УДК 323.2
Н.В. ШЕВЧЕНКО
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 201 6 г. № 201 6-987
Исследованы основные положения закона № 2016-987 как реакции законодательной и исполнительной власти V Республики на трагические события 14 июля 2016 г Этот документ не только в два раза увеличил возможный срок чрезвычайного положения во Франции, но и усилил меры по противодействию терроризму на государственном уровне.
Ключевые слова: Франция, VРеспублика, закон № 2016-987, закон № 55-385, терроризм, Ф. Олланд.
The article makes a review of basic conception of administrative act № 2016-987, states that this act was a reaction of law-enforcement and government administration of the 5th republic to the events of 14th July 2016. This document has made a series of adjustments like doubling the possible time duration of immanency situations in France and other measures meant to count terrorism.
Keywords: France, 5th republic, act № 2016-987, act № 55-385, terrorism, F. Olland.
13 ноября 2015 г. исполнительная власть V Республики в лице президента Ф. Олланда, лидера французских социалистов, оказалась в эпицентре трагических событий, поскольку глава Франции присутствовал на футбольном матче на стадионе Стад де Франс (Stade de France), возле которого совершили подрыв террористы, стремившиеся на матч, но не допущенные туда охраной. Ф. Олланда срочно эвакуировали [8, 14.11.2015], и именно на его плечи в эти сложные для Франции часы легла главная ответственность за принятие общенациональных решений.
14 ноября Ф. Олланд обратился к нации. В своем обращении он, в частности, назвал террористические атаки на Париж «актом войны, который был подготовлен, организован и спланирован из-за границы» и «актом аб-
© Шевченко Н.В., 2017
солютного варварства» [2], совершенного ИГИЛ. Глава V Республики также заявил, что он обратился к французскому парламенту с просьбой собраться на Конгресс в понедельник, 16 ноября [2]. Необходимо отметить, что созыв Конгресса является одним из наиболее значимых событий во Франции, и возможен он только в случае необходимости принятия решения по вопросам общенационального характера особой важности.
Созванный Олландом Конгресс палат французского парламента, прошедший согласно французской политической традиции в Версале, заслушал речь президента, начинавшуюся с фразы «Франция находится на войне» [3]. Далее президент перечислил те мероприятия, которые вооруженные силы Франции проводят в Сирии: бомбардировки Ракки и отправку в Восточное Средиземноморье авианосца «Шарль де Голль». Он заявил также,
что намерен встретиться в самое ближайшее время с Б. Обамой и В.В. Путиным с целью объединения усилий в борьбе против ИГИЛ, и обратился к парламенту с просьбой о пересмотре Конституции в той ее части, где речь идет о чрезвычайном положении, с целью установить его сроком на три месяца, а не несколько дней, как раньше [3].
Парламент пошел навстречу президенту и единогласно проголосовал за указанную поправку к Конституции, что дало возможность Олланду 20 ноября 2015 г. ввести во Франции чрезвычайное положение [8, 20.11.2015]. С этого момента оно продлевалось дважды, 16 февраля [8, 16.02.2016] и 19 мая [8, 19.05.2016]. Причем после успешного проведения Чемпионата Европы по футболу в июне - начале июля 2016 г. ожидалось, что оно не будет больше пролонгироваться по окончании очередного срока, истекавшего 26 июля [4, 14.07.2016].
Однако теракт на Английской набережной в Ницце, совершенный в день главного французского национального праздника - Дня взятия Бастилии - и унесший жизни более 80 человек [8, 19.08.2016], заставил французских политиков пересмотреть их позицию относительно продления чрезвычайного положения в стране. 19 июля 2016 г. Национальное собрание, нижняя палата французского парламента, 489 голосами против 26 и 4 воздержавшихся приняло закон № 2016-987 [1], который продлевает чрезвычайное положение во Франции, увеличивает его сроки, а также вводит меры по усилению борьбы против терроризма [6].
Закон состоит из двух частей, первая из которых посвящена чрезвычайному
положению (ст. 1-7), а вторая - усилению антитеррористической борьбы на государственном уровне (ст. 8-21). Статья 1 закона декларирует продление во Франции чрезвычайного положения на следующие шесть месяцев, которое может быть отменено по решению Совета министров, отчитывающегося об этом перед парламентом [6].
Остальные статьи первой части пересматривают целый ряд статей закона № 55-385 от 3 апреля 1955 г. о чрезвычайном положении [5; 7], главным образом тех, что касаются полномочий общегосударственных (министра внутренних дел) и местных (прежде всего префектов) властей осуществлять надзор за общественным порядком. В частности, в соответствии со ст. 3 закона № 2016-987 расширяется список публичных мест, которые могут быть закрыты с целью поддержания порядка и предотвращения угрозы терроризма.
Так, например, если ст. 8 закона № 55-385 предусматривала, что министр или префект может временно закрыть театры, кинотеатры и бары [5], то ст. 3 закона № 2016-987 добавляет к этим местам массового скопления народа также помещения, где отправляется культ, уточняя, что к ним относятся все те места, где может осуществляться «подстрекательство к ненависти или к насилию, подстрекательство к совершению актов терроризма или одобрение таких актов» [6]. По этим же причинам в соответствии с рассматриваемой ст. 3 министр или префект может запретить различного рода кортежи, шествия, а также собрания, касающиеся вопросов общественной жизни [6].
Согласно ст. 4 закона № 2016-987, префект может также одобрить досмотр в общественных местах полицией больших сумок (багажа) и машин, которые остановились или припарковались в публичных местах [6]. Таким образом, можно видеть, что закон учитывает обстоятельства теракта в Ницце, совершенного путем наезда грузовика на людей. Кроме того, отметим, что ст. 3 и 4 закона № 2016-987 расширяют полномочия государственных властей, касающиеся борьбы с терроризмом. Реализацию этих положений закона может ощутить на себе любой турист: во всех крупных торговых центрах теперь открыт только один вход, на котором охрана досматривает сумки любого размера; серьезно ужесточены правила входа во все французские государственные учреждения, включая учебные заведения; а в музеях нельзя оставить на лавочке тяжелый пакет, чтобы осмотреть экспонаты налегке.
Вторая часть закона № 2016-987 уточняет статьи уголовного кодекса Франции, которые могут быть применены при расследовании дел, касающихся угрозы терроризма или терактов. Так, обширная ст. 9 оговаривает условия введения видеонаблюдения во французских пенитенциарных учреждениях их администрацией. В частности, такое наблюдение может быть введено, если существует угроза суицида или бегства заключенного [6]. Причем подозреваемые, в отличие от заключенных, могут быть помещены под видеонаблюдение только в результате особой процедуры, инициируемой следствием. Заключенные же должны быть полностью проинформированы о размещении в их камерах видеонаблюдения [6]. Таким образом,
можно сделать вывод, что ст. 9 закона № 2016-987 представляет собой интересный симбиоз, поскольку в ней французские законодатели постарались увязать права и свободы граждан, прописанные еще в Декларации прав человека и гражданина от 1789 г., являющейся частью Конституции Франции, с принципиально новой для страны ситуацией, характеризующейся повышенным уровнем террористической угрозы.
Статья 13 закона № 2016-987 увеличивает наказание и штрафы за терроризм. За руководство или организацию террористического акта предусматривается отныне 30 лет лишения свободы вместо 20 [6]. Причем если задуманный теракт мог повлечь гибель одного или нескольких человек, то ст. 13 предписывает его руководителю или организатору назначить пожизненное заключение вместо ранее предусмотренных 30 лет лишения свободы [6].
Следовательно, закон № 2016-987 от 21 июля 2016 г. не только продлевает чрезвычайное положение во Франции на шесть месяцев, но и пересматривает закон № 55-385 от 3 апреля 1955 г. о чрезвычайном положении, изданный во время войны в Алжире, а также ужесточает наказание за терроризм, прописанное в статьях Уголовного кодекса. Новый закон недвусмысленно свидетельствует, таким образом, что ситуация сейчас куда серьезнее, чем в период войны в Алжире, а также подтверждает слова Ф. Олланда, что «Франция находится на войне» [3]. V Республика намерена во чтобы то ни стало выиграть эту войну, ведь очевидно, что от ее исхода зависит судьба страны и ее граждан.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Assemblée nationale. XlVe législature. Session extraordinaire de 2015-2016. Compte rendu intégral. Deuxième séance du mardi 19 juillet 2016. URL: http://www.assemblee-nationale. fr/14/cri/2015-2016-extra/20161015.asp (дата обращения: 20.11.2016).
2. Déclaration duprésident de la République à la suite des attaques terroristes à Paris. URL: http:// www.elysee.fr/declarations/article/declaration-du-president-de-la-republique-a-la-suite-des-attaques-terroristes-a-paris/ (дата обращения: 20.11.2016).
3. Discours du président de la République devant le Parlement réuni en Congrès. URL: http://www.elysee.fr/declarations/article/ declaration-du-president-de-la-republique-devant-le-parlement-reuni-en-congres-3/ (дата обращения: 21.11.2016).
4. France 24.
5. JORF n° 0085 du 7 avril 1955 page 3479.
Loi n ° 55-385 du 3 avril 1955 instituant un état d'urgence et en déclarant l'application en Algérie. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affich-Texte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000695350&c ategorieLien=id (дата обращения: 24.11.2016).
6. JORF n°0169 du 22 juillet 2016, texte n° 2. LOIn°2016-987 du 21 juillet 2016prorogeant l'application de la loi n° 55-385 du 3 avril 1955 relative à l'état d'urgence et portant mesures de renforcement de la lutte antiterroriste (1). URL: https ://www. legifran ce .gouv.fr/affich Texte. do ?cidTexte =J0RFTEXT000032921910&date Texte=&categorieLien=id (дата обращения: 24.11.2016).
7. Loi n° 55-385 du 3 avril 1955 relatif à l'état d'urgence. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do ?cidTexte=J0RFTEXT00000069 5350&dateTexte=20151120 (дата обращения: 24.11.2016).
8. Le Monde.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 314:33
В.М. КОЗЫРЕВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
(часть 2)
Нет ничего труднее, как не трудиться.
Августин Блаженный
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.
Александр Македонский
Главная производительная сила общества -трудящийся.
В.И. Ленин
В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощения у пророка.
В. Шекспир
Статья продолжает серию публикаций, начало которых было положено в первом номере «Вестник РМАТ» за 2012 г. В данной статье ближайшему рассмотрению подлежит важнейшая экономическая проблема - сущность и условия воспроизводства рабочей силы в современной России. Степень квалификации рабочей силы - важнейший фактор эффективности производства, экономического роста, позитивного решения многих проблем, качественного улучшения структуры народонаселения в целом. Ключевые слова: народонаселение, рабочая сила, качественный рост рабочей силы, условия ее воспроизводства.
The article continues the publication series started in the first edition of «Vestnik RMAT» in 2012. Here the author takes a closer look at pressing economical problem - concept and conditions of labor force reproduction in Russian Federation. Here the quality of labor force viewed as the most important factor ofproduction quality, economical growth and as solution for the positive outcome of many social and economical problems. Keywords: population, labor force, quality growth of labor force, reproduction conditions.
© Козырев В.М., 2017