Научная статья на тему 'Политические аспекты сетевой модели взаимодействия университетов'

Политические аспекты сетевой модели взаимодействия университетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна

Под влиянием усиливающегося процесса глобализации сфера высшего образования начинает испытывать на себе давление не только национальных (отечественных), но и транснациональных сил (со стороны транснациональных компаний, международных организаций и т.д.). Университет, становясь значимым и самостоятельным актором на международной арене, тем не менее, не выходит из-под влияния государства. Таким образом, анализируя сетевую модель взаимодействия университетов, необходимо рассматривать также политические характеристики её функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты сетевой модели взаимодействия университетов»

УДК 316.346

Е.В. Пономарева

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

Под влиянием усиливающегося процесса глобализации сфера высшего образования начинает испытывать на себе давление не только национальных (отечественных), но и транснациональных сил (со стороны транснациональных компаний, международных организаций и т.д.). Университет, становясь значимым и самостоятельным актором на международной арене, тем не менее, не выходит из-под влияния государства. Таким образом, анализируя сетевую модель взаимодействия университетов, необходимо рассматривать также политические характеристики её функционирования.

Глобализация, сетевое взаимодействие, университет, актор

E.V. Ponomorjova POLITICAL ASPECTS OF THE NET MODEL OF UNIVERSITY COLLABORATION

The sphere of higher education begins to feel the influence of not only national but also of the transnational powers (from the transnational companies and international organizations) under the growing impact of the process of globalization. A university is becoming a significant and independent actor on the international stage. At the same time it doesn’t going out of the national influence. It can be said that the analysis of the net model of university collaboration must include the examination of the political characteristics of its functioning

Globalization, net collaboration, university, actor

Глобализация проявляется в охватывании мира сетями структур, культур и институтов. В этих условиях университет больше не может оставаться замкнутым в национальном государстве. Одним из способов выживания и развития университета является его выход на международную арену. В окружении других мировых институтов и транснациональных корпораций, университеты разных стран объединяются в структуру, определяемую нами как сетевая структура взаимодействия. Эта структура сотрудничества вузов основывается на интернационализации высшего образования, но находит свое воплощение только с развитием процесса глобализации.

Современная эпоха характеризуется высоким уровнем наднациональности функционирования институтов общества. Глобальные силы становятся в значительной степени влиятельнее национальных сил. Такая ситуация находит свое отражение в развитии коммуникационных сетей, функционировании международных организаций, оформлении крупных силовых блоков, распространении идеологии массового потребления, появлении международного разделения труда и т.д. По мнению

В.К. Левашова, построение сети новых глобальных отношений между странами стало возможным только после «разгосударствления» действий социальных акторов и появления новых акторов на международной арене [3]. Примером такой глобальной сети отношений является сетевая структура взаимодействия университетов.

При осмыслении сетевой структуры взаимодействия университетов можно говорить о том, что создается единое образовательное поле, в котором стираются национальные и политические границы, препятствующие коммуникации и свободному перемещению капитала. С национального государства на университеты перекладывается ответственность за функционирование самих университетов и полномочия в принятии решений. Таким образом, при развитии процесса глобализации университет становится полноправным актором международного взаимодействия с полным комплексом прав и обязанностей.

Государства и институты высшего образования формируют пространство взаимодействия, в рамках которого они вовлекаются в глобальные сети. Это пространство основывается на комплексе факторов и направлений развития каждой страны. Имеет место сильная корреляция между уровнем развития сферы высшего образования государства или отдельного региона и его конкурентоспособностью и привлекательностью на мировой арене.

Актуальность исследования сетевой модели взаимодействия университетов обусловлена тем, что сотрудничество этих элементов сферы высшего образования становится важнейшим видом деятельности, посредством которого государство может проявить себя в международном масштабе. В результате этого к вопросам, касающимся непосредственно образования, добавляются вопросы разного уровня и содержания, к примеру, с политической и экономической окраской. От профессионального решения этих вопросов зависят как состояние страны, так и состояние каждого отдельного ее гражданина, и уровень международного сотрудничества.

Если ранее можно было говорить об интернационализации в сфере высшего образования, когда значительную роль в сотрудничестве университетов играли национальные государства, то с активизацией процесса глобализации высшего образования непосредственными и практически независимыми акторами международного сотрудничества стали сами университеты.

Несомненно, что под влиянием глобализации меняются традиционные международные направления деятельности вузов. Результатом таких изменений, на наш взгляд, становится появление сетевой модели сотрудничества институтов как структуры, взаимодействие внутри которой характеризуется виртуальными особенностями. В данном ракурсе эта модель представляется нам как аналитический конструкт, который делает возможным упорядочивание процессов, происходящих в высшем образовании, позволяет осмысливать и контролировать их.

Таким образом, международная составляющая деятельности вуза предполагает отдельное развитие вуза в отдельной стране с большим количеством международных контактов. Глобальная составляющая объединяет все вузы в единую систему, способную развиваться и взаимодействовать в режиме on-line, в режиме «здесь-и-сейчас» в масштабах всей планеты на основе информационно-коммуникационных технологий.

Сетевая модель взаимодействия университетов представляет собой процесс, в котором отсталые и передовые, центральные и периферийные университеты связываются в глобальную сеть. Интерактивность между локальными университетами образует постоянно меняющуюся сеть и позволяет говорить о пространстве потоков. М. Кастельс рассматривает поток как «целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономической, политической, культурной и иных структурах общества» [2]. Основываясь на этом определении, можно предположить, что сетевая модель взаимодействия университетов в своей динамичности и

системности имеет форму культурного потока в рамках образовательного пространства, поскольку поток представляется здесь как выражение процессов, происходящих в обществе и доминирующих в общественной жизни.

Университет как социальный институт не является новым актором во взаимодействиях между государствами. Однако характер взаимодействия имеет отличительные характеристики, которые заключаются в степени влияния на этот институт различных национальных и наднациональных факторов и сил. В возможности невовлечения государства в интеракционные сети между различными индивидами и организациями в мировом масштабе Ф.Н. Юрлов видит суть глобализации [5].

Несмотря на то, что университет в век новой свободы выступает в роли автономного действующего лица, государство продолжает рассматривать его в качестве объекта политики, которому необходимы финансовая поддержка и новые формы управления. Свидетельством этого являются продолжающиеся попытки реформирования сферы высшего образования и закрепления новых стандартов жизнедеятельности. Таким образом, получается следующая картина. Во-первых, университет не исключается из общественной и инструментальной структуры государства и продолжает оставаться объектом политики государства. Во-вторых, с другой стороны, автономность университета проявляется в его международной активности, вне границ национальных государств, в то время как в рамках страны он остается объектом политических влияний.

В функционировании университетов на международной арене важным аспектом взаимодействия становится поддержание международного порядка. Основу порядка составляет сохранение юридической законности и действий в рамках соглашений, конвенций, принятых представителями различных государств. В этом находит свое воплощение правовая грань глобализации высшего образования.

Наиболее ярким воплощением сетевой модели взаимодействия университетов является европейское образовательное пространство как элемент реальности, созданный усилиями правительств европейских стран. Правовая база существования этого элемента реальности выражается во множестве соглашений, деклараций и других документов, очерчивающих принципы функционирования европейской системы университетов. Известным общеевропейским документом, посвященным развитию высшего образования в международном масштабе, является Болонская декларация 1999 года.

Несмотря на общие, политические, экономические противоречия (к примеру, отклонение подписания Европейской конституции и др.), взаимодействие между европейскими странами по отдельным направлениям деятельности (наиболее ярко - в плане университетского образования), может служить показателем жизнеспособности наднационального мультикультурного вида сотрудничества.

Стратегия действия глобальных акторов, в составе которых значительную роль стали играть транснациональные компании, по экономическим и политическим вопросам может не совпадать со стратегией национальных государств и правительств. Политика международных отношений строится на основании и по принципам законов мирового рынка. Складывается ситуация, когда финансовой базой функционирования учреждений высшего образования, а соответственно и элементами, определяющими направления их развития, являются как государство, так и независимые компании и организации, цели которых могут не совпадать с национальными.

Таким образом, государство влияет прямо или косвенно на направления развития сферы высшего образования в каждой стране. С выходом высшего образования на мировой уровень функционирования сила государственного регулирования начинает слабеть. Большое значение стали приобретать экономические силы транснациональных организаций. В частности, их влияние проявляется в появлении такого инструмента, как международные стажировки для лучших студентов и ученых, организуемые и оплачиваемые крупными компаниями. Целью такой политики является привлечение для дальнейшей работы в компании квалифицированных кадров с высоким потенциалом.

Чаще всего, для компании не имеет значение родная страна претендента. Таким образом, воздействие транснациональных компаний на высшее образование может заключаться в формировании и поддерживании процесса ориентирования молодых специалистов на космополитические стратегии поведения, когда определяющим фактором развития становятся не силы государства, а силы рынка и интересы компаний.

Существует противоположная точка зрения на значимость наднациональных организаций. В.К. Сенчагов говорит о том, что сутью действий наднациональных организаций является совокупность национальных интересов и, соответственно, тенденции международного развития имеют в своей основе интересы доминирующих стран и национальных правительств [4]. Среди сил, которые инициируют и определяют глобальные направления развития, указываются транснациональные круги Северной Америки, Японии и некоторых стран Европы [5]. С этой точкой зрения можно согласиться, если учесть силу процессов американизации и европеизации и «место рождения» большинства крупных компаний.

Таким образом, складывается ситуация, когда университет подвергается влиянию двух разнонаправленных сил: национальной и транснациональной. Выходя на

международный уровень взаимодействия, университет не исключается из социальной структуры государства и продолжает оставаться объектом политических действий. В то же время на жизнь университета начинают влиять ненациональные или транснациональные силы. Эти силы можно условно поделить на два вида: академические и неакадемические. Академические силы выражаются в появлении большого количества международных организаций, ассоциаций, советов и других объединений, участие в которых является для университетов показателем высокого статуса в сети взаимодействия. Второй вид транснациональных сил - крупные компании, которые ориентированы на поиск квалифицированного персонала и инновационных проектов по всему миру. Это проявляется во все увеличивающемся количестве стажировок для студентов и сотрудников вузов определенных специальностей, оплачиваемых крупными частными компаниями. Появился новый вид активности университетов - подготовка специалистов для иностранных компаний.

Находясь под влиянием двух разнонаправленных сил, выживаемость университета и повышение его статуса на международной арене зависит от способности найти компромисс между отмеченными национальными и глобальными силами, не утратив при этом свою фундаментальную функцию передачи знаний и трансляции культурных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возьмитель А. А. Глобализирующаяся Россия / А. А. Возьмитель // Мир России. 2004. № 1. С. 14-19.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/kastels_inform/ Обращение к ресурсу 05.02.2007 г.

3. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность / В.К. Левашов. http://ihtik.lib.rusociology.ru. Обращение к ресурсу 01.06.2007 г.

4. Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России / В.К. Сенчагов // ЭКО. 2002. № 3.

С. 21-36.

5. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации / Ф.Н. Юрлов // СОЦИС. 2001. № 3. С. 13-22.

Пономарева Екатерина Владимировна -

аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 25.03.08, принята к опубликованию 22.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.