ное по своему характеру, охватило многие регионы России. Так, например, шахтеры небольшого города Зверево Ростовской области более двух месяцев искали встречи с мэром А. Чумаковым, чтобы обсудить проблему высоких тарифов ЖКХ. Встреча не состоялась, и они отправились на пикет в Ростов-на-Дону.
Главным лозунгом акции протеста стал призыв к губернатору области соблюдать законы, решить проблему ЖКХ и льгот горнякам-пенсионерам (кстати, при пенсии в 8-9 тыс. руб. они приобретают уголь для собственного пользования по цене 7,5 тыс. руб. за тонну). С инициативной группой протестующих встретились представители министров ЖКХ и энергетики Ростовской области, но никакого результата эта встреча не имела. Шахтеры решили проводить в Ростове ежедневные пикеты, а в случае неудовлетворения их требований отправиться в Москву.
Известный польский политик и политолог Адам Михник предлагает следующим образом соединить политический протест с социальным: «Во-первых, поучиться понимать социальные протесты. И именно как дело прав человека. И если где-то что-то случается, каких-то людей обижают, а у них в одиночку не получается добиться справедливости, надо туда делегировать интеллектуалов. Во-вторых, должна быть
совместная цель. И нужно сказать людям: эта цель - достоинство всех» [9].
Таким образом, протестное движение является гражданским, и оно еще не стало политическим, не трансформировалось в политические процессы. Для этого необходимы истинно политические лидеры, многие условия и факторы объективного и субъективного характера.
Литература
1. Теория и методы в современной политической науке. М., 2009.
2. Галкин А. А. Объективные вызовы и национальная идентичность: тенденции и проблемы // Полития. 2013. № 1.
3. Теория и методы в современной политической науке. М., 2009.
4. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
5. Ильичев Г. Декабристы - 2011. Социологи измерили качество протестного движения // Новая газета. 2012. 11 января.
6. Пастухов В. Поколение сопротивления // Новая газета. 2012. 21 марта.
7. Новая газета. 2012. 4 апреля.
8. Новая газета. 2012. 25 мая.
9. Новая газета. 2012. 29 июня.
А. И. Овчинников, С. П. Федоренко
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье рассматриваются политические и правовые проблемы обеспечения демографической безопасности России посредством формирования действенных и эффективных юридических механизмов ее обеспечения. Оценивается современная демографическая ситуация в стране, анализируется специфика отечественных источников демографического кризиса. Предлагаются юридические механизмы формирования системы демографической безопасности.
Ключевые слова: население, демографическая безопасность, статистические данные, национальные интересы, юридические механизмы защиты демографической безопасности.
Демографическая проблема в нашей стране множество различных подходов - от культуро-
никогда за всю ее историю не стояла так остро, логических до медицинских, объясняющих при-
как сейчас. «Начиная с 90-х гг. XX в. и по на- чины этой проблемы, вносится немало предло-
стоящее время в России отмечается убыль насе- жений по ее локализации и преодолению. Она
ления; его численность сокращалась примерно имеет и политико-правовое измерение, хотя это
на 800 тыс. чел. в год, причем в отдельные годы звучит отчасти парадоксально, т. к. инстинкт вос-
величина естественной убыли населения прибли- производства считается одним из наиболее силь-
жалась к 1 млн чел. в год» [ 1, с. 86]. Существует ных в физиологии человека.
Теоретически при любом политическом режиме и правовой системе человек должен всеми силами стремиться в первую очередь к воспроизводству многочисленного потомства. Социально распространенным мнением является тезис о том, что материальное положение семьи определяет количество детей. Тем не менее существует «индийский пример»: при невысоких доходах населения его численность составляет примерно 1 300 000 000 человек и продолжает расти астрономическими темпами. Чтобы воспроизвести численность всего населения России, Индии необходимо всего лишь около 7 лет [2]. Но финансово-материальную сторону данной проблемы также нельзя отодвигать на задний план, т. к. в соответствии с официальной статистикой после начала реализации государственных программ по поддержке семьи и материнства численность населения России начала расти [3].
Существуют различные политико-правовые модели преодоления демографического кризиса в России. Так, журналист KR.RU Юрий Круп-нов считает: «Культ русской многодетной, трех -четырехдетной (а лучше и побольше) семьи должен стать абсолютным национальным императивом на телеканалах, во всех решениях и указах федерального правительства, а не только региональных властей» [4]. На первый взгляд, данное предложение отличается национализмом, ибо речь идет о русских семьях. Но общеизвестно, что в истории России при построении мульти-культурного общества связующей субстанцией в политико-правовой организации общества стал русский народ. Он объединил вокруг себя более 120 национальностей, получивших возможность не только сохранить свою социокультурную идентичность, но и в полной мере реализовать принцип национального самоопределения в рамках единой российской государственности. Следует отметить характерный момент: в Германии попытка построения мультикультурного общества провалилась [5], а в России такое общество фактически существует.
Кризис демографии русской семьи является одним из главных источников системного кризиса современной России. И его преодоление, несомненно, скажется положительно на социальной, экономической и иных жизненно важных сферах.
Следующей демографической проблемой выступает феномен «лишних людей». Его мы можем наблюдать на примере молодежи Северного Кавказа. В настоящее время северокавказские республики выступают лидерами по рождаемости. И в последнее время молодежь этих республик, не имея работы, покидает регион и
отправляется в мегаполисы, находя там определенную поддержку со стороны родственников и представителей своего этнического сообщества. Далее такие молодые люди включаются в полукриминальную и/или криминальную деятельность. Эта проблема вызывает региональную этническую напряженность и зачастую выливается в межэтнические конфликты, такие как, например, в Кондопоге, Пугачеве, Бирюлево и др.
Одной из самых серьезных проблем на сегодняшний день выступает повышенная смертность в России. Основными слагаемыми негативной статистики выступают злоупотребления и отравление алкоголем, употребление наркотических средств и психотропных препаратов, особо тяжкие преступления, повлекшие смерть потерпевшего, дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом, суициды. В результате возникает страшная цифра: около 200 000 погибших в год [6]. Здесь коренятся две основные причины. Первая - была озвучена Геннадием Онищенко: «Нет большего врага для гражданина Российской Федерации, чем он сам» [7]. К сожалению, это высказывание в целом является справедливым. Данная проблема вытекает из тотального дефицита общей культуры населения и как следствие - правовой и политической культуры. И вторая причина - это существенная недоработка Правительства РФ по указанным направлениям.
Типичным примером выступает ситуация в сфере вакцинации детей от инфекционных заболеваний. Г. Онищенко сообщил, что в настоящее время ситуация с производством вакцины и вакцинацией детей в России является катастрофичной. Иностранные производители выбрали российских детей в качестве подопытных для испытания вакцин. В большинстве отсталых стран не существует медицинских учетов, позволяющих отслеживать последствия и результаты применения новых вакцин, а в России они имеются [8]. Во многих передовых странах действуют мощная правоохранительная система и строгие законы, защищающие детей от преступных посягательств со стороны фармацевтических компаний, а в России такие нормативные правовые акты либо отсутствуют, либо нарушаются. Поэтому выбор пал на Россию как на полигон испытания вакцин. Данная ситуация противоречит Конституции России, т. к. в ч. 2 ст. 21 закреплено: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» [9]. Эффективного юридического механизма борьбы со складывающейся ситуацией в сфере лоббирования интересов транснациональных корпораций, в том числе и медицинских,
в настоящее время не создано. И в противостоянии национальных интересов с интересами ТНК зачастую последние одерживают верх. Указанная ситуация также негативно влияет на демографическую проблему современной России.
На наш взгляд, сейчас необходимо радикальное перестроение правовой политики государства в соответствии с приоритетами детства и юношества. И, по всей видимости, начинать необходимо с детской медицины и системы детских спортивно-оздоровительных санаториев. Возможно, для повышения эффективности отечественных лечебных учреждений необходимо законодательно ввести запрет на получение медицинских услуг от иностранных медицинских компаний государственными должностными лицами министерства здравоохранения и их близкими родственниками. И факт обращения такого государственного должностного лица либо членов его семьи в иностранную медицинскую компанию с целью получения медицинских услуг должен расцениваться как утрата доверия у данного лица к медицинской системе России, влекущая за собой утрату доверия к данному должностному лицу и последующее увольнение.
Нельзя не согласиться с мнением Ю. И. Прыт-ковой и М. И. Рыхтика, которые указывают: «Население России стремительно падает, что уже успело привести к последовательной неустойчивости в политической, экономической и социальной сферах - проблеме, на которую государство все более интенсивно начинает искать ответ. Существующие на сегодняшний день в России формы миграции населения увеличили опасность сепаратизма национальных меньшинств, т. к. большинство европеизированного этнически русского населения все больше отдаляется от периферийных евразийских меньшинств, и этот сепаратизм выражается прежде всего в национальной принадлежности, возрастном статусе и достатке населения» [10, с. 32-37]. Проблема миграции выступает также одной из основных для российской демографической безопасности. В соответствии с данными некоторых исследователей, получается, что если уровень миграции сохранит свои показатели, то к 2050 г. мигранты и их потомки будут представлять более половины всего населения Российской Федерации [11]. Эта проблема ставит под угрозу возможность физического существования страны.
Поколение современных российских граждан для правового и политического воспитания во многом упущено и устойчиво ориентируется на материальные, а не духовные ценности, демонстрирует коррозийное для основ государства и деструктивное для общества поведение.
Детское и молодежное население страны необходимо вовлечь в глобальную государственную программу спасения России, которая должна включать в себя воспитание в духе патриотизма, привитие потребности в творчестве и производительном труде, решимости и социальной активности при отстаивании общественных и государственных интересов, создание системы общественного контроля над конкретными чиновниками муниципальной и государственной власти.
Современные демографы расходятся в своих предсказаниях относительно будущего России (десять лет назад к 2015 г. прогнозировали прирост населения чуть ли не до 120 млн населения, а в 2014 г. обещали прием в МВД и МО наемников из Средней Азии). Многие из них приводят «убийственные» цифры, способные обращать молодежь в уныние - никаких детей рожать не захочется. На это и нацелены западные СМИ и отечественные социологи, фонды и прочие организации, существующие на западные деньги и устрашающие нас.
Да, действительно, ситуация критическая. Чтобы обеспечить прирост населения - требуется, чтобы каждая семья стала многодетной. Вместо этого обилие разводов, блуд, аборты и разврат молодежи.
Основные угрозы демографической безопасности: деградация института семьи, депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы. Но на первом месте - именно деградация института семьи.
Деградация семейных ценностей охватила все страны золотого миллиарда. Недавние исследования американских ученых показывают, что происходит за последние 50 лет с институтом семьи. Эти данные никого из здравомыслящих людей нашей планеты не оставляют равнодушными.
Уменьшилось количество людей, находящихся в браке - с 72 % до 52 %. Увеличилось количество разведенных - с 5 % до 20 %, в отдельных странах - до 50 %. Возросло количество лиц, никогда не вступавших в брак, - с 14 % до 27 %. Количество женщин, родивших детей, будучи незамужними, - с 5 % до 41 %.
Ослабевание института семьи приводит к росту спроса на миграцию, увеличению и омоложению преступности. Увеличивается число детей, воспитывающихся вне семьи или в неполной семье.
Западные страны идут на большие экономические затраты ради поддержания семьи и деторождения.
Например, в Германии средняя заработная плата составляет около 16 000 евро. С рождением
малыша немецкая семья получает в подарок от государства 1 000 евро. Тому родителю, который находится с новорожденным, в течение года выплачивают 67 % от его последней заработной платы. В дальнейшем ежемесячное пособие на ребенка составляет 300 евро.
В Швеции родители (и папа, и мама) с рождением ребенка получают 450-дневный оплачиваемый отпуск. К ежегодному отпуску добавлен еще и дополнительный оплачиваемый отпускной месяц, а до 16-летия ребенка - пособие в 750 крон (100 долларов). Это на первых двух детей, а далее - по возрастающей, на шестого, например, уже 6 000 крон (800 долларов). При этом детей бесплатно кормят, лечат и учат.
Школьникам с первого класса государство выдает стипендию 750 крон. Студентов тоже учат и лечат бесплатно, предоставляя им бесплатные общежития. Стипендия у студентов - 250 долларов. В Дании пособия на детей таковы, что многодетные цыганские семьи, в которых взрослые, как у цыган повсюду, «на работу не ходят», имеют до 30 тысяч долларов дохода в месяц!
Однако «коренные» шведки, датчанки, немки рожать упорно не хотят или же принимают это решение очень поздно и имеют одного ребенка. В той же Германии более 40 % женщин до 35 лет все еще бездетны.
В нашей стране демографическая ситуация крайне сложная. Но Россия неоднородна по своим территориям и национальному составу. Изначально имея равные социально-конституционные права, такие российские регионы, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Тува, Калмыкия, Саха (Якутия), ряд других национальных образований Российской Федерации не только не сокращают численность населения, но и увеличивают. При этом следует учесть, что Калмыкия, например, - один из беднейших российских регионов. В Чечне самый высокий по стране уровень зарегистрированной безработицы (65,3 % к экономически активному населению). В то же время Чеченская Республика занимает -первое место по уровню рождаемости среди субъектов Федерации.
В национальных образованиях выше и средняя продолжительность жизни. Для сравнения: в Ингушетии на 2002 г. (год переписи населения) средняя продолжительность жизни мужчины составляла 70 лет, женщины - 79 лет, в Дагестане эти показатели были равны, соответственно, 67 и 76 годам (среднестатистические показатели по России - 58 лет для мужчин и 72 года - для женщин). Анализ статистических данных показывает: в России русские мало рожают и преждевременно уходят из жизни в первую очередь в мес-
тах их исконно компактного проживания. Основная причина - пьянство и алкоголизм.
Среди русского населения удручающая статистика абортов: в России на 10 беременностей приходится 7 абортов. Причин много: это и экономический кризис, и бедность, и нищета, и урбанизация. Однако такая ситуация обусловлена не столько экономическими, сколько духовными причинами, связанными с отходом от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни.
Что в этой связи следует сделать? - Принять федеральный закон «О демографической безопасности в РФ», где прописать ряд мер:
Так как депопуляция русского этноса вызвана во многом этнокультурными сдвигами - разрывом в XX столетии традиционной духовно-нравственной преемственности поколений, вызвавшим кризис духовности и утрату религиозности, смену ценностей христианской культуры ценностями общества потребления, возрождение традиционных нравственных ценностей русского этноса невозможно без правового стимулирования со стороны государства мероприятий и институциональных ограничений в виде деидео-логизированной культурной цензуры, общественного контроля над телевидением. Необходимо юридически остановить сексуализацию общества, наносящую непоправимый урон семейным ценностям. Пропаганда свободы сексуальных отношений, эротические образы, используемые в целях рекламы, способствующие подавлению духовно-нравственного начала в человеке, разрушают ценности семейной жизни и противоречат интересам государства и общества, что предполагает юридическую институционализацию нравственной цензуры с помощью структур гражданского общества - Общественной палаты РФ, правозащитных организаций.
В условиях сложной демографической ситуации существует необходимость создания особого правового режима репатриации русских переселенцев, а также представителей иных титульных этносов с целью стабилизации этнокультурного воспроизводства, предотвращения замещающей миграции из Китая и среднеазиатских государств, опасной для государства радикальным изменением этнического состава и культурных ценностей.
В связи с демографической угрозой этнокультурной идентичности русского этноса необходимы государственно-правовая поддержка семьи, семейных традиций, особое социальное обеспечение многодетных семей. В Конституции РФ и социальном законодательстве следует закрепить
семью в качестве государствообразующей ценности, а также особые гарантии прав семьи на достойное существование, духовную и нравственную безопасность, на воспитание детей в духовных традициях. Традиционным духовным ценностям русского и иных народов России противоречит правовое допущение абортов, однополых браков, применение эвтаназии. Девальвации материнства способствует суррогатное материнство. Аборты следует если не запретить, то делать не за счет налогоплательщиков.
Современные государства - лидеры экономического развития заинтересованы в дальнейшем прогрессе депопуляции населения России в связи с ресурсными, особенно энергетическими и территориальными потребностями, что находит отражение в информационной манипуляции общественным сознанием, пропаганде бездуховности, нагнетании социальных страхов и стрессов, неизбежности вытесняющей миграции, экономических кризисов, антисемейных и индивидуалистических ценностей. Противодействие антидемографической деятельности этих стран осуществляется с помощью юридических ограничений деятельности негосударственных фондов и общественных организаций, выступающих с позиций сдерживания рождаемости и ведущих деструктивную информационною политику посредством планирования семьи, полового воспитания школьников, Фонда ООН по народонаселению, Института развития ресурсов и т. д.
Наконец, базовая часть пенсионных накоплений должна состоять из пенсионных налогов воспитанных ими работающих совершеннолетних детей. И тогда в случае развода родитель лишит-
ся права на включение пенсионных налогов детей в базовую часть своей пенсии. При усыновлении же ребенка приемные родители приобретут права на базовые пенсионные налоги от его будущей зарплаты.
Литература
1. Куклин А. А. Социально-демографическая безопасность регионов России: подходы к диагностике ситуации // Известия Уральского государственного экономического университета. 2008. Т. 22, № 3.
2. http://countrymeters .info/ru/India/http:// countrymeters.info/ru/India/
3. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/ statistics/populatio
4. http://www.km.ru/v-rossii/2013/07/31/ 716956-pustaya-i-bessoderzhatelnaya-initsiativa-lakhovoi-yarkii-simptom-krizisa-vlasti.
5. http://rusrep.ru/article/2010/10/26/multi
6. http://ria.ru/authors/20110921/440687224. html
7. http://39.ru/novosti/zdorove-i-ekologiya/
8. http://bashtube.ru/video/9ee 1855af90a4b258 f1c882fbf70f2b0.html
9. Конституция Российской Федерации. М., 2012.
10. Прыткова Ю. И., Рыхтик М. И. Демографическая безопасность России: тенденции развития // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Юриспруденция. 2010. № 1.
11. http://www.demoscope.ru/weekly/2004/ 0151/tema05.php.
Т. В. Шатковская, Е. В. Фоменко
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ЗАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
В ПЕРИОД ИМПЕРИИ
В статье рассматриваются проблемы миграции населения и ее государственного регулирования. Раскрывается роль внутренней миграции в территориальном строительстве Юга России в период империи. Авторы анализируют положительный опыт колонизации территории Дона и Северного Кавказа, способствующий совершенствованию миграционной политики современного Российского государства.
Ключевые слова: миграционная политика, переселение, территория, население, государство, правовое регулирование.
В современном мире нерешенность многих проблем миграции все чаще приводит к обострению социальной напряженности. Миграцион-
ная карта постоянно разыгрывается в политической борьбе, вызывает ожесточенные споры в прессе, становится предметом политологических