УДК 323.3
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-61-68
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
POLITICAL AND LEGAL ASPECTS OF RIGHTS AND INTERESTS OF ORPHANS
AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTS' CARE
И.А. Зайцева, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
г. Елец, Россия [email protected]
I. Zaytseva, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets, Russia
В России решение проблем сиротства является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В статье рассматривается ряд положений российского законодательства, закрепляющих направления современной государственной социальной политики.
Правовая база социальной защиты детей-сирот строится на международном, общефедеральном и региональном уровнях. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Общефедеральный уровень социальной защиты детства опирается на Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные законы, определяющие направления и принципы социальной защиты населения в России. Специальное законодательство о защите детей-сирот складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу и включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Описываются механизмы реализации современной государственной социальной политики в отношении детей-сирот. Автором рассмотрены основные институциональные характеристики системы социальной защиты детей-сирот, содержание государственной политики в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России на современном этапе. Основным субъектом социальной защиты детей-сирот выступают органы государственной власти и создаваемые ими институты, в функции которых входит формирование социальной политики и законодательства в отношении детей, обеспечение ее реализации, гарантии их социальной безопасности. Также к субъектам относятся политические партии, общественные организации, благотворительные организации, средства массовой информации, церковь. Представлен сравнительный анализ программ политических партий, затрагивающих вопросы социальной защиты детей. Дан анализ состояния системы социальной защиты детей-сирот на региональном уровне. Обосновано положение о необходимости взаимодействия государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, представителей бизнес-структур, общественных организаций, занимающихся проблемами социальной защиты детей-сирот. Автор приводит результаты проведенного исследования в г. Елец Липецкой области
Ключевые слова: сиротство; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; законодательство РФ; семейное право; права ребенка; государство; государственная политика; социальная политика; социальная защита; социальное партнерство; политические партии; региональная государственная социальная политика; Липецкая область
In modern Russia solving of orphan hood problems is one of the priorities of the national social policy. The article discusses a number of provisions of the Russian legislation formalizing the course of contemporary social policy.
The legal framework of social protection of orphans is based on international, federal and regional levels. The international level includes documents of international organizations (UN, UNICEF, WHO), intergovernmental agreements and program of maternity and child welfare service. The federal level of social protection of childhood
is based on the Constitution of the Russian Federation, the Domestic Relations Code, the law "Education in the Russian Federation», federal laws, which define the direction and principles of social protection of the population in Russia. Special legislation on the protection of orphans is formed on the basis of federal programs and decrees of the President. The regional level is based at the federal framework and includes documents of authorities of the Federation and local authorities, public organizations and regional programs.
The mechanisms of the contemporary social policy implementation are described regarding orphans in the current circumstances. The author considers the main institutional characteristics of the system of social protection of orphans, the content of state policy in the sphere of social protection of orphans and children without parental care in Russia at the present stage. The main subject of social protection of orphans are the public authorities and institutions created by them, whose functions include the formation of social policy and legislation in relation to children, support with their implementation, guarantees of social security. The political parties, public organizations, charitable organizations, media, church also refer to the subjects. In the framework of the article the author presents comparative analysis of the programs of political parties, which deals with matters of social protection of children. The article provides insight into the analysis of the system of social protection of orphans at the regional level. Also it is grounded the position on the need for interaction between state institutions, local governments, political parties, representatives of business structures, non-governmental organizations deals with social protection of orphans.
In the article the author presents the results of the conducted research in the Yelets of the Lipetsk region
Key words: orphan hood; orphans; children without parental care; legislation of the Russian Federation; family law; children's rights; state; public policy, social policy; social protection, social partnership; political parties; Lipetsk region; regional social policy
Создание условий для повышения рождаемости, снижения смертности, роста продолжительности жизни, повышения качества жизни населения, укрепления института семьи является стратегической целью социальной политики в Российской Федерации. По данным Росстата, численность населения России на 1 января 2016 г. составила 146,52 млн человек (из них 2,34 млн человек проживает в Крымском федеральном округе) [3]. Ключевым приоритетом социальной и демографической политики Российской Федерации является формирование полноценной системы поддержки детства. Социальная поддержка детей-сирот как особый политический и социальный институт государства в современном обществе — один из показателей их самоопределения, гарантия достойной жизни.
Актуальность исследования политики в сфере защиты прав детей-сирот вызвана важностью задач формирования государственной политики по защите данной категории детей как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом. Негативные тенденции в сфере защиты прав детей, про-
блемы в создании условий для воспитания и социализации детей, обеспечения их благополучия обуславливают необходимость изучения этой проблемы. Негативными факторами, характерными для развития современного российского общества, являются увеличение численности ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство); рост преступности несовершеннолетних; увеличение количества неполных семей.
Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, лишившиеся обоих родителей по установленным законом причинам. Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети, которые по установленным законом причинам остались без попечения единственного родителя или обоих родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ). Именно эта группа детей нуждается в особой поддержке со стороны государства, политических институтов, общества. В п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка отмечено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком
окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 г., составила 481 921 человека, что на 2,3 % меньше, чем в 2014 г. (в 2014 г. — 493071 ребенок). Из них 83 % детей находятся на воспитании в семьях. По данным федерального статистического наблюдения, в 2015 г. усыновлено 6,6 тыс. детей, а на другие формы устройства: под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание передано 52,7 тыс. детей [2].
Проблемы детства и определение путей их решения находят отражение в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных и региональных целевых программ. Основные задачи реализации государственной политики в данной сфере находят отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. В 2012 г. принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг., где в качестве основных задач реализации социальной политики в отношении детей-сирот определено обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот; реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Законодательство РФ о мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и других нормативно-правовых документов, направленных на предупреждение
угроз осуществлению прав детей. Так, Семейный кодекс РФ определяет формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи: усыновление, опека или попечительство, приемная семья. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определил общие принципы, содержание и меры социальной поддержки данной категории лиц. В целях совершенствования социальной политики в отношении детей-сирот внесены изменения, направленные на улучшение положения детей-сирот в части создания условий для их устройства в семьи граждан РФ. В Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены поправки, которые упростили порядок передачи детей-сирот на воспитание в семьи. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет условия и порядок оказания содействия в предоставлении помощи данной категории населения. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает гарантии на поступление в вуз для детей-сирот (законом предусмотрено наделение детей-сирот, а также лиц из их числа, правом на прием на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты, при условии успешного прохождения вступительных испытаний). Распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2013 г. № 1701-р утвержден комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам на период 2013—2017 гг. Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 548 утвержден типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот, лиц из их числа. Федеральный закон от 21 дека-
бря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает контроль за качеством медосмотров, диспансеризации детей-сирот, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), находящихся в организациях для детей-сирот, а также за качеством последующего оказания им медицинской помощи. Минобрнауки России разработаны методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа (письмо Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № ВК-615/07). Согласно подпункту п. 14.2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
С целью защиты детей-сирот учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в ряде субъектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Утвержден профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г.). На органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации принципа государственной защиты детства, которые относятся к компетенции органов государственной власти.
Поддержка материнства и детства является приоритетной задачей и для политических партий России, что находит отражение в программных положениях партий, в партийных проектах. По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на 2016 г. зарегистрировано 77 политических
партий [8]. В их программных документах находит отражение решение проблем семьи и детей в России.
Так, партией «Единая Россия» работа по оказанию помощи детям-сиротам осуществляется в рамках реализации проекта «России важен каждый ребенок». В рамках партпроекта сформированы подгруппы, занимающиеся совершенствованием условий проживания детей, оптимизацией процедуры усыновления, реформированием системы медицинского обеспечения сирот, профилактикой социального сиротства и т.д. По итогам подготовленных в подгруппах предложений и их обсуждения формируются инициативы по изменению законодательной базы. В вопросе поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акцент делается на «профилактике и недопущении социального сиротства». В вопросах, касающихся условий проживания детей-сирот в государственных учреждениях, предлагается «создать условия, приближенные к домашним», а также предоставить полный комплекс социальной, образовательной и медицинской помощи». Поставлена задача «обеспечения максимального устройства детей в семьи в России» или «сделать домом те учреждения, в которых находятся дети-сироты», «сопровождение семей, которые взяли на воспитание ребенка» [5].
В программных положениях партии «Справедливая Россия» в качестве приоритетного направления отмечается «предотвращение социального сиротства», а именно — необходимость поддержки «всех семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; законодательное закрепление положения о том, что лишение родительских прав является крайней мерой семейно-право-вой ответственности; устранение неопределенности оснований для ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка» [6]. В программе ЛДПР определено: необходимость «максимально развивать институт внутреннего усыновления и стимулировать поддержку приёмных семей на уровне общенационального приорите-
та» [7]. В программе партии «Патриоты России» обращается внимание на необходимость повышения «уровня заработных плат, пособий», отмечается, что «демографическая и социальная политика нового государства должна быть направлена на то, чтобы в ближайшей перспективе каждая российская семья захотела иметь и воспитывать не менее троих детей» [5]. В программе партии «Родина» определена необходимость «всесторонней поддержки родителей-одиночек». В вопросе решения проблемы сирот и бездомных детей указывается на «необходимость поддержки и развития системы семейных детских домов, практики усыновления несовершеннолетних благополучными семьями» [6].
Защита прав детей-сирот относится к компетенции региональных и местных органов власти.
На территории Липецкой области, по состоянию на 1 января 2016 г., проживает 3715 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,78 % от общей численности детского населения). Количество детей-сирот, воспитывающихся в семьях, составляет 86,9 % (на 1 января 2016 г.). За 2015 г. в регионе выявлено 323 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (на 11 % меньше по сравнению с 2014 г.). Количество детей, родители которых лишены родительских прав в 2015 г., составило 213 (в том числе 104 — из числа выявленных в 2015 г.).
Общее количество детей, рожденных в 2015 г. в Липецкой области — 13397. Из семнадцати детей, оставшихся без попечения родителей в результате отказа родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, 14 детей — новорожденные. Удельный вес отказов от новорожденных в 2015 г. — 0,10 % (в 2014 г. — 0,25 %). Усыновлены, переданы под опеку и попечительство, в приемные семьи, возвращены родителям 309 детей (95,7 %) из числа выявленных детей (2014 г. - 92,7 %). Из 309 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на усыновление (удочере-
ние) 7 детей (2,3 %), иод предварительную опеку (попечительство) — 111 детей (32,9 %), под безвозмездную опеку (попечительство) — 184 ребенка (59,5 %), в приемную семью — 6 детей (1,9 %), возвращены родителям 7 детей (2,3 %).
По состоянию на конец 2015 г. на учете в Региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состояло 486 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 г. из РБД передано на воспитание в семьи 51 ребенок, из них под опеку — 36 детей, два ребенка передано на международное усыновление (Италия), шесть детей — в приемную семью, семь детей возвращены родителям.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот (на образование, медицинское обслуживание, включая отдых и оздоровление, на имущество и жилое помещение за счет средств областного бюджета, меры социальной поддержки детям-сиротам в приемных и опекунских семьях и приемным родителям) определяются законами Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» от 30 декабря 2004 г. № 166-03, «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» от 5 июля 1997 г. № 72-ОЗ и «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» от 27 марта 2009 г. № 259-ОЗ. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с государственной программой Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области на 2014—2020 гг.» (подпрограмма № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»). В регионе реализован ряд про-
ектов в сфере защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказания услуг семьям и детям: проект «Благополучная семья — стабильность в регионе!», проект «Путь в семью», проект «Вместе ради детей», проект «Золото родной души».
Согласно результатам опроса, проведенного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (выборка 1952000 человек), лишь 16 % граждан России хотели бы принять в свою семью ребенка-сироту, при этом 13,6 % из них готовы сделать это в ближайший год. Подавляющее большинство россиян считает, что низкие и непостоянные доходы, а также плохие жилищные условия и неуверенность в поддержке государства не позволяют им взять на воспитание чужого ребенка [9].
В апреле—марте 2015 г. в Липецкой области проведено исследование, целью которого был анализ отношения молодежи к проблеме социального сиротства. Опрос проводился в форме раздаточного анкетирования. Генеральная совокупность — обучающиеся по очной форме обучения в ЕГУ им. И.А. Бунина ^ = 2784 человек). Общий объем выборки составил 200 респондентов (32 % юношей и 68 % девушек). Возраст респондентов — 15...30 лет (подавляющая часть — 84 % выборки — в возрасте 17...24 лет). Для опроса студентов спроектирована многоступенчатая выборка по следующим признакам: институт, курс, пол.
Данные опросы показали высокий уровень информированности молодежи о проблеме социального сиротства в России (84 % опрошенных «знают о проблеме социального сиротства», 16 % «слышали о наличии этой поблемы». Только 4 % респондентов ответили, что «готовы усыновить или взять под опеку ребенка» (32 % — «не готовы», а 64 % — «затруднились с ответом»). На вопрос: «Какие, по Вашему мнению, стереотипы мешают усыновить или взять под опеку ребенка?» 52 % ответили — «дети-сироты имеют плохую наследственность», 28 % — «дети-сироты враждебно настроены по отношению к обществу», 18 % — «дети-сироты склонны к девиантному
поведению», 19 % — «дети-сироты не могут в дальнейшем создать нормальную семью», 12 % — «затруднились с ответом» (допускалось несколько вариантов ответов).
На вопрос о возможных причинах, побуждающих усыновить или взять под опеку ребенка» (допускалось несколько вариантов ответов), респондентами даны следующие ответы: «невозможность иметь собственного ребенка по медицинским показаниям» — 86 %, «потеря собственного ребенка» — 56 %, «ребенок-родственник»
— 36 %, «одиночество» — 12 %, «жалость, симпатия к конкретному ребенку из детского дома» — 6 %, «государственные выплаты»
— 4 %, а 28 % ответили, что они «не стали бы усыновлять никогда».
Респонденты отметили (допускалось несколько вариантов ответов): «необходимость усиления административной ответственности родителей за воспитание детей» (78 %), «необходимость введения уголовной ответственности за беспризорность детей (социальное сиротство)» — 24 %, «упрошение процедуры лишения родительских прав» — 22 %, «расширение спектра специальных программ по материальной и социальной поддержке усыновитетелей, попечителей» — 16 %, «увеличение бюджетного финансирования детских домов, домов ребенка» — 68 %, «ужесточение процедуры усыновления иностранными гражданами детей в России» — 21 %, «упрощение процедуры усыновления иностранными гражданами детей в России» — 8 %, «затруднились с ответом» — 2 %, «другое» — 4 %.
Таким образом, анализ социально-демографической ситуации в стране и российского законодательства по данной тематике позволяет сделать вывод, что с изданием новых законов, актов и программ правительство РФ предпринимает постоянные действия для обеспечения социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их поддержке и устройству в современном обществе. Однако усилий только государства недостаточно для решения этой проблемы, необходимо проявление активности со стороны гражданского общества.
Список литературы_
1. Восприятие проблем детей-сирот и их семейного устройства в российском обществе: отчет о результатах социологического исследования 2013 года. М.: Малый бизнес, 2013. 96 с.
2. Количество детей-сирот в России за прошлый год сократилось на 2,3 % [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/adaptation/20160601/1441503135.html (дата обращения: 09.06.2016).
3. Население России на 2016 год с Крымом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ros-force.ru/naselenie-rossii/ (дата обращения: 09.06.2016).
4. Патриоты России. Программа партии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriot-rus.ru/dokumentyi/programma.html#p24 (дата обращения: 09.06.2016).
5. Проблема детей-сирот на контроле «Единой России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// orel.er.ru/news/2013/3/21/problema-detej-sirot-na-kontrole-edinoj-rossii/ (дата обращения: 09.06.2016).
6. Программа всероссийской политической партии «Родина» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nwrodina.ru/programma/ (дата обращения: 09.06.2016).
7. Программа ЛДПР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (дата обращения: 09.06.2016).
8. Список зарегистрированных партий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ print/40472 (дата обращения: 09.06.2016).
9. Справедливая Россия. Программа партии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (дата обращения: 09.06.2016).
10. The unified social tax and its impact on social policy in Putin's Russia. Bremen, 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0168-ssoar-437532 (дата обращения: 09.06.2016).
11. Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russi. Moscow, 2015. 476 p.
12. Freundlich M. Legislative strategies to safely reduce the number of children in foster care / / National Conference of State Legislature, 2010. 33 р.
List of literature_
1. Vospriyatie problem detey-sirot i ih semeynogo ustroystva v rossiyskom obshhestve [The perception of orphans' problems and their family unit in Russia]: The report of results of sociological studies for 2013. Moscow, LLC. 2013.96 p.
2. Kolichestvo detey-sirot v Rossii za proshly god sokratilos na 2,3 % (The number of orphans decreased by 2,3 % in Russia over the last year) Available at: http://ria.ru/adaptation/20160601/1441503135.html (accessed 09.06.2016).
3. Naselenie Rossii na 2016god s Krymom (Population of Russia for 2016 with the Crimea) Available at: http://www.rosforce.ru/naselenie-rossii/ (accessed 09.06.2016).
4. Patrioty Rossii. Programma partii (Patriots of Russia. The party's program) Available at: http://www. patriot-rus.ru/dokumentyi/programma.html#p24 (accessed 09.06.2016).
5. Problema detey-sirot na kontrole «Edinoy Rossii» (The problem of orphans is controlled by the «United Russia») Available at: http: //orel.er.ru/news/2013/3/21 /problema-detej-sirot-na-kontrole-edinoj-rossii/ (accessed 09.06.2016).
6. Programma vserossiyskoy politicheskoy partii «Rodina» (The program of the political party «Rodina») Available at: http://nwrodina.ru/programma/ (accessed 09.06.2016).
7. Programma LDPR (The LDPR party) Available at: http://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (accessed 09.06.2016).
8. Spisok zaregistrirovannyh partiy (The list of the registered parties) Available at: http://minjust.ru/ print/40472 (accessed 09.06.2016).
9. Spravedlivaya Rossiya. Programma partii (Fair Russia. The party's program) Available at: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (accessed 09.06.2016).
10. The unified social tax and its impact on social policy in Putins Russia (The unified social tax and its impact on social policy in Putin's Russia). Bremen, 2002 Available at: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0168-ssoar-437532 (accessed 09.06.2016).
11. Differences, Inequalities and Sociological Imagination [Differences, Inequalities and Sociological Imagination]: view from Russia, Moscow, 2015. 476 p.
12. Freundlich M. Legislative strategies to safely reduce the number of children in foster care [Legislative strategies to safely reduce the number of children in foster care]: National Conference of State Legislature, 2010. 33 p.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Зайцева Ирина Александровна, канд. полит. наук, зав. кафедрой «Философия и социальные науки», Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия. Область научных интересов: политические науки (молодежная политика, социальная политика, молодежные организации) [email protected]
Irina Zaytseva, candidate of political sciences, associate professor, Philosophy and Social Sciences department, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets, Russia. Sphere of scientific interests: political science (youth policy, social policy, youth organizations)
Образец цитирования _
Зайцева И.А. Политические и правовые аспекты защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 6. С. 61—68. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-61-68.