УДК 329(470.333)
ГОРБАЧЕВ В.Г. Политические коалиции
в деятельности партий и движений Брянской области
В статье рассматривается коалиционная деятельность современных политических партий и движений в Брянской области. Автор раскрывает различные формы коалиций и содержание их деятельности, показывает роль коалиций в политическом процессе региона.
Ключевые слова: Брянская область, выборы, движение, избирательное объединение, коалиция, политическая партия, регион.
С точки зрения политической науки коалиция - это объединение для совместных действий на основе общих интересов. Данный термин широко применяется при характеристике деятельности политических партий и иных общественных объединений в политике. Коалиция выступает как естественная и необходимая форма политического процесса, механизм согласования разнородных интересов, установок и целей1.
В современном российском обществе коалиционность стала проявлять себя уже на ранних стадиях формирования многопартийности. Например, во время выборов депутатов Верховных Советов СССР (март 1989 г.) и РСФСР (март 1990 г) возникали разного рода политические блоки. Один из самых заметных примеров этого - деятельность общероссийского политического движения "Демократическая Россия" (учреждено в 1990 году), которое позиционировало себя как объединение некоммунистической ориентации и включавшее в себя ряд партий и общественных организаций. Коалиционный характер имела и деятельность "Фронта национального спасения" (возник в 1992 году), который представлял собой "непримиримую"
оппозицию либерально-демократическим реформам в нашей стране. Позднее коалиционность стала проявлять себя и в избирательном процессе - например, на первых выборах в российский парламент в 1993 году, в которых участвовали избирательные блоки(блок "Явлинский-Болдырев-Лукин", блок "Выбор России").
После отмены (с 2007 года) избирательных блоков коалиционность стала переходить в иные формы совместной деятельности партий и неполитических общественных объединений. Один из самых заметных примеров этого - образование в мае 2011 года Объединенного народного фронта, который объединил партии и непартийные формирования на платформе поддержки Президента страны В.В. Путина.
Сегодня, когда в нашей стране существует уже достаточно состоявшаяся многопартийность, а ее возраст приближается к четверти века, есть основания говорить о многообразии форм коалиционной деятельности. На наш взгляд, можно выделять: коалиции долговременного, стратегического характера;
коалиции временного, текущего характера;
коалиции конкретно-ситуативного характера.
Выбор нами этих типов коалиций исходит из того обстоятельства, что в основе их деятельности лежат разные установки (задачи на длительную перспективу, текущие задачи, "сиюминутные" задачи). Разумеется, возможно выделение коалиций и по иным основаниям.
Коалиции первого типа имеют, как правило, формальные признаки: программу, устав, руководящие органы и иные регламентирующие документы. Они создавались на учредительных съездах или конференциях, формулировали политические цели стратегического характера на длительную перспективу, а деятельность их имела общефедеральный масштаб. Примером этого могут быть упомянутые нами выше противоположные движения "Демократическая Россия" и "Фронт национального спасения". Как правило, такого рода коалиции своим ядром имели конкретные политические партии, игравшие в этих объединениях доминантную роль.
Коалиции второго типа возникали обычно накануне избирательных кампаний и играли в них роль коллективного субъекта. Их основная цель носила "приземленно"-праг-матичный характер: одержание победы на выборах или в иной политической кампании. Их создавали либо партии на "паритетных" началах, либо партии вместе с неполитическими объединениями. Например, на выборах в Госдуму РФ в 2003 году имели место такие избирательные блоки, как "Партия возрождения России - Российская партия жизни", "Великая Россия - Евразийский Союз" и другие.
Коалиции третьего типа возникают в связи с проведением каких-либо частных мероприятий оппозиционного или иного характера (например, проведение митингов и пикетов, сбор подписей и т.п.). Они чаще всего образуются в оппозиционной среде, которая на какое-то время сближает интересы разнородных объединений и побуждает их действовать сообща (например, добиваться отставки руководителя региона или мэра города, требовать от власти каких-либо решений, действий и т.п.).
Предложенное разграничение типов коалиционной деятельности не носит
категоричного и завершенного характера. На самом деле эти типы составляют своего рода уровни общего политического процесса в обществе, если рассматривать этот процесс с точки зрения многослойности своего содержания. Но можно сказать и по-иному: речь идет о структуризации единого субъекта политического процесса, если рассматривать этот субъект как единство общего, особенного и частного начал.
Представим и охарактеризуем в общем плане коалиции различного типа, до сих пор практикующиеся в политической жизни современной Брянской области. Мы изберем для этого достаточно простой -хронологический - вариант расположения соответствующих сюжетов.
Коалиции долговременного, стратегического характера
Учрежденный в октябре 1992 года в Москве "Фронт национального спасения" своих организационных структур на Брян-щине обрести не смог, хотя и имел немало сторонников. Так, в феврале 1993 года в Брянске состоялась встреча местной общественности с редколлегией федеральной газеты "День"(основана в декабре 1990 года известным писателем А.А. Прохановым). В 90-е годы эта газета выделялась своей радикальной национально-патриотической ориентацией, великодержавной риторикой. В организации данного мероприятия участвовали активисты Всесоюзной коммунистической партии большевиков, Русского национального собора и иных радикальных объединений2.
"Патриотическая Брянщина" была основана вначале в качестве движения лево-патриотических сил, а со временем обрела статус общественного объединения. Эта коалиция была учреждена 17 октября 1992 года по инициативе целого ряда политических и неполитических структур (Социалистическая партия трудящихся, Российская коммунистическая рабочая партия, Совет ветеранов войны и труда, Комитет по защите Курильских островов и иные). К 1999 году в данном объединении насчитывалось 19 коллективных участников. Все последующие годы (примерно до рубежа 2003-2004 гг.) эта коалиция играла роль связующего стержня оппозиционных сил левого толка, очень активно участвовала в из-
бирательных кампаниях и, как правило, добивалась больших успехов. Заметим, что "Патриотическая Брянщина" создавалась и действовала в общем контексте политического процесса в стране, увязывая свои действия с целями стратегического характера. В целом в 90-е годы на Брянщине сформировалась широкая и очень влиятельная коалиция, в которую вошли организации почти всех левопатриотических сил региона.
Народно-патриотический союз России (НПСР) был создан в августе 1996 года по инициативе КПРФ. На Брянщине основу его регионального отделения составляло объединение "Патриотическая Брянщина" (ПБ). В ноябре 2001 года ПБ на своей очередной конференции приняла решение влиться в состав НПСР как общероссийского движения, изменив тем самым свой статус регионального движения. Тогда НПСР включал в регионе около 30 участников: КПРФ, Аграрная партия России, Социалистическая партия трудящихся (СПТ), а также профсоюзы, ветеранские и иные организации - "Духовное наследие", "Российские ученые социалистической ориентации", Брянское морское собрание. К августу 2004 года в состав областного отделения НПСР входило уже лишь 10 общественных объединений. После крупного поражения брянских коммунистов на декабрьских выборах того года (выборы Губернатора области и депутатов областной Думы) НПСР в регионе прекратил свое существование.
"Гражданский союз" создавался в нашей стране летом 1992 года в общем контексте политического противостояния того времени и был ориентирован на решение задач долговременного характера (изменение методов и целей проводимых реформ, придание им большей социальной направленности, усиление роли государства в экономике). Региональное отделение Союза ("Гражданский союз Брянщи-ны") было создано в Брянске в конце июля того же года. В нем объединились местные организации Демократической партии России, Народной партии "Свободная Россия", Российского союза молодежи и иные структуры. Участники этой коалиции в целом поддерживали политику реформ в
стране, подчеркивали их историческую обусловленность, но выступали за их постепенность, за поворот к решению проблем социальной защищенности населения в связи с переходом к рыночной экономике, требовали более энергичного вмешательства государства в социально-экономические процессы3.
Создание "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) началось в конце мая 2011 года по инициативе В.В. Путина в качестве широкой коалиции общенационального характера. На Брянщине базовой структурой этого очень неоднородного объединения стало региональное отделение "Единой России", хотя доминирующая роль этой партии в создании фронта не подчеркивалась. В коалицию были вовлечены десятки разнородных объединений политического и неполитического характера, включая даже и некоторые трудовые коллективы (например, областное отделение Федеральной службы "Почта России"). Декларацию о создании регионального Координационного совета ОНФ подписали вначале 20 общественных объединений региона. Юридического оформления своего статуса, однако, данный фронт в 2011-2012-е годы не получил и в качестве самостоятельного субъекта политического участия не выступал.
"Народное ополчение" - протестное движение, созданное в июне-июле 2011 года по инициативе КПРФ в противовес ОНФ. В Брянской области тоже имели место попытки образовать структуру "ополчения", но своего развития они не получили, сведясь к заявлениям декларативного характера.
Коалиции временного, текущего характера
Такого рода объединения учреждались, как правило, в связи с предстоявшими избирательными кампаниями. Но иногда они преследовали и задачи иного рода.
В мае 1992 года в Брянске был учрежден блок "Демократическая Брянщина". Он объединил местные организации Демократической партии России (ДПР), Крестьянской партии России (КПР), Народной партии "Свободная Россия" (НПСР) и движения "Демократическая Россия". Формами согласования совместных действий были консультации и обмен мнениями на двусторонней и многосторонней основах.
В начале октября 1992 года по инициативе движения "Демократическая Россия" (ДР) в Брянске образовался Областной общественный комитет российских реформ. Кроме ДР участниками его создания были областные отделения ДПР, КПР, партии "Свободная Россия", Движения демократических реформ (ДДР), Российского христи-анско-демократического движения (РХДД).
В апреле 1993 года был создан Общественный комитет по проведению в Брянской области назначенного на 25 апреля Всероссийского референдума о доверии Президенту и Верховному Совету страны. В комитет вошли активисты партий, депутаты, предприниматели, ученые, журналисты, творческие деятели4.
В июле 1993 года было положено начало созданию предвыборного объединения избирателей ("блока реформистских сил") Брянской области "Выбор России". Инициаторами этого стали ДПР, Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ), движения ДР, РДДР, неполитические объединения (Ассоциация приватизированных и частных предприятий, Конгресс российских деловых кругов и иные), общественные деятели, журналисты, деятели культуры, ученые. Коалиция была нацелена на предстоявшие в декабре того года выборы в Федеральное Собрание РФ.
В октябре 1993 года по инициативе СПТ, "Патриотической Брянщины" и общественной организации "Отчизна" был образован предвыборный блок "Народное единство". Заявлено о поддержке кандидатов в члены Совета Федерации известных активистов левых сил
- Ю.Е. Лодкина и П.П. Ширшова, кандидата в депутаты Госдумы О.А. Шенкарева.
Политический блок "Гражданское согласие" образовался в конце июля 1995 года и существовал до конца 1996 года. Инициаторами его создания стали областные отделения Российской партии социальной демократии (РПСД), Демократического выбора России (ДВР), РПРФ, Партии большинства, РДДР, движения "Вперед, Россия!" и другие объединения
- всего 10 участников. Участники соглашения ориентировались на совместные действия во время предстоявших осенью того года выборов депутатов Государственной Думы, договорившись о поддержке единых
кандидатов по одномандатным округам5. Во время президентской избирательной кампании в июне-июле 1996 года они высказывались, как правило, в поддержку Б.Н. Ельцина, мотивируя это опасностью нарушения общественной стабильности.
В начале апреля 1 996 года в Брянске было учреждено областное отделение общероссийского Движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на предстоявших в июне президентских выборах. В его состав вошли 28 региональных отделений политических партий и неполитических объединений. Данное движение активно сотрудничало с административными структурами области, а по сути дела - патронировалось ими.
В начале сентября 1996 года был учрежден Союз "Возрождение Брянщины", который объединил группировки, ориентированные на принципы социал-демократии6. По сути дела Союз объединял разного рода группировки оппозиционной общественности своего времени и называл себя "конструктивной оппозицией левому режиму" в регионе. Данное объединение просуществовало до лета следующего года. В октябре 1996 года в связи с предстоявшими выборами в областную Думу образовался областной Союз общественных объединений "Родная Брянщина" ("Единство"). В него согласились войти 38 участников - партии, движения, неполитические объединения. Союз патронировался административными структурами области.
Социал-демократический центр был учрежден в Брянске в феврале 1998 года. На учредительном мероприятии с докладом выступил лидер Российского общественно-политического движения "Социал-демократы", бывший мэр Москвы Г.Х. Попов. Участники собрания получили приветствия от известных российских политиков - Е.С. Строева и Ю.М. Лужкова.
В июле 1997 года образовался "Союз прогрессивных сил Брянщины" - коалиция центристских и правоцентристских сил (движения "Наш дом - Россия", "Реформы - новый курс", "Союз народных домов" и иные). О своем намерении войти в его состав несколько позже высказались региональные отделения Партии консолидации, общественных объединений"Конгресс русских общин", "Союз реалистов",
"Юго-Запад-Чернобыль". Союз заявлял о себе как о коалиции центристских и правоцентристских сил, не приемлющих политический радикализм7.
В декабре 1998 года рядом политических партий и движений (ДВР, "Яблоко", движения "РНК", "НДР", Конгресс интеллигенции, Социал-демократический центр, "Вперед, Россия!") подписано Соглашение о совместных действиях. Участники коалиции договорились о подготовке единого списка кандидатов в Госдуму, о противодействии криминальным процессам в политике и борьбе с попытками дестабилизировать ситуацию в стране. Участники соглашения в обращениях к общественности выступали против политического радикализма, попыток ввести цензуру над СМИ, осуждали проявления ультранационализма в стране8.
Попыткой объединить оппозиционные силы региона явилось заявление о создании Координационного совета политичес-кихпартий и движений Брянщины. Это было в феврале 2001 года, а инициаторами действий стали областные отделения партий "Единство", "Яблоко" и ЛДПР, движений "Союз правых сил", "Народный депутат", политической организации "Отечество".
"Независимая общественная палата" была создана в марте 2002 года как своеобразная альтернатива "официальной" палате при главе администрации Брянской области (тогда это был Ю.Е. Лодкин. -В.Г.). В качестве цели была определена выработка согласованной позиции по наиболее важным проблемам общественно-политического характера. Соглашение о создании палаты подписали ряд партий ("Яблоко", Народная партия, "Единая Россия", СДПР, Демократическая партия России) и движений ("Народный контроль", "Единство" и другие).
В сентябре 2004 года в Брянске состоялся форум "За гражданское общество". Организаторы мероприятия полагали, что этот форум перерастет в движение общественно-политического характера, но подчеркивали непартийный характер своего объединения. Судя по всему, эти замыслы были связаны с начинавшейся кампанией по выборам депутатов Брянской областной Думы9.
Избирательный блок "За Родину! За справедливость!" был учрежден на областной
конференции 1 октября 2004 года по инициативе регионального отделения Социал-демократической партии России (СДПР), Гражданской партии и иных объединений в связи с предстоявшими выборами депутатов областной Думы. Блок набрал по области 7,92 процента голосов избирателей, что позволило создать в областной Думе социал-демократическую фракцию в составе 7 депутатов.
В областной избирательной кампании (декабрь 2004 года) принимали участие и иные блоки: "КПРФ, Аграрная партия России - За Победу!" (КПРФ, АПР), "За возрождение Брянщины" ("Яблоко", Концептуальная партия "Единение"), "За достойную жизнь" (ДПР, партия "Народная воля").
"Народное собрание" образовалось в январе 2011 года по инициативе различных объединений и политических активистов оппозиционного толка (КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Справедливая Россия", движения "СПАС", "Союз социал-демократов" и иные). По его инициативе в Брянске неоднократно проводились митинги протеста, устраивались пикеты, осуществлялась координирующая роль в оппозиционной среде политической общественности.
В январе 2006 года партия "Единая Россия" на федеральном уровне выдвинула инициативу о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни, заключив в этих целях Антифашистский пакт. Брянское региональное отделение данной партии также предложило другим партиям и общественным объединением присоединиться к этому документу10.
В сентябре-октябре 2012 года сложилась неофициальная коалиция региональных отделений "Единой России", ЛДПР и "Яблока" в связи с предстоявшими 14 октября выборами Губернатора Брянской области. Ее основная цель носила прагматичный характер: не допустить избрания на пост главы региона кандидата от КПРФ.
Предвыборные соглашения. Такого рода инициативы политических партий и иных объединений тоже должны рассматриваться как коалиционная деятельность. Соглашения имели место и в 90-е, и в последующие годы. В разное время их инициировали разные стороны - либо сами партии, либо региональная власть, либо это происходило совместно.
Коалиции конкретно-ситуативного характера
Коалиционная деятельность партий и движений нередко проявляла себя в форме отдельных политических акций (митинги, пикеты, манифестации, общие собрания, сбор подписей и т.д.), привязываясь к отдельным событиям, ситуациям и задачам. Чаще всего эта деятельность была оппозиционной, получая особенно сильную подпитку либо накануне и во время избирательных кампаний, либо после их завершения. По сути дела коалиционность такого рода являет собой конкретные формы совместных действий с разнородным и изменчивым составом участников.
Инициаторами подобных коалиций в нашем регионе являлись разные политические силы и структуры. В качестве иллюстрации укажем на отдельные эпизоды.
Так, в 1991-93 гг. в Брянске нередко проходили так называемые собрания демократической общественности. На них обсуждались общие проблемы хода реформ в стране и в нашем регионе. В собраниях участвовали активисты реформистских партий, депутаты, предприниматели, журналисты, ученые. Примерно в это же время - в начале 90-х годов - в Брянске и иных городах области проходили (весной и осенью) многочисленные акции протеста в рамках дней единых действий как всероссийской проте-стной акции (как правило, под эгидой КПРФ). Очень часто имел место сбор подписей по конкретной проблеме социального или иного характера. Пример этого -действия некоторых объединений (РПСД, ДВР, "Союз за химическую безопасность") в 1995 году по недопущению строительства в районе г. Почепа завода по уничтожению запасов химического оружия.
Заявления, обращения, требования. Это - довольно распространенные формы коалиционной деятельности, которые имели место с начала 90-х годов. Заявления и обращения всегда были связаны с конкретными причинами (например, по поводу каких-либо событий, в связи с началом какой-либо политической кампании или ее завершением, в связи с намерениями власти и т.д.). Заявления (например, резолюции совместных митингов) имели либо общего адресата (избиратели области),
либо конкретное учреждение (Администрация Президента РФ, областной суд), или же конкретное должностное лицо (Президент РФ, Генеральный прокурор, Губернатор области и иные). Нередко в таких случаях звучали требования отставки должностных лиц Брянской области, включая и Губернатора.
Коалиционная деятельность политических партий и иных объединений в нашем регионе находила заметное проявление в таких формах, как митинги, демонстрации, пикеты. Всплеск митинговой активности в Брянске и области произошел в 2010-2012 гг. Так, 4 декабря 2010 года в Брянске на площади Партизан состоялся многолюдный митинг протеста против явлений произвола и коррупции в системе местной власти. Его инициаторами стали КПРФ, "Справедливая Россия", профсоюз среднего и малого бизнеса, "Союз ветеранов Афганистана", Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, Комиссия по борьбе с коррупцией. Резолюция митинга носила развернутый и очень подробный характер. В ней, в частности, утверждалось, что местная власть "превратила нашу область в дойную корову, ворует в огромных размерах по-черному". К тому же с приходом "Единой России" к руководству области эта власть оказалась "полностью выведенной из-под контроля народа и общественности". Текст резолюции (всего в ней 18 позиций) содержал требования отстранения от должности Губернатора области Н.В. Денина и главного прокурора области Н.В. Журкова, возбуждения уголовных дел против ряда должностных лиц, другие радикальные требования11. Подобного рода митинг протеста состоялся и 19 марта 2011 года. В тексте его резолюции сочетались требования политического, экономического и иного характера: например, -отстранить от должности председателя областной избирательной комиссии И.В. Кап-лунова, обеспечить равный доступ партий к государственным СМИ, прекратить истребление зеленых зон и культурно-исторических объектов в Брянске в угоду бизнесу и иное12.
Коалиционная деятельность политических партий и движений - важная составляющая их существования. В этой
деятельности сочетаются два начала партийной системы - федеральное и региональное. На наш взгляд, она требует более основательного и широкого исследования, включая и анализ идеологических основ коалиций. Очень большую ценность в связи с этим могли бы составить не только официальные и иные открытые источники, но и архивы самих субъектов коалиций. Коалиционность является одним из признаков развития политических объединений, показателем их способности проявлять стратегическую дальновидность и оперативную гибкость.
1 Следует заметить, что при освещении деятельности политических партий коалиционность сводится преимущественно к созданию избирательных блоков. На наш взгляд, это упрощает и обедняет представление о коалиционных практиках в политике.
2 Артюшин О. "День" в Брянске // Брянский рабочий. 1993. 19 февр. С. 2.
3 "О текущем моменте". Заявление Политического совета "Гражданского союза Брянщи-ны" // Брянские известия. 1992. 26 нояб. С. 2.
4 Да - Президенту, Да - референдуму // Брянские известия. 1993. 21 апр. С. 1.
5 Соглашение о взаимодействии партий и движений реформистской ориентации // Брянский рабочий. 1995. 4 авг. С. 1.
6 Голосуйте! Мы оправдаем ваши надежды! // Добрый день. Специальный выпуск. 1996. 6 дек. С. 3.
7 Заявление о принципах создания Союза прогрессивных сил Брянщины // Брянские известия. 1997. 19 июля. С. 2.
8 В единстве наша сила // Брянские известия. 1998. 18 дек. С. 1; К жителям Брянской области. Обращение // Брянские известия. 1998. 19 дек. С. 1.
9 Ковалева Л. Форум "За гражданское общество" // Добрый день, Брянщина. 2004. 15 сент. С. 2.
10 Фашизм не пройдет! Обращение БРО ВПП "Единая Россия" ко всем политическим партиям и общественным организациям области // Брянский перекресток. 2006. 8 февр. С. 3.
11 Против произвола и коррупции властей! Резолюция митинга // Брянская правда. 2010. 10 дек. С. 2; Мишаков М. Нет - беспределу! // Брянский рабочий. 2010. 7 дек. С. 1-2.
12 Антинародную власть - в отставку // Брянская правда. 2011. 25 марта. С. 5; Ушаков М. Ресурс кончается... // Брянский рабочий. 2011. 22 марта. С. 1-2.