Научная статья на тему 'Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного государства России и Беларуси'

Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного государства России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1615
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / СМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мысова Татьяна Федоровна

Статья рассматривает основные этапы подготовки подписания Союзного договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 2 апреля 1997 г., а также формирование Союзного государства России и Беларуси (декабрь 1999-январь 2000 гг.). В материале анализируются такие вопросы, как политическая повестка, экономическая специфика и не в последнюю очередь духовная идентичность двух народов. В то же время, автор не оставляет без внимания целый ряд спорных вопросов и обоюдоострых проблем, стоящих перед руководством Союзного государства. Анализируя их причины, автор пытается выявить вектор, движение по которому способствовало бы их совместному преодолению без конфликтов и споров. Также особое внимание автор уделяет формированию информационной политики Союзного государства, отмечая роль СМИ в создании и закреплении положительного имиджа страны-партнера по Договору в глазах общественности. Затронута также тема организации СМИ Союзного государства. Работая над материалом, автор использовал методологию политической, экономической и исторической наук. В частности, применялся метод политического анализа, количественных оценок и историко-аналитический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические, экономические и духовные особенности формирования Союзного государства России и Беларуси»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Т.Ф. Мысова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Статья рассматривает основные этапы подготовки подписания Союзного договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 2 апреля 1997 г., а также формирование Союзного государства России и Беларуси (декабрь 1999-январь 2000 гг.). В материале анализируются такие вопросы, как политическая повестка, экономическая специфика и не в последнюю очередь духовная идентичность двух народов. В то же время, автор не оставляет без внимания целый ряд спорных вопросов и обоюдоострых проблем, стоящих перед руководством Союзного государства. Анализируя их причины, автор пытается выявить вектор, движение по которому способствовало бы их совместному преодолению без конфликтов и споров. Также особое внимание автор уделяет формированию информационной политики Союзного государства, отмечая роль СМИ в создании и закреплении положительного имиджа страны-партнера по Договору в глазах общественности. Затронута также тема организации СМИ Союзного государства. Работая над материалом, автор использовал методологию политической, экономической и исторической наук. В частности, применялся метод политического анализа, количественных оценок и историко-аналитический метод.

Ключевые слова: СССР, Россия, Беларусь, Союзный договор, Союзное государство, СМИ.

Становление российско-белорусского союза имеет давние историко-культурные и геополитические предпосылки. Издревле россияне и белорусы относятся к восточнославянским народам. Они имели единое культурное и информационное поле, общий уклад жизни и согласованную позицию относительно внешних врагов. Два

э т н оса развивались на основе древнерусской цивилизации и на принципах этнических общностей. При этом и белорусы, и россияне всегда сохраняли самобытное национальное самосознание и культуру [Бондарчик, Григорьева и др., 1998: 62].

В XIII в. в результате формального объединения славянских народов возникло Великое княжество Литовское. В него вошли белорусские земли и русские княжества. Через четыре века к данному объединению прибавились польские земли и была создана Речь Посполитая. В 1795 г. произошел третий раздел Речи Посполитой и белорусские земли вошли в состав Российской империи. С этой даты и до 1991 г. россияне и белорусы имели общую государственность. Был общий рынок. При этом Беларусь в составе СССР имела свою базу народно-хозяйственного комплекса. Республика была равноправным участником сотрудничества в политике и экономике. Белорусская ССР имела даже собственное представительство при ООН! Такое взаимодействие только укрепило культурное сближение россиян и белорусов. А производственная кооперация стала фундаментом для объединения двух государств после развала Советского Союза.

Россияне и белорусы бок о бок пережили много переломных моментов в истории - Первая мировая война, Гражданская война в России, германская оккупация и польская интервенция, наконец, величайшее испытание в истории обоих народов -Великая Отечественная война.

Нынешнее разделение братских народов носит искусственный характер. Основным подтверждением единства русского и белорусского этноса - это родственность языка. В республики существует такое явление, как русско-белорусский билингвизм. Когда человек в повседневной жизни использует два языка. В народе это понятие называется - «трасянка».

После развала СССР бывшие советские республики вступили на самостоятельный путь развития. До этого Беларусь являлась страной многоотраслевой индустрии, интенсивного сельского хозяйства, передовой науки и техники. Она была одной из наиболее развитых в экономиче-

ском отношении республик Советского Союза. Через территорию Беларуси проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, нефте- и газопроводы, воздушные линии, связывающие Россию с восточно- и западноевропейскими странами [Драчевский, 2000: 359].

Поэтому с момента развала СССР отношения России и Беларуси имели тесный и стремящийся к интеграции характер. Создание в 1992 г. СНГ - стало площадкой для продолжения развития двусторонних экономических белорусско-российских отношений. Первым межгосударственным документов в рамках хозяйственных отношений двух стран стало Соглашение между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации от 20 июня 1992 г. о создании межгосударственных хозяйственных структур. В этом же году было принято Соглашение о свободной торговле. Оно подтвердило суверенное право каждой страны проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. Государства договорились, что по отношению к товарам, произведенным из таможенной страны одной из договаривающихся стран, предназначенных для таможенной территории другой стороны, не применяются таможенные пошлины. Таким образом был создан особый режим торговли товарами национального происхождения [Попов, 2015: 13].

Главы двух государств объективно понимали, что Россия и Беларусь связаны общей исторической судьбой, родственными корнями и духовной близостью. Единый взгляд на внешнюю политику, совпадение интересов в сфере национальной безопасности. Все это стало эффективным фундаментом к объединению двух братских народов. В 1995 г. было создано Сообщество Беларуси и России, целью которого являлось политическое и экономической интегрирование по принципу объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. В рамках этого Сообщества 29 апреля 1996 г. был создан представительный орган -Парламентского собрание. Таким образом, осуществилась идея «избирательного»

подхода в интеграции на постсоветском пространстве.

В мае 1995 г. рядом с белорусской деревней Речка под Гомелем был убран пограничный столб. С этого момента официально прекратила существовать разделительная граница между Россией и Беларусью. Также началось тесное сближение двух государств в сферах экономики, политики и культуры.

Практически через год - 2 апреля 1996 г. президенты Беларуси и России - Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали договор о создании Союза Беларуси и России. Это важно событие стало ключевым в создании Союзного государства. Дата 2 апреля стала памятной в истории двух народов и отмечается с тех пор, как День Единения народов Беларуси и России.

После подписания основного документа были созданы рабочие органы Союза России и Беларуси, которые и начали заниматься текущими вопросами российско-белорусской интеграции. Главные органы - Высший Совет и Исполнительный Совет, в который входят президенты двух стран, руководители Парламентов и Правительств.

Сближение России и Беларуси должно было ослабить кризис СНГ и закрепить интеграционные процессы в Содружестве, помочь решить проблему «изоляции» России в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе. Также хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза», близких друг другу по политическому, экономическому и культурному развитию [Попов, 2015: 14].

23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России. В соответствии с данным Уставом были созданы органы управления - Высший Совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России. Парламентское собрание Сообщества Беларуси и России было преобразовано в равнозначный орган Союза. Этого момента отношения двух соседних стран вышли на новый уровень. Поэтапная реализация принятых программ в вопросах экономики, политики, военно-стратегических интересов при сохранении национального суверенитета государств-участников привели к

эффективным результатам. Создание Пограничного и Таможенного комитетов, образование Комитета по вопросам безопасности, формирование исполнительных органов и общего союзного бюджета.

Российско-белорусская интеграция основана на политической воле и сознательных усилиях правительств обоих государств. Это сближение невозможно объяснить сугубо экономическими причинами, потому что географические пропорции России и Беларуси несопоставимы. Для России интеграция имеет, прежде всего, «геополитическое» значение. Союз с Беларусью позволяет России иметь прямой доступ к Калининградскому анклаву, открытый вход в Европу, а также экономит значительные средства, необходимые для создания военно-стратегического сдерживания на западной границе. Белорусские точки ПВО обеспечивают безопасность всего пространства вдоль российско-белорусской границы. Кроме этого, территория Беларуси «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который отгораживает Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Литву и Латвию в Балтийское море и через Украину - в Черное [Попов, 2015: 16].

Последним этапом в истории создания Союзного государства Беларуси и России стало подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создание Союзного государства. В этот день в Москве была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, в рамках которой определяются высшие органы, пределы совместного ведение государств-участниц, вопросы обеспечения единого информационного пространства и многие другие важные сферы взаимодействия.

Успешного функционирование Союза Беларуси и России требовало и создание общей информационной площадки, на которой возможно было бы качественно реа-лизовывать общесоюзные программы в вопросах информирование граждан двух государств. В январе 1998 года была создана совместная Телевещательная организация, которая стала общей площадкой

для освящения происходящих событий в Союзе Беларуси и России.

В Договоре о создании Союзного государства прописаны его основные цели:

1. мирное и демократическое развитие братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

2. формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития;

3. соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права;

4. согласование внешней политики и внутренней политики в области обороны;

5. создание единой правовой системы демократического государства;

6. согласованная социальная политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие СНГ1.

Ключевой момент в Договоре о создании Союзного государства - и Россия, и Беларусь сохраняют за собой государственный суверенитет. Союзный договор устанавливает вопросы исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и гос-ударств-участников.2

В исключительную компетенцию Союзного государства входят три направления вопросов: экономика, совместная безопасность и оборона, отдельная система органов управления Союзным государством. К совместной компетенции относятся оборонная политика, социальная сфера, обмен опытом в области науки, культуры, образования, экологии, а также борьба с терроризмом.

1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» // СЗ РФ. - 2000. - №7. - С. 786.

2 Конституционный акт Союзного государства (проект), ст. 1 // Право и жизнь. - 2006. - № 95.

Профессор Н. А. Михалева придерживается мнения, что Союзное государство России и Беларуси имеет черты и конфедеративного, и федеративного союза [Михалева, 2002: 15].

Профессор Ю. Тихомиров, наоборот, считает, что российско-белорусская интеграция - пример новой разновидности государства [Тихомирова, 1999: 2].

Интеграция России и Беларуси происходит поэтапно. Некоторые результаты по унификации законодательства уже имеются:

1. гражданский кодекс Беларуси приведен в соответствии с российским законодательством;

2. унифицировано база о налогообложении доходов граждан;

3. унификация пенсионного законодательства;

4. поиск единых подходов по социальной защите россиян и белорусов;

5. утверждение общих принципов совместной оборонной политики и охраны общественного порядка [Пастухова, 2000: 125].

Основной проблемой в функционировании Союзного государства является отсутствие Конституционного акта, который смог бы закрепить порядок согласования международных договоров, коллизий и спорных вопросов между национальными конституциями России и Беларуси и нормативно-правовыми базами государств-участников, компетенции судов и других органов государственной власти Союзного государства.

Замедленная подготовка к принятию этого документа влияет и на формирование единого информационного пространства. Нет устойчивого и долгосрочного плана по освещению и продвижению Союзного государства как политического субъекта. Конституционно-правовой статус в массовой аудитории России и Беларуси не определен. Граждане двух государств не знают о том, что происходит в Союзном государстве на законодательном уровне. Отсутствуют сведения и аналитика, которая разъясняет авторитет и перспективу российского-белорусского сотрудничества.

В апреле 2017 г. президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью межгосударственной телерадиокомпании «Мир» заявил, что говорить «о полноценном формировании Союзного государства со всей присущей ему атрибутикой (общей конституцией, единой валютой и так далее) пока не рано. Сегодня мы к этому не готовы. И не столько белорусы, сколько россияне, российское руководство. Но надо тогда решать другие вопросы. Что касается людей - мы немало сделали. Теперь надо на экономику посмотреть». 1

Именно эта неоднозначность конституционно-правового статуса Союзного государства определяет специфику подходов и принципов информационной политики. Ведь в целом системы государственных СМИ России и Беларуси развивались на общей советской базе. Они имеют практически одинаковые профессиональные, правовые и этические нормы, а также подходы к освещению событий. Поэтому очевидно, что информационное пространство Союзного государство должно быть направлено на поддержку и укрепление в союзных СМИ понимание идей объединения, а также на дальнейшую работу по обсуждению и дальнейшему утверждению Конституционного акта.

Российско-белорусский союз не соответствует привычным признакам государственности - единая публичная власть, территория и суверенитет, - которые, впрочем, в современных реалиях уже не абсолютно обязательны для функционирования государства. Сегодня транснациональные союзы и финансово-промышленные группы находятся за рамками национальных границ. Это все заставляет искать новые определения и термины. В частности, появляется понятие «квазигосударство - государственно-подобное образование, признаки которого составляют неполный (динамический или статистический) ряд признаков» [Миронова, 2007: 35].

1 Лукашенко: Белорусы и россияне не готовы к общей конституции и единой валюте // URL: https://news.tut.by/economics/538609.html (Дата обращения: 12.05.2017)

Сегодня Союзное государство вступило в переходную стадию от интеграции к конфедерации. Однако этот процесс остановился. Это создает дополнительные проблемы для организации грамотной и эффективной информационной политики. Законодательные и исполнительные органы российско-белорусского союза прорабатывают совместные проекты в области внешней политики, внутренней и внутригосударственной безопасности, формирование равных экономических условий для субъектов хозяйствования двух государств, а также создание надежной системы социальной защиты людей в области пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и материальной поддержки малоимущих граждан России и Беларуси.

Состояние российско-белорусского союза нельзя назвать стабильным. Отсутствует стабильный прогресс в вопросах объединения и интеграции, результативность политических действий крайне низкая несмотря на то, что внешне руководство России и Беларуси заинтересовано в процессах консолидации. Многие эксперты считаю образование Союзного государства - бесперспективным проектом. Они выступаю против взаимовыгодного для народов России и Беларуси союза государств, рассматривая лишь вариант включения Беларуси в состав России в качестве административно-территориальной единицы. Такие ж противоречия отражаются и в прессе, которые освещают данные вопрос в России и Беларуси [Попов, 2015: 32].

В 2007 г. в Центре социологических и политических исследований Белорусского государственного университета эксперты сформировали аналитическую записку на тему «Анализ состояния и перспектив развития единого информационного пространства России и Беларуси». В ней говорится о том, что большая часть представителей белорусских СМИ отмечают целесообразность создания союза на принципах равноправия, сохранения суверенитета и независимости государств. Такой же позиции придерживаются и опрошенные журналисты союзных СМИ. Эксперты-журналисты российских СМИ сошлись на позиции, что наиболее логичным будет

создание единого федеративного государства.

В учредительных межгосударственных документах Союзное государство позиционируется как государство. Созданы основные органы управления: Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Совет министров, Высший Государственный Совет и Постоянный комитет Союзного Государства.

Эти ведомства решают основные вопросы развития российско-белорусского союза - утверждают бюджет, государственную символику, заслушивают отчеты Председателя Совета Министров о реализации совместных проектов и принятых решений.

Например, ежегодно в регионах России и Беларуси проводятся традиционные выставки и ярмарки продукции предприятий, создаются сети оптовой и розничной торговли, происходит реконструкция и строительство дорог, гостиниц, выставочных зон. Такие события дают богатую почву для работы союзных СМИ. Одна пресса часто освещает такие события сухо и официально. У читателя не появляется интерес узнать, как сотрудничают россияне и белорусы.

Давно подсчитано, что Россия для Беларуси - это основной экономический и торговый партнер. Товарооборот с российскими регионами достигает более 50 процентов. При этом Беларусь для России также является важнейшим экспортным направлением. Республика занимает третье место во внешнеторговом обороте России после Германии и США. Среди стран СНГ занимает первое место в импорте России и второе - в экспорте [Попов, 2015: 36].

Между Россией и Беларусью можно выделить следующие виды экономического взаимодействия:

• Отсутствие торговых барьеров в зонах свободной торговли.

• Наличие единых таможенных правили тарифов для сотрудничества с третьими странами.

• Наличие общего рынка со свободным перемещением продукции, рабочей силы и капитала по российским регионам и белорусским областям.

• Два государства согласовывают и координируют экономические курсы в соответствии с правилами общего рынка.

Белорусскую экономику сложно назвать рыночной. Частная собственность представлена в малом объеме. При этом она находится под строгим контролем государства. Российская экономика также имеет переходный тип со смешанными формами собственности. Однако свободный рынок и частный капитал представлен значительно шире. Уровень российского капитала в российско-белорусском союзе минимальный. Белорусские власти сознательно уходят от приватизации государственных предприятий.

Чтобы реализовать это взаимодействие есть отдельная Программа Действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Основные пункты, следующие:

1. Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики.

2. Унификация гражданского законодательства.

3. Унификация налогового законодательства.

4. Формирование и исполнение бюджета Союзного государства.

5. Единая торговая и таможенно-тарифная политика.

6. Объединение энергетической и транспортной систем.

7. Единое научно-техническое пространство.

8. Единая пограничная политика.

9. Согласованная деятельность правоохранительных органов и специальных служб [Попов, 2015: 23].

Такое широкое поле сотрудничество России и Беларуси не может гармонично функционировать без информационного сопровождения. В российско-белорусском союзе сформировалась значительная база для того, чтобы у нее сформировалось отдельное единое информационное поле на пересечении отдельных российских и белорусских СМИ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белорусы. Серия «Народы и культуры» / под ред. В.К. Бондарчик. Р.А. Григорьевой, М. Ф. Пилипенко, В. А. Тиш-кова, С.В. Чешко. М.: Наука, 1998.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» // СЗ РФ. 2000. №7.

3. Драчевский Л.В. Россия и Белоруссия создают Союзное государство // Международная жизнь. 2000. № 1.

4. Миронов В.О. Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития // Автореф. дисс. доктора юридических наук Владимир, 2007.

5. Михалева Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. 2002. №

6. Пастухова И.Б. Союз России и Белоруссии: этапы, особенности, перспективы (конституционно-правовой аспект): Дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.

7. Попов С.Ю. Союзные СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии // Дис. канд. филолог. наук, РУДН. М., 2015.

8. Тихомиров Ю. Не надо бояться мнения народа // Российская газета. 1999. С. 2.

Об авторе: Мысова Татьяна Федоровна - аспирантка первого года обучения аспирантуры кафедры Теории и истории журналистики РУДН (e-mail: my-sova@mail.ru).

POLITICAL, ECONOMICAL AND SPIRITUAL FEATURES OF FORMING

OF THE RUSSIAN-BELARUS UNION STATE

T.F. Mysova

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article researches the main stages of preparing the signing of the Union Treaty between the Republic of Belarus and the Russian Federation on April 2nd, 1997, as well as the formation of the Union State of Russia and Belarus (December 1999-January

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 4 (2018)

2000). The material analyzes such questions as the political agenda, the economic specifics and, not least, the spiritual identity of the two nations. At the same time, the author does not ignore a number of controversial issues and double-edged problems facing the leadership of the Union State. Analyzing their causes, the author tries to identify a vector, the movement along which would facilitate their joint overcoming without conflicts and disputes. The author also pays special attention to the formation of the information policy of the Union State, noting the role of the media in creating and consolidating the positive image of the partner country under the Treaty in the public eye. Also, the organization of the media of the Union State is touched in the material. Working on the material, the author used the methodology of political, economic and historical sciences. In particular, the method of political analysis, quantitative assessments and the historical-analytical method were applied.

Keywords: USSR, Russia, Belarus, Union Treaty, Union State, mass media.

REFERENCES

1. Belorusy. Serija «Narody i kul'tury» / pod red. V.K. Bondarchik. R.A. Grigor'evoj, M. F. Pilipenko, V. A. Tishkova, S.V. Cheshko. M.: Nauka, 1998.

2. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Belarus' ot 8 dekabrja 1999 g. «O sozdanii sojuznogo gosudarstva» // SZ RF. - 2000. - №7.

3. Drachevskij L.V. Rossija i Belorussija sozdajut Sojuznoe gosudarstvo // Mezhduna-rodnaja zhizn'. 2000. - № 1.

4. Mironov V.O. Sojuznoe gosudarstvo Ros-sii i Belorussii v sisteme form gosu-darstvennogo ustrojstva: problemy iden-tifikacii i perspektivy razvitija // Av-toref.diss. doktora juridicheskih nauk. Vladimir, 2007.

1. 5. Mihaleva N.A. Pravovye problemy sozdanija Sojuznogo gosudarstva Rossii i Belarusi // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 6. Pastuhova I.B. Sojuz Rossii i Belorussii: jetapy, osobennosti, perspektivy (konstitucionno-pravovoj aspekt): Diss. Kand.jurid.nauk. M., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Popov S.Ju. Sojuznye SMI kak instrument informacionnoj politiki Sojuznogo gosudarstva Rossii i Belorussii // Dis. kand. filolog. nauk, RUDN. M., 2015.

7. Tihomirov Ju. Ne nado bojat'sja mnenija naroda // Rossijskaja gazeta. 1999.

About the author: Mysova Tatiana F. -aspirant of the first year, Department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: my-sova@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.