Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland.
Успехи в науке о познании мира: история философской мысли глазами молодых исследователей
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of
Young Researchers /
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
УДК [1(091):111(321.64)](430) Мартин Хайдеггер
Митлянская М.Б.
Политический подтекст концепции «бытийной истории» Мартина Хайдеггера
в «Черных тетрадях»
Митлянская Мария Борисовна, магистр философии, аспирант Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4837-5931
E-mail: mariya-b-mitlyanskaya@j-spacetime.com; divaeanor@gmail.com
Статья написана в качестве ответа на общественный резонанс, вызванный публикацией «Черных Тетрадей» — философских дневников Мартина Хайдеггера с политическим подтекстом. Их публикация позволила взглянуть на концепцию бытийной истории с позиции политических воззрений философа. Предпринята попытка осмысления того, что Хайдеггер называл «переходом в Другое Начало», в контексте событий в Германии. В работу включен ряд переведенных автором фрагментов первоисточника, проанализирована оценка эволюции взглядов философа с 1931 г. по 1942 гг.
Ключевые слова: бытийная история; воля к власти; вульгарный национал-социализм; духовный национал-социализм; Другое Начало; das Man; Machenschaft.
Поводом к написанию данной статьи послужил общественный резонанс, вызванный публикацией так называемых «Черных тетрадей»1 известного немецкого философа Мартина Хайдеггера. Проблема «политической чистоты» философа, вставшая
1 Так сам Мартин Хайдеггер назвал свои дневниковые записи, начало которых восходит к 1931 г. Опубликованы в 2013-2014 гг.
еще в годы Второй мировой войны и связанная с деятельностью Хайдеггера на посту ректора Фрайбургского университета и его высказываниями в поддержку установившегося в 1933—1934 гг. в Германии режима, благодаря публикациям «Черных тетрадей» вновь обрела актуальность в среде философов в наше время.
В развернувшейся дискуссии наряду с оправдательными выступлениями на немецкого мыслителя обрушилась лавина обвинений в пособничестве нацизму. Дело дошло до постановки вопроса о недопустимости изучения его основных тру-
ЭГиО\А ЗТиРЮЭОЯиМ: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
дов, что с точки зрения здравого смысла, является абсолютно необоснованным, настолько же, насколько необоснованно обвинять «Бытие и время», главный труд раннего Хайдеггера, в скрытой пропаганде национал-социализма.
Публикацию «Тетрадей» сам философ завещал осуществить через сорок лет после собственной кончины, очевидно, полагая, что современники вряд ли смогут беспристрастно подойти к оценке его откровений.
«В то время, как и сейчас, в 1948 году, — писал он, характеризуя развернутую вокруг него кампанию, — широко распространяются клевета и оскорбления, никто не берет на себя труд рассматривать дело, основываясь на фактах, или же судить по моим произведениям и широко известным лекциям, и чтобы это было не ради общественного мнения или защиты, а ради установления истины» [Heidegger 2015, Band 97: Anmerkungen I—V, S. 463].
Столь прямой призыв от первоисточника побуждает к участию во вновь возникшей дискуссии с твердым намерением придерживаться тех принципов, о которых философ говорил в приведенной цитате.
Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger, 1889—1976) Фрайбург, 1934
h-'l-j"] р ^ 1s- \4jyi V. — --у , jw i.
ft1*— si х-"--
pflvwU. ™ ü_tW4j Îju/Uji^t ; y
p ь Wrt -H-'-'J-v- -• -»J-Hv-f-y^
—K- fj MJ-J.
' ^-f^î— - ■—> —" "H-— ^ ~ Oft-jufei
-,1 ■ ö-iv"-1 — vC-' .
p-,— <. , Ч4 —-
f—wi^-C-^Sf^ 'y, -p-
m» içm—_ a- iJf^T .¡J-^-i^y
И-ff— ,*f~ ~~ i-'--aJ —y1 -
V
¿J й-^uyj ui-.ywwbyf* ^f}--.. W/C ^ . л- /V—Ao
И-*
X. rvio - -V. fvU ' — о A^
.Kr J^- ^__J JU . ^ft— t
' -»»U. _Л. - --я
/>u-y>|c(ju —i— :
fa - - к ' Xj'JM
iMvtL , ^ p t4^
(JW). ; V^t jJ
JzJU, -)<<~jy : sj U. '■ i !
hf4— ■' »M— "'Z4 "-^rt-r- ir—Q— b^rh-u-rltj Hff-1 LV'1]
Разворот рукописи «Черных тетрадей» М. Хайдеггера
Обложка 95-го тома «Черных тетрадей» (издание 2015 г.)
Чтобы понять, насколько справедливы обвинения в адрес Мартина Хайдеггера, надо проследить эволюцию его взглядов на сущность и назначение национал-социализма на протяжении довольно долгого периода. Содержание «Черных тетрадей» позволяет охватить анализом промежуток между 1931 и 1948 гг. — и говорить о том, что, с точки зрения Хайдеггера, формы, или, в терминах философа, «модусы», национал-социализма могут быть различными. В противовес чертам действующего режима и «упрощенного» национал-социализма как вульгаризации последнего, мыслитель формулирует идею некоего духовного национал-социализма (Der geistige Nationalsozialismus ). Но в чем заключается их различие?
Что касается вульгарного национал-социализма (Vulgarnationalsozialismus ), то можно было бы сказать, что он является противоположностью духовной версии, поскольку, по мысли автора «Черных тетрадей», распространение подобных взглядов «неизбежно приведет к отрицанию духовности» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 142]. Однако такое противопоставление кажется нам чересчур прямолинейным по сравнению с ходом мысли Хайдеггера. Более корректное ее понимание будет, на наш взгляд, возможным, если обратить внимание на то, как философ описывает становление режима и сопутствующие этому процессу ошибки и попущения, которые, собственно, и порождают вульгарность.
Характеризуя этот процесс, философ, прежде всего, отмечает его поспешность и необдуманность:
«Будто национал-социализм — это краска, которая сейчас очень быстро наносится на все» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 133].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
И в другом месте:
«Мы вступаем теперь вовремя наспех подогнанной ''идеологии'' национал-социализма; сегодня особенно легковесной» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 142].
Показательно, что сам Хайдеггер отказывается теоретически обосновывать национал-социализм. Он порицает разделение национал-социализма на теоретический и практический, тем более, если теория будет подогнана наспех под сиюминутные видимые нужды. В 94-м томе Черных тетрадей мы находим упоминание, что национал-социализм начинался с действия, а не с теории. Следует ли из этого, что стоит прибегать к «плохой» теории и философии?
Что стоит за этим вопросом мыслителя: осторожный взгляд на возможное развитие событий? Или же нежелание оправдывать уже происходящее?
Трактовать вульгарность представляется Хайдеггеру возможным и как в корне неверное и усредненное истолкование сущности национал-социализма немецким народом, направляемое СМИ, общественными организациями, публичными выступлениями деятелей культуры и политики.
«Сегодня уже можно говорить, — пишет Хайдеггер, — о вульгарном национал-социализме; я имею в виду мир, масштаб, и требования, и настроения, принадлежащие назначаемым и ценимым сообразно текущему моменту журналистам и деятелям культуры...» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 142].
Еще одной отличительной стороной вульгарного национал-социализма, по мнению философа, является неспособность развиваться и созидать свою будущность. То, что застыло, не способно к жизни, в полном смысле этого слова, не способно к саморефлексии, а значит и к улучшению. Утрата возможности «взгляда на самое себя» уже обрекает на «усреднен-ность», что можно сравнить с окончательным разрывом с «памятью иерофании», как опыта присутствия божественного.
Хайдеггер говорит:
«Национал-социализм не является навек запечатленной истиной, свалившейся с неба — воспринятый таким образом, он станет заблуждением и глупостью. Следовательно, как он развился в прошлом, так он должен стать развивающимся и в настоящем, и сам формировать будущее» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 141].
Сама по себе активная и поспешная идеологическая работа с населением ставит последнее в пассивную позицию воспринимающего, снимая тем самым ответственность за последствия, необходимость мыслить самостоятельно, критически относиться к происходящему. Национал-социализм выходит таким образом из «зоны подручного», становясь чем-то «наличным», лишаясь единственного пути сыграть ключевую для себя роль «перехода в Иное Начало».
«Это окоченение, — пишет по этому поводу Хайдеггер, — лишь закрепляет существующую ситуацию, поскольку препятствует всем опережающим инициативам и настроениям и приводит в состояние идеологически унифицированного довольства, которое еще хуже, чем то, что было раньше. » [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 141].
Несмотря на изначально позитивное отношение философа к режиму, пришедшему к власти в Германии под флагом национал-социализма, Хайдеггер совершенно не удовлетворяется педагогическими методами и содержанием идеологической работы с народом. Основание любого политического строя лежит в политическом воспитании, которое, по мнению философа, во времена правления Гитлера, «поспешно и так необдуманно переделали на новый лад» (Z. 3). Поспешность порождает притянутые теории, поверхностный подход, и, в конце концов, вульгаризацию.
«На рынок вбрасывается умаление национал-социализма до некоего ухищрения, с помощью которого сейчас, словно неким новым фонарем, вся прежняя наука с ее материями заново осматривается, и соответствующим образом по-новому освещается» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 140].
Негативный оттенок цитаты лежит на поверхности: некорректное, упрощенное восприятие национал-социализма приводит к предвзятому взгляду на научные проблемы, на основе которого выстраиваются угодные времени теории, которые незамедлительно будут донесены до народа (потребителей из народа), с помощью прессы. Потребитель — пассивно вос-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
принимающий индивид, которому не свойственны позывы к развитию, критическому мышлению, к борьбе; ленивое довольство и его удержание — единственное, что его заботит [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 141].
Здесь необходимо заметить, что в философии Хайдеггера «борьба», «polemos», имеет особое место: это обязательное условие преодоления усредненности, проявления начала созидающего, черта человеческого бытия. И в этом плане очень показательна неявная отсылка Хайдеггера к Mein ^mpf Адольфа Гитлера:
«.Обратите внимание на преувеличенный акцент на прежней борьбе, как будто теперь она закончилась. Те, кто себя лишь утверждает [а не осуществляет и не преобразует], впадая при этом в пустое превосходство, те менее всего застрахованы от беспринципности, когда сегодня без разбора хвалят и превозносят все то, с чем перед тем якобы боролись» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 141].
Негативное отношение Хайдеггера к методам идеологического воздействия на народные массы Германии «вульгарного» национал-социализма подтверждается на страницах «Черных тетрадей» его записями, касающимися немецкой молодежи. Рассуждения философа о молодежи, вовлеченной в NSDStB (NS-Deutscher Studentenbund) — национал-социалистический союз студентов Германии, отражают его беспокойство по отношению к воспитанию и просвещению будущего поколения: жестокость, дерзость и неуважение к истории, поверхностное мышление, пренебрежение «строгостью сознания и речей» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 141] становятся нормой. Студенты сами решают, у кого они будут учиться: суды под эгидой партийных интересов дают им возможность влияния на преподавательский состав, не входящий в партию. Естественно, что «партийные активисты» не преминули воспользоваться выпавшими возможностями, не задумываясь о морали и иных «устаревших понятиях». Силы, допускающие, а подчас и инициирующие подобное, как считал мыслитель, не способны были дать учащимся больше, чем иллюзию.
Хайдеггер писал это, находясь на посту ректора Фрайбургского университета (на котором он находился несколько месяцев, уйдя затем по собственному желанию), или же практически сразу после ухода с него. В любом случае, ощущается неподдельное недовольство происходящим в государственных системах, в частности, в образовании.
Предпринимая попытку рассмотреть этот отрывок с бытийно-исторических позиций, нельзя не заметить, что Хайдеггер недвусмысленно и четко оценивает вышеупомянутые действия: университетская молодежь организует (обратите внимание) «свою несравненную посредственность», по сути, Das Man (т.е. неподлинное существование человека).
Говоря об отношении Хайдеггера к студенчеству нельзя упускать из вида период его ректорства: это был один из самых сложных и противоречивых моментов в биографии философа. Мировая общественность склонялась к мнению, что университет в это время был полностью посвящен в национал-социализм, но Хайдеггер оспаривает это в 97-м томе Черных Тетрадей. Он упоминает свою нашумевшую ректорскую речь (1933 г.). Философ задается вопросом: почему эту речь, которая, как утверждают многие, пропитана идеями нацизма, партия позволяла открыто критиковать «во всех доцентских лагерях» [Heidegger 2015, Band 97: Anmerkungen I—V, S. 133]?
Уже из раннего цикла «Черных тетрадей» видно, что философ критикует не абстрактный национал-социализм, «угрожающий материализоваться» и обрушиться как кара за небрежное обращение с первоначальной идеей. Для философских деятелей и ученых, что имеют доступ к работе непосредственно с «телом» Черных Тетрадей, открывается возможность лично оценить накал хайдеггеровской критики в адрес вполне действительных и воплотившихся в нацистском режиме Гитлера «скверных теорий и философий» [Heidegger 2015, Band 97: Anmerkungen I—V, S. 133].
В 1938—1939 гг. Хайдеггер сам дает четкую отсылку в 1930—1934 годы, признавая, что в указанный период он, рассуждая с бытийно-исторических позиций, расценивал национал-социализм (судя по всему, реальный) как возможность перехода в «Другое Начало», но заблуждался.
«Из полного осознания раннего заблуждения относительно сути и исторической сущностной силы национал -социализма вытекает в первую очередь необходимость его утверждения, и именно из мыслительных оснований. Тем самым уже сказано, что это ''движение'' остается независимым от своего современного образа и от того, сколько просуществует эта его зримая форма» [Heidegger 2015, Band 95. Überlegungen VII—XI, S. 141].
«Зримая форма», «современный образ» национал-социализма четко размежевывается с «движением», требующим «утверждения из мыслительных оснований». Первое (то есть действующий облик) — лишь плод упрощения и вульгариза-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
ции, второе — еще не утвержденная на базисе мысли духовная инициатива, потребность. Это нагляднейший пример различия двух смыслов исследуемого понятия.
В 1939—1941 гг. мнение мыслителя по отношению к феномену действующего национал-социализма ужесточается. Он именует его плодом Machenschaft (буквально: махинация).
Хайдеггер считал, что реализованный национал-социализм являлся лишь проявлением сути Нового Времени, подчиненной Machenschaft — расчетливому и присваивающему началу, хотя изначально национал-социализм представлял попытку использовать Machenschaft в своих целях.
В 97-м томе (1942—1948 гг.) на первых страницах мы сталкиваемся с впечатляющей характеристикой проявления Machenschaft в Германии: «жестокость утратившего историю "национал-социализма"». Под «утратой истории» мыслитель подразумевает опять же утрату бытийно-исторической глубины, возможности перехода в Другое Начало. Появляется негативная оценка неспособности «противостоять одичанию национал-социализма» [Heidegger 2015, Band 97: Anmerkungen I-V, S. 100], именуемая безвольностью.
Проявления Machenschaft, способные сгубить положительное зерно первоначального посыла, имеются чуть ли не в каждом типе массовой общественной активности, тем более, если речь идет о политическом строе.
Так, в конце 95-го тома, Хайдеггер делает очень опасный и резкий для своего времени и положения шаг, фактически ставя знак равенства между пагубным влиянием еврейства и национал-социализма, как тщетными попытками обуздать Ma^enschaft. Тщетными, поскольку применить Ma^enschaft себе на пользу не удавалось никому, и никогда не удастся, равно как и повлиять на близость перехода в Другое Начало, как позже осознал сам Хайдеггер. В 96-м томе эта линия рассуждений разворачивается в еще более горьком осознании, что национал-социализм и большевизм — «коварные победы Ma^enschaft» [Heidegger 2015, Band 96: Überlegungen XII—XV, S. 127], направленные на изнурение духа народов.
Но носителем Ma^enschaft, по-видимому, может быть и отдельная личность. В этом смысле интересно отношение Хайдеггера к личности фюрера Германии — Адольфа Гитлера.
Некоторые термины, используемые в «Черных тетрадях», могут ввести в заблуждение незнакомого со спецификой немецкого языка человека. Ярчайшим примером поспешных суждений становится вывод, что Хайдеггер был активным сторонником политической фигуры Адольфа Гитлера, так как довольно много рассуждал о роли фюрера и фюрерства как явления. Следует пролить свет на эту терминологию. По сути, Der Führer — руководитель, вождь, ведущий. Экскурсовод в музее тоже может именоваться Führer. Таким образом, избегая исторических и эмоциональных «напылений», в сухом остатке мы имеем слово «вождь», т.е. тот, кто способен вести за собой (народ или экскурсионную группу — зависит от контекста). Из чего мы делаем вывод, что далеко не всякий раз, когда философ использует данное слово, его следует читать как Адольф Гитлер.
Изучение материала «Черных тетрадей», касающегося этого термина, дало нам возможность говорить о бытийно-историческом значении фюрера как вождя народов, способного хотя бы подвести человечество к границам «Другого Начала». Стало быть, истинный фюрер уже как данность, должен быть человеком «Другого Начала». Хайдеггер пишет:
«Быть ''фюрером'' — не значит ''выступать впереди'', но это способность идти одиноко: одинокость Dasein привести к молчанию, как раз-таки против суеты отдельной ''экзистенции''» [Heidegger 2015, Band 96: Überlegungen XII— XV, S. 20].
«.Признаком ''Фюрера'' является то, что он способен быть чистейшим ''функционером'' — то есть покорнейшим исполнителем организованного порыва масс» [Heidegger 2015, Band 96: Überlegungen XII—XV, S. 135].
Был ли Гитлер таким человеком, по мнению философа? Насколько мы можем судить по имеющимся на данный момент материалам о философии «Другого Начала», — нет, не был. Более чем возможно, что Мартин Хайдеггер не сразу пришел к этому выводу, глядя на приход к власти харизматичного, радеющего за германскую нацию и (отдадим должное) вытянувшего Германию из ужасающего экономического и политического положения вождя. Мы также не отрицаем, что мыслитель мог временно возлагать на него чаяния бытийно-исторического масштаба. Намек на это мы видим в следующем высказывании философа:
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
«Большим опытом и везением явилось, что фюрер пробудил новую действительность, которая придает нашему мышлению верное направление и силу» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 111].
Мы склонны полагать, что Хайдеггер имел неприятный опыт исчезновения иллюзий в отношении фигуры Гитлера. Философ осторожно относился к критике правительства, но, тем не менее, критиковал его, пусть завуалированно.
Как мы уже знаем из сказанного выше, отношение Хайдеггера к основному печатному творению Гитлера было крайне саркастичным. Более того, философ полагал, что Mein Kampf является основанием для ложных теорий и вульгарных трактовок, отдаляющих немецкий народ от возобновления памяти Священного.
Таким образом, можно говорить о том, что Хайдеггер был склонен считать Гитлера как правителя причастным к развертыванию Machenschaft наравне с преступниками от «мирового еврейства», «теологами католицизма», «большевизмом» и др.
К 1941 — 1948 гг. деяния, свершенные Германией под властью NSDAP, характеризуются в «Черных Тетрадях» как «явное, подлежащее заклеймению преступление, которое, конечно же, в будущем, никто не будет вправе прощать» [Heidegger 2015, Band 97: Anmerkungen I—V, S. 99].
Мы уделили достаточно времени характеристике «вульгарного национал-социализма» и последствиям его воцарения в нацистской Германии. Но что, по мысли Хайдеггера, представляет собой «духовный национал-социализм», и каково его предназначение. В «Черных Тетрадях» ему отказано в статусе философии. В качестве мировоззрения как запечатленной истины, национал-социализм ведет на тропу вульгарности и преступности. Единственная возможность оказаться «полезным» и выполнить свою бытийно-историческую роль — это проявиться как принцип, как сокрытое движение, имеющее наличное прошлое (то есть не отсеченное от великой традиции).
«Духовный национал-социализм — говорит Хайдеггер, — не является теоретическим; он также не лучший и совсем не подлинный; скорее, он точно так же необходим, как различные организации и сословия. При этом, к слову сказать, ''работник лба'' не менее далек от духовного национал-социализма, чем ''работник кулака''» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 135].
Как мы видим из данного отрывка, «духовный национал-социализм» сам по себе не несет подлинного начала — «памяти об иерофании», способной наделить людей энергией смыслов. Интеллектуальное превосходство, багаж знаний или классовая принадлежность не имеют влияния на этот феномен. Скорее, здесь можно рассуждать о готовности человечества принять на себя некое «духовное призвание», об открытости судьбе мира. Подобно организациям и сословиям, это внутреннее движение направляет носителя к некоему вектору мысли, но его отличие от них состоит в том, что оно не ограничивает субъект, но обогащает его открывшимися перспективами, заложенными в нем самом, всего лишь приоткрывая завесу возможностей, становясь образом существования.
«Мышление должно быть возвышено до необыкновенного величия и достоверности» [Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 188].
Порывая с усредненным мышлением, духовный национал-социализм способен уничтожить все его производные: буржуазию, бюргерство и окружающий их ореол соответствующей культуры. Для этого он должен не только утверждать и усиливать нечто, но и перманентно пребывать в состоянии борьбы и самоперерождения. Хайдеггер пророчил ему, при выполнении всех условий, колоссальную перспективу: найти такие основоположения бытию, которые могли бы раскрыть «изначальное Знание».
Ближе к концу периода 1931—1938 гг. (Band 94) уже чувствуется скептическое отношение к возможностям национал -социализма, в силу исторических реалий:
«Почему национал-социализм в современном облике едва ли является ''мировоззрением'' и, ввиду того, что он упорствует в этом своем ''облике'', никогда не сможет стать каким-то мировоззрением — поскольку основное условие любого ''воззрения'' — всякое ''зрение'' и ''зримое'' — он не признает, и не признавая их, совершенно о них не
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
печется; те же, кто стремится к этому [созерцанию] — парализованы, в страхе перед своей собственной отвагой
[Heidegger 2015, Band 94: Überlegungen II—VI, S. 196].
В 1938—1939 гг. Хайдеггер прямо признает наивность собственных философских оценок касательно сущностной силы реального национал-социализма. В этой связи следует обратиться к указанию Хайдеггера на «ошибку 1933 года».
Чтобы разобраться в этом указании философа, нужно вспомнить об убеждении Хайдеггера в необходимости отринуть метафизику, берущую начало от Платона и Аристотеля, в пользу философии «бытийно-исторического чутья». Сделать это, по его мнению, якобы можно было посредством некоего «духовного национал-социализма».
Но произошло иное: вместо попытки через национал-социализм учредить «абсолютную метафизику воли к воле» (посыла бытия), произошла полная утеря метафизикой своего бытийно-исторического предназначения. Вследствие этого образующуюся пустоту заполнили идеи, порождающие все известные нам преступления нацистов. Причину неудачи духовного национал-социализма, таким образом, Хайдеггер видит в том, что ко всему происходящему в Германии было сугубо политизированное отношение, без метафизического взгляда на вопрос.
Мартин Хайдеггер в 1966 г.
В заключение скажем, что данная статья была призвана прояснить политические предпочтения Мартина Хайдеггера и его педагогический опыт, а также поднять вопрос об отсутствии какой бы то ни было осознанной и прочной приверженности философа к идеям исторически конкретного национал-социализма. В процессе изучения первоисточника мы пришли к выводу, что прочных оснований для разоблачающих выводов нет, тем более оснований для «вычеркивания» Хайдеггера из плеяды великих философов. Он не желал обосновывать национал-социализм и никогда не полагал за ним бытийно-исторического пафоса. Лишь в период, насчитывающий несколько лет, им не отрицается теоретическая возможность становления абсолютной «метафизики воли» внутри этого строя, что могло бы помочь человечеству при переходе в Другое Начало. Но и это предположение разбивается самим Хайдеггером за годы до окончания Второй Мировой Войны, что говорит в пользу самостоятельного, отказа осмысленного, а не продиктованного военной и политической конъюнктурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арендт Х., Хайдеггер М. Письма 1925 — 1975 и другие свидетельства. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016.
2. Ахутин А. Dasein (Материалы к толкованию) [Электронный ресурс] / / Логос. 2000. № 5/6. С. 89 — 123. Сайт
Объединенного гуманитарного издательства кафедры русского языка Тартуского университета RU-THENIA. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_5_6/2000_5-6_10.htm.
3. Стайнер А. Дело Мартина Хайдеггера, философа и нациста. Часть 2 [Электронный ресурс] // World So-
cialist Web Site: Мировой социалистический веб сайт. 2000. 15 июля. Режим доступа: https://www.wsws.org/ru/2000/jul2000/hei2-j15.shtml.
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
4. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2005.
5. Фалев Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.
7. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
8. Хайдеггер М. О тайне башни со звоном // Хайдеггер М. Исток художественного творения. Избр. работы
разных лет. М.: Академический проект, 2008. С. 416—418.
9. Alfieri F. "Martin Heidegger und die kontroverse Auslegung seiner „Schwarzen Hefte": Eine Geschichte, die noch
völlig umzuschreiben ist." Heidegger Studies 32 (2016): 53 — 63.
10. Augstein R., Wolff G., Heidegger M. "„Nur noch ein Gott kann uns retten": Spiegel — Gespräch mit Martin Hei-
degger am 23. September 1966." Der Spiegel 23 31. Mai 1976. 193 — 219.
11. Fuchs C. "Anti-Semitism, Anti-Marxism, and Technophobia: The Fourth Volume of Martin Heidegger's Black
Notebooks (1942 — 1948)." tripleC: Communication, Capitalism & Critique. Open Access Journal for a Global Sustainable Information Society 13.1 (2015): 93 — 100. Web. <http://www.triple-c.at/index.php/tripleC/article /view/677/700>.
12. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung: Vorlesungen. Band 56/57: Zur Bestimmung der Philosophie. Frankfurt am
Main: Vittorio Klostermann GmbH, 1987.
13. Heidegger M. Gesamtausgabe. III. Abteilung: Unveröffentlichte Abhandlungen, Vorträge — Gedachtes. Band 65: Beiträge
zur Philosophie (Vom Ereignis). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 1989.
14. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 94: Überlegungen II — VI (Schwarze
Hefte 1931 —1938). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
15. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 95. Überlegungen VII — XI (Schwarze
Hefte 1938/39). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
16. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 96: Überlegungen XII — XV (Schwarze
Hefte 1939 — 1941). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
17. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 97: Anmerkungen I — V. (Schwarze
Hefte 1942 —1948). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
18. von Herrmann F. — W. "Das Ereignis und die Fragen nach dem Wesen der Technik, Politik und Kunst." Kunst, Poli-
tik, Technik: Martin Heidegger. Hrsg. von Ch. Jamme und K. Harries. München: Fink, 1992. S. 241 — 259.
19. von Herrmann F.-W. Hermeneutische Phänomenologie des Daseins, Bd. i. Fr./M., 1987-94: Überlegungen II — VI (Schwar-
ze Hefte 1931 —1938). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 2015.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Митлянская, М. Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях» [Электронный ресурс] / М.Б. Митлянская // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.62.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
THE POLITICAL IMPLICATION OF MARTIN HEIDEGGER'S 'EXISTENTIAL HISTORY' IN HIS 'BLACK NOTEBOOKS'
Mariya B. Mitlyanskaya, M.Phil., postgraduate student at Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4837-5931
E-mail: mariya-b-mitlyanskaya@j-spacetime.com; divaeanor@gmail.com
Philosophical community took the recent publication of Martin Heidegger's philosophical diaries ("Black Notebooks") as a challenge and reacted to this event with stormy discussions and new accusations against philosopher of involvement in German National Socialism and its crimes. From my point of view, it would be more competent to analyze the text and, integrally, political and philosophical discourse of "Black Notebooks" in the most thorough manner in the context of evolution of both thinker's views and specific historical and linguistic realities in which Heidegger wrote his diaries. In particularly, discussion that has unfolded around the Black Notebook encourages studying Heidegger's concept of history of being presented in his diaries.
So, my article is a response to public reaction on Black Notebooks publication. The subject matter of my research is Heidegger's 'existential history'. Thus, I attempt to understand, what Heidegger called 'move towards the Another Origin' parti c-ularly in the context of events. Using textual, conceptual and discourse analysis, method of intellectual reconstruction and her-meneutic method, I attempt to trace evolution of Heidegger's political and philosophical intentions with respect to National Socialism and his metaphysic of history.
Yes, indeed, at the very beginning Heidegger mentions a kind of 'spiritual National Socialism', however, without revealing it s essence, but throughout the whole period while keeping diary, he criticizes vulgar National Socialism and political regime that uses it as an ideology and practice. Indeed, Heidegger in his diaries shows himself both an anti-communist and an anti-Semite, but he defines the practice of National Socialism as 'machination' (Machenschaft), and since 1942 he describes it as a crime. Moreover, in 1938-1939 Heidegger directly recognizes the naivety of his own philosophical assessments regarding the essential strength of real National Socialism, mentioning the 'mistake of 1933.' To understand this, it is necessary be aware of Heidegger's conviction of the need to reject metaphysics, which originated from Plato and Aristotle, in favor of the philosophy of 'being-historical instinct.' To do this, in his opinion, was allegedly possible through some kind of 'spiritual National Socialism.' But something different happened: instead of trying to establish, through National Socialism, the 'absolute metaphysics of the will to will' (the message of li fe), metaphysics completely lost its existential historical destiny. As a result, the emptiness was filled with ideas that generated all infamous Nazi crimes. Heidegger sees the reason for the failure of spiritual National Socialism in the absence of a metaphysical view of what is happening in Germany, replaced by a purely politicized approach. According to Heidegger, Another Origin should be born directly from the End of Philosophy, if only this end will be correctly deciphered and recognized. However, National Socialism cannot be spiritual without metaphysics and therefore does not allow the transition towards Another Origin.
I conclude that Heidegger exposed himself and his belif does not need additional exposure; there are no reasons neither for 'denouncing' Heidegger or to expunge him as one of the great philosophers. He had no intention to justify National Socialism and he had never put existential historical meaning. This article intends to clarify the political preferences of Martin Heidegger and his teaching experience, and to raise the question about the absence of any conscious and lasting commitment of the philosopher to historically specific ideas of it. In the process of studying the original text I conclude he did not want to justify National Socialism, and never put it existentially-historical pathos. Only in the period that spans several years, they do not deny the theoretical possibility of the development of absolute "metaphysics of will" within that system that could help mankind in the transition to Another Origin.
Keywords: existential history; will to power; vulgar National Socialism; 'spiritual National Socialism'; Another Origin; das Man; Machenschaft.
References:
1. Akhutin A. "Dasein. (Materials for Interpretation)." Logos 5/6 (2000): 89-123. RUTHENIA: Website of the United Humanitarian Publishing House of the Russian Language Chair, Tartu University. Web. <http://www.ruthenia.ru /logos/number/ 2000_5_6/2000_5-6_10.htm>. (In Russian).
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Митлянская М.Б. Политический подтекст концепции «бытийной истории» М. Хайдеггера в «Черных тетрадях»
2. Alfieri F. "Martin Heidegger und die kontroverse Auslegung seiner „Schwarzen Hefte": Eine Geschichte, die noch
völlig umzuschreiben ist." Heidegger Studies 32 (2016): 53 — 63.
3. Arendt H., Heidegger M. Letters of 1925 —1975 and Other Evidences. Moscow: Gaidar Institute Publisher 2015. (In
Russian).
4. Augstein R., Wolff G., Heidegger M. "„Nur noch ein Gott kann uns retten": Spiegel — Gespräch mit Martin Hei-
degger am 23. September 1966." Der Spiegel 23 31. Mai 1976. 193 — 219.
5. Falev E.V. Hermeneutics of Martin Heidegger. St. Petersburg: Aleteya Publisher, 2008. (In Russian).
6. Fuchs C. "Anti-Semitism, Anti-Marxism, and Technophobia: The Fourth Volume of Martin Heidegger's Black
Notebooks (1942 — 1948)." tripleC: Communication, Capitalism & Critique. Open Access Journal for a Global Sustainable Information Society 13.1 (2015): 93 — 100. Web. <http://www.triple-c.at/index.php/tripleC/article /view/677/700>.
7. Heidegger M. "On the Mystery of Tower with Clanging." The Origin of the Work of Art. Selected Works of Different
Years. Moscow: Akademichesky proekt Publisher, 2008, pp. 416—418. (In Russian).
8. Heidegger M. Being and Time. Kharkov: Folio Publisher, 2003 (In Russian).
9. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung: Vorlesungen. Band 56/57: Zur Bestimmung der Philosophie. Frankfurt am
Main: Vittorio Klostermann GmbH, 1987.
10. Heidegger M. Gesamtausgabe. III. Abteilung: Unveröffentlichte Abhandlungen, Vorträge — Gedachtes. Band 65: Beiträge
zur Philosophie (Vom Ereignis). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 1989.
11. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 94: Überlegungen II—VI (Schwarze
Hefte 1931 —1938). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
12. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 95. Überlegungen VII — XI (Schwarze
Hefte 1938/39). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
13. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 96: Überlegungen XII — XV (Schwarze
Hefte 1939 — 1941). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
14. Heidegger M. Gesamtausgabe. IV Abteilung: Hinweise und Aufzeichnungen. Band 97: Anmerkungen I—V. (Schwarze
Hefte 1942 —1948). Frankfurt am Main: Klostermann, 2015.
15. Heidegger M. Time and Being. Articles and Speeches. Moscow: Respublika Publisher, 1993. (In Russian).
16. Safransky R. Heidegger: German Master and His Time. Moscow. Molodaya Gvardiya Publisher, 2005. (In Russian).
17. Steiner A. "The Case of Martin Heidegger, Philosopher and Nazi. Part II." World Socialist Web Site. International Com-
mittee of the Fourth International, 15 Jul. 2000. Web. <https://www.wsws.org/ru/2000/jul2000/hei2-j15.shtml>. (In Russian).
18. von Herrmann F. — W. "Das Ereignis und die Fragen nach dem Wesen der Technik, Politik und Kunst." Kunst, Poli-
tik, Technik: Martin Heidegger. Hrsg. von Ch. Jamme und K. Harries. München: Fink, 1992. S. 241 — 259.
19. von Herrmann F.-W. Hermeneutische Phänomenologie des Daseins, Bd. i. Fr./M., 1987-94: Überlegungen II — VI (Schwar-
ze Hefte 1931 —1938). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann GmbH, 2015.
Cite MLA 7:
Mitlyanskaya, M. B. "The Political Implication of Martin Heidegger's 'Existential History' in His 'Black Notebooks'" Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.62>. (In Russian).