Научная статья на тему 'Историко-правовые основания информационной политики Союзного государства Россия - Белоруссия'

Историко-правовые основания информационной политики Союзного государства Россия - Белоруссия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1094
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ-БЕЛОРУССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барабаш Виктор Владимирович, Попов Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются основные историко-культурные предпосылки сближения Российской Федерации и Республики Беларусь, а также правовой статус информационной политики Союзного Государства Россия-Белоруссия, прослеживается ход основных событий, предшествовавших созданию Союзного Государства, выявляется конституционно-пра-вовая обусловленность специфики обеспечения его информационной деятельности в современных условиях. Наиболее тесного межгосударственного сближения на постсоветском пространстве Россия и Беларусь достигли после подписания Договора о создании Союзного государства. Создание Союзного государства России и Беларуси является важным фактором социально-экономической, политической, культурной и информационной интеграции на постсоветском пространстве, действенной моделью объединения стран СНГ новой формации. Российско-белорусский союз можно и нужно рассматривать двояко: и как воссоединение частей некогда единого государства, и как слияние частей некогда единого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые основания информационной политики Союзного государства Россия - Белоруссия»

УДК 94

Барабаш Виктор Владимирович

доктор филологических наук, профессор; почетный профессор Хэнаньского университета (КНР), декан филологического факультета, заведующий кафедрой массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов Subzero86@bk.ru

Попов Сергей Юрьевич

аспирант кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов Subzero86@bk.ru

Историко-правовые

основания

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ союзного ГОСУДАРСТВА РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ

Victor V. Barabash

doctor of philology, full professor, honorable professor of Henan University (People's Republic of China), dean of the philological faculty, head of the Department of mass communications People’s Friendship University of Russia Subzero86@bk.ru

Sergei Yu. Povov

graduate student at the Department of mass communication People’s Friendship University of Russia Subzero86@bk.ru

Historical and legal

FOUNDATIONS OF INFORMATION POLICY OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

Аннотация. В статье рассматриваются основные историко-культурные предпосылки сближения Российской Федерации и Республики Беларусь, а также правовой статус информационной политики Союзного Государства Россия-Белоруссия, прослеживается ход основных событий, предшествовавших созданию Союзного Государства, выявляется конституционно-правовая обусловленность специфики обеспечения его информационной деятельности в современных условиях. Наиболее тесного межгосударственного сближения на постсоветском пространстве Россия и Беларусь достигли после подписания Договора о создании Союзного государства.

Создание Союзного государства России и Беларуси является важным фактором социальноэкономической, политической, культурной и информационной интеграции на постсоветском пространстве, действенной моделью объединения стран СНГ новой формации. Российско-белорусский союз можно и нужно рассматривать двояко: и как воссоединение частей некогда единого государства, и как слияние частей некогда единого народа.

Ключевые слова: исторические предпосылки, правовой статус, информационная политика, государство, Союзное Государство Россия-Белоруссия.

Annotation. In the article the main historical and cultural prerequisites of rapprochement of the Russian Federation and Republic of Belarus and also the legal status of information policy of the Union State of Russia-Belarus are considered; the course of the main events preceding creation of the Union State is traced and constitutional and legal conditionality of specifics of providing its information activities in modern conditions is identified. The closest interstate convergence in the postSoviet space Russia and Belarus reached after the signing of the Treaty establishing the Union state. The creation of the Union State of Russia and Belarus is an important factor of socio-economic, political, cultural and information integration on the post-Soviet space, the effective model for combining of the CIS countries new formation. Russia-Belarus Union can and should be viewed in two ways: as a reunion of parts of the once united state, and as a merge of parts of the once unified people.

Keywords: historical background, legal status, media policy, state, Union State of Russia and Belarus.

Информационная политика любого государства опирается на конституционно-правовую базу, которая состоит из основных правоустанавливающих документов.

Наиболее тесного межгосударственного сближения на постсоветском пространстве Россия и Беларусь достигли после подписания Договора о создании Союзного государства от 8 декабря

231

1999 года. Согласно Договору государства-участники создают Союзное государство, знаменующее собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Подписанный Договор отражал ре-альнуюволю российского и белорусского народов и политического руководства России и Белоруссии жить в едином государстве [1]. Этот документ стал легитимной правовой основой всеобъемлющей интеграции в экономической и социальной областях, культуре и просвещении, в сферах безопасности, обороны, согласованного взаимодействия на международной арене, а также в разработке и реализации единого глобального информационного пространства, которое обеспечило бы стабильность развития Союзного Г осударства.

Исторические факты подтверждают, что восточнославянские народы, к которым относятся белорусы, украинцы и русские, всегда существовали в едином культурном поле, а их разделение всегда носило искусственный характер. После распада Древнерусского государства на несколько частей в результате монголо-татарского нашествия эти разрозненные части воссоединились к концу XVIII века уже в составе Российской империи. В рамках огромной страны складывался единый общероссийский рынок, в котором проходило региональное разделение труда на базе единого народно-хозяйственного комплекса. Переломными в истории белорусов и россиян стали годы Первой Мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны в России. Германская оккупация и польская интервенция наложили свой отпечаток на формирование белорусской государственности, которая утвердилась в виде Белорусской Советской Социалистической Республики. В декабре 1922 г. Российская Федерация, Украина, Закавказская Федерация и Беларусь образовали Союз Советских Социалистических Республик, который просуществовал как единое государство до 1991 г.

После подписания в декабре 1991 г. в резиденции Вискули (Беларусь) заявления о прекращении существования СССР и заключения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) между Российской Федерацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатические отношения. Однако все историко-культурные предпосылки и социальноэкономическая ситуация подталкивали оба государства к сближению.

С 1992 по 1999 гг. между Россией и Белоруссией был заключен целый ряд документов о сотрудничестве в различных сферах деятельности. Первым межгосударственным документом в рамках хозяйственных отношений двух стран явилось Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации от 20 июля 1992 г. о создании межгосударственных хозяйственных структур. Ключевым для развития торгово-экономических отношений между Беларусью и Россией стало Соглашение о свободной торговле от 13 ноября 1992 г. В феврале 1995 г. одновременно с «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Рос-

сийской Федерацией и Республикой Беларусь» между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было заключено «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки». 6 января 1996 г. Правительства Российской Федерации и Республики Беларусь подписали в Минске Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений. Тогда же было заключено Соглашение о Таможенном союзе, в котором стороны договорились о ведении взаимной торговли в режиме внутренней торговли. 26 мая 1995 г. не стало границы между Россией и Беларусью. В 1996 году Россия и Беларусь встали на путь непосредственного восстановления и укрепления экономических, политических и историкокультурных связей, которые на протяжении многих веков связывали братские народы.

2 апреля 1996 г. в Москве Президенты Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Стороны решили образовать политически и экономическиинтегрирован-ное сообщество в целях объединения экономического, политического, интеллектуального ресурсов своих государств. 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководителями Парламентов двух государств было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Именно в это время начинают вырисовываться первые контуры будущего Союзного государства. После подписания Договора были сформированы рабочие органы Союза России и Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главными органами Союза стал Высший Совет и Исполнительный Совет, в составы которых вошли руководители государств, Правительств и Парламентов двух стран. В 1997-1998 гг. были сформированы исполнительные органы Союза, утвержден общий бюджет, пограничный и таможенный комитеты, а также комитет по вопросам безопасности. 25 декабря 1998 г. были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря1999 г. состоялось подписание Договора о создании Союзного государства и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 г. после ратификации Договора парламентами двух стран он вступил в силу. Российская Федерация и Республика Беларусь создали новое государство, которое ознаменовало новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

В настоящее время в соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

232

Один из элементов взаимодействия союзного парламента и национальных парламентов заложен непосредственно в принципе формирования верхней палаты союзного парламента - Палаты Союза. Союзный парламент принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к компетенции Союзного государства. В Союзном государстве законодательная деятельность союзного парламента является основополагающей, что в значительной степени определяет непосредственные направления работы национальных парламентов в единой правовой системе.

Создание Союзного государства России и Беларуси является важным фактором социальноэкономической, политической, культурной и информационной интеграции на постсоветском пространстве, действенной моделью объединения стран СНГ новой формации. Российскобелорусский союз можно и нужно рассматривать двояко: и как воссоединение частей некогда единого государства, и как слияние частей некогда единого народа.

Договор о создании Союзного государства очертил круг задач стратегического значения союзного строительства. Их реализация охватывает создание единого экономического и таможенного пространства, эффективное социально-экономическое развитие на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов двух стран, проведение согласованной внешней и оборонной политики, бюджет Союзного государства, союзные программы и другие направления взаимодействия.

Достижение целей Союзного государства должно осуществляться поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами. Договор о создании Союзного государства направлен на формирование межгосударственного образования Беларуси и России, в общих чертах, определяя контуры его правовой системы и государственного устройства. Детализация этих основ осуществляется в ходе реализации этапов создания Союзного государства, при этом выявляются новые критерии, актуализируются цели и задачи применительно к новым реалиям времени.

Индикаторы состояния интеграции связаны с целевыми показателями данного процесса, а именно кластерами (этапами реализации), выделенными в Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Среди основных кластеров особое место занимает обеспечение единого информационного пространства, причем и в России, и в Беларуси задачи информационной политики рассматриваются как средство утверждения обретенного суверенитета, национально-государственного строительства, формирования самостоятельной внутренней и внешней политики.

При этом приоритет отдается задачам по осуществлению комплекса взаимосвязанных меро-

приятий в экономической и правовой сферах. Правотворческий процесс закрепляет достигнутые результаты социально-экономического развития интеграции документами высших органов Союзного государства, белорусско-российскими двусторонними соглашениями, а также договоренностями, принимаемыми в рамках других межгосударственных образований.

Определение порядка и критериев оптимизации интересов Союзного государства лежит в плоскости установления существующего в настоящее время государственного устройства Союзного государства и окончательного определения его конституционного устройства. Обязательным элементом интеграции при этом является формирование единой правовой системы, создание элементов государственного управления наднационального характера, направленных на более полное обеспечение функций и полномочий Союзного государства.

В исключительное ведение Союзного государства должны быть переданы только те вопросы, которые являются основополагающими для объединения двух государств и его эффективной деятельности. К ним относятся оборонная политика и военное сотрудничество, пограничная политика, торговая и таможенно-тарифная политика, денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, объединенная транспортная и топливно-энергетическая системы, система связи, вопросы гражданства Союзного государства.

Это позволяет построить единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Кроме того, к исключительному ведению Союзного государства необходимо отнести сферы, относящиеся к деятельности самого этого образования. Это международная деятельность Союзного государства, его бюджет, управление совместной собственностью, установление системы союзных государственных органов и порядка их формирования, организации и деятельности, а также принятие в состав этого образования других государств.

Согласно Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей и общим бюджетом, его результатом должна стать тесно согласованная политика государств-^астников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях.

Ключевым положением Договора о создании Союзного государства является сохранение государственного суверенитета государств - участников Союза и разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и субъектами Союзного государства. Это положение хорошо разъясняется в проекте Конституционного акта Союзного государства, согласно 1й статье которого каждое государство - субъект

233

Союзного государства сохраняет государственный суверенитет и, вместе с тем, на добровольной и равноправной основе передает часть своих полномочий Союзному государству для реализации общих целей и задач [3]. Такая позиция затрагивает и особенности проведения информационной политики Союзного Государства.

Исходя из общих целей и задач государств -участников Союзного государства, Союзный договор устанавливает вопросы исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и государств-участников.

К исключительной компетенции Союзного государства относятся три группы вопросов. Основная группа - базисные экономические вопросы (создание единого экономического пространства, единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, единые правила конкуренции и защиты прав потребителей и др.). Вторая группа - совместная деятельность в области обороны (разработка и размещение совместного оборонного заказа, функционирование региональной группировки войск, пограничная политика Союзного государства). Третья составляющая исключительной компетенции Союзного государства - установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся взаимодействие в области совместной оборонной политики, принятие в его состав других государств, координация и взаимодействие в сфере внешней политики, социальная сфера, развитие науки, культуры, образования, гармонизация и унификация законодательств государств-участников, охрана окружающей среды, борьба с терроризмом и другими видами преступности [4, с.22].

Концептуальные основы информационной политики должны опираться на правовой статус Союзного государства как межгосударственного образования нового типа. Несмотря на особенность ситуации в случае объединения России и Белоруссии, их Союзное государство имеет ряд существенных признаков, обязательных для государственного образования.

В сфере международных отношений обособление и географическая идентификация определяется наличием определенного территориального пространства, то есть территориальность становится первым важным качественным признаком государственного образования.

В соответствии с 7-й статьей Договора об образовании Союзного государства [5, с. 7], территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участникови должна обладать свойством внутреннего единства. Однако в то же время определение государственных границ Союзного государства сегодня абсолютизирует принцип суверенитета государств-участников.

Известно, что внутреннее единство государственного территориального пространства во многом определяется свободой внутреннего передвижения граждан, а также единством правового и экономического пространства.

С одной стороны, в процессе объединения экономик России и Белоруссии уже достигнуты определенные результаты. С другой, - их экономическая интеграция отнюдь еще не достигла такого уровня, который позволил бы говорить о едином экономическом пространстве Союзного государства, несмотря на то, что все правовые основания для его формирования уже имеются, и нужно лишь реализовать ужедостигнутые политические двусторонние договоренности.

Второй признак единой государственной территории - это единое правовое пространство, которое обеспечивается общей правовой системой объединенных территорий. Процесс унификации российского и белорусского законодательств уже развивается. Так, согласно статье 14 Союзного договора граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства [6, с. 15], хотя ряд договоренностей еще не выполнен.

Целый ряд важных вопросов общественной жизни уже относитсясовместному ведению Союзного государства и государств-участников: оборонная политика, принятие в состав Союзного государства других государств, координация и взаимодействие в сфере внешней политики, социальная сфера, развитие науки, культуры, образования, гармонизация и унификация законодательств государств-участников, охрана окружающей среды, борьба с терроризмом и другими видами преступности. Руководящие органы Союзного Государства осуществляют свою деятельность только в рамках консультативнокоординационной работы, что говорит об их фактическом несоответствии понятию органов государственной власти.

В сфере международного права компетенция Союзного государства также весьма ограничена. Хотя проект Конституционного акта Союзного государства и закрепляет положение о том, что Союзное государство обладает международной правосубъектностью, но в реальности субъекты Союзного государства во всех важных международных делах выступают самостоятельно и независимо. Единого представительства России и Белоруссии в международных организациях в качестве Союзного Г осударства не существует.

Таким образом, созданные общественно-политические институты Союзного Государства России и Белоруссии, с одной стороны, указывают на наличие признаков федеративного государства (центральный государственный аппарат, общая государственная граница, единое экономическое пространство, единое гражданство, выделение вопросов исключительной компетенции и раздельного ведения). В то же время, консульта-тивно-координирующие полномочия руководящих Союзных органов, декларативный характер многих «федеративных» свойств (например,

234

гражданство Союзного государства, ограниченность международного права), отсутствие реального содержания у многих заявленных институтов указывает на конфедеративную направленность развития ситуации, хотя отсутствие какого-либо продвижения в практической реализации положений Союзного договора ставит и это предложение под сомнение. По многим существенным вопросам государственной деятельности Союзное Государство еще остается на позициях международной межгосударственной организации, заявленной при регистрации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза в Организации Объединенных Наций в сентябре 1997 г.

В современных условиях глобализации и информатизации формирование Союзного Государства не может быть успешным без осуществления грамотной информационной политики, ведущая роль в реализации которой должна быть отведена СМИ. Однако информационная деятельность, являющая важной частью деятельности любого государственного образования, к сожалению, пока не получила должного отражения в основных правовых документах.

Еще в 2007 году Центр социологическихи политических исследований подготовил аналитическую записку «Анализ состояния и перспективы развития единого информационного пространства Беларуси и России» [2], в которой, в частности, отмечается, что «подавляющее большинство представителей белорусских СМИ считают целесообразным создание союза на основе равноправия, сохраняя суверенитет и независимость государств (такого же мнения придерживаются все опрошенные эксперты-журналисты союзных СМИ). В то время как большинство представителей российских СМИ выступают за образование единого федеративного государства. Однако среди экспертов не было ни одного, кто считал бы создание союза Беларуси и России нецелесообразным. По мнению многих экспертов, этот Союз необходим:

1. Для более динамичного экономического развития обеих стран. Это позволит объединить экономические интересы двух стран на основе интеграции и кооперации, так как многие предприятия уже экономически связаны между собой. В социальном плане это объединение решало бы многие проблемы, включая медицинские, образовательные, пенсионного обеспечения и т.д. Вместе мы сильнее экономически, плюсов у объединения больше для обоих государств.

2. Чтобы не были разъединены славянские народы (нет причин, по которым мы должны жить раздельно). Союз нужен простым людям, чтобы не чувствовать себя чужими: белорусам в России, а россиянам - в Беларуси. Для комфортной жизни с соседями, с братьями по крови, языку, истории. Совместно легче отстаивать общие ценности и интересы, сохранить свою духовную и культурную самобытность.

3. Для усиления политического веса, для поддержания политического баланса на постсовет-

ском и европейском пространстве, чтобы быть сильным государственным объединением в Европе, для укрепления геополитического положения обеих стран. Мы должны восприниматься миром едино, сильно. Пример Югославии должен всегда стоять перед глазами.

4. Для усиления безопасности, повышения обороноспособности, для укрепления военностратегического положения обеих стран, для сдерживания угрозы со стороны США и Запада. Чтобы мир перестал быть однополярным. Чтобы граница была в Бресте, а не под Смоленском.

5. Для стимулирования объединительных процессов на постсоветском пространстве. К Союзу рано или поздно потянутся бывшие республики, и будет великая страна.

6. Для сохранения традиционных производственных, культурных и гуманитарных связей.

Такие мнения экспертов из числа представителей СМИ демонстрируют крайнюю и давно назревшую потребность в выработке единых параметров информационной политики для СМИ Белоруссии и России.

Основным субъектом, воплощающим в жизнь информационную политику государства, являются государственные СМИ. Их деятельность обычно опирается на идеологическую концепцию, сформированную в соответствии с ведущими векторами государственной политики.

Будучи проводниками государственных идей и решений, СМИ испытывают потребность в конкретных установках по освещению жизни и деятельности Союзного государства. Неопределенность и расплывчатость конституционно-правовых признаков провозглашенного Союзного государства, размытость его целей, задач и реального политического статуса приводят к отсутствию ясного понимания целей и задач в информационной деятельности. В этих условиях средства массовой информации теряют возможность выполнять свои основные функции, так как конечной целью СМИ является не просто информирование, а формирование общественного мнения. Отсутствие устойчивого и конкретного понимания предмета общественного мнения, каковым является Союзное Государство в аспекте его конституционно-правового статуса, генеральной линии в работе с массовой аудиторией лишает СМИ главного основания их деятельности и затрудняет их работу. Двойственность и неопределенность политического лица Союзного Государства создает двойственную ситуацию и в деятельности СМИ по освещению его функционирования и развития.

Решение о формировании Союзного государства, принятое в декабре 1999 г., стало крупномасштабным совместным проектом руководства двух государств, в том числе и в информационном плане: к этому моменту результаты развития Сообщества России и Беларуси создали необходимые и достаточные предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение - Союзное госу-

235

дарство, которое было призвано полнее удовлетворять интересы граждан обеих стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности и проведения единой информационной политики. Так, в январе 1998 г. был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, что стало отправной точкой формирования информационной инфраструктуры Союзного Государства.

С точки зрения информационной политики, Союзное Государство является специфическим субъектом. С одной стороны, и российские, и белорусские СМИ имеют свою многолетнюю историю, традиции, цели и задачи. Пока что процесс объединения не затронул сложившиеся системы СМИ, которые остаются самостоятельными и ориентированными на освещение событий для массовых аудиторий своих стран. В то же время, были созданы специальные СМИ Союзного Государства, главной задачей которых

Литература:

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999. «О создании союзного государства». СЗ РФ. 2000. № 7. 786 с.

2. Аналитическая записка. Центр социологических и политических исследований. Минск : изд-во Б ГУ, 2007 г. С. 17.

3. Конституционный акт Союзного государства (проект), от. 1. Право и жизнь. 2006. № 95. С. 3-34.

4. Договор о создании Союзного государства, от. 18. СЗ РФ. 2000. № 7. 786 с.

5. Договор о создании Союзного государства, от. 7. СЗ РФ.2000. № 7. 786 с.

6. Договор о создании Союзного государства, от. 14. СЗРФ.2000. № 7.786 с.

является освещение всех аспектов деятельности России и Беларуси в рамках Союзного Государства. Однако. на сегодняшний день их доступ к массовой аудитории обеих стран ограничен, эти СМИ практически не известны и не пользуются популярностью. Очевидно, что процесс интеграции не затронул национальные СМИ, и их трансформация в СМИ союзные - это вопрос, требующий серьезного обсуждения и теоретического обоснования. Тем не менее, такая двойственная ситуация негативно сказывается на информационной политике Союзного Государства, которое активно развивается в экономическом плане, но не в политическом. Тогда как культурная общность двух народов и их частичная национальная идентичность не вызывают сомнений. В этих условиях разработка информационной политики как необходимой составляющей в деятельности любого государства в данном случае требует особого подхода. Историкокультурные предпосылки для ее формирования прочны и нерушимы, экономические - находятся в состоянии постоянного роста и расширения, а политические пока неустойчивы.

Literature:

1. The agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus. CL RF. 2000. № 7. 786 p.

2. Analytical report. Center for sociological and political research. Minsk : BSU, 2007. P. 17.

3. The constitutional act of the Union State (project). Art. 1. Law and life. 2006. № 95. P. 3-34.

4. The Treaty of the establishing of the Union State. Art. 18. CL RF. 2000. № 7. 786 p.

5. The Treaty of the establishing of the Union State. Art. 7. CL RF. 2000. № 7. 786 p.

6. The Treaty of the establishing of the Union State. Art. 14. CL RF. 2000. № 7.786 p.

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.