СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в Узбекистане
Д. Таджибаева,
доцент кафедры профессионального образования (подготовки преподавателей по экономическим дисциплинам
для колледжей) Ташкентского финансового института, кандидат экономических наук dtojiboeva@mail.ru
В статье на основе анализа основных экономических показателей аграрного сектора Узбекистана, выявлены актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства. Показаны определенные успехи, достигнутые в повышении уровня жизни населения.
Ключевые слова: Узбекистан, сельское хозяйство, экономический рост, урожайность, дехканское и фермерское хозяйство, занятость, эластичность спроса, инвестиции, диверсификация производства, налоговые льготы
УДК 33(68:75)
Введение
За годы независимости в сельском хозяйстве Узбекистана осуществлены кардинальные меры по экономическому реформированию, направленные на внедрение рыночных отношений и развитие частной формы собственности на селе.
В республике, начиная с 1991 по 2003 гг. велись активные поиски эффективных форм хозяйствования, которые, отвечали бы требованиям современного развития экономики и менталитету населения.
Исходя из особенностей республики и мирового опыта институциональное реформирование сельского хозяйства сосредоточилось на дехканских, фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях (ширкатах). Главная цель всех преобразований на селе заключалась в воспитании собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами.
Были приняты Земельный кодекс, законы «О кооперативном (ширкатном) хозяйстве», «О дехканском хозяйстве» и «О фермерском хозяйстве», ряд законодательных и нормативно-правовых актов, создающих прочные правовые основы и гарантии для развития различных форм ведения сельского хозяйства. В настоящее время дехканские хозяйства, занимая 12,8% посевной площади, производят больше 62% валовой продукции сельского хозяйства, сельхозпредприятия, занимая 2,5% посевов, производят 2,1% валовой продукции. Посевная площадь
фермерских хозяйств составляет 87,4% от общей площади, а валовой продукт — 34,4% [11, 12, 13].
С точки зрения критерия1 эффективности форм хозяйствования более предпочтительными оказываются фермерские хозяйства. Хотя у них пока произведенного валового продукта на га посевной площади меньше чем у сельхозпредприятий, но по критерию права собственности и трансакционных затрат в перспективе у них большие преимущества.
Во многом благодаря институциональным преобразованиям в республике достигнут устойчивый рост производства сельского хозяйства, что подтверждается данными на рис.1 и табл.3.
В Узбекистане в сельской местности живет больше половины населения. В условиях, когда земля для многих семей является основным источником дохода, именно дехканское или фермерское хозяйство стали оптимальными вариантами сельскохозяйственной производственной единицы.
В настоящее время в республике действуют около 74,2 тыс. (после оптимизации) фермерских, около 4744 дехканских хозяйств и 115 сельскохозяйственных предприятий (ширкаты). Больше половины 39,4 тыс. фермерских хозяйств специализируются на производстве хлопка и зерновых культур и занимают около 68% посевных площадей (в среднем 101,3 га земли) и выполняют государственный заказ.
Всего 9,9% фермерских хозяйств специализируются на животноводстве, у них в среднем 171 га земли, остальные (около 40% фермерских хозяйств) выращивают овощи, бахчи,
Рис. 1. Динамика изменения урожайности основных сельскохозяйственных культур (все категории хозяйств (ц/га)
Источник: Узбекистан в цифрах в 1990 г. Краткий статистический сборник. — Т.: «Узбекистан» 1991. С.152-153. Статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан» 2011. — 46 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан — Ташкент, 2013. — 228 с.
303
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
плоды, виноград и другие продукты. У них в среднем от 15 до 44 га. земли. Дехканские хозяйства занимают в среднем 0,2 га земельной площади. Сельскохозяйственные предприятия занимают в среднем 1242 га земли [11, 16].
Реформирование аграрных отношений и создание условий по эффективному ведению сельскохозяйственного производства
За эти годы осуществлен комплекс мер по укреплению материально-технической базы фермерских хозяйств, оптимизации их земельных участков, обеспечивающих поступательный рост объемов производства, эффективность и рентабельность за счет более рационального использования земельных, водных и материально-технических ресурсов.
1. Создана законодательная база, которая, исходя из реалий жизни, постепенно совершенствуется. С 2004 г земельные участки предоставляются на конкурсной основе в долгосрочную аренду от 30 до 50 лет. Определена минимальная площадь фермерских хозяйств: для производящих хлопок-сырец и колосовые — не менее 30 га, для овощеводства и садоводства — не менее 5 га., создана система права наследуемого использования земли.
Дехканские хозяйства ведут свою деятельность на земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение (по желанию его членов) как с образованием, так и без образования юридического лица. По закону дехканским хозяйствам выделяются до 0,35 га орошаемых, 0,5 га богарных земель, не больше 1 га. неорошаемых земель в степной зоне.
2. Создана система налоговых платежей в сельском хозяйстве. С 1999 года введен единый налог на основе бонитет-балла земли. Новые созданные фермерские хозяйства освобождаются на 2 года от уплаты единого земельного налога. Также площади новых созданных садов и виноградников освобождаются от уплаты единого земельного налога на 3 года. Есть льготы для фермеров, которые провели освоение земельных участков за свои средства.
3. Для обеспечения и улучшения водопользования и повышения эффективности осуществлен переход с районного управления ирригационными системами на бассейновое. Для улучшения услуг по обеспечению водой фермерских хозяйств создана Ассоциация водопотребителей. Для улучшения мелиоративного состояния земель и покрытия затрат из государственного бюджета создан специальный фонд при Министерстве финансов.
4. Создана система установления государственных закупочных цен на хлопок, исходя из мировых рыночных цен, на пшеницу — от региональных рыночных цен. Остальные же продукты закупаются по рыночным ценам, сформированным на основе спроса и предложения.
5. Выстроена адекватная современным условиям система кредитных институтов. Расширена возможность доступа сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам. Для обеспечения государственных закупок создана система льготных 3%-ных кредитов для сельского хозяйства, продажи сельхозтехники на основе лизинга и льготной формы кредитования и др.
6. На селе сформированы и совершенствуются современная производственная и рыночная инфраструктура, предоставляющая хозяйствам весь спектр необходимых услуг. Всего за период с 2003 по 2012 гг. для оказания сервисных услуг фермерским хозяйствам, была создана соответствующая структура оказания услуг. Объекты инфраструктуры после 2012 г. были оптимизированы в соответствии с предложениями ученых, среди которых была и автор данной статьи. В настоящее время обслуживают производства сельского хозяйства 1543 альтернативных МТП (машинотракторные парки, которые оказывают услуги механизации по договорам), 1496 ассоциаций водопотребителей, 1359 пунктов реализации горюче-смазочных материалов, 884 пункта реализации минеральных удобрений, 1041 мини-банков, 274 пунктов по реализации продукции сельского хозяйства, 2535 пунктов по реализации племенного скота и услуг зооветеринарии, 347 пунктов по обеспечению информационных и консалтинговых услуг, 78 сетей по оказанию
транспортных услуг, 78 сетей по производству тары и упаковочных материалов, а также созданных в плодоовощеводстве и виноградарстве 267 агрофирм.
7. Использование сложившейся веками системы неформальных институтов и менталитета нации. Здесь важное значение имеет глубокая мотивация и желание создать для себя достойную жизнь не хуже других, которая выражается: в стремлении обеспечить себя жильём, провести свадьбу и другие мероприятия, особенно посвященные памяти ушедших старших поколений. Учитывая это, начиная с 2009 года уделялось особое внимание строительству жилых массивов, коттеджей на основе типовых проектов, с удобствами современного дома не уступающих городским, даже лучшие с точки зрения экологии. Создается соответствующая социальная и экономическая инфраструктура. Финансирование строительства осуществляется за счет льготных кредитов Министерства финансов, Азиатского банка развития и средств населения. От общего объема средств, направленных на строительство — 56,1% составляют средства населения. Особенно важную роль играют ипотечный кредит, выделяемый банками сроком на 15 лет, который молодым семьям предоставляется на льготной основе.
8. В связи с ухудшением мелиоративного состояния почвы, Президентом Республики был подписал Указ от 29 октября 2007 года № УП-3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель» и в целях обеспечения системного и комплексного подхода в реализации мер по строительству и реконструкции мелиоративных систем, 19 марта 2008 г. было принято постановление № ПП-817 «О Государственной программе мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 гг.». Также было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 19 апреля 2013 года № ПП-1958 «О дополнительных мерах по повышению эффективности мелиоративного улучшения орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов», которым утверждена Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 гг., осуществление которого приведет к повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.
В результате предпринятых мер достигнут устойчивый рост производства сельского хозяйства (табл.3) и увеличение урожайности: зерноколосовых — в 2,6 раза, картофеля — в 2,3 раза, овощей — в 1,4 раза, бахчи (продовольственные) — в 1,9 раза, плодов и ягод — в 2,8 раза, винограда — в 2,1 раза (рис.1). Но пока остаётся проблемой увеличение урожайности хлопчатника. В 2014 г. урожайность колосовых в фермерских хозяйствах в среднем составила 49,2 ц/га, хлопчатника 26,5 ц/га [16].
Основные проблемы сельского хозяйства Узбекистана
По урожайности хлопчатника пока не достигнут уровень 1990 года. Если учитывать, что хлопчатник выращивается на довольно большой территории, например в 2014 г. занимал 1280,2 га посевной площади, то можно сказать, что по сравнению с 1990 г. не собрано 448,1 тыс. тонн хлопка. Конечно, есть хозяйство, в которых урожайность больше 40-50 ц/га, но есть такие, где урожайность всего 6-7 ц/га. Здесь следует обратить внимание на то, что у большого количества хозяйств урожайность хлопка составляет до 10 ц/га, хотя хлопчатник выращивается на землях, где бонитет выше 40 баллов, то есть минимальная урожайность должна быть около 14-16 ц/га.
Другой проблемой является то, что хотя создан благоприятный инвестиционный климат и увеличивается общий объем направленных инвестиций в производственный основной капитал, а также привлечение иностранных средств в государственные инвестиционные программы, однако доля инвестиций в сельское хозяйство составляет лишь 3-5% от общего уровня.
«Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации эконо-мики является инвестиционная политика» [1], в результате которой в последнее десяти-летие в республике объем инвестиций в
304
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
производственный основной капитал с каждым годом увеличивается. Доля инвестиций в объеме ВВП в 2002 г. составила 19,4%, в 2007 г. - 21,1%, а в 2014 г. - около 25%. Если 2002 году привлеченные иностранные средства в государственные инвестиционные программы составили 448 млн долл. США, то в 2007 г. — 1018 млн долл., а в 2010 г. иностранные инвестиции и кредиты составили 2824,5 млн долларов. В 2014 г. объем инвестиций в экономику вырос на 10% и составил 14,6 млрд долл. США. При этом выше 21,2% всех капитальных вложений или более 3 млрд долл. составили иностранные инвестиции и кредит по которым 3/4 — это прямые инвестиции [1, 2].
Таблица 1
Доля инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Узбекистана в 1990—2012 гг., в %
Г о д ы
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Производственного назначения 58,3 68,1 57,5 57,5 73,5 68,3 69,0
Промышленность 16,8 45,1 29,7 32,6 26,1 33,8 34,5
Сельское хозяйство 26,7 8,4 5,7 8,2 3,5 5,2 4,1
Строительство 0,5 0,5 0,3 2,5 1,8 2,3
Транспорт и связь 5,4 7,5 16,7 13,0 29,9 20,2 18,3
Торговля и общественное питание 5,7 4,3 3,1 4,8 4,5 4,1
Другие 9,4 0,9 0,6 0,3 11,5 2,8 5,7
Непроизводственного назначения 41,7 31,9 42,5 42,5 26,5 31,7 31,0
Источник: Статистический сборник. Основные тенденции показатели экономического и социального развития республики Узбекистан за годы независимости(1990-2010) и прогноз на 2011-2015 гг. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — 54 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан, Ташкент, 2013. — 256, 257 с.
Данные таблицы показывают, что наивысший показатель отношения доли инвестиций в основной капитал сельского хозяйства республики к основному капиталу производственного назначения составлял 26,7% в 1990 году. Далее в данном соотношении наблюдалась тенденция к снижению и в последнее время оно составляет всего лишь 3,5-5,2%. Естественно это влияет на обеспечение сельского хозяйства современной техникой и технологией.
Какие проблемы инвестирования в сельском хозяйстве?
Во-первых, большие риски, т.к. отрасль тесно связана с природно-климатическими условиями. Также нельзя забывать, что в сельском хозяйстве действует «парадокс Самуэльсона», в соответствии с которым высокая урожайность по стране приводит к снижению цен, т.к. спрос на сельскохозяйственные продукты по цене и доходу неэластичен. В результате производители получают вместо рассчитанного высокого дохода намного меньше доходов или убытки.
Особенность сельского хозяйства еще и в том, что не только спрос, но и предложение также неэластично. Здесь коэффициент эластичности предложения по ценам и доходам меньше единицы, потому что, во-первых, предложение земли совершенно неэластично, во-вторых, здесь большую роль играет количество времени для производства сельскохозяйственных продуктов и рыночный период, которые связаны с естественнобиологическими факторами.
Следовательно, необходимо уметь: а) правильно определить структуру посевных площадей; б) продавать выращенный урожай. Необходимо переходить на производство на основе изучения спроса, т.е. маркетинговых исследований. Не рентабельно выращивать продукцию, не зная, кто и почем ее купит. Также надо умело использовать рекламу.
Учитывая отмеченные факторы, начиная с 1990 г., в республике начали проводить структурные изменения посевных площадей. Если в начале 90-х гг. технические культуры, особенно хлопчатник, занимали больше половины общей посевной
площади, то с 1995 г. они были резко сокращены — до 36,1%. Одновременно были резко увеличены посевные площади зерновых культур. Если они занимали 24% общей посевной площади, то соответственно были увеличены до 44-45%. Таким образом, была достигнута зерновая независимость и безопасность Узбекистана.
Таблица 2
Динамика структуры посевной площади Узбекистана в 1990—2012 гг., в %
Г о д ы
1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012
Вся посевная площадь 4200,1 3628,1 3778,3 3647,5 3708,4 3601,8 3628,1
100 100 100 100 100 100 100
В том числе
Зерновые культуры 24,0 44,8 42,0 44,4 45,2 44,6 44,8
Технические культуры 55,3 37,9 41,3 41,7 38,2 38,5 37,9
Из них хлопчатник 53,3 36,1 38,2 40,4 36,2 36,9 36,1
Картофель 0,9 2,1 1,3 1,4 1,9 2,0 2,1
Овощи 3,2 5,0 3,3 3,7 4,6 4,9 5,0
Бахчи продовольственные 1,8 1,5 0,9 0,9 1,4 1,4 1,5
Кормовые культуры 14,8 8,7 11,2 7,9 8,7 8,7 8,7
Источник: Статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан» 2011. — 45 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — 226, 246-248 с.
Площади других культур определялись в зависимости от изменения спроса и от необходимого объема производства сельскохозяйственных продуктов на душу населения, исходя из потребления рекомендованных медицинских норм. Поэтому можно сказать, что модернизацию сельского хозяйства в республике начали с оптимизации структуры посевной площади.
Во-вторых, отрицательно влияет на привлекательность отрасли нестабильность ценовой конъюнктуры в аграрной сфере. Главным условием привлекательности является, как известно, гарантия хорошей отдачи. А в сельском хозяйстве гарантировать ожидаемую отдачу очень сложно.
В-третьих, уровень рентабельности во многом достигается благодаря низкой оплате труда в отрасли. Общеизвестно, что существует теснейшая взаимосвязь между инвестициями и уровнем производительности и оплаты труда. Если в отрасли или на каком-то пространстве имеется много рабочей силы и она плохо оплачивается, то с макроэкономических позиций сюда невыгодно инвестировать средства. Выгоднее получать тот же результат за счет использования дешевой рабочей силы, а средства использовать в тех отраслях, где выше отдача. В результате возникает конкурентная борьба за инвестиции между отраслями. В данном аспекте сельское хозяйство оказалась в невыгодной ситуации, т.к. уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составляет 40-50% от уровня оплаты в промышленности. Здесь еще большую роль играет сезонность.
На уровень оплаты труда большое влияние оказывает и тот факт, что число занятых в сельском хозяйстве в настоящее время превышает 3 млн человек. Последнее десятилетие доля занятых в сельском хозяйстве в общей занятости неизменно составляет больше четверти от общей численности (табл.3). В то же время доля аграрного сектора в ВВП постепенно снижается.
Это приводит, с одной стороны, к снижению производительности труда в сельском хозяйстве, к неэффективному использованию трудовых ресурсов, обостряет ситуацию с обеспечением занятости. Об этом говорит Президент Узбекистана: «Нашей первостепенной задачей, с учетом специфических демографических условий, и получившей еще большую актуальность и значимость в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, является обеспечение занятости трудоспособного населения, прежде всего, моло-
305
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Таблица 3
Доля аграрного сектора в ВВП Узбекистана, динамика сельскохозяйственного производства и доля занятых в сельском хозяйстве (в %)
Показатели Годы
1990 1995 2000 2005 2010 2012 2013 2014
Средний рост ВВП к предыдущему году 99,5* 99,1 103,8 107,0 108,5 108,2 108,0 108,1
Доля аграрного сектора в ВВП 48,2 41,1 30,4 26,3 18,0 17,5 16,8 16,8
Рост валового продукта сельского хозяйства к предыдущему году 98,9 102,2 103,2 105,4 106,8 107,0 106,8 106,9
Доля занятых в сельском и лесном хозяйстве к общему числу занятых 41,7 36,9 34,1 29,4 25,2 27,2 27,1 27,1
*1991 г.
Источник: Статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан» 2011. — 14, 37, 42 с.; Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — С.28, 29, 35, 36, 38, 61,62 с.; Государственный комитет статистики Узбекистана. Труд и занятость. — Т., 2014. — С.34, 35 с.; Народное слово. — 2014. — №13. — 18 янв.; 2015. — №7. — 17 янв.
дежи — выпускников профессиональных колледжей и отслуживших в армии» [2]. А с другой стороны, снижению объема инвестиций, которые можно было бы направить на покупку новых техники и технологии.
В настоящее время в республике имеются недостатки в обеспечении соответствующей структуры и требуемой марки техники. В своем выступлении 15 июня 2012 г. на внеочередной сессии Кенгаша народных депутатов Сурхандарьинской области Президент Узбекистана отметил, что мы привыкли, когда говорим о модернизации, подразумевать модернизацию отрасли промышленности. А на самом деле здесь мы должны подразумевать все отрасли экономики, особенно надо обратить внимание на сельское хозяйство. Расчеты специалистов показывают, что есть большие недостатки по обеспечению требуемой агротехникой, особенно новейшей.
В настоящее время сельское хозяйство республики обеспечено тракторами общего назначения мощностью от 100 л.с. и более на 78,8 %, особенно не хватает техники свыше 200 л.с. Не хватает планировщиков и почвообрабатывающей техники, особенно плани-ровщиков лазерных, борон дисковых. Обеспеченность ими составляет соответственно 11,9% и 10,0%. Самым высокообеспеченным видом считаются культиваторы хлопководческие, универсальные (87,6%). Самой низко обеспеченной является техника для посева. По всем культурам наиболее обеспеченными считаются сеялки пневматические для хлопчатника и кукурузы (29,9%). Есть также проблемы с уборочной техникой. Обеспеченность в потребности хлопкоуборочными машинами составляет 12,8%, а комбайнами зерноуборочными — 62,3%. При этом 29% культиваторов хлопководческих, 26% — пахотных тракторов, 21% — сеялок для хлопчатника, 33% — зерновых сеялок и ряд другой техники используется больше 20 лет [3,16].
Это, конечно, влияет на своевременное выполнение агротехнические мероприятий, а также на качество обработки и подготовки земли для посадки семян и посева, что приводит к внушительным потерям урожайности. Поэтому в современных условиях уделяется большое внимание обеспечению сельхозпроизводителей новой, современной техникой, широко используя лизинг и банковские кредиты. В настоящее время удельный вес покупки сельхозтехники на основе лизинга составляет больше 54%, а 3,2% за счет своих средств, остальное — банковские кредиты. В результате с 2010 г. средства на покупку сельхозтехники увеличились в 1,7 раза (по текущим рыночным ценам) [2,16].
Повышение эффективности функционирования аграрного сектора требует устранения существующих проблем путем оптимального распределения и использования ресурсов.
Перспективы развития сельского хозяйства Узбекистана
В республике производство картофеля, овощей, бахчевых, фруктов, винограда является наиболее эффективным, с высокой рентабельностью. Более низкая рентабельность в производстве продуктов животноводства. Самая низкая рентабельность (9%) — в производстве хлопка-сырца, у колосовых — больше 20%.
С учетом данных особенностей был взят курс на диверсификацию сельского хозяйства.
Как известно, примерно 1/4 часть сельхозпродуктов потребляется в свежем виде, а 3/4 — в переработанном. От поля до потребителя стоимость сельхозпродуктов увеличивается порой в 2-3 раза. Основную маржу при этом получают оптовики и розница, а непосредственным производителям достается наименьшая часть стоимости. В связи с этим развитие перерабатывающего производства дает большие перспективы, т.к. обеспечивает создание продукта конечного потребления. Инвестиции в перерабатывающую отрасль в данном случае способствуют достижению общественного эффекта, а именно: поскольку дехканские и фермерские хозяйства, т.е. основные производители сельхозпродукции в республике являются оптимальными производственными единицами, то интеграция и кооперация с перерабатывающими предприятиями значительно усилит их конкурентоспособность на рынке. Поэтому они совместно должны работать на основе единой стратегии, направленной на снижение себестоимости сельхозпродукции.
Для развития перерабатывающей отрасли требуется соответствующая инфраструктура: обеспечение энергией, водой и т.п. Одновременно создание необходимой инфраструктуры обеспечит часть сельского населения работой. Поэтому экономистами республики предложено создание агропромышленно-финансовых групп, создание дехканами и фермерами различных кооперативов по продаже и переработке. Решение этих вопросов предполагает развитие партнерских связей, создание интегрированных структур, рост качества и ассортимента выпускаемых товаров.
Для решения этих проблем Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 22 октября 2012 года № УП-4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане». В целях обеспечения реализации поставленных задач была разработана Программа мер по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы развития фермерства, направленная на укрепление финансовой и экономической самостоятельности фермерских хозяйств.
Внесены дополнения в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины советов фермеров при предъявлении ими исков в интересах фермерских хозяйств, обжаловании решений органов государственного и хозяйственного управления, действий (бездействия) их должностных лиц в суде.
Внесены изменения в законодательство, предусматривающие освобождение от уплаты единого земельного налога сроком на пять лет юридических лиц, внедривших систему капельного орошения.
Внесены изменения в законодательство, предусматривающие кредитование фермерских хозяйств, осуществляющих проекты по внедрению системы капельного орошения, за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель (до 5% средств Фонда), через коммерческие банки на льготной основе.
На местах созданы сети консалтинговых центров по правовым, экономическим, финансовым, агротехническим и другим вопросам, организованы учебные курсы по обучению и переподготовке фермеров с выдачей соответствующих сертификатов на базе профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления, а также организовано прохождение зарубежных стажировок для фермеров.
Одной из ключевых мер стала разработка (с учетом международной практики), Положения о добровольном создании
306
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
фермерскими хозяйствами совместных структур по переработке и сбыту продукции, а также сервисному обслуживанию, обеспечено содействие в создании и развитии многопрофильных фермерских хозяйств, внедрении в их деятельность эффективных водосберегающих технологий, в первую очередь капельного орошения, современных информационнокоммуникационных систем. Для правового сопровождения отмеченных мероприятий внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс, Закон «О фермерском хозяйстве» и другие акты законодательства, предусматривающие создание необходимых условий для развития многопрофильных фермерских хозяйств, повышения на этой основе финансовой устойчивости и эффективности деятельности фермеров. Разработаны предложения по предоставлению льгот по уплате налогов и других обязательных платежей фермерским хозяйствам для развития многопрофильной деятельности на селе.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2013 года №ПП-2022 »О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан создан Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Основной целью Фонда является дальнейшее расширение экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, оказание им необходимого правового, финансового и организационного содействия в увеличении производства современной, конкурентоспособной на зарубежных рынках продукции и продвижение ее на экспорт, обеспечение надежной защиты отечественных предпринимателей-экспортеров от рисков изменений конъюнктуры внешнего рынка.
Характерной чертой становится создание многопрофильных фермерских хозяйств, которые наряду с производством сельскохозяйственной продукции занимаются ее углубленной переработкой, проведением строительных работ и оказанием услуг сельскому населению. Сегодня в республике число таких фермерских хозяйств превысило 18 тысяч [1].
Создание многопрофильных фермерских хозяйств является по существу осуществлением политики диверсификации. Наличие возможностей переработки и продажи своего сырья создаёт дополнительный мощный стимул для развития сельского хозяйства. Например, 2014 г. на развитие многопрофильных фермерских хозяйств вложено 549,8 млрд сумов, из них 26,4 млрд сумов или 4,8% за счет банковских кредитов, остальные — средства фермерских хозяйств. В результате создано 91 тыс. новых рабочих мест [16].
В настоящее время больше 19,6 тыс. фермерские хозяйства являются многопро-фильными и дополнительно занимаются сервисным обслуживанием, организацией и сохранением продуктов в холодильных камерах, переработкой фруктов и овощей, молока и мясопродуктов, пчеловодством, птицеводством, тепличным и рыбным производством, заготовкой посадочных материалов и саженцев.
После проведения международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане» принято Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 01.07.2014 г. № Р-4308 «О мерах по реализации практических результатов Международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане». Планируются реализации инвестиционных проектов в сфере производства и переработки плодоовощной продукции с участием МФИ [4]. Иностранные инвестиции Международных финансовых институтов, привлекаемые в сектор плодоовощеводства (общая сумма — 1030 млн долл. США, ее реализация рассчитана на период — 2015-2023 гг.). Общая сумма проекта 1 631,30 млн долл. США, в том числе, кредиты МФИ 1 030,00 млн долл. Из них кредиты Всемирного банка 300 млн долл., Японского агентство международного сотрудничества 280 млн долл., Азиатского банка развития 250,00 млн долл., Исламского банка развития 200 млн долл. Цель данного проекта — внедрение интенсивных, высокоурожайных сортов в условиях Узбекистана; создание и районирование высокоурожайных и
устойчивых к болезням сортов; проведение агротехнических мероприятий, в частности подготовка земель, посадка саженцев, орошение, выращивание, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур и.т.д.; обучение и оказание консультационных услуг фермерским и дехканским хозяйствам и др.
Основными направлениями освоения кредитных средств МФИ в 2015-2020 гг. являются создание интенсивных садов и овощеводства (семена и саженцы, внедрение капельного орошения и обеспечение соответствующим оборудованием). На эти цели будут направлены 140 млн долл., на создание теплиц — 150 млн долл. Особое внимание обращено на хранение продукции (холодильники), на что намечено потратить 260 млн долл. На создание структуры переработки и упаковки плодоовощной продукции — 70 млн долл., приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования — 210 млн долл. и на другие сопутствующие цели — 45,5 млн долл.
Осуществление этой программы внесет огромный вклад в развитие не только сельского хозяйства, но и всей экономики, создаст новые рабочие места, обеспечит достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Также большое внимание уделяется фермерам хлопкосеющих хозяйств. На основе совместного Постановления Министерства финансов республики Узбекистан, Министерства экономики, Министерства сельского и водного хозяйства от 18 октября 2013 г. №2518 «О порядке стимулирования хлопкосеющих фермерских хозяйств достигших высоких результатов» разработан порядок стимулирования хлопкосеющих фермерских хозяйств:
- хлопкосеющие фермерские хозяйства, которые достигли высокой урожайности, один год могут сеять любую другую культуру, которая не запрещена законом на 5-ти процентах от общей посевной площади;
- для проведения агротехнических мероприятий на этих землях на основе предложенных нормативов технологической карты могут быть составлены прямые договора с соответствующими организациями по обеспечению дизельным топливом, минеральными удобрениями после 100% предоплаты по цене, декларированной Министерством финансов с наценкой обеспечивающих организаций.
- получение льготных кредитов для покупки сельскохозяйственной техники и др.
Внесены дополнения в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц работников, привлекаемых на сезонные сельскохозяйственные работы по уборке хлопка-сырца.
Эти меры могут влиять на повышение урожайности, но, как показывает опыт, некоторые льготы способствуют получению квазиренты, а не желаемого результата. Поэтому, учитывая мировые тенденции в хлопководстве, все специалисты должны совместно выработать Комплексную программу по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 гг., программу кардинальных мер для улучшения реализации резервов хлопкосеющих фермерских хозяйств.
Заключение
Благодаря осуществляемым реформам достигнут устойчивый рост экономики республики, в том числе сельского хозяйства. Для роста объемов производства создана законодательная база, которая совершенствуется исходя из жизненных реалий. Осуществлены комплекс мер по укреплению материально-технической базы фермерских хозяйств, оптимизации посевной площади, системы финансовой поддержки и др.
Благодаря созданным многопрофильным фермерским хозяйствам расширена возможность аграрного сектора по переработке сельскохозяйственной продукции, торговле, сервисного обслуживания и т.д. В результате создаются рабочие места для молодежи в сельской местности. Разработана и начата реализация инвестиционных проектов в сфере производства и переработки плодоовощной продукции с участием МФИ.
Вместе с тем, есть проблемы: в обеспечении необходимого состояния плодородия почвы; мелиорации земель; в обес-
307
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
печении необходимой сельскохозяйственной техникой. Для решения этих проблем требуется проведение углубленного комплексного научного исследования. Используя исторический
и зарубежный опыт, при поддержке государства необходимо выработать программу кардинальных мер стимулирования инвестиций в сельское хозяйство республики.
Литература
1. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача: Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год // Народное слово. — 2015. — №7 (17 янв.).
2. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // Народное слово. — 2014. — №13 (18 янв.).
3. Каримов И.А. Доклад во внеочередном сессии Сурхандарьинского областного Кенгаша 15 июня 2012 г. // Халк сузи (Народное слово). — 2012. — №118 (16 июня).
4. Выступление Президента И. Каримова на открытии международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане» // Народное слово. — 2014. — №110 (7 июня).
5. Самуэльсон П. Экономика. 2 т. — М.: «Алгон», 1992. — С.414.
6. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. 13-изд. — М.: «ИНФРА-М», 1999. — С.905.
7. Пронькина Т. На основе спроса // Экономическое обозрение. — 2008. — №2. — С. 17.
8. Тожибоева Д. Куп укладлилик шароитида аграр соха самарадорлигини оширишнинг илмий-назарий асослари (Научнотеоретические основы повышение эффективности аграрного сектора в условии многоукладности) — Т.: «Fan va texnologiya», 2012. — С.349.
9. Tadjibaeva D. Forms of management in agriculture in Uzbekistan: scientific and theoretical basis of its effectiveness. Cbu international conference on integration and innovation in science and education April 7-14, 2013, Prague, Czech Republic. www.cbuni.cz. ols. jurnals.cz p.50-60.
10. Узбекистан в цифрах в 1990 г. Краткий статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан», 1990. — С.199.
11. Сельское хозяйство Узбекистана. Статистический сборник. — Т., 2011. — С.190.
12. Статистический сборник. Основные тенденции показатели экономического и социального развития республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010) и прогноз на 2011-2015 гг. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — С.138.
13. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — 244 с.
14. Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане: Стат. c6. — Т., 2014.
15. Государственный комитет статистики Узбекистана. Труд и занятость. — Т., 2014. — 139 с.
16. Неопубликованные данные Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана.
1 По нашему мнению, чтобы обосновать эффективность производства по формам хозяйствования, с теоретической точки зрения следует опираться на неоинституциональную теорию, в которой критериями являются права собственности и трансакционные издержки. С этих позиций самыми эффективными и одновременно отражающими особенности республики и менталитет населения формами хозяйствования являются дехканские хозяйства. Но у этой формы главным недостатком является то, что они из-за ограниченности возможностей не могут удовлетворить весь объем спроса на такие продукты как зерновые, сахарная свекла, технические культуры и др., особенно хлопок. Они требуют совсем иного подхода, масштаба, объема производства, вложений и т.д. И здесь наиболее эффективной формой являются фермерские хозяйства. Хотя у них пока произведенного валового продукта на га посевной площади меньше, чем у сельхозпредприятий, но по выделенным выше критериям эффективности у них больший потенциал развития.
финская школа научных исследований в области межфирменной кооперации: эволюция, особенности и перспективы развития*
Е.С.Терёхина,
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета
terekhina.e@unecon.ru
В статье рассматриваются ключевые аспекты исследования учеными Финляндии процессов межфирменной кооперации и принимаемых кооперацией форм. Выделяется «финская школа научных исследований» в данной области, определяются ее основные особенности, ограничения, перспективы развития, возможности использования опыта «финской школы» в других экономических системах и потенциал взаимодействия с российской исследовательской традицией.
Ключевые слова: Россия, международные экономические отношения, межфирменная кооперация, научная школа, стратегический альянс, Финляндия
УДК 339.944 ББК 65.298
Экономическое сотрудничество России и Финляндии, находящихся на разных уровнях развития и обладающих существенно различающимися структурами экономики и наборами конкурентных преимуществ, может сбалансированно развиваться
при обеспечении условий для постоянного взаимодополнения и взаимообогащения экономик двух стран. В этой связи актуальным представляется анализ российских и финских экономики и бизнеса и выявление возможностей для дальнейшего взаимо-
* Статья написана по результатам исследований, проведенных автором в процессе прохождения научной стажировки по гранту Erasmus Mundus Action 2 (уровень Doctorate, срок 6 месяцев) в университете г. Турку, Финляндия.
308