Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287). Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 78-80.
А. А. Матчанова
ПОЛИТИКА КООПЕРАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА УЗБКИСТАНА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА РАЗВИТЫХ СТРАН ЗАПАДА И ВОСТОКА (США, КАНАДЫ, ЮЖНОЙ КОРЕИ, ЯПОНИИ, КИТАЯ)
В статье рассматривается одна из кардинальных проблем большинства государств современности - перспективы развития политики кооперации аграрного сектора. Решение вопроса в Узбекистане автор связывает с внедрением в отрасль новых технологий, реализацией политики кластерного подхода, опыт применения которого в странах конфуцианского культурного региона и Запада является приоритетным для государств Центральной Азии.
Ключевые слова: политика кооперации аграрного сектора, программа функционирования, специальные законы, мировое сообщество, выравнивание экономических условий, инновации, решение социальных проблем.
В развитых странах мира функционирует политика поддержки фермерских хозяйств, кооперативов по различным направлениям деятельности (производственного,торгового, обслуживающего, консалтингового характера) и кредитования фермерских хозяйств.
Эта политика в корне отличается от структур сервисных услуг. Кооперативы, являясь добровольным объединением фермерских хозяйств, участвуют в процессе производства, заготовки, переработки и реализации продукции. Наравне с фермерскими хозяйствами и другими компаниями сельскохозяйственного профиля они заинтересованы и несут ответственность за повышение качества и конкурентоспособности конечного продукта.
Заслуживают внимания развитие и деятельность сельскохозяйственных кооперативов в США и Канаде1, где созданы специализированные кооперативы по реализации зерна, картофеля, различных видов овощей и фруктов. Так, в США функционируют специализированные кооперативы по продаже персиков (California Canning Peach Association), по продаже оливок (Olive Crowers Council), а также по продаже черных слив, абрикосов, томатов. В США 25 % от общего объема производства молока реализуется через кооперативы, которые оказывают существенное влияние на стабилизацию цен.
Политика кооперации функционирует по широкой программе и имеет свою давнюю историю (с 1900 года). Кооперативы этих стран защищены законом. В Канаде принят специальный закон «О Защите доходов фермеров» (Farm Income Protection Act), на основе которого в составе министерства сельского хозяйства созданы корпорации по различным направ-
лениям деятельности: Канадское пшеничное управление (1943), Канадская комиссия по молочным продуктам (1966), Национальный Совет по птичьим продуктам (1970), Канадская сельскохозяйственная кредитная корпорация (1959). Эти ассоциации выполняют функции отделов и управлений министерства и функционируют на хозяйственной и демократической основе, участвуют в производстве продукции. Они по направлениям участвуют в определении рыночной политики, в принятии решений парламента по конкретным производственным и торговым вопросам, защищая интересы товаропроизводителей.
Заслуживает внимания и опыт развитых стран Азии. Например, в Японии Министерством сельского и лесного хозяйства в 1946 году были разработаны реформы об упорядочении сельскохозяйственных угодий, а в 1949 году принят Закон о сельскохозяйственных кооперативах.
Согласно Закону были созданы кооперативы по производству и реализации риса, благодаря которым в течение двух лет практически был ликвидирован продовольственный кризис, создана производственная инфраструктура, получила дальнейшее развитие сельскохозяйственная наука, произошел рост доходов фермерских хозяйств2.
В Республике Узбекистан проводится политика создания благоприятных условий для производства и экспорта высокодоходных культур (пшеницы, ячменя, овса, молока, продукции птицеводства), приняты необходимые законы. Как справедливо отмечают авторы книги «Правовые и экономические основы фермерских хозяйств», «задачи этих законов и подзаконных актов направлены на стабилиза-
цию производства продукции, повышение доходности фермеров и пополнение бюджета за счет увеличения объема экспорта»3.
На основании этих законов в настоящее время в регионах создаются различные кооперативы. Объединяя свои потенциалы, эти кооперативы от имени фермеров ведут договорные отношение с заготовительными и перерабатывающими предприятиями.
Как показывают хозяйственная деятельность и первичные опыты этих кооперативов, они в качестве торгового агента могут оказать следующие услуги:
- определять сроки реализации продукции и цены;
- гарантировать оплату реализованной продукции;
- решать вопросы тары и упаковки, рассматривать претензии потребителей;
- защищать интересы членов кооператива перед государственными структурами;
- находить новые рынки сбыта продукции;
- производить сбор информации по конъ-юктуре рынка и новшеств, обеспечить ими членов кооперативов;
- проводить исследовательские работы.
Создавая структуры сервисного субъекта,
фермеры и другие предпринимательские хозяйства имеют следующие преимущества:
- товаропроизводители (фермерские и дехканские хозяйства) участвуют в распределении конечного дохода, будут иметь свою долю;
- обеспечивается свободный выход товаропроизводителей на внутренний и внешний рынок, будет ограничена монополия посредников, коррупция в торговле продуктами сельского хозяйства;
- кооперативы защищают интересы товаропроизводителей перед государственными и другими структурами;
- повысится качество и конкурентоспособность продукции, появится благоприятное условие для создания добавленной стоимости;
- демократизация способствуют более широкому участию фермеров в управлении;
- повысится общий уровень конкурентоспособности, эффективности аграрной сферы;
- появится более широкая возможность внедрения инновационной технологии и достижений научно-технического прогресса;
- создаются условия регулярного повышения знаний фермеров и дехканских хозяйств.
Все это определяет перспективы развития кооперации в сельском хозяйстве.
В поступательном развитии Узбекистана определяющую роль играет политика Республики Корея в аграрном секторе экономики государства. О его ценности свидетельствуют труды ученых Узбекистана, в частности, монография Б. С. Ли, С. К. Чепеля «Экономические связи Узбекистана и Кореи»; статьи А. А. Алимова,
А. Р. Халикулова и многих других. Ученые Узбекистана справедливо считают, что успешность развития внешнеэкономического сотрудничества между Республиками Кореи и Узбекистана обусловлены их демократической устремленностью, общностью менталитета, традиционностью жизненного уклада. Прав А. А. Алимов, который отмечает, что для Узбекистана в первые годы обретения Независимости актуальными стали проблемы, которые решала РК в годы сотворения «экономического чуда», именно: важность проведения политики на преодоление зависимости от импорта зерна, нефтепродуктов, неразвитости индустрии и т. д.4
Сегодня проблемы эти преодолеваются благодаря политике модернизации всех сфер экономики, включая сельское хозяйство.
Перспективному развитию кооперации в сельском хозяйстве способствовали целенаправленное внедрение новшеств, развитие разных форм кооперации, «концентрация конкурирующих и одновременно кооперирующихся компаний, поставщиков услуг и соответствующих институтов, всемерное изучение мирового экономического опыта»5. Весьма интересным для Узбекистана является опыт РК по созданию свободных экономических зон (СЭЗ), экспортно-производственных зон, обусловливающих необходимость нововведений в национальной экономике, развитие новых форм кооперации во всех отраслях хозяйства, включая сельскую. Важен и опыт Китая, который с 15 июля 1979 года создал особые экономические зоны в Шэньчжене, Чжухае. Подтверждением тому является создаваемая на базе международного аэропорта города Навои свободная индустриально-экономическая зона. Трансконтинентальный интермодальный центр логистики в этой зоне - единственный на территории СНГ.
Всемерное экономическое сотрудничество Узбекистана с мировым сообществом во многом способствовало формированию новых подходов в различных отраслях народного хозяйства Узбекистана. Например, Китай имеет серьезные экономические интересы в Узбекистане, связанные с нехваткой энергетических источников и продуктов питания
для растущего населения6. Так, сегодня в развитие кооперации в сельском хозяйстве все активнее вовлекаются малые формы бизнеса; используются технологические карты, важность которых определяется Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об итогах оптимизации размеров земельных участков, находящихся в ведении фермерских хозяйств» от 16 марта 2010 года. В настоящее время всячески поддерживаются кластерные инициативы, направленные на достижение результативности кооперации поставщиков оборудования и комплектующих, специализации производств и сервисных услуг, научных исследований в рамках территориально-производственных кластеров.
В этой связи примечательным представляется утверждение Е. Б. Менчук и Г. А. Власко
о том, что «кластеры максимально учитывают рыночные механизмы и могут быть эффективны только тогда, когда сами предприятия (для повышения своей прибыльности, улучшения качества товаров и услуг) приходят к необходимости объединения в кластер»7.
Бесспорно, перспективы сельскохозяйственной отрасли, развитие в ней кооперации зависят от слаженной работы обслуживающих ее предприятий - энергетической, ремонтной, транспортной, торговой, производства по переработке и хранению сельхозпродукции, а также от рационального размещения производства, приближения ее продукции к источникам сырья, топлива, энергии. На наш взгляд, этим обусловлено развитие межхозяйственной кооперации, значимость которой определяется тем, что «она повышает уровень обобществления, позволяет осуществить переход от
многоотраслевой к специализированному производству, более эффективно проводит его индустриализацию, способствует выравниванию экономических условий, решению социальных проблем». И в решении этих задач опыт Южной Кореи, Японии, Китая для Узбекистана представляет большой интерес.
Примечания
1 См.: Вахитов, К. И. История потребительской кооперации России : учеб. пособие. М., 1998.
2 См.: Молодяков, В. Э. История Японии /
B. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Мар-карьян. М., 2009. С. 262.
3 Правовые и экономические основы фермерских хозяйств / под ред. М. Тешабаева и др. Ташкент, 2007. С. 234.
4 См.: Алимов, А. А. Динамика и факторы экономического роста и конкурентоспособности Республики Корея : уроки для Узбекистана // Содействие развитию корееведения в странах СНГ : проблемы и решения. Ташкент, 2006.
C.245.
5 Халикулов, А. Р. Опыт Южной Кореи в создании СЭЗ и возможности его применения в Республике Узбекистан // Содействие развитию корееведения в странах СНГ : проблемы и решения. Ташкент, 2006. С. 257.
6 См.: Менчук, Е. Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России / Е. Б. Менчук, Г. А. Власко М., 1991. С. 59.
7 Лузянин, С. Китай и ближнее окружение : региональные и двусторонние аспекты отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 3. С. 15.