Научная статья на тему 'Политический транзит в Казахстане: без заимствований и революций'

Политический транзит в Казахстане: без заимствований и революций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солозобов Ю. М.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL TRANSIT IN KAZAKHSTAN: WITHOUT BORROWING AND REVOLUTION

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Политический транзит в Казахстане: без заимствований и революций»

Ю. М. Солозобов

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ В КАЗАХСТАНЕ: БЕЗ ЗАИМСТВОВАНИЙ И РЕВОЛЮЦИЙ

Казахстан как политическая машина времени

Республика Казахстан - ближайший сосед и стратегический партнер России - сегодня занимает особое место среди независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Эта небольшая страна «из глубинки Евразии» в числе немногих из СНГ смогла превзойти рубеж валового внутреннего продукта 1990 г. и уже выходит на уровень развития стран Восточной Европы. Казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым были эффективно проведены трудные, но необходимые экономические реформы (банковская, пенсионная и др.), а затем и назревшие политические преобразования, внесены изменения в конституционное и выборное законодательства. В ходе трудного постсоветского транзита в многонациональном государстве, расположенном в самом центре евразийского континента, удалось удержать мир и порядок. Немаловажно, что в казахстанском обществе были сохранены и преумножены позитивные идеалы развития.

К настоящему моменту Казахстан стал состоявшимся государством, которое осуществило планомерные реформы, успешно развивается и уверенно смотрит в будущее. Российские эксперты с большим интересом изучают опыт политической модернизации в Республике Казахстан. Мы видим, что Президент Назарбаев продуманно создает крепкий фундамент государственной системы страны на десятилетия вперед и дает перспективный позитивный пример для грядущих политических преобразований в странах СНГ, в том числе и в самой Российской Федерации. Современный Казахстан - динамичная страна с высокими темпами роста ВВП - является локомотивом Центрально-Азиатского региона и один из главных инициаторов постсоветской интеграции.

Государственный успех Казахстана дал странам СНГ пример удачного сочетания экономических и политических реформ, соединивших общественную стабильность с глубокими модер-низационными процессами. Все эти достижения сделали Республику признанным лидером на всем постсоветском пространстве и обозначили Астану в роли законодателя политических и экономических мод. Как известно, первичными условиями политического лидерства, по Аристотелю, является предвидение и умение исполнять задуманное. Отсутствие предвидения и воли к действию делает человека, равно как и целую страну, подвластным. Независимый Казахстан своей новейшей историей доказал, что по праву может называться страной-лидером. В отличие от многих других участников СНГ, у Казахстана есть уникальная для постсоветского пространства стратегия развития страны -«Казахстан-2030» и эффективный политический класс.

Для российских наблюдателей казахстанская модель политического транзита представляет неподдельный интерес по двум причинам. Во-первых, Россия не может быть безучастной к политическим процессам, происходящим в важнейшей стране-союзнике, с которой нас объединяет общая граница в 7500 км. Во-вторых, сегодня Казахстан, если говорить откровенно, на шаг опережает Россию и ряд других стран СНГ по темпам экономических и политических реформ и, самое главное, по степени эффективности политического класса, созданного за годы независимости. По сути, происходящая модернизация в Республике Казахстан - это своего рода политическая машина времени, которая позволяет заглянуть в возможное будущее постсоветского пространства.

Республика Казахстан: государство всерьез и надолго

Напомним, что Казахстан был последней союзной республикой бывшего СССР, провозгласившей свою независимость в том памятном 1991 г. После Беловежских соглашений многие участники всесоюзного «парада суверенитетов» спешили обзавестись атрибутами «всамделишного государства» - гербами,

флагами, президентскими самолетами. Казахстан не поддался на это искушение - построить (по ироничному выражению В. Розанова) «фасад государственности». Или, как теперь принято говорить, создать имитационную демократию. Это был бы очень простой, легкий и вместе с тем крайне непрочный путь. Казахстан поступил иначе - власть начала планомерно строить «сверху» институты государства: политические партии, систему государственного управления. Во многих случаях, легитимность новой постсоветской (в кавычках «суверенной») власти, как правило, строилась на обломках старой государственности -растоптал советскую историю и стал новым хозяином страны. В отличие от прибалтийских и закавказских республик, до сих пор во всех своих государственных бедах обвиняющих Москву, Казахстан повел себя очень достойно.

Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев оказался одним из немногих представителей советской политической элиты, кто не стремился поскорее «похоронить» СССР или старался «немного приподняться» за счет России. Н. А. Назарбаев до последнего боролся за сохранение нашей общей великой державы, раскинувшейся на половину континента Евразия, а затем, поставленный перед историческим фактом, взялся за дело государственного строительства независимого Казахстана основательно и всерьез. История знает не много примеров, когда «последние» становились первыми. Современный Казахстан является образцом наиболее успешной постсоветской государственности. На месте бывшей Казахской ССР, занимавшей в союзном рейтинге лишь скромное двенадцатое место, появилась стремительно модернизирующаяся страна. Не надо забывать, что экономическое положение Казахстана в 1992-1996 гг. было значительно хуже, чем в России. Но после распада Союза Казахстан сумел быстрее других выйти из кризиса и в числе немногих стран в СНГ превысил советские уровни производства и доходов населения. Только за последние три года ВВП на душу населения страны удвоился с 3,7 тыс. долл. в 2005 г. до более чем 7 тыс. долл. в 2007 г.

Сегодня, по мнению экспертов, Астана опережает Москву по качеству государственного администрирования и стратегическому планированию. Казахстан - одна из немногих стран в СНГ, которая имеет долгосрочную стратегию развития вплоть до 2030 г. Президент Назарбаев поставил перед страной высокую цель - «войти в число 50 наиболее развитых стран с высокими стандартами жизни для граждан». При этом упор будет сделан на опережающее развитие инфраструктуры и создание новых отраслей хозяйства на базе существующей «нефтегазовой подушки». Такие амбиции свидетельствуют о том, что Казахстан осознает себя как состоявшееся государство с долгосрочными целями развития.

Что же позволило небольшой стране в глубинке Евразии так быстро стать на ноги? Особенность казахстанских реформ состоит в том, что Казахстан начал с эффективных экономических преобразований - пенсионная, банковская реформы и др. И только затем подошел к политической модернизации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так определил приоритеты реформ: «На первом месте развития государства должна стоять экономика, а потом политика». Сначала нужно было подтянуть уровень жизни населения до планки в шесть тысяч долларов (большинство политологов считает, что только при таком критическом уровне благосостояния в обществе объективно возможны демократические свободы). В противном случае, на постсоветском пространстве слово «демократия» навсегда могло стать для населения синонимом бедности, нищеты и социального бесправия.

Политические реформы в Казахстане

Так как же сегодня развиваются политические процессы в Республике Казахстан? Можно с уверенностью утверждать, что страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризуется более значимой ролью парламента (Мажи-лиса) и усилением веса партий в политической системе. Похоже, что в современном Казахстане настала пора привести политиче-

ский дизайн в соответствие с новыми общественными реалиями, т. е. перейти от режима «ручного» президентского управления к более демократичной и институционально устойчивой форме -партийно-парламентской системе власти.

Так, в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте сильным партиям и крупным социальным стратам. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 теперь избираются строго по партийным спискам, а оставшиеся девять избираются Ассамблеей народа Казахстана. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны, как Казахстан. В частности, у русских граждан Казахстана теперь будет возможность всегда иметь своих прямых представителей в парламенте, независимо от способности местных «профессиональных патриотов» к партийной мобилизации.

Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе президента Республики К а-захстан. Нурсултаном Назарбаевым была предложена наиболее оптимальная трансформация постсоветской политической системы - из президентской в президентско-парламентскую. В частности, предлагается расширить полномочия парламента «путем передачи ряда функций от президента парламенту», в том числе, таких значительных, как формирование Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета. Вместе с тем Президент Казахстана считает, что система президентского арбитража при реформировании политической системы страны должна быть сохранена.

Логика политических реформ в Казахстане вполне очевидна и прозрачна. Сильный действующий президент, каким и является Н. Назарбаев, имеет очень широкое поле для созидательной работы и может весьма разумно распоряжаться своим преимуществом. Особенностью большинства постсоветских стран является то, что их президент - не глава исполнительной власти. Это глава государства, к которому, как к «некоронованному мо-

нарху», сходятся все ветви власти. Такая модель власти может быть устойчива лишь в том случае, если в ее рамках будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом, при сохранении верховного качества президентской власти, т. е. будет осуществлен принцип разделения власти и управления. Этот принцип был положен в основу проекта Конституции России, подготовленного в 2005 г. экспертным коллективом Института национальной стратегии. Теперь можно обоснованно утверждать, что многие идеи и принципы проекта «Новый строй» актуальны для политического транзита не только самой России, но и Казахстана и других государств бывшего СССР.

Казахстан идет по пути «азиатских тигров»

18 августа 2007 г. успешно прошли внеочередные парламентские выборы в Республике Казахстан. Независимые эксперты из миссий ШОС, ОБСЕ и СНГ дали высокую оценку состоявшимся в Казахстане выборам, признав их легитимными и транспарентными. «Такая позитивная оценка, впервые полученная нашей страной, говорит о том, что Казахстан и в политических реформах движется в правильном направлении», - заявил Нурсултан Назарбаев на заседании Ассамблеи народа Казахстана. По итогам голосования партия «Нур Отан», возглавляемая Назарбаевым, будет единственной в новом составе Мажилиса (нижней палаты парламента), набрав более 88 % голосов. Остальные объединения не смогли преодолеть 7-процентный барьер. Президент Казахстана назвал победу партии «Нур Отан» на парламентских выборах закономерным результатом и призвал «не делать трагедию» из отсутствия оппозиции в парламенте.

Почему же избирательный барьер оказался слишком высок для казахстанской оппозиции? Причины здесь две. Во-первых, оппозиционные партии оказались организационно не готовыми к выборам. Вторая причина состоит в том, что оппозиционные партии, такие как ОСДП, оказались заложниками собственного радикализма. Фактически они призывали к слому дееспособной государственной машины и строительству на ее месте некого

абстрактного «нового Казахстана». Но избиратели предпочли более конкретную и ответственную модернизационную программу Нурсултана Назарбаева. Динамично растущему Казахстану сегодня есть, чем гордиться, и у жителей страны нет никаких оснований ставить под вопрос достигнутые успехи.

По сути, казахстанское руководство предпочло провести выборы по жестким, но прозрачным правилам. Ведь цель проводимой реформы - создать реально работающую партийную систему, а не нарисовать политический ландшафт на бумаге. И если сегодня казахстанская оппозиция оказалась слишком слаба, то это, как говорится, ее проблема. Однако на следующих выборах все может быть иначе. Сегодня в Казахстане открыты возможности для реальной партийной работы, но поставлена жирная точка на политическом карнавале. Как известно, в мировой истории не раз были примеры однопартийных и в то же время весьма эффективных парламентов. Об этом не раз говорил президент Назарбаев.

В поисках подходящего примера политической модернизации руководство Казахстана сегодня все чаще обращается к модели так называемой азиатской демократии, успешно испытанной в странах Азиатско-Тихоокеанского региона во второй половине XX в. Сегодня Южная Корея, Таиланд, Малайзия и Сингапур рассматриваются как общепризнанные демократические государства, обеспечивающие основополагающие принципы демократии. В то же время их демократические системы заметно отличаются от демократических систем Запада. Политический опыт развитых стран Юго-Восточной Азии стал для Астаны куда большим ориентиром, чем набор стандартных рецептов из Вашингтона и Брюсселя. По мнению идеологов казахстанских реформ, политическая система страны должна представлять собой своеобразный синтез демократии (понимаемой как способ и средство, а не цель в себе) и национальных традиций Казахстана.

Фактор Назарбаева

«Фактор Назарбаева» необычайно значим для успеха государственного строительства Республики Казахстан. Трудно назвать другого лидера на пространстве Содружества независимых государств, по своему потенциалу равного Назарбаеву. Еще в октябре 2005 г. почти половина граждан России назвали Нурсултана Назарбаева самым популярным политиком среди лидеров стран СНГ. С тех пор популярность президента Казахстана только возросла. Сегодня в массовом сознании Назарбаев воспринимается как главный интегратор постсоветского пространства. Все эти годы именно от него постоянно исходили инициативы о создании интеграционных объединений. Со своим председательством Казахстан принес в СНГ самое ценное - непреклонную политическую волю Нурсултана Назарбаева, политика мирового масштаба, имеющего успешный опыт экономических и социальных реформ.

Смысл многолетней политики Нурсултана Назарбаева как «отца-основателя» современного казахстанского государства заключается в постепенном переводе управления страной «с ручного на автоматический режим». Поэтому главная ставка делается на создание устойчиво работающих государственных институтов. Возможно, не случайно Нурсултана Назарбаева все чаще называют «евразийским де Голлем». Исторические параллели здесь понятны. Прекращение правительственной чехарды, достижение стабильности власти и значительный экономический рост - все это явилось результатом сильного президентства эпохи генерала де Голля. Сходные результаты мы видим в соседнем Казахстане при сильной власти Назарбаева.

Однако самым главным достижением основателя французской Пятой республики стало создание дееспособного государственного механизма. Даже когда «харизматический лидер» сошел со сцены, голлизм как система продолжал действовать. К примеру, при сменившем «великого француза» президенте Помпиду республиканская Франция не только не развалилась, но и достигла в своей истории самого высокого уровня индуст-

риализации. Дело в том, что государственным институтам, сформировавшимся при де Голле, уже не требовался харизматик для нормальной повседневной работы. Подобного эффекта «ру-тинизации харизмы» стремится достичь и Назарбаев.

Для решения этой задачи у страны есть неплохие предпосылки. За последние годы Казахстан стал другим. Он превратился уже в достаточно богатую страну, имеющую политически ответственных граждан. Эти граждане уже готовы ассоциироваться в рамках политических партий, но отнюдь не горят желанием быть заложниками каких-то архаических кланов или финансово-политических групп. Так что представляется, что время для политических реформ было выбрано Астаной как нельзя кстати. Поэтому чем больше полномочий будет добровольно передано президентом в сторону парламента, в сторону партийных структур, тем скорее в республике будут формироваться эффективные партии, способные выдвигать те или иные коррективы политического курса без проведения революций. Подобная практика существует во всех демократических странах, когда во власти и в оппозиции есть два-три готовых министерских кабинета, способных вносить правые или левые акценты в определенный надолго политический курс страны.

Наконец, немаловажно и то, что за постсоветские годы в Казахстане вырос новый политический класс, воспитанный Нурсултаном Назарбаевым. Это политики, воспринимающие свою страну не как текущий пиар- или бизнес-проект, но как историческую территорию, на которой будут жить их дети и внуки. Наиболее опытные управленцы Казахстана представлены в общенациональной партии «Нур Отан». Внушительную победу этой партии на выборах связывают в основном с экономическими успехами страны. Но такой рост доверия во многом можно объяснить и тем, что партию возглавил популярный общенациональный лидер - президент Назарбаев.

Политический класс Казахстана -основа лидерства страны

Республика Казахстан - одна из немногих, если не единственная страна в СНГ, которая имеет долгосрочную стратегию развития вплоть до 2030 г. Если внимательно изучить существующую Стратегию вхождения Казахстана в число 50 развитых государств мира, то можно сразу определить ее основной стержень. Эта программа делает главный упор на опережающее развитие инфраструктуры страны и создание принципиально новых отраслей хозяйства на базе существующей «нефтяной подушки». В исторически короткие сроки в Казахстане должна быть произведена решительная конвертация национальных ресурсов, в том числе гуманитарных, природных и геостратегических, в новую конкурентоспособную экономику.

Большая социальная динамика в Казахстане невозможна без активного выдвижения новых кадров. Сегодня казахстанская молодежь в рамках президентской программы «Болашак» обучается в тридцати странах дальнего и ближнего зарубежья. Молодой тридцатилетний зам. министра - это нормальная ситуация для РК. Но и более опытным чиновникам не дают засидеться на месте. Даже испытанные акимы и министры довольно часто получают неожиданное, но вместе с тем предельно точное назначение на новое место. Важно подчеркнуть, что системная политическая реформа проводится властями Республики Казахстан в пакете с другой реформой - коренным преобразованием аппарата госуправления. Реформа госуправления необходима для создания эффективной «веберовской» бюрократии, чье продвижение по службе определяется исключительно деловыми качествами и заслугами, а не родством или преданностью клану.

Президент РК сделал за время своего правления самое главное: воспитал ответственную политическую элиту Казахстана. За прошедшее десятилетие в Казахстане вырос новый политический класс, который уже способен формировать не декоративный, а работающий Парламент - полноценный инструмент власти. Тем самым, с точки зрения российских наблюдателей, в Ка-

захстане на протяжении целого десятилетия реализуется продуманная цепочка стратегических мер по реформированию политической системы. Нурсултан Назарбаев, который является сильным действующим Президентом, может позволить себе, не спеша, модернизировать политическую систему своей страны на десятилетия вперед.

Впечатляющие результаты, достигнутые за 16 лет независимости Казахстана, позволяют говорить о правильности выбранного пути. Эти достижения особенно заметны на фоне стран-соседей по Центральной Азии, балансирующих на грани статуса «провалившихся государств». Стало очевидным, что планомерная работа Астаны по укреплению государственных институтов, создаваемых на основе национальных традиций, приносит добрые плоды. Еще Аристотель утверждал, что государство возникает «не просто ради своего существования, но скорее ради счастливой жизни». И современный Казахстан дает все возможности миллионам своих граждан с гордостью сказать: «Государство - это мы!». За годы независимости выросло новое поколение казахстанцев, прямо связывающих свою судьбу и успех с развитием родной страны. К примеру, треть кадров на государственной службе в Казахстане сегодня составляет молодежь, а средний возраст чиновника - всего 39 лет. Это значит, что у молодой страны есть мощная энергетика для новых свершений.

Действующий политический класс Казахстана представляет собой удачный сплав опыта и молодости. С одной стороны, в нем представлены политические топ-менеджеры, прошедшие весь трудный путь казахстанской независимости с начала 90-х; они сменили целый ряд значимых управленческих постов и, в итоге, стали «универсальные солдатами власти». С другой стороны, за годы независимости в РК выросла плеяда молодых компетентных управленцев, имеющих, как правило, два высших образования (одно из них - в престижном западном университете). Эти новые кадры говорят минимум на трех языках: казахском государственном, на русском и английском. Вся политическая элита Казахстана, неустанно формируемая «сверху», жестко мотивирована на успех своего независимого государства как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.