Коряковцева О.А.
УДК 32:001.8; 32:303.8
Политическая социализация молодежи в образовательной системе России
В статье затрагиваются актуальные проблемы политической социализации молодежи в процессе образования. Рассматриваются различные модели политической социализации в историческом ракурсе. Выявляется специфика формирования современной модели в условиях общества переходного типа и нарастания позитивной трансформации отношения к политической социализации молодежи.
Ключевые слова: молодежь, образование, модель политической социализации, система ценностей, гражданская идентификация, общество переходного типа, позитивная трансформация отношений.
В последние годы с изменением обще-аучного осмысления ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
В последние годы с изменением общенаучного осмысления ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества. В процессе социальной жизни, включая и политическую ее сферу, человек, согласно Э.Фромму, должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе ценностей, чтобы избежать сомнений, мешающих ему осознанно жить1.
Разделяя определенные цели и имея конкретные критерии оценки поступков людей и явлений политической жизни, человек реализует потребность в отождествлении себя с другими представителями той социально-ролевой группы, к которой он себя относит. Каждая из социально-ролевых групп преследует определенные цели, зачастую носящие политический характер. Чем труднее и сложнее цель, тем выше мотивация, основанная на внушении людям перспективы реального достижения цели.
Процесс политической социализации и базовые установки политического поведения подрастающего поколения на современном этапе демонстрируют ситуацию, которая при дальнейшем ее углублении и развитии будет способна влиять на политическую систему российского общества. С учетом сложившейся ситуации государственной властью и обществом были созданы условия, способствующие позитивной трансформации отношения к политической социализации подрастающего поколения. Сегодня уже без отторжения звучат слова «гражданственность» и «патриотизм», «идентификация» молодого человека с государством, обществом, его политической системой.
Исследование политической социализации, получившее развитие в рамках психоаналитического и структурно-функционального подходов, подтверждает, что на современном этапе основой изучения по-
№ 4 2008 г.
литической социализации молодежи в любом обществе является теория политической поддержки, разработанная Дж.Денни-сом и Д.Истоном, в которой были даны определения этапам социализации подрастающего поколения с учетом формирования возрастных интересов и приоритетов. В современной научной литературе, рассматривающей процесс политической социализации, выделены типы политической культуры и соответствующие им модели политической социализации, исходя из характера взаимодействия индивида и политической системы общества, а также усвоенных им установок политического поведения: гармонического, плюралистического, гегемонистского и конфликтного.
Базовые политические нормы и ценности, а также установки политического поведения подрастающего поколения являются существенным фактором, способным обеспечить стабильность политической системы общества и дальнейшее функционирование государственной системы. Политическая социализация способствует формированию у подрастающего поколения определенного набора существующих и принятых в обществе политических норм и ценностей, а также установок политического поведения.
Под влиянием исторических условий развития в отечественной науке предпосылки формирования модели политической социализации начинают складываться с принятия Русью христианства. В качестве государственной идеологии христианство легло в основу модели политической социализации в дореволюционной российской школе. В данной модели проявляются характерные признаки плюралистических и конфликтных типов моделей. Появление учителей в роли агентов государственной власти показывает усиление позиций школы в общественной системе. Государственные образовательные учреждения способствуют закреплению социальной дифференциации в российском обществе.
В начале ХХ века политизация в российском обществе способствует проявлению в модели социализации конфликтных черт, внешние факторы оказывают существенное влияние на формирование радикализма среди учащихся, отразившегося в мас-
совых выступлениях подрастающего поколения в 1905-1906 гг., участии в демонстрациях, митингах, срыве занятий, избиении учителей. Подавлять выступления учащихся пришлось с помощью полиции и армии. Это произошло вследствие ослабления влияния такого внешнего фактора, как церковь, ослабления влияния агентов социализации - священников и существенного усиления стихийного воздействия различных политических групп и организаций российского общества.
В 30-е годы ХХ века в отечественном образовании формируется модель социализации, для которой были характерны ге-гемонистские черты. Существенным внешним фактором, оказывавшим влияние на складывание модели, являлась коммунистическая партия. Партийная власть четко определяла цель модели, способствуя формированию и функционированию новых методов, инструментов и механизмов социализации. В школе появляются и целенаправленно участвуют в политической социализации такие инструменты,какдетские и молодежные политические организации - пионерия и комсомол. Интенсивно используется механизм аверсивного контроля. В совокупности все методы, инструменты и механизмы способствуют развитию индокринации в данной модели. Модель политической социализации, получившая развитие в советской школе,направленная на «формирование нового человека», на начальном этапе своего развития была достаточно эффективной. Ослабление ее воздействия происходит из-за усиления роли школы в социальной дифференциации учащихся и включения в данный процесс ВЛКСМ.
На современном этапе определенный интерес представляет политическая социализация индивида в переходных обществах, для которых характерна размытость политических норм и ценностей, утрата роли доминировавших ранее в обществе агентов политической социализации, методов и инструментов данного процесса. При этом в научной литературе обращается внимание на то, что «идеальной», приемлемой для всех обществ модели политической социализации в пере-
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
ходные периоды не существует, так как не существует такой «идеальной» модели и в обществах со стабильной политической системой. Указывается, что на формирование модели политической социализации подрастающего поколения в различных странах могут оказывать существенное влияние совершенно противоположные факторы, такие как национальность, государственные политические институты, конфессии и т.п. В моделях, свойственных переходным этапам, происходит трансформация механизмов социализации и утрата основными агентами, семьей и школой, ведущей роли в данном процессе, наблюдается усиление доминирующей роли новых агентов политической социализации - средств массовой информации и референтных групп молодежной и подростковой субкультуры, появление новых инструментов политической социализации - телевизоров, компьютеров.
Определенный интерес представляет формирование моделей политической социализации в отечественных образовательных учреждениях в переходные периоды: в 20-е и 80-90-е годы ХХ века. Несмотря на то, что обе модели являются транзитивными, они не являются идентичными. Первая модель имеет прямой, целенаправленный характер социализации, вторая - стихийный. Формирование моделей происходило при относительно схожих внутренних и внешних условиях, но при этом, согласно предложенной Ф.Шмиттером типологии, первая модель имеет «революционную» категорию транзита, вторая - «навязанную». При этом для обеих моделей характерны черты конфликтного типа. На формирование данных транзитивных моделей существенное влияние оказали кардинально меняющиеся политические базовые ценности и модели политической культуры общества. В первой модели были использованы, хотя и трансформированные, методы и механизмы социализации, сложившиеся в дореволюционной школе2. Количество их было значительно увеличено. Усиление функции политической социализации в школе способствовало усилению ее роли в политической системе общества. В процессе складывания второй модели происходит нивелирование
имеющихся методов, механизмов и инструментов социализации в школе, которая утрачивает роль политического института. В этой модели агентами социализации начинают выступать СМИ и молодежная субкультура. Мы можем констатировать, что первая транзитивная модель политической социализации получила дальнейшее развитие и функционирование при формировании модели социализации в советской школе.
Вторая транзитивная модель 80-90-х годов ХХ века также оказала влияние на формирование модели политической социализации в современной российской школе. На данный момент процесс политической социализации подрастающего поколения является проблематичным как по своему характеру, так и по механизму социализации. Возникла ситуация, при которой во взрослый период социализации вступает поколение, у которого процесс формирования политических норм и ценностей шел в условиях разрушения сложившихся ранее базовых социальных, культурных и политических ориентиров.
На наш взгляд, формирование модели политической социализации в современных образовательных учреждениях России проходит под воздействием двух типов социализации: почвенно-национального, или коллективистского типа, и индивидуалистического, или либерального, типа. По-чвенно-национальный тип опирается на необходимость формирования национально-патриотических позиций учащихся, а индивидуалистический тип социализации предпочитает использовать модели образовательных систем западных стран.
Проблемой для формирования модели социализации в современной российской школе является отсутствие национальной государственной идеологии, на которую и должна опираться модель, достаточно сильное влияние регионального компонента в образовательных программах, оказывающих влияние в первую очередь на формирование этнической, конфессиональной идентификации, снижая тем самым приоритет идентификации гражданской3. С другой стороны, необходимо констатировать, что все же векторы
№ 4 2008 г.
формирования модели определены в федеральных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы»4, 5. Значение роли образовательных учреждений, ее агентов, инструментов в формировании гражданского сознания учащихся обсуждалось на встрече преподавателей общественных наук с В.В. Путиным в Ново-Ога-реве 18-21 июня 2007 года, где президент отметил, что «в условиях современного противоречивого мира ценность гуманитарного образования возрастает». В связи с этим на преподавателей ложится не самая простая задача: они должны не только передать ученикам и студентам знания по отечественной истории, но и сами понимать роль России и существующую политическую ситуацию. А для государства преподавание общественных наук для молодежи - это еще один из факторов решения приоритетных государственных задач.
Таким образом, мы можем констатировать, что политическая социализация
молодежи в любой модели государственного образовательного учреждения, способствуя социальной дифференциации молодежи и выступая в роли социального лифта, предоставляя учащимся возможность изменения своего социального статуса в дальнейшем, способствует не только усвоению ими социальных ролей, но и установок политического поведения, соответствующих этим ролям. Вектор развития модели политической социализации в школе определяется существующей в государстве политической властью.
1 Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание,1979.
2 Морозова Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар, 1998.
3 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. С.112.
4 Морозова Е.В. Жизненные идеалы и представления выпускников школы: взгляд через столетие //Человек. Сообщество. Управление. 2006, № 4.
5 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы: Государственная программа //Российская газета, 2001, 12 марта.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК