Татьяна ЧЕРНЯЕВА, Мнир СУЛЕЙМАНОВ
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР: МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье обсуждаются особенности медийного сопровождения региональной политики на примере Саратовской области. The features of media support for the regional policy are discussed on the example of Saratov region.
Ключевые слова:
политика, публичная политика, общественный договор, социальный вопрос, качество жизни; policy, public policy, social contract, social question, life quality.
Осуществляемый в России курс на политическую модерни -зацию предполагает особое внимание к регионам как само -стоятельным административно -территориальным образова -ниям с собственными политическими институтами, структурами и акторами, в значительной степени определяющими содержание и динамику политических процессов.
Саратовская обл. расположена на пересечении Среднего и Нижнего Поволжья и входит в состав Приволжского федерального округа. На юге она граничит с Волгоградской обл., на юго - востоке
— с Казахстаном, на западе — с Воронежской и Тамбовской обл., на севере — с Пензенской и Ульяновской обл., на северо - востоке
— с Самарской обл. В области сложились предпосылки для реали -зации геостратегической функции форпоста России. Имея насе -ление численностью более 2,5 млн чел., являясь староосвоенной российской территорией, Саратовская обл. способна активно уча ствовать в представлении интересов России при взаимодействии с Казахстаном и Центральной Азией1.
Территория Саратовской обл. составляет 101,2 тыс. кв. км. В ее составе 38 районов, 18 городов, 27 поселков городского типа, 1 778 сельских населенных пунктов (439 муниципальных образований, 38 муниципальных районов). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., соотношение городских и сельских жителей в области составляет 74% и 26% соответственно. Здесь проживают представители 190 национальностей (удельный вес русских — 86,7%, казахов — 3,1% татар — 2,2%, украинцев — 1,7%, армян — 1,0%, азер -байджанцев — 0,6%).
Область входит в группу регионов со сложной социальной ситуа -цией, что связано с низкой покупательной способностью насе -ления, высокой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума (по данным статистики, численность населения с дохо -дами ниже 7 000 руб. в месяц составляет 33,5%, от 7 000 до 25 000 руб.
— 58,6%, свыше 25 000 — 7,9%)2, неблагоприятной демографической ситуацией. К социальным проблемам можно отнести и меньший по сравнению с наиболее развитыми регионами Урало - Поволжья уровень развития экспортно - ориентированных отраслей промыш -ленности, отставание области по уровню доходов населения; повы -шенный уровень безработицы и бедности; замедленное развитие малого предпринимательства и сферы услуг; очаги социально
ЧЕРНЯЕВА
Татьяна
Ивановна —
д.соц.н., профессор;
заведующий
кафедрой социальных
коммуникаций
Поволжского
института
им. П.А. Столыпина
— филиала РАНХиГС
СУЛЕЙМАНОВ
Мнир
Рафхатович —
старший
преподаватель
кафедры социальных
коммуникаций
Поволжского
института
им. П.А. Столыпина
1 Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года // http://www.saratov.gov.ru/
2 Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов // http://srtv.gks.ru/digital/regionl2/DocLib/raspl0.htm
экономической нестабильности в узко -специализированных малых городах1.
В политическом отношении Саратов -ская обл. представляет собой довольно спокойный регион со средним уровнем политической активности населения. Итоги президентских выборов в марте 2012 г. отражают реальное политическое влияние в регионе ведущей партии России. Вместе с тем на поле региональной поли -тики, кроме институтов официальной власти, активно заявляют о себе и другие политические акторы, прежде всего орга низации гражданского общества, инте грально представленные в деятельности Общественной палаты Саратовской обла -сти2, отраженной в дискурсах публичной политики и общественного договора.
Публичная политика (public policy), по мнению Н. Шматко3, существует как сим -биоз политического действия, научной рефлексии и акта масс медийной ком муникации при обязательном участии экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуа -лов», публицистов и журналистов. Для нас важно отметить, что принципиальным субъектом публичной политики высту -пает не государство, а общество в целом, хотя именно государство в инициативном порядке открывает формат общественных инициатив. В публичной политике легко обнаружить границы вмешательства госу дарства в социально политические про цессы.
Мы утверждаем, что современная политика в любом институциональном оформлении существует как обществен ный договор, как заключение договорен ностей по значимым социальным вопро сам. Общественный договор предстает как практика управления ожиданиями людей (общностей, институтов). Основными условиями действенности/результатив -ности договора становятся добрая воля и разделяемые ожидания, а коммуникатив ными препятствиями договора — незнание, недоверие и пренебрежение. Отметим, что общественный договор, как правило,
1 Социальная карта Российской Федерации // http://sockart.ru/anaiytics/social_infrastructure/87/
2 Всего по области зарегистрировано более 3,5 тыс. общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.
3 Шматко Н.А. Феномен публичной политики // Социологические исследования, 2001, № 7,
с. 106-112.
является слабо формализованной практи -кой, зачастую не требующей письменного соглашения и построенной, прежде всего, на доверии, разделяемых социальных цен -ностях и общем контексте.
Можно ли выявить содержание, которое составляет предмет общественного дого -вора в публичной политике? Безусловно, это так называемый социальный вопрос, который является приоритетом полити -ческой повестки дня уже более ста лет. Однако в последние годы он приобрел транснациональный, глобальный отте нок4. Транснациональный социальный вопрос можно представить с двух пози ций, которые отражают напряженное противоречие между интересами нацио нального государства и глобальный дина микой, а также различие между социаль ными правами и нормами общественной жизни. С одной стороны, национальное гражданство соответствует глобальному распределению социального неравенства. Социальные права и стандарты, возмож ности их смены существенно различа -ются в разных странах. С другой стороны, глобальные метанормы равноправия и демократии предполагают общие модели управления и взаимодействия социальных институтов. Соответственно, повышается значимость транснационального регули -рования и контроля за тем, как реализу ются социальные права.
В российских регионах социальный во -прос предстает как вопрос социального потребления, напрямую связанный с качеством жизни. В условиях глобализа ции общественно политической жизни, смягчения явных контрапунктов идеоло -гических платформ политических партий идеологическая конкуренция все больше переходит в сферу успешного выполнения программ социальных преобразований (показателей качества жизни). Чем успеш -нее их реализация между пиками избира тельных кампаний, тем четче прогнозиру ется итоговый положительный результат. Российская глубинка становится локусом политической конкуренции, которая в случае успеха обеспечит стабильную при бавку электората на выборах. Сюда пере носится значительный корпус социаль ных проектов. Они всегда носят характер социального обмена, который необходимо
4 Faist Th. The Transnational Social Question: Social Rights and Citizenship in a Global Context // International Sociology, 2009, vol. 24, p. 12-13.
учитывать при выявлении политических предпочтений регионального электо -рата и их идеологическом подкреплении (концепт «политического потребления» В.И. Ильина1).
Довольно давно региональные СМИ стали фокусировать внимание на про -ектах, реализуемых в отдельных районах области. И эти проекты соотносились с политической волей той или иной пар -тии, того или иного политика. Хорошей иллюстрацией этому служит политиче -ский путь В.В. Володина. В 2000 г. в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу РФ он в качестве кандидата от Балаковского территориального одно-мандатного округа предложил местному населению определить круг проблем, которые необходимо решить в первую очередь. «Список наказов» избирателей превратился в широкую программу дей ствий, предполагающую коренное преоб -разование территории округа. Они каса -лись не только придания устойчивого развития муниципальному сектору эко номики, но и ряда перспективных соци альных проектов. В их числе сооружение нового мостового перехода через речку Александровку в пригородной черте райцентра АлГай. Прежняя переправа существовала лишь в «особые погодные сезоны»: зимой, когда реки покрывалась льдом, и летом, после схлынувшего поло водья. В межсезонье водный поток делил населенный пункт на две самостоятель ные части. Жители Новоалексеевки про -сили решить проблему досуга местной молодежи. Так появилась идея постро -ить в поселке новый физкультурнооздоровительный комплекс, оснащен ный суперсовременным оборудованием, позволяющим проводить региональные состязания по различным видам спорта, в т.ч. и по плаванию в закрытых поме -щениях. В новом комплексе предполага лось построить плавательный бассейн с 25 - метровыми водными дорожками.
Для населения Перелюбского района была важнее задача модернизации район ного техникума, в котором обучали сель ским профессиям. Его материальная часть и само здание были ветхими, образова -тельный центр ждало закрытие. Конечно же, осуществление таких больших перемен
1 Ильин В.И. Россия: общество политического потребления // Философские науки, 2007, № 7, с. 49-66.
одному политическому региональному лидеру было не под силу. Тут необходимо сложение векторов устремлений — инте -ресов местного населения, региональной власти и политических партий.
После первого удачного избиратель ного цикла и попадания в состав высшего партийного руководства партии «Единая Россия» Вячеслав Володин вместе с региональным саратовским руковод ством разработал целую социальную про грамму «Верьте только делам!», в которую вошли множество других проектов, существенно изменяющих социальный облик Левобережья Саратовской обл. Это ремонт и реконструкция сельских школ, детсадов и социальных учреждений, строительство новых спортивных соору жений, дорог, автомобильных развязок и аграрных объектов. Одну деталь стоит подчеркнуть особо: планы В.В. Володина по социальным преобразованиям райо нов не выродились в пустые разговоры на политическую тематику во время избирательных кампаний. В течение двух избирательных циклов, активно изменяя качество жизни местного населения, бла гоприятно влияя на решение социальных вопросов, Вячеслав Володин и вместе с ним представители регионального отде ления партии «Единая Россия» продви гают своих кандидатов во все органы власти — и сельские, и муниципальные, и региональные. Со своей программой социальных преобразований они сумели в этих депрессивных районах «потеснить» традиционных представителей местного электората — коммунистов.
Без развитой системы политических коммуникаций становится проблематич ным обеспечение позитивных тенденций развития демократии. Медийные техно логии сегодня активно внедряются во все сферы жизни общества; именно поэтому властные структуры политических партий столкнулись с необходимостью пересмо -тра классических моделей политического менеджмента, приведения их в состоя ние, адекватное времени и настроениям регионального электората, практикам публичной политики. Управление поли -тическими процессами в условиях посту -пательного развития российского обще ства требует постоянного совершенство -вания методов и принципов деятельности органов власти и политических партий, равно как и использования многоканаль
ных медийных технологий, способствую щих оперативности принятия решений и их эффективности. Кроме того, расши рение спектра этих практик позволяет с большей вероятностью задолго до выбо ров прогнозировать их итоги в каждом регионе.
Управление регионом и избирательными процессами с социально политической точки зрения имеет две фазы. Первая — стабильный период, когда власть после выборов и формирования органов управ ления распределена. Вторая фаза — корот кий мобилизационный период активных акций. В эти периоды принципиально меняются характер общественных дого воров и действия акторов, проводятся раз личные идеологические кампании с соот ветствующим набором медийных полити ческих инструментов, методик и техноло гий. В стабильной фазе управление регио ном подчиняется общим политическим процессам и в основном воспроизводит федеральную стратегию. В этот период партийные силы расставлены, каждый политический актор имеет ограниченное ресурсами социокультурное и политиче ское пространство, за которое он отвечает и где реализует политические интересы и осуществляет политические процессы/ акции. С наступлением мобилизационной фазы — периода активной борьбы — про исходит смещение акцентов. Если раньше действия акторов были направлены на поддержание и осуществление федераль -ной политики с региональной специфи кой, то, как только начинается предвы борная борьба, они начинают взаимодей ствовать не с населением (электоратом), а друг с другом. Если в стабильном периоде действия политических акторов направ лены на решение проблем населения, улучшение показателей качества жизни, то в короткий период активного противо -
стояния действия политических против -ников направлены на позиционирование себя при решении этих проблем. Акценты политического управления смещаются в медиа пространство.
В период политической агитации про -является феномен «социальной дружбы». Взаимодействие и контакты политических кандидатов и малых социальных групп (семей, трудовых коллективов и других малых целевых аудиторий) требуют уста новления новых доверительных социаль ных взаимоотношений равных и уважаю щих друг друга партнеров с особым пове денческим комплексом политической мотивации. Политические предпочтения в электоральный период в значительной степени определяются сложившимися практиками малых социальных групп, применяемыми в ситуациях оценки поли тических решений лидеров и обществен ных акций. Именно они обусловливают специфику электорального поведения.
Учет социальной мотивации малых групп позволяет не только прогнозиро вать, но в определенном смысле управлять электоральным процессом. В активной взаимосвязи акторов — субъектов обще ственного договора создается «образ поли -тической ситуации», благодаря которому формируются поведенческая мотивация и политические предпочтения электораль -ной единицы. Следовательно, задачей медийной политической коммуникации становится символическое силовое воз действие на то, как избиратель/потреби тель воспринимает «образ политической ситуации», как формируется его миро воззрение. Коммуникативные технологии помещают визуальные смыслы «изображе -ния» и «взгляда/ракурса» в более широкий контекст властных отношений, формируя тем самым особый порядок обществен -ного договора.