■ ■ ■ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Шарков Ф.И.1,2, Силкин В.В.1, Киреева О.Ф.1
1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерации.
2. Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России (МГИМО - Университет), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Быстрое развитие социальных сетей способствовало активному «проникновению» в их пространство политических коммуникаций. Такое явление требует активизации исследований коммуникации и объяснения изменений в политической коммуникации как с практической, так и теоретической точки зрения. В этих условиях возможно потребуется и уточнение основных положений известных теорий в данной области, конкретизировать их с точки зрения условий политической коммуникации в онлайн-мире и модифицировать их с учетом нового приобретаемого опыта. Существует множество различных способов рассмотрения Интернета с точки зрения, протекающих в нем политических процессов. Особый интерес представляет фактическое применение Интернета для формирования и применения политических идей различными политическими партиями, объединениями и группами.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инвестиции, человеческий капитал, региональное развитие, цифровизация
Для цитирования: Шарков Ф.И., Силкин В.В., Киреева О.Ф. Политический дискурс в сетевом пространстве // Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. № 3. C.8-17.
Сведения об авторах: Шарков Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики, заместитель декана факультета журналистики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119545, Россия, Москва, пр-т Вернадского, 76. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-1477-7414. Силкин Владимир Владимирович - доктор политических наук, профессор, почетный работник высшего образования, заведующий кафедрой управления информационными процессами, декан факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 84. E-mail: [email protected]. Киреева Ольга Феликсовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления информационными процессами журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 19.08.2023. Принята к печати: 11.09.2023.
Социальные сети - мощнейшее средство коммуникации
Социальные сети не ограничиваются только Whatsapp и Facebook1. За последние пару лет Instagram2 стал одним из самых используемых мобильных приложений, к сожалению применяемых западными журналистами для широкого распространения фейковой информации. Различные приложения изначально были нацелены на предоставление людям платформы для развития коммуникативных навыков и демонстрации в сети востребованной населением информации. Люди, не имевшие ранее возможностей для широкой коммуникации, теперь свободно реализуют коммуникативные цели через сети. Представители многих видов искусства сегодня набирают популярность благодаря использованию социальных сетей. Многие участники сетей завоевали популярность благодаря им и в целом расширяющимся возможностям медиапространства, что стало поворотным моментом в их судьбе. Согласно опросам 39% респондентов чувствовали себя ближе к своим друзьям благодаря социальным сетям, в то же время 26% отметили, что у них стало больше друзей из-за использования социальных сетей3.
Нельзя отрицать, что социальные сети - это мощное средство коммуникации, имеющее широкое влияние как в городах, так и в отдаленных районах. Однако это лишь один из фрагментов цифровой революции, которую мы наблюдаем. Цифровая трансформация не только повлияла на политические коммуникации и бизнес, но и сделала мир более доступным, изменила способ общения и даже определённые аспекты жизнедеятельности человека.
С распространением социальных сетей существенно изменились и способы общения. Концепция развития коммуникации до появления социальных сетей имела множество ограничений. Социальные сети позволили не только применять новые способы общения, но и во многом трансформировали старые. Развитие социальных сетей изменило также и мировоззрение в области коммуникации. Увеличение скорости связи создало больше возможностей оперативно делиться информацией между людьми, обеспечило внутреннюю перспективу достижения отдаленных мест и сделало цифровые сообщения более личными. Одним словом, традиционное способы коммуникации в настоящее время быстро заменяются современными.
62,5% мирового населения используют интернет, аудитория социальных сетей выросла до 4,62 млрд. - это 58,4% от общей численности населения мира4. Эти статистические данные являются доказательством растущего доминирования цифровых медиа в нашей повседневной жизни.
С точки зрения возможностей осуществления политических коммуникаций в сети можно выделить следующие положения:
1 Запрещены в России.
2 Запрещены в России.
3 Влияние социальных сетей на навыки общения// https://psychologik.ru/psvchologik/otnosheniva/vliyanie-sotsialnvh-setei-na-navyki-obshheniya
4 Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях - главные цифры//https://www.sostav.m/puЫicatюnwe-are-sotial-i-hootsшte-52472.html
• сети заменяют тип коммуникацию «один ко многим» в средствах массовой информации новой моделью коммуникации «многие ко многим»;
• сетевое пространство позволяет субъектам легко общаться с группами и с огромной аудиторией (отправить одно электронное письмо миллиону человек так же легко, как и одному человеку);
• сетевые коммуникации значительно расширяют возможности взаимодействия между индивидуумами различных стран;
• сеть позволяет обойти механизмы «контроля доступа», которые применяются по отношению к классическим СМИ.
В частности, сетевые коммуникации изменили многие сферы политической жизни, главным образом, предоставив право голоса многочисленным группам и отдельным лицам, которые в других случаях вообще не имели бы возможности участия в политической жизни. Интернет вписывается во всеобъемлющее историческое изменение, произошедшее с начала 1970-х годов, когда политика стала проникать во все сферы массовых коммуникаций. Большим негативным явлением стало то, что политика стала превращаться в сферу манипулирования СМИ.
Политический дискурс в сетевом пространстве
Учитывая огромное количество людей, которые в настоящее время связаны с социальными сетями, очень интересно отметить, как они по-разному влияют друг на друга. Люди нуждаются в общении. Это один из основных источников счастья и самореализации, и чем больше они взаимодействуют (на разных уровнях), тем более удовлетворенными они будут себя чувствовать. Когда люди вступают в социальные сети, нет никаких сомнений в том, что они начинают оказывать огромное влияние друг на друга, и дискуссии, возникающие в результате общения в сети, очень часто влияют на решения, которые они принимают в жизни и в бизнесе. Очень важно, чтобы люди осознавали и ценили, насколько другие люди влияют на них и насколько это обогащает их собственный опыт. Было доказано, что сознательное и подсознательное поведение резко возрастает, когда люди вовлекаются в социальные сети. Поскольку люди эмоционально зависят друг от друга, многие люди будут обладать общими качествами, как положительными, так и отрицательными.
Сетевые коммуникации активизировали участие граждан в политическом дискурсе. Системы «сетевой политической информации» несут в себе разнообразные взгляды и суждения по вопросам, которые волнуют население. Как первое настоящее интерактивное средство массовой информации (по сравнению с вещательными средствами, такими как телевидение и радио) сетевое пространство стало выполнять новую коммуникативную функцию для политических субъектов.
Сетевая политическая коммуникация - это новая форма политической коммуникации, главной отличительной чертой которой является устранение границ между межличностной, групповой и массовой коммуникацией. Среди других особенностей - тот факт, что политическая онлайн-коммуникации
персонализирована, содержание сообщений индивидуализируется. Политическая коммуникация относится к любому использованию символов для политических действий и влияния на управление. Политические субъекты выстраивают связи между своими частными интересами и интересами общества. Полученные результаты иллюстрируют гибкость аргумента об общественных интересах и, следовательно, политическую проблему. Однако, поскольку изменения в коммуникационном ландшафте позволяют решать новые проблемы, а действующим лицам играть новые роли, необходимо уделять больше внимания возможностям сетевой, взаимосвязанной среды, ее формирующейся логике, встречам и коммуникационным практикам [IЫen, Flademoe, & Steen-Johnsen].
Традиционно исследования политической коммуникации сосредоточены на взаимодействии между политиками, журналистами и избирателями, часто в периоды национальных выборов и избирательных кампаний. Однако во все большей степени это отражает довольно ограниченный взгляд на политическую коммуникацию. Следовательно, поле было расширено и коммуникационные технологии устранили барьеры и открыли беспрецедентные возможности. Такое выравнивание возможностей для участия было частью идеологии сетевой коммуникации с самого ее зарождения, а также служило важной утопической цели многих сетевых активистов и движений.
Социальные сети как публичная сфера
Социальные сети изменили и социально-управленческие функции, сделав коммуникативный процесс более прозрачным. Многие лидеры по всему миру стали обращаться в социальные сети, чтобы высказать свои мнения и обсудить приоритетные вопросы, давая людям лучшее понимание органов государственного управления. Это также ограничило возможности политических заинтересованных сторон в цензурировании информации. До того, как социальные сети вошли в цифровую эру, традиционные СМИ и правительство были чуть ли не единственными источниками официальной информации. Теперь все информационное пространство предоставляет значительно большие возможности развитию публичной сферы. Недостатком этого является то, что некоторые организации также злоупотребляют возможностями социальных сетей для продвижения корыстных (включая политических) интересов и негативного влияния на людей.
Сети дают возможность сократить большие расстояния между людьми, находящимися далеко друг от друга. Ныне люди гораздо больше общаются со своими друзьями в сети, чем в реальной интерактивной обстановке. Общение лицом к лицу является основным и наиболее важным аспектом общей коммуникации, но, к сожалению, оно утрачивает свое значение из-за социальных сетей, что приводит к нарушению многих моральных ценностей в обществе. Внимание людей к реальным аспектам коммуникации уменьшается, в то время как их влечение к воображаемым представлениям в виртуальном пространстве растет. Выражаясь образно, можно представить,
что, Человек, который когда-то был известен как «социальное животное», теперь стал «животным в социальных сетях». Чрезмерная зависимость от социальных сетей растет в геометрической прогрессии. Скорость живого взаимодействия заменяется скоростью набора текста. Многие люди уже теряют свои естественные склонности и ведут себя как «рабы технологий».
Так или иначе, сегодня невозможно игнорировать существование социальных сетей и начало их доминирования в коммуникативном пространстве. Если социальные сети используются в определенных пределах, они действительно являются благословением для
человечества. Регулирование и ограничение использования социальных сетей может привести нас к гораздо более быстрой, эффективной и надежной коммуникации. С другой стороны, если злоупотребление социальными сетями будет продолжаться, первоначальная природная концепция коммуникации будет разрушена окончательно. Однако возможности регулирования функционирования социальных сетей в социально-правовом аспекте сильно ограничены.
Итак, сетевое пространство Интернета сегодня сильно влияет на общественную сферу. Оно формирует своеобразную политическую сферу, поскольку большая часть информации, циркулирующей в сетях, обходя классические средства информации, локализуется в тех или иных сетях, расширяя пространство политического дискурса и перенося его и на другие всевозможные информационные площадки.
Стремление расширения идентичности в социальных сетях
Сетевые пространства при всей расплывчатости аудитории стремятся усилить свою идентичность. К таким явлениям можно отнести издательские инициативы Indymedia, информационной сети Альтер глобалистов. Эта система была организована 24 ноября 1999 года после акций против ВТО в Сиэтле, ввиду возникновения потребностей в новом типе «открытых публикаций» для обмена опытом и формирования коммуникативного пространства, несущего компонент активной обратной связи и свободного редактирования участниками создаваемого «коллективного контента».
Открытая публикация означает, что любой коммуникант может публиковать материалы в онлайн-формате, в разумных пределах, без обычных редакционных устройств, используемых другими СМИ. Термин «открытая публикация», был использован Мэтью Арнисоном в марте 2001 г.5, чтобы описать онлайн-процесс создания текстовых, аудио- и видео- новостей методами, полностью прозрачными для читателей. Indymedia, пожалуй, помимо Википедии, является наиболее ярким примером открытой публикации в глобальной сети.
В большинстве крупных городов мира насчитывается около 100 коллективов Indymedia, которые имеют свои собственные местные веб-сайты
5 https://orfogr.ru/kod-napravlenia-podgotovki-specialnosti.html
и целый ряд инициатив в области политической коммуникации. Существует также сайт Indymedia radio, который транслирует ряд альтернативных радиостанций онлайн, а также ряд независимых новостных бюллетеней, которые бесплатно распространяются онлайн среди телевизионных станций и других организаций6.
Дискурс в политическом макроконтенте
Система Indymedia изначально была построена на системе управления контентом австралийского производства, созданной активистами в Сиднее. Любой может публиковать политические истории на сайте Indymedia. Конечно, существуют определенные ограничения сообщества, поскольку участники должны придерживаться определенных политических ценностей.
New Media an Introduction [Flew] отмечает, что на сегодняшний день новые медиа лучше поддерживают дискурс активистов на низовом уровне, состоящий из географически разрозненных людей, которые объединяются ради общего дела (таких как активисты-экологи, правозащитники, члены политических групп). Новые медиа способствуют транслокальным и транснациональным формам политического дискурса, которые находятся за пределами обычных границ национального государства (например, Indymedia). Кроме того, новые средства массовой коммуникации способствует оперативной реализации политики быстрого реагирования в ответ на неотложные политические события (движения за мир и т.д.). В целом Интернет важен еще и потому, что он значительно улучшил доступ к политической информации (бюллетеням, пресс-релизам, газетам, речам, политике и программам партий и т.д.). Это также открыло целый ряд альтернативных мнений, способов демонстрации и организации как на низовом уровне, так и в общемировом пространстве. В то же время многие из людей, принимая политическое решение (например, выбрать кого-то) не обдумывают этого. Они голосуют, руководствуясь инстинктом, предрассудками и внутренним чутьем, а не информацией. За примерами далеко ходить не надо: «Главой аргентинского государства выбрали анархиста (и не пишите мне в комментах слово «оксюморон»). Во втором туре президентских выборов в Аргентине победил анкап-либертарианец Хавьер Милей7 по прозвищу «Поехавший» (El Loco). В ходе предвыборной кампании Милей активно обещал разогнать суковатой палкой весь аргентинский ЦБ целиком (за ненадобностью), а также отменить обесценивающиеся местные песы (напомню, у них там инфляция свыше 100% в год) и вместо них поставить экономику на рельсы всепобеждающей долларизации8. Кандидаты Хавьер Милей и Серхио Масса затопили социальные сети созданными компьютером изображениями себя и друг друга, сообщает The New York
6 http://www.indymedia.org/en/index.shtml; http://liveradio.indymedia.org/; http://www.video.indymedia.org
7 С 10 декабря 2023 года - президент Аргентины.
8 https://habr.com/ru/articles/776560/
Times. По мере приближения финального голосования кандидаты заполонили медиа потоком сгенерированных изображений и видео9.
Возможно первый зафиксированный случай, когда «веб-сайт использовался для крупномасштабного политического дискурса в Австралии. Возможно, протест не был бы столь успешным без помощи сайта, поскольку он выступал в качестве центрального организационного механизма для самых разных политических групп, которые приняли участие. Помимо логистической и политической информации, которую публикует этот сайт, есть несколько других способов, с помощью которых медиа-активисты, создавшие его, приобрели известность и огласку в основной прессе»10.
Негативное влияние социальных сетей на коммуникацию
Рассмотрим отрицательные аспекты использования сетей для осуществления различных видов социальных коммуникаций. Основной целью изобретения социальных сетей являлось именно создание новых возможностей осуществления так называемых «объемных» коммуникаций. Однако непременно некоторые свойства коммуникаций в сетевых коммуникациях теряются. В частности, уменьшается надежность информации, в том числе за счет увеличения распространяемости фейковых новостей. Благодаря легкому доступу к коммуникациям от человека к человеку с помощью социальных сетей, люди лишают себя возможности публичного взаимодействия. В октябре 2023 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 64,6 млн. Авторы написали 1,55 млрд публичных сообщений - постов, репостов и комментариев. По сравнению с октябрем 2022 года наблюдается незначительный рост суммарных показателей активной аудитории социальных медиа России - и по сообщениям (+3,2%) и по авторам (+3,7%). Важно отметить, что в 2022 году наблюдался рекордный рост объема сообщений (+36%). В 2023 году пользователи сохранили высокий уровень активности [Социальные сети... ].
Сети вольно или невольно сокращают возможности вести хорошие и содержательные беседы. Короткие версии сообщений, таких как kk, ttyl, cus, tc, разрушают красоту языка, а также нарушают грамматику и синтактику. Привычка злоупотреблять социальными сетями также приводит к снижению уровня информативности. Некоторые исследователи утверждают, что взаимодействие на социальных платформах снижает творческие способности коммуникантов, а также сильно влияет на их способность мыслить.
Заключение
9https://onff.ru/priezidientskiie-vybory-v-arghientinie-stali-poliem-bitvy-miezhdu-izobrazhieniiami-sozdannymi-iskusstviennym-intielliektom/?ysclid=lpgr4jofmg15971973
10 Веб-сайт S11 (поиск в архиве на веб-сайт: Pandora.Archive's web.
Сетевое пространство Интернета в обеспечении политического дискурса:
• предоставляет дешевые и эффективные средства коммуникации активистов как на глобальном, так и на локальном уровне;
• способствует транслокальным и транснациональным формам политики, которые находятся за пределами обычных границ национального государства (например, Indymedia);
• способствует реализации временной политики быстрого реагирования в ответ на неотложные политические события;
• открывает целый ряд альтернативных политических мнений; способов демонстрации и способов организации как на низовом уровне, так и в глобальном масштабе;
• лоббирует партии и/или политических лидеров по отдельным вопросам.
Источники
Абдалла М.Н., Силкин В.В. (2022). Фейковые новости как феномен в средствах массовой информации // Студенческий: электрон. научн. журн. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/257783 (дата обращения: 27.11.2023).
Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023// https://brandanalytics.ru/blog/social-media-russia-autumn-2023/?vsclid=lpayqpabux268729014
Хыркин А. А. (2012). Сетевые политические коммуникации: потенциал
влияния//Sociology. 2012
Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. М.: Дашков и Ко. - 324 с. Шарков Ф.И. (2007). Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике. М.: Дашков и Ко. - 323 с.
Шарков Ф.И. (2018). Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг.М.: Дашков и Ко. - 324 с.
Шарков Ф. И., Кириллина Н. В., Киреева О. Ф. (2023). Трансформация политического медиапространства в рамках ноосферной парадигмы (к 160-летию В. Вернадского). Полис. Политические исследования. №4. С.182-191.
Flew T. (2002). New Media an Introduction. Oxford University Press, New York. Ihlen 0., Flademoe A., & Steen-Johnsen K. (2023). Uncertainty communication in a high trust society: Source type, political preference, and trust. International Journal of Communication.
Oyvind Ihlen. (2018). Framing «The Public Interest»: Comparing Public Lobbying Campaigns in Four European States// The Journal of Public Interest Communications.
■ ■ ■ POLITICAL DISCOURSE IN THE ONLINE SPACE
Sharkov F.I.1'2, Silkin V.V.1, Kireeva O.F.1
1. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.
2. Moscow State Institute of International Relations (University) The Ministry of Foreign Affairs of Russia (MGIMO University), Moscow, Russian Federation.
Abstract. The rapid development of social networks has contributed to the active «penetration» of political communications into their space. This phenomenon requires an
intensification of communication research and an explanation of changes in political communication from both a practical and theoretical point of view. Under these conditions, it may be necessary to clarify the main provisions of well-known theories in this field, to concretize them from the point of view of the conditions of political communication in the online world and modify them taking into account the new acquired experience. There are many different ways to view the Internet from the point of view of the political processes taking place in it. Of particular interest is the actual use of the Internet for the formation and application of political ideas by various political parties, associations and groups.
Keywords: information and communication technologies, investments, human capital, regional development, digitalization
For citation: Sharkov F.I., Silkin V.V., Kireeva O.F. Political Discourse in the Network Space // Communicology: Electronic Scientific Journal. 2023. Vol. 8. No. 3, pp. 8-17
Inf. about the authors: Felix Izosimovich Sharkov - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Sociology of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy, Deputy Dean of the Faculty of Journalism of the Faculty of Journalism of the IGSU RANEPA. Address: 76 Vernadsky Ave., Moscow, 119545, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-00021477-7414. Silkin Vladimir Vladimirovich - Doctor of Political Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education, Head of the Department of Information Process Management, Dean of the Faculty of Journalism of the Institute of Public Administration and Management of the RANEPA. Address: 84 Vernadsky Ave., Moscow, 119571, Russia. E-mail: [email protected]. Kireeva Olga Feliksovna is a Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Information Process Management of Journalism at the Institute of Public Administration and Management of the RANEPA. Email: [email protected].
Received: 19.08.2023. Accepted: 11.09.2023. References
Abdallah M.N., Silkin V.V. (2022). Fake news as a phenomenon in the media // Studentskiy: electron. scientific journal No. 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/257783 (date of application: 11/27/2023). (In Rus.). Flew T. (2002). New Media an Introduction. Oxford University Press, New York. Ihlen 0., Flademoe A., & Steen-Johnsen K. (2023). Uncertainty communication in a high trust society: Source type, political preference, and trust. In: International Journal of Communication.
Khyrkin A. A. (2012). Network political communications: the potential of influence//Sociology. 2012. (In Rus.).
Oyvind Ihlen. (2018). Framing «the Public Interest»: Comparing Public Lobbying Campaigns in Four European States// The Journal of Public Interest Communications.
Sharkov F. I., Kirillina N. V., Kireeva O. F. (2023). Transformation of the political media space within the framework of the noospheric paradigm (to the 160th anniversary of V. Vernadsky). The policy. Political research. No.4, pp.182-191. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M.: Dashkov and Co., (In Rus.). Sharkov F.I. (2007). Legal regulation of communication activities: in advertising, public relations, journalism. M.: Dashkov and Co. - 323 p. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2018). Integrated communications: advertising, public relations, branding. Moscow: Dashkov & Co. - 324 p. (In Rus.).
Social networks in Russia: figures and trends, autumn 2023// https://brandanalytics.ru/blog/social-media-russia-autumn-2023 /?ysclid=lpayqpabux268729014. (In Rus.).