Научная статья на тему ' «Политические мифы об исламе: содержание и технологии»'

«Политические мифы об исламе: содержание и технологии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « «Политические мифы об исламе: содержание и технологии»»

Денгелек устел - Круглый стол - Raundtalk

«Ислам жайлы саяси мифтер: мазмуны жэне технологиялары» «Политические мифы об исламе: содержание и технологии» «Political miths about Islam: content and technology»

Альбина ЖАНБОСИНОВА, директор НИЦ «Алтайтану» Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова, доктор исторических наук:

Последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие XXI веков кардинально изменили мировоззрение общества постсоветского пространства, произошла трансформация человеческого сознания от преобладающего атеистического миропонимания к религиозному, приоритетным критерием в оценке духовности человека стала религия. Религиозность стала трендом в рейтинге привлекательности.

На рубеже тысячелетий религия и религиозные настроения стали чуть ли не основным индикатором стабильности и жизнеспособности современного общества. Для казахстанского сообщества актуальное значение имеют вопросы, связанные с ролью и местом религии в формировании государственного патриотизма и гражданственности, духовности, этнокультурных традиций и ценностей, национального самосознания.

Первая волна религиозного бума, когда национально-религиозный фактор использовался во многих государствах, так называемая религиозная свобода, возникшая на заре независимости в мусульманских республиках СНГ как попытка политической консолидации, затихла к концу 90-х годов прошлого столетия. Становление независимых республик на постсоветском пространстве сопровождалось сменой религиозных взглядов, пламенные атеисты стали не менее страстными верующими. Повсюду наблюдалось «возрождение» ислама, православия и разнообразных конфессиональных течений, чему сопутствовало активное строительство культовых сооружений и открытие мечетей, храмов и пр. Законодательное поле не препятствовало развитию и распространению различных религиозных течений, что позволяет говорить не о «возрождении», а о правовой легитимизации религиозных верований.

Многонациональный характер казахстанской государственности предполагает и множественную конфессиональную вариативность, приоритетным направлением последней является ислам, ввиду того, что это религия большинства населения Казахстана. На наш взгляд в Казахстане развитие мусульманского вероучения идет двумя путями: первый - легальный, второй -нелегальный.

Легально-правовой путь наблюдается в строительстве мечетей, росте религиозных организаций, формировании религиозного образования, распространении разрешенных государством вероучений различного толка.

Столь оживленное движение ислама в Казахстане объясняется, с одной стороны, попыткой идентификации тюрко-мусульманского населения, а с другой поиском опоры нравственности и духовности. Следствие осознания национальной идентичности в призме государственной политики в области языка обусловило миграцию за пределы Казахстана, а понимание принадлежности к мусульманско-тюркскому миру и, в большей степени, к мусульманскому, что усилило не только внешнюю атрибутику исламской религии, но и закрепило необходимость их внутреннего исполнения, а также

распространение указанных трендов среди социально уязвимых слоев населения.

Из трёх мировых религий ислам самая молодая и политизированная. Возможность разнообразного толкования Корана обусловила множественность его течений от лояльного до радикального, последнее, в свою очередь, вызвало исламофобию в мире. Все чаще зеленое знамя ислама воспринимается как угроза глобальной безопасности, а «международный терроризм», не имеющий границ и половозрастных ограничений, стал ассоциироваться с понятиями «радикальный ислам» и «исламский терроризм».

Религиозная активность населения растет, детерминированная, с одной стороны, духовным вакуумом, а с другой - появлением молодого поколения, воспитанного в условиях государственной независимости.

Нелегальный путь проявился в использовании в политическом лексиконе Казахстана новых нетрадиционных для него явлений и понятий, как «терроризм, исламский радикализм».

На протяжении всего независимого пути Республики Казахстан, раскрученным брендом государства стала «казахстанская толерантность». Действительно, это особый сплав, созданный всем историческим ходом развития нашей страны, когда территория Казахстана стала местом для репрессированных, депортированных, эвакуированных и т.д.

В третье тысячелетие мир вошел под знаменами мусульманского ренессанса, к сожалению, не имеющим ничего общего с содержанием эпохи «мусульманского возрождения», так интересно и замечательно описанных в работах А. Меца, Ш. Нуцибидзе, О. Сулейменова и др. исследователей. Ислам в эпоху раннего средневековья играл цивилизующую, интегрирующую, образовательную роль, он был связан с распространением знаний. Почему произошли кардинальные изменения в трактовке канонов ислама, почему сунниты и шииты по-разному интерпретируют Коран? Почему вместо прогрессивного движения вперед, в XXI возникла угроза скатиться в средневековье?

Зеленое знамя ислама в XXI веке имеет блики красной крови от нескончаемого джихада и борьбы с неверными. Почему именно сейчас и сегодня, одна из трех мировых религий - ислам ассоциируется с террором, экстремизмом, хиджабом и многими другими негативными критериями?

Во многом такое восприятие обществом мусульманства - результат деятельности средств массовой информации, атмосфера нагнетания обстановки, противопоставление мусульман европейским народам. Демонстрация терактов порождает в первую очередь страх, а затем -ненависть.

Терроризм всегда присутствовал в общественно-политической жизни: если открыть подшивку газет, журналов прошлых лет; еще проще найти исторические факты в интернете, можно увидеть множество событий, связанных с захватами заложников, самолетов, поджогов, убийств. СМИ окрестили современную ситуацию как «исламский вызов», но не ответили на вопрос «Кому вызов?». Почему нельзя рядом с информацией о действиях исламских боевиков не добавить сообщение об убийствах, совершенных христианскими радикалами мусульманского населения, например в ЦАР, о проекте по очищению буддистами Мьянмы от мусульман. Неполиткорректно всех мусульман причислять к экстремистам, вариативность мусульманского учения обусловила дискуссию в поисках истинных последователей ислама. Данное противоречие обостряет внутреннюю конфронтацию.

Начальный этап, так называемого, нелегального пути развития ислама был обусловлен стратегическим расположением Казахстана - через его территорию пролегали транзитные пути, распространявшие ислам в других пограничных государствах. Этот же фактор, ввиду пространственно-географических просторов Казахстана обусловил возможность по выражению Е. Карина «чужим террористам» находить убежище на его территории. Вместе с тем, те теракты, совершенные в Казахстане не исчезли, они просто эмигрировали на чужую территорию, в места военных действий. С одной стороны, они нашли выход негативной энергии за пределами Казахстана, с другой, а что будет когда начнется обратная волна - волна возвращения?

Ермек М¥КАТАЙ, %МДБ-ныц Оскемен эцiрiнiц экт имамы, Халифа Алтай мешiтiнiц бас имамы:

Ел1м1здщ болашагына бейжай карамайтын «Отанга деген CYЙiспеншiлiк сезiмi жогары, Отан десе отка тYсуге дайын, «жYрегiнiц тYгi бар», рухты жастарды тэрбиелей алуымыз мемлекет1м1здщ жаркын болашагыныц кепл

Ислам дн - акикат пен парасаттылык, адамгерштк пен кЫпейтдтк касиеттерге Yндейтiн улы дЫ. ^асиетт дiнiмiз - Ислам Отан, туган ел угымына ерекше мэн бередi. Пайгамбарымыз Мухаммед (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын) Отан коргаудыц сауапты ю екенi жeнiнде кептеген хадистерiнде есиет айткан. Бiр сахаба пайгамбарымыздан (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын): «Иэ, Расулалла, ец абзал амал не?» - деп сураганда, Алла елшiсi (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын): «Шекараны, Отанды коргау Yшiн бiр кYн, бiр тYн кYзетте туру - бiр ай нэпт ораза устап, тYнде намаз окудан кайырлы», - деп жауап бередк

Ислам дiнi адам баласын бiрлiкте, бейбiтшiлiкте eмiр CYPуге шакыратын барлык iзгi касиеттердi колдайды. Соныц iшiнде Отанга деген CYЙiспеншiлiктiц алатын орны ерекше. Отан дегенiмiз - адамныц туган шацырагы, ата-анасы, агайындары, ескен ортасы, туган жерi мен елк Отанга деген ыстык сезiм - адам баласына тэн касиет. Пайгамбарымыз (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын) Меккелiк мYшiрiктердiц тепюанен Мэдина шаhарына коныс аударганда ансарлар (жергткт мусылмандар) ерекше ыкыласпен карсы алса да, туган каласын ыстык ыкыласпен еске алып отаратын едк Ибн Аббастан (р.а.) жеткен хадисте Алла Елшiсi (Алланыц оган иплИ мен сэлемi болсын) Меккеге карап турып: «Сен мен Yшiн сондай кымбатсыц, CYЙiктiсiц. Егер де тургындарыц сенен шыгармаганда сенен баска жерде турактамас едiм», - деген. Пайгамбарымыз (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын) тагы бiрде ¥худ тауына карап: «Бiз ¥худты жаксы кeремiз, ¥худ та бiздi жаксы кередЬ>, - деп тебiренедi. Бул пайгамбарымыздыц (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын) туган жерге деген, туган жерЫщ эрбiр езен, кел, тау, тасына деген махаббатыныц белгiсi.

Ислам дУ акикат пен парасаттылык, адамгерштк пен кiшiпейiлдiлiк касиеттерге Yндейтiн улы дЫ болса, Отан - сол касиеттердi жYзеге асырып, бейбiт eмiр CYретiн YЙiмiз. Ата-бабаларымыз мура етт калдырган Отанныц азаттыгы мен тыныштыгы бэрiнен кымбат. Эрине, мундай асыл сезiмдер бiздiц халкымызга, елiмiзге асыл д1шм1здщ тэрбиесi аркылы келген. Исламды барынша терец устанган дана халкымыз: «Отанды CYЮ - иманнан», - деген Ислам гуламаларыныц eсиеттi сезЫ eмiрлiк устанымына айналдырган. Тiптi, Отанын саткандарды «опасыз, имансыз» деп, елден шеттетт, каралап отырган. Олай болса, жас урпакты мемлекетшiлдiкке тэрбиелеу iсiнде дiн мен дэстYPдiц орны ерекше. Сондыктан, рухани тэрбие саласында дЫ мен дэстYP - ете тиiмдi курал. Елiмiздiц салт-дэстYрi, эдет-гурпы, мэдениеД адамгершiлiк, кiсiлiк

келбеД карым-катынас эдебi - муныц 6api ел камын басты орынга коятын тулга калыптастыруда ете мацызды.

Пайгамбарымыз тагы 6ip хадианде (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын): «Ею кездi тозак оты шалмак емес: бiрiншiсi, Алладан коркып, жылаган кез, екiншiсi, елЫщ тыныштыгын кYзетiп, KipniK какпаган кез», - деген. Асыл дiнiмiзде бес нэрсенк Отаныцды, дЫ^, ар-намысыцды, жаныцды, дуние^ кызгыштай коргау - парыз. Осы кундылыктарды коргау жолында дYниеден еткендер шешт саналады. Ал, шейiттеpдi акыретте Алла Тагала мейipiмiне белейдi. Бул туралы Дуранда: «Шейiттеpдi елдiге санамацдар. Олар тipi, Алла бiледi, сендер бтмейсщдер», - делiнген. Сондыктан Отанды коргау жолында басын катерге ткендер шейiттеp катарына косылады. Отанды CYЮ - тек коргау гана емес, туган елге, туган жерге адал кызмет ету. Отанга кызмет керсетт, халыкты имандылык жолына шакыру атак-абырой Yшiн емес «урпагымныц, елiмнiц болашагы жаркын болсын» деген устаным болу керек.

Отанга деген CYЙiспеншiлiк - халык игiлiгiндегi мYлiктi кездщ карашы-гындай сактау, кiсi акысын жемеу, ел мYДдесiне жумыла жумыс ютей бiлумен байланысты. Мусылмандардыц эмipшiсi халифа Омар ибн Абдулазиз мусылмандарды баскарып турган кезiнде казына у^нщ коймашысы етiп жас жiгiттi тагайындайды. Мусылмандардыц касиеттi мейрамы айт келедi. Халифаныц кыздары айт кYндеpi киiп шыгар жаца киiмдеpi жок екенiн, кейлектерЫщ тозыгы жетiп, ескipгенiн, ез курбыларыныц айт мейрамына жаца, эдемi шнт шыгып жаткандарын айтады.

^ыздарына жаны ашып, кец^ жiбiген эке казына ушнщ коймашысына келiп: «Келер айдыц ецбек акысын бер», -- деп сурайды.

«Мусылмандардыц казына Yйiнен келеа айдыц жалакысын алдын-ала алгыц келе ме? Келеа айга дейiн емip CYpiп, кызмет ететЫще кепiлдiк ете аласыц ба, ей мусылмандардыц эмipшiсi?» - деп, казынашы жас жИт халифаныц бул талабына карсылык бiлдipедi. Халифа бip жагынан тацыркап, бip жагынан куанып: «Алла Тагалага шYкipшiлiк, маган сендей шынайы насихатшы берген», - деп халифа Омар ибн Абдулазиз казынашысыныц сезiне разы болады. Бул окигадан хазipетi Омардыц ел билеп турган кезiнде мемлекет меншИндеп мYлiкке аскан жауапкеpшiлiкпен карагандыгын керсетедк Бар билiк колында турса да карапайым емip CYPдi. Мiне, CYЙiктi пайгамбарымыздыц (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын) серктерЫщ кай кайсысы да елге деген адалдыгы эр мусылманга ешпес Yлгi.

Халкымызда: «Отан отбасынан басталады», - деген аталы сез бар. Отанды CYЮге, елге деген сезiм отбасынан басталады. Пайгамбарымыз (Алланыц оган игiлiгi мен сэлемi болсын): «Барлыгыц жауаптысыцдар. Басшы елше, отагасы отбасына, малшы малына жауапты. 6pкiм ез кара-магындагылардан суракка тартылады», - деген. Олай болса, балага жастайынан жаксы тэрбие беруге, туган елдi куpметтеудi, жанын коргаган-дай дiнiн, Отанын коргауды, елдщ акысын жемеудi YЙpетуге эр отбасы жауапты. Жер бетiнде елi мен жеpi жок,Отансыз улттар каншама. Бул да -иманды жанга шбрат аларлык жагдай.

Отанымызда салт-дэстYpiмiз, рухани байлыктарымыз, улттык болмысымыз бен терец тарихымызжатыр. Отаны жоктыц ортак кундылыгы, уйыстырар максаты жок. ДэстYpi, тт^ дiнi, тарихы болмак емес. 0з ултын, елiн CYЙмеген, оган курмет керсетпеген адамнан опасыздыктан баска ешнэрсе кутуге болмайды. «Отанды кастерлеу - елдiгiмiздiц тipегi. Бiз отаншыл болуга, жас урпактыц санасына отаншылдык угымын беpiк орныктыруга тиiспiз. Бiле-бiлсек, Отанды сую - бiздiц пеpзенттiк парызымыз, карыс кадам Yшiн жанын киган бабалардыц асыл аманатына адалдыгымыз!» - деген едi Елбасымыз. Хазpетi

Мухаммед пайгамбарымыз (Алланыц оган иплИ мен сэлемi болсын) да ез хадианде: «Ец жаксы патша - сендерге иплк тiлеген патша», - деген екен.

^азак елЫщ айрандай уйыган айбынды ел болуы ец алдымен бYгiнгi жастарымыздыц рухани тэрбес мен отаншылдык устанымына телей байланысты. ^азак халкы кашан да: «Елщ - панац, жерiц - анац», - деген устаныммен eмiр CYрген. Сондыктан болар, елiмiз: «Атацныц баласы болма, адамныц баласы бол», - деп отырады.

Елбасымыз Н.Э. Назарбаев: <^здщ бiр гана Отанымыз бар. Ол - Тэуелсiз ^азакстан!» - деп елдi бiрлiкке шакырып келедi. Бiрлiк пен тыныштык -дiнiмiздiц тiрегi. Ел iшi аман болса, дiнiмiз де, элеуметтiк, руханиятымыз да дамиды. Сондыктан, ултыныц, елшщ болашагын ойлаган ел азаматта-рыныц эрбiр игiлiктi кадамына Алла тагала жар болып, елiмiздiц iргесi берк болсын! Эумин!

Еркин БАЙДАРОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК и Евразийского научно-исследовательского института при МКТУ им. А. Ясави, кандидат философских наук (Ph.D):

Политизация ислама и его мощный взлет под флагом различных движений на всем пространстве от Марокко до Индонезии, в том числе, и там, где мусульмане не составляют большинства, характерна для последних трех-четырех десятилетий. Достигнув европейских стран с высоким уровнем жизни, эти движения вызвали там ощущение «исламской опасности», дав повод как для исламофобии, так и для политических мифов об исламе. В данном случае, под политическими мифами об исламе я имею в виду тот негатив, который сегодня во многом способствует тому, что к исламу в целом существует столь предвзятое отношение.

Концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций», где рассматривались торжество западной демократии и грядущее противостояние человеческой цивилизации по религиозным различиям сыграли свою роль, подготовив западные общества и их умонастроения к тем процессам, которые сегодня происходят на всем афро-евразийском пространстве. Как определил французский социолог Оливье Монжэн: «С целью выявить одну из самых страшных угроз для демократии и республики легко смешивались буквально все термины - традиционализм, исламизм, фундаментализм, радикализм... Со времен падения в 1989 г. Берлинской стены исламский дьявол, как никогда до этого, воплощал зло внешнего врага, ранее представленного коммунизмом».

Содержание и технологии по созданию политических мифов об исламе на протяжении трех последних десятилетий не только совершенствовалось, но и поддерживалось всеми доступными средствами: от СМИ до различных политтехнологических сценариев. К созданию политических мифов об исламе приложили свою руку и ученые-исламоведы. Так, например, еще Эдвард Саид говорил о значительном уклоне и ангажированности востоковедов, которые исследуют ислам. Он утверждал, что на ислам смотрят с враждебностью и страхом по религиозным и политическим причинам. С другой стороны, современный американский исламовед Джон Эспозито решительно оспаривая многие мифы об исламе, считает, что существование «монолитной системы, в которой все мусульмане одинаковы», является очень наивной и неоправданно скрывает важные различия внутри всего мусульманского мира.

Говоря о будущем исламского мира, следует отметить, что ислам как конфессиональная сеть, характеризующаяся открытостью, возможностью

свободного расширения, высокой адаптивностью к меняющимся условиям, а также отсутствием жесткого центризма, иерархий и сложных механизмов принятия решений, имеет довольно хорошие перспективы развития в современную эпоху.

Естественно, что народы мусульманских стран, защищая устои своей жизни, будут стремиться к тому, чтобы их общественное и государственное устройство как можно меньше походило на западное. Исламский фундаментализм как главный идеологический источник воинственного антизападничества будет усиливаться, какую бы силу Запад ни использовал против него. Проамериканские режимы в этих странах будут отдаляться от народа и могут быть им насильственно свергнуты, что мы наглядно видели на примере событий в Египте. В то же время теологический тоталитаризм - не лучшая альтернатива западной цивилизации, что опять же продемонстрировал нам Египет в связи с военным переворотом, направленным против «Братьев мусульман».

Согласно исламской морали, человек не может жить изолированно от других, так как чувство сообщности заложено в природе человека божественной волей. Поэтому людям, незазависимо от того - мусульманин он или христианин, остается лишь жить в любви и согласии друг с другом.

Pierre CHABAL, Doctor of Political Sciences, Professor of University of Le Havre:

These days, reflection on Islam cannot escape the question: «Is Islam compatible?» But compatible with what? This is not clear. Compatible with democracy? Compatible with modernity? Compatible with social peace? These questions are never answered. And for a very simple reason: they are not clearly stated; they remain implicit. As if they were annoying. Annoying for those who would ask them and embarrassing for those who would be forced to hear the answers.

Only one of these questions is founded, that of the modernity of Islam. Still, one must define what «modernity» means. In the history of ideas, «modern» refers to the ability to adapt and to be open to new ideas while retaining one's own essence. Islam, in this sense, is a modern current of thought and modern spirituality. It has demonstrated this especially in Central Asia and in the vast Arabo-Persian-Centralasian area of intellectual mobility, of which Al-Farabi was a representative over the Middle Ages. At the turn of the 19th and 20th centuries, before the Soviet era, Centralasian Islam opened up to Western ideas and languages, and European modern science.

Doubt cast today on Islam and its «compatibility» thus ascribes to a myth. It is a «political»myth because it aims to make people believe that violence by radical groups is representative of a religion. This is a double mistake. On the one hand, religion is spirituality, it is an intimate relationship between the individual and God, within a community of prayer, faith and peace. It is not a militant arming of masses «against» other forms of worship. Moreover, the current violence falls outside of religion in general or of Islam in particular but is the doing of insane criminals. Or else, all Christians would be guilty of the radical ends of the Inquisition and all Jews guilty of atrocities against the Palestinians and all Buddhists of intolerant drifts towards some Muslims of South Asia.

A «myth» is the representation of reality with a founding or re-founding purpose. A «political» myth is a manipulation, a radical and exaggerated mobilization. But «all that is exaggerated is useless. Today, violence to Islam (in retaliation for violence to victims of terrorism?) are unfounded, unfair and stupid at the historical level. No one can judge man, if not God himself. Politics has nothing to do with this essential judgement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.