Научная статья на тему 'Политические воззрения А. Д. Градовского в его систематизации государственного права'

Политические воззрения А. Д. Градовского в его систематизации государственного права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПРАВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / КОНСЕРВАТИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / РЕФОРМА / ПРАВИТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ВЛАСТЬ / МОНАРХИЯ / ЛЕКЦИИ / POLITICS / LAW / LIBERALISM / STATE / CONSERVATISM / PHILOSOPHY / REFORM / GOVERNMENT / CONSTITUTION / POWER / MONARCHY / LECTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуляк Иван Иванович

В статье рассматриваются наиболее важные стороны политической и правовой философии А.Д. Градовского одного из наиболее выдающихся представителей русской либеральной мысли второй половины XIX века. Главным в исследованиях Градовского является разработка концепции национального государства, которая была органически встроена в структуру оригинальной теории общественного прогресса, сформулированной им под влиянием реформ, проводимых в России Александром II и его правительством. Осуществляя в рамках этой теории синтез основных направлений и традиций западноевропейской и русской социально политической мысли, Градовский стал признанным духовным лидером русского либерального консерватизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VIEWS OF A.D. GRADOVSKY IN HIS SYSTEMATIZATION OF STATE LAW

The article discusses the most important aspects of the political and legal philosophy of A.D. Gradovsky. A.D.Gradovsky was one of the most prominent representatives of the Russian liberal movement of the second half of the XIX century. His research was devoted to the development of the concept of a national state. Gradovsky's concept was integrated into the structure of the original theory of social progress, formulated by him under the influence of reforms carried out in Russia by the Russian Emperor Alexander II and his government. His theorywas a synthesis of the main trends and traditions of Western European and Russian socio political thoughts. A.D. Gradovskyis considered to be a spiritual leader of Russian liberal conservatism.

Текст научной работы на тему «Политические воззрения А. Д. Градовского в его систематизации государственного права»

УДК 329.1/.6:329.12 ББК 60.0

И.И. Гуляк

Ставропольский государственный аграрный университет

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.Д. ГРАДОВСКОГО В ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

В статье рассматриваются наиболее важные стороны политической и правовой философии А.Д. Градовского - одного из наиболее выдающихся представителей русской либеральной мысли второй половины XIX века. Главным в исследованиях Градовского является разработка концепции национального государства, которая была органически встроена в структуру оригинальной теории общественного прогресса, сформулированной им под влиянием реформ, проводимых в России Александром II и его правительством. Осуществляя в рамках этой теории синтез основных направлений и традиций западноевропейской и русской социально-политической мысли, Градовский стал признанным духовным лидером русского либерального консерватизма.

Ключевые слова: политика, право, либерализм, государство, консерватизм, философия, реформа, правительство, конституция, власть, монархия, лекции.

I.I. Gulyak

Stavropol State Agrarian University

POLITICAL VIEWS OF A.D. GRADOVSKY IN HIS SYSTEMATIZATION OF STATE LAW

The article discusses the most important aspects of the political and legal philosophy of A.D. Gradovsky. A.D.Gradovsky was one of the most prominent representatives of the Russian liberal movement of the second half of the XIX century. His research was devoted to the development of the concept of a national state. Gradovsky's concept was integrated into the structure of the original theory of social progress, formulated by him under the influence of reforms carried out in Russia by the Russian Emperor Alexander II and his government. His theorywas a synthesis of the main trends and traditions of Western European and Russian socio-political thoughts. A.D. Gradovskyis considered to be a spiritual leader of Russian liberal conservatism.

Key words: politics, law, liberalism, state, conservatism, philosophy, reform, government, constitution, power, monarchy, lectures.

Главной задачей Градовского, как профессора, являлось чтение лекционных курсов на кафедре русского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета с 1863 г. по теории государственного права («общая часть государственного права»), по «государственному праву важнейших европейских держав» и русскому государственному праву. Именно из этих курсов выросли в дальнейшем его фундаментальные труды по истории и теории права. Начиная с 1866/1867 учебного года и вплоть до освобождения от чтения лекций по болезни (начало 1889 г.) Градовский беспрестанно перерабатывал лекционные курсы с целью добиться такой степени ясности в изложении сложных теоретических проблем, чтобы они в дальнейшем стали одним из оснований гражданского и политического образования в России. Градовский преподавал в С.-Петербургском университете, знаменитом императорском Александровском лицее и иногда на действующих с 20 января 1870 года высших

женских курсах, организация которых с 1878 года стала более эффективной благодаря либеральному историку, специалисту по русской истории К.Н.Бестужеву-Рюмину. В предлагаемой статье выясняются политические воззрения, которых придерживался Градовский в своих главных сочинениях.

Однако в конечном итоге попытки Градовского систематизировать теорию государственного права и разработать собственную концепцию государственного права важнейших европейских держав не увенчались успехом. О его постоянных усилиях добиться наилучшего изложения, которое сделало бы его политические взгляды понятными для студентов, свидетельствуют 18 различных изданий только в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга. Между 1872/73 и 1887/88 годами студентами были изданы лекции по обеим темам: иногда отдельно, чаще объединенно, отчасти литографически или способом высокой печати [1]. Часто они содержат, кроме конспектов лекций, и программу курса, который был выбран студентами для экзаменационных целей.

Уже из лекций 1875/76 года можно обнаружить больший охват материала, который Градовский сделал главным образом для общей части лекций о государственном праве. Из всех разработок, которые можно установить, это литографическое издание является первой действительно всесторонней разработкой учения как о государстве, так и о конституционном развитии западноевропейских держав. Эта разработка выходит далеко за пределы собственно юридического государственного права и предлагает в своей первой части систематически построенное и исторически обоснованное учение о праве, которое также включает "историю образования человеческих обществ" [2]. Несмотря на то, что в этой вступительной лекции называются многочисленные, главным образом, французские авторы, Градовский в основном ссылается на закон трех стадий О.Конта. Хотя он и не избегает полемики с Лассалем и социализмом, все же главное внимание уделяется другим проблемам. В первой части при этом на первый план выводится уже упомянутый закон реальной солидарности человеческой воли и позитивно оцениваемый рост авторитета государства.

Опираясь на Л.Штейна и Роберта Моля [3], а также на "Логику" Д.С. Милля, Градовский развивает свой взгляд на структуру наук о государстве. Только здесь он выделяет государственное право в собственном смысле. Среди основных принципов этой области права учение о суверенитете и о суверенных правах государственной власти составляет вместе только 66 страниц, тогда как задачи, которые относятся к свободе личности и деятельности общественных объединений, - 88 страниц. В качестве условий власти, обоснованной правом, Градовский рассматривает три темы: законность управления, учение о разделении властей и о политической свободе, к которой он тогда причислял народное представительство, понимаемое как самоуправление. Относительно сжато на 55 страницах он дает, наконец, учение о формах управления.

Если мы привлечем для сравнения его лекции о государственном праве 1880/81 годов, что является высшим пунктом деятельности Градовского, то бросаются в глаза некоторые изменения, которые мы считаем результатом его политического опыта.

Вместо достаточно общей "истории образования человеческого общества" мы находим теперь целую главу [4] о понятиях и предпосылках народности, которая остается довольно абстрактной, но является гораздо более конкретной по сравнению с курсом 1875/76 гг. Учение об общественных союзах и группах автор теперь разработал сильнее в духе Л.Штейна и Вакефильда, в то время как теория отдельной личности в большей степени излагается в рамках рассмотрения общества. Новым является раздел (лишь на семь страниц) об отношениях подданства, а "учение о свободе" теперь

расширилось в целую главную часть [5]. В учении о законе и законности теперь самая значительная часть посвящена "актам административной власти" [6]. Градовский снова привлекает немецких авторов, прежде всего, Л.Штейна, Лаббанда, Шталя и Гнейста. Более тщательно выстроено также учение о формах правления [7]; оно занимает почти половину курса, где большей частью рассматриваются принципы конституционной монархии. Между главами о монархе и министрах в качестве основной расположена глава о народном представительстве [8]. Градовский при этом рассматривает представительную монархию как противоположность отвергаемой им парламентской. Это вместе с размышлениями о реформах времени Лорис-Маликова, подлежащими обсуждению в следующем разделе, и с уже рассмотренными взглядами на представительную систему указывает на то, что Градовский постоянно искал синтез автократии и представительной системы в форме, которая была бы приемлемой для царя, и старался научно обосновать этот синтез с целью его дальнейшего политического осуществления.

Сам Градовский никогда не разрабатывал эту, расширенную до всеобщего учения о государстве, часть своих лекций по государственному праву до такой степени, чтоб он мог отдать ее в печать как научную работу. Вероятно, ему эта часть начальных лекций представлялась слишком компиляторской, слишком мало результативной с точки зрения требований собственно научных исследований, - неким обобщением теорий западноевропейских авторов, которые были доступны и вне этих лекций, отчасти даже в русском переводе. Лишь в 1895 году бывший коллега Градовского, его преемник на посту главы кафедры государственного права Н.М.Коркунов на основе одного из уже названных студенческих изданий лекций 1884/85 учебного года издал работу, которую он назвал "Государственное право важнейших европейских держав. Лекции". Он снабдил их примечаниями и учел западноевропейское законодательство 1885-1894 годов. Эти лекции появились и в 1902 году - снова в их первоначальной форме - в качестве 5 тома "Собрания сочинений Градовского". Издатель характеризует их в предварительных замечаниях как "вторую догматическую" часть государственного права европейских держав. Фактически здесь, после того как 23 августа 1884 года вопреки воле большинства государственного совета, вступил в силу новый университетский устав, где речь шла не более как об обязательных лекциях для студентов юридического факультета. Уже в 1875 году Градовский заявил о необходимости ознакомления своих студентов с основами науки о государстве вообще, так как эти основы вводят студентов во все юридические и политические науки [9]. Все же именно последнее показалось подозрительным Александру III и новому министру внутренних дел графу Д.А.Толстому. Но как только, согласно новому университетскому уставу, посещение этих лекций было дано на усмотрение студентов первого года обучения, которым еще всякие студенческие объединения, где они могли бы обсуждать студенческие дела, были запрещены, Градовский значительно переработал объем и структуру своих лекций. Он не дает больше никакого всеобщего учения о государстве и обществе, а излагает только "отличительные признаки западноевропейского государственного устройства", т.е. признаки конституционного государства. Значительными являются сокращения при изложении "норм личной и общественной свободы", следует также отметить отсутствие учения о законе и законности в управлении, если сравнивать эти лекции 1884/85 г. с лекциями 1880/81 годов. Из трех первых частей старых лекций остались только две сокращенные части в качестве фрагментов (лишь 78 из 326 страниц), зато обзор об учреждениях конституционных государств добавлен с включением французской республики и сильно расширен во

всех частях (с 163 до 460 страниц). Играла ли роль в этих изменениях усиливающаяся цензура, установить не удается. Но это даже и не существенно, так как для понимания образа действия Градовского достаточно иметь в виду, что этот курс с 1884 года должен был предлагаться и посещаться только факультативно, и, кроме того, Градовский мог рассматривать важнейшую часть, а именно учение о гражданских свободах, о законности и о различных проблемах администрации и самоуправления, в своих "Основах русского государственного права", разработанных на научной основе. Уже в 1883 году появился третий том этих "Основ русского государственного права". Соответствующие лекции по русскому государственному праву, разумеется, были обязательны для посещения студентами.

На вопрос, почему Коркунов спустя целое десятилетие вновь издал эти лекции, а Шахматов включил их в собрание сочинений, можно ответить, только исходя из научных оснований, которые одновременно имеют политический аспект. Коркунов издал это произведение своего выдающегося либерального предшественника при относительно благоприятных обстоятельствах первых лет правления Николая II, и, вероятно, потому, что это произведение благодаря его богатству материала хорошо дополняло написанные в 1890 году собственные наброски Коркунова "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав", которые на 163 страницах скорее дают удачный обзор литературы, чем систематическое изложение.

Когда в начале статьи было сказано, что Градовский в конце концов не достиг желаемого при научной разработке своих лекций по государственному праву важнейших европейских держав и по общей теории права, то речь, правда, идет о том, что для обоснования этого необходимо ссылаться не только на перекомпоновку и сокращение его лекционных курсов, побуждаемых отчасти внешними обстоятельствами, но и на то, чтобы исследовать его собственные планы и их частичное осуществление.

Уже в 1875/76 г. много времени и места отводилось исторической части развития конституции Англии (с. 403-789), Франции (с. 790-1062) и Германии (с. 1063-1203). После многочисленных переработок своих лекций Градовский планировал, начиная с 1885 года, представить результат этих переработок в четырехтомном научном труде. На основе этого появилось в 1886 году "Государственное право важнейших европейских держав. Т.1. Историческая часть" [10]. Должно было последовать "догматическое изложение принципов и форм государственного устройства главных стран Европы и Америки" [11], причем во втором томе должны были излагаться всеобщие принципы любого конституционного государства, в 3-ем томе учреждения конституционной монархии и в т.4 "Республики и Федерации". Все ограничилось первым томом, которым Градовский хотел восполнить пробел в этой области, несмотря на появившийся в 1885 году, высоко оцениваемый им перевод С.А.Венгеровым главного труда Р.Гнейста, двухтомного "Современного английского конституционного и административного права" (впервые издан в Берлине в 1857-1860 г.) [12]. По мнению Градовского, именно Гнейст уделил слишком мало внимания политическому значению английской конституции и недостаточно изложил историю парламента. История конституционного устройства раскрывается Гнейстом как история управления [13].

Ныне произведение Градовского хотя не является переводом, все же, вероятно, может быть названо компиляцией ведущих современных ему произведений. Его особенная ценность состояла в проведенном сравнении конституционного устройства многих государств. Его главная мысль заключается в том, что необходимо изложить постепенное развитие конституционных государственно-правовых институтов в Англии и их относительно быстрое распространение в других странах Запада в период 19 века.

Как совершенно справедливо замечает Л.З.Слонимский [14], в первой части, где рассматривается Англия, едва ли из-за переполнения историческими частностями, почерпнутыми Градовским, прежде всего, из трехтомной классической истории конституционного устройства Англии В. Стиббса и из трехтомной истории устройства Англии времен Тюдоров и Стюартов Галлама, остается место для описания последовательного развития правовых и политических институтов. В противоположность многим своим лекциям Градовский ограничивает здесь свое изложение конституционной истории Англии временем до революции 1688 г. Хочется, действительно, вслед за Слонимским спросить, не касаются ли существенным образом, например, избирательные реформы 1867 и 1884 годов - наряду со многими другими - дальнейшего развития английской конституции [15]. Конституционная история континентальной Европы, напротив, сразу начинается с предыстории французской революции [16] и посвящена преимущественно частностям французского развития. Ее изложение дает сравнительный обзор истории стран с целью показать постепенную разработку конституционализма, причем такого рода подход был в России того времени совершенно неизвестен, а в других странах довольно редким. В этом, вероятно, и состоит непреходящее научно-историческое значение книги Градовского. Между прочим, Градовский здесь также ставит свои собственные исследования в основу изучения возникновения немецкой имперской конституции [17].

Его политические взгляды в перепроверенных изданиях лекций и взгляды, изложенные в собственной публикации по истории конституционализма в основных чертах, совпадают. Важнейшие из них еще раз соединены во введении к последнему из названных поздних произведений в 1886 году [18]. В более ранних либеральных программах в Западной Европе он подчеркивает в качестве позитивных моментов средний, умеренный путь, который борется с крайностями абсолютизма и радикальной демократии и избегает их, представляя гарантию определенных прав личности и гражданина, обеспечиваемых правопорядком, реализацию законности и свободы посредством разделения функций законодательной, судебной и исполнительной властей и участие народа в осуществлении контроля над этими властями [19]. Однако он критикует классовое господство буржуазии, которое преследует в формах правового государства свои собственные цели, что лишь возбуждает "развитие демократических принципов и социального вопроса", которые с 1848 года выходят на первый план. Он показывает свое признание царской автократии, когда он в противовес отвергаемому классовому господству говорит: "В условиях неограниченной монархии имеется власть, которая является независимой от классов и имеет возможность использовать свою власть для всеобщего блага. В ее власти все общественные классы, особенно низшие, могут видеть опору и защиту от их полной зависимости от других классов" [20]. Как уже указывал Слонимский, многие по праву критически относятся к этому тезису и полагают, что "всепроникающее господство придворной аристократии и чиновничества при неограниченной монархии едва ли может считаться гарантией и поддержкой для самых низших классов населения" [21]. Скорее всего, эта формулировка Градовского является излишней поддержкой господствовавшей тогда в России формы правления. Однако из частной корреспонденции Градовского видно, что он был за сохранение монархии в России. Уже в 1879 году он критикует в одном из не предназначенных к публикации письме к А.Т.Кони его признание республики [22].

Политически самое слабое место старого либерализма Градовский в 1886 году видит еще и в том, что он из-за своей теории государства предлагал слабое и отнюдь непринципиальное отмежевание от радикальной демократии. Авторитет абсолютной,

следовательно, российской монархии он, напротив, видит в традициях и нравственности народа. Он снова требует, чтобы сильное государство направляло свою активную деятельность в социальной и экономической области в сторону либеральных целей, в особенности на осуществление серьезных мер помощи трудящимся классам. Он отмечает, что даже для самого В. фон Гумбольдта защита правопорядка не была единственной государственной целью. Ф.И.Шталь и Р.Моль в итоге так определили понятие правового государства, что Градовский считает возможным к ним присоединиться. Вместе с первым он видит в правовом государстве формальный принцип, вместе со вторым он хочет определить государственные цели содержательно, в соответствии с дотационным принципом, при этом снова учитывая силы не только индивидуума, но и всех союзов [23]. Образование политической элиты он рассматривает в качестве основной проблемы каждого государства. Он выражает большое сомнение в том, действительно ли во Франции, Германии и Америке всеобщее и равное избирательное право уже соответствует состоянию народного образования и политического сознания. При этом он указывает на возможное понижение уровня народного представительства, в случае если выборы проходят без учета ценза [24].

В соответствии с его взглядами на прогресс на путях свободы, который, по его мнению, будет происходить в России посредством постепенного наращивания реформ со стороны сильного, социально действующего самодержца в соответствии с политическими потребностями великорусского национального государства, Градовский осознавал в качестве собственной ответственной задачи - создание своей теории и именно в рамках трех сквозных тем - общего государственного права, особенностей государственного права европейских держав и государственного права Российской империи. Это позволяло обеспечить политическое воспитание передовых людей на долгую перспективу, подготовку их к государственной службе, судебной и адвокатской деятельности.

Список литературы

1. Были установлены издания для следующих лет 1872/73, 1875/76, 1876/77 (2), 1877/78 (2), 1878/79, 1879/80, 1880/81 (2), 1881/82, 1883/84 (2), 1884/85 (3), 1885/86, 1887/88, при этом одно неполное издание из восьмидесятых годов. Одно издание 1880/81 года под заголовком "Обозрение государственных учреждений" на 471 страницах дает всеохватывающие лекции, включающие так же темы о русском государстве. Они были прочитаны на высших женских курсах. Одно из изданий 1883/84 года ограничивается западноевропейскими государствами (476 стр.); оно воспроизводит лекции сорокового курса в Александровском лицее. Все другие опубликованные лекции читались, насколько удалось установить в С. -Петербургском университете.

2. Градовский А.Д. Программа лекций по государственному праву, читанных в 1875/76 академическом году. - СПб., 1875. - С. 2, 11 сл.; Государственное право. Т. 1-4. - СПб., 1875-1876. - С. 11-47, 279-310.

3. Государственное право. 1875/76. С. 110 и далее.

4. Градовский А. Д. Государственное право. Лекции в 1880-81 академическом году. Издание студентов Императорского Санкт-Петербургского университета. - СПб., 1881. - С. 6-16.

5. Там же. - С. 134-190.

6. Там же. - С. 212-238.

7. Там же. - С. 259-472.

8. Там же. - С. 361-457.

9. См. Государственное право. 1875/76. С.1.

10. Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. т.1. Часть историческая //А.Д.Градовский. Собр. Соч. - Т. 4. - СПб., 1886. - 813 с.

11. Там же. - С.37.

12. Под названием: История государственных учреждений Англии. М. 1885. - См.: Слонимский Л.З. Основные вопросы политики. - СПб., 1889. - С. 386.

13. Градовский А. Д. Государственное право важнейших европейских держав. т.1. Часть историческая //А.Д.Градовский. Собр. Соч. - Т. 4. - СПб., 1886. - С. 6.

14. В рецензии "О книге Градовского". См.: Слонимский Л.З. Основные вопросы политики. С. 381-389.

15. Там же. - С. 386.

16. Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. т.1. Часть историческая //А.Д.Градовский. Собр. Соч. - Т. 4. - СПб., 1886. С.383 и далее.

17. Это на 200 страниц сравнительное конституциональное развитие европейских государств в 19 столетии Слонимский в своей рецензии, к сожалению, вообще не удостаивает вниманием.

18. Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. т.1. Часть историческая //А.Д.Градовский. Собр. Соч. - Т. 4. - СПб., 1886. - С. 3-37.

19. Там же. - С. 19.

20. Там же. - С. 21.

21. Слонимский Л.З. Основные вопросы политики. - с. 383.

22. ИРЛИ, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 469, Архив Кони А.Ф., письмо от 7 августа 1879 г.

23. Градовский А. Д. Государственное право важнейших европейских держав. т.1. Часть историческая //А.Д.Градовский. Собр. Соч. Т. 4. - СПб., 1886. - С. 24-25.

24. Там же. - С. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.