: интеграция в европейское образовательное пространство / А.О. Грудзин-
ский, А.В. Петров, М.Ю. Щербань // Проблемы качества образования. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
3. Круглов, В. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В. Круглов, В. Кутузов, Д. Пузанков С. Степанов // Аккредитация в образовании. - 2006. - № 7.
4. Фролов, Н. Плоды реформы растут на древе знаний / Н. Фролов, И. Руднев, И. Бляхеров // Аккредитация в образовании. - 2006. - № 7.
5. Рособрнадзор: как обеспечить сопоставимость качества // Аккредитация в образовании. - 2006. - № 8.
6. Формирование европейского пространства высшего образования // Болонский процесс. Основополагающие материалы. - М.: Финансы и статистика, 2007.
7. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, 2006.
8. Newton, J. What is quality? / J. Newton // Embedding quality culture in higher education. European University Association, 2006.
EDUCATIONAL QUALITY ASSURANCE POLICY IN UNN R.G. Strongin, A. V. Petrov, A.O. Groudzinski, 1.1. Borisova
The domestic and foreign experience in academic quality assurance systems’ development, as well as the official approach to determination of the quality assessment criteria are examined. The first achievements in the development of the UNN quality assurance system are presented.