ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 296-300.
УДК 32(07): 34 Л.М. Аманова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Выявляется соотношение понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация», проводится анализ становления и развития гражданского воспитания в России как компонента политической социализации личности. Рассматриваются взаимоотношения личности и власти. Показывается, как реализация различного содержания гражданского воспитания сказывалась на зарождении различных типов политической социализации личности в истории России.
Ключевые слова: гражданское воспитание, внутренний и внешний аспекты политической социализации, сущность и цели гражданского воспитания в истории России, зарождение различных типов политической социализации.
Новейшая политическая история России конца XX - начала XXI вв. столкнулась с невиданным по глубине кризисом молодежной политики. Отсутствие четко обозначенных ориентиров, общенациональных ценностей и приоритетов развития, конъюнктурная линия на деидеологизацию российского общества привели к фактически полному свертыванию политического воспитания подрастающего поколения. Современная система образования полностью переключилась на реализацию задач обучения учащихся, а вопросы воспитания практически ушли из образовательных учреждений. Социальные и экономические проблемы постсоветского периода развития нашей страны выявили особую значимость гражданского воспитания подрастающего поколения.
Понятие «гражданское воспитание» в качестве исходного имеет родовую педагогическую категорию - категорию «воспитание», которая имеет в современной педагогической науке десятки трактовок. При определении понятия «воспитание» можно четко выделить два направления. Первое основано на взгляде на ребенка как на объект педагогического процесса, где важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Этот взгляд на воспитание как управление, влияние, воздействие характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе: цель развития -его социализация с позиций максимальной общественной полезности. Второе направление отражает новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания, осознание и признание ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признание его способности и права на саморазвитие, признание субъект-субъектных отношений. В этом случае ребенок не только активный субъект воспитания, он выступает как объект и субъект культуры [1].
В рамках социоцентрического подхода значение воспитания в узком смысле слова очень точно отразил С.Д. Поляков, давший следующее ее определение: воспитание - это приоритетно «целенаправленное влияние на ценностно-мотивационную сферу человека». В процессе воспитания у человека формируется система «личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев), т. е. система значимых для человека отношений к окружающей действительности и самому себе, которая проявляется через его интересы, мотивы, установки, стремления, ценности. Воспитание - всегда целенаправленный процесс, предполагающий определенное (более или менее жесткое) преобразование, изменение системы личностных смыслов человека, © Л.М. Аманова, 2012
целью которого является социализация в условиях данного общества. Результатом преобразования ценностно-мотивационной сферы человека для социализации его в политической системе общества будет политическая социализация личности, то есть процесс постоянного воспроизводства и развития политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие человеком (людьми) ее норм, ценностей и моделей политического поведения [1; 2].
Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты данного процесса. Внутри-личностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности, что предполагает включение процессов идентификации, адаптации и ориентации человека в политизированном социуме. С точки зрения политологии идентификация означает осознание человеком принадлежности его к определенной группе, помогающей осваивать политические нормы и ценности; адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов освоения окружающей среды; ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает политическое образование, интеграцию и поведение личности. Политическое образование предполагает получение индивидом элементарных знаний о политике, привитие определенных умений и навыков политической деятельности, воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, воспитание у него потребности в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрируется. Поведение характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида [3; 4].
В рамках субъектного подхода значение воспитания рассматривается как процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника по формированию уникальной целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В рамках данного подхода определение политической социализации (с учетом имеющихся определений у В. Пугачева, А. Со-
ловьева и К. Гаджиева) можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в данной политической системе и ориентироваться в принятии социально полезных политических решений [3; 4]. Для достижения эффективной политической социализации любой конкретной личности в обществе необходимо выстроить соответствующий воспитательный процесс. В политологии рассматривается два вида воспитательного воздействия на личность с целью ее политической социализации: политическое воспитание и гражданское воспитание. Отношение к реализации политического воспитания подрастающего поколения в различных государствах очень неоднозначное, и это связано в основном с общественной позицией отрицания политизации дошкольного и школьного образования. Совсем другое отношение - к осуществлению гражданского воспитания молодежи, хотя понятие «гражданское воспитание» однозначно не определено в политологии, а в педагогике под гражданским воспитанием понимают «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [5].
Пересечение объемов понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация» возможно, если вернуться к педагогическому определению с позиций социоцентрического подхода понятия «воспитание», конечной целью которого является социализация личности в обществе. Однако политическая социализация личности осуществляется на протяжении всей жизни человека, и в зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа: допартиципатор-ный (осуществляется первичная политическая социализация человека на эмоциональном уровне), партиципаторный (осуществляется вторичная политическая социализация, выражающаяся в непрерывной са-мокоррекции человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения) и постпартици-паторный (характеризуется значительным ослаблением политической социализации, чаще всего связанной с достижением пенсионного возраста). На различных этапах политической социализации меняются и внутренний, и внешний аспекты данного процесса, так как трансформируются социально-психологические качества человека и содержание общесоциального воздействия на личность со стороны агентов политической социализации.
Если же проанализировать определение понятия «гражданское воспитание» в современных исследованиях, то в содержание данного понятия входит процесс трансляции нравственной и правовой культуры, выстраивание равноправных взаимоотношений субъекта с различными институтами власти, с социальными группами и личностями, развитие собственных политических ориентаций самой политически активной личности. Например, гражданское воспитание - это «социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъект моральных, экономических, правовых и политических отношений в единстве социально ориентированных мыслей, чувств и деятельности» [6]; «специализированная, систематическая подготовка людей к общественной жизни в условиях демократии, это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [7]; «сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности; основная цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, потребности в деятельности на благо общества» [8]; «развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма» [9] и другие. Иными словами, во всех определениях понятия «гражданское воспитание» просматривается и частичное содержание понятия «политическая социализация». Поэтому с позиций современного состояния развития гражданского общества в странах с демократическим устройством общественной жизни под гражданским воспитанием мы понимаем компонент политической социализации, характеризующий процесс формирования и развития плюралистического типа взаимоотношений субъекта с институтами власти, его ответственного отношения к политике, к общечеловеческим ценностям, формирование критического мышления и выборочности в восприятии политической информации.
Научное осознание понятия «гражданское общество» исследователи связывают с трудами французских просветителей XVII-
XVIII вв. Вольтера и Монтескьё как представителей первого поколения просветителей и Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе как представителей второго поколения французского Просвещения. Отличительной чертой философии французского Просвещения была направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и улучшение гражданского общества.
Труды французских просветителей послужили отправной точкой для развития идей гражданского воспитания в России. К середине XVIII в. в общественно-педагогической мысли сложились два подхода к пониманию сущности и целей гражданского воспитания: утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму (растворение личности в общем), и общественнопатриотический, развивавший идеи государственности, патриотизма, возводящих служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Хотя общим идеологическим основанием обоих направлений служила система христианских религиознонравственных ценностей, представители общественно-демократического направления находили в религии источник духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, природного равенства всех перед Богом [10]. Данное содержание гражданского воспитания обусловливало первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы и плюралистический тип взаимодействия индивида и политической системы. Сформировавшийся идеал гражданина как свободной личности, обладающей такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооруженной защите Родины, личное достоинство и честь, для России XVIII в. явился прогрессивным элементом зарождающейся политической культуры гражданского общества.
К началу XIX в. в странах Западной Европы и США после буржуазных революций идет становление национальных государств и зарождение основ либерального гражданского общества.
В первой четверти XIX в. в России гражданское воспитание как система формируется в сфере деятельности общественных организаций, находящихся в оппозиции к существующей власти. Неоднородность общественно-педагогического движения в
XIX в. проявилась в разработке трех моделей гражданского образования: либеральнодемократической; радикально-демократи-
ческой и народно-демократической [10].
Педагоги-гуманисты, придерживающиеся либерально-демократических взглядов, видели недостаток развития образования в России в том, что оно ориентировано преимущественно на нужды государства, но не на потребности духовного развития личности, осознавали необходимость защиты прав растущего человека. Такое содержание гражданского воспитания приводило к односторонней политической социализации личности, которая предполагала целенаправленное воздействие политической системы на индивида, но в то же время пред-
полагала уважение гражданских прав растущего человека.
Представители народно-демократической модели образования, придерживаясь идеала правового государства и гражданского общества, признавали самоценность человеческой личности и ориентировались на нее в определении цели воспитания: «...основной целью воспитания может быть только сам человек, т. к. все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека...» (К.Д. Ушинский) [10].
По мнению радикальных демократов, задача гражданского воспитания заключалась в подготовке молодежи к деятельности, направленной на удовлетворение разумных человеческих потребностей, органически сочетающих личные и общественные интересы, а путь, по которому следует идти каждому человеку, - это честный самоотверженный труд в интересах общества. Школа должна сформировать человека, обеспокоенного общественными делами, готового к насильственным действиям, то есть ориентированного на улучшение жизни путем ее разрушения во имя идей о всеобщем социальном равенстве. Революционеры пытались использовать школу в интересах политической борьбы, вовлечь учащихся в антиправительственную деятельность.
К концу XIX в. в российском общественном сознании уже сложились достаточно отчетливые представления о сущности гражданского общества, однако дальнейшее развитие гражданского общества, как и возможность воспитания гражданских качеств, объективно сдерживались отсутствием демократических традиций, сохранением абсолютной монархии. Кроме этого, в общественном сознании наряду с плюралистическим типом политической социализации формируется и конфликтный тип.
В начале XX в. в общественных науках России особое внимание уделялось роли истории, родного языка и словесности, географии, законоведения в развитии гражданского воспитания, национального самосознания и национальной гордости. Условием, способствующим зарождению и укреплению гражданских, патриотических чувств у подрастающих поколений, должно было явиться единство воспитательных усилий государственной власти, общества, семьи и школы. Однако Первая мировая война показала всю несостоятельность политики в сфере гражданского воспитания юношества того периода. Общество не смогло найти внутренних сил, адекватных форм и средств, которые могли бы противостоять разрушению гражданского, национального самосознания российского народа. Конфликтный тип политической социализации привел Россию к революции, установлению
тоталитарного типа взаимодействия личности и власти.
Для советского периода характерен практически полный отказ от идей прав и свобод гражданина, содержание гражданского воспитания почти полностью повторяет патриотическое воспитание, и единственным долгом гражданина являлось служение Отечеству.
Нынешнее российское общество находится на этапе становления новой формы государственности, в обществе идет смена не только экономического уклада жизни, но и социально-политической системы, политического режима, гражданских начал, ментальных основ жизнедеятельности людей. Эти процессы сопровождаются глубоким экономическим кризисом в мире, вслед за которым в экономически слабых государствах идет политический кризис. Страны Запада, не заинтересованные в становлении сильного российского государства, ведут полномасштабную идеологическую войну по подрыву ценностных оснований менталитета граждан через СМИ и масс-медиа средствами «мягкой власти» (инструментами
влияния выступают интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы). Если к этим негативным явлениям прибавить еще и необдуманно подробный разбор темных, неприглядных сторон современной действительности и исторического прошлого на школьных уроках и в средствах массовой информации, то совсем неудивительно наличие деморализованной части российского общества, для которого личная нажива является приоритетной жизненной задачей. Такую порочную практику преподавания учебных дисциплин еще в начале ХХ в. критиковал А.А. Мусин-Пушкин, который считал, что в деле гражданского воспитания недопустимы бюрократизм, формализм и излишняя регламентированность. России необходима продуманная система государственного и общественного гражданского воспитания, которая явилась бы базой для дальнейшей политической социализации личности в демократическом обществе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
[2] Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996. 80 с.
[3] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Аспект Пресс, 2002. 477 с.
[4] Общая и прикладная политология : учеб. пособие / под общей ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М. : МгСУ : Союз, 1997. 992 с.
[5] Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1993. С. 224.
[6] Белозерова Л. С. Гражданское воспитание старших подростков в творческой деятельности туристических объединений : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 187 с.
[7] Антонова Е. С. Гражданско-политическое воспитание французских школьников как фактор демократизации современного европейского общества. Ш1_: http://www.tambov.orags.org/ соп1ЧпН0-09МаУапЬгюуа.с1ос (дата обращения: 10.02.2011).
[8] Астахова А. А. Вопросы гражданского воспитания на современном этапе и в трудах К.Э. Циолковского : докл. на научных чтениях памяти К.Э. Циолковского. г. Калуга. Ш1_: http://readings.gmik.ru/lekture/2006-VOPROSI-0РА2НОАМ8КО0О_УО8РІТАМІ... (дата обращения: 10.02.2011).
[9] Новиков А. М. Что воспитывается в обучающемся? Ш1_: http://www.anovikov.ru/artikle/
vospit.htm (дата обращения: 06.02.2011).
[10] История развития гражданского воспитания в России. URL: http://www.superinf.ru/view_article. php?id=262 (дата обращения: 10.02.2011).